logo search
Научно-практический комментарий (поглавный) к Т

Глава 10 "Исчисление таможенных пошлин, налогов"

Исчисление таможенных пошлин, а также НДС и акцизов, уплачиваемых с товаров, ввозимых на таможенную территорию таможенного союза, начинается с установления объекта обложения (ст. 75 ТК).

Объектом обложения таможенными пошлинами и налогами являются товары, перемещаемые через таможенную границу. Иными словами, в качестве объекта обложения выступают товары, ввозимые на таможенную территорию таможенного союза или вывозимые с таможенной территории таможенного союза (подп. 22 п. 1 ст. 4 ТК). При этом уточняется, что под товарами в таможенном законодательстве понимаются: любое движимое имущество, перемещаемое через таможенную границу, в том числе носители информации, валюта государств - членов таможенного союза, ценные бумаги и (или) валютные ценности, дорожные чеки, электрическая и иные виды энергии, а также иные перемещаемые вещи, приравненные к недвижимому имуществу (транспортные средства, морские суда и т.д.) (подп. 35 п. 1 ст. 4 ТК).

В законодательстве Российской Федерации о налогах и сборах под товаром понимается любое имущество, реализуемое либо предназначенное для реализации. Однако, при этом оговаривается, что в целях регулирования отношений, связанных с взиманием таможенных платежей, к товарам относится и иное имущество, определяемое в соответствии с таможенным законодательством таможенного союза и законодательством Российской Федерации о таможенном деле (ст. 38 НК РФ).

Похожие определения товара, используемые в целях налогообложения, содержатся в налоговом законодательстве других государств - членов таможенного союза. Так, в соответствии со ст. 29 Налогового кодекса Республики Беларусь "товаром признается имущество (за исключением имущественных прав), реализуемое либо предназначенное для реализации, если иное не установлено таможенным законодательством".

База (налоговая база) для исчисления таможенных пошлин, налогов представляет собой стоимостную, физическую или иную характеристики объекта налогообложения.

Базой для исчисления таможенных пошлин являются таможенная стоимость товаров и (или) их физическая характеристика в натуральном выражении (п. 2 ст. 35 ТК). Выбор конкретной базы для исчисления таможенных пошлин зависит от вида товаров и применяемых видов ставок.

Стоимостная характеристика товара - таможенная стоимость - используется при расчете таможенной пошлины по адвалорным и комбинированным ставкам. Законодательной базой при регулировании вопросов определения и декларирования таможенной стоимости является глава 8 ТК, а также законодательство государств - членов таможенного союза: Российской Федерации - глава 11 Федерального закона "О таможенном регулировании в Российской Федерации", разделы III, IV Закона Российской Федерации от 21 мая 1993 года N 5003-1 "О таможенном тарифе"*(144), глава 11 Кодекса Республики Казахстан "О таможенном деле в Республике Казахстан", разделы III, IV Закона Республики Беларусь от 3 февраля 1993 года N 2151-XII "О Таможенном тарифе".

При расчете таможенной пошлины по специфическим и комбинированным ставкам используются физические характеристики в натуральном выражении:

количество (штуки, пары и др.);

масса товара с учетом его первичной упаковки, которая неотделима от товара до его потребления и в которой товар представляется для розничной продажи (вес-нетто) (килограммы, граммы, караты и др.);

объем (литры, кубометры);

иные характеристики (киловатт-часы и др.).

Налоговая база для исчисления НДС и акцизов на товары, ввозимые на территорию таможенного союза, определяется в соответствии с законодательством государств - членов таможенного союза.

В соответствии с законодательством РФ о налогах и сборах, при ввозе товаров налоговая база по НДС определяется как сумма: 1) таможенной стоимости этих товаров; 2) подлежащей уплате таможенной пошлины; 3) подлежащих уплате акцизов (по подакцизным товарам).

При расчете акцизов на ввозимые товары налоговая база определяется:

1) по подакцизным товарам, в отношении которых установлены твердые (специфические) налоговые ставки (в абсолютной сумме на единицу измерения) - как объем ввозимых подакцизных товаров в натуральном выражении;

2) по подакцизным товарам, в отношении которых установлены адвалорные (в процентах) налоговые ставки, как сумма: а) их таможенной стоимости; б) подлежащей уплате таможенной пошлины;

3) по подакцизным товарам, в отношении которых установлены комбинированные налоговые ставки, состоящие из твердой (специфической) и адвалорной (в процентах) налоговых ставок, - как объем ввозимых подакцизных товаров в натуральном выражении для исчисления акциза при применении твердой (специфической) налоговой ставки и как расчетная стоимость ввозимых подакцизных товаров, исчисляемая исходя из максимальных розничных цен, для исчисления акциза при применении адвалорной (в процентах) налоговой ставки. Расчетная стоимость подакцизных товаров, в отношении которых установлены комбинированные ставки акциза, определяется в соответствии со ст. 187.1 НК РФ.

В НК РФ вопросам определения налоговой базы НДС и акцизов на ввозимые товары посвящены ст. 53, 54 (понятие налоговой базы и общие вопросы ее исчисления), 153 (налоговая база по НДС), 160 (порядок определения налоговой базы по НДС при ввозе товаров на территорию Российской Федерации и иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией), 191 (порядок определения налоговой базы при ввозе подакцизных товаров на территорию Российской Федерации и иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией).

В Налоговом кодексе Республике Беларусь соответствующие нормы содержатся в статьях 41 (понятие налоговой базы), 99 (определение налоговой базы налога на добавленную стоимость, взимаемого таможенными органами), 117 (определение налоговой базы по акцизам), 121 (порядок исчисления акцизов, взимаемых таможенными органами).

В Налоговом кодексе Республики Казахстан это статьи 28 (понятие налоговой базы), 246 (определение облагаемого НДС импорта), 247 (размер облагаемого НДС импорта), 283 (налоговая база по подакцизным товарам), 297 (налоговая база импортируемых подакцизных товаров).

Порядок исчисления таможенных пошлин, налогов - предмет регулирования ст. 76 ТК.

По общему правилу таможенные пошлины, НДС, акцизы, взимаемые в связи с перемещением товаров через таможенную границу, исчисляются плательщиками таможенных пошлин, налогов самостоятельно. Исключения из этого правила могут быть предусмотрены как в ТК, так и в международном договоре.

Так, например, в п. 1 ст. 316 ТК устанавливается: если в отношении товаров, пересылаемых в международных почтовых отправлениях, не требуется подача декларации на товары, таможенные пошлины, налоги исчисляются и начисляются таможенным органом, осуществляющим таможенные операции в месте (учреждении) международного почтового обмена с использованием таможенного приходного ордера.

Еще одно исключение из этого правила установлено в п. 2 ст. 76 ТК: при взыскании таможенных пошлин, налогов исчисление подлежащих уплате сумм таможенных платежей производится таможенным органом государства-члена таможенного союза, в котором подлежат уплате таможенные пошлины, налоги.

Исчисление сумм подлежащих уплате таможенных пошлин и налогов осуществляется в валюте государства-члена таможенного союза, таможенному органу которого подана таможенная декларация. Это правило может быть "скорректировано" международными договорами государств - членов таможенного союза, в которых может содержаться иная норма.

Валюта исчисления таможенных пошлин, налогов в ряде случаев может не совпадать с валютой, в которой происходит уплата таможенных платежей. Согласно п. 3 ст. 84 ТК таможенные пошлины, налоги должны уплачиваться в валюте государства-члена таможенного союза, в котором подлежат уплате таможенные пошлины, налоги.

На практике это может привести к необходимости пересчета иностранной валюты, который производится в соответствии со ст. 78 ТК, в которой закреплено, что в случае если для целей исчисления таможенных пошлин, налогов требуется произвести пересчет иностранной валюты в валюту государства-члена таможенного союза, в таможенный орган которого подана таможенная декларация, применяется курс валют, устанавливаемый в соответствии с законодательством этого государства-члена таможенного союза и действующий на день регистрации таможенной декларации таможенным органом. Данное правило действует, если иное не предусмотрено ТК и (или) международными договорами государств - членов таможенного союза.

Сумма таможенных пошлин, подлежащих уплате и (или) взысканию, определяется путем применения базы для исчисления таможенных пошлин и соответствующего вида ставки таможенных пошлин, если иное не установлено ТК. В качестве примера особого порядка расчета можно привести норму п. 2 ст. 360 ТК, в соответствии с которой таможенные пошлины, налоги в отношении товаров для личного пользования, перемещаемых через таможенную границу, уплачиваются физическими лицами по единым ставкам таможенных пошлин, налогов или в виде совокупного таможенного платежа, равного сумме таможенных пошлин, налогов, исчисленной по ставкам таможенных пошлин, налогов, применяемым в соответствии со статьей 77 ТК.

При расчете суммы налогов, подлежащих уплате (взысканию) используется "привязка" к законодательству государства-члена таможенного союза, на территории которого товары помещаются под таможенную процедуру либо на территории которого выявлен факт незаконного перемещения товаров через таможенную границу.

Данная норма отражает современное состояние интеграционного процесса в ЕврАзЭС: в рамках таможенного союза согласована таможенно-тарифная политика, действует единый таможенный тариф, однако согласования налоговой политики (в том числе налогообложения внешнеторговых поставок) пока не достигнуто. Это - задача следующего этапа интеграционного развития, в рамках которого создается экономический союз и унифицируются вопросы налоговой политики.

По-особому происходит выбор применимого законодательства для исчисления подлежащих уплате налогов в случае помещения товара под таможенную процедуру таможенного транзита. В соответствии с частью второй п. 2 ст. 84 ТК, когда будет установлено (подтверждено) в порядке, определенном международным договором государств - членов таможенного союза (в данном случае - Соглашением о некоторых вопросах предоставления обеспечения уплаты таможенных пошлин, налогов в отношении товаров, перевозимых в соответствии с таможенной процедурой таможенного транзита, особенностях взыскания таможенных пошлин, налогов и порядке перечисления взысканных сумм в отношении таких товаров от 21 мая 2010 года), что товары, помещенные под процедуру таможенного транзита, находятся на территории другого государства - члена таможенного союза, таможенные пошлины, налоги подлежат уплате в этом государстве-члене таможенного союза. При исчислении подлежащих уплате налогов в этом случае будет применяться законодательство того государства-члена таможенного союза, в котором они подлежат уплате.

Норма, содержащаяся в п. 6 ст. 76 ТК, во многом повторяет норму ст. 321 ТК РФ 2003 года. В свое время эта норма стала одной из прогрессивных новелл Таможенного кодекса РФ, поскольку до его принятия в 2003 году в отношении товаров, временно ввозимых на таможенную территорию Российской Федерации с частичным освобождением от уплаты таможенных платежей и впоследствии помещаемых под таможенный режим выпуска для свободного обращения, таможенные пошлины и налоги уплачивались в полном объеме. При этом уплаченные периодические платежи "сгорали" с помещением товаров на таможенный склад, что в ряде случаев вынуждало лиц повторно оформлять товары в соответствии с таможенным режимом временного ввоза, вместо их выпуска для свободного обращения.

Ст. 321 Таможенного кодекса РФ, а теперь п. 6 ст. 76 ТК закрепляют принципиально иной подход, широко применяемый в международной практике: общая сумма ввозных таможенных пошлин, налогов, уплачиваемая в отношении товаров, ввозимых на таможенную территорию, за весь период нахождения их на этой территории не может превышать сумму таможенных пошлин, налогов, которая подлежала бы уплате, если бы товары изначально были выпущены для свободного обращения при их ввозе на таможенную территорию.

Экономическое значение этой нормы состоит в "уравнивании" положения двух участников внешнеторговой деятельности - того, который сразу уплатил таможенные пошлины, налоги с целью введения товара в свободный оборот, и второго, который использовал товары в течение определенного срока в соответствии с таможенной процедурой временного ввоза, впоследствии хранил их на таможенном складе и т.д. и только после этого заявил к выпуску для свободного обращения.

Общее правило об ограничении по общей сумме таможенных пошлин, налогов в отношении товаров, ввозимых на таможенную территорию, действует только при равных условиях (равных ставках таможенных пошлин налогов). Если сумма таможенных пошлин, налогов увеличивается вследствие изменения их ставок, действующих на день принятия таможенной декларации при заявлении измененной таможенной процедуры, суммы уплаченных таможенных пошлин, налогов при предшествующей таможенной процедуре подлежат зачету в счет уплаты сумм таможенных пошлин, налогов в соответствии с условиями вновь избранной таможенной процедуры.

При исчислении таможенных пошлин, налогов особое значение приобретает вопрос определения применимой ставки таможенных пошлин, налогов. Этому вопросу посвящена ст. 77 ТК.

По общему правилу, для целей исчисления таможенных пошлин, НДС и акцизов, уплачиваемых в связи с перемещением товаров через таможенную границу, применяются ставки, действующие на день регистрации таможенной декларации таможенным органом.

Из этого правила могут быть сделаны исключения, предусмотренные ТК или международными договорами государств - членов таможенного союза. Так, например, особые правила определения применимой ставки таможенных пошлин, налогов содержатся в ст. 197 ТК, устанавливающей порядок выпуска товаров до подачи таможенной декларации. Исключения из общего правила определения применимых ставок содержатся также в ст. 81 ТК, регулирующей отношения по возникновению и прекращению обязанности по уплате таможенных пошлин, налогов и сроки их уплаты при незаконном перемещении товаров через таможенную границу, а также в иных статьях ТК и других источников таможенного законодательства.

ТК может в ряде случаев отсылать к законодательству государств - членов таможенного союза, которое, в свою очередь, будет устанавливать особый порядок определения применимой ставки. Так, в соответствии со ст. 312 Федерального закона "О таможенном регулировании в Российской Федерации" таможенные пошлины за товары, вывозимые из Российской Федерации трубопроводным транспортом, уплачиваются за каждый календарный месяц поставки по ставкам вывозных таможенных пошлин, действующим на 15-е число месяца поставки товаров, а при ввозе товаров трубопроводным транспортом ввозные таможенные пошлины, налоги уплачиваются по ставкам, действующим на 15-е число месяца, предшествующего месяцу поставки.

Для целей исчисления ввозных таможенных пошлин применяются ставки, установленные Единым таможенным тарифом таможенного союза. По коду декларируемого товара в соответствии с Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности таможенного союза в Едином таможенном тарифе отыскивается соответствующая строка, в которой и содержится ставка, применяемая для исчисления ввозной таможенной пошлины.

Из этого общего правила таможенным законодательством также могут устанавливаться исключения. Например, в соответствии со ст. 360 ТК таможенные пошлины, налоги в отношении товаров для личного пользования, перемещаемых через таможенную границу, уплачиваются физическими лицами в виде совокупного таможенного платежа, равного сумме таможенных пошлин, налогов, исчисленной по ставкам таможенных пошлин, налогов, применяемым в соответствии со ст. 77 ТК либо по единым ставкам таможенных пошлин, налогов, которые устанавливаются международным договором государств - членов таможенного союза. Такие единые ставки содержатся в приложении 5 к Соглашению от 18 июня 2010 года "О порядке перемещения физическими лицами товаров для личного пользования через таможенную границу таможенного союза и совершения таможенных операций, связанных с их выпуском"*(145).

Еще один особый случай определения применимой ставки предусмотрен международным договором стран-членов таможенного союза, принятым в целях реализации нормы, предусмотренной п. 6 ст. 4 Соглашения о едином таможенно-тарифном регулировании от 25 января 2008 года, в соответствии с которым государства-члены таможенного союза могут согласовывать условия и порядок применения одним из участников таможенного союза в исключительных случаях более высоких или более низких ставок ввозных таможенных пошлин. Во исполнение этой нормы был принят Протокол от 12 декабря 2008 года "Об условиях и порядке применения в исключительных случаях ставок ввозных таможенных пошлин, отличных от ставок Единого таможенного тарифа"*(146). Протокол действует в течение пяти лет с даты вступления в силу и не подлежит продлению (ст. 6 Протокола).

В соответствии со ст. 2 Протокола с даты введения в действие Единого таможенного тарифа и предоставления полномочий по его ведению Комиссии таможенного союза более высокая или более низкая ставка ввозной таможенной пошлины по сравнению со ставкой Единого таможенного тарифа может применяться одной из стран-членов таможенного союза в отношении товара, происходящего из третьих стран, в исключительных случаях на основании решения Комиссии, принимаемого в соответствии с данным Протоколом.

Применение одной из стран-членов таможенного союза более высокой ставки может быть предложено этой страной, если такая мера является необходимым условием для развития отрасли ее экономики. Использование более низкой ставки может быть предложено в случае острого дефицита товара, если такая мера является необходимым условием для удовлетворения социально значимых потребностей населения или потребностей развития производства, которое зависит в значительной степени от традиционного импорта из третьих стран и не может быть осуществлено за счет производства этого или аналогичного товара в таможенном союзе.

Для рассмотрения Комиссией вопроса о применении одной из стран-членов таможенного союза более высокой или более низкой ставки эта страна представляет в Комиссию предложение о применении более высокой или более низкой ставки с приложением обоснования необходимости ее применения. Такое предложение должно содержать следующую информацию:

а) размер ставки Единого таможенного тарифа на товар;

б) сведения об объеме производства и о потребности в товаре как в государстве, вносящем предложение, так и в таможенном союзе в целом (в натуральном и стоимостном выражении);

в) сведения об объеме импорта товара как государством, вносящим предложение, так и таможенным союзом в целом;

г) предполагаемый срок применения более высокой или более низкой ставки;

д) меры, которые должны быть приняты другими странами-членами таможенного союза для достижения целей применения более высокой или более низкой ставки.

Вопрос применения одной из стран-членов таможенного союза более высокой или более низкой ставки рассматривается Комиссией в течение 30 дней с даты получения предложения (ст. 3 Протокола).

Решение о применении одной из стран-членов таможенного союза более высокой или более низкой ставки принимается Комиссией на основе консенсуса (ст. 4 Протокола). При этом установленный решением Комиссии срок применения более высокой или более низкой ставки не может превышать шесть месяцев. Вопрос о продлении срока применения более высокой или более низкой ставки на следующие шесть месяцев может быть внесен заинтересованной стороной не позднее чем за месяц до истечения этого срока.

Комиссия, в соответствии со ст. 5 Протокола, ведет перечень товаров, при ввозе которых применяются более высокие или более низкие ставки.

Такой перечень содержит следующую информацию:

а) наименование товара;

б) код товара по Единой товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности;

в) государство, применяющее более высокую или более низкую ставку;

г) размер более высокой или более низкой ставки;

д) срок применения более высокой или более низкой ставки;

е) размер ставки Единого таможенного тарифа.

Для целей исчисления вывозных таможенных пошлин применяются ставки, установленные законодательством государств - членов таможенного союза в отношении товаров, включенных в сводный перечень товаров, формируемый Комиссией таможенного союза в соответствии с международными договорами государств - членов таможенного союза, регулирующими вопросы применения вывозных таможенных пошлин в отношении третьих стран.

В соответствии с п. 3 ст. 3 Закона РФ от 21 мая 1993 года (в ред. от 8 декабря 2010 года) "О таможенном тарифе"*(147) ставки вывозных таможенных пошлин и перечень товаров, в отношении которых они применяются, устанавливаются Правительством РФ.

Ставки вывозных таможенных пошлин на товары, вывозимые с территории Российской Федерации за пределы государств - участников соглашений о таможенном союзе, утверждены Постановлением Правительства РФ от 23 декабря 2006 года N 795*(148), в которое практически каждый год вносятся многочисленные изменения.

Порядок установления ставок вывозных таможенных пошлин на нефть сырую и отдельные категории товаров, выработанных из нефти, установлен п. 4 ст. 3 Закона РФ "О таможенном тарифе". Сами ставки утверждены Постановлением Правительства РФ от 16 ноября 2006 года N 695*(149), в которое также ежегодно вносится большое число изменений.

На отдельные категории товаров, выработанных из нефти, ставки вывозных таможенных пошлин рассчитываются по формулам, устанавливаемым Правительством РФ (постановление Правительства РФ от 27 декабря 2010 года N 1155 "О расчете ставок вывозных таможенных пошлин на отдельные категории товаров, выработанных из нефти"*(150)).

В соответствии с п. 3 ст. 126 Кодекса Республики Казахстан "О таможенном деле в Республике Казахстан" для целей исчисления вывозных таможенных пошлин применяются ставки, установленные Правительством Республики Казахстан в отношении товаров, включенных в сводный перечень товаров, формируемый Комиссией таможенного союза в соответствии с международными договорами Республики Казахстан, регулирующими вопросы применения вывозных таможенных пошлин в отношении третьих стран. Реализуя соответствующее полномочие, Правительство Республики Казахстан приняло Постановление от 7 июня 2010 года N 520 "О ставках таможенных пошлин Республики Казахстан". Ставки вывозных таможенных пошлин на нефтепродукты установлены постановлением Правительства Республики Казахстан от 15 октября 2005 года N 1036 "О взимании таможенных пошлин при вывозе с таможенной территории Республики Казахстан товаров, выработанных из нефти", в которое периодически вносятся изменения и дополнения.

В Республике Беларусь ставки вывозных таможенных пошлин устанавливаются Президентом Республики Беларусь и (или) законами, если иное не установлено Президентом Республики Беларусь (ст. 3 Закона Республики Беларусь от 3 февраля 1993 года N 2151-XII "О Таможенном тарифе"). В этих целях, например, приняты указы Президента Республики Беларусь от 31 декабря 2010 года N 716 "О ставках вывозных таможенных пошлин", от 1 февраля 2011 года N 40 "Об установлении ставок вывозных таможенных пошлин на кожевенное сырье".

Для выбора ставки при исчислении налогов (НДС и акцизов), которыми облагаются товары, ввозимые на таможенную территорию таможенного союза, в ТК установлена норма, в соответствии с которой должны применяться ставки, установленные законодательством государства - члена таможенного союза, на территории которого товары помещаются под таможенную процедуру.

Таким образом, товар, который помещается под таможенную процедуру (выпуска для внутреннего потребления, временного ввоза и других таможенных процедур, предусмотренных разделом 6 ТК) на территории Российской Федерации, будет облагаться налогами в соответствии с Налоговым кодексом РФ (главы 21, 22).

К товару, помещаемому под таможенную процедуру на территории Республики Казахстан, будут применяться нормы Налогового кодекса Республики Казахстан: нормы, содержащиеся в главе 37-1 "Особенности обложения налогом на добавленную стоимость при экспорте и импорте товаров, выполнении работ, оказании услуг в таможенном союзе" (включена в Налоговый кодекс в соответствии с Законом Республики Казахстан от 30 июня 2010 года N 297-IV) и главе 40 "Налогообложение импорта подакцизных товаров".

Наконец, если помещение товара под таможенную процедуру происходит на территории Республики Беларусь, применимые нормы следует искать в главах 12 и 13 Налогового кодекса Республики Беларусь.

В дополнение к рассмотренному выше общему правилу определения применимой налоговой ставки, в ТК установлены две специальные нормы, в которых предусматривается возможность использования особых порядков "привязки" налоговой ставки к национальному законодательству государства-члена таможенного союза.

Первый случай касается незаконного перемещения товара через таможенную границу таможенного союза и предполагает использование налоговых ставок, предусмотренных законодательством того государства, на территории которого выявлен факт незаконного перемещения товаров через таможенную границу.

Второй случай касается исчисления налогов в случае, если будет установлено, что товары, помещенные под процедуру таможенного транзита, находятся на территории другого государства - члена таможенного союза. В таком случае применяются ставки, установленные законодательством этого государства - члена таможенного союза.

В соответствии со ст. 79 ТК плательщиками таможенных пошлин и налогов (НДС, акцизов) являются декларант (п. 1 подп. 6 ст. 4) или иные лица, на которых возложена обязанность по уплате таможенных пошлин, налогов. Такая обязанность может быть возложена как в соответствии с таможенным законодательством таможенного союза - ТК, международными договорами государств - членов таможенного союза, так и национальным законодательством о таможенном регулировании (таможенном деле).

Так, в соответствии со ст. 21 ТК обязанность по уплате таможенных пошлин, налогов возлагается на таможенного перевозчика в случаях, предусмотренных ст. 227 и ст.228 ТК. Согласно ст. 26 ТК такая обязанность возлагается на владельца склада временного хранения в случаях, предусмотренных ст. 172 ТК. В ст. 31 ТК предусматривается, что владелец таможенного склада обязан в случае утраты товаров (за исключением их утраты вследствие уничтожения при аварии или действии непреодолимой силы) либо выдачи товаров без разрешения таможенного органа уплатить ввозные таможенные пошлины, налоги при возникновении обязанности по уплате таможенных пошлин, налогов в соответствии с ТК. Обязанность уплатить таможенные пошлины, налоги при возникновении обязанности по уплате таможенных пошлин, налогов в соответствии со ст. 306 ТК возложена на владельца магазина беспошлинной торговли (ст. 36 ТК) и т.д.

Плательщики таможенных пошлин и налогов могут устанавливаться международными договорами государств - членов таможенного союза. Так, Соглашением между Правительством РФ, Правительством Республики Беларусь, Правительством Республики Казахстан от 18 июня 2010 года "О свободных складах и таможенной процедуре свободного склада" (подп. 9 п. 1 ст. 6) установлено, что владелец свободного склада обязан уплатить ввозные таможенные пошлины и налоги в случаях, предусмотренных ст. 13 данного Соглашения и, выполняя эту обязанность, он становится плательщиком таможенных платежей.

Приведем еще один пример. В соответствии со ст. 6 Соглашения между Правительством РФ, Правительством Республики Беларусь, Правительством Республики Казахстан от 18 июня 2010 года "Об особенностях таможенных операций в отношении товаров, пересылаемых в международных почтовых отправлениях" при недоставке международных почтовых отправлений и товаров, пересылаемых в международных почтовых отправлениях, в место международного почтового обмена солидарную обязанность по уплате таможенных пошлин, налогов перед таможенным органом, до которого установлена таможенная процедура таможенного транзита, несет назначенный оператор государства - члена таможенного союза, являющегося страной назначения международных почтовых отправлений.

Наконец, плательщики таможенных пошлин и налогов могут определяться законодательством государств - членов таможенного союза. Особенности возложения на отдельных лиц обязанности по уплате таможенных пошлин и налогов предусматриваются, например, ч. 6 ст. 60 Федерального закона "О таможенном регулировании в Российской Федерации", в соответствии с которой при декларировании товаров и (или) их выпуске таможенный представитель несет солидарную с декларантом или иными представляемыми им лицами обязанность по уплате таможенных платежей в полном размере суммы подлежащих уплате таможенных платежей вне зависимости от условий договора таможенного представителя с декларантом и иными представляемыми им лицами. Частью 3 ст. 276 этого же Закона предусматривается, что плательщиками таможенных пошлин и налогов могут стать лица, которым декларантом переданы во владение и пользование временно ввезенные товары, несут солидарную с декларантом обязанность по уплате таможенных платежей в размере сумм подлежащих уплате таможенных платежей и т.д.

Ст. 80 ТК посвящена определению моментов возникновения и прекращения по уплате таможенных пошлин и налогов.

Все случаи возникновения обязанности уплатить таможенные пошлины и налоги перечислены в ТК и объединены в ниже приведенной таблице.

Диспозиция

Лицо, обязанное уплатить таможенные пошлины и налоги

Момент возникновения обязанности по уплате таможенных пошлин и налогов

Незаконное перемещение товаров через таможенную границу

п. 2 ст. 81 ТК

Ввоз товаров на таможенную территорию таможенного союза

ст. 81 ТК

Вывоз товаров таможенного союза с таможенной территории таможенного союза

Прибытие товаров на таможенную территорию таможенного союза

Перевозчик

Пересечение товарами таможенной границы

ст. 161 ТК

Убытие иностранных товаров с таможенной территории таможенного союза

Перевозчик

Выдача таможенным органом разрешения на убытие товаров с таможенной территории таможенного союза

ст. 166 ТК

Помещение иностранных товаров на временное хранение

Перевозчик или иное лицо, обладающее полномочиями в отношении товаров на момент регистрации документов, представленных для помещения товаров на временное хранение

Регистрация таможенным органом документов, представленных для помещения товаров на временное хранение.

ст. 172 ТК

Владелец склада временного хранения

Размещение товаров на складе временного хранения

Лицо, осуществляющего временное хранение товаров в местах, не являющихся складами временного хранения

Регистрация таможенным органом документов, представленных для помещения товаров на временное хранение

Выпуск товаров до подачи таможенной декларации

Декларант

Дата выпуска товаров

ст. 197 ТК

Помещение товаров под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления

Декларант

Регистрация таможенным органом таможенной декларации

ст. 211 ТК

Помещение товаров под таможенную процедуру экспорта

Декларант

Регистрация таможенным органом таможенной декларации

ст. 214 ТК

Помещение иностранных товаров под таможенную процедуру таможенного транзита

Декларант

Регистрация таможенным органом транзитной декларации

ст. 227 ТК

Помещение товаров таможенного союза под таможенную процедуру таможенного транзита (в соответствии с подп. 5 п. 2 ст. 215 ТК)

Декларант

Регистрация таможенным органом транзитной декларации

ст. 228 ТК

Помещение иностранных товаров под таможенную процедуру таможенного склада

Декларант

Регистрация таможенным органом таможенной декларации

ст. 237 ТК

Владелец таможенного склада

Размещение товаров на таможенном складе

Помещение товаров под таможенную процедуру переработки на таможенной территории

Декларант

Регистрация таможенным органом таможенной декларации

ст. 250 ТК

Помещение товаров под таможенную процедуру переработки вне таможенной территории

Декларант

Регистрация таможенным органом таможенной декларации

ст. 261 ТК

Помещение товаров под таможенную процедуру переработки для внутреннего потребления

Декларант

Регистрация таможенным органом таможенной декларации

ст. 274 ТК

Помещение товаров под таможенную процедуру временного ввоза (допуска)

Декларант

Регистрация таможенным органом таможенной декларации

ст. 283 ТК

Помещение товаров под таможенную процедуру временного вывоза

Декларант

Регистрация таможенным органом таможенной декларации

ст. 290 ТК

Помещение иностранных товаров под таможенную процедуру реэкспорта

Декларант

Регистрация таможенным органом таможенной декларации

ст. 300 ТК

Помещение иностранных товаров под таможенную процедуру беспошлинной торговли

Декларант

Регистрация таможенным органом таможенной декларации

ст. 306 ТК

Перемещение через таможенную границу товаров для личного пользования, подлежащих таможенному декларированию в письменной форме, в сопровождаемом и несопровождаемом багаже, а также в качестве товаров, доставляемых перевозчиком

Декларант

Регистрация таможенным органом пассажирской таможенной декларации

ст. 360 ТК

Случаи прекращения обязанности по уплаты таможенных пошлин и налогов перечислены в п. 2 ст. 80 ТК. По общему правилу такая обязанность прекращается в случае уплаты или взыскания таможенных пошлин, налогов в размерах, установленных таможенным законодательством. Она может быть прекращена также при помещении товаров под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления с предоставлением льгот по уплате таможенных пошлин, налогов, не сопряженных с ограничениями по пользованию и распоряжению этими товарами.

К другим основаниям для прекращения обязанности по уплате таможенных пошлин и налогов отнесены:

- уничтожение иностранных товаров вследствие аварии или действия непреодолимой силы либо в результате естественной убыли при нормальных условиях перевозки (транспортировки) и хранения;

- помещение товаров под таможенную процедуру отказа в пользу государства, если обязанность по уплате таможенных пошлин, налогов возникла до регистрации таможенной декларации на помещение товаров под эту таможенную процедуру;

- отказ в выпуске товаров в соответствии с заявленной таможенной процедурой, в отношении обязанности по уплате таможенных пошлин, налогов, возникшей при регистрации таможенной декларации на помещение товаров под эту таможенную процедуру;

- обращение товаров в собственность государства - члена таможенного союза;

- обращение взыскания на товары, в том числе за счет стоимости товаров.

Наконец, обязанность по уплате таможенных пошлин и налогов может быть прекращена в виду незначительного характера задолженности (размер неуплаченной суммы таможенных платежей не превышает сумму, эквивалентную 5 евро) или признания такой задолженности безнадежной.

Особые случаи прекращения обязанности по уплате таможенных пошлин и налогов могут быть предусмотрены ТК. Так, например, в соответствии со ст. 211 ТК обязанность по уплате ввозных таможенных пошлин и налогов прекращается у декларанта в отношении товаров, помещенных под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления с использованием льгот по уплате таможенных платежей, сопряженных с ограничениями по пользованию и (или) распоряжению этими товарами, - по истечении пяти лет со дня выпуска товаров в соответствии с таможенной процедурой выпуска для внутреннего потребления. Другой пример: согласно ст. 306 ТК обязанность по уплате таможенных платежей в отношении иностранных товаров, помещаемых под таможенную процедуру беспошлинной торговли, прекращается у декларанта при задержании товаров таможенными органами при проведении таможенного контроля.

При установлении таможенных процедур свободной таможенной зоны и свободного склада обязанность по уплате таможенных пошлин и налогов возникает и прекращается в соответствии с международными договорами государств - членов таможенного союза: Соглашением между Правительством РФ, Правительством Республики Беларусь и Правительством Республики Казахстан от 18 июня 2010 года "По вопросам свободных (специальных, особых) экономических зон на таможенной территории таможенного союза и таможенной процедуры свободной таможенной зоны", Соглашением между Правительством РФ, Правительством Республики Беларусь, Правительством Республики Казахстан от 18 июня 2010 года "О свободных складах и таможенной процедуре свободного склада".

При установлении специальной таможенной процедуры в отношении категорий товаров, определенных Решением Комиссии 20 мая 2010 года N 329*(151) (товары, предназначенные для предупреждения и ликвидации стихийных бедствий и иных чрезвычайных ситуаций, проведения лицами государств - членов таможенного союза научно-исследовательских работ в Арктике и Антарктике и др.) обязанность по уплате таможенных пошлин и налогов возникает и прекращается в соответствии с законодательством государств - членов таможенного союза.

В п. 3 ст. 80 ТК перечислены все случаи неуплаты таможенных пошлин и налогов:

1) при помещении товаров под таможенные процедуры, не предусматривающие такую уплату (беспошлинная торговля, таможенный склад, свободный склад, таможенный транзит и др.), при соблюдении условий соответствующей таможенной процедуры;

2) при ввозе товаров, за исключением товаров для личного пользования, в адрес одного получателя от одного отправителя по одному транспортному документу, общая таможенная стоимость которых не превышает суммы, эквивалентной 200 евро;

3) при перемещении товаров для личного пользования в случаях, установленных международными договорами государств - членов таможенного союза (Соглашением между Правительством РФ, Правительством Республики Беларусь и Правительством Республики Казахстан от 18 июня 2010 года "О порядке перемещения физическими лицами товаров для личного пользования через таможенную границу таможенного союза и совершения таможенных операций, связанных с их выпуском");

4) при освобождении товаров от обложения таможенными пошлинами и налогами в соответствии с ТК, законодательством и международными договорами государств - членов таможенного союза и при соблюдении условий, в связи с которыми предоставлено такое освобождение.

В ст. 81 ТК раскрыты основные особенности правового регулирования отношений по уплате таможенных пошлин и налогов при незаконном перемещении товаров через таможенную границу.

Правила определения обязанности по уплате таможенных пошлин в случае незаконного перемещения товаров через таможенную границу обобщены в ниже приведенной таблице.