6.2. Компетенция таможенных органов и формы ее реализации.
ФТС России с целью реализации полномочий в установленной сфере деятельности имеет право:
создавать, реорганизовывать и ликвидировать таможенные посты, специализированные таможенные органы, компетенция которых ограничивается отдельными правомочиями для выполнения некоторых функций, возложенных на таможенные органы, либо совершения таможенных операций в отношении определенных видов товаров;
определять регион деятельности таможенных органов;
утверждать общие или индивидуальные положения о таможенных органах.
По разнообразию решаемых задач таможенные органы во многом уникальны. Данная уникальность заключается в том, что, осуществляя таможенное дело, таможенные органы одновременно являются органами государственного таможенного контроля, а также обладают полномочиями по осуществлению валютного контроля операций, связанных с перемещением товаров и транспортных средств через таможенную границу.
Решая правоохранительные вопросы, таможенные органы обладают статусом органов дознания, субъектов оперативно-розыскной деятельности, а также вправе осуществлять производство по делам об административных правонарушениях.
В связи с этим следует иметь в виду, что таможенные органы, осуществляя таможенное дело, могут быть участниками не только таможенных, но и иных правоотношений. Все зависит от выполняемых функций. Например, при проведении таможенного контроля, совершении таможенных операций, связанных с выпуском товаров или при взимании таможенных платежей таможенные органы являются участниками таможенных правоотношений, поскольку данные отношения регулируются таможенным законодательством.
В случае выявления преступлений в области таможенного дела (например, факта контрабанды) таможенные органы проводят дознание, являясь участниками уголовно-процессуальных отношений, которые регулируются уже не таможенным законодательством, а УПК.
Если таможенные органы оказывают услуги по хранению товаров на складах временного хранения или таможенных складах, они, соответственно, выступают участниками гражданских правоотношений, руководствуясь в своей деятельности ГК.
В приведенных примерах меняется и статус лиц, с которыми таможенные органы вступают в различные правоотношения. Так, участниками таможенных правоотношений выступают лица, перемещающие через границу товары и транспортные средства, лица, осуществляющие деятельность в сфере таможенного дела. Участниками уголовно-процессуальных отношений — подозреваемый, обвиняемый, свидетель и т.д. Участником отношений по хранению на таможенных складах товаров — поклажедатель.
Все направления деятельности таможенных органов обозначены в ТК в виде отдельных функций (ст. 403 ТК) и правомочий (ст. 408 ТК). Вместе с тем внимательное изучение, например, функций таможенных органов позволяет прийти к выводу, что законодателю не удалось избежать некоторых дублирований. Так, в соответствии с подп. 1 ст. 403 ТК таможенные органы осуществляют таможенный контроль, под которым понимается (согласно подп. 19 п. 1 ст. 11 ТК) совокупность мер по обеспечению соблюдения таможенного законодательства. При этом подп. 3 ст. 403 ТК в качестве самостоятельной и основной функции выделяет «обеспечение соблюдения порядка перемещения товаров и транспортных средств через таможенную границу», что, по сути, и является таможенным контролем. Таможенным контролем также является и контроль за правильностью исчисления и своевременностью уплаты таможенных платежей (подп. 2 ст. 403 ТК). Кроме того, ст. 403 ТК не упоминает о некоторых не менее важных функциях таможенных органов, таких, например, как административно-юрисдикционное производство по жалобам на решения, действия (бездействие) таможенных органов и их должностных лиц (гл. 7 ТК).
Для целей рассмотрения функций и правомочий таможенных органов представляется возможным сформулировать их в несколько ином виде, предварительно объединив в самостоятельные направления осуществляемой таможенными органами деятельности (административная, уголовно-процессуальная, оперативно-розыскная, научно-исследовательская и образовательная деятельность).
Административная деятельность включает следующие функции:
контрольную;
фискальную;
административно-процессуальную;
учетно-регистрационную;
нормотворческую;
информационно-консультативную, включая принятие предварительных решений;
хозяйственную.
Каждая из выделенных функций требует соответствующих пояснений, поскольку предложенные обозначения не лишены некоторой теоретической условности и не раскрывают всего многообразия правомочий таможенных органов.
Проведение таможенного контроля (п. 1 ст. 95 ТК ТС, п. 7 ст. 358 ТК) — проверка законности перемещения через границу товаров и транспортных средств, проверка соблюдения условий пользования и распоряжения товарами, находящимися на таможенной территории под таможенным контролем, а также проверка деятельности в сфере таможенного дела.
Таможенные органы являются агентами валютного контроля (подп. 7 ст. 403 ТК, ч. 3 ст. 22 Закона о валютном регулировании). Валютный контроль операций, связанных с перемещением товаров через таможенную границу, заключается в проверке таможенными органами соблюдения сроков перечисления валютной выручки на счета в уполномоченные банки, подписавшие паспорта сделки по соответствующим внешнеторговым контрактам. Валютный контроль проводится таможенными органами также с целью проверки:
ввоза в Россию товаров, в отношении которых были перечислены за рубеж денежные средства;
возврата в Россию средств, уплаченных нерезидентам за не ввезенные в Россию (не полученные на территории РФ) товары.
Отдельные действия по транспортному контролю проводятся таможенными органами в пунктах пропуска грузовых транспортных средств, осуществляющих международные автомобильные перевозки (взвешивание и замер габаритов грузового транспортного средства, считывание государственных регистрационных номеров, проверка отличительных знаков государства, на территории которого зарегистрировано грузовое транспортное средство, проверка наличия необходимых документов) (см. постановление Правительства РФ от 26.06.2008 № 481 «Об утверждении Правил осуществления таможенными органами в пунктах пропуска через государственную границу Российской Федерации отдельных действий по транспортному контролю»)2.
Пункт 5 ст. 94 ТК ТС отдельно выделяет экспортный и радиационный контроль.
Фискальная функция заключается во взимании, а в необходимых случаях и принудительном взыскании таможенных платежей (подп. 2 ст. 403 ТК).
Осуществление административно-процессуальной функции имеет несколько направлений.
1. Привлечение таможенными органами к ответственности лиц, совершивших административные правонарушения -* является одновременно важной составляющей правоохранительной работы таможенных органов.
Основная группа административных правонарушений, за совершение которых таможенные органы вправе привлекать к ответственности, представлена административными правонарушениями в области таможенного дела (нарушения таможенных правил) (гл. 16 КоАП).
КоАП предусмотрены несколько форм привлечения к административной ответственности:
производство по делу об административном правонарушении, включая возможность проведения административного расследования (ст. 28.7 КоАП);
упрощенная форма назначения административного наказания (ст. 28.6 КоАП) — без составления протокола.
Помимо нарушений таможенных правил существует еще ряд административных правонарушений, производство по которым (в части возбуждения дела об административном правонарушении и составления протокола) отнесено к компетенции таможенных органов. Это нарушения авторских и смежных прав, изобретательских и патентных прав (ч. 1 ст. 7.12 КоАП), незаконное использование товарного знака (ст. 14.10 КоАП) и др.
Наделение компетенцией составления протоколов по данным правонарушениям, которые не относятся к нарушениям таможенных правил, объясняется задачами и функциями таможенных органов, способных первыми выявлять признаки данных правонарушений и принимать эффективные меры по закреплению доказательственного материала.
Кроме того, привлечение к ответственности за совершение отдельных правонарушений носит одновременно и обеспечительный характер, позволяющий таможенным органам решать возложенные на них задачи (см. ст. 19.7 «Непредставление сведений (информации)», ч. 1 ст. 19.4 «Неповиновение законному распоряжению должностного лица органа, осуществляющего государственный надзор
2. Производство по жалобам на решения, действия (бездействие) таможенных органов, нарушающие права граждан и организаций. Производство по жалобам является альтернативой гражданскому и арбитражному судопроизводству по делам, возникающим из административных (публичных) правоотношений1.
Учетно-регистрационная функция проявляет себя в следующих направлениях.
Совершение таможенными органами операций, предшествующих подаче таможенной декларации, и таможенных операций, связанных с помещением товаров под таможенную процедуру. Результатом таких операций является принятие таможенными органами юридически значимых решений о выпуске (условном выпуске, отказе в выпуске, приостановлении выпуска) товаров. Любое из перечисленных решений подлежит обязательной регистрации и учету. Данные о товарах, полученные таможенными органами в процессе совершения таможенных операций, используются для ведения таможенной статистики.
Ведение таможенной статистики (гл. 5 ТК ТС, подп. 8 ст. 403 ТК, гл. 5 ТК). Таможенная статистика представляет собой сбор и обработку сведений о внешней торговле, результатах фискальной, контрольной и других осуществляемых таможенными органами функций.
Нормотворческая функция. В соответствии с Указом Президента РФ от 11.05.2006 № 473 «Вопросы Федеральной таможенной службы» на ФТС России возложены функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в области таможенного дела. Результатами реализации данной функции выступают приказы и распоряжения ФТС России, принимаемые во исполнение положений федеральных законов и отдельных подзаконных документов (указы Президента РФ, постановления и распоряжения Правительства РФ).
Информационная и консультационная функции (гл. 2 ТК ТС), принятие предварительных решений (п. 5 ст. 52 ТК ТС). В соответствии с п. 2 ст. 10 ТК ТС таможенные органы обеспечивают беспрепятственный доступ к информации о таможенном законодательстве таможенного союза, размещенной на официальном веб-сайте в сети Интернет (www. customs.ru).
Осуществление хозяйственной функции заключается в обеспечении нормальной и бесперебойной работы всей системы таможенных органов путем надлежащего и своевременного материально-технического обеспечения, создания необходимой таможенной инфраструктуры1.
Следующее самостоятельное направление деятельности таможенных органов — уголовно-процессуальная деятельность.
Содержанием уголовно-процессуальной деятельности является осуществление предварительного расследования в форме дознания1 по уголовным делам о преступлениях, предусмотренных ч. 1 ст. 188 и ст. 194 УК, а также производство неотложных следственных действий2 по преступлениям, предусмотренным ч. 2—4 ст. 188, ст. 189, 190, 193 УК (ст. 151, 157 УПК). Указанные виды преступлений имеют еще одно название (неофициальное) — таможенные преступления.
Осуществлению уголовно-процессуальной деятельности таможенных органов способствует оперативно-розыскная деятельность, преследующая несколько целей, которые частично подчеркивают ее самостоятельность по отношению к производству по таможенным преступлениям.
Заслуживает внимания еще один вид деятельности — научно-исследовательская и образовательная деятельность. Таможенное дело, как самостоятельная сфера профессиональной деятельности, довольно многогранно и требует серьезного изучения каждого из элементов, его составляющих. Поэтому важное значение придается:
вопросам подготовки профессиональных кадров для работы в системе таможенных органов;
проведению научных исследований по различным отраслям специальных знаний в сфере таможенного дела;
анализу статистических данных в области внешнеэкономической деятельности;
вопросам международного таможенного сотрудничества, в том числе с целью обмена опытом с зарубежными таможенными службами;
вопросам организации и проведения для таможенных целей необходимых товароведческих и иных экспертиз.
- Конспект лекций
- Лекция 1. Таможенное дело и таможенная политика России. План:
- 1. История таможенного дела и таможенной политики России
- 2. Понятие, цели, содержание и структура таможенного дела и таможенного регулирования Российской Федерации
- Лекция 2. Понятие таможенного права России. План:
- 2.1. Понятие, предмет, метод и принципы таможенного права России
- 2.2. Соотношение таможенного права с другими отраслями российского права
- Лекция 3. Таможенно-правовые нормы и таможенно-правовые отношения. План:
- 3.1. Понятие, структура и виды норм таможенного права. Действие норм таможенного права во времени, в пространстве и по кругу лиц.
- 3.2. Понятие и виды таможенно-правовых отношений
- Лекция 4. Система и источники таможенного права России План:
- 1. Система таможенного права: принципы и критерии ее построения.
- 2. Источники таможенного права: понятие, виды и краткая характеристика.
- Лекция 5. Субъекты таможенного права России. План:
- 1. Понятие субъекта таможенного права.
- 2. Виды субъектов таможенного права и их краткая характеристика
- Лекция 6. Таможенные органы Российской Федерации. План:
- 6.1. Понятие и правовой статус таможенных органов.
- 6.2. Компетенция таможенных органов и формы ее реализации.
- Лекция 7. Таможенные платежи.
- 7.1. Общие положения о платежах.
- 7.2. Таможенно-тарифное регулирование (таможенные пошлины). Таможенная стоимость товаров.
- 7.3. Налог на добавленную стоимость, акцизы. Таможенные сборы.
- 7.4. Специальные, антидемпинговые и компенсационные пошлины.
- Лекция 8. Таможенный контроль. План:
- 8.1. Общие положения таможенного контроля.
- 8.2. Формы таможенного контроля.
- Часть 2 п. 2 ст. 122 тк тс под такими лицами понимает:
- 8.3. Способы и средства проведения таможенного контроля.
- Лекция 9. Таможенные операции. План:
- 9.1. Прибытие и убытие товаров (транспортных средств). Временное хранение.
- 9.2. Таможенное декларирование товаров.
- 9.3. Выпуск товаров.
- Лекция 10. Таможенные процедуры. План:
- 10.1. Понятие таможенной процедуры.
- 10.2. Виды таможенных процедур:
- 10.3. Условия применения таможенных процедур.
- Лекция 11. Особенности перемещения через таможенную границу отдельных категорий товаров. План:
- 11.1. Перемещение товаров в международных почтовых отправлениях.
- 11.2. Перемещение товаров отдельными категориями иностранных лиц.
- 11.3. Перемещение товаров, содержащих объекты интеллектуальной собственности.
- 11.4. Перемещение товаров трубопроводным транспортом и по линиям электропередачи.
- 11.5. Перемещение транспортных средств международных перевозок.
- Глава 48 тк тс определяет порядок временного ввоза на таможенную территорию таможенного союза и временного вывоза с этой территории:
- 11.6. Перемещение товаров для личного пользования.
- 11.7. Перемещение припасов.
- Лекция 12. Ответственность за правонарушения в сфере таможенного дела. План:
- 12.1. Понятие, особенности, виды и принципы юридической ответственности за таможенные правонарушения.
- 12.2. Преступления в сфере таможенного дела.
- 12.3. Административные правонарушения в сфере таможенного дела (нарушения таможенных правил) и ответственность за эти нарушения.
- 12.4. Ответственность таможенных органов и их должностных лиц.