logo search
Научно-практический комментарий (поглавный) к Т

Глава 11 "Сроки и порядок уплаты таможенных пошлин, налогов"

В силу ст. 82 ТК сроки уплаты таможенных пошлин, налогов предусмотрены в специальных нормах, предусматривающих основания возникновения и прекращения обязанности по уплате таможенных пошлин, налогов применительно к отдельным юридическим фактам:

1) незаконное перемещение товаров через таможенную границу (ст. 81 ТК);

2) прибытие товаров на таможенную территорию (ст. 161 ТК);

3) убытие иностранных товаров с таможенной территории таможенного союза (ст. 166 ТК);

4) временное хранение товаров (ст. 172 ТК);

5) выпуск товаров до подачи таможенной декларации (ст. 197 ТК);

6) помещение товаров:

- под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления (ст. 211 ТК);

- под таможенную процедуру экспорта (ст. 214 ТК);

- под таможенную процедуру таможенного склада (ст. 237 ТК);

- под таможенную процедуру переработки на таможенной территории (ст. 250 ТК);

- под таможенную процедуру переработки вне таможенной территории (ст. 261 ТК);

- под таможенную процедуру переработки для внутреннего потребления (ст. 274 ТК);

- под таможенную процедуру временного ввоза, допуска (ст. 283 ТК);

- под таможенную процедуру временного вывоза (ст. 290 ТК);

7) помещение иностранных товаров:

- под таможенную процедуру таможенного транзита (ст. 227 ТК);

- под таможенную процедуру реэкспорта (ст. 300 ТК);

- под таможенную процедуру беспошлинной торговли (ст. 306 ТК);

8) помещение товаров таможенного союза под таможенную процедуру таможенного транзита (ст. 228 ТК);

9) совершение операций с временно ввезенными транспортными средствами международной перевозки (ст. 344 ТК);

10) при таможенном декларировании товаров для личного пользования (ст. 360 ТК).

В п. 2 ст. 82 ТК предусмотрены правила установления сроков внесения отдельных таможенных пошлин, налогов, уплачиваемых по таможенным процедурам: свободная таможенная зона; свободный склад; специальная таможенная процедура. Следует отметить, что уровень нормативного правового регулирования сроков внесения платежей по названным таможенным процедурам определяется видом последних. В частности, предусматривается два уровня нормативного правового регулирования сроков внесения таможенных платежей по трем названным процедурам: наднациональный и национальный.

На наднациональном уровне нормативного правового регулирования происходит установление сроков внесения таможенных платежей по таможенным процедурам: свободная таможенная зона; свободный склад. В этом случае сроки уплаты таможенных пошлин, налогов устанавливаются в соответствии с международными договорами государств - членов таможенного союза ЕврАзЭС. При этом сроки внесения таможенных платежей различны для ввозных и вывозных пошлин, налогов.

В силу п. 3 ст. 13 Соглашения о свободных складах и таможенной процедуре свободного склада от 18 июня 2010 года*(152), сроки внесения ввозных таможенных платежей различаются в зависимости от характера юридических фактов, являющихся основанием возникновения и прекращения соответствующей обязанности по уплате. Итак, сроком уплаты ввозных таможенных пошлин, налогов считается:

- день вывоза с территории свободного склада, а если этот день не установлен - день выявления факта такого вывоза с территории свободного склада (срок применяется при вывозе с территории свободного склада иностранных товаров, помещенных под таможенную процедуру свободного склада, и (или) товаров, изготовленных (полученных) с использованием иностранных товаров, помещенных под таможенную процедуру свободного склада, до помещения таких товаров под таможенные процедуры, установленные ТК);

- день утраты товаров, а если этот день не установлен - день выявления факта такой утраты (срок применяется при утрате товаров, помещенных под таможенную процедуру свободного склада, и (или) товаров, изготовленных (полученных) с использованием иностранных товаров, помещенных под таможенную процедуру свободного склада, за исключением утраты товаров вследствие аварии или действия непреодолимой силы либо естественной убыли при нормальных условиях перевозки (транспортировки) и хранения).

Рассматривая сроки уплаты вывозных таможенных пошлин, налогов следует руководствоваться положениями Соглашения по вопросам свободных (специальных, особых) экономических зон на таможенной территории таможенного союза и таможенной процедуры свободной таможенной зоны от 18 июня 2010 года*(153). В силу п. 3 ст. 16 указанного соглашения, сроком уплаты вывозных таможенных пошлин, налогов считается:

- день вывоза с территории свободной экономической зоны, на которой применяется таможенная процедура свободной таможенной зоны, а если этот день не установлен - день выявления факта такого вывоза с территории свободной экономической зоны, на которой применяется таможенная процедура свободной таможенной зоны (данный срок применяется при вывозе с территории свободной экономической зоны, на которой применяется таможенная процедура свободной таможенной зоны, иностранных товаров, помещенных под таможенную процедуру свободной таможенной зоны, и (или) товаров, изготовленных (полученных) с использованием иностранных товаров, помещенных под таможенную процедуру свободной таможенной зоны, до помещения таких товаров под таможенные процедуры, установленные ТК);

- день передачи товаров, а если этот день не установлен - день выявления факта такой передачи (срок применяется при передаче товаров, помещенных под таможенную процедуру свободной таможенной зоны, и (или) товаров, изготовленных (полученных) с использованием иностранных товаров, помещенных под таможенную процедуру свободной таможенной зоны, иному лицу до помещения таких товаров под таможенные процедуры, установленные ТК);

- день утраты товаров, а если этот день не установлен - день выявления факта такой утраты (срок применяется при утрате товаров, помещенных под таможенную процедуру свободной таможенной зоны, и (или) товаров, изготовленных (полученных) с использованием иностранных товаров, помещенных под таможенную процедуру свободной таможенной зоны, за исключением утраты товаров вследствие аварии или действия непреодолимой силы либо естественной убыли при нормальных условиях перевозки (транспортировки) и хранения).

На национальном уровне нормативного правового регулирования происходит установление сроков внесения таможенных платежей по виду таможенных процедур - специальной таможенной процедуре. При этом сроки внесения таможенных платежей устанавливаются в соответствии с законодательством государств - членов таможенного союза ЕврАзЭС. При этом в национальном законодательстве государств - членов таможенного союза может предусматриваться, что при применении специальной таможенной процедуры происходит полное освобождение отдельных категорий товаров по перечню, установленному Комиссией Таможенного союза, от таможенных пошлин, налогов. В частности, подобное положение, освобождающее от уплаты таможенных пошлин, налогов при применении специальной таможенной процедуры, прямо предусмотрено в ч. 1 ст. 303 Федерального закона "О таможенном регулировании в Российской Федерации", в ст. 419 Кодекса "О таможенном деле в Республике Казахстан". Кроме того, необходимо руководствоваться Решением Комиссии Таможенного союза от 20 мая 2010 года N 329 "О перечне категорий товаров, в отношении которых может быть установлена специальная таможенная процедура и условиях помещения товаров под такую таможенную процедуру"*(154), которое обязательно для всех стран - участников таможенного союза.

В силу п. 3 ст. 82 ТК законодательством государств - членов таможенного союза ЕврАзЭС устанавливаются сроки уплаты таможенных пошлин, налогов в отношении товаров, особенности таможенного декларирования которых определяются на национальном уровне правового регулирования в соответствии со статьей 194 ТК. Следует сказать, что в актах законодательства государств - членов таможенного союза приведенное положение конкретизируется различным образом. Так, исходя из ст. 194 ТК одним из случаев, при котором особенности таможенного декларирования товаров могут быть установлены законодательством государств - членов таможенного союза, является отсутствие у декларанта точных сведений, необходимых для таможенного декларирования. В силу п. 4 ст. 292 Кодекса "О таможенном деле в Республике Казахстан" при применении неполного таможенного декларирования товаров декларант обязан представить полную таможенную декларацию с учетом скорректированных и уточненных им сведений в срок, не превышающий тридцати календарных дней со дня регистрации таможенным органом неполной таможенной декларации. В ч. 2 ст. 212 Федерального закона "О таможенном регулировании в Российской Федерации" установлено, что при подаче неполной декларации на товары декларант принимает обязательство в письменной форме представить недостающие сведения в срок, установленный таможенным органом, который для иностранных товаров не может превышать 45 дней со дня регистрации неполной декларации на товары таможенным органом. В ст. 83 Таможенного кодекса Республики Беларусь предусмотрена отсылочная норма, в соответствии с которой при отсутствии у декларанта всей необходимой для составления таможенной декларации информацией по не зависящим от него причинам, особенности таможенного декларирования таких товаров устанавливаются Правительство Республики Беларусь, если иное не определено Президентом Республики Беларусь. Иные случаи, помимо рассмотренного выше, при наличии которых сроки уплаты таможенных пошлин, налогов могут устанавливаться законодательством государств - членов таможенного союза ЕврАзЭС, непосредственно указаны в ст. 194 ТК в исчерпывающем перечне, не допускающем расширительного толкования.

Ст. 83 ТК посвящена регламентации изменения сроков уплаты таможенных платежей. Предусматриваются две формы изменения сроков уплаты таможенных пошлин, налогов: отсрочка; рассрочка. Отсрочка представляет собой отложение срока исполнения обязанности по уплате таможенных пошлин, налогов на определенный период, по окончании которого вся сумма таможенного платежа вносится единовременно. Рассрочка представляет собой предоставление права уплаты всей суммы таможенного платежа определенными частями в установленные сроки. Легальные определения терминов "отсрочка" и "рассрочка" предусмотрены в п. 1 ст. 64 НК РФ, п. 3 ст. 134 Кодекса "О таможенном деле в Республике Казахстан".

В ТК применяется двойственный подход к определению уровней правового регулирования изменения сроков уплаты таможенных платежей в зависимости от вида последних. Основания, условия и порядок изменения сроков уплаты таможенных пошлин определяются на наднациональном уровне - международным договором государств - членов таможенного союза ЕврАзЭС. Основания, условия и порядок изменения сроков уплаты налогов определяются на национальном уровне - законодательством государства - члена таможенного союза, в бюджет которого подлежат уплате налоги.

Рассматривая основания, условия и порядок изменения сроков уплаты таможенных пошлин, следует отметить Соглашение об основаниях, условиях и порядке изменения сроков уплаты таможенных пошлин от 21 мая 2010 года*(155). В силу ст. 2 названного соглашения, отсрочка или рассрочка уплаты таможенных пошлин могут предоставляться в отношении всей суммы, подлежащей уплате, либо ее части. Соглашение устанавливает перечень оснований предоставления отсрочки или рассрочки уплаты таможенных платежей (п. 1 ст. 6), который не является исчерпывающим. В силу п. 3 ст. 6 соглашения Комиссией таможенного союза могут быть определены иные основания для предоставления отсрочки или рассрочки уплаты таможенных пошлин либо приостановлено действие оснований для предоставления отсрочки или рассрочки уплаты таможенных пошлин, указанных в пункте 1 ст. 6. Важно подчеркнуть, что во всяком случае установление оснований предоставления отсрочки или рассрочки уплаты таможенных пошлин осуществляется исключительно на наднациональном уровне правового регулирования.

Стоит отметить, что в силу Киотской конвенции, в тех случаях, когда национальное законодательство предусматривает возможность отсрочки уплаты пошлин и налогов, в нем должны быть установлены условия предоставления такой возможности (стандартное правило 4.15 Специального приложения В). Рассматривая основания, условия и порядок изменения сроков уплаты налогов, установленные законодательством государств - членов таможенного союза, следует руководствоваться ст. 133-136 Федерального закона "О таможенном регулировании в Российской Федерации", ст. 45 Налогового кодекса Республики Беларусь, ст. 133 Кодекса "О таможенном деле в Республике Казахстан". При этом в силу п. 2 ст. ст. 45 Налогового кодекса Республики Беларусь от 19 декабря 2002 года N 166-З изменение срока уплаты налога не допускается, за исключением случаев, прямо предусмотренных в Налоговом кодексе Республики Беларусь и (или) установленных Президентом Республики Беларусь.

Ст. 84 ТК посвящена регламентации порядка уплаты таможенных платежей. По общему правилу таможенные пошлины, налоги уплачиваются (взыскиваются) в государстве - члене таможенного союза ЕврАзЭС, таможенным органом которого производится выпуск товаров или на территории которого выявлен факт незаконного перемещения товаров через таможенную границу. В силу Киотской конвенции "выпуск товаров" означает действие таможенной службы, разрешающее заинтересованным лицам распоряжаться товарами, в отношении которых осуществляется очистка (глава 2 Генерального приложения). При уплате (взыскании) таможенных платежей в государстве - члене таможенного союза, таможенным органом которого производится выпуск товаров, следует руководствоваться положениям главы 12 Федерального закона "О таможенном регулировании в Российской Федерации", главы 15 Кодекса "О таможенном деле в Республике Казахстан", главы 24 Таможенного кодекса Республики Беларусь.

Однако допускается исключение из приведенного выше общего правила - в отношении товаров, выпущенных в таможенной процедуре таможенного транзита. В случае применения данной таможенной процедуры необходимо руководствоваться специальными положениями ст. 227 и 228 ТК. В частности, обязанность по уплате таможенных пошлин, налогов возникает у декларанта с момента регистрации таможенным органом транзитной декларации. Аналогичные положения содержатся и в ст. 331 и 332 Кодекса "О таможенном деле в Республике Казахстан". При этом в силу общего правила п. 2 ст. 84 ТК в случае возникновения обязанности по уплате таможенных пошлин, налогов в отношении товаров, помещенных под таможенную процедуру таможенного транзита, таможенные пошлины, налоги подлежат уплате в государстве - члене таможенного союза, таможенный орган которого выпустил товары в соответствии с названной таможенной процедурой.

Между тем, возможно отступление от общего правила уплаты таможенных платежей, налогов в государстве - члене таможенного союза, таможенный орган которого выпустил товары в соответствии с процедурой таможенного транзита. Исключение предусмотрено в части второй п. 2 ст. 84 ТК. Так, если установлено (подтверждено), что товары, помещенные под процедуру таможенного транзита, находятся на территории другого государства - члена таможенного союза ЕврАзЭС, то все таможенные платежи подлежат уплате именно в этом государстве - члене таможенного союза. Важно подчеркнуть, что порядок установления (подтверждения) названного юридического факта определяется исключительно международным договором государств - членов таможенного союза. В связи с этим, следует отметить Соглашение от 21 мая 2010 года "О некоторых вопросах предоставления обеспечения уплаты таможенных пошлин, налогов в отношении товаров, перевозимых в соответствии с таможенной процедурой таможенного транзита, особенностях взыскания таможенных пошлин, налогов и порядке перечисления взысканных сумм в отношении таких товаров". В силу ст. 7 названного соглашения, подтверждение фактов нахождения товаров на территории государства - члена таможенного союза, таможенный орган которого не выпускал товары в соответствии с таможенной процедурой таможенного транзита, осуществляется в ходе административного процесса, в ходе расследования по уголовным делам либо в ходе проверки, ведущихся компетентными органами в соответствии с законодательством государств - членов таможенного союза ЕврАзЭС. При этом доказательством того, что товары находятся на территории государства - члена таможенного союза, является подтверждение компетентных органов этого государства, основанное на материалах административного, уголовного дела либо на материалах проверки.

В Киотской конвенции установлено, что в национальном законодательстве определяются формы уплаты пошлин и налогов (стандартное правило 4.6 Специального приложения А). Аналогичное положение предусмотрено и в п. 4 ст. 84 ТК, кроме того, указывающем, что в национальным законодательством государств - членов таможенного союза, в которых подлежат уплате таможенные пошлины, налоги определяется момент исполнения обязанности по уплате таможенных платежей.

Прежде всего, стоит сказать о правовой регламентации зачисления средств при уплате таможенных пошлин, налогов, которая осуществляется на двух уровнях. На международном уровне в рамках таможенного союза ЕврАзЭС принято Соглашение об установлении и применении в таможенном союзе порядка зачисления и распределения ввозных таможенных пошлин (иных пошлин, налогов и сборов, имеющих эквивалентное действие) от 20 мая 2010 года*(156). В силу п. 1 ст. 3 названного соглашения, ввозные таможенные пошлины подлежат зачислению в национальной валюте на единый счет уполномоченного органа того государства - члена таможенного союза, в котором они подлежат уплате в соответствии с таможенным законодательством таможенного союза, в том числе при взыскании ввозных таможенных пошлин в порядке, установленном таможенным законодательством таможенного союза. При этом единым счетом уполномоченного органа признается счет, открытый уполномоченному органу в национальном (центральном) банке, либо в уполномоченном органе, имеющем корреспондентский счет в национальном (центральном) банке, для зачисления и распределения поступлений между бюджетами государства - члена таможенного союза ЕврАзЭС.

В актах законодательства государств - членов таможенного союза предусматриваются более конкретизированные правила зачисления сумм таможенных платежей. Так, в силу ст. 116 Федерального закона "О таможенном регулировании в Российской Федерации" предусматриваются, что на счет Федерального казначейства зачисляются:

- предварительные специальные, предварительные антидемпинговые и предварительные компенсационные пошлины, установленные Комиссией Таможенного союза (ч. 4 ст. 116);

- специальные, антидемпинговые и компенсационные пошлины, применяемые в Российской Федерации в одностороннем порядке, а также предварительные специальные, предварительные антидемпинговые и предварительные компенсационные пошлины, применяемые в Российской Федерации в одностороннем порядке (ч. 5 ст. 116);

- вывозные таможенные пошлины (ч. 6 ст. 116);

- налоги, а также таможенные пошлины и налоги в отношении товаров для личного пользования (ч. 7 ст. 116). При этом допускается уплата физическими лицами таможенных пошлин, налогов в отношении товаров для личного пользования в кассу таможенного органа.

В силу подп. 1.1 и 1.2 п. 1 ст. 254 Таможенного кодекса Республики Беларусь предусмотрено, что таможенные платежи в безналичной форме уплачиваются на счета республиканского бюджета, открытые для таможенного органа, в котором осуществляется либо будет осуществляться таможенное оформление товаров либо который будет совершать юридически значимые действия; в наличной форме - в кассу названного таможенного органа либо через банк, небанковскую кредитно-финансовую организацию, поселковый, сельский исполнительный и распорядительный орган или организацию связи Министерства связи и информатизации Республики Беларусь.

В Кодексе "О таможенном деле в Республике Казахстан" предусмотрено, что таможенные пошлины, налоги и пени уплачиваются в бюджет плательщиком наличным и безналичным способом в национальной валюте, а также путем проведения зачетов (п. 3 ст. 138). Кроме того, установлено, что уплата таможенных пошлин, налогов и пени производится по соответствующему коду доходов единой бюджетной классификации доходов Республики Казахстан в соответствии с видом таможенных пошлин, налогов и пени (п. 4 ст. 138).

Таможенные пошлины, налоги уплачиваются в валюте того государства - члена таможенного союза, в котором подлежат уплате таможенные платежи. В связи с этим, при определении валюты платежа применяются нормы национального законодательства, если иное не установлено таможенным законодательством таможенного союза ЕврАзЭС. Ст. 118 Федерального закона "О таможенном регулировании в Российской Федерации" и п. 4 ст. 254 Таможенного кодекса Республики Беларусь регламентируют применение курса иностранной валюты. При пересчете иностранной валюты применяется курс иностранной валюты к национальной валюте государства - члена таможенного союза, устанавливаемый национальным (центральным) банком и действующий на день принятия (регистрации) таможенной декларации, а в случае, когда в силу законодательства обязанность уплаты таможенных платежей не связана с подачей таможенной декларации, - на день их уплаты.

В силу п. 4 ст. 84 ТК, момент исполнения обязанности по уплате таможенных платежей (дата уплаты) определяется законодательством государств - членов таможенного союза, в котором подлежат уплате таможенные пошлины, налоги. Следует руководствоваться ст. 117 Федерального закона "О таможенном регулировании в Российской Федерации", ст. 138 Кодекса "О таможенном деле в Республике Казахстан", п. 6 ст. 254 Таможенного кодекса Республики Беларусь.

В п. 5 ст. 84 ТК предусмотрено, что уплаченные (взысканные) суммы ввозных таможенных пошлин подлежат зачислению и распределению между государствами - членами таможенного союза ЕврАзЭС в порядке, установленном на наднациональном уровне правового регулирования. В п. 3 Соглашении об установлении и применении в таможенном союзе порядка зачисления и распределения ввозных таможенных пошлин (иных пошлин, налогов и сборов, имеющих эквивалентное действие) от 20 мая 2010 года*(157) предусмотрены нормативы распределения сумм ввозных таможенных пошлин для каждого государства - члена таможенного союза. В частности, предусмотрены следующие нормативы: для Республики Беларусь - 4,70%; для Республики Казахстан - 7,33%; для Российской Федерации - 87,97%.

Необходимо отметить, что в России в силу п. 8-12 Федерального закона "О таможенном регулировании в Российской Федерации" предусматривается возможность применения централизованного порядка уплаты сумм таможенных пошлин, налогов. В этом случае денежные средства вносятся на счета в соответствии с рассмотренными выше правилами зачисления сумм таможенных платежей. При этом суммы таможенных платежей вносятся за товары, предполагаемые к ввозу в Российскую Федерацию или вывозу из Российской Федерации за определенный период вне зависимости от того, в какой таможенный орган будет подана таможенная декларация.

Стоит подчеркнуть, что порядок уплаты вывозных таможенных пошлин в силу п. 6 ст. 84 ТК устанавливается международным договором государств - членов таможенного союза. В настоящее время действует Соглашение о вывозных таможенных пошлинах в отношении третьих стран от 25 января 2008 года*(158), в ст. 3 которого регламентируются отношения по уплате вывозных таможенных пошлин на товары, произведенные на территории одного государства - члена таможенного союза и поставляемых в третьи страны с территории других государств - членов таможенного союза, не применяющих в отношении этих товаров вывозные таможенные пошлины либо применяющих меньшие ставки вывозных таможенных пошлин. В этом случае государства - члены таможенного союза, с территории которых названные выше товары поставляются в третьи страны, обязаны обеспечить взыскание вывозных таможенных пошлин по ставкам, действующим в государстве - члене таможенного союза, на территории которого произведены эти товары. В силу ст. 1 и 2 названного соглашения, государства - члены таможенного союза ЕврАзЭС стремятся к унификации перечней товаров и ставок вывозных таможенных пошлин. Комиссия формирует сводный перечень товаров, поставляемых в третьи страны, в отношении которых законодательством государств - членов таможенного союза предусмотрено применение вывозных таможенных пошлин, с указанием ставок этих пошлин.

Нормативная регламентация порядка уплаты таможенных пошлин, налогов включает в свой круг и других субъектов, выполняющих функции, направленные на обеспечение уплаты сумм таможенных платежей. Это связано с тем, что за исключением случаев, названных в законодательстве государств - членов таможенного союза, допускающем иной порядок*(159), уплата сумм таможенных пошлин, налогов осуществляется плательщиком посредством направления поручения банку (кредитной организации) с требованием о перечислении указанной суммы на счет, предусмотренный законодательством государств - участников таможенного союза или международным договором. Так, в силу п. 5 ст. 138 Кодекса "О таможенном деле в Республике Казахстан", уплата таможенных пошлин, налогов производится плательщиками через банки второго уровня, имеющие лицензию уполномоченного органа по регулированию и надзору финансового рынка и финансовых организаций, а также организации, осуществляющие отдельные виды банковских операций. Следует сказать, что в подп. 1.2 п. 1 ст. 254 Таможенного кодекса Республики Беларусь существенно расширяется круг субъектов, которые могут осуществлять функции, направленные на обеспечение уплаты сумм таможенных платежей. Таможенные платежи в наличной форме могут вноситься через банк, небанковскую кредитно-финансовую организацию, поселковый, сельский исполнительный и распорядительный орган или организацию связи Министерства связи и информатизации Республики Беларусь.

В силу п. 7 ст. 84 ТК, при наличии денежных средств (денег) на счете плательщика банк не вправе задерживать исполнение поручения плательщика на перечисление сумм таможенных пошлин, налогов. При этом установлен предельный срок исполнения поручения плательщика - не позднее одного операционного дня. При нарушении названного срока исполнения поручения плательщика банк несет юридическую ответственность в соответствии с законодательством государств - участников таможенного союза ЕврАзЭС. Следует отметить, что в законодательстве государств - участников таможенного союза рассматриваемая обязанность банков может конкретизироваться, а также могут предусматриваться иные требования к ним. Так, в ст. 139 Кодекса "О таможенном деле в Республике Казахстан" установлено, что банки второго уровня и организации, осуществляющие отдельные виды банковских операций, обязаны контролировать правильность указания идентификационного номера плательщика; контролировать правильность указания документов, подтверждающих личность плательщиков-нерезидентов; перечислять таможенные пошлины, налоги, таможенные сборы и пени не позднее следующего операционного дня со дня уплаты плательщиком наличных денежных средств или в срок не позднее следующего операционного дня со дня списания средств с банковского счета плательщика в случаях, когда уплата производится с использованием платежных карточек через электронные терминалы банков второго уровня. В силу п. 4 ст. 48 Налогового кодекса Республики Беларусь, платежное поручение на перечисление налога, сбора (пошлины), пени либо решение налогового органа о взыскании налога, сбора (пошлины), пени исполняются банком в течение одного банковского дня. При этом не допускается взимание платы за прием банками и иными уполномоченными организациями наличных денежных средств от физических лиц, в том числе зарегистрированных в качестве индивидуальных предпринимателей, при уплате обязательных платежей в республиканский и местные бюджеты.