logo search
Научно-практический комментарий (поглавный) к Т

Глава 6 "Единая товарная номенклатура внешнеэкономической деятельности таможенного союза. Классификация товаров"

Комментируемая глава с 29 ноября 2010 года полностью заменяет ранее действовавшие на территории Российской Федерации ст. 39 и ст. 40 Таможенного кодекса РФ*(69), которые регламентировали ТН ВЭД России и порядок классификации товаров.

Ст. 50 ТК регламентирует функциональное назначение международной Единой товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности таможенного союза как инструмента осуществления мер таможенно-тарифного и нетарифного регулирования внешнеторговой и иных видов внешнеэкономической деятельности, а также инструмента ведения таможенной статистики в рамках таможенного союза Российской Федерации, Республики Казахстан и Республики Беларусь.

ТК не даёт легального определения понятия Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности (далее - ТН ВЭД). Таможенно-статистическая номенклатура представляет собой систематизированный список товаров и соответствующих им кодов товарных групп, позиций, субпозиций и подсубпозиций, примечаний к ним, а также содержащий базовые и частные правила классификации, т.е. установления кода товара по товарной номенклатуре, при обязательном условии, которое отличает таможенную товарную номенклатуру от любой другой - таможенная номенклатура всегда лежит в основе таможенного тарифа.

Процедура определения кода товара по ТН ВЭД или таможенное приравнивание имеет важное экономическое и правовое значение. Во-первых, от места нахождения товара в таможенном тарифе, т.е. конечной товарной позиции, зависит величина ставки таможенной пошлины, а, следовательно, и размер таможенного обложения товара, таможенной нагрузки на импорт-экспорт в экономическом смысле. Во-вторых, товарная номенклатура используется при определении мер государственного регулирования внешнеторговой деятельности, в том числе нетарифных. В-третьих, товарная номенклатура - основа ведения таможенной статистики, которая позволяет проводить анализ внешнеторгового оборота и на его основе разрабатывать перспективные мероприятия таможенной и внешнеторговой политики.

На ТН ВЭД основан Единый таможенный тариф таможенного союза Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации (утв. Решением Межгосударственного Совета ЕврАзЭС от 27 ноября 2009 года N 18, Решением Комиссии Таможенного союза от 27 ноября 2009 года N 130)*(70).

Ст. 51 ТК регулирует ведение ТН ВЭД, то есть процесс совершенствования и модернизации таможенной номенклатуры, приведения её в соответствие с таможенно-статистическими потребностями участников таможенного союза, а также с изменениями, вызванными модернизацией международно-правовой основы ТН ВЭД, которую в порядке убывания степени детализации конечных товарных позиций составляют Гармонизированная система описания и кодирования товаров Всемирной таможенной организации (ГС) и единая Товарная номенклатура внешнеэкономической деятельности Содружества Независимых Государств (ТН ВЭД СНГ).

Усложнение структуры международной торговли к концу XX века, потребности международных организаций и государств в качественно новых инструментах международного контроля за трансграничным перемещением определённых товаров, в том числе представляющих опасность для человека, необходимость осуществления постоянного мониторинга внешней торговли биологическими видами, находящимися под угрозой исчезновения, лавинообразное нарастание объёма международного товарооборота и внедрение компьютерных технологий в таможенном деле и ускорение таможенных процедур - эти факторы обусловили необходимость создания Гармонизированной системы описания и кодирования товаров (ГС).

14 июня 1983 года в Брюсселе на 61/62 Сессиях Совета таможенного сотрудничества (Всемирная таможенная организация) утверждён окончательный вариант Международной конвенции о Гармонизированной системе описания и кодирования товаров (далее - Конвенции о ГС)*(71). Дата вступления в силу Конвенции о ГС - 1 января 1988 года.

Гармонизированная система служит упрощению и развитию внешней торговли, уменьшению расходов частных лиц и других институтов, вызванных повторным описанием, классификацией и кодированием товаров при их переходе из одной системы классификации в другую в процессе международной торговли. ГС представляет собой глобальную международную таможенную товарную номенклатуру и систему кодирования, механизм ведения и обновления которой наиболее адекватно отвечает на технологические сдвиги в международной торговле. ГС используется как инструмент международных торговых переговоров, преимущественно, в рамках ГАТТ/ВТО. В настоящее время практически все таможенно-статистические номенклатуры мира основаны на Гармонизированной системе описания и кодирования товаров.

Номенклатура ГС приведена в Приложении к Конвенции о ГС. Согласно статье 2 Приложение является неотъемлемой частью Конвенции, а любая ссылка на эту Конвенцию равно означает и ссылку на приложение. Номенклатура ГС включает в себя следующие элементы:

а) товарные позиции, субпозиции;

б) относящиеся к товарным позициям и субпозициям цифровые коды;

в) примечания к разделам, группам и субпозициям;

г) основные правила классификации для толкования Гармонизированной системы (Основные правила интерпретации ГС).

Поправки, принимаемые в рамках ВТО, могут касаться как самого текста Конвенции о ГС, так и текста Приложения, то есть номенклатуры ГС. Значительные поправки в номенклатуру ГС вносились в 1996, 2002 и 2007 годах. Принятые поправки влекут международно-правовую обязанность каждого участника Конвенции о ГС в установленные сроки привести в соответствие с дополненной Гармонизированной системой свою статистическую и таможенно-тарифную либо единую таможенно-статистическую номенклатуры. В Конвенции о ГС, согласно статье 11, вправе участвовать государства-члены ВТО, таможенные и экономические союзы (примером является Европейский Союз), а также государства, которым Генеральный Секретарь ВТО направит приглашение по указанию Совета. ЕврАзЭС участником Конвенции о ГС в настоящее время не является.

Стороны, присоединившиеся к Конвенции о ГС, обязуются применять ГС в качестве основы своей таможенно-статистической номенклатуры. В этом понятии объединены номенклатура таможенного тарифа и статистическая номенклатура. В данном случае "номенклатура таможенного тарифа" означает ту номенклатуру, которую при декларировании импортируемых товаров предписывает применять внутреннее законодательство участника, а под "статистической номенклатурой" понимается система классификации товаров, которая в соответствии с внутренним законодательством участника Конвенции используется для сбора статистических данных по экспорту и импорту.

При построении таможенно-статистических классификаторов товаров участнику Конвенции о ГС запрещается произвольно удалять отдельные товарные позиции и субпозиции ГС, изменять и дополнять кодировку ГС на уровне первых шести цифр, а также корректировать установленные в Приложении базовые правила применения ГС. Номенклатуру ГС можно детализировать с помощью внесения в неё дополнительных подразделов, кодированных по большему числу знаков, чем в ГС.

Отличительной чертой классификационной схемы Гармонизированной системы является комплексность. Так, разделы I, II и V построены по принципу происхождения, разделы IV, XI, XII, XVII, XVIII, XIX, XX и XXI - по функциональному назначению, разделы III, VI, VII - по химическому составу, а разделы VIII, IX, X, XIII, XIV и XV - по виду материала, из которого товар изготовлен. При перечислении групп реализован другой принцип - степень обработки товара (упрощённо это выглядит так: живые животные классифицированы в группе 1, шкура и кожи животных - в группе 41, а кожаная обувь - в группе 64).

Структура номенклатуры ГС иерархична и представляет собой 21 раздел (обозначаются римскими цифрами, номер раздела не кодируется), в которые входят 97 групп (нумерация от 01 до 97, также в ГС присутствуют некодируемые подгруппы, всего их 33), группы делятся на товарные позиции (1241), многие товарные позиции, в свою очередь, состоят из двух видов субпозиций - с одним дефисом и более мелких с двумя дефисами (субпозиций в ГС первоначально было 5019*(72)).

Группа 77 в номенклатуре ГС (далее - НГС) оставлена пустой для возможного использования в будущем в самой Гармонизированной системе, однако она структурно входит в НГС и при построении ГС-производной товарной номенклатуры эту группу также следует оставлять пустой. Группа 77 входит в раздел XV "недрагоценные металлы и изделия из них".

О 98-й и 99-й группах в НГС ничего не сказано, но очевидно, что кодирование в них не должно противоречить и искажать юридический текст Конвенции о ГС (текст Конвенции вместе с текстом Приложения). Определённая практика построения национальных производных ГС, получившая распространение в некоторых государствах, может свести на нет все усилия СТС (Всемирной таможенной организации) по установлению единых принципов интерпретации и распространению ГС для упрощения международной торговли товарами. 98 и 99 группы зачастую часто используются таким образом, что фактически некоторые положения номенклатуры ГС, которые эти государства как участники Конвенции обязались сохранять при построении своих номенклатур в неизменном виде, искажаются настолько, что вновь появляется проблема, которую вроде бы уже успешно решило введение ГС - переклассификация товара. Утверждения о том, что группы 98 и 99 можно использовать в национальных тарифах для кодирования "особых" положений, можно встретить даже в работах российских исследователей*(73). Если же проанализировать содержание этих дополнительных групп, окажется, что они устанавливают изъятия из НГС и приводят к существенному ограничению общепризнанного международного стандарта классификации товаров.

В Гармонизированной системе применяется шестиразрядное кодирование. Код читается следующим образом: первые две цифры обозначают номер группы, первые четыре соответствуют номеру товарной позиции внутри группы, первые пять - субпозиции с одним дефисом, принадлежащей к определённой товарной позиции, все шесть цифр - конечной субпозиции с двумя дефисами, принадлежащей к субпозиции первого уровня (с одним дефисом). Например, код ГС 5202.91 означает, что кодированный товар относится к группе 52 "Хлопок", к товарной позиции 52.02 "Отходы хлопкового волокна (включая прядильные отходы и расщипанное сырьё)" этой группы, далее, к субпозиции с одним дефисом 5202.9 "отходы прядильные прочие" и к конечной товарной субпозиции с двумя дефисами 5202.91 "сырьё расщипанное", которая входит в товарную позицию 52.02.

В случае, если соответствующая товарная позиция ГС не делится на субпозиции, пятая и шестая цифры кода обращаются в ноль. Если же субпозиция с одним дефисом не делится на субпозиции с двумя дефисами, то в ноль обращается только шестая цифра кода товара (в вышеуказанной позиции 52.02 такой "неделящейся" субпозицией с одним дефисом является субпозиция 5202.1 "отходы прядильные (включая путанку)", таким образом, шестая цифра обращается в ноль и код этого товара записывается так: 5202.10). Из 1241 товарной позиции ГС на субпозиции подразделяются чуть более 930, в остальных случаях пятая и шестая цифра обозначаются нолями.

Номенклатура ГС охватывает все возможные виды товаров. Это означает, что даже если для какого-либо конкретного товара в НГС не выделена отдельная субпозиция, ему всё равно можно присвоить шестизначный классификационный код ГС. Это возможно благодаря использованию т.н. "корзиночных" товарных позиций ("basket provisions") или "остаточных" субпозиций (обозначаются словом "прочие")*(74), в которых классифицируются товары, в других группах особо не поименованные.

Например, в товарной позиции 01.06 "живые животные прочие" классифицируются, помимо прочих, лисицы, песцы, соболи, норки. Для них существует "остаточная" субпозиция 0106.19. "Остаточные" позиции есть и в группах, например, в группе 65 классифицируются головные уборы, при этом для особо не поименованных в данной группе товаров, например, касок, существует товарная позиция 65.06 "головные уборы прочие, с подкладкой или без подкладки, с отделкой или без отделки".

Особых трудностей с применением номенклатуры ГС в полном объёме не возникает. Большую проблему представляет необходимость детализации номенклатуры ГС, что объясняется потребностями эффективной тарифной защиты и проведения государствами и таможенными союзами более гибкой фискальной политики.

Классификация товара по номенклатуре ГС означает поэтапное определение его классификационного кода, то есть, установление группы, товарной позиции и, в конечном счете, товарной субпозиции и соответствующего ей шестизначного кода. Именно система кодирования, введённая Приложением к Конвенции о ГС, составляет одно из основных отличительных свойств этой номенклатуры по сравнению с предшествующими системами. Установление шестизначного кода по ГС - конечный пункт процедуры классификации или приравнивания товара к этой номенклатуре.

Процедура таможенного приравнивания заключается в применении Основных правил интерпретации ГС для однозначного отнесения товара к субпозиции ГС. Классификацию товаров по ГС наиболее часто осуществляет Комитет по ГС Совета таможенного сотрудничества. Национальные таможенные органы, таможенные лаборатории, декларанты и их консультанты, иные участники внешнеэкономической и предпринимательской деятельности, суды и другие государственные органы чаще всего имеют дело с классификацией товаров в соответствии с ГС-производными номенклатурами, в которые, помимо положений ГС, входят и иные установления, относящиеся к детализации некоторых субпозиций Гармонизированной системы и даже отдельных подсубпозиций национальной номенклатуры.

Правильность интерпретации Гармонизированной системы имеет решающее значение, поскольку именно на основе кода, в первую очередь, устанавливается ставка таможенной пошлины и применяются меры нетарифного регулирования. Соответственно, ошибочная интерпретация может привести к определению неправильного кода товара, а это, в свою очередь, может повлечь самые неблагоприятные последствия, в первую очередь, для декларанта-импортёра.

Можно выделить два вида средств интерпретации номенклатуры ГС - внутренние или официальные и внешние или рекомендательные. К первым относятся Основные правила интерпретации, содержащиеся в Приложении к Конвенции о ГС, а также примечания к разделам, группам и субпозициям. Ко второму виду, прежде всего, относятся Пояснения к ГС, издаваемые на французском и английском языках Всемирной таможенной организацией, а также Сборник (так называемый "компендиум") классификационных решений Комитета по ГС.

Основные правила интерпретации должны применяться всякий раз, когда товар классифицируется по Гармонизированной системе и другим производным номенклатурам, включая ТН ВЭД. Таким образом, Основные правила представляют собой набор международно-правовых принципов, регулирующих процедуру определения кода товара по ГС. Правил шесть: первые пять применяются последовательно, подобно методам определения таможенной стоимости (если не подходит правило 1, проверяется правило 2, если не 2 - то 3 и так далее) и позволяют определить четырёхзначную товарную позицию, к которой относится данный товар. Шестое правило позволяет найти шестизначную субпозицию, а также субпозицию или подсубпозицию ГС-производной номенклатуры, поскольку ни одна товарная номенклатура не может считаться ГС-производной, если в неё не включены в неизменном виде все шесть Основных правил интерпретации.

Правило 1. Названия разделов, групп и подгрупп приводятся только для удобства использования номенклатуры ГС; для юридических целей классификация товаров по ГС осуществляется исходя из текстов товарных позиций и соответствующих примечаний к разделам или группам и, если такими текстами не предусмотрено иное, в соответствии со следующими положениями: [предусмотрены правилами 2-6].

Основное правило интерпретации 1 имеет приоритет над остальными правилами. Оно требует, чтобы товар сначала классифицировался в соответствии с предписаниями товарных позиций НГС и связанными с ними примечаниями к разделам и группам. При применении данного правила наиболее часто встречающаяся проблема заключается в разночтениях, вызванных специальной терминологией, которая используется при обозначении товара. Причём значения и термины, используемые в разных странах, могут различаться как по объёму, так и по сфере их употребления. Самый трудный случай - отсутствие обычного коммерческого наименования, когда тождество между товаром, указанным в субпозиции ГС, и ввозимым товаром приходится устанавливать исходя, к примеру, из действующего научного значения*(75).

Пример 1: Из первого правила следует, что если текст товарной позиции точно и полно описывает какой-либо товар, то такой товар должен быть отнесён к указанной товарной позиции (к примеру, свежий виноград должен быть классифицирован по товарной позиции 08.06 "виноград, свежий или сушёный"). В приведённом примере товар классифицирован исходя из текста товарной позиции.

Пример 2: Примечание 3 к разделу XVI Гармонизированной системы предписывает классифицировать комбинированные машины, состоящие из двух или более машин, соединённых вместе для образования единого целого, и другие машины, предназначенные для выполнения двух или более взаимодополняющих или не связанных между собой функций, по "основной функции", выполняемой данной машиной. Согласно Правилу 1 эти изделия необходимо классифицировать в соответствии с Примечанием 3 к разделу XVI. В этом примере товар классифицирован исходя из примечания к разделу*(76).

Правило 2 (а). Любая ссылка в наименовании товарной позиции на какой-либо товар должна рассматриваться и как ссылка на такой товар в некомплектном или незавершённом виде при условии, что, будучи представленным в некомплектном или незавершённом виде, этот товар обладает основным свойством комплектного или завершённого товара, а также должна рассматриваться как ссылка на комплектный или завершённый товар (или классифицируемый в рассматриваемой товарной позиции как комплектный или завершенный в силу данного Правила), представленный в несобранном или разобранном виде.

Правило 2 (а) состоит из двух частей. Первая часть устанавливает порядок классификации товаров, ввозимых в некомплектном или незавершённом виде, вторая часть - импортируемых в несобранном или разобранном виде.

Пример 1: Керамическая статуэтка, изготовленная и ввозимая для последующей раскраски, после этой операции в целом сохранит "основные свойства" керамической статуэтки, относящиеся к изделиям товарной позиции 69.13 "статуэтки и прочие декоративные изделия из керамики" (то есть, после раскраски всё ещё можно идентифицировать данное изделие, как керамическую статуэтку), поэтому этот товар в соответствии с Правилом 2 (а) следует классифицировать по товарной позиции 69.13 как завершённое изделие.

Пример 2: Груз в виде несобранного велосипеда (в который входят все части и компоненты, необходимые для сборки готового велосипеда) должен классифицироваться по товарной позиции 87.12 как комплектное, готовое изделие, то есть, как если бы велосипед ввозился в собранном виде.

Правило 2 (б). Любая ссылка в наименовании товарной позиции на какой-либо материал или вещество должна рассматриваться и как ссылка на смеси или соединения этого материала или вещества с другими материалами или веществами. Любая ссылка на товар из определенного материала или вещества должна рассматриваться и как ссылка на товары, полностью или частично состоящие из этого материала или вещества. Классификация товаров, состоящих более чем из одного материала или вещества, осуществляется в соответствии с положениями Правила 3.

Пример: Согласно Правилу 2 (б), стальная нержавеющая столовая вилка, рукоятка которой облицована пластмассой, будет классифицирована по товарной позиции 73.23 как "изделие столовое, кухонное из чёрных металлов", несмотря на пластмассовую облицовку ручки (поскольку это изделие сохраняет основное свойство столового или кухонного изделия из стали, о котором идёт речь в позиции 73.23). Тем не менее, если в состав вилки входит равное количество металла и пластмассы, например, острая часть вилки полностью состоит из пластмассы, а рукоятка полностью состоит из стали, то такую вилку можно отнести одновременно к двум товарным позициям (то есть и к товарной позиции 39.24 как "посуда столовая, кухонная, предметы домашнего обихода прочие из пластмасс" и к товарной позиции 73.23 как "изделие столовое, кухонное для бытовых нужд из чёрных металлов"). Второй случай, в отличие от первого, свидетельствует о том, что вилка, состоящая поровну из нержавеющей стали и пластмассы, утрачивает основную характеристику изделия, описанного в товарной позиции 73.23. В подобной ситуации Правило 2 (б) предписывает для классификации указанного продукта руководствоваться Правилом 3.

Правило 3. В случае если в силу Правила 2 (б) или по каким-либо другим причинам имеется, prima facie, возможность отнесения товаров к двум или более товарным позициям, классификация таких товаров осуществляется следующим образом:

Правило 3 (а). Предпочтение отдаётся той товарной позиции, которая содержит наиболее конкретное описание товара, по сравнению с товарными позициями с более общим описанием. Однако, когда каждая из двух или более товарных позиций имеет отношение лишь к части материалов или веществ, входящих в состав смеси или многокомпонентного изделия, или только к части товаров, представленных в наборе для розничной продажи, то данные товарные позиции должны рассматриваться равнозначными по отношению к данному товару, даже если одна из них даёт более полное или точное описание товара.

Пример. Пример ситуации, когда описание в одной товарной позиции чётче идентифицирует изделие, а потому является более конкретным по сравнению с описанием в другой товарной позиции, где то же изделие идентифицируется менее полно следующий: "не заключённое в раму безосколочное стекло из многослойного стекла определённой формы для применения в самолетах" более точно описано в товарной позиции 70.07 "стекло безопасное, включая стекло упрочнённое (закалённое) или многослойное", чем в позиции 88.03 "части летательных аппаратов товарной позиции 88.01 или 88.02" (самолётов и космических аппаратов соответственно).

Случай, описанный во втором предложении Правила 3 (а), означает необходимость рассматривать Правило 3 (б).

Правило 3 (б). Смеси, многокомпонентные изделия, состоящие из различных материалов или изготовленные из различных компонентов, и товары, представленные в наборах для розничной продажи, классификация которых не может быть осуществлена в соответствии с положениями Правила 3 (а), должны классифицироваться по тому материалу или составной части, которые придают данным товарам основное свойство, при условии, что этот критерий применим.

Пример 1 ("Смеси"). Примером, иллюстрирующим Правило 3 (б), является смесь ячменя (товарная позиция 10.03) и овса (10.04) в равных пропорциях. Чтобы применялось Правило 3 (б) товар должен состоять из двух и более ингредиентов, каждый ингредиент может быть классифицирован отдельно по соответствующей товарной позиции, а относительно того, как нужно классифицировать эту смесь, в ГС не содержится особых указаний.

Пример 2 ("Многокомпонентный товар"). Примером "многокомпонентного товара" к Правилу 3 (б) может служить портативный фонарик (товарная позиция 85.13) со встроенным радиоприёмником (85.27) в одном корпусе. В подобных примерах товар должен состоять из двух единиц или компонентов, объединённых в одном корпусе, при условии, что каждый компонент может быть классифицирован отдельно по соответствующей товарной позиции, а относительно того, каким образом нужно классифицировать в целом этот многокомпонентный товар, в ГС особых указаний не содержится.

Пример 3 ("Товар, представленный в виде набора для розничной продажи"). Рассмотрим парикмахерский набор, состоящий из двух машинок для стрижки волос (товарная позиция 85.10), расчёски (товарная позиция 96.15), двух ножниц (82.13) и щётки (96.03). В этом примере товар состоит более чем из одного предмета или изделия, каждый составляющий товар может быть классифицирован по соответствующей товарной позиции, а в ГС не содержится особых указаний относительно того, по какой конкретно товарной позиции необходимо классифицировать этот товар, представленный в виде набора. В парикмахерском наборе изделия собраны вместе с целью удовлетворить конкретную потребность или выполнить определённую работу, а именно, осуществлять уход за волосами.

Во всех трёх примерах определяющим будет тот ингредиент, вещество, компонент или изделие, которое придаёт многокомпонентному товару основное свойство. Соответственно, многокомпонентный товар в этом случае будет классифицирован как если бы он был целиком сделан или полностью состоял из этого ингредиента, вещества, компонента или изделия.

Что считать в данном случае основным свойством - Значение термина "основное свойство" (или "основная характеристика") изделия, используемое в Основных правилах интерпретации ГС, в самой ГС не определено. Однако этот термин определён в Пояснениях к Гармонизированной системе описания и кодирования товаров*(77) (Пояснения являются внешним средством интерпретации ГС, о них будет сказано ниже), где указано, что фактор, определяющий основное свойство изделия, будет различным для разного вида товаров (то есть в каждом конкретном случае может быть различным). Основное свойство изделия, к примеру, может определяться природой материала или компонента, его объёмом, количеством, массой, его стоимостью или ролью составного материала или изделия, которую он (оно) играет в использовании комбинированных товаров. Кроме того, при определении основного свойства товара могут приниматься во внимание и другие факторы.

Однако не всегда удаётся определить тот ингредиент, который определяет основное свойство многокомпонентного товара. В этом случае необходимо классифицировать товар в соответствии с Правилом 3 (в).

Правило 3 (в). Товары, классификация которых не может быть осуществлена в соответствии с положениями Правила 3 (а) или 3 (б), должны классифицироваться в товарной позиции, последней в порядке возрастания кодов среди товарных позиций, в равной степени приемлемых для рассмотрения при классификации данных товаров.

Пример. Допустим, что в приведённом выше примере смеси, в равных пропорциях состоящей из ячменя и овса, основное свойство какой-либо из двух составляющих выявить невозможно. В случае если ни один из двух этих компонентов не может рассматриваться как определяющий основное свойство данной смеси, то в соответствии с Правилом 3 (в) этот товар необходимо классифицировать в позиции 10.04 как если бы он полностью состоял из овса, поскольку товарная позиция, относящаяся к овсу (одному из компонентов смеси), по сравнению с ячменём стоит последней в порядке возрастания кодов (10.03 - ячмень, 10.04 - овёс).

Правило 4. Товары, классификация которых не может быть осуществлена в соответствии с положениями вышеизложенных правил, классифицируются в товарной позиции, соответствующей товарам, наиболее сходным (близким) с рассматриваемыми товарами.

Данное правило применяется крайне редко, поскольку Правила 1-3 позволяют классифицировать почти любой товар. Сходство или близость товаров может зависеть от многих факторов, в том числе, таких как вид, характерная особенность, специфическое назначение.

Правило 5. В дополнение к вышеупомянутым положениям в отношении нижепоименованных товаров должны применяться следующие правила:

Правило 5 (а). Чехлы и футляры для фотоаппаратов, музыкальных инструментов, ружей, чертёжных принадлежностей, ожерелий, а также аналогичная тара, имеющая специальную форму или приспособленная для размещения соответствующего изделия или набора изделий, пригодная для длительного использования и представленная вместе с изделиями, для которых она предназначена, должны классифицироваться совместно с упакованными в них изделиями, если такого вида тара обычно поступает в продажу вместе с данными изделиями. Однако данное Правило не применяется к таре, которая, образуя с упакованным изделием единое целое, придает последнему основное свойство;

Согласно правилу 5 (а) упаковка или тара, ввозимая вместе с изделиями, для которых эта тара и предназначена, должна классифицироваться совместно с упакованными в неё изделиями, если такого вида упаковка обычно поступает в продажу вместе с указанными товарами (например, чехол для фотоаппарата и сам фотоаппарат, чехол или футляр для музыкального инструмента и сам этот инструмент). Но Правило 5 (а) не должно применяться к таре, которая придаёт изделию основное свойство (например, серебряная чайница или посуда, внутри которой находится чай или декоративная керамическая чаша с конфетами или сладостями внутри). Указанная тара должна классифицироваться отдельно от содержимого по соответствующей товарной позиции.

Правило 5 (б). Согласно положениям вышеприведённого Правила 5 (а), упаковочные материалы и тара, поставляемые вместе с находящимися в них товарами, должны классифицироваться совместно, если они такого вида, который обычно используется для упаковки данных товаров. Однако данное положение не является обязательным, если такие упаковочные материалы или тара со всей очевидностью пригодны для повторного использования.

Правило 5 (б) указывает, что тара и упаковочные материалы, обычно непригодные для повторного использования, классифицируются вместе с представленными или импортируемыми товарами (например, картонные коробки или контейнеры, в которые упакованы продукты питания). Однако это правило не может применяться к упаковочным материалам и контейнерам, которые однозначно пригодны для повторного использования (например, металлические ящики для упаковки сушёных фруктов либо цистерны из чёрных металлов для сжатого или сжиженного газа). Такая тара должна также классифицироваться отдельно от перевозимого в ней товара.

Правило 6. Для юридических целей классификация товаров в субпозициях товарной позиции должна осуществляется в соответствии с наименованиями субпозиций и примечаниями, имеющими отношение к субпозициям, а также, mutatis mutandis, положениями вышеупомянутых правил, при условии, что лишь субпозиции на одном уровне являются сравнимыми. Для целей настоящего Правила также могут применяться соответствующие примечания к разделам и группам, если в контексте не оговорено иное.

В шестом правиле указано, что основные правила 1-5 применяются mutatis mutandis (т.е. с соответствующими изменениями) и для классификации товаров на уровне субпозиций в пределах одной и той же товарной позиции. Таможенное приравнивание товаров по данному правилу должно осуществляться на уровне одной и той же товарной субпозиции (т.е. выбор должен производиться между субпозициями, кодируемыми одинаковым числом знаков) в пределах одной и той же товарной позиции, установленной согласно правилам 1-5. Сравнимы лишь субпозиции одного уровня в пределах одной и той же товарной позиции (то есть не должны приниматься во внимание описания и указания, содержащиеся в какой-либо иной субпозиции более низкого уровня, когда решается вопрос о выборе между двумя субпозициями данного уровня).

Пример. Набор садовника, состоящий из лопаты, вил и кирки, должен классифицироваться в товарной позиции 82.01, поскольку каждый предмет в отдельности прямо удовлетворяет описанию данной позиции. В пределах товарной позиции 82.01 лопаты охватываются субпозицией 8201.10, вилы - 8201.20, а кирки - субпозицией 8201.30. Исходя из шестого правила, для классификации этого набора необходимо воспользоваться Правилом 3, чтобы в пределах товарной позиции 82.01 классифицировать данный набор на уровне субпозиции. По правилу 3 (б) для этого необходимо определить, какой из трёх товаров придаёт набору основное свойство. Если окажется, что ни одно изделие из трёх не придаёт набору основное свойство, то указанный набор следует классифицировать в субпозиции 8201.30, что предписано Правилом 3 (в), поскольку эта товарная субпозиция является последней в порядке возрастания кодов среди других товарных субпозиций.

Таким образом, в соответствии с Основными правилами интерпретации ГС, сначала определяется товарная позиция, потом в пределах выбранной товарной позиции в соответствии с правилами с 1 по 5 выбирается субпозиция первого уровня (с одним дефисом), далее, субпозиция второго уровня (между субпозициями с двумя дефисами), и так далее, применительно к ГС-производным номенклатурам, уровень за уровнем, пока не будет достигнут последний уровень и не установлен окончательно n-значный код товара.

Основные правила интерпретации используются во всех случаях, когда речь идёт о таможенной классификации товаров, особенно часто в работе Комитета по ГС, национальных таможенных органов, лабораторий и декларантов, реже - в работе судов, экспедиторов. Иногда встречаются трудные случаи, когда таможенные органы разных государств по-разному предписывают классифицировать один и тот же товар. Естественно, что это не способствует единообразному применению НГС, поэтому для этих сложных случаев существуют авторитетные органы международного уровня, которые разрешают подобные противоречия, а также вспомогательные публикации, способствующие единообразному пониманию и применению номенклатуры ГС и производных таможенно-статистических номенклатур.

Согласно статье 10 Конвенции о ГС, споры между сторонами относительно толкования или применения ГС разрешаются по мере возможности посредством переговоров между ними. Споры, которые не урегулированы таким путём, передаются в Комитет по Гармонизированной системе, который рассматривает их и даёт рекомендации по урегулированию спора. Если Комитету по ГС урегулировать спор не удаётся, то он передаётся на рассмотрение Совету, который также вправе давать рекомендации.

Необходимо отметить, что до этих споров доходит крайне редко. Гораздо чаще имеют место латентные споры, когда таможенные администрации двух государств по-разному предписывают классифицировать одни и те же товары. Такие скрытые споры, разумеется, разрешаются в национальных судах, а не Комитетом по ГС, однако в СТС частные лица, в принципе, могут инициировать обсуждение проблемы через Международную торговую палату (МТП), которая приглашается как представитель частного сектора для участия во всех заседаниях Комитета по ГС в качестве наблюдателя. Международная торговая палата регулярно консультирует Комитет по вопросам классификации товаров и предоставляет иную техническую информацию*(78).

Пояснения к ГС и Сборник (Компендиум) классификационных решений Комитета по ГС относятся к вспомогательным, но авторитетным источникам толкования НГС, они вырабатываются в рамках СТС-ВТО. Пояснения к ГС - это четыре тома комментариев к НГС, публикуемых Всемирной таможенной организацией на двух официальных языках СТС-ВТО - английском и французском*(79). Пояснения представляют собой официальное толкование СТС (Всемирной таможенной организации) содержания всех товарных позиций и субпозиций ГС, причём это толкование имеет международно-правовое значение.

Хотя Пояснения не являются юридически обязательными для участников Конвенции и не рассматриваются как источник международно-правового регулирования отношений по интерпретации ГС, общепринята точка зрения, что Пояснения должны приниматься во внимание и рассматриваются при толковании ГС как "убедительный прецедент"*(80). В отдельных странах Пояснениям к ГС придаётся та же юридическая сила, что и самой номенклатуре ГС - в силу репликации или прямого указания на это в национальном таможенном тарифе.

Второе вспомогательное средство интерпретации номенклатуры ГС - Сборник (Компендиум) классификационных решений Комитета по ГС, представляет собой компиляцию решений (мнений), вынесенных Комитетом по ГС относительно классификации конкретных товаров. Необходимость их принятия обычно вызвана различными затруднениями при классификации, а также разногласиями между таможенными органами разных государств. Решения издаются в форме классификационных заключений Комитета по ГС и периодически публикуются СТС-ВТО на английском и французском языках в форме дополнений, которые вносят изменения в Сборник классификационных заключений Комитета по ГС. Хотя в суде Сборник имеет определённое доказательственное значение, в нём самом содержится предупреждение, что он носит рекомендательный характер и импортёрам при ввозе товара надёжнее получить предварительное классификационное решение у таможенной администрации страны назначения. Распространена и ещё одна форма публикации классификационных решений Комитета по ГС - в форме ссылки на вынесенное решение в докладах, принимаемых на Сессии Комитета.

Поправки к НГС 2007 года, общим количеством 354, были вызваны следующими факторами:

- технологическим прогрессом;

- сдвигами в структуре международной торговли;

- необходимостью более ясного изложения некоторых положений для единообразного применения НГС;

- необходимостью учёта сложившейся практики международного товарообмена;

- социальными и экологическими нуждами и потребностями мониторинга внешней торговли отдельными видами товаров (определённых видов рыб, товаров из бамбука, веществами и материалами, содержащими асбест, и др.), оборота пестицидов и ядохимикатов (Роттердамская конвенция), озоноразрушающих веществ (Монреальский протокол).

После 2007 года в НГС изменились номера отдельных товарных позиций и субпозиций. Для удобства перехода от предыдущей к последней редакции СТС (Всемирной таможенной организации) разработал переходные таблицы, которые были разосланы в печатном виде сторонам Конвенции *(81).

ТН ВЭД СНГ является одной из ГС-производных таможенных товарных номенклатур, представляет собой детализацию кодировки номенклатуры ГС до девятого знака.

Участники СНГ договорились о применении единой таможенно-статистической номенклатуры, основанной на номенклатуре ГС, 3 ноября 1995 года, когда было подписано Соглашение о единой ТН ВЭД СНГ*(82). Статья 1 Соглашения определяет, что стороны создают единую ГС-производную товарную номенклатуру для осуществления мер тарифного и нетарифного регулирования внешнеэкономической деятельности, совершенствования ведения статистического учёта и обмена статистической информацией. Сама эта единая номенклатура приводится в Приложении к Соглашению.

Специфика ТН ВЭД СНГ заключается в том, что её ведёт таможенная служба одного из договаривающихся государств, а именно - Российской Федерации. Эти полномочия закреплены в статье 2 Соглашения и заключаются в том, что таможенная служба Российской Федерации (в настоящее время - ФТС России) следит за изменениями международной основы ТН ВЭД СНГ, приводит ТН ВЭД СНГ в соответствие с номенклатурой ГС, ведёт эту номенклатуру и хранит эталонный экземпляр, а также по поручению Совета руководителей таможенных служб утверждает классификационные решения по толкованию ТН ВЭД СНГ. В совместном ведении таможенных служб сторон Соглашения находятся вопросы разработки пояснений к ТН ВЭД СНГ. Полномочия ФТС России по ведению единой номенклатуры ограничены п. 2 ст. 2 Соглашения, поскольку решения о внесении изменений и дополнений в ТН ВЭД СНГ, а также пояснения по толкованию ТН ВЭД СНГ должны быть утверждены Советом руководителей таможенных служб государств СНГ.

В ТН ВЭД СНГ первые шесть цифр кода полностью соответствуют номенклатуре ГС, а последующие три - собственные подсубпозиции ТН ВЭД СНГ, которая, таким образом, является девятизначной. Если говорить о фактической стороне вопроса, то седьмая и восьмая цифры кода товара по ТН ВЭД СНГ в настоящее время в большинстве случаев совпадают с Комбинированной номенклатурой Европейского Союза. Это связано с тем, что основа ТН ВЭД СНГ - ТН ВЭД России, изначально разрабатывалась с большими затруднениями, в результате чего решено было использовать субпозиции Комбинированную номенклатуру для кодирования товаров на уровне седьмого и восьмого знаков*(83).

Номенклатура ТН ВЭД СНГ не была лишена недостатков, вызванных прежде всего недостаточной детализацией. Несмотря на довольно широкие возможности развития номенклатуры ГС, которые предоставила ТН ВЭД СНГ, она не позволяла кодировать отдельные категории товаров, в результате чего некоторое количество описаний товаров не имели соответствующего кода (так называемые "изовские" подсубпозиции). Этот недостаток был исправлен в ТН ВЭД ЕврАзЭС, а затем в Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности таможенного союза, которая является детализацией номенклатуры ГС и ТН ВЭД СНГ до десятого знака.

Применение ТН ВЭД ТС установлено Решением Комиссии Таможенного союза от 27 ноября 2009 года N 130 "О едином таможенно-тарифном регулировании таможенного союза Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации"*(84). С 1 января 2010 года в соответствии с Решением Межгосударственного Совета ЕврАзЭС от 27 ноября 2009 года N 132 на территории России, Республики Беларусь и Казахстана применяется Единый таможенный тариф таможенного союза Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации (ЕТТ)*(85), номенклатура и кодирование которого основаны на ГС-производной ТН ВЭД ТС. Таким образом, Таможенный тариф Российской Федерации (утв. Постановлением Правительства РФ от 27 ноября 2006 года N 718)*(86), основанный на номенклатуре ГС, окончательно утратил силу 30 декабря 2010 года в связи с принятием постановления Правительства РФ от 8 декабря 2010 года N 1002 "Об изменении и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации"*(87). С этого момента ТН ВЭД России заменена ТН ВЭД ТС, хотя de facto ТН ВЭД России являлась основой, на которой построена ТН ВЭД ТС.

Товарная номенклатура внешнеэкономической деятельности утверждается Комиссией таможенного союза. В действительности она интегрирована в ЕТТ Таможенного союза и представляет его неотъемлемую часть. ЕТТ утверждён Решением Межгосударственного Совета Евразийского экономического сообщества (высшего органа таможенного союза) от 27 ноября 2009 г. N 18*(88) и Решением Комиссии таможенного союза от 27 ноября 2009 года N 130*(89).

На официальном сайте Федеральной таможенной службы выделена номенклатурная основа единого таможенного тарифа *(90). В настоящий момент не изданы, но находятся в процессе подготовки пояснения к ТН ВЭД. Решением Комиссии Таможенного союза от 17 августа 2010 года N 357 "О Пояснениях к Единой товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности Таможенного союза"*(91) ФТС России поручено подготовить проект Пояснений к единой ТН ВЭД Таможенного союза и представить его в Секретариат Комиссии для согласования со всеми государствами - членами. При подготовке Пояснений ФТС России надлежит использовать Пояснения к Гармонизированной системе описания и кодирования товаров Всемирной таможенной организации. Таким образом, до издания пояснений к ТН ВЭД всем заинтересованным лицам следует руководствоваться пояснениями к ТН ВЭД России (с необходимыми изменениями)*(92). Стоит отметить, что данные пояснения для поддержания международно-правового статуса ТН ВЭД необходимо перевести на английский язык для доступа более широкого круга заинтересованных лиц, а также разместить версию номенклатуры ТН ВЭД на английском языке на официальной странице Комиссии таможенного союза в сети "Интернет" в доменной зоне RU - tsouz.ru*(93).

Решения о внесении изменений в ТН ВЭД принимаются Комиссией таможенного союза на основании предложений таможенных органов. Большинство таких решений связаны с необходимостью коррекции таможенной пошлины, поэтому, как правило, они также регламентируют изменения единого таможенного тарифа и ставки ввозной таможенной пошлины*(94).

Техническое ведение Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности осуществляет государственный орган исполнительной власти Российской Федерации, уполномоченный в сфере таможенного дела - ФТС России. В структуре ФТС России этим занимается Управление товарной номенклатуры ФТС России, основными направления деятельности которого являются:

1) участие в выполнении обязательств Российской Федерации, вытекающих из ее участия в Международной конвенции о Гармонизированной системе описания и кодирования товаров от 14 июня 1983 года, Соглашения о единой Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности Содружества Независимых Государств от 3 ноября 1995 года и Соглашения об общей Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности государств Евразийского экономического сообщества от 20 сентября 2002 года;

2) организация в установленном порядке ведения и практического применения товарных номенклатур внешнеэкономической деятельности: Товарная номенклатура внешнеэкономической деятельности Содружества Независимых Государств (ТН ВЭД СНГ), ТН ВЭД России (ТН ВЭД ЕврАзЭС) и их международной основы;

3) участие в подготовке предложений по совершенствованию государственной политики в области таможенного дела и ее осуществлению по вопросам ведения и практики применения товарных номенклатур внешнеэкономической деятельности;

4) разработка предложений по совершенствованию законодательных и иных правовых актов в области таможенного дела по вопросам, относящимся к компетенции Управления;

5) организация и координация работы таможенных органов за правильностью классификации товаров в соответствии с ТН ВЭД России, контроль за деятельностью таможенных органов по указанному направлению;

6) организация и координация работы таможенных органов по процедуре принятия предварительных решений о классификации товаров в соответствии с ТН ВЭД России, контроль за деятельностью таможенных органов по указанному направлению.

Управление товарной номенклатуры ФТС России в рамках данных направлений деятельности реализует следующие функции*(95):

1) отслеживает изменения, вносимые в международную основу товарных номенклатур внешнеэкономической деятельности, международные пояснения и другие решения по толкованию положений этой основы, обеспечивает приведение товарных номенклатур внешнеэкономической деятельности в соответствие с международной основой;

2) разрабатывает пояснения и другие решения о толковании товарных номенклатур внешнеэкономической деятельности, обеспечивает их опубликование;

3) обеспечивает подготовку русскоязычных версий документов Всемирной таможенной организации по вопросам Гармонизированной системы описания и кодирования товаров;

4) проводит анализ ТН ВЭД России и разрабатывает предложения по совершенствованию ТН ВЭД России;

5) разрабатывает и вносит на рассмотрение руководства ФТС России предложения по классификации отдельных товаров в соответствии с ТН ВЭД России, обеспечивает опубликование таких решений;

6) готовит справочные и аналитические материалы по направлению деятельности Управления, обобщает, анализирует и готовит предложения по совершенствованию практики применения товарных номенклатур внешнеэкономической деятельности;

7) принимает участие в согласовании проектов международных договоров Российской Федерации и федеральных законов, проектов указов и распоряжений Президента РФ, проектов постановлений и распоряжений Правительства РФ, проектов нормативных и иных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, содержащих вопросы классификации товаров, товарных номенклатур внешнеэкономической деятельности и их международной основы;

8) разрабатывает и вносит на рассмотрение руководства ФТС России предложения по порядку принятия предварительных решений о классификации товара в соответствии с ТН ВЭД России, определяет номенклатуру товаров, в отношении которых таможенные органы принимают предварительные решения;

9) обеспечивает функционирование системы принятия предварительных решений о классификации товара в соответствии с ТН ВЭД России в отношении конкретных товаров, принимает по запросу заинтересованных лиц от имени ФТС России предварительные и иные решения о классификации товара в соответствии с ТН ВЭД России;

10) ведет Сборник предварительных решений о классификации товаров в соответствии с ТН ВЭД России, размещаемый на WEB-сайте ФТС России, и Реестр предварительных решений, включаемый в состав нормативно-справочной информации Единой автоматизированной информационной системы таможенных органов;

13) прекращает действие, изменяет или отзывает от имени ФТС России предварительные решения о классификации товара в соответствии с ТН ВЭД России в отношении конкретных товаров;

14) проводит проверочные мероприятия деятельности таможенных органов по вопросам классификации товаров в соответствии с ТН ВЭД России;

15) принимает участие в судебных разбирательствах, касающихся вопросов классификации товаров;

16) принимает участие в заседаниях рабочих органов Всемирной таможенной организации, Содружества Независимых Государств, Евразийского экономического сообщества, союзного государства и иных международных организаций в соответствии с направлением деятельности Управления и т.д.

В дополнение к этому, ТК предписывает ФТС России следующие функции, связанные с техническим ведением ТН ВЭД ТС:

1) мониторинг изменений международной основы ТН ВЭД, а также пояснений и решений по толкованию этой основы;

2) внесение предложений в Комиссию о приведении Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности в соответствие с ее международной основой;

3) составление и направление в Комиссию таблиц соответствия кодов ТН ВЭД на уровне товарных позиций, субпозиций и подсубпозиций при переходе на очередную версию ее международной основы;

4) подготовку к опубликованию и направление в Комиссию ТН ВЭД и пояснений к ней.

Положение о порядке технического ведения единой Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности Таможенного союза и Регламент взаимодействия по вопросам ведения единой Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности Таможенного союза утверждены Решением Комиссии таможенного союза от 18 июня 2010 года N 295 "О документах по техническому ведению Единой товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности Таможенного союза"*(96).

Ст. 52 ТК регламентирует классификацию товаров при таможенном декларировании, при проведении таможенного контроля, а также публикацию обобщённых решений и разъяснений по классификации отдельных видов товаров Комиссией для единообразного применения ТН ВЭД на территории Таможенного союза.

Классификация товаров - это определение их классификационных кодов по ТН ВЭД, другими словами - отнесение товаров к конкретным товарным позициям, субпозициям и подсубпозициям ТН ВЭД в соответствии с Основными правилами интерпретации ТН ВЭД и соответствующим им цифровым кодам. Классификация товаров или таможенное приравнивание осуществляется для целей определения мер тарифного и нетарифного регулирования, установленных в отношении товаров, перемещаемых через таможенную границу Таможенного союза, ведения таможенной статистики внешней торговли государств - членов таможенного союза.

Классификация товаров может осуществляться как самим декларантом, так и таможенными органами. При классификации товара декларантом он определяет код товара в соответствии с ТН ВЭД при декларировании товара таможенному органу. Код товара декларант определяет самостоятельно. Таможенные органы осуществляют проверку правильности классификации товаров, и в случае выявления неверной классификации товаров таможенный орган самостоятельно осуществляет классификацию и принимает решение по классификации товаров по форме, определенной законодательством государств - членов таможенного союза.

Если в результате неправильного определения кода товара декларантом произошло занижение размера таможенных пошлин, налогов, подлежащих уплате, либо в результате этого не были применены запреты и (или) ограничения, установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственном регулировании внешнеторговой деятельности, декларант может быть привлечён к административной ответственности*(97).

Во избежание подобных неблагоприятных последствий декларант либо таможенный представитель может заявить код товара на основании предварительного решения о классификации товара, полученного им или лицом, перемещающим товары, до начала таможенного оформления товара.

Предварительное решение о классификации конкретного товара в соответствии с ТН ВЭД является обязательным для всех таможенных органов того государства-члена таможенного союза, где будет производиться выпуск товаров, если оно принято таможенными органами этого же государства-члена таможенного союза. Помимо указанного ограничения по территории, действие предварительного решения ограничено и по времени - оно действует в течение трех лет со дня принятия, если оно не изменено, не отозвано либо его действие не прекращено в соответствии со статьей 56 ТК ТС.

Таможенные органы государства-члена таможенного союза, в котором производится таможенное декларирование товаров, осуществляют контроль правильности классификации товаров в соответствии с ТН ВЭД, произведенной декларантом:

- при проведении таможенных операций и таможенного контроля товаров, в том числе с учетом результатов исследования товаров экспертными учреждениями;

- после завершения таможенных операций товаров, в том числе с учетом результатов исследования товаров экспертными учреждениями.

В случае с технически сложными товарами на практике важную роль играет подробно составленное техническое описание товара либо инструкция по эксплуатации, спецификация на товар и тому подобный документ, изданный производителем и описывающий функциональное назначение, технические характеристики и составные элементы товара. Указание производителем или отправителем товара в таких документах кода товара по ТН ВЭД не имеет значения при проверке таможенными органами правильности классификации.

По общему правилу, коды товаров по ТН ВЭД, указанные в коммерческих, транспортных (перевозочных) и (или) иных документах, а также в заключениях, справках, актах экспертиз, выдаваемых экспертными учреждениями, не являются обязательными для классификации товаров. Из этого правила есть одно исключение: когда в качестве таможенной декларации используются транспортные (перевозочные), коммерческие и (или) иные документы, содержащие сведения, необходимые для выпуска товаров в соответствии с таможенной процедурой, в случаях и порядке, которые определяются настоящим Кодексом или решением Комиссии таможенного союза. Инструкция о порядке использования транспортных (перевозочных), коммерческих и (или) иных документов в качестве декларации на товары утверждена Решением Комиссии N 263 от 20 мая 2010 года.*(98).

Таможенные органы, определенные законодательством государств - членов таможенного союза, могут принимать решения и давать разъяснения по классификации отдельных видов товаров, обеспечивая их публикацию. Такие решения или разъяснения являются обязательными при декларировании товаров на территории государства - члена таможенного союза, таможенным органом которого они приняты. В качестве примера приводим выдержку из разъяснения Южного таможенного управления ФТС России от 11 августа 2009 года касательно классификации виноматериалов: "В связи с отсутствием термина "виноградное сусло" как классификационного критерия, отнесение данного товара к той или иной субпозиции вызывало много вопросов. В соответствии с последними, в июне текущего года, рекомендациями Центрального экспертно-криминалистического таможенного управления ФТС России и Управления таможенной номенклатуры ФТС России сусло сброженное виноградное с естественным окончанием брожения (2204 30 ТН ВЭД, ставка пошлины 5%) следует идентифицировать как вино сухое наливом (виноматериал) в субпозиции 2204 29 ТН ВЭД под ставку пошлины 20%. В связи с этим, выпуск товара, заявленного декларантом как "виноградное сусло", необходимо производить под обеспечение уплаты таможенных платежей с отбором проб и проведения экспертизы. После произведенных корректировок кода ТН ВЭД России участники внешнеэкономической деятельности в таможнях ЮТУ начали декларировать аналогичные виноматериалы в более налогоемкую субпозицию 2204 29 со ставкой ввозной таможенной пошлины 20%"*(99).

Поскольку действие предварительного решения о классификации товара ограничено территорией государства-члена таможенного союза, существует вероятность того, что применение ТН ВЭД ТС будет не единообразно на территории Таможенного союза, что создаст дополнительные неудобства декларантам и другим участникам внешнеэкономической деятельности, а также может ухудшить сопоставимость статистических данных по внешнеэкономической деятельности и даже исказить таможенную статистику. В целях обеспечения единообразия толкования ТН ВЭД на основании предложений таможенных органов Комиссия принимает и публикует решения и разъяснения по классификации отдельных видов товаров.

В целях обеспечения единообразия толкования единой ТН ВЭД ТС при классификации товаров Комиссией ТС разработано Положение о порядке применения единой ТН ВЭД ТС при классификации товаров (утверждено Решением Комиссии таможенного союза от 28 января 2011 года N 522)*(100). В этом документе легализованы следующие базовые определения:

"классификационная группировка" - поименованная в ТН ВЭД ТС совокупность товаров, имеющих общие признаки. Вышестоящие классификационные группировки делятся в иерархическом порядке на подчиненные классификационные группировки.

Общие признаки товаров, входящих в классификационные группировки, определяются на основании признаков, указанных в их наименованиях, с учетом признаков, указанных в непосредственно вышестоящих классификационных группировках и примечаниях, содержащихся в ТН ВЭД ТС;

"код" - упорядоченная совокупность арабских цифр, применяемая для обозначения классификационной группировки товаров.

"товарная позиция" - классификационная группировка товаров, имеющая бездефисное наименование и код, состоящий из четырех цифр или более при условии, что все цифры, начиная с пятой, являются нолями.

Коды товарных позиций могут быть следующих видов: XXXX, XXXX 00, XXXX 00 00, XXXX 00 000, XXXX 00 000 0, где X обозначает цифру кода.

"субпозиция" - классификационная группировка товаров, входящая в состав товарной позиции, имеющая однодефисное или двухдефисное наименование, и либо имеющая код, состоящий из шести цифр или более при условии, что пятая цифра кода отлична от ноля и все цифры кода, начиная с седьмой, являются нолями, либо не имеющая кода при условии, что пятая цифра кодов подчиненных классификационных группировок отлична от ноля.

Коды субпозиций могут быть следующих видов: XXXX XX, XXXX XX 00, XXXX XX 000, XXXX XX 000 0, где X обозначает цифру кода.

"подсубпозиция" - классификационная группировка товаров, входящая в состав субпозиции, а при ее отсутствии входящая в состав товарной позиции, и либо имеющая код, состоящий более чем из шести цифр, либо не имеющая кода, но имеющая однодефисное или многодефисное наименование при условии, что коды подчиненных классификационных группировок имеют пятую цифру "ноль" и/или состоят более чем из шести цифр.

Подсубпозиции могут входить в состав вышестоящих подсубпозиций.

Коды подсубпозиций могут быть следующих видов: XXXX XX XX, XXXX XX XXX, XXXX XX XXX X, XXXX 00 XX, XXXX 00 XXX, XXXX 00 XXX X, где X обозначает цифру кода.

Субпозиции (подсубпозиции) на одном уровне - субпозиции или подсубпозиции, выделенные в рамках одной непосредственно вышестоящей классификационной группировки и имеющие одинаковое количество дефисов.

Положение о порядке принятия Комиссией таможенного союза решений и разъяснений по классификации отдельных видов товаров утверждено Решением Комиссии N 296 от 18 июня 2010 года,*(101) как это предписано п. 7 ст. 52 ТК ТС. В Комиссию по вопросам классификации товара в соответствии с единой ТН ВЭД ТС могут обращаться:

от Республики Беларусь - Государственный таможенный комитет Республики Беларусь;

от Республики Казахстан - Комитет таможенного контроля Республики Казахстан;

от Российской Федерации - Федеральная таможенная служба (далее - уполномоченные таможенные органы).

В рамках данного Положения Комиссия таможенного союза:

рассматривает предложения уполномоченных таможенных органов по классификации отдельных видов товаров в соответствии с ТН ВЭД ТС и проекты решений и разъяснений по классификации таких товаров;

проводит консультации с уполномоченными таможенными органами по вопросам классификации товара в соответствии с ТН ВЭД ТС;

проводит с уполномоченными таможенными органами согласование проектов решений и разъяснений по классификации отдельных видов товаров в соответствии с ТН ВЭД ТС;

принимает решения и обеспечивает их опубликование;

отменяет (изменяет) принятые ею решения и разъяснения по классификации отдельных видов товаров в соответствии с ТН ВЭД ТС.

По состоянию на конец 2010 года Комиссия приняла всего два решения о классификации конкретных товаров, в частности, Решением Комиссии N 394 от 20 сентября 2010 года*(102) пена монтажная полиуретановая классифицируется в субпозиции 3214 10 ТН ВЭД ТС в соответствии с Основными правилами интерпретации ТН ВЭД ТС 1 и 6, а Решением Комиссии N 498 от 8 декабря 2010 года*(103) гарнитура Bluetooth классифицируется в подсубпозиции 8518 30 950 0 ТН ВЭД ТС.

После принятия Комиссией таможенного союза решений и разъяснений по классификации отдельных видов товаров принятые таможенными органами в отношении тех же видов товаров решения и разъяснения подлежат отмене либо в них должны быть внесены изменения.

Поскольку от правильности определения кода товара по ТН ВЭД зависит размер таможенной пошлины, налогов, а также применение мер нетарифного регулирования, участникам внешнеэкономической деятельности для целей планирования расходов на уплату таможенных платежей и сроков таможенного оформления важно, чтобы предварительно определённый код товара был подтверждён обязывающим предварительным решением таможенной службы государства-члена таможенного союза о классификации товара. Таким образом, в ходе таможенного оформления наличие у декларанта действующего предварительного решения о классификации товара позволит снять вопросы относительно правильности заявленного кода товара по ТН ВЭД.

Порядок принятия предварительного решения по классификации товаров по ТН ВЭД установлен ст. 53 ТК. Национальное законодательство государств-участников таможенного союза является дополнительным по отношению к соответствующим нормам таможенного законодательства таможенного союза. Необходимо отметить, что нормы таможенного законодательства таможенного союза подробно описывают процедуру принятия предварительного решения.

Предварительное решение принимается таможенным органом того государства - члена таможенного союза, в котором будет осуществляться выпуск товаров. Соответственно, и территория его действия ограничена территорией государства, таможенный орган которого принял предварительное решение. С этим связана принципиальная возможность различной классификации одного и того же товара на территории стран-членов таможенного союза.

Предварительное решение принимается на каждое наименование товара, включающее определенную марку, модель, артикул и модификацию. Предварительное решение представляет собой документ, принятый по особой форме, которая утверждена Решением Комиссии таможенного союза от 20 мая 2010 года N 260*(104). Предварительное решение оформляется в двух экземплярах и подписывается руководителем (заместителем руководителя) уполномоченного таможенного органа. Первый экземпляр предварительного решения направляется (выдается) заинтересованному лицу, второй экземпляр остается в таможенном органе.

Согласно п. 1 ст. 108 Федерального закона "О таможенном регулировании в Российской Федерации" порядок принятия предварительного решения о классификации товара определяется федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области таможенного дела. Порядок принятия предварительного решения о классификации в Российской Федерации установлен Приказом ФТС России от 25 октября 2010 года N 1957 "Об утверждении Административного регламента Федеральной таможенной службы и определяемых ею таможенных органов по предоставлению государственной услуги по принятию предварительных решений по классификации товаров по единой Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности Таможенного союза"*(105).

В Республике Казахстан порядок принятия предварительного решения о классификации товара регламентирован статьями 79-90 Кодекса Республики Казахстан "О таможенном деле в Республике Казахстан".

Положение о порядке принятия таможенным органом решения о классификации отдельных товаров в соответствии с ТН ВЭД Республики Беларусь утверждено Постановлением Совета министров Республики Беларусь 27 июня 2007 года N 841.

В случае утраты заявителем предварительного решения таможенный орган выдает дубликат ранее полученного заявителем предварительного решения. В целях обеспечения соблюдения таможенного законодательства таможенного союза и законодательства государств - членов таможенного союза таможенные органы осуществляют информационный обмен, касающийся принятия предварительных решений.

Инициатором принятия предварительного решения согласно ст. 54 ТК может быть любое лицо (заявитель), подавшее заявление в таможенный орган в письменном виде или в виде электронного документа. Очевидно, что указанное лицо должно обладать гражданской правосубъектностью. ТК содержит общие требования, предъявляемые к содержанию такого заявления.

Заявление о принятии предварительного решения по классификации товаров должно содержать полное коммерческое наименование, фирменное наименование, основные технические, коммерческие характеристики товаров и иную информацию, позволяющую однозначно классифицировать товары. При необходимости представляются фотографии, рисунки, чертежи, паспорта изделий, пробы и образцы товаров, а также другие документы для принятия этого предварительного решения.

По получении заявления таможенный орган, в который оно было подано, производит его регистрацию. Порядок регистрации заявления и работы с ним определен Приказом ФТС России от 25 октября 2010 года N 1957*(106). Если представленные заявителем сведения недостаточны для принятия предварительного решения, таможенный орган уведомляет заявителя о необходимости предоставления дополнительной информации в течение 30 календарных дней со дня подачи в таможенный орган заявления о принятии предварительного решения, если законодательством государств - членов таможенного союза не установлен менее продолжительный срок.

При этом, срок запроса таможенными органами у заявителя дополнительных документов со дня регистрации заявления регламентируется в национальном законодательстве государства-члена таможенного союза. Так, в Республике Казахстан согласно п. 3 ст. 80 Кодекса Республики Казахстан "О таможенном деле в Республике Казахстан" таможенные органы могут запросить дополнительные данные в течение 10 календарных дней со дня подачи заявления о принятии решения о классификации товара, а в случае с предварительным решением о классификации товара в несобранном виде - не позднее 15 календарных дней.

Дополнительная информация должна быть представлена в течение 60 календарных дней со дня письменного уведомления заявителя. Если информация не предоставлена в установленный срок, заявление о принятии предварительного решения отклоняется.

Образец Заявления приведен в приложении N 3 к Административному регламенту Федеральной таможенной службы и определяемых ею таможенных органов по предоставлению государственной услуги по принятию предварительных решений по классификации товаров по единой Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности Таможенного союза.

В соответствии со ст. 55 ТК предварительное решение принимается в течение 90 календарных дней со дня регистрации в таможенном органе заявления о принятии предварительного решения, если законодательством государств - членов таможенного союза не установлен менее продолжительный срок. Более короткий срок предусмотрен, в частности, в законодательстве Республики Казахстан. Согласно п. 1 ст. 81 Кодекса Республики Казахстан "О таможенном деле в Республике Казахстан" предварительное решение принимается в течение 20 календарных дней со дня регистрации заявления о принятии предварительного решения, а в отношении предварительных решений по классификации товаров в несобранном виде срок, отводимый таможенным органам на его принятие, составляет тридцати календарных дней (п. 1 ст. 85 Кодекса). В случае необходимости предоставления дополнительной информации течение этого срока приостанавливается и возобновляется со дня получения таможенным органом последнего документа, содержащего запрашиваемые сведения.

Принятие предварительного решения в Российской Федерации оказывается на безвозмездной основе (п. 17.1 Административного регламента Федеральной таможенной службы и определяемых ею таможенных органов по предоставлению государственной услуги по принятию предварительных решений по классификации товаров по единой Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности Таможенного союза). Ст. 16 Кодекса Республики Казахстан "О таможенном деле в Республике Казахстан" плата за предварительное решение является разновидностью таможенного сбора. Постановлением Правительства Республики Казахстан от 8 июля 2003 года N 669 "Об утверждении ставок таможенных сборов, сборов и платы, взимаемых таможенными органами" плата за предварительное решение установлена в размере 50 евро*(107). В Республике Беларусь сбор за выдачу предварительного решения о классификации товаров в соответствии с ТН ВЭД установлен Указом Президента Республики Беларусь от 13 июля 2006 года N 443 "О таможенных сборах" и составляет 155 евро.

Блок-схема принятия предварительного решения в Российской Федерации представлена в приложении N 4 к Административному регламенту Федеральной таможенной службы и определяемых ею таможенных органов по предоставлению государственной услуги по принятию предварительных решений по классификации товаров по единой Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности Таможенного союза.

Предварительное решение действует в течение трех лет со дня его принятия, если оно не изменено, не отозвано либо его действие не прекращено в соответствии со ст. 56 ТК.

Таможенный орган вправе принять решение о прекращении действия, изменении или отзыве принятого им либо нижестоящим таможенным органом предварительного решения. Решение о прекращении действия, изменении или отзыве предварительного решения направляется заявителю не позднее дня, следующего за днем вынесения решения о прекращении действия, изменении или отзыве предварительного решения.

Решение о прекращении действия предварительного решения принимается только в одном случае: если таможенным органом установлено, что заявитель для принятия предварительного решения представил подложные документы, недостоверные и (или) неполные сведения. При этом, в Республике Казахстан предварительное решение о классификации товара в несобранном виде может быть прекращено и по двум дополнительным основаниям, в частности, если таможенная декларация не подана в сроки, предусмотренные таможенным законодательством Республики Казахстан; а также если заявитель письменно отказался от поставок товара, в том числе при наличии условно выпущенных компонентов товара. Решение о прекращении действия решения о классификации товара в несобранном виде не принимается, если условно выпущенные компоненты товара в силу правил классификации относятся к классификационному коду завершенного или комплектного товара, указанного в решении о классификации товара в несобранном виде (п. 2 ст. 87 Кодекса "О таможенном деле в Республике Казахстан").

Решение о прекращении действия предварительного решения вступает в силу со дня принятия такого предварительного решения.

Изменение предварительного решения производится в одном из двух случаев:

1) при выявлении таможенным органом или заявителем ошибок, допущенных при принятии предварительного решения;

2) при принятии таможенными органами решений или разъяснений по классификации отдельных видов товаров в соответствии с пунктом 6 статьи 52 ТК.

Применительно к предварительным решениям по классификации товаров, представленных в несобранном виде, в Республике Казахстан действует дополнительное основание для изменения предварительного решения - в случае изменения ТН ВЭД ТС.

Решение таможенного органа об изменении предварительного решения вступает в силу в срок, указанный в решении об изменении предварительного решения.

Решение об отзыве предварительного решения связано с наступлением хотя бы одного из следующих событий:

1) внесение изменений в ТН ВЭД, влияющих на классификацию товаров, в отношении которых принято предварительное решение;

2) принятие Всемирной таможенной организацией решений по классификации товаров, применяемых государствами - членами ТС;

3) принятие Комиссией ТС решений и разъяснений по классификации отдельных видов товаров.

Решение об отзыве предварительного решения принимается таможенным органом в течение 30 календарных дней после опубликования решений и разъяснений Комиссии и вступает в силу одновременно с такими решениями.

Решение о прекращении действия, изменении или отзыве предварительного решения доводится до сведения таможенных органов не позднее дня, следующего за днем принятия решения о прекращении действия, изменении или отзыве предварительного решения.

Принцип гласности предварительных решений реализуется в норме, закреплённой ст. 57 ТК, согласно которой предварительные решения размещаются на официальном сайте Комиссии таможенного союза в сети Интернет. Исключением является информация, составляющая государственную, коммерческую, банковскую и иную охраняемую законом тайну (секреты), либо другая конфиденциальная информация, касающаяся заинтересованного лица.

Решением Комиссии N 297 от 18 июня 2010 года*(108) утверждены:

- Положение о порядке формирования и ведения Сборника принятых предварительных решений таможенных органов государств - членов таможенного союза по классификации товаров на официальном сайте Комиссии таможенного союза, и

- Технические условия передачи данных о предварительных решениях.

В Положении, в частности, установлено, что в срок до 15 числа месяца, следующего за истекшим месяцем, уполномоченные органы направляют информацию о предварительных решениях с учетом положений статьи 57 ТК в Секретариат в формате и порядке, предусмотренными Техническими условиями передачи данных по предварительным решениям по классификации товаров.

Ввиду ограничений на распространение конфиденциальной информации, установленных в ст. 57 ТК, сборник не должен содержать информацию, составляющую государственную, коммерческую, банковскую и иную охраняемую законом тайну (секреты), либо другую конфиденциальную информацию, касающеюся заинтересованного лица. Соответственно, такие данные не должны фигурировать в сообщениях, отправляемых в Секретариат Комиссии таможенного союза.

Требования к формату и размеру файла данных, содержащему предварительные решения за месяц, типу архивации, оформлению письма электронной почты, отправляемому в Секретариат Комиссии, установлены Техническими условиями передачи данных о предварительных решениях*(109).