logo search
Научно-практический комментарий (поглавный) к Т

Глава 12 "Обеспечение уплаты таможенных пошлин, налогов"

Ст. 85 ТК посвящена установлению общих условий обеспечения уплаты таможенных пошлин, налогов. В п. 1 ст. 85 ТК предусматривается перечень оснований для применения способов обеспечения исполнения обязанности по уплате таможенных платежей:

1) применение таможенной процедуры таможенного транзита при перевозке товаров (глава 32 ТК);

2) изменение сроков уплаты таможенных пошлин, налогов, если это предусмотрено международными договорами и (или) законодательством государств - членов таможенного союза (ст. 83 ТК);

3) помещение товаров под таможенную процедуру переработки товаров вне таможенной территории (глава 35 ТК);

4) выпуск товаров при необходимости исследования документов, проб и образцов товаров либо получения заключения эксперта (ст. 198 ТК);

5) иные случаи, предусмотренные ТК, международными договорами и (или) законодательством государств - членов таможенного союза. Таким образом, содержащийся в п. 1 ст. 85 ТК перечень оснований для применения способов обеспечения исполнения обязанности по уплате таможенных платежей не является исчерпывающим.

В частности, в силу ТК обеспечение уплаты таможенных пошлин производится:

а) при включении юридического лица в реестр таможенных представителей:

предоставляется обеспечение уплаты таможенных пошлин, налогов на сумму, эквивалентную не менее чем одному миллиону евро, по курсу валют, устанавливаемому в соответствии с законодательством государства - члена таможенного союза, на день предоставления такого обеспечения (ст. 13 ТК)*(160);

б) при включении юридического лица в реестр таможенных перевозчиков:

предоставляется обеспечение уплаты таможенных пошлин, налогов на сумму, эквивалентную не менее чем 200 000 евро, по курсу валют, устанавливаемому в соответствии с законодательством государства - члена таможенного союза, на день предоставления такого обеспечения (ст. 19 ТК);

в) в случае присвоения юридическому лицу статуса уполномоченного экономического оператора:

предоставляется обеспечение уплаты таможенных пошлин, налогов на сумму, эквивалентную 1000 000 евро*(161), по курсу валют, устанавливаемому в соответствии с законодательством государства - члена таможенного союза, на день предоставления такого обеспечения (ст. 39 ТК);

г) в случае отсутствия документов, подтверждающих страну происхождения товаров, либо при обнаружении признаков того, что представленные документы оформлены ненадлежащим образом и (или) содержат недостоверные сведения в отношении товаров:

до представления документов, подтверждающих страну происхождения товаров, или уточняющих сведений предоставляется обеспечение*(162) уплаты таможенных пошлин по ставкам, применяемым к товарам, происходящим с территории иностранного государства (групп иностранных государств), с которым нет взаимных договорных обязательств о предоставлении режима наиболее благоприятствуемой нации, если таможенным органом обнаружены признаки того, что страной происхождения товаров является иностранное государство (группа иностранных государств), с которым нет взаимных договорных обязательств о предоставлении режима наиболее благоприятствуемой нации (подп. 1 п. 2 ст. 63 ТК);

д) помещение товаров под таможенную процедуру при отсутствии документов, подтверждающих страну происхождения товаров, либо при обнаружении признаков того, что представленные документы оформлены ненадлежащим образом и (или) содержат недостоверные сведения:

до представления документов, подтверждающих страну происхождения товаров, или уточняющих сведений, декларантом документов предоставляется обеспечение*(163) уплаты специальной, антидемпинговой либо компенсационной пошлины, если таможенным органом обнаружены признаки, указывающие на то, что страной происхождения товаров является страна, на ввоз товаров из которой установлены ограничения (подп. 2 п. 2 ст. 63 ТК).

е) при выпуске товаров в случае, если дополнительная таможенная проверка не может быть проведена в установленные сроки (ст. 69 ТК): декларантом предоставляется обеспечение уплаты таможенных пошлин, налогов*(164) (п. 2 ст. 69 ТК);

ж) при выпуске до подачи таможенной декларации товаров, определенных в ТК*(165): декларантом предоставляется обеспечение уплаты таможенных пошлин, налогов (п. 3 ст. 197 ТК)*(166).

Следует подчеркнуть, что приведенные основания предоставления уплаты таможенных пошлин, налогов не являются исчерпывающими, поскольку в силу подп. 5 п. 1 ст. 85 ТК иные случаи обеспечения уплаты таможенных платежей также могут предусматриваться не только в ТК, но и в международных договорах и (или) в законодательстве государств - членов таможенного союза ЕврАзЭС.

Рассматривая национальный уровень правового регулирования, следует отметить иные основания предоставления обеспечения уплаты таможенных платежей, не названные в ТК. В России кроме случаев, предусмотренных в ТК и в международных договорах, обеспечения уплаты таможенных пошлин, налогов предоставляется:

- в случае условного выпуска товаров, в отношении которых предоставлены льготы по уплате ввозных таможенных пошлин, налогов, сопряженные с ограничениями по пользованию и (или) распоряжению товарами;

- в случае выпуска товаров при проведении дополнительной проверки*(167);

- при помещении товаров под таможенные процедуры таможенного склада без фактического размещения товаров на таможенном складе, переработки на таможенной территории, переработки для внутреннего потребления, временного ввоза (допуска), временного вывоза*(168);

- при осуществлении деятельности в качестве резидента портовой особой экономической зоны, если это установлено международным договором государств - членов таможенного союза, регулирующим правоотношения по установлению и применению таможенной процедуры свободной таможенной зоны (см. ч. 2 ст. 137 Федерального закона "О таможенном регулировании в Российской Федерации"). При этом Федеральный закон "О таможенном регулировании в Российской Федерации" также, как и ТК предусматривает открытый перечень оснований для предоставления обеспечения уплаты таможенных пошлин, налогов. В силу п. 5 и п. 7 ч. 2 ст. 137 Федерального закона "О таможенном регулировании в Российской Федерации" обеспечение уплаты таможенных платежей предоставляется при осуществлении лицами деятельности в сфере таможенного дела в случаях, предусмотренных названным законом, а также в иных случаях, предусмотренных настоящим законом, иными федеральными законами, актами Правительства Российской Федерации.

В Республике Казахстан кроме случаев, предусмотренных в ТК и в международных договорах, обеспечения уплаты таможенных пошлин, налогов предоставляется:

- в случае замены иностранных товаров, помещенных под таможенную процедуру переработки на таможенной территории, эквивалентными товарами;

- при периодическом таможенном декларировании;

- при осуществлении деятельности в качестве таможенного перевозчика или таможенного представителя (см. п. 1 ст. 143 Кодекса Республики Казахстан "О таможенном деле в Республике Казахстан")*(169). Необходимо отметить, что перечень случаев применения обеспечения исполнения обязанности по уплате таможенных платежей, предусмотренный в п. 1 ст. 143 Кодекса Республики Казахстан "О таможенном деле в Республике Казахстан" сформулирован исчерпывающим образом. В связи с этим, в Республике Казахстан применяются основания предоставления обеспечения уплаты таможенных пошлин, налогов, указанные в ТК, в п. 1 ст. 143 Кодекса Республики Казахстан "О таможенном деле в Республике Казахстан", а также в международных договорах.

В национальном законодательстве Республики Беларусь предусмотрен открытый перечень оснований предоставления обеспечения уплаты таможенных платежей. В силу п. 2 ст. 260 Таможенного кодекса Республики Беларусь исполнение налогового обязательства по уплате таможенных пошлин, налогов до наступления срока исполнения налогового обязательства по их уплате обеспечивается: в случае предоставления отсрочки и (или) рассрочки уплаты таможенных пошлин, налогов; в иных случаях, установленных Таможенным кодексом Республики Беларусь и (или) актами Президента Республики Беларусь*(170).

Стоит отметить, что в законодательстве государств - членов таможенного союза содержатся отдельные диспозитивные нормы, предусматривающие возможность применения способов обеспечения исполнения обязанности по уплате таможенных платежей. Так, в силу ч. 3 ст. 137 Федерального закона "О таможенном регулировании в Российской Федерации" обеспечение уплаты таможенных пошлин, налогов может быть предоставлено для целей выпуска товара в случае непоступления и (или) поступления не в полном объеме уплаченных сумм таможенных пошлин, налогов на счет Федерального казначейства России и (или) счет, определенный международным договором государств - членов таможенного союза ЕврАзЭС.

Важным аспектом является правовое установление субъекта, выполняющего обязанность по обеспечению уплаты таможенных пошлин, налогов. В силу п. 3 ст. 85 ТК по общему правилу обеспечение уплаты таможенных пошлин, налогов производится плательщиком. Однако предусматривается дозволение - возможно обеспечение уплаты таможенных пошлин, налогов также и иным лицом за плательщика, если это лицо вправе владеть, пользоваться и (или) распоряжаться товарами, в отношении которых производится обеспечение уплате таможенных платежей, если иное не установлено ТК.

По общему правилу, предусмотренному в п. 4 ст. 85 ТК, обеспечение уплаты таможенных пошлин, налогов предоставляется таможенному органу, осуществляющему выпуск товаров. Следует отметить, что обеспечение может предоставляться не только в денежной, но и в товарной форме. Возможно предоставление таможенному органу имущественного залога*(171). При этом непосредственный предмет залога может не передаваться на хранение таможенного органа. Так, в силу ч. 4 ст. 140 Федерального закона "О таможенном регулировании в Российской Федерации" должно соблюдаться правило: предмет залога в течение всего периода действия договора о залоге имущества должен находиться на территории Российской Федерации. Если обеспечение предоставляется в денежной форме, то средства зачисляются на счет в соответствии с международными договорами и национальным законодательством государств - членов таможенного союза. Так, в силу ч. 1 ст. 145 Федерального закона "О таможенном регулировании в Российской Федерации" денежные средства в качестве обеспечения уплаты таможенных пошлин, налогов вносятся на счет Федерального казначейства России. Кроме того, денежный залог может быть уплачен физическими лицами, перемещающими через таможенную границу товары для личного пользования, также в кассу таможенного органа.

Между тем, предусматриваются исключения из общего правила п. 4 ст. 85 ТК. В частности, обеспечение уплаты таможенных пошлин, налогов может предоставляться:

таможенному органу отправления либо таможенному органу назначения - при применении процедуры таможенного транзита при перевозке товаров в силу п. 5 ст. 85 ТК*(172);

нескольким таможенным органам государства - члена таможенного союза в случае принятия таможенными органами генерального обеспечения уплаты таможенных пошлин, налогов*(173) (часть вторая п. 1 ст. 87 ТК). Кроме того, следует учитывать, что в главе 3 ТК установлены правила взаимоотношения таможенных органов с участниками внешнеэкономической деятельности и лицами, осуществляющими деятельность в сфере таможенного дела*(174), в том числе по предоставлению обеспечения уплаты таможенных пошлин, налогов.

Если обеспечение уплаты таможенных пошлин, налогов в связи с применением процедуры таможенного транзита предоставляется таможенному органу отправления (назначения), то следует руководствоваться Соглашением о некоторых вопросах предоставления обеспечения уплаты таможенных пошлин, налогов в отношении товаров, перевозимых в соответствии с таможенной процедурой таможенного транзита, особенностях взыскания таможенных пошлин, налогов и порядке перечисления взысканных сумм в отношении таких товаров от 21 мая 2010 года*(175). Таможенные органы взаимно признают выданный таможенным органом, принявшим обеспечение уплаты таможенных пошлин, налогов, документ, подтверждающий принятие такого обеспечения. В ст. 3 названного соглашения установлено, что документом, подтверждающим принятие обеспечения уплаты таможенных платежей при перевозке товаров в соответствии с таможенной процедурой таможенного транзита, является сертификат обеспечения уплаты таможенных пошлин, налогов, зарегистрированный и выданный таможенным органом страны - участницы соглашения, принявшим обеспечение уплаты таможенных пошлин, налогов, лицу, предоставившему такое обеспечение.

В п. 6 ст. 85 ТК предусмотрены условия применения возврата (зачета) обеспечения уплаты таможенных пошлин, налогов:

- исполнение обеспеченных обязательств, в чем должен удостовериться таможенный орган;

- отсутствие обеспеченного обязательства в связи с его не возникновением. Аналогичные основания применения возврата (зачета) сумм обеспечения уплаты таможенных платежей предусмотрены и в Кодексе Республики Казахстан "О таможенном деле в Республике Казахстан" (п. 6 ст. 143). Кроме того, необходимо руководствоваться специальными положениями национального законодательства государств - членов таможенного союза о возврате (зачете) уплаченных сумм таможенных пошлин, налогов. В России подлежит применению ст. 149 "Возврат (зачет) денежного залога" Федерального закона "О таможенном регулировании в Российской Федерации", в Казахстане - ст. 156 "Возврат обеспечения уплаты таможенных пошлин, налогов" Кодекса Республики Казахстан "О таможенном деле в Республике Казахстан", в Беларуси - ст. 274 "Возврат сумм обеспечения" Таможенного кодекса Республики Беларусь*(176).

Ст. 86 ТК посвящена установлению способов обеспечения уплаты таможенных пошлин, налогов. В п. 1 ст. 86 ТК предусматриваются следующие способы: уплата денежных средств; банковская гарантия; поручительство; залог имущества. Кроме того, законодательством государств - членов таможенного союза могут быть предусмотрены иные способы обеспечения уплаты таможенных пошлин, налогов. Так, в силу п. 1 ст. 144 Кодекса Республики Казахстан "О таможенном деле в Республике Казахстан" помимо названных способов предусматривается также заключение договора страхования. Стоит подчеркнуть, что действующее законодательство таможенного союза ЕврАзЭС при регламентации выбора конкретного способа обеспечения уплаты таможенных пошлин, налогов имеет диспозитивную направленность. В частности, в развитие дозволительного положения п. 2 ст. 86 ТК в национальном законодательстве государств - членов таможенного союза предусматривается право плательщика самостоятельно выбирать любой из нормативно предусмотренных способов обеспечения уплаты таможенных пошлин, налогов (п. 2 ст. 144 Кодекса Республики Казахстан "О таможенном деле в Республике Казахстан", п. 2 ст. 262 Таможенного кодекса Республики Беларусь).

Установленные в п. 1 ст. 86 ТК обеспечительные способы представляют собой правовые меры, применяемые с целью формирования у плательщика имущественного (денежного) интереса по уплате сумм таможенных пошлин, налогов в предусмотренный срок и в полном размере. Прежде всего, наличие у плательщика названного интереса связано с тем, что при нарушении обязательства по уплате таможенных платежей в предусмотренном законодательством порядке происходит уплата таможенных пошлин, налогов за счет предоставленных в обеспечение денежных средств, вещей либо на плательщика возлагаются дополнительные обязанности. Далее следует подробнее рассмотреть обеспечительное воздействие способов, предусмотренных в п. 1 ст. 86 ТК. При этом необходимо учитывать, что в ТК установлены условия применения способов обеспечения уплаты таможенных пошлин, налогов, а порядок применения каждого из них предусмотрен в актах законодательства государств - членов таможенного союза ЕврАзЭС.

При уплате денежных средств в качестве обеспечения уплаты таможенных пошлин, налогов суммы подлежат зачислению на счет, определенный национальным законодательством государств - членов таможенного союза. В России - на счет Федерального казначейства, в Казахстане - на счет временного размещения денег таможенного органа, в Беларуси - на счет таможенного органа. При неисполнении обязательства, обеспеченного уплаченными средствами, подлежащие уплате суммы таможенных платежей, пеней, процентов подлежат взысканию таможенными органами из находящихся на названных выше счетах сумм. Порядок взыскания устанавливается национальным законодательством государств - членов таможенного союза (ст. 145 Федерального закона "О таможенном регулировании в Российской Федерации", ст. 145 Кодекса Республики Казахстан "О таможенном деле в Республике Казахстан", ст. 267 Таможенного кодекса Республики Беларусь).

В случае применения банковской гарантии в качестве способа обеспечения уплаты таможенных пошлин, налогов банками (иными кредитными или страховыми организациями), включенными в реестр банков, иных кредитных организаций и страховых организаций, обладающих правом выдачи банковских гарантий уплаты таможенных пошлин, налогов, который ведет федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области таможенного дела*(177), по просьбе плательщика выдается письменное обязательство внести сумму таможенных платежей, налогов в случае неисполнения плательщиком данной обязанности. Стоит отметить, что в национальном законодательстве государств - членов таможенного союза предусматривается порядок применения банковской гарантии. При этом устанавливается, что к правоотношениям, связанным с выдачей банковской гарантии, представлением требований по банковской гарантии, выполнением гарантом обязательств и прекращением банковской гарантии подлежат применению положения банковского и гражданского законодательства (см. ч. 2 ст. 141 Федерального закона "О таможенном регулировании в Российской Федерации", п. 2 ст. 264 Таможенного кодекса Республики Беларусь). Правовая регламентация применения банковской гарантии как способа обеспечения уплаты таможенных пошлин, налогов в национальном законодательстве государств - членов таможенного союза ЕврАзЭС осуществляется в нескольких основных направлениях:

- устанавливаются подробные требования, предъявляемые к банкам (иным кредитным или страховым организациям) для включения их в реестр организаций, имеющих право выдавать банковские гарантии, а также правила ведения данного реестра (см. ст. 142 Федерального закона "О таможенном регулировании в Российской Федерации", ст. 265, 266 Таможенного кодекса Республики Беларусь, главы 9-12 Банковского кодекса Республики Беларусь от 25 октября 2000 года N 441-З, п. 1 ст. 146 Кодекса Республики Казахстан "О таможенном деле в Республике Казахстан", ст. 26 Закона Республики Казахстан от 31 августа 1995 года N 2444 "О банках и банковской деятельности в Республике Казахстан");

- предусматриваются специальные обязанности банков (иных кредитных или страховых организаций), включенных в реестр для выдачи банковских гарантий (например, ст. 143 Федерального закона "О таможенном регулировании в Российской Федерации");

- устанавливаются основания для исключения банков (иных кредитных или страховых организаций) из названного выше реестра (например, ст. 144 Федерального закона "О таможенном регулировании в Российской Федерации", ст. 266 Таможенного кодекса Республики Беларусь);

- предусматриваются требования к содержанию банковской гарантии (ч. 4 ст. 141 Федерального закона "О таможенном регулировании в Российской Федерации"*(178), п. 2 ст. 146 Кодекса Республики Казахстан "О таможенном деле в Республике Казахстан", ст. 165 Банковского кодекса Республики Беларусь);

- регламентируется порядок рассмотрения предоставленной банковской гарантии таможенным органом (например, ч. 8-10 ст. 141 Федерального закона "О таможенном регулировании в Российской Федерации", п. 3 ст. 146 Кодекса Республики Казахстан "О таможенном деле в Республике Казахстан");

- предусматривается установление максимальной суммы одной банковской гарантии и максимальной суммы всех одновременно действующих банковских гарантий, выданных одним банком либо одной иной кредитной (страховой) организацией для принятия банковских гарантий таможенными органами в целях обеспечения уплаты таможенных пошлин, налогов (например, ч. 14 ст. 141 Федерального закона "О таможенном регулировании в Российской Федерации");

- устанавливается порядок предъявления требования гаранту об уплате сумм таможенных пошлин, налогов в случае неисполнения этой обязанности их плательщиком (п. 4 ст. 146 Кодекса Республики Казахстан "О таможенном деле в Республике Казахстан", ст. 374 ГК РФ, ст. 173 Банковского кодекса Республики Беларусь).

В случае неисполнения обязательства по уплате таможенных пошлин, налогов таможенный орган направляет банку (иной кредитной или страховой организации, предоставившей гарантию) требование об уплате причитающихся сумм таможенных пошлин, налогов в срок, установленный законодательством государств - членов таможенного союза*(179).

В случае применения залога имущества в обеспечение уплаты таможенных пошлин, налогов между таможенным органом и плательщиком заключается договор о залоге. В национальном законодательстве государств - членов таможенного союза устанавливается, что предметом залога могут быть вещи (товары), ввозимые на таможенную территорию, а также иное имущество, которые могут быть предметом залога в соответствии с законодательством государства - члена таможенного союза. В связи с этим, следует сказать, что в Российской Федерации и Республике Казахстан к правоотношениям, связанным с заключением договора о залоге имущества, обращением взыскания на заложенное имущество применяются положения гражданского законодательства (ч. 2 ст. 140 Федерального закона "О таможенном регулировании в Российской Федерации", п. 6, 7 ст. 148 Кодекса Республики Казахстан "О таможенном деле в Республике Казахстан"). В Республике Беларусь к правоотношениям, связанным с обращением взыскания на заложенное имущество применяются соответствующие положения Гражданского кодекса Республики Беларусь*(180) (п. 3 ст. 263 Таможенного кодекса Республики Беларусь). При этом необходимо учитывать, что в отдельных государствах - членах таможенного союза таможенным законодательством предусматриваются изъятия из общего режима оборотоспособности объектов имущественных прав*(181). Залог может быть предоставлен таможенному органу как плательщиком таможенных пошлин, налогов, так и иным лицом в случаях, предусмотренных законодательством государств - членов таможенного союза*(182).

В случае неисполнения плательщиком обязанности по уплате таможенных пошлин, налогов, обеспеченной залогом, удовлетворение требования таможенных органов осуществляется за счет заложенного имущества (в России и Казахстане - в порядке, определенном гражданским законодательством, в Республике Беларусь - Гражданским кодексом Республики Беларусь).

Поручительство как способ обеспечения исполнения обязанности по уплате таможенных платежей представляет собой возложение данной обязанности на заранее определенное лицо в случае неисполнения плательщиком обязательства по уплате таможенных платежей. В соответствии с национальным законодательством государств - участников таможенного союза поручитель несет солидарно отвечает за неисполнение плательщиком обязанности по уплате таможенных платежей (п. 1 ст. 147 Кодекса Республики Казахстан "О таможенном деле в Республике Казахстан", п. 1 ст. 268 Таможенного кодекса Республики Беларусь, п. 1 ч. 3 ст. 146 Федерального закона "О таможенном регулировании в Российской Федерации"). В связи с этим, в случае неисполнения плательщиком обязанности по уплате таможенных платежей требование таможенного органа может предъявляться как самому плательщику, так и поручителю. При этом поручитель в случае привлечения к исполнению обязанности по уплате таможенных платежей несет ответственность в том же объеме, что и плательщик, включая уплату пеней (п. 1 ст. 147 Кодекса Республики Казахстан "О таможенном деле в Республике Казахстан", п. 2 ст. 268 Таможенного кодекса Республики Беларусь, п. 2 ст. 363 ГК РФ*(183)).

В Республике Казахстан в качестве способа обеспечения исполнения обязанности по уплате таможенных пошлин, налогов допускается применение договора страхования. На стороне страховщика должна быть страховая организация, включенная в реестр юридических лиц, имеющих лицензию на право осуществления страховой деятельности. При этом установлен исчерпывающий перечень оснований для отказа в принятии договора страхования таможенным органом*(184). В случае неисполнения обязательства по уплате таможенных пошлин, налогов таможенный орган направляет страховой организации требование об уплате причитающихся сумм таможенных пошлин, налогов в течение пяти рабочих дней после окончания сроков исполнения обязательства, предусмотренных указанным договором страхования. Данное требование в силу п. 4 и 5 ст. 149 Кодекса Республики Казахстан "О таможенном деле в Республике Казахстан" подлежит безусловному и обязательному исполнению страховой организацией в течение двух рабочих дней со дня его получения.

Ст. 87 ТК регламентирует основания и порядок применения генерального обеспечения уплаты таможенных пошлин, налогов. Данный механизм устанавливается в п. 1 ст. 87 ТК и может применяться в том случае, если одним и тем же лицом на территории одного из государств - членов таможенного союза ЕврАзЭС совершается несколько таможенных операций в определенный срок. При этом обеспечение уплаты таможенных платежей может быть предоставлено в отношении всех таможенных операций, совершаемых на территории данного государства. Важно отметить, что обязательным условием принятия генерального обеспечения уплаты таможенных пошлин, налогов является возможность его использования любым из таможенных органов страны - участницы таможенного союза в случае нарушения плательщиком обязательства по уплате средств. В национальном законодательстве государств - членов таможенного союза ЕврАзЭС предусматриваются требования к порядку применения генерального обеспечения уплаты таможенных пошлин, налогов. В России следует руководствоваться правилами ст. 138, 139 Федерального закона "О таможенном регулировании в Российской Федерации", в Беларуси - п. 5 ст. 260 Таможенного кодекса Республики Беларусь, в Казахстане - ст. 150 Кодекса Республики Казахстан "О таможенном деле в Республике Казахстан".

Определение суммы обеспечения уплаты таможенных пошлин, налогов осуществляется по правилам ст. 88 ТК. По общему правилу общая сумма обеспечения определяется исходя из сумм таможенных пошлин, налогов, подлежащих уплате при помещении товаров под таможенные процедуры выпуска для внутреннего потребления или экспорта без учета тарифных преференций и льгот по уплате таможенных пошлин, налогов, в государстве - члене таможенного союза, таможенный орган которого производит выпуск товаров. Однако в п. 1 ст. 88 ТК установлено исключение из приведенного правила - в случае помещения товаров под таможенную процедуру таможенного транзита сумма обеспечения уплаты таможенных пошлин, налогов определяется исходя из сумм таможенных пошлин, налогов, подлежащих уплате при помещении товаров под таможенные процедуры выпуска для внутреннего потребления или экспорта без учета тарифных преференций и льгот по уплате таможенных пошлин, налогов, в государстве - члене таможенного союза, таможенный орган которого производит выпуск товаров, но не менее сумм таможенных пошлин, налогов, которые бы подлежали уплате в других государствах - членах таможенного союза, как если бы товар помещался на территориях этих государств - членов таможенного союза под таможенные процедуры выпуска для внутреннего потребления или экспорта без учета тарифных преференций и льгот по уплате таможенных пошлин, налогов*(185). Также следует учитывать, что в главе 3 ТК установлены правила взаимоотношения таможенных органов с участниками внешнеэкономической деятельности и лицами, осуществляющими деятельность в сфере таможенного дела, в том числе по предоставлению обеспечения уплаты таможенных пошлин, налогов.

В силу п. 1 ст. 88 ТК допускается возможность установления в национальном законодательстве государств - членов таможенного союза правил, предусматривающих включение в сумму обеспечения сумм таможенных сборов, процентов.

В п. 2 ст. 88 ТК устанавливается специальное правило определения суммы обеспечения для тех случаев, когда невозможно точно определить сумму подлежащих уплате таможенных пошлин, налогов. При этом в ТК названы причины невозможности определения точной суммы таможенных платежей: непредставление в таможенный орган точных сведений о характере товаров, их наименовании, количестве, стране происхождения и таможенной стоимости. В названном случае сумма обеспечения определяется исходя из наибольшей величины ставок таможенных пошлин, налогов, стоимости товаров и (или) их физических характеристик в натуральном выражении (количество, масса, объем или иные характеристики), которые могут быть определены на основании имеющихся сведений, порядок использования которых определяется законодательством государств - членов таможенного союза ЕврАзЭС.

В п. 3 и 5 ст. 88 ТК предусматриваются специальные правила определения суммы обеспечения уплаты таможенных пошлин, налогов, которые различаются в зависимости от установленных особенностей выпуска товаров таможенными органами:

- в случае выпуска товаров при необходимости исследования документов, проб и образцов товаров либо получения заключения эксперта (ст. 198 ТК); при выявлении административного правонарушения или преступления (ст. 199 ТК) сумма обеспечения уплаты таможенных пошлин, налогов определяется как сумма таможенных пошлин, налогов, которые могут быть дополнительно начислены в результате проверки сведений, которые влияют на размер подлежащих уплате таможенных пошлин, налогов (с учетом правила п. 1 и 2 ст. 88 ТК);

- в случае выпуска товаров, если дополнительная таможенная проверка не может быть проведена в установленные сроки (ст. 69 ТК) сумма обеспечения уплаты таможенных пошлин, налогов определяется как сумма таможенных пошлин, налогов, которые могут быть дополнительно начислены в результате дополнительной проверки (с учетом правил п. 2 ст. 88 ТК).

Необходимо отметить, что в силу п. 4 ст. 88 ТК предусматривается возможность установления в законодательстве государств - членов таможенного союза ЕврАзЭС фиксированных сумм обеспечения уплаты таможенных пошлин, налогов в отношении отдельных видов товаров (с учетом правил п. 1 и 2 ст. 88 ТК).

Так, в силу п. 3 ст. 261 Таможенного кодекса Республики Беларусь установление фиксированного размера обеспечения уплаты таможенных пошлин, налогов в отношении отдельных видов товаров отнесено к компетенции Правительства Республики Беларусь, если иное не определено Президентом Республики Беларусь.