2. Виды субъектов таможенного права и их краткая характеристика
С учетом правоспособности, то есть установленной в законе возможности субъекта быть носителем определенных прав и обязанностей, субъекты таможенного права могут быть разделены на две группы: специальные и иные субъекты.
К специальным субъектам таможенного права относятся таможенные органы и государственные служащие таможенных органов и организаций таможенной службы – субъекты, обладающие специальной правоспособностью в сфере таможенного дела. Их специфика состоит в установленной нормами таможенного права компетенции таможенных органов как органов федеральной исполнительной власти, регулирующих правоотношения в сфере таможенного дела, а также объемом конкретных прав и обязанностей государственного служащего того или иного таможенного органа либо организации таможенной службы по реализации компетенции таможенных органов. Компетенция таможенных органов по осуществлению таможенного дела в стране, формы ее реализации, а также порядок прохождения службы в таможенных органах и организациях таможенной службы будут рассмотрены нами позднее
Существуют различные подходы к классификации и изучению состава участников таможенно-правовых отношений. Так, например, А. Ф. Ноздрачев к субъектам таможенного права относит в том числе международные организации, например, ВТО, Всемирную таможенную организацию.
А. Н. Козырин в качестве лиц, участвующих в таможенно-правовых отношениях, рассматривает:
физических лиц, пересекающих таможенную границу либо перемещающих или намеревающихся перемещать через таможенную границу товары и транспортные средства:
таможенные органы;
отечественные и находящиеся в России иностранные организации (всех форм собственности) в связи с осуществлением внешнеэкономической деятельности;
различные иностранные и отечественные общественно-политические, культурные, научно-просветительские, спортивные, религиозные и иные организации в связи с осуществлением своей деятельности на международной арене;
отечественные и иностранные почтовые, транспортные и экспедиторские организации, обслуживающие внешнеэкономические связи;
дипломатические, консульские и иные официальные представительства, международные организации;
предприятия и организации, получившие от таможенных органов разрешение на занятие определенными видами деятельности в таможенной сфере (таможенный брокер, таможенный перевозчик, владелец таможенного склада, склада временного хранения, магазина беспошлинной торговли);
— некоторые другие организации.
Вместе с тем ряд упомянутых организаций в соответствии с целями их деятельности, задачами и функциями вряд ли могут рассматриваться в качестве субъектов таможенного права, поскольку непосредственно не вступают с таможенными органами в какие-либо правоотношения.
Всемирная торговая организация может повлиять на развитие отдельных направлений таможенного регулирования, например, в области таможенно-тарифной политики, упрощения таможенных процедур, и таким образом способствовать совершенствованию нормативно-правовой базы в целом, но при этом не будет перемещать товар через таможенную границу или оказывать услуги в таможенной сфере.
ТК ТС использует специальную терминологию, обозначающую отдельных участников таможенных правоотношений (декларанты, лица, осуществляющие деятельность в сфере таможенного дела, и т.д.). Конкретные виды таких участников могут представлять лишь второстепенный интерес, например, в связи с предоставлением таможенных льгот, использованием таможенных процедур, обращением к специальной таможенной процедуре или выполнением условий, установленных для отдельных категорий товаров, не подлежащих помещению под таможенные процедуры. В противном случае приходится выделять большой перечень лиц, предлагаемых к рассмотрению в качестве участников таможенных правоотношений, что только усложнит процесс первоначального восприятия материала.
Таможенное право, будучи совокупностью юридических норм публично-правового характера, позволяет разделить всех субъектов права на две основные группы:
таможенные органы (их должностные лица);
иные участники таможенно-правовых отношений. Иные участники таможенно-правовых отношений в свою очередь могут быть представлены следующими субъектами.
1. Перевозчики. В соответствии с подп. 21 п. 1 ст. 4 ТК ТС перевозчик — это лицо, осуществляющее перевозку товаров и (или) пассажиров через таможенную границу и (или) перевозку товаров, находящихся под таможенным контро- в пределах таможенной территории таможенного союза, или являющееся ответственным за использование транспортных средств. Данное определение охватывает и таможенного перевозчика в части перевозки товаров, находящихся под таможенным контролем, по таможенной территории таможенного союза (п. 2 ст. 18 ТК ТС).
При заявлении таможенной процедуры таможенного транзита перевозчик вправе выступать в качестве декларанта товаров (подп. 3 ст. 186), а таможенный перевозчик, в дополнение ко всему, еще обладает статусом лица, осуществляющего деятельность в сфере области таможенного дела (ст. 18-22 ТК ТС).
2. Декларанты. В соответствии с подп. 6 п. 1 ст. 4 ТК ТС декларант — это лицо, которое декларирует товары либо от имени которого декларируются товары.
Декларанты — российские юридические лица, получившие право применения специальных упрощений, имеют особый статус и наименование — уполномоченный экономический оператор (ст. 38 ТК ТС) (см. 1.4).
3. Лица, осуществляющие деятельность в сфере таможенного дела. ТК ТС выделяет следующие направления деятельности в сфере таможенного дела:
деятельность таможенного представителя;
деятельность таможенного перевозчика;
деятельность владельца СВХ;
деятельность владельца таможенного склада;
деятельность владельца магазина беспошлинной торговли.
Осуществлять деятельность в сфере таможенного дела России вправе только российские юридические лица, включенные в соответствующий Реестр (таможенных представителей, владельцев таможенных складов, СВХ, таможенных перевозчиков, владельцев магазинов беспошлинной торговли) (см., например, приказы ФТС России т 31.10.2007 № 1352 «Об утверждении Административного регламента Федеральной таможенной службы по исполнению государственной функции ведения Реестра владельцев таможенных складов и Реестра владельцев складов временного хранения»; от 10.10.2007 № 1257 «Об утверждении Административного регламента Федеральной таможенной службы по исполнению государственной функции ведения Реестра таможенных брокеров (представителей)»; т 31.10.2007 № 1351 «Об утверждении Административного регламента Федеральной таможенной службы по исполнению государственной функции по ведению Реестра таможенных перевозчиков»).
Каждое из направлений деятельности в сфере таможенного дела осуществляется, как правило, в рамках соответствующего таможенно-правового института (таможенный представитель — таможенные операции; таможенный перевозчик — таможенная процедура таможенного транзита; владелец СВХ — временное хранение товаров; владелец таможенного склада — таможенная процедура таможенного склада; владелец МВТ — таможенная процедура беспошлинной торговли).
Таможенный представитель — российское юридическое лицо (включенное в Реестр таможенных представителей), оказывающее услуги по совершению таможенных операций.
В основном таможенный представитель оказывает услуги по таможенному декларированию товаров лиц, имеющих право выступать в качестве декларантов, т.е. совершает от имени и по поручению декларанта таможенное декларирование товаров.
Целью введения института таможенных представителей (посредников) как за рубежом, так и в Российской Федерации является создание профессиональных участников таможенных правоотношений, гарантирующих таможенным органам своевременное и полное выполнение всех требований таможенных правил при совершении таможенных операций.
Таможенный перевозчик — российское юридическое лицо (транспортная организация, включенная в Реестр таможенных перевозчиков), оказывающее услуги по перевозке иностранных товаров в пределах таможенной территории таможенного союза.
Таможенный перевозчик осуществляет транспортные операции в соответствии с таможенной процедурой таможенного транзита.
Владелец СВХ — российское юридическое лицо (включенное в Реестр владельцев СВХ), осуществляющее хранение иностранных товаров до их выпуска таможенными органами в соответствии с заявленной таможенной процедурой.
Целями временного хранения товаров владельцем СВХ могут быть:
оказание складских услуг (СВХ открытого типа);
минимизация затрат при совершении таможенных операций с товарами, принадлежащими владельцу СВХ (СВХ закрытого типа).
Владелец таможенного склада — российское юридическое лицо (включенное в Реестр владельцев таможенных складов), осуществляющее хранение товаров, выпущенных таможенным органом в соответствии с таможенной процедурой таможенного склада.
Целями хранения товаров на таможенном складе могут быть:
оказание складских услуг лицам, выбравшим таможенную процедуру таможенного склада (таможенный склад открытого типа);
использование таможенной процедуры таможенного склада самим владельцем таможенного склада, например в производственной деятельности (таможенный склад закрытого типа).
Владелец магазина беспошлинной торговли — российское юридическое лицо (включенное в Реестр владельцев МВТ), осуществляющее хранение и реализацию физическим лицам в розницу товаров, освобожденных от уплаты таможенных пошлин, налогов.
Реестры лиц, осуществляющих деятельность в сфере таможенного дела, формируются и ведутся ФТС России, которая обязана обеспечивать их периодическую публикацию не реже одного раза в квартал1.
4. К лицам, оказывающим содействие (помощь) в совершении таможенных операций и проведении таможенного контроля, можно отнести специалиста (ст. 101 ТК ТС), эксперта (ст. 140 ТК ТС), переводчика, медицинского работника, понятых (ст. 117 ТК ТС). Перечисленные лица привлекаются таможенными органами для разъяснения возникающих при проведении таможенного контроля вопросов или оказания иного содействия в решении конкретных задач, например при применении отдельных форм таможенного контроля (личного таможенного досмотра, таможенного досмотра).
Оказывать содействие в совершении таможенных операций либо принимать в них непосредственное участие вправе специалисты по таможенным операциям (подп. 1 ст. 13 ТК ТС), под которыми понимаются физические лица, имеющие квалификационные аттестаты специалистов по совершению таможенных операций и являющиеся работниками российского юридического лица, получившего свидетельство о включении в Реестр таможенного представителей. Являясь конкретным таможенным представителем, специалист по таможенным операциям осуществляет в интересах декларанта таможенное декларирование товаров (подает декларацию на товары).
5. Иные или возможные участники таможенных правоотношений, под которыми следует понимать лиц, деятельность которых регулируется отдельными положениями ТК ТС. Такие лица не перемещают товары через таможенную границу и не оказывают услуг по совершению операций с перемещаемыми или перемещенными товарами.
- Конспект лекций
- Лекция 1. Таможенное дело и таможенная политика России. План:
- 1. История таможенного дела и таможенной политики России
- 2. Понятие, цели, содержание и структура таможенного дела и таможенного регулирования Российской Федерации
- Лекция 2. Понятие таможенного права России. План:
- 2.1. Понятие, предмет, метод и принципы таможенного права России
- 2.2. Соотношение таможенного права с другими отраслями российского права
- Лекция 3. Таможенно-правовые нормы и таможенно-правовые отношения. План:
- 3.1. Понятие, структура и виды норм таможенного права. Действие норм таможенного права во времени, в пространстве и по кругу лиц.
- 3.2. Понятие и виды таможенно-правовых отношений
- Лекция 4. Система и источники таможенного права России План:
- 1. Система таможенного права: принципы и критерии ее построения.
- 2. Источники таможенного права: понятие, виды и краткая характеристика.
- Лекция 5. Субъекты таможенного права России. План:
- 1. Понятие субъекта таможенного права.
- 2. Виды субъектов таможенного права и их краткая характеристика
- Лекция 6. Таможенные органы Российской Федерации. План:
- 6.1. Понятие и правовой статус таможенных органов.
- 6.2. Компетенция таможенных органов и формы ее реализации.
- Лекция 7. Таможенные платежи.
- 7.1. Общие положения о платежах.
- 7.2. Таможенно-тарифное регулирование (таможенные пошлины). Таможенная стоимость товаров.
- 7.3. Налог на добавленную стоимость, акцизы. Таможенные сборы.
- 7.4. Специальные, антидемпинговые и компенсационные пошлины.
- Лекция 8. Таможенный контроль. План:
- 8.1. Общие положения таможенного контроля.
- 8.2. Формы таможенного контроля.
- Часть 2 п. 2 ст. 122 тк тс под такими лицами понимает:
- 8.3. Способы и средства проведения таможенного контроля.
- Лекция 9. Таможенные операции. План:
- 9.1. Прибытие и убытие товаров (транспортных средств). Временное хранение.
- 9.2. Таможенное декларирование товаров.
- 9.3. Выпуск товаров.
- Лекция 10. Таможенные процедуры. План:
- 10.1. Понятие таможенной процедуры.
- 10.2. Виды таможенных процедур:
- 10.3. Условия применения таможенных процедур.
- Лекция 11. Особенности перемещения через таможенную границу отдельных категорий товаров. План:
- 11.1. Перемещение товаров в международных почтовых отправлениях.
- 11.2. Перемещение товаров отдельными категориями иностранных лиц.
- 11.3. Перемещение товаров, содержащих объекты интеллектуальной собственности.
- 11.4. Перемещение товаров трубопроводным транспортом и по линиям электропередачи.
- 11.5. Перемещение транспортных средств международных перевозок.
- Глава 48 тк тс определяет порядок временного ввоза на таможенную территорию таможенного союза и временного вывоза с этой территории:
- 11.6. Перемещение товаров для личного пользования.
- 11.7. Перемещение припасов.
- Лекция 12. Ответственность за правонарушения в сфере таможенного дела. План:
- 12.1. Понятие, особенности, виды и принципы юридической ответственности за таможенные правонарушения.
- 12.2. Преступления в сфере таможенного дела.
- 12.3. Административные правонарушения в сфере таможенного дела (нарушения таможенных правил) и ответственность за эти нарушения.
- 12.4. Ответственность таможенных органов и их должностных лиц.