logo search
Научно-практический комментарий (поглавный) к Т

Глава 44 "Особенности совершения таможенных операций в отношении товаров, пересылаемых в международных почтовых отправлениях"

С вступлением в силу Договора о Таможенном кодексе таможенного союза ЕврАзЭС и созданием единой таможенной территории между Российской Федерацией, Республикой Беларусь и Республикой Казахстан международные почтовые отправления (далее - МПО) этих государств стали подразделяться на две категории. МПО, принимаемые для пересылки за пределы территории таможенного союза, поступающие на ее территорию из третьих стран или следующие транзитом. А также внутрисоюзные почтовые отправления, пересылаемые из одного государства - члена таможенного союза в другое государство этого союза, в том числе через территорию государства, не являющегося членом таможенного союза. При этом внутрисоюзные почтовые отправления не подлежат таможенному контролю, не помещаются под таможенные процедуры, в отношении них не совершаются таможенные операции (Соглашение между Правительством РФ, Правительством Республики Беларусь, Правительством Республики Казахстан от 18 июня 2010 года "Об особенностях таможенных операций в отношении товаров, пересылаемых в международных почтовых отправлениях")*(345). Таким образом, ТК регулирует МПО, принимаемые для пересылки за пределы территории таможенного союза, поступающие на ее территорию из третьих стран или следующие транзитом.

Ст. 312 ТК раскрывает основные положения, связанные с пересылкой МПО. В отношении МПО Таможенный кодекс воспринял принципы Киотской конвенции, в соответствии с которой таможенным законодательством регулируется только отправления письменной корреспонденции и посылок. Общие правила, касающиеся почтовых отправлений, содержатся во Всемирной почтовой конвенции, в соответствии с которой "почтовые отправления" - общей термин, относящийся к любому предмету, отправляемому почтовыми службами (отправление письменной корреспонденции, почтовые посылки, почтовые переводы и т.д.). Однако в Таможенном кодексе МПО ограничиваются отправлениями письменной корреспонденции и посылками, оставляя за рамками регулирования, например, почтовые переводы и отправления электронной почтой. Отправлениям письменной корреспонденции и почтовым посылкам посвящены отдельные акты Всемирного почтового союза: Регламент письменной корреспонденции и Регламент почтовых посылок соответственно. В соответствии с Регламентом письменной корреспонденции для отправлений письменной корреспонденции предлагаются две системы классификации. Первая система основывается на скорости обработки отправлений, подразделяя их на:

- приоритетные отправления, перевозимые самым быстрым путем (воздушным или наземным) в приоритетном порядке;

- неприоритетные отправления, для которых отправитель выбрал менее высокие тарифы, что удлиняет срок доставки.

Вторая система, воспринятая законодательством стран - членов таможенного союза, основывается на вложении отправлений. В этом случае они подразделяются на:

- письма, почтовые карточки, печатные издания и мелкие пакеты весом до 2 кг;

- секограммы (отправления для слепых) весом до 7 кг;

- специальные мешки, содержащие газеты, периодические издания, книги и подобную печатную продукцию в адрес одного итого же получателя по тому же адресу, так называемые "мешки М", весом до 30 кг*(346).

Посылками признаются почтовые отправления, вложение, размеры, вес и способ упаковки которых определены Регламентом почтовых посылок Всемирного почтового союза.

Пересылка МПО сопровождается документами, формы которых утверждены Всемирным почтовым союзом. В качестве декларации на товары таможенным органом принимаются таможенные декларации CN 22 или CN 23, сопроводительный адрес CP71, бланк-пачка CP72, бланк E1 или его эквивалент ярлык EMS (Решение Комиссии таможенного союза от 18.06.2010 N 310 "Об утверждении Инструкции о Порядке использования документов, предусмотренных актами Всемирного почтового союза, в качестве таможенной декларации")*(347). Указанные накладные должны, в частности, содержать сведения об отправителе и получателе международных почтовых отправлений, стране отправления и стране назначения, перевозчике, транспортном средстве международной перевозки, номерах депеш, весе товаров брутто, количестве грузовых мест.

Составление таможенных деклараций лежит исключительно на ответственности отправителя. Тем не менее, почтовые администрации должны консультировать своих клиентов относительно способов выполнения таможенных формальностей и особенно следить, чтобы таможенные декларации были полностью заполнены для ускорения таможенного досмотра отправлений.

Если вся требуемая таможенной службой информация содержится в форме CN 22 или CN 23 и в подтверждающих документах, форма CN 22 или CN 23 считается декларацией на товары, за исключением случаев, когда:

- товары имеют стоимость, превышающую сумму, установленную в национальном законодательстве;

- товары подпадают под запреты или ограничения или облагаются экспортными пошлинами и налогами;

- экспорт товаров должен быть подтвержден;

- импортируемые товары предназначены для помещения под иную таможенную процедуру, нежели очистка для внутреннего потребления.

В указанных случаях требуется отдельная декларация на товары.

Пункт 3 статьи 312 соответствует принципу, согласно которому никто не вправе пользоваться и распоряжаться товарами и транспортными средствами до их выпуска, иначе как в порядке и на условиях, предусмотренных ТК.

Ст. 313 ТК посвящена особенностям пересылки товаров в МПО. К пересылке в МПО не допускаются товары, запрещенные к ввозу на территорию таможенного союза или вывоза с этой территории ("Единый перечень товаров, к которым применяются запреты или ограничения на ввоз или вывоз государствами - членами Таможенного союза в рамках Евразийского экономического сообщества в торговле с третьими странами и Положения о применении ограничений" (утв. Решением Межгосударственного Совета ЕврАзЭС от 27.11.2009 N 19, Решением Комиссии Таможенного союза от 27.11.2009 N 132)*(348), в отношении которых применяются ограничения в соответствии с решениями Комиссии таможенного союза, а также пересылка тех товаров, в отношении которых установлены ограничения актами Всемирного почтового союза. В частности, ключевые положения о запрете к пересылке в МПО содержатся в 15 статье Международной почтовой конвенции. К последней категории товаров относятся:

- наркотики и психотропные вещества;

- предметы непристойного или безнравственного характера;

- предметы, которые по своему характеру или упаковке могут представлять опасность для почтовых работников или обычного населения, пачкать или портить другие отправления, почтовое оборудование или собственность третьей стороны;

- взрывчатые, воспламеняющиеся или радиоактивные, а также другие опасные;

- живые животные (в исключительном порядке допускаются к пересылке пчелы, пиявки, шелковичные черви; паразиты и истребители вредных насекомых, предназначенные для исследования этих насекомых и обмениваемые между официально признанными учреждениями; мушки семейства дрозофил для медико-биологических исследований для официально признанных учреждений);

- монеты, банковские билеты и другие драгоценные предметы, в отправлениях письменной корреспонденции и посылках без объявленной ценности*(349).

Кроме того, национальными законодательством государств - членов таможенного союза могут устанавливаться дополнительные ограничения.

При этом в отношении товаров личного пользования, пересылаемых в МПО в адрес физических лиц, меры нетарифного и технического регулирования не применяются. Пересылка данной группы товаров регулируется в соответствии с главой 49 ТК.

Актами Международного почтового союза предусмотрен различный порядок действий с отправлениями, ошибочно принятыми в нарушение установленных запретов и ограничений (вручение адресату при соблюдении определенных условий, возвращение администрации подачи и др.). Однако отправления, содержащие наркотики и психотропные вещества; взрывчатые, воспламеняющиеся и другие опасные вещества; радиоактивные вещества; предметы непристойного или безнравственного характера ни при каких обстоятельствах не пересылаются в место назначения, не выдаются адресату, не возвращаются отправителю. С такими отправлениями поступают согласно законодательству страны, в которой обнаружила их наличие (ст. PE 501 Регламента письменной корреспонденции, ст. PE 302 Регламента почтовых посылок). В соответствии с п. 3 ст. 313 ТК товары, запрещенные или ограниченные к пересылке в международных почтовых отправлениях, подлежат изъятию и распоряжению в порядке, предусмотренном национальным законодательством государства - члена таможенного союза (Решение Комиссии Таможенного союза от 17.08.2010 N 338 "Об особенностях пересылки товаров в международных почтовых отправлениях")*(350).

Ст. 314 ТК раскрывает особенности совершения таможенных операций в отношении товаров, пересылаемых в МПО. В соответствии с данной статьей таможенные операции, в отношении указанной группы товаров, производятся в местах (учреждениях) международного почтового обмена, либо в иных местах определенных таможенным органом. При этом все МПО прибывающие или убывающие с территории таможенного союза проходят через учреждения международного почтового обмена. Список мест международного почтового обмена устанавливается национальным законодательством государства - члена таможенного союза (см., например: Приказ ФТС России N 1532, Минкомсвязи России N 108 от 17 августа 2010 года "Об определении перечня мест международного почтового обмена на территории Российской Федерации")*(351). В соответствии с Киотской конвенцией для МПО предусмотрены кратчайшие сроки таможенного оформления.

По общему правилу, таможенное декларирование товаров, пересылаемых в МПО, производится с использованием предусмотренных актами Всемирного почтового союза документов. Таможенному декларированию с использованием декларации на товары в соответствии с гл. 27 ТК подлежат товары, пересылаемые в МПО в случаях если:

- подлежат уплате таможенные пошлины, налоги;

- в отношении товаров применяются специальные защитные, антидемпинговые и компенсационные меры и соблюдаются запреты и ограничения;

- фактический вывоз товаров с таможенной территории таможенного союза должен быть подтвержден отправителем товаров таможенному и (или) налоговому органам;

- товары помещаются под таможенную процедуру иную, чем таможенная процедура выпуска для внутреннего потребления.

При этом таможенное декларирование товаров, вывозимых с территории таможенного союза, осуществляется до их передачи операторам почтовой связи для отправки.

Таможенные операции, связанные с выпуском товаров, пересылаемых в международных почтовых отправлениях, на таможенную территорию таможенного союза, а также с таможенной территории таможенного союза, за исключением выпуска в соответствии с таможенной процедурой таможенного транзита, производятся таможенным органом государства - члена таможенного союза, являющегося страной назначения международного почтового отправления в порядке, определяемом уполномоченными органом.

Транзит МПО по таможенной территории таможенного союза, в том числе с перегрузкой (перевалкой) по пути следования, производится в соответствии с принципом Киотской конвенции, согласно которому таможенные формальности в отношении данных товаров не применяются, и регулируется главой 32 ТК.

Согласно ст. 315 ТК таможенные органы осуществляют контроль над МПО, поступающими на таможенную территорию таможенного союза, а также принимаемыми для пересылки за ее пределы.

В отношении ввозимых почтовых отправлений таможенные органы не требуют для предъявления:

- аэрограммы;

- почтовые карточки;

- секограммы.

Однако в случае наличия достаточных оснований полагать, что в указанных почтовых отправлениях содержатся товары, запрещенные или ограниченные к ввозу на таможенную территорию таможенного союза таможенные органы вправе требовать предъявления указанных почтовых отправлений. Кроме того, за таможенными органами сохраняется право выборочных или случайных проверок.

В соответствии с Киотской конвенцией таможенная служба не требует предъявлять ей почтовые отправления при экспорте для целей таможенного контроля, за исключением случаев, когда эти почтовые отправления содержат:

- товары, экспорт которых должен быть подтвержден;

- товары, которые подпадают под запреты или ограничения при экспорте или облагаются экспортными пошлинами и налогами;

- товары, стоимость которых превышает сумму, установленную в национальном законодательстве;

- товары, которые выбраны для таможенного контроля на выборочной или случайной основе.

Международные почтовые отправления, поступившие в место международного почтового обмена в поврежденном виде, с расхождением в весе, с испорченным вложением или без необходимых сопроводительных документов, предъявляются таможенным органам с приложением акта, оформленного оператором почтовой связи. При расхождении в количестве и при несоответствии вложений, выявленных при таможенном досмотре международного почтового отправления, работник оператора почтовой связи совместно с должностным лицом таможенного органа подписывает акт таможенного досмотра.

Применению таможенных пошлин, налогов в отношении товаров, пересылаемых в МПО, посвящена ст. 316 ТК. При пересылке МПО с подачей декларации на товары применение таможенных пошлин и налогов регулируется на общих основаниях в соответствии с главой 10. Если в качестве декларации на товары применяются декларации CN 22 или CN 23, то в таком случае таможенные пошлины и налоги исчисляются таможенным органом в месте международного почтового обмена с использованием приходного таможенного ордера и формы (Решение Комиссии Таможенного союза от 18.06.2010 N 288 "О форме таможенного приходного ордера и порядке заполнения и применения таможенного приходного ордера")*(352). При этом исчисление сумм таможенных пошлин, налогов производится на основании сведений, указанных в данных документах. Исключением является исчисление таможенных пошлин, налогов в отношении МПО с объявленной ценностью, если объявленная ценность превышает стоимость, указанную в декларации. В таком случае исчисление таможенных пошлин, налогов осуществляется исходя из этой объявленной ценности.

Международные почтовые отправления выдаются оператором почтовой связи их получателям при условии уплаты таможенных платежей в отношении товаров, пересылаемых в этих МПО. Обязанность по уплате таможенных пошлин, налогов возлагается на оператора почтовой связи в случае утраты МПО или выдачи их получателю без разрешения таможенного органа.