6. Инфраструктура обмена информацией
Киотская конвенция рассматривает возможность обмена информацией между таможенными администрациями как одну из основ гармонизации таможенных процедур (стандарт 7.4).
В ТК также закрепляется такая возможность и устанавливается, что порядок такого обмена между таможенными органами государств - членов таможенного союза определяется международными договорами, составляющими договорно-правовую базу таможенного союза (абз. 1 ст. 46)*(62).
Также в ТК закрепляется, что порядок и условия обмена информацией таможенных органов государств - членов с третьими странами и с международными организациями определяется на уровне национальных законодательств государств - членов таможенного союза (абз. 1 ст. 46).
Эти нормы представляются сформулированными слишком широко, то есть без учета специфики регулирования комментируемой главы. В результате, они могут вступать в конкуренцию с нормами гл. 17 ТК (см. комментарий к ней), в соответствии с которыми, обмен информации прямо включен в состав мероприятий, составляющих взаимную административную помощь (п. 2 ст. 123, ст. 124 ТК).
При соотнесении предметов регулирования ст. 46 ТК и ст. 124 ТК необходимо учитывать, что в любом информационно обмене есть как минимум два ключевых вопроса:
1) Состав информации, которая может быть передана таможенной администрации иностранного государства (содержательная составляющая);
2) Технология передачи этой информации (технологическая, инфраструктурная составляющая).
Решение именно этих двух вопросов определяет все иные составляющие того, что обозначено в ТК общими словами "определение условий и порядка обмена информацией" (например, какие органы передают информацию, в какие сроки, с применением каких процедур и т.д.).
В комментируемой главе должны определяться положения в рамках инфраструктурной составляющей обмена информацией, то есть положения об использовании информационных систем и технологий для обмена информацией.
Примером конкретной нормы, которую можно было бы включить в комментируемую главу является установление положения о необходимости согласования технических условий обмена информации в соглашении о взаимодействии таможенных органов. Вопросы о составе информации, порядке ее запроса и получения относятся к предмету главы 17 ТК об обмене информации в рамках взаимодействия между таможенными органами.
Также более конкретной нормой, определяющей технологическую (инфраструктурную) основу обмена информацией, является положение п. 5 ст. 43 ТК, согласно которому для целей обеспечения взаимодействия таможенных органов на таможенной территории таможенного союза создаются интегрированные информационные системы и информационные технологии. С точки зрения юридической техники представляется более корректно включить эту норму в ст. 46 ТК, поскольку именно интеграция информационных систем в таможенного союза, позволит обеспечить качественно иной уровень обмена информацией между таможенными органами государств - членов таможенного союза.
В настоящее время Решением Межгоссовета ЕврАзЭС (Высшего органа Таможенного союза) на уровне глав правительств от 19 ноября 2010 г. N 60 утверждена Концепция создания Интегрированной информационной системы внешней и взаимной торговли таможенного союза. Согласно этой Концепции основные задачи создания интегрированной информационной системы внешней и взаимной торговли таможенного союза связаны с создание систем и технологий необходимых для обмена информацией между таможенными органами. В частности к задачам этой системы отнесены:
- создание и ведение единой системы нормативно-справочной информации внешней и взаимной торговли таможенного союза ;
- формирование интегрированной информационной структуры межгосударственного обмена данными и электронными документами на таможенной территории таможенного союза;
- создание общих для государств - членов интегрирующих элементов и пополняемых централизованных информационных ресурсов;
- организация информационного взаимодействия органов государств - членов для обеспечения полноты собираемости таможенных платежей, налогов и сборов;
- информационное обеспечение контроля международного таможенного транзита;
- обеспечение возможности реализации механизмов предварительного информирования и электронного декларирования;
- организация информационного взаимодействия органов, осуществляющих государственный контроль (фито-санитарный, ветеринарный, санитарно-карантинный, транспортный, экспортный и другие) на таможенной территории таможенного союза;
- обеспечение информационного взаимодействия на основе межгосударственных и межведомственных соглашений;
- обеспечение органов, осуществляющих государственный контроль, информацией, необходимой и достаточной для осуществления всех видов государственного контроля при перемещении товаров через таможенную границу ТС;
- обеспечение персональной идентификации и разграничения доступа к информации на принципах унификации;
- обеспечение доступа к нормативным правовым актам государств - членов таможенного союза области внешней и взаимной торговли.
Уполномоченными органами по созданию национальных сегментов интегрированной информационной системы внешней и взаимной торговли таможенного союза согласно Решению Межгоссовета ЕврАзЭС (Высшего органа Таможенного союза) на уровне глав правительств от 19 ноября 2010 г. N 60 определены:
- Министерство связи и информатизации Республики Беларусь*(63);
- Министерство связи и информации Республики Казахстан*(64);
- Министерство связи и массовых коммуникаций Российской Федерации*(65).
Таким образом, положения об интегрированной информационной системе внешней и взаимной торговли таможенного союза имеют непосредственное отношение к обмену информацией между таможенными органами государств - членов таможенного союза, поскольку определяют создание основного элемента инфраструктуры такого обмена.
- Научно-практический комментарий (поглавный) к Таможенному кодексу Таможенного союза Глава 1 "Общие положения"
- Глава 2 "Информирование и консультирование"
- Глава 3 "Взаимоотношения таможенных органов с участниками внешнеэкономической деятельности и лицами, осуществляющими деятельность в сфере таможенного дела"
- Глава 4 "Информационные системы и информационные технологии"
- 1. Определение возможности использования информационных технологий при таможенном оформлении, в том числе использования электронного обмена информацией
- 2. Порядок внедрения информационных технологий и информационных систем в таможенном деле
- 3. Условия и порядок использования информационных технологий и информационных систем в таможенном деле
- 4. Порядок формирования и доступа к информационным ресурсам в таможенном деле
- 5. Защита информации и прав субъектов, участвующих в информационных процессах
- 6. Инфраструктура обмена информацией
- Глава 5 "Таможенная статистика"
- Глава 6 "Единая товарная номенклатура внешнеэкономической деятельности таможенного союза. Классификация товаров"
- Глава 7 "Страна происхождения товаров"
- Глава 8 "Таможенная стоимость товаров"
- Глава 9 "Общие положения о таможенных платежах"
- Глава 10 "Исчисление таможенных пошлин, налогов"
- Правила определения обязанности по уплате таможенных пошлин и налогов при незаконном перемещении товаров
- Глава 11 "Сроки и порядок уплаты таможенных пошлин, налогов"
- Глава 12 "Обеспечение уплаты таможенных пошлин, налогов"
- Глава 13 "Возврат (зачет) излишне уплаченных или излишне взысканных сумм таможенных пошлин, налогов и иных денежных средств (денег)"
- Глава 14 "Взыскание таможенных пошлин, налогов"
- Глава 15 "Общие положения о таможенном контроле"
- Глава 16 "Формы и порядок проведения таможенного контроля"
- Глава 17 "Взаимная административная помощь таможенных органов"
- Глава 18 "Система управления рисками"
- Глава 19 "Порядок проведения таможенных проверок"
- Глава 20 "Таможенная экспертиза при проведении таможенного контроля"
- Глава 21 "Задержание товаров и документов на них при проведении таможенного контроля"
- Глава 22 "Основные положения о перемещении товаров"
- Глава 23 "Прибытие товаров на таможенную территорию таможенного союза"
- Глава 24 "Убытие товаров с таможенной территории таможенного союза"
- Глава 25 "Временное хранение товаров"
- Глава 26 "Общие положения о таможенных операциях, связанных с помещением товаров под таможенную процедуру"
- Глава 27 "Таможенное декларирование товаров"
- Глава 28 "Выпуск товаров"
- Глава 29 "Общие положения о таможенных процедурах"
- Глава 30 "Таможенная процедура выпуска для внутреннего потребления"
- Глава 31 "Таможенная процедура экспорта"
- Глава 32 "Таможенная процедура таможенного транзита"
- Глава 33 "Таможенная процедура таможенного склада"
- Глава 34 "Таможенная процедура переработки на таможенной территории"
- Глава 35 "Таможенная процедура переработки вне таможенной территории"
- Глава 36 "Таможенная процедура переработки для внутреннего потребления"
- Глава 37 "Таможенная процедура временного ввоза (допуска)"
- Глава 38 "Таможенная процедура временного вывоза"
- Глава 39 "Таможенная процедура реимпорта"
- Глава 40 "Таможенная процедура реэкспорта"
- Глава 41 "Таможенная процедура беспошлинной торговли"
- Глава 42 "Таможенная процедура уничтожения"
- Глава 43 "Таможенная процедура отказа в пользу государства"
- Глава 44 "Особенности совершения таможенных операций в отношении товаров, пересылаемых в международных почтовых отправлениях"
- Глава 45 "Особенности перемещения товаров отдельными категориями иностранных лиц"
- Глава 46 "Особенности совершения таможенных операций в отношении товаров, содержащих объекты интеллектуальной собственности"
- Глава 47 "Перемещение товаров трубопроводным транспортом и линиями электропередачи"
- Глава 48 "Перемещение транспортных средств международных перевозок при осуществлении международных перевозок товаров, пассажиров и багажа"
- Глава 49 "Особенности перемещения товаров для личного пользования"
- Глава 50 "Особенности совершения таможенных операций в отношении припасов"