logo
Конспект лекций ТП (4 семестр)

2. Источники таможенного права: понятие, виды и краткая характеристика.

Изучение любой отрасли права невозможно без рассмотрения вопроса о его источниках, поскольку именно источники права как понятие характеризуют связь права с государством, в них опосредуется государственная воля в отношении тех или иных общественных отношений.

Под источниками таможенного права следует понимать совокупность нормативно-правовых актов различных государственных органов, в которых содержатся нормы таможенного права. Причем источниками таможенного права России могут быть только нормативные акты федерального уровня. Но об этом несколько ниже.

Классификацию источников права принято проводить по признакам правовых свойств – юридической силе нормативно-правовых актов. В этой связи источники таможенного права можно расположить в следующей последовательности:

Конституция РФ, нормы которой являются нормами прямого действия и закрепляют исходные начала и основные принципы таможенного дела в Российской Федерации;

федеральные законы (в том числе и законы сводного характера – кодексы), нормы которых рассчитаны на длительный период действия и так или иначе регулируют общественные отношения в сфере таможенного дела;

подзаконные нормативно-правовые акты (их еще можно охарактеризовать как текущие нормативно-правовые акты) по вопросам таможенного дела, издаваемые Президентом РФ, Правительством РФ, Государственным таможенным комитетом РФ, а также совместные акты ФТС России с другими министерствами и ведомствами;

международно-правовые договоры и иные соглашения по таможенному делу, участниками которых является Российская Федерация.

Теперь рассмотрим каждую группу источников таможенного права более подробно. Но при этом оговоримся, что расположение международных договоров по вопросам таможенного дела в конце списка источников таможенного права сделано лишь для удобства их дальнейшего рассмотрения. Общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются частью ее правовой системы. По юридической силе ратифицированные Россией международные договоры (в том числе и по таможенному делу) стоят выше ее внутренних законов, что прямо отражено в ст.15 Конституции РФ: если международным договором установлены иные правила, чем предусмотрены законом, то применяются правила международного договора. Аналогичная норма, хотя, на наш взгляд, и лишняя (поскольку конституционные нормы являются нормами прямого действия, то есть не требуют дублирования), имеется и в Таможенном кодексе РФ.

Конституция Российской Федерации, будучи ее основным законом, предопределяет характер таможенного дела в целом и относит таможенное регулирование (п. «ж» ст.71 Конституции РФ) к ведению федеральных органов государственной власти, из чего следует, что источниками таможенного права, как уже упомянуто, являются только федеральные нормативно-правовые акты. Правовые акты государственных органов – субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления в число источников таможенного права не входят.

Часть первая ст.74 Конституции РФ запрещает установление на территории Российской Федерации таможенных границ, пошлин и сборов, а также каких-либо иных препятствий для свободного перемещения товаров, услуг и финансовых средств и тем самым определяет принцип единства таможенной территории России.

Статья 15 Конституции РФ формирует принцип законности, который является одним из основных принципов осуществления таможенного дела в Российской Федерации. В соответствии с этим принципом: Конституция РФ имеет высшую силу и прямое действие на всей территории РФ; органы государственной власти, местного самоуправления, должностные лица и граждане обязаны соблюдать Конституцию РФ и законы; законы и другие нормативные акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, не могут применяться без их официального опубликования для всеобщего сведения. Законность означает также обязательное соответствие подзаконных актов предписаниям закона, на основании и в развитие которых принимаются эти подзаконные акты.

Конституция РФ формирует также такие принципы, как: равенство всех перед законом и судом (ст.19); неприкосновенность жилища (ст.25); институт обжалования и судебная защита прав и свобод (ст.46); гарантия на получение квалифицированной юридической помощи (ст.48); презумпция невиновности (ст.49); гарантия на возмещение государством вреда, причиненного незаконными действиями или бездействием орга­нов государственной власти и их должностных лиц (ст.53); действие закона во времени (ст.54) и др. Эти принципы относятся прежде всего к правоохранительной деятельности таможенных органов Российской Федерации.

Многие другие нормы Конституции РФ также имеют прямое отношение к таможенно-правовому регулированию Это, например, конституционные нормы о поддержке конкуренции и свободе экономической деятельности (часть первая ст.8); о признании и защите равным образом частной, государственной, муниципальной и иных форм собственности (часть вторая ст.8), о защите достоинства личности (ст.21), которая как норма общего характера относится ко всем официальным действиям таможенных органов и их должностных лиц; об обязанности органов государственной власти и их должностных лиц обеспечивать возможность ознакомления каждого с документами и материалами, непосредственно затрагивающими его права и свободы (часть вторая ст.24); о праве каждого свободно выезжать за пределы Российской Федерации и беспрепятственно возвращаться в нее (часть вторая ст.27) и соответственно свободно вывозить и ввозить в Российскую Федерацию товары и транспортные средства; о праве граждан обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы и органы местного самоуправления (ст.33); о праве каждого на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской деятельности (часть первая ст.34), в том числе и в сфере внешнеэкономической деятельности; и ряд других норм.

В систему источников таможенного права входят законы Российской Федерации, регулирующие правоотношения в сфере таможенного дела. К таким законам относятся законы, в нормах которых закрепляются обязанности государственных органов и общественных организаций, юридических и физических лиц – субъектов таможенного права, а также формулируются меры ответственности за их нарушение.

Основным из таких законов является Таможенный кодекс РФ, который, как сказано в его преамбуле, определяет правовые, экономические и организационные основы таможенного дела и направлен на защиту экономического суверенитета и экономической безопасности Российской Федерации, активизацию связей российской экономики с мировым хозяйством, обеспечение защиты прав граждан, хозяйствующих субъектов и государственных органов и соблюдение ими обязанностей в области таможенного дела. Он является законодательным актом сводного характера, предусматривающим четкий механизм реализации декларируемых в нем норм, и составляет правовой фундамент всей внешнеэкономической деятельности и организации таможенного дела в стране, реально сближающий отечественное законодательство с мировой практикой.

Характеристика Таможенного кодекса РФ как правового документа, его достоинства и недостатки достаточно подробно изложены в имеющейся литературе.

Другим базовым законом в системе источников таможенного права является Закон РФ «О таможенном тарифе», введенный в действие с 1 июля 1993 года. Этот Закон устанавливает порядок формирования и применения таможенного тарифа Российской Федерации как инструмента торговой политики и государственного регулирования внутреннего российского рынка товаров при его взаимосвязи с мировым рынком, а также правила обложения товаров пошлинами при их перемещении через таможенную границу Российской Федерации.

К «чисто таможенным законам» относится также и Федеральный закон «О службе в таможенных органах Российской Федерации», который определяет порядок прохождения службы в таможенных органах и организациях ГТК России и основы правового положения должностных лиц таможенных органов.

Немаловажное место в системе источников таможенного права занимает Федеральный закон «О государственном регулировании внешнеторговой деятельности», который определяет основы государственного регулирования внешнеторговой деятельности, порядок ее осуществления российскими и иностранными лицами, права, обязанности и ответственность органов государственной власти Российской Федерации и ее субъектов в сфере внешнеторговой деятельности. В Законе также раскрываются основные принципы внешнеторговой деятельности, к которым относятся единство внешнеторговой политики Российской Федерации, единство ее таможенной территории, приоритет экономических методов государственного регулирования внешнеторговой деятельности, равенство ее участников и их недискриминация, исключение неоправданного вмешательства государства и его органов во внешнеторговую деятельность и др.

Анализ законодательства позволяет отнести к числу источников таможенного права также ряд федеральных законов, которые содержат правовые нормы, регулирующие отдельные аспекты таможенно-правовых отношений. Среди них:

– Закон РФ «О вывозе и ввозе культурных ценностей», который имеет целью сохранение культурного наследия народов России и, наряду с законодательством о государственной границе и таможенным законодательством, направлен на защиту культурных ценностей от незаконного ввоза в Россию, вывоза за пределы России и передачи права собственности на них. К компетенции таможенных органов относится контроль за установленным данным Законом порядком вывоза и ввоза в страну культурных ценностей, а также привлечение виновных лиц к ответственности за незаконный ввоз, незаконный вывоз либо невозвращение временно вывезенных культурных ценностей;

– Закон РФ «О валютном регулировании и валютном контроле», который определяет принципы осуществления валютных операций в Российской Федерации, полномочия и функции органов валютного контроля (к числу которых относится и ГТК России), права и обязанности юридических и физических лиц в отношении владения, пользования и распоряжения валютными ценностями, а также ответственность за нарушение валютного законодательства;

– Федеральный закон «О наркотических средствах и психотропных веществах», который устанавливает правовые основы государственной политики в сфере оборота наркотических средств, психотропных веществ, а также в сфере противодействия их незаконному обороту в целях охраны здоровья граждан, государственной и общественной безопасности. К числу органов, осуществляющих противодействие незаконному обороту наркотических средств и психотропных веществ, отнесены и таможенные органы России в пределах предоставленных им полномочий;

– Федеральный закон «Об оружии», который регулирует правоотношения, возникающие при обороте (в том числе и незаконном через таможенную границу) гражданского, служебного, а также боевого ручного стрелкового и холодного оружия на территории России, и направлен на защиту жизни и здоровья граждан, собственности, обеспечение общественной безопасности, охрану природы, укрепление международного сотрудничества в борьбе с преступностью и незаконным распространением оружия;

– другие федеральные законы, так или иначе регулирующие правоотношения в сфере таможенного дела.

Комплексный характер таможенно-правовых отношений обусловливает использование в качестве источников таможенного права правовых норм, содержащихся в законодательных актах ряда иных отраслей российского права: уголовного, уголовно-процессуального, гражданского и др.

Важными и наиболее многочисленными источниками таможенного права являются подзаконные правовые акты по различным аспектам таможенного дела. Выше мы обозначили их как «текущие» правовые акты, поскольку они зачастую носят временный характер. Принятие и срок действия подобных актов обусловлены социально-экономической обстановкой в стране на данном конкретном этапе ее истории.

Среди текущих правовых актов верховенство имеют нормативные указы Президента РФ, а также утверждаемые его указами положения, так или иначе затрагивающие таможенно-правовую сферу. Они издаются при наличии пробелов в существующем законодательстве и утрачивают силу с принятием федеральных законов по соответствующим вопросам.

Следующую ступень в иерархии подзаконных нормативно-правовых актов – источников таможенного права, занимают постановления Правительства РФ, издаваемые им на основании и во исполнение Конституции РФ, федеральных законов и нормативных указов Президента РФ. В качестве примера приведем Постановление Правительства РФ от 16 марта 1996 года №278, регламентирующее порядок ввоза в Россию и вывоза из нее наркотических средств, а также сильнодействующих и ядовитых веществ. Данное постановление, а также принятое в дополнение к нему Постановление Правительства РФ от 3 августа 1996 года №930, утвердившее номенклатуру и квоты наркотических средств, сильнодействующих и ядовитых веществ, приняты на основании и во исполнение приведенного выше Федерального закона «О наркотических средствах и психотропных веществах» и международных обязательств, вытекающих из конвенций ООН, участницей которых является Российская Федерация.

Далее, за правительственными постановлениями в череде подзаконных источников таможенного права России следуют ведомственные нормативно-правовые акты, издаваемые ФТС России во исполнение положений и норм, содержащихся в Таможенном кодексе, других федеральных законах, указах Президента и правительственных постановлениях. По количественным параметрам ведомственные нормативно-правовые акты – наиболее многочисленный элемент в системе источников таможенного права.

В Конституции РФ (ст.15) подчеркнуто, что общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Рос­сийской Федерации являются составной частью ее правовой системы. Таким образом, международные договоры России по таможенным вопросам также входят в систему источников таможенного права.

При определении понятия «источники таможенного права» мы ничего не сказали о правовых обычаях, которые также можно отнести к системе источников таможенного права в качестве вспомогательного звена. Под обычаем следует понимать сложившиеся и применяемые в таможенной сфере правила поведения, не предусмотренные законодательством. В некоторых случаях в нормативно-правовых актах содержатся прямые указания о применении обычая, если отношения сторон не урегулированы законодательно. Так, например, в Конвенции ООН «О договорах международной купли-продажи товаров» предусматривается при исследовании договоров в числе прочих обстоятельств учитывать и обычаи, сложившиеся в международной торговле. А раньше в нашей стране даже публиковались сборники обычаев морских портов и обычаев в области внешней торговли.

В этой связи, хотя внешнеторговые и иные обычаи, как правило, никак документально не фиксируются, участники таможенно-правовых отношений имеют право доказывать наличие того или иного обычая в сфере таможенного дела или оспаривать его существование с использованием при этом всего арсенала предусмотренных законом доказательств.