logo search
Научно-практический комментарий (поглавный) к Т

Глава 48 "Перемещение транспортных средств международных перевозок при осуществлении международных перевозок товаров, пассажиров и багажа"

Ст. 340 ТК закрепляет, что перемещение транспортных средств международных перевозок (включая порожние) через таможенную границу таможенного союза осуществляется в соответствии с таможенными процедурами временного ввоза и временного вывоза.

Общий глоссарий, предусмотренный ст. 4 ТК, содержит определение транспортных средств международных перевозок, под которыми понимаются транспортные средства, ввозимые на таможенную территорию таможенного союза или вывозимые за ее пределы в целях начала и (или) завершения международной перевозки грузов, пассажиров и (или) багажа, с находящимися на них специальным оборудованием, предназначенным для погрузки, разгрузки, обработки и защиты грузов, предметами материально-технического снабжения и снаряжения, а также запасными частями и оборудованием, предназначенными для ремонта, технического обслуживания или эксплуатации транспортного средства в пути следования.

При этом транспортные средства рассматриваются как категория товаров, включающая любое водное судно, воздушное судно, автомобильное транспортное средство, прицеп, полуприцеп, железнодорожное транспортное средство (железнодорожный подвижной состав, единица железнодорожного подвижного состава) или контейнер с предусмотренными для них техническими паспортами или техническими формулярами запасными частями, принадлежностями и оборудованием, горюче-смазочными материалами, охлаждающими и иными техническими жидкостями, содержащимися в заправочных емкостях, предусмотренных их конструкцией, если они перевозятся вместе с указанными транспортными средствами.

Важно отметить, что положения комментируемой главы не распространяются на транспортные средства для личного пользования, перемещение которых регулируется нормами главы 49 ТК.

В зависимости от того, какой вид транспорта используется, различаются международные железнодорожные, международные автомобильные, международные воздушные и международные морские перевозки.

Источниками, содержащими определение международных перевозок, являются международные соглашения (транспортные конвенции). Однако необходимо обратить внимание на то, что конвенционные определения имеют конкретное содержание и относятся к регулированию определенного вида международной перевозки. Так, например, в соответствии с Варшавской конвенцией 1929 года об унификации некоторых правил, касающихся международных воздушных перевозок, с изменениями, внесенными Гаагским протоколом 1955 года о поправках к Варшавской конвенции, международной перевозкой называется перевозка, при которой:

1) либо место отправления и место назначения, вне зависимости от того, имеется ли перерыв в перевозке, расположены на территории двух государств - участников;

2) либо предусмотрена остановка на территории иностранного государства (при этом не обязательно, чтобы это была территория государства - участника Конвенции), а расположение места отправления и места назначения значения не имеют.

Таким образом, в Варшавской конвенции понятие "международная перевозка" имеет конкретное содержание, применимое к отношениям, составляющим предмет регулирования именно этой Конвенции.

Важно отметить, что и значение других конвенционных терминов следует понимать лишь в контексте данной международной конвенции.

Так, например, в Женевской конвенции о договоре международной дорожной перевозке грузов (КДПГ) 1956 года специально оговаривается, что при применении настоящей Конвенции под "транспортным средством" следует понимать автомобили с полуприцепами, прицепы и полуприцепы. Таким образом, в Конвенции понятие "транспортное средство" наделено самостоятельным содержанием, независимо от его определения в национальном законодательстве государств.

Согласно п. 3 ст. 340 ТК положения комментируемой главы применяются также в отношении временно вывозимых с таможенной территории таможенного союза и ввозимых обратно на такую территорию:

1) водных судов, используемых для рыболовства, разведки и разработки минеральных и других неживых ресурсов морского дна и его недр, лоцманской и ледокольной проводки, поисковых, спасательных и буксирных операций, подъема затонувшего в море имущества, гидротехнических, подводно-технических и других подобных работ, санитарного, карантинного и другого контроля, защиты и сохранения морской среды, проведения морских научных исследований, в учебных, спортивных и культурных целях, а также в иных целях, связанных с торговым мореплаванием;

2) гражданских и государственных воздушных судов, воздушных судов, используемых в экспериментальной авиации (осуществляющих экспериментальные полеты), не используемых для международных перевозок товаров и пассажиров;

3) железнодорожного подвижного состава, используемого для ремонтно-восстановительных и иных работ, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности.

В соответствии со ст. 341 ТК транспортные средства международной перевозки, пересекающие таможенную границу, подлежат остановке и стоянке в местах перемещения товаров через таможенную границу для проведения таможенных операций, предусмотренных ТК.

Комментируемой главой установлена продолжительность стоянки, которая определяется исходя из времени, необходимого для проведения таможенных операций.

Однако для воздушного, железнодорожного и автомобильного транспорта продолжительность стоянки не должна превышать три часа, а для водного транспорта - восемь часов, за исключением случаев, когда:

1) начало или завершение таможенных операций не могут быть осуществлены по независящим от таможенных органов причинам;

2) помещение под таможенную процедуру товаров, перевозимых на этих транспортных средствах международной перевозки, осуществляется непосредственно в местах перемещения товаров через таможенную границу;

3) в отношении товаров, перевозимых на этих транспортных средствах международной перевозки, в соответствии со ст. 218 ТК применено таможенное сопровождение в качестве меры обеспечения таможенного транзита;

4) временное хранение транспортных средств международной перевозки осуществляется в местах временного хранения, расположенных на территории мест перемещения товаров через таможенную границу.

Отправление транспортных средств международной перевозки из мест их стоянки в местах перемещения товаров через таможенную границу производится после завершения таможенных операций, предусмотренных главами 23 и 24 ТК.

В п. 5 ст. 341 содержится норма, предусматривающая, что транспортные средства международной перевозки перемещаются через таможенную границу без применения мер нетарифного и технического регулирования.

Временный ввоз на таможенную территорию таможенного союза транспортных средств международной перевозки осуществляется без уплаты таможенных пошлин, налогов, что обусловлено определенной целью их ввоза - международная перевозка товаров, пассажиров и багажа. В п. 1 ст. 342 ТК приведены условия, одновременное соблюдение которых предполагает освобождение от уплаты таможенных пошлин и налогов.

Во-первых, транспортное средство международной перевозки должно быть зарегистрировано на территории иностранного государства за иностранным лицом.

Регистрация транспортного средства является необходимым условием использования его в международном движении. Обязательность регистрации транспортного средства на территории одного из государств предусмотрена рядом международных соглашений. Так, например, Конвенция ООН о дорожном движении, заключенная в Вене 8 ноября 1968 года, провозглашает, что обязательным условием участия автомобиля в международном движении является его регистрация в одной из договаривающихся сторон. Требование об обязательной регистрации воздушного судна, занятого в обслуживании международных воздушных линий на территории одного из государств, предусмотрено Конвенцией о международной гражданской авиации, заключенной в Чикаго 7 декабря 1944 года.

Транспортное средство регистрируется компетентными органами государства путем внесения сведений о транспортном средстве, его собственнике в соответствующий реестр. Регистрация транспортного средства за собственником является единственным доказательством существования зарегистрированного права собственности на транспортное средство. Собственнику транспортного средства выдается свидетельство о регистрации.

В то же время участие в международном движении морских и воздушных судов связано с предоставлением государством права использования судна от имени государства. Согласно ст. 91 Конвенции ООН по морскому праву, заключенной 10 декабря 1982 года в Мотего-Бее (Ямайка), каждое государство определяет условия предоставления своей национальности судам, регистрации судов на его территории и права плавать под его флагом. Морские и воздушные суда имеют национальность государства, под флагом которого они используются.

Во-вторых, транспортное средство международной перевозки ввозится на таможенную территорию таможенного союза и используется иностранным лицом, за исключением случаев, когда транспортное средство международной перевозки используется лицом государства - члена таможенного союза, надлежащим образом уполномоченным иностранным лицом на оказание услуг по перевозке доверенностью в простой письменной форме или договором на оказание таких услуг, для завершения или начала международной перевозки грузов, пассажиров и (или) багажа на таможенной территории таможенного союза либо за ее пределами.

Иными словами, условием освобождения от уплаты таможенных платежей является ввоз транспортного средства на таможенную территорию таможенного союза иностранным лицом и использование его на таможенной территории этим же лицом. Вместе с тем закон допускает случаи, когда временно ввезенное транспортное средство используется лицом государства - члена таможенного союза, надлежащим образом уполномоченным на такое использование. Указанное исключение имеет место быть, например, при передаче судна российскому фрахтователю по договору фрахтования судна на время (тайм-чартер). По тайм-чартеру судовладелец обязуется предоставить фрахтователю судно и услуги членов экипажа в пользование на определенный срок для перевозок пассажиров, грузов или для иных целей торгового мореплавания (ст. 198 Кодекса торгового мореплавания Российской Федерации от 30 апреля 1999 года*(378)). Предоставление судна фрахтователю означает, прежде всего передачу ему правомочий пользования, права коммерческой эксплуатации судна от своего имени. Судно предоставляется фрахтователю временно, иначе говоря, на обусловленный срок, по истечении которого фрахтователь обязан возвратить его судовладельцу.

В этом случае правомочия российского лица по использованию транспортного средства должны подтверждаться документами, оформленными в соответствии с законодательством. В частности, в приведенном примере полномочия российского лица подтверждаются договором тайм-чартера, для которого ст. 201 Кодекса торгового мореплавания предусмотрена простая письменная форма. Если документы, подтверждающие полномочия, оформлены на территории иностранного государства, действуют правила, применяемые к оформлению документов на территории этого государства.

В соответствии с п. 2 ст. 342 транспортные средства международной перевозки, временно ввезенные на таможенную территорию таможенного союза, имеют статус иностранных товаров.

По общему правилу таможенная процедура временного ввоза транспортных средств международной перевозки завершается их обратным вывозом в установленные сроки или помещением под таможенные процедуры, за исключением таможенной процедуры таможенного транзита.

ТК устанавливается срок временного ввоза транспортных средств международной перевозки, под которым понимается период времени, в течение которого транспортное средство может использоваться на таможенной территории таможенного союза.

Так ст. 343 ТК предусмотрено, что обратный вывоз временно ввезенного транспортного средства должен быть осуществлен после завершения операций перевозки, для совершения которой транспортное средство было ввезено. При решении вопроса о соблюдении срока временного ввоза необходимо исходить из того, что транспортное средство должно быть вывезено в разумный срок, при этом должны учитываться особенности транспортного средства, маршрута транспортировки, характера операций, совершаемых с товарами пути следования (погрузка, разгрузка и т.д.) и иные обстоятельства.

Важно отметить, что срок временного ввоза, исчисляется с учетом срока таможенного транзита, если иное не установлено международными договорами.

При невозможности вывоза транспортных средств международной перевозки в рассмотренные сроки по мотивированному запросу заинтересованного лица таможенный орган продлевает срок временного ввоза транспортного средства международной перевозки на время, необходимое для устранения причин, по которым невозможен вывоз транспортного средства международной перевозки.

Согласно п. 4 ст. 342 ТК вывоз с таможенной территории таможенного союза временно ввезенных транспортных средств международной перевозки может осуществляться через любой таможенный орган.

Одно из общих требований таможенной процедуры временного ввоза заключается в том, что временно ввезенные товары должны оставаться в неизменном состоянии, за исключением изменений вследствие естественного износа или естественной убыли при нормальных условиях перевозки (транспортировки), хранения и (или) использования (эксплуатации). С временно ввезенными товарами допускается совершать операции, необходимые для обеспечения их сохранности, включая ремонт (за исключением капитального ремонта и модернизации), техническое обслуживание и другие операции, необходимые для поддержания товаров в нормальном состоянии, при условии обеспечения идентификации товаров таможенным органом при реэкспорте (ст. 279 ТК).

В отношении временно ввезенных транспортных средств международной перевозки применяются те же правила. Поскольку основная цель ввоза транспортного средства - осуществление международной перевозки, ст. 344 ТК не допускает совершение с ним иных операций, кроме обычных операций по его техническому обслуживанию или ремонту, которые потребовались при следовании транспортного средства на таможенную территорию таможенного союза либо нахождении на указанной территории. К таким операциям могут быть отнесены мелкий ремонт, устранение неисправностей, препятствующих нормальной эксплуатации транспортного средства во время перевозки.

В п. 2 ст. 344 установлен перечень операций, осуществление которых на таможенной территории таможенного союза не допустимо.

Во-первых, не допускается использование транспортных средств во внутренних перевозках, под которой в комментируемой главе понимается использование временно ввезенных транспортных средств международной перевозки для перевозки грузов, пассажиров и (или) багажа, начинающейся и завершающейся на таможенной территории таможенного союза.

Во-вторых, запрещена передача временно ввезенных транспортных средств международной перевозки иным лицам, в том числе в аренду (а если транспортное средство ввезено уже в качестве арендованного - в субаренду), за исключением передачи их для ремонта, технического обслуживания, хранения либо передачи в целях завершения операции перевозки путем немедленного вывоза транспортного средства международной перевозки.

С учетом целевого использования транспортного средства международной перевозки оно не может быть объектом коммерческой деятельности, не связанной с осуществлением международной перевозки и завершением таможенной процедуры временного ввоза. Заключение договора аренды с целью вывоза транспортного средства не предполагает использование транспортного средства арендовавшим его лицом на таможенной территории таможенного союза. В этой ситуации передача права временного ввоза осуществляется в целях завершения действия процедуры.

Следует отметить, что совершение указанных действий возможно только при условии помещения этих транспортных средств под таможенные процедуры.

В случае совершения указанных действий без помещения временно ввезенных транспортных средств международной перевозки под таможенные процедуры подлежат уплате таможенные пошлины, налоги в размерах, соответствующих суммам ввозных таможенных пошлин, налогов, которые подлежали бы уплате при помещении таких транспортных средств международной перевозки под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления без учета тарифных преференций и льгот по уплате таможенных пошлин, налогов, исчисленным на день регистрации таможенной декларации на транспортное средство. При этом сроком уплаты таможенных пошлин, налогов считается первый день совершения указанных действий, а если этот день не установлен - день регистрации таможенным органом таможенной декларации на транспортное средство.

Важно отметить, что особенности использования транспортных средств международной перевозки, осуществляющих перевозку пассажиров, а также прицепов, полуприцепов, контейнеров и железнодорожного подвижного состава, осуществляющих перевозку грузов и (или) багажа для внутренней перевозки по таможенной территории таможенного союза, определяются соглашением от 18 июня 2010 года*(379).

В соответствии со ст. 2 Соглашения об особенностях использования транспортных средств международной перевозки, осуществляющих перевозку пассажиров, а также прицепов, полуприцепов, контейнеров и железнодорожного подвижного состава, осуществляющих перевозку грузов и (или) багажа для внутренней перевозки по таможенной территории таможенного союза, не допускается использование в качестве транспортных средств международной перевозки во внутренних перевозках по таможенной территории таможенного союза прицепов, полуприцепов, контейнеров (за исключением контейнеров железных дорог), воздушных судов, водных (морских и речных) судов.

Транспортные средства международной перевозки, осуществляющие перевозку пассажиров, в рамках установленного маршрута могут останавливаться на таможенной территории для посадки (высадки) пассажиров и погрузки (выгрузки) сопровождаемого багажа в остановочных пунктах по маршруту следования международной перевозки.

Согласно ст. 4 допускается использовать транспортное средство международной перевозки, за исключением транспортных средств, указанных в ст. 2 Соглашения, для внутренней перевозки груза, если:

- внутренняя перевозка осуществляется после завершения международной перевозки, для выполнения которой транспортное средство международной перевозки было ввезено на территорию государства Стороны;

- внутренняя перевозка осуществляется при следовании транспортного средства международной перевозки под загрузку для последующего вывоза товаров за пределы таможенной территории таможенного союза;

- внутренняя перевозка осуществляется при следовании порожнего транспортного средства международной перевозки через таможенную территорию таможенного союза.

Национальным законодательством могут устанавливаться ограничения относительно количества раз использования транспортных средств международной перевозки для внутренних перевозок по его территории. При этом количество таких перевозок не может быть менее одной.

Железные дороги (железнодорожные перевозчики) по требованию таможенных органов представляют информацию о перемещении железнодорожного подвижного состава, используемого во внутренних перевозках в соответствии со ст. 4 Соглашения, в порядке, установленном актами Совета по железнодорожному транспорту государств - участников СНГ и соответствующими соглашениями с таможенными органами.

Транспортные средства международной перевозки, используемые в соответствии со ст. 4 настоящего Соглашения, ввозятся на территорию одного из государств Сторон на срок, не превышающий девяноста дней. В указанный срок не включаются сроки, необходимые для проведения таможенного и иных видов государственного контроля.

Передача временно ввезенного железнодорожного подвижного состава, осуществляющего перевозку грузов, от железной дороги (железнодорожного перевозчика) государства одной Стороны железной дороге (железнодорожному перевозчику) государства другой Стороны осуществляется в соответствии с действующими международными договорами в области железнодорожного транспорта и актами Совета по железнодорожному транспорту государств - участников СНГ.

Ст. 345 ТК содержит условия, при соблюдении которых допускается временный вывоз транспортных средств международной перевозки.

Прежде всего, транспортное средство международной перевозки должно быть товаром таможенного союза.

Также транспортное средство международной перевозки должно быть зарегистрировано на территории государства - члена таможенного союза за лицом государства - члена таможенного союза.

Однако существуют исключения, в частности, в отношении отдельных видов транспорта. Так, временный вывоз воздушных судов в качестве транспортных средств международной перевозки допускается при условии, что воздушное судно является товаром таможенного союза и используется лицом государства - члена таможенного союза для целей международной перевозки.

Кроме того, в соответствии с п. 4 ст. 345 ТК в качестве исключения допускается временный вывоз транспортных средств международной перевозки, ранее помещенных под таможенную процедуру временного ввоза (допуска) либо являющихся условно выпущенными товарами в соответствии со ст. 200 ТК. При этом важно отметить, что при фактическом вывозе указанные транспортные средства сохраняют статус иностранных товаров, в то время как транспортные средства международной перевозки, являющиеся товарами таможенного союза, сохраняют статус товаров таможенного союза соответственно.

В отношении временно вывозимых транспортных средств международной перевозки вывозные таможенные пошлины не взимаются.

Согласно п. 5 ст. 345 комментируемой главы временный вывоз транспортного средства допускается независимо от того, каким лицом и в каких целях оно будет использоваться за пределами таможенной территории таможенного союза. Законодатель не устанавливает требования об осуществлении таможенного контроля в отношении использования временно вывезенных транспортных средств, что объясняется общей концепцией таможенного контроля. В соответствии со ст. 96 ТК таможенный контроль за временно вывезенными товарами и транспортными средствами осуществляется только в части исполнения обязательства лица об обратном ввозе.

ТК не ограничивает сроков временного вывоза транспортных средств международной перевозки (ст. 346 ТК). При этом если в отношении товаров срок временного вывоза устанавливается таможенным органом по заявлению декларанта исходя из цели и обстоятельств вывоза (п. 1 ст. 288 ТК), то применительно к транспортным средствам возможность установления таможенным органом сроков временного вывоза не предусмотрена. Отчасти, это обусловлено спецификой использования транспортных средств в международном транспортном процессе.

С временно вывезенными транспортными средствами международной перевозки ст. 347 ТК допускается совершение следующих операций:

1) операций по техническому обслуживанию и (или) текущему ремонту, необходимых для обеспечения их сохранности, эксплуатации и поддержания в состоянии, в котором они находились на день вывоза, если потребность в таких операциях возникла во время использования этих транспортных средств в международной перевозке;

2) операций по безвозмездному (гарантийному) ремонту;

3) операций по ремонту, включая капитальный ремонт, осуществляемых для восстановления транспортных средств международной перевозки после их повреждения вследствие аварии или действия непреодолимой силы, которые имели место за пределами таможенной территории таможенного союза.

Важно отметить, что операции по ремонту и (или) другие операции, не указанные в приведенном выше перечне, допускаются при условии помещения этих транспортных средств под таможенную процедуру переработки вне таможенной территории, предусмотренной главой 35 ТК.

В случае совершения указанных операций без помещения временно вывезенных транспортных средств международной перевозки под таможенную процедуру переработки вне таможенной территории, при ввозе таких транспортных средств международной перевозки подлежат уплате таможенные пошлины, налоги в соответствии со ст. 262 ТК, регламентирующей особенности помещения продуктов переработки под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления.

Согласно ст. 348 ТК временный вывоз транспортных средств международной перевозки завершается их ввозом на таможенную территорию таможенного союза или помещением транспортных средств международной перевозки, являющихся товарами таможенного союза, под таможенную процедуру экспорта либо переработки вне таможенной территории.

При этом транспортные средства международной перевозки, ранее помещенные под таможенную процедуру временного ввоза (допуска) либо являющиеся условно выпущенными товарами в соответствии со ст. 200 ТК, помещаются под таможенную процедуру реэкспорта.

Между тем, передача права собственности на временно вывезенное транспортное средство международной перевозки иностранному лицу, влечет наступление обязанности для лица, осуществившего такой вывоз, по помещению указанного транспортного средства международной перевозки под таможенную процедуру экспорта, а транспортного средства международной перевозки, ранее помещенного под таможенную процедуру временного ввоза (допуска) либо являющегося условно выпущенным товаром в соответствии со ст. 200 ТК - под таможенную процедуру реэкспорта. Срок исполнения данной обязанности составляет тридцать дней со дня передачи права собственности на временно вывезенное транспортное средство международной перевозки.

Таможенное декларирование таких товаров допускается без их фактического представления таможенному органу.

В соответствии с п. 2 ст. 348 ТК при завершении временного вывоза транспортных средств международной перевозки их ввозом на таможенную территорию таможенного союза такие транспортные средства международной перевозки ввозятся на таможенную территорию таможенного союза без уплаты таможенных пошлин, налогов.

Ввоз на таможенную территорию таможенного союза временно вывезенных транспортных средств международной перевозки может осуществляться через любой таможенный орган.

Предметом регулирования ст. 349 ТК являются:

1) временный ввоз с транспортным средством международной перевозки специального оборудования, предназначенного для погрузки, разгрузки, обработки и защиты грузов, или обслуживания пассажиров и (или) багажа, перемещаемых данным транспортным средством международной перевозки;

2) временный ввоз запасных частей и оборудования, предназначенных для ремонта, технического обслуживания или эксплуатации транспортного средства международной перевозки, временно ввезенного на таможенную территорию таможенного союза;

3) временный вывоз запасных частей, предназначенных для использования при ремонте или техническом обслуживании временно вывезенного транспортного средства международной перевозки в целях замены частей и оборудования, которые встроены во временно вывезенное транспортное средство.

В отношении перечисленного оборудования и запасных частей законодатель устанавливает освобождение от уплаты таможенных пошлин, налогов и применения мер нетарифного и технического регулирования.

При этом оборудование, предназначенное для проведения операций с товарами в соответствии с п. 1 ст. 349 ТК, ввозится на таможенную территорию таможенного союза без уплаты таможенных пошлин, налогов и без применения мер нетарифного и технического регулирования независимо от того, может оно использоваться отдельно от транспортного средства или нет.

В соответствии с п. 3 ст. 349 ТК ввоз замененных при техническом обслуживании или ремонте запасных частей и оборудования допускается без уплаты ввозных таможенных пошлин, налогов применительно к таможенной процедуре реимпорта, в силу того что данные запасные части и оборудование не являются более частью транспортного средства в смысле ст. 4 ТК.

Следует отметить, что международным договором государств - членов таможенного союза и (или) законодательством государств - членов таможенного союза могут быть определены иные особенности ввоза на таможенную территорию таможенного союза или вывоза с такой территории запасных частей и оборудования, снятых в целях замены с транспортного средства международной перевозки в процессе его эксплуатации.

Ст. 350 ТК посвящена таможенному декларированию транспортных средств международной перевозки, запасных частей и оборудования.

Следует отметить, что таможенное декларирование осуществляется как при временном ввозе на таможенную территорию таможенного союза транспортных средств международной перевозки и вывозе таких временно ввезенных транспортных средств, так и при временном вывозе с таможенной территории таможенного союза транспортных средств международной перевозки и ввозе таких временно вывезенных транспортных средств на такую территорию.

Для проведения таможенного декларирования таможенному органу представляется минимальный объем сведений, как правило, содержащихся в стандартных документах перевозчика, предусмотренных международными договорами в области транспорта, участниками которых являются государства - члены таможенного союза, указанные в ст. 159 ТК:

- о транспортном средстве международной перевозки;

- о маршруте перевозки;

- о перевозимом грузе;

- о припасах;

- об экипаже транспортного средства и находящихся на нем пассажирах;

- о цели ввоза (вывоза) транспортного средства международной перевозки;

- о наименовании запасных частей, оборудования, предназначенных для ремонта и эксплуатации транспортного средства международной перевозки.

Важно отметить, что приведенный перечень сведений, является исчерпывающим, и таможенный орган не вправе требовать от перевозчика заявления дополнительных сведений, равно как и представления дополнительных документов, если в представленных документах содержатся все необходимые сведения.

Инструкцией о порядке совершения отдельных таможенных операций в отношении временно ввозимых и временно вывозимых транспортных средств международной перевозки, утвержденной решением Комиссии от 18 ноября 2010 года N 51*(380), установлено, что при использовании в качестве декларации на транспортное средство стандартных документов перевозчика за основу принимаются следующие документы:

для морского (речного) транспорта - общая декларация, при ее отсутствии - иные транспортные (перевозочные) документы;

для воздушного транспорта - генеральная декларация, при ее отсутствии - иные транспортные (перевозочные) документы;

для железнодорожного транспорта - передаточная ведомость на железнодорожный подвижной состав;

для автомобильного транспорта - копия либо дополнительный экземпляр международной товарно-транспортной накладной CMR.

В случае отсутствия в стандартных документах перевозчика указанных сведений в качестве таможенной декларации используется форма таможенной декларации, утвержденная решением Комиссии N 422 "О форме таможенной декларации на транспортное средство и Инструкции о порядке ее заполнения" от 14 октября 2010 года*(381).

При этом представленные стандартные документы перевозчика рассматриваются как неотъемлемая часть таможенной декларации на транспортное средство.

Подача таможенной декларации на транспортное средство сопровождается представлением следующих документов:

паспорт или иной документ, удостоверяющий личность лица, совершающего таможенные операции, установленный законодательством государств - членов таможенного союза;

транспортные (перевозочные) документы (за исключением порожних транспортных средств);

документ о государственной регистрации и национальной принадлежности транспортного средства международной перевозки (за исключением железнодорожного транспорта и контейнеров).

Следует отметить, что в случае, когда временно ввезенное транспортное средство международной перевозки используется лицом государства - члена таможенного союза, уполномоченным на это иностранным лицом, для завершения или начала международной перевозки грузов, пассажиров и (или) багажа на таможенной территории таможенного союза либо за ее пределами таможенному органу дополнительно представляются документы, предусмотренные подп. 2 п. 1 ст. 342 ТК. Так, например, в отношении временно ввозимых железнодорожных транспортных средств международной перевозки таким документом является передаточная ведомость на железнодорожный подвижной состав.

При осуществлении таможенных операций, связанных с таможенным декларированием временного ввоза или временного вывоза транспортного средства международной перевозки, таможенным представителем, то дополнительно представляется документ, подтверждающий полномочия лица, совершающего таможенные операции.

В таможенной декларации на транспортное средство допускается заявление сведений о запасных частях и оборудовании, если они перемещаются через таможенную границу одновременно с транспортным средством международной перевозки в соответствии со ст. 349 ТК. Использованные и не вывезенные обратно запасные части и оборудование подлежат помещению под таможенные процедуры с соблюдением требований и условий, установленных ТК.

В соответствии с нормой, содержащейся в п. 2 ст. 350 ТК, при вывозе с таможенной территории таможенного союза временно ввезенных транспортных средств международной перевозки и при ввозе на такую территорию временно вывезенных транспортных средств допускается использовать таможенную декларацию, оформленную при таможенном декларировании временно ввозимых или временно вывозимых транспортных средств международной перевозки.

Таможенная декларация на транспортное средство международной перевозки подается в таможенный орган, расположенный в месте прибытия на таможенную территорию таможенного союза или месте убытия с этой территории. Поданная таможенная декларация регистрируется таможенным органом (п. 4 ст. 350 ТК).

По результатам проверки таможенной декларации на транспортное средство таможенный орган оформляет временный ввоз или временный вывоз транспортного средства международной перевозки либо завершение временного вывоза или временного ввоза. В результате чего в таможенной декларации проставляются отметки по форме и в порядке, которые определяются решением Комиссии N 51 от 18 ноября 2010 года.