logo search
Научно-практический комментарий (поглавный) к Т

3. Условия и порядок использования информационных технологий и информационных систем в таможенном деле

В этой части ТК регулирует следующие вопросы:

1) Отнесение к предмету законодательства государств - членов таможенного союза и/или международных договоров государств - членов таможенного союза вопросов, связанных с определением состава информационных систем и информационных технологий, используемых таможенными органами.

2) Отнесение к предмету таможенного законодательства таможенного союза и законодательства государств - членов таможенного союза вопросов определения условий и порядка использования для таможенных целей информационных систем, информационных технологий.

Подход к определению состава информационных систем и информационных технологий определен в п. 3 ст. 43 ТК, согласно которому таможенными органами применяются информационные системы, информационные технологии и средства их обеспечения, разрабатываемые, производимые или приобретаемые таможенными органами в соответствии с законодательством и (или) международными договорами государств - членов таможенного союза.

В соответствии с п. 4 ст. 43 ТК условия и порядок использования для таможенных целей информационных систем, информационных технологий, средств их обеспечения и программных технических средств защиты информации, а также требования к ним при организации информационного взаимодействия, основанного на электронных способах обмена информации, определяются таможенным законодательством таможенного союза и законодательством государств - членов таможенного союза.

То есть порядок разработки, производства и приобретения информационных систем и информационных технологий может регулироваться только международными договорами государств - членов таможенного союза, составляющих договорно-правовую базу таможенного союза и в части, им не противоречащей, национальными законодательствами государств - членов таможенного союза.

В части регулирования условий и порядка использования информационных систем и информационных технологий к этим источникам добавляются также решения Комиссии, которые наряду с ТК и международными договорами государств - членов таможенного союза относятся к категории "таможенное законодательство таможенного союза".

В настоящее время в рамках таможенного союза разработаны следующие международные договоры в сфере информационных систем и информационных технологий:

- Соглашение между Правительством РФ, Правительством Республики Беларусь и Правительством Республики Казахстан от 21 сентября 2010 года "О применении информационных технологий при обмене электронными документами во внешней и взаимной торговле на единой таможенной территории Таможенного союза"*(51);

- Соглашение между Правительством РФ, Правительством Республики Беларусь и Правительством Республики Казахстан от 21 сентября 2010 года "О создании, функционировании и развитии интегрированной информационной системы внешней и взаимной торговли Таможенного союза"*(52);

- Соглашение между Правительством РФ, Правительством Республики Беларусь и Правительством Республики Казахстан от 21 мая 2010 года "О представлении и об обмене предварительной информацией о товарах и транспортных средствах, перемещаемых через таможенную границу таможенного союза";

- Соглашение между Правительством РФ, Правительством Республики Беларусь и Правительством Республики Казахстан от 21 мая 2010 года "О взаимной административной помощи таможенных органов государств - членов таможенного союза" (ст. 3 - в части согласования технических условий обмена информацией между таможенными органами)*(53).

Среди Решений Комиссии в сфере информационных систем и технологий можно назвать:

- Решение Комиссии от 16 апреля 2010 года N 218 "Об организации информационного взаимодействия таможенных органов государств - членов Таможенного союза", к которому в частности прилагаются согласованные руководителями таможенных органов государств - членов таможенного союза:

- Временная технология информационного взаимодействия таможенных органов государств - членов таможенного союза при контроле за перевозками товаров по таможенной территории таможенного союза в соответствии с таможенной процедурой таможенного транзита;

- План реализации Временной технологии информационного взаимодействия таможенных органов государств - членов таможенного союза при контроле за перевозками товаров по таможенной территории таможенного союза в соответствии с таможенной процедурой таможенного транзита;

- Временная схема информационного взаимодействия таможенных служб государств-участников таможенного союза;

- Временной техническая схема организации информационного обмена в рамках таможенного союза.

- Решение Комиссии от 18 ноября 2010 года N 472 "О Концепции создания Интегрированной информационной системы внешней и взаимной торговли Таможенного союза и первоочередных мерах по ее реализации";

- Решение Комиссии от 8 декабря 2010 N 495 "О Положении о Координационном совете по информационным технологиям при Комиссии Таможенного союза".

Решением Комиссии от 8 декабря 2010 N 495 определен состав Координационного совета по информационным технологиям при Комиссии Таможенного союза (далее - Совет), а также утверждено положение о нем, согласно которому Совет является вспомогательным органом Комиссии по вопросам применения информационных технологий на таможенной территории таможенного союза, созданным для выполнения следующих функций:

- подготовка предложений и рекомендаций для Комиссии по вопросам совершенствования и развития договорно-правовой базы применения информационных технологий на таможенной территории таможенного союза;

- рассмотрение предоставляемой членами Совета и уполномоченными органами государств - членов таможенного союза информации о создании, использовании и развитии компонентов общей инфраструктуры документирования информации в электронном виде в области внешней, и взаимной торговли на таможенной территории таможенного союза и Интегрированной информационной системы внешней и взаимной торговли таможенного союза (далее - Интегрированная ИС), а также организации обмена указанной информацией;

- участие в целях консультаций в проводимых государствами-членами таможенного союза мероприятиях по вопросам создания, использования и развития компонентов общей инфраструктуры документирования информации в электронном виде в области внешней и взаимной торговли на таможенной территории таможенного союза и Интегрированной ИС;

- участие в организации уполномоченными органами государств - членов таможенного союза мониторинга создания компонентов общей инфраструктуры документирования информации в электронном виде в области внешней и взаимной торговли на таможенной территории таможенного союза, а также национальных интеграционных сегментов Интегрированной ИС.

Что же касается национальных законодательств в сфере определения порядка использования информационных систем и технологий в таможенном деле, то во всех государствах - членах таможенного союза полномочия по определению этого порядка переданы центральным таможенным органам:

- в Российской Федерации - ФТС России*(54) (ч. 3 ст. 97 Федерального закона "О таможенном регулировании в Российской Федерации");

- в Республики Беларусь - Государственный таможенный комитет Республики Беларусь*(55) (п. 2 ст. 337 ТК РБ);

- в Республике Казахстан - Комитет таможенного контроля Министерства финансов Республики Казахстан*(56) (ст. 68 Кодекса Республики Казахстан "О таможенном деле в Республике Казахстан").

Различия между походами Федерального закона "О таможенном регулировании в Российской Федерации", и Таможенного кодекса Республики Беларусь и Кодекса Республики Казахстан "О таможенном деле в Республике Казахстан", с другой, - заключается в том, что в новом российском законодательстве не предполагается возможность и соответственно не регламентируется порядок согласования использования в таможенном деле информационных систем и технологий, созданных не по заказу таможенных органов (ч. 2 ст. 97 "О таможенном регулировании в Российской Федерации"). В таможенном законодательстве Республики Беларусь и Республики Казахстан эти вопросы регламентируются (п. 2 ст. 337 Таможенного кодекса Республики Беларусь, ст. 68 Кодекса Республики Казахстан "О таможенном деле в Республике Казахстан").

Также важнейшей составляющей порядка использования информационных систем и технологий являются технические требования. В ст. 97 Федерального закона "О таможенном регулировании в Российской Федерации" содержится отсылочная норма, согласно которой технические средства, предназначенные для обработки информации, содержащейся в информационных системах, используемых для таможенных целей, в том числе программно-технические средства, должны соответствовать требованиям законодательства Российской Федерации.

На основании ч. 8 ст. 14 Федеральном законе "Об информации, информационных технологиях и о защите информации", предназначенные для обработки информации, содержащейся информационных системах, создаваемых по заказу таможенных органов, в том числе программно-технические средства и средства защиты информации, должны соответствовать требованиям законодательства Российской Федерации о техническом регулировании, то есть в соответствии с Федеральным законом от 27 декабря 2002 года N 184-ФЗ "О техническом регулировании".

Аналогичные отсылки к законодательству о техническом регулировании сделаны в Республики Беларусь и Республики Казахстан (см., соответственно, п. 1 ст. 337 Таможенного кодекса Республики Беларусь и п. 2 ст. 71 Кодекса Республики Казахстан "О таможенном деле в Республике Казахстан").