logo
Конспект лекций ТП (4 семестр)

2. Понятие, цели, содержание и структура таможенного дела и таможенного регулирования Российской Федерации

Подписание Россией Договора о создании единой тамо­женной территории и формировании таможенного союза (Душанбе, 06.10.2007) и его ратификация (см. Федеральный закон от 27.10.2008 № 187-ФЗ) заложили основу нового механизма таможенно-правового регулирования. Таможен­ные правила стали носить наднациональный характер, т.е. распространять свое действие на территории государств — членов таможенного союза, а именно Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации.

Конституирующей конструкцией таможенных правил таможенного союза служит международный Договор о Та­моженном кодексе таможенного союза (Минск, 27.11.2009) (см. Федеральный закон от 02.06.2010 № 114-ФЗ).

В соответствии со ст. 1 ТК ТС таможенное регулирова­ние по-прежнему представляет собой деятельность уполно­моченных органов по созданию таможенных правил, но уже с тремя важными особенностями.

1. Органы, осуществляющие таможенное регулирование. На основании п. 2 ст. 1 ТК ТС таможенное регулирование в таможенном союзе осуществляется в соответствии:

Согласно п. 1 ст. 3 ТК ТС таможенное законодательство таможенного союза состоит из:

— ТК ТС;

Как видно, появилось два уровня таможенного регули­рования — наднациональный и национальный.

Наднациональный уровень таможенного регулирования представлен:

Национальный уровень таможенного регулирования по-прежнему соответствует положениям Конституции и ТК РФ.

2. Пространственная сфера таможенного регулирования распространяется на таможенную территорию таможен­ного союза трех государств. То есть устанавливаются еди­ные правила перемещения товаров (транспортных средств) через таможенную границу таможенного союза и последу­ющего их оборота на единой таможенной территории тамо­женного союза.

3. Ограничение предметов национального таможенно­го регулирования. Таможенное регулирование в государ­ствах — членах таможенного союза допускается только в ча­сти, не урегулированной таможенным законодательством таможенного союза и до установления соответствующих правоотношений союзными таможенно-правовыми норма­ми (п. 2 ст. 1 ТК ТС).

Последняя особенность таможенного регулирования не такая уж и ограничительная для национального тамо­женного регулирования, как может показаться на первый взгляд. Во-первых, из п. 2 ст. 1 ТК ТС следует, что нацио­нальное таможенное нормотворчество возможно в соот­ветствии с таможенным законодательством таможенного союза в части реализации отсылочных норм ТК ТС, между­народных договоров государств — членов таможенного со­юза и Решений КТС1. Во-вторых, ориентир типа «в части, не урегулированной» предоставляет уполномоченным орга­нам государства — члена таможенного союза возможности принимать нормативные правовые акты в сфере таможенно­го дела при отсутствии соответствующих отсылочных норм правовых актов, имеющих высшую юридическую силу.

Таким образом, основываясь на положениях ТК ТС и ТК можно предложить несколько определений таможен­ного регулирования.

Таможенное регулирование в таможенном союзе ЕврАзЭС

это деятельность уполномоченных органов (глав государств и правительств государств — членов таможенного союза, КТС) по правовому регулированию отношений, связанных с перемеще­нием товаров через таможенную границу таможенного союза, их перевозкой по единой таможенной территории таможенного союза под таможенным контролем, временным хранением, таможенным декларированием, выпуском и использованием в соответствии с таможенными процедурами, проведением таможенного контроля, уплатой таможенных платежей, а также властных отношений между таможенными органами и лицами, реализующими права владения, пользования и распоряжения указанными товарами.

Таможенное регулирование в России это деятельность уполномоченных федеральных органов государственной власти РФ (Президента РФ, Федерального Собрания РФ, Правительства РФ, уполномоченных федеральных органов исполнительной власти), осуществляемая в соответствии с таможенным законодательством таможенного союза и национальным таможенным законодательством (в части, не урегулированной таможенным законодательством тамо­женного союза и не противоречащей ему) по установлению порядка и правил, при соблюдении которых лица реализуют право на ввоз то­варов (транспортных средств) в Россию и их вывоз за ее пределы.

О таможенном деле в таможенном законодательстве таможенного союза ничего не говорится (за исключением обозначения отдельной группы участников таможенных правоотношений — лиц, осуществляющих деятельность в сфере таможенного дела (гл. 3 ТК ТС)).

Однако это не означает, что таможенное законодатель­ство таможенного союза не регулирует таможенное дело.

В соответствии с таможенным законодательством РФ тамо­женное дело это совокупность методов и средств обеспечения соблюдения мер таможенно-тарифного регулирования и запретов и ограничений, установленных в соответствии с законодательством РФ о государственном регулировании внешнеторговой деятель­ности, связанных с перемещением товаров и транспортных средств через таможенную границу (п. 2 ст. 1 ТК).

В условиях функционирования таможенного союза меры таможенно-тарифного регулирования, а также запреты и ограничения устанавливаются уже не законодательством РФ, а международными договорами государств — членов таможенного союза. При этом суть таможенного дела не ме­няется. Таможенные органы также обязаны обеспечивать соблюдение мер таможенно-тарифного регулирования, а также запретов и ограничений в отношении товаров, пере­мещаемых через таможенную границу (ст. 6 ТК ТС).

Обеспечение таможенными органами требований тамо­женных правил таможенного союза осуществляется в про­цессе проведения таможенного контроля (подп. 31 п. 1 ст. 4 ТК ТС). Соответственно ТК ТС, регулируя отношения в сфере таможенного контроля, одновременно затрагивает и вопросы осуществления таможенными органами тамо­женного дела.

А вот организация таможенного дела и правоохрани­тельная деятельность таможенных органов — это уже пред­меты регулирования национальных законодательств госу­дарств — членов таможенного союза. Однако и тут ТК ТС обозначены основные направления правоохранительной деятельности таможенных органов (ст. 7 ТК ТС): - уголовно-процессуальная деятельность;

Итак, таможенное дело, как и таможенное регулирова­ние, представляет собой деятельность уполномоченных ор­ганов. При этом в отличие от таможенного регулирования таможенное дело направлено не на установление таможен­ных правил, а на обеспечение их соблюдения.

Такое обеспечение осуществляется:

В России таможенное дело регулируется актами законо­дательства РФ, указами Президента РФ, постановлениями и распоряжениями Правительства РФ, приказами (распоря­жениями) ФТС России и Минфина России (в сфере тамо­женных платежей и определения таможенной стоимости).

Соответственно, компетенцией по регулированию от­ношений в области таможенного дела обладают Президент РФ, Федеральное Собрание РФ, Правительство РФ, ФТС России и Минфин России.

Общее руководство таможенным делом осуществляет Правительство РФ (абз. 1 п. 3 ст. 1 ТК).

Непосредственную реализацию в таможенных целях за­дач в области таможенного дела осуществляет федераль­ный орган исполнительной власти, уполномоченный в об­ласти таможенного дел, — ФТС России (абз. 2 п. 3 ст. 1 ТК) (см. также постановление Правительства РФ от 21.08.2004 № 429).

ФТС России решает возложенные на нее задачи как са­мостоятельно, так и с помощью подчиненных таможенных органов, составляющих единую федеральную централизо­ванную систему (п. 1 ст. 401, ст. 402 ТК).