logo search
Научно-практический комментарий (поглавный) к Т

Глава 8 "Таможенная стоимость товаров"

В ст. 64 ТК установлен порядок определения таможенной стоимости товаров в связи с их перемещением через таможенную границу таможенного союза ЕврАзЭС.

В ТК отсутствует легальное определение категории таможенной стоимости. В прежней редакции ст. 5 Закона РФ от 21 мая 1993 года N 5003-1 "О таможенном тарифе"*(120) (до изменений, внесенных Федеральным законом от 8 ноября 2005 года N 144-ФЗ) под таможенной стоимостью понималась стоимость товара, определяемая в соответствии с Законом и используемая для целей обложения товара пошлиной, внешнеэкономической и таможенной статистики, применения иных мер государственного регулирования торгово-экономических отношений, связанных со стоимостью товаров, включая осуществление валютного контроля внешнеторговых сделок и расчетов банков по ним, в соответствии с законодательными актами Российской Федерации.

В ст. 5 Закона Республики Беларусь от 3 февраля 1993 года N 2151-XII "О таможенном тарифе" содержится практически идентичное определение понятия "таможенная стоимость". Единственное отличие состоит в том, что в Республике Беларусь таможенная стоимость определяется не только на уровне законодательных актов, но и на подзаконном уровне - указами президента.

В приведенном определении законодатель охарактеризовал таможенную стоимость с точки зрения ее функционального назначения. Между тем данное понятие может быть рассмотрено в нескольких аспектах. В экономическом смысле таможенная стоимость представляет собой особую разновидность стоимости товара, стоимостной показатель, характеризующий величину, используемую в качестве базы при исчислении таможенных платежей. Как правовая категория таможенная стоимость является одним из ключевых институтов таможенного права, характеризующая товар в качестве объекта публично-правового регулирования.

В п. 2 ст. 75 ТК установлено, что в зависимости от видов товаров и применяемых видов ставок таможенная стоимость товаров и (или) их физическая характеристика в натуральном выражении (например, количество) является базой для исчисления таможенных пошлин. Так, таможенная стоимость товаров необходима для расчета таможенной пошлины по адвалорным и комбинированным ставкам, установленным Единым таможенным тарифом таможенного союза.

Кроме того, таможенная стоимость выступает основным компонентом налоговой базы для взимания налогов (НДС и акцизов) при перемещении товаров через таможенную границу государств - членов таможенного союза. В соответствии с п. 3 ст. 75 ТК определение налоговой базы по налогам регулируется актами национального законодательства. Например, порядок определения налоговой базы по НДС в отношении импортируемых товаров установлен для Российской Федерации - в ст. 160 НК РФ, для Республики Беларусь - в ст. 99 Налогового кодекса Республики Беларусь (Особенная часть) от 29 декабря 2009 года N 71-3, для Республики Казахстан - в ст. 247 Кодекса Республики Казахстан "О налогах и других обязательных платежах в бюджет" от 10 декабря 2008 года N 99-IV.

Помимо этого в Российской Федерации в отличие от других государств - членов таможенного союза величина таможенной стоимости используется в качестве критерия для определения размера ставок при исчислении таможенных сборов за таможенное оформление товаров (Постановление Правительства РФ от 28 декабря 2004 года N 863 "О ставках таможенных сборов за таможенное оформление товаров"*(121)).

Вопросы определения таможенной стоимости находятся в тесной связи с формированием федерального бюджета в части, образуемой за счет поступлений таможенных платежей, развитием внешнеторгового оборота, международным регулированием трансфертного ценообразования для целей косвенных налогов.

В международной торговой практике использование различных национальных методик определения таможенной стоимости ввозимых товаров рассматривается в качестве нетарифного барьера, способного в значительной степени повысить фактический уровень таможенно-тарифной защиты. Ускорение интеграционных процессов в сфере внешнеторговой деятельности обусловило необходимость унификации правовых норм, регулирующих институт таможенной стоимости.

Основой порядка определения таможенной стоимости товаров, принятой в большинстве стран мира, выступают ст. VII Генерального соглашения по тарифам и торговле 1994 года (ГАТТ 1994) и Соглашение о применении статьи VII ГАТТ 1994 года (иначе - Кодекс о таможенной стоимости ГАТТ).

Согласно ч. 2 ст. VII ГАТТ 1994 "оценка ввезенного товара для таможенных целей должна быть основана на действительной стоимости ввезенного товара, который облагается пошлиной, или аналогичного товара и не должна основываться на стоимости товара отечественного происхождения или на произвольных или фиктивных оценках". В ч. 5 этой же статьи ГАТТ закреплены принципы гласности и стабильности правил определения таможенной стоимости. Реализация на практике этих принципов позволяет участникам внешнеторгового оборота "определить с разумной степенью точности стоимость товаров для таможенных целей".

Соглашение о применении статьи VII ГАТТ 1994 в ст. 1 закрепляет в качестве основного принципа определения таможенной стоимости использование цены сделки (transaction value), под которой понимается цена, реально уплаченная за импортируемые товары, скорректированная с учетом дополнительных расходов, понесенных покупателем, но не включенных в фактическую цену сделки (брокерские, комиссионные расходы, стоимость упаковки и т.д.). В случаях, когда таможенная стоимость не может быть определена на основании цены сделки, таможенные органы и импортер в процессе совместных консультаций вырабатывают общую позицию по применению альтернативных методов определения таможенной стоимости (прежде всего, с использованием цены идентичных товаров, а при их отсутствии - однородных). При невозможности определить таможенную стоимость на основе первых трех методов импортер в избираемой им последовательности применяет методы сложения и вычитания. При методе сложения (или расчетном методе) таможенная стоимость определяется путем калькулирования себестоимости товара и прибавления нормальной для данного вида коммерческой деятельности нормы прибыли. Метод вычитания заключается в определении таможенной стоимости на основании цены единицы товара, по которой импортируемые товары реализуются в наибольшем количестве на внутреннем рынке страны импорта. Данный метод предполагает осуществление ряда вычетов в размере расходов, понесенных в связи с импортом товаров или их продажей в стране импорта (транспортные, страховые расходы, ввозные таможенные пошлины, налоги и т.д.). Последний метод определения таможенной стоимости в соответствии с Соглашением - резервный метод, при котором таможенная стоимость определяется на основе разумного применения названных выше методов и с использованием данных, имеющихся в стране импорта.

Ни одно из государств - членов таможенного союза не является участником ГАТТ. Тем не менее, принятие таможенным союзом международно-правовых стандартов Всемирной торговой организации (ВТО) в области определения таможенной стоимости ввозимых товаров отвечает интересам его членов по интеграции в мировые экономические отношения.

До установления в рамках таможенного союза наднационального регулирования института таможенной стоимости для определения таможенной стоимости товаров, ввозимых на таможенную территорию Российской Федерации, применялись положения Закона РФ "О таможенном тарифе" (не утратили силу, но не применяются ввиду п. 2 ст. 1 ТК).

Единые правила определения таможенной стоимости товаров в целях применения Единого таможенного тарифа таможенного союза*(122) были установлены Соглашением от 25 января 2008 года "Об определении таможенной стоимости товаров, перемещаемых через таможенную границу таможенного союза"*(123), вступившим в силу одновременно с вступлением в силу Договора о Таможенном кодексе таможенного союза от 27 ноября 2009 года.

Как следует из п. 1 ст. 64 ТК, порядок определения таможенной стоимости товаров, перемещаемых через таможенную границу таможенного союза, зависит от направления их перемещения. При ввозе товаров на таможенную территорию таможенного союза их таможенная стоимость определяется в соответствии с Соглашением об определении таможенной стоимости товаров, перемещаемых через таможенную границу таможенного союза с учетом принципов и положений по оценке товаров для таможенных целей ГАТТ 1994. При вывозе товаров с таможенной территории таможенного союза - в соответствии с законодательством того государства-члена таможенного союза, таможенными органами которого производится декларирование.

Положения Соглашения об определении таможенной стоимости товаров, перемещаемых через таможенную границу таможенного союза, распространяются на случаи, когда ввозимые на таможенную территорию таможенного союза товары фактически пересекли таможенную границу и впервые после этого были помещены под таможенную процедуру (за исключением процедуры таможенного транзита).

Если впоследствии первоначально заявленная таможенная процедура изменяется, то таможенная стоимость товаров определяется исходя из их состояния на момент первого после пересечения таможенной границы таможенного союза помещения под таможенную процедуру.

Иные правила определения таможенной стоимости установлены в отношении товаров, пришедших в негодность, испорченных или поврежденных вследствие действия непреодолимой силы в период их хранения на таможенном складе. Согласно ст. 235 ТК такие товары подлежат помещению под выбранную декларантом таможенную процедуру, как если бы они были ввезены в негодном, испорченном или поврежденном состоянии. При помещении таких товаров под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления их таможенная стоимость и (или) физическая характеристика в натуральном выражении определяются на день декларирования для внутреннего потребления, как если бы они в этот день были ввезены на таможенную территорию таможенного союза (ст. 238 ТК). Данные нормы ТК полностью соответствуют стандарту 13 Специального приложения D Киотской конвенции.

По общему правилу таможенная стоимость ввозимых товаров определяется самостоятельно декларантом или его таможенным представителем. В исключительных случаях, предусмотренных ТК, таможенную стоимость товаров определяет таможенный орган. Так, в п. 3 ст. 68 ТК указано, что если декларант не согласен с решением таможенного органа о корректировке таможенной стоимости после выпуска товаров, то таможенный орган сам осуществляет корректировку заявленной таможенной стоимости и пересчет подлежащих уплате таможенных пошлин, налогов.

Соглашение об определении таможенной стоимости товаров, перемещаемых через таможенную границу таможенного союза, содержит исчерпывающий перечень методов определения таможенной стоимости товаров, которые подлежат применению в строгой последовательности. При этом каждый последующий метод используется в случае невозможности определения таможенной стоимости с помощью предыдущего.

В п. 1 ст. 2 рассматриваемого Соглашения установлено, что основой определения таможенной стоимости ввозимых товаров должна быть в максимально возможной степени стоимость сделки с этими товарами. Согласно ст. 4 для целей Соглашения под стоимостью сделки понимается цена, фактически уплаченная или подлежащая уплате за ввозимые товары при их продаже для вывоза на единую таможенную территорию таможенного союза и дополненная в соответствии с положениями ст. 5 Соглашения.

Данный метод определения таможенной стоимости применяется во всех случаях, когда отсутствуют условия, препятствующие его использованию (п. 1 ст. 4 Соглашения). Среди таких условий наибольшее число споров между декларантами и таможенными органами вызывает наличие факта взаимосвязи между продавцом и покупателем в случаях, когда такая взаимосвязь оказывает влияние на цену сделки.

Категория "взаимосвязанные лица" для целей Соглашения раскрывается в ст. 3. Если таможенному органу в отношении взаимосвязанных лиц становится известно о том, что их взаимосвязь повлияла на цену сделки, обязанность доказать отсутствие влияния такой взаимосвязи на цену возлагается на декларанта. Для признания стоимости сделки с ввозимыми товарами за основу таможенной стоимости этих товаров декларант обязан доказать, что стоимость сделки близка к одной из проверочных величин, указанных в п. 4 ст. 4 Соглашения. Между тем согласно порядку определения таможенной стоимости ввозимых товаров, действовавшему в Российской Федерации до 1 июля 2010 года (в соответствии с Законом РФ "О таможенном тарифе"), представлять в таможенные органы доказательства отсутствия влияния взаимосвязи на стоимость сделки было правом лиц, декларирующих товары, не обязанностью.

Иные методы определения таможенной стоимости, установленные в Соглашении: метод по стоимости сделки с идентичными товарами; метод по стоимости сделки с однородными товарами; метод вычитания; метод сложения; резервный метод.

Определения понятий идентичных и однородных товаров приведены в ст. 3 Соглашения. Последовательность применения методов сложения и вычитания может устанавливаться по заявлению декларанта (п. 1 ст. 8). Последний из предусмотренных в Соглашении резервный метод используется только тогда, когда не может быть применен ни один другой метод (п. 1 ст. 10).

В п. 3 ст. 2 Соглашения содержится важный принцип определения таможенной стоимости ввозимых на территорию таможенного союза товаров: "Таможенная стоимость товаров и сведения, относящиеся к ее определению, должны основываться на достоверной, количественно определяемой и документально подтвержденной информации". В соответствии с п. 3 ст. 5 Соглашения если в отношении дополнительных начислений к цене за ввозимые товары такая информация отсутствует, то данное обстоятельство исключает возможность применения основного метода определения таможенной стоимости по стоимости сделки.

С целью обоснованного выбора стоимостной основы определения таможенной стоимости таможенные органы и декларанты могут проводить совместные консультации. Согласно ст. 52 Федерального закона "О таможенном регулировании в Российской Федерации" по письменному запросу заинтересованного лица таможенный орган обязан предоставить информацию в письменной форме в течение месяца со дня получения запроса. При этом таможенный орган не вправе осуществлять проверку документов и принимать предварительные решения по таможенной стоимости (ст. 113). Если запрашиваемая информация была предоставлена уполномоченным на проведение консультаций лицом несвоевременно или в недостоверном виде, по причине чего лицо, обратившееся за консультацией, потерпело убытки, то такие убытки подлежат возмещению в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации (ст. 16, 1069 ГК РФ).

В ст. 11 Соглашения содержится положение, согласно которому, если процесс определения таможенной стоимости создает необходимость отложить это решение, декларант должен иметь право получить товары при условии предоставления им достаточной гарантии оплаты таможенных платежей. Данное положение полностью соответствует содержанию ст. 13 Кодекса о таможенной стоимости ГАТТ.

Соглашение об определении таможенной стоимости товаров, перемещаемых через таможенную границу таможенного союза, не распространяется на товары для личного пользования. В их отношении применяется Соглашение о порядке перемещения физическими лицами товаров для личного пользования через таможенную границу таможенного союза и совершения таможенных операций, связанных с их выпуском, от 18 июня 2010 года*(124).

С целью обеспечения и гарантии непрерывности внешнеторгового оборота при отсутствии документов, подтверждающих точные сведения, необходимые для расчета величины таможенной стоимости, допускается отложить ее точное определение. В таких случаях для заявления таможенной стоимости, исчисления и уплаты таможенных пошлин, налогов декларанту разрешается использовать только имеющиеся документы и сведения (п. 5 ст. 64 ТК).

Порядок определения таможенной стоимости товаров, вывозимых из Российской Федерации, установлен в Правилах определения таможенной стоимости товаров, вывозимых с таможенной территории Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 13 августа 2006 года N 500 "О порядке определения таможенной стоимости товаров, перемещаемых через таможенную границу Российской Федерации"*(125).

Таможенная стоимость вывозимых с таможенной территории Республики Казахстан товаров определяется на основании ст. 98 Кодекса "О таможенном деле в Республике Казахстан".

В Республике Беларусь соответствующий порядок закреплен в Указе Президента Республики Беларусь от 31 июля 2006 года N 474 "О порядке определения таможенной стоимости товаров".

Во правовых актах государств - членов таможенного союза сохраняются основные положения Кодекса о таможенной стоимости ГАТТ и рассмотренного Соглашения. Вместе с тем число и последовательность применения методов определения таможенной стоимости вывозимых товаров в Республике Беларусь и Республике Казахстан отличаются от принятых в Российской Федерации (метод по стоимости сделки с вывозимыми товарами; расчетный метод; метод по стоимости сделки с идентичными товарами; метод по стоимости сделки с однородными товарами). В Казахстане таможенная стоимость также может быть определена на основании результатов независимой экспертизы.

В ст. 65 ТК содержатся общие положения о декларировании таможенной стоимости товаров. Декларирование таможенной стоимости товаров осуществляется декларантом или его таможенным представителем в рамках таможенного декларирования товаров, т.е. заявления декларантом таможенному органу сведений о товарах, об избранной таможенной процедуре и (или) иных сведений, необходимых для выпуска товаров, и регулируется положениями глав 9, 27 ТК, а также решением Комиссии таможенного союза от 20 сентября 2010 года N 376 "О порядках декларирования, контроля и корректировки таможенной стоимости товаров"*(126).

При декларировании таможенной стоимости товаров сведения, необходимые для таможенных целей (выбранный метод определения таможенной стоимости, величина таможенной стоимости, обстоятельства и условия внешнеэкономической сделки, имеющие отношение к определению таможенной стоимости), заявляются в декларации таможенной стоимости (далее - ДТС), являющейся неотъемлемой частью декларации на товары.

При определении таможенной стоимости товаров с помощью метода по стоимости сделки с вывозимыми товарами применяется форма ДТС-1, установленная в Приложении N 2 к Порядку декларирования таможенной стоимости товаров.

Если используются альтернативные методы определения таможенной стоимости, то форма ДТС, порядок ее заполнения определяются государствами-членами таможенного союза самостоятельно.

При этом во всех случаях подача ДТС должна сопровождаться представлением таможенному органу документов, подтверждающих заявленные в ДТС сведения. В зависимости от применяемого метода определения таможенной стоимости перечни документов установлены в Приложении N 1 к Порядку декларирования таможенной стоимости товаров.

В определенных случаях, установленных п. 8 решения Комиссии таможенного союза N 376, таможенная стоимость заявляется в декларации на товары без подачи ДТС.

За указание в ДТС недостоверных сведений или неисполнения обязанностей, предусмотренных ст. 188 ТК, декларант или его таможенный представитель несет ответственность в соответствии с национальным законодательством государства-члена таможенного союза. Например, в Российской Федерации ответственность за нарушение таможенных правил установлена в ст. 16.1 КоАП РФ.

Ст. 66 ТК вводит понятие контроля таможенной стоимости товаров для обозначения соответствующих действий должностных лиц таможенных органов при осуществлении ими таможенного контроля товаров, ввозимых на таможенную территорию таможенного союза. Норма, содержащаяся в комментируемой статье, отсылает к Соглашению от 12 декабря 2008 года "О порядке осуществления контроля правильности определения таможенной стоимости товаров, перемещаемых через таможенную границу таможенного союза"*(127) и Порядку контроля таможенной стоимости товаров, утвержденному Решением Комиссии Таможенного союза N 376.

В п. 5 Порядка контроля таможенной стоимости товаров указана главная цель таможенных органов при осуществлении данного вида таможенного контроля - проверка соблюдения требований законодательства таможенного союза и национального законодательства государств - членов в части правильности выбора и применения методов определения таможенной стоимости товаров, ее структуры и величины, а также документального подтверждения заявленной таможенной стоимости товаров.

Контроль таможенной стоимости товаров осуществляется таможенным органом как при таможенном оформлении товаров, так и после выпуска товаров, в том числе с использованием системы управления рисками*(128). Результаты контроля оформляются таможенным органом в виде одного из следующих решений в отношении таможенной стоимости товаров (ст. 67 ТК):

1) о принятии заявленной таможенной стоимости товаров;

2) о корректировке заявленной таможенной стоимости товаров.

В п. 1 ст. 68 ТК разъясняется, что решение о корректировке таможенной стоимости товаров принимается таможенным органом как до, так и после выпуска товаров в том случае, если таможенный орган или декларант обнаружит, что заявленные сведения о таможенной стоимости являются недостоверными, включая неправильно выбранный метод определения таможенной стоимости и (или) неправильное определение ее величины. В таком решении должны быть указаны доводы таможенных органов, обосновывающие его принятие, и срок исполнения.

Вынесение таможенным органом решения о корректировке таможенной стоимости создает обязанность у декларанта осуществить корректировку недостоверных сведений и уплатить таможенные пошлины и налоги с учетом скорректированных данных. При этом если решение о корректировке принято таможенным органом до выпуска товаров, то срок выполнения декларантом возникших обязанностей не должен превышать сроков выпуска товаров, установленных в ст. 196 ТК. В противном случае таможенный орган отказывает декларанту в выпуске товаров.

Если решение о корректировке таможенной стоимости принято после выпуска товаров и декларант с ним не согласен, то корректировка таможенной стоимости и пересчет подлежащих уплате таможенных пошлин и налогов осуществляется таможенным органом. При этом взыскание таможенных пошлин и налогов осуществляется в соответствии с главой 14 ТК.

Порядок корректировки таможенной стоимости утвержден Решением Комиссии таможенного союза N 376.

При проведении контроля таможенной стоимости товаров таможенным органом может быть принято решение о проведении дополнительной проверки в соответствии со ст. 69 ТК.

Порядок проведения дополнительной проверки подробно регламентирован в подп. 11-25 решения Комиссии таможенного союза N 376.

Таможенный орган выносит решение о проведении дополнительной проверки, если при проведении контроля таможенной стоимости товаров до их выпуска обнаруживает признаки, которые позволяют полагать, что заявленные о таможенной стоимости сведения могут являться недостоверными либо что эти сведения не подтверждены должным образом.

Основное требование к решению о проведении дополнительной проверки - его обоснованность. В п. 11 Решения Комиссии Таможенного союза N 376 приведен перечень возможных признаков недостоверности заявленных сведений о таможенной стоимости товаров, на которые могут ссылаться таможенные органы.

Сроком проведения дополнительной проверки считается период времени со дня принятия решения о проведении дополнительной проверки до дня принятия решения в отношении заявленной таможенной стоимости товаров. До принятия таможенным органом по результатам дополнительной проверки решения в отношении таможенной стоимости товаров контроль таможенной стоимости считается незавершенным.

Для проверки заявленных сведений о таможенной стоимости товаров таможенный орган вправе запросить у декларанта дополнительные документы, сведения и пояснения. Декларант обязан в установленный срок предоставить такие документы либо в письменной форме привести причины невозможности их предоставления.

При проведении дополнительной проверки бремя доказывания вины декларанта возложено на таможенный орган. Доказывать правомерность использованного метода определения таможенной стоимости и достоверность заявленных документов и сведений является правом декларанта.

Согласно п. 2 ст. 69 ТК если контроль таможенной стоимости незавершен, но истекли установленные в ст. 196 ТК сроки выпуска товаров, то решение о проведении дополнительной проверки не может являться основанием для отказа в выпуске товаров. В этом случае декларант имеет право получить ввозимые товары при условии предоставления обеспечения уплаты таможенных пошлин, налогов, исчисленного исходя из наибольшей величины ставок таможенных пошлин, налогов, стоимости товаров и (или) их физических характеристик в натуральном выражении, которые могут быть определены на основании имеющихся сведений. Способы обеспечения перечислены в ст. 86 ТК - это денежные средства, банковская гарантия, поручительство, залог имущества, иные предусмотренные законодательством государств - членов таможенного союза способы.

Не позднее чем через 30 календарных дней со дня, следующего за днем представления декларантом дополнительно запрошенных документов, таможенный орган выносит одно из следующих решений в отношении таможенной стоимости товаров:

1) о принятии заявленной таможенной стоимости товаров (с осуществлением возврата/зачета сумм обеспечения в соответствии со ст. 90 ТК);

2) о корректировке заявленной таможенной стоимости товаров.

Последнее решение выносится таможенным органом, если декларант в установленный срок не представил дополнительно запрошенные документы, сведения и в письменной форме не разъяснил причин, по которым они не могут быть представлены, либо такие документы и сведения не устраняют основания для проведения дополнительной проверки. При этом корректировка таможенной стоимости осуществляется исходя из имеющихся документов и сведений с учетом информации, полученной таможенным органом самостоятельно при проведении дополнительной проверки.