logo search
Научно-практический комментарий (поглавный) к Т

Глава 46 "Особенности совершения таможенных операций в отношении товаров, содержащих объекты интеллектуальной собственности"

В соответствии с п. 9 ст. 6 ТК таможенные органы наделены полномочиями по обеспечению в пределах своей компетенции защиты прав интеллектуальной собственности на таможенной территории таможенного союза. В комментируемой главе указанная функция реализуется таможенными органами посредством принятия мер по защите прав правообладателей на объекты интеллектуальной собственности, связанных с приостановлением выпуска товаров, содержащих объекты интеллектуальной собственности (п. 1 ст. 328 ТК).

Следует отметить, что ТК под объектами интеллектуальной собственности понимает товары, содержащие объекты авторского права, смежных прав, товарные знаки, знаки обслуживания и места происхождения товаров (далее - объект интеллектуальной собственности).

В п. 2 ст. 328 ТК содержится исчерпывающий перечень товаров, в отношении которых не применяются меры по защите прав на объекты интеллектуальной собственности. К их числу относятся товары, перемещаемые:

1) физическими лицами для личного пользования, в том числе пересылаемых в их адрес в международных почтовых отправлениях. При этом обязательным условием для неприменения указанных мер является некоммерческий характер такого перемещения.

2) в соответствии с таможенной процедурой таможенного транзита;

3) дипломатическими представительствами, консульскими учреждениями, иными официальными представительствами иностранных государств, международными организациями, персоналом этих представительств, учреждений и организаций, для официального и личного пользования.

Исходя из основной цели приостановления выпуска товаров - обеспечение защиты нарушенных прав лица на объекты интеллектуальной собственности, п. 3 ст. 328 комментируемой главы предусмотрено, что меры по защите прав на объекты интеллектуальной собственности не препятствуют правообладателю прибегнуть к любым другим средствам защиты своих прав в соответствии с национальным законодательством. В частности, в Российской Федерации такие способы защиты предусмотрены частью 4 разделом VII Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ). Более того, таможенные органы принимают указанные меры именно для того, чтобы правообладатель мог реализовать право на судебную и административную защиту.

Одним из инструментов таможенного контроля по защите интересов правообладателей является Таможенный реестр объектов интеллектуальной собственности. Следует заметить, что в соответствии со ст. 330 комментируемой главы таможенные службы государств - членов таможенного союза защищают объекты интеллектуальной собственности, внесенные как в национальный таможенный реестр объектов интеллектуальной собственности, так и в Единый таможенный реестр объектов интеллектуальной собственности государств - членов таможенного союза (далее - Единый реестр). В свою очередь, согласно п. 4 ст. 328 комментируемой главы такая защита может осуществляться и в отношении объектов интеллектуальной собственности, не включенных в такие таможенные реестры. Регулирование данного вопроса осуществляется на национальном уровне.

В соответствии с п. 3 ст. 330 комментируемой главы условия включения объектов интеллектуальной собственности в Единый реестр и порядок его ведения, определяется международным договором государств - членов таможенного союза. В развитие указанной нормы принято Соглашение о Едином таможенном реестре объектов интеллектуальной собственности государств - членов таможенного союза от 21 мая 2010 года*(371).

Соглашение устанавливает порядок ведения Единого таможенного реестра объектов интеллектуальной собственности государств - членов Таможенного союза; порядок включения в реестр объектов авторских и смежных прав, товарных знаков и знаков обслуживания; порядок взаимодействия таможенных органов государств - членов Таможенного союза между собой, а также с правообладателями или лицами, представляющими их интересы, государственными органами, иными организациями и гражданами по вопросам, связанным с ведением Единого реестра.

В Единый реестр на основании заявления правообладателя включаются объекты интеллектуальной собственности, подлежащие правовой охране в каждом из государств - членов Таможенного союза. Полномочие по ведению Единого реестра объектов интеллектуальной собственности Комиссией переданы ФТС России. Перечень объектов интеллектуальной собственности, внесенных в Единый реестр, публикуется в официальных изданиях и в сети Интернет на официальных сайтах Комиссии и таможенных органов государств - членов таможенного союза.

Спорные вопросы, связанные с толкованием и (или) применением положений Соглашения должны разрешаться путем переговоров и консультаций, а при невозможности их урегулирования - в Суде Евразийского экономического сообщества. Комиссия также оказывает содействие в урегулировании спора.

В целях реализации Соглашения Комиссией принято Решение N 290 о Регламенте взаимодействия таможенных органов государств - членов таможенного союза по вопросам ведения единого таможенного реестра объектов интеллектуальной собственности от 18 июня 2010 года*(372).

Согласно п. 2 Решения данный Регламент устанавливает порядок действий центральных таможенных органов государств - членов таможенного союза, связанный с включением объектов интеллектуальной собственности в Единый таможенный реестр объектов интеллектуальной собственности государств - членов таможенного союза; отказом во включении объектов интеллектуальной собственности в Единый реестр; продлением сроков включения объектов интеллектуальной собственности в Единый реестр; внесением изменений и дополнений в Единый реестр; исключением объектов интеллектуальной собственности из Единого реестра.

Порядок и условия включения в таможенный реестр объектов интеллектуальной собственности, который ведется в таможенном органе государства - члена таможенного союза, определяется в соответствии с национальным законодательством этого государства.

Так, в Республике Казахстан данный порядок устанавливается главой 53 Кодекса "О таможенном деле в Республике Казахстан".

В Республике Беларусь - глава 12 Таможенного кодекса Республики Беларусь от 4 января 2007 года N 204-З.

В Российской Федерации - глава 42 Федерального закона "О таможенном регулировании в Российской Федерации".

Следует отметить, что ведение национальных реестров стран - участниц таможенного союза осуществляется органами, уполномоченными в области таможенного дела, в порядке, установленном этими органами. В частности, в РБ - Государственный таможенный комитет, в Республике Казахстан - Комитет таможенного контроля Министерства финансов Республики Казахстан, в Российской Федерации - Федеральная таможенная служба, которая осуществляет указанное полномочие в порядке, установленном Приказом ФТС России от 13 августа 2009 года N 1488 "Об утверждении Административного регламента Федеральной таможенной службы по исполнению государственной функции по ведению таможенного реестра объектов интеллектуальной собственности"*(373).

В Российской Федерации включение объектов в таможенный реестр объектов интеллектуальной собственности осуществляется на следующих условиях.

1) Принятие ФТС России решения о принятии мер, связанных с приостановлением выпуска товаров в порядке, предусмотренном ст. 306 Федерального закона "О таможенном регулировании в Российской Федерации".

Указанная норма регламентирует порядок подачи и рассмотрения заявления правообладателя о принятии мер, связанных с приостановлением выпуска товаров. В соответствии с процедурой, установленной Федеральным законом "О таможенном регулировании в Российской Федерации", заявление подается в ФТС России.

Заявление с просьбой о принятии таможенными органами указанных мер может быть подано обладателем исключительных прав на объекты авторского права и смежных прав, на товарные знаки, знаки обслуживания и обладателем права пользования наименованием места происхождения товара при наличии достаточных оснований, свидетельствующих о нарушении его прав на результаты интеллектуальной деятельности в связи с перемещением этих товаров.

Между тем, ч. 2 ст. 306 Федерального закона "О таможенном регулировании в Российской Федерации" устанавливает исчерпывающий перечень сведений, которые должен указать правообладатель (его представитель) в заявлении о принятии мер по приостановлению выпуска товаров. К ним относятся сведения:

- о правообладателе (представителе, если заявление подается представителем);

- об объекте интеллектуальной собственности;

- о товарах, ввоз которых в РФ или их вывоз из РФ или совершение с которыми иных действий во время их нахождения под таможенным контролем, по мнению правообладателя, влечет нарушение его прав, достаточно подробные для того, чтобы таможенные органы могли выявить такие товары;

- о сроке, в течение которого требуется принятие меры таможенными органами.

Тем самым, перечисленные сведения позволяют таможенному органу идентифицировать перемещаемые через таможенную границу товары с товарами, указанными в заявлении, установить правомочия лица, чьи права предположительно нарушены, в отношении объектов интеллектуальной собственности, а также определить срок, в течение которого таможенные органы будут предпринимать меры, направленные на защиту прав заявителя.

К заявлению с просьбой о принятии мер по приостановлению выпуска товаров прилагаются:

- документы, подтверждающие наличие права лица на объекты интеллектуальной собственности (например, свидетельство, договор об отчуждении исключительного права и т.д.);

- надлежащим образом оформленная доверенность (если заявление подается представителем правообладателя);

- образцы товаров, которые могут служить подтверждением, по мнению лица, факта нарушения его прав на объекты интеллектуальной собственности (указанные образцы представляются по желанию правообладателя).

Одновременно с заявлением требуется также предоставление письменного обязательства заявителя о возмещении имущественного вреда, который может быть причинен декларанту, собственнику, получателю товаров или иным лицам в связи с приостановлением выпуска товаров.

Изменение сведений, указанных правообладателем в заявлении, а также содержащихся в документах, прилагаемых к указанному заявлению, влечет обязанность правообладателя незамедлительно уведомить о таких изменениях ФТС России.

Срок рассмотрения заявления о принятии мер, связанных с приостановлением выпуска товаров, не должен превышать один месяц со дня его поступления. Указанный срок может быть продлен ФТС России, но не более чем до двух месяцев, только в случае необходимости получения дополнительных сведений, запрашиваемых у третьих лиц и государственных органов.

По результатам рассмотрения заявления ФТС России принимает одно из следующих решений:

- о принятии мер, связанных с приостановлением выпуска товаров;

- об отказе в принятии таких мер и во включении объекта интеллектуальной собственности в таможенный реестр объектов интеллектуальной собственности, связанных с приостановлением выпуска товаров.

2) Обеспечение правообладателем исполнения обязательства о возмещении имущественного вреда способами, предусмотренными гражданским законодательством. Обязательство, возникшее вследствие причинения вреда, может быть обеспечено правообладателем залогом, поручительством, банковской гарантией (глава 23 ГК РФ). Согласно ст. 307 Федерального закона "О таможенном регулировании в Российской Федерации", помимо указанных способов, обязательство о возмещении имущественного вреда может быть обеспечено также договором страхования риска ответственности за причинение вреда в пользу лиц, которым может быть причинен имущественный вред в связи с приостановлением выпуска товаров. При этом установлено, что сумма обеспечения обязательства или страховая сумма должна быть не менее 300 тыс. руб.

Ст. 329 ТК комментируемой главы предусматривает двухгодичный срок защиты прав правообладателя на объекты интеллектуальной собственности. Этот срок устанавливается при включении объектов интеллектуальной собственности в таможенные реестры. Данная статья также предусматривает возможность продления указанного срока неограниченное количество раз на основании заявления правообладателя.

В Таможенном кодексе Республики Беларусь такая возможность отсутствует. По истечении срока защиты прав интеллектуальной собственности таможенными органами Республики Беларусь правообладатель может вновь обратиться в Государственный таможенный комитет с заявлением об осуществлении таможенными органами мер по защите прав на объекты интеллектуальной собственности.

Вместе с тем, следует учитывать, что таможенные органы правомочны принимать меры, связанные с приостановлением выпуска товаров, только в пределах действия прав правообладателей на соответствующий объект интеллектуальной собственности.

Кратко охарактеризуем порядок приостановления выпуска товаров, в отношении которых таможенным органом обнаружены признаки нарушения прав интеллектуальной собственности, предусмотренный ст. 331 ТК.

Приостановление выпуска товаров, выражается в непредоставлении таможенным органом разрешения пользоваться и (или) распоряжаться товарами в соответствии с заявленной таможенной процедурой до истечения срока, на который выпуск приостановлен. Возможность приостановления выпуска товаров согласуется с п. 3 ст. 196 ТК.

Срок, на который может быть приостановлен выпуск товаров, составляет десять рабочих дней. Указанный срок может быть продлен таможенным органом, но не более чем еще на десять рабочих дней, и только в случае, если правообладатель или лица, представляющие его интересы, обратились в уполномоченные органы за защитой прав правообладателя в соответствии с национальным законодательством.

Полномочиями по принятию решения о приостановлении выпуска товаров, принимаемое в письменной форме, наделены руководитель таможенного органа или уполномоченное им лицо.

В п. 2 ст. 331 комментируемой главы установлена обязанность таможенного органа не позднее следующего дня после приостановления выпуска товаров уведомить об этом декларанта и правообладателя (лиц, представляющих их интересы), а также сообщить декларанту сведения о правообладателе (лицу, представляющего его интересы), а последнему - о декларанте (лицу, представляющего его интересы). Закрепление высокого уровня принятия решения, а также обязанности скорейшего уведомления заинтересованных лиц направлено на обеспечение защиты не только нарушенных прав обладателя интеллектуальной собственности, но также и прав участника внешнеэкономической деятельности, которые ограничиваются принятием такого решения.

В случае, если в установленном законом порядке факт нарушения не нашел своего подтверждения, правообладатель должен возместить причиненные лицам в результате приостановления выпуска товаров убытки, под которыми, например, ст. 15 ГК РФ понимает реальный ущерб (расходы, которые лицо произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества) и упущенную выгоду (неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено).

Следует отметить, что в комментируемую главу вошли положения (п. 4 ст. 331), предусматривающие право таможенного органа приостановить выпуск товаров, не включенные в национальный таможенный реестр и единый таможенный реестр объектов интеллектуальной собственности, в отношении которых имеются доказательства о нарушении прав интеллектуальной собственности, по собственной инициативе, без заявления правообладателя. Данный порядок осуществляется в соответствии с национальным законодательством государств - членов таможенного союза. В частности, в Кодексе Республики Казахстан "О таможенном деле в Республике Казахстан" данная процедура предусмотрена ст. 441; в Российской Федерации - ст. 308 Федерального закона "О таможенном регулировании в Российской Федерации".

Важно отметить, что таможенное законодательство РБ не предусматривает возможность осуществления данной процедуры.

Ст. 332 ТК предусмотрены основания для отмены решения о приостановлении выпуска товаров. Руководитель таможенного органа или уполномоченное им лицо, принявший решение о приостановлении выпуска товаров, принимает решение об отмене приостановления выпуска товаров до истечения срока приостановления, если:

1) правообладатель (его представитель) обратился в таможенный орган с соответствующей просьбой. В этом случае решение принимается в день обращения правообладателя в таможенный орган.

2) объект интеллектуальной собственности исключен из таможенного реестра объектов интеллектуальной собственности, который ведется таможенным органом государства - члена таможенного союза и единого таможенного реестра объектов интеллектуальной собственности государств - членов таможенного союза (например, на основании заявления правообладателя, при выявлении представления неполных и недостоверных сведений, при прекращении правовой охраны объекта интеллектуальной собственности в установленном порядке). В этом случае отмена решения о приостановлении выпуска товаров осуществляется в день, когда должностному лицу стало известно об исключении объекта интеллектуальной собственности из реестра.

3) иные случаи определены законодательством государств - членов таможенного союза. К примеру, ст. 310 Федерального закона "О таможенном регулировании в Российской Федерации" установлено, что декларант при наличии письменного согласия правообладателя на уничтожение товаров может заявить таможенную процедуру уничтожения товаров, выпуск которых приостановлен. В РБ решение о приостановлении таможенного оформления товаров, содержащих объекты интеллектуальной собственности, подлежит отмене до истечения срока приостановления таможенного оформления товаров, если уполномоченным в соответствии с законодательством органом принято решение об изъятии товаров, о наложении на них ареста или об их конфискации (п. 4 ст. 95 Таможенного кодекса Республики Беларусь).

После отмены решения о приостановлении выпуска товаров выпуск товаров осуществляется в общеустановленном порядке (глава 28 ТК).

Основной целью применения таможенным органом мер, связанных с приостановлением выпуска товаров, является обеспечение защиты нарушенных прав правообладателя интеллектуальной собственности. Однако, на момент приостановления выпуска товаров факт нарушения не является очевидным, поэтому с письменного разрешения таможенного органа правообладатель, декларант (их представители) для целей обеспечения защиты своих прав вправе проводить под таможенным контролем исследование товаров, в отношении которых принято решение о приостановлении выпуска, осматривать, фотографировать или иным образом фиксировать такие товары, брать их пробы и образцы (ст. 333 ТК).

Кроме того, указанной нормой предусмотрено, что правообладатель (его представитель) вправе запрашивать у таможенного органа необходимую для целей доказывания факта нарушения дополнительную информацию. Указанная информация является конфиденциальной, поэтому не должна разглашаться, передаваться третьим лицам, а также государственным органам, за исключением случаев, предусмотренных законодательством (например, в ходе гражданского, административного и уголовного производства). Представляется, что на этапе приостановления выпуска товаров таможенные органы правомочны предоставлять правообладателю не любую информацию, а лишь ту, которая необходима и достаточна для целей доказывания факта нарушения прав интеллектуальной собственности.