logo
Конспект лекций ТП (4 семестр)

9.2. Таможенное декларирование товаров.

Таможенное декларирование это заявление уполномоченным лицом по установленной форме точных сведений о товарах в соот­ветствии с требованиями избранной таможенной процедуры.

Таможенное декларирование и помещение товаров под таможенную процедуру — это выражения, отличные по зву­чанию, но одинаковые по сути, поскольку обозначают со­вершение одних и тех же таможенных операций. Результа­том таких таможенных операций является выпуск товаров на таможенной территории таможенного союза или убытие с этой территории.

На основании п. 1, 2 ст. 174 ТК ТС помещение товаров под таможенную процедуру начинается с момента подачи таможенному органу таможенной декларации с необходи­мыми документами и завершается выпуском товаров в со­ответствии с заявленной таможенной процедурой.

Лицом, уполномоченным на подачу таможенной декла­рации, может быть декларант либо таможенный представи­тель.

Согласно ст. 186 ТК ТС статусом декларанта обладают следующие лица:

а) лица государства — члена таможенного союза. Учи­ тывая действующий в настоящее время принцип резидент- ства, на территории РФ декларантом может быть россий­ ское лицо:

б) иностранные лица:

отдельные категории иностранных лиц (дипломати­ческие представительства, консульские учреждения, иные официальные представительства иностранных государств, международных организаций, персонал этих представи­тельств, учреждений и организаций),

в) вышеперечисленные российские и иностранные лица, а также перевозчик, таможенный перевозчик, российский экспедитор — при заявлении таможенной процедуры тамо­женного транзита.

Таможенным представителем на территории РФ явля­ется российское юридическое лицо (за исключением ка­зенных предприятий), включенное в Реестр ФТС России, осуществляющее деятельность в сфере таможенного дела, связанную с оказанием услуг по совершению таможенных операций в интересах декларантов1.

Для получения российским юридическим лицом статуса таможенного представителя необходимо выполнить следу­ющие условия:

  1. иметь в штате не менее двух работников, обладающих квалификационными аттестатами специалиста по таможен­ным операциям, и в штате обособленного структурного подразделения юридического лица (через которое заявитель планирует осуществлять свою деятельность в качестве тамо­женного представителя) — не менее одного работника, име­ющего аттестат специалиста по таможенным операциям;

  2. заключить договор страхования риска своей граж­данской ответственности (на сумму не менее 20 млн руб.), которая может наступить вследствие причинения вреда имуществу представляемых лиц или нарушения договоров с этими лицами;

  3. представить обеспечение уплаты таможенных пла­тежей на сумму, эквивалентную не менее чем 1 млн евро (по курсу валют, установленному ЦБ РФ на день предо­ставления такого обеспечения);

не иметь фактов неоднократного (два и более раза) привлечения к административной ответственности за пра­вонарушения в области таможенного дела, предусмотренные ст. 16.1-16.3, 16.15, 16.22 и ч. 3 ст. 16.23 КоАП2, в течение срока, когда лицо считается подвергнутым административ-ному наказанию;

5) не иметь задолженности по уплате таможенных пла­тежей в размере 500 тыс. руб. и более.

КТС на основании реестров таможенных представите­лей, поступивших из таможенных органов государств — членов таможенного союза (ФТС России, Государственно­го таможенного комитета Республики Беларусь, Комитета таможенного контроля Министерства финансов Республи­ки Казахстан), формирует общий реестр владельцев тамо­женных представителей и обеспечивает его опубликование на официальном сайте КТС.

ТК ТС установлены две формы таможенного деклариро­вания: 1) письменная; 2) электронная.

Письменная форма таможенного декларирования вклю­чает следующие виды таможенных деклараций:

В настоящее время декларация на товары представлена отдельной формой декларации — ГТД.

Прототипом ГТД служит единый административный документ (ЕАД), используемый для таможенного деклари­рования товаров в странах Европейского Союза. Этот доку­мент, введенный с 1 января 1988 г. (в России ГТД приме­няется с 1 апреля 1989 г.), заменил собой многочисленную национальную товаросопроводительную документацию (около 80 видов формуляров и деклараций, заполнение ко­торых требовалось при прохождении таможенного контроля на границах стран — членов Европейского Союза). Введе­ние ЕАД упростило таможенные формальности, уменьшило связанные с этим финансовые издержки и потери во време­ни, подготовило переход на полностью автоматизированный учет и обработку документов при ввозе и вывозе товаров1. КТС на основании реестров таможенных представите­лей, поступивших из таможенных органов государств — членов таможенного союза (ФТС России, Государственно­го таможенного комитета Республики Беларусь, Комитета таможенного контроля Министерства финансов Республи­ки Казахстан), формирует общий реестр владельцев тамо­женных представителей и обеспечивает его опубликование на официальном сайте КТС.

ТК ТС установлены две формы таможенного деклариро­вания: 1) письменная; 2) электронная.

Письменная форма таможенного декларирования вклю­чает следующие виды таможенных деклараций:

В настоящее время декларация на товары представлена отдельной формой декларации — ГТД.

Прототипом ГТД служит единый административный документ (ЕАД), используемый для таможенного деклари­рования товаров в странах Европейского Союза. Этот доку­мент, введенный с 1 января 1988 г. (в России ГТД приме­няется с 1 апреля 1989 г.), заменил собой многочисленную национальную товаросопроводительную документацию (около 80 видов формуляров и деклараций, заполнение ко­торых требовалось при прохождении таможенного контроля на границах стран — членов Европейского Союза). Введе­ние ЕАД упростило таможенные формальности, уменьшило связанные с этим финансовые издержки и потери во време­ни, подготовило переход на полностью автоматизированный учет и обработку документов при ввозе и вывозе товаров1.

ГТД состоит из комплектов бланков1:

  1. Грузовая таможенная декларация / Транзитная де­кларация (ТДЗ);

  2. Добавочный лист к грузовой таможенной деклара­ции / транзитной декларации (ТД4);

  3. Грузовая таможенная декларация / Транзитная де­кларация (ТД1).

  4. Добавочный лист к грузовой таможенной деклара­ции / транзитной декларации (ТД2).

ТДЗ и ТД4 могут использоваться для таможенного де­кларирования товаров, ввозимых (ввезенных) в Россий­скую Федерацию и вывозимых (вывезенных) за пределы территории РФ.

ТД1 и ТД2 применяются для таможенного декларирова­ния товаров, вывозимых (вывезенных) за пределы России.

Комплект ТД1 или ТДЗ используется для заявления сведений об одном товаре2.

Комплекты ТД2 и ТД4 используются в дополнение к комплектам ТД1 и ТДЗ соответственно, если в одной ГТД заявляются сведения о двух и более товарах. Причем в каж­дом из комплектов ТД2 и ТД4 могут заявляться сведения о трех товарах. Количество используемых комплектов ТД2 и ТД4 не ограничено.

Таким образом, одна ГТД (с используемыми при необ­ходимости дополнительными комплектами ТД2 или ТД4) может применяться для таможенного декларирования то­варов, содержащихся в одной товарной партии1 и помеща­емых под одну и ту же таможенную процедуру.

По общему правилу ГТД заполняется на русском языке с формированием ее электронной копии и удостоверяется (подписывается) лицом, ее составившим.

На основании п. 4 ст. 180 ТК ТС в качестве таможен­ной декларации могут использоваться транспортные (пе­ревозочные), коммерческие и (или) иные документы, со­держащие сведения, необходимые для выпуска товаров в соответствии с таможенной процедурой (п. 4 ст. 180 ТК ТС).

Перечень сведений, подлежащих указанию в таможенной декларации, ограничивается только теми сведениями, кото­рые необходимы:

Такими сведениями, в частности, могут быть сведения:

Все сведения, содержащиеся в таможенной декларации, должны подтверждаться документально. Тем более это от­носится к ГТД (в недалеком будущем — декларации на то­вары (ДТ)), в которой сведения указываются в закодиро­ванном виде.

В ч. 2 п. 1 ст. 183 ТК ТС перечисляются документы, прилагаемые к таможенной декларации. Перечень общий, и в зависимости от конкретных условий таможенного де­кларирования какие-то документы могут не понадобиться, а какие-то, наоборот, будут необходимы.

Можно предложить следующую группировку докумен­тов, вне зависимости от статуса декларанта, вида товаров и избранной таможенной процедуры:

  1. организационные, регистрационные и удостоверительные (уполномочивающие) документы.

  2. договор (включая дополнения, соглашения к нему, имеющие отношение к декларируемым товарам) или документы, выражающие содержание односторонних внешнеэкономических сделок;

  3. коммерческие документы (счет-фактура (инвойс),

  4. транспортные (перевозочные) документы, по которым осуществлялась (осуществляется) международная перевозка товаров;

  5. таможенные документы (например, разрешения на переработку товаров, таможенные декларации о помеще­нии товаров под предшествующие таможенные процедуры, декларации таможенной стоимости);

  6. разрешительные документы или документы, под­тверждающие соблюдение запретов и ограничений (серти­фикаты, лицензии, заключения, паспорта сделок, докумен­ты о стране происхождения товаров);

  7. платежные документы (документы, подтверждающие уплату таможенных платежей, принятие мер по обеспече­нию такой уплаты, подтверждающие права на льготы).

В зависимости от особенностей таможенного деклариро­вания товаров, таможенным законодательством таможенного союза установлены и другие сроки подачи таможенной декла­рации. Например, срок подачи предварительной таможенной декларации (п. 1 ст. 193 ТК ТС), срок подачи таможенной декларации в отношении товаров, выпущенных до подачи таможенной декларации (подп. 2 п. 1 ст. 197 ТК ТС).

Таможенная декларация подается таможенному органу, правомочному принимать таможенные декларации в отно­шении товаров, заявляемых к помещению под соответству­ющую таможенную процедуру.

Дата и время подачи таможенной декларации, ее элек­тронной копии и необходимых документов (с их описью в двух экземплярах) фиксируется таможенным органом в журнале регистрации таможенных деклараций. Подача таможенной декларации подтверждается проставлением даты и времени на двух экземплярах описи документов с указанием фамилии и инициалов должностного липа (Решение КТС от 20.05.2010 № 262 «О порядке регистрации-отказе в регистрации декларации на товары и оформления отказа в выпуске товаров»).

Далее декларации присваивается регистрационный но­ мер. Регистрационный номер формируется по следующей

схеме:

ХХХХХХХХ/ ХХХХХХ/ ХХХХХХХ (1 2 3),

где элемент 1 — код таможенного органа или его структур­ного подразделения, оформившего принятие ГТД; элемент 2 — дата принятия ГТД (день, месяц, две последние циф­ры года); элемент 3 — порядковый номер таможенной де­кларации, присваиваемый по журналу учета таможенных деклараций таможенным органом или его структурным подразделением, принявшим ГТД (начинается с единицы с каждого календарного года).

После регистрации таможенной декларации должност­ное лицо указывает регистрационный номер таможенной декларации и время ее регистрации на двух экземплярах описи, которые заверяются подписью и проставлением от­тиска личной номерной печати.

Один экземпляр описи после проставления соответ­ствующих отметок возвращается декларанту (таможенному представителю), второй — прикладывается к таможенной декларации и документам.

С момента присвоения регистрационного номера тамо­женная декларация становится документом, свидетельству­ющим о фактах, имеющих юридическое значение. С этого момента декларант (таможенный представитель) несет юридическую ответственность за достоверность указанных в такой декларации сведений.

После регистрации таможенной декларации должност­ное лицо таможенного органа проверяет документы, пред­ставленные вместе с декларацией на предмет достоверности сведений, указанных в условно-закодированном виде.

Завершающим этапом проверки таможенной деклара­ции является таможенный досмотр, поручаемый отдель­ным должностным лицам таможенного органа (досмотро­вой группе).

Согласно ч. 1, 2 ст. 196 ТК ТС действия по проверке таможенной декларации и принятию решения по результатам такой проверки должны быть совершены в течение:

одного рабочего дня, следующего за днем регистрации таможенной декларации (т.е. максимум два рабочих дня);

— четырех часов с момента регистрации декларации на товары, не облагаемые экспортными таможенными по­шлинами и вывозимыми из Российской Федерации в соот­ветствии с таможенными процедурами экспорта или вре­менного вывоза (перечень товаров определяется КТС).

При необходимости применения дополнительных форм таможенного контроля или завершения уже проводимых проверок указанные выше сроки могут быть продлены до 10 рабочих дней (со дня, следующего за днем регистра­ции таможенной декларации).

По результатам проверки таможенной декларации упол­номоченным должностным лицом таможенного органа при­нимается одно из следующих решений:

— о выпуске (условном выпуске) товаров в соответствии с избранной (заявленной) таможенной процедурой;

- о приостановлении выпуска товаров (например, в случае обнаружения признаков нарушения прав интел­лектуальной собственности);

— об отказе в выпуске товаров (при несоблюдении условий выпуска товаров (ст. 201 ТК ТС) или, например, в случае неосуществления декларантом в сроки выпуска товаров корректировки недостоверных сведений о таможенной стоимости и неуплаты доначисленных таможенных платежей (ч. 2 п. 2 ст. 68 ТК ТС)).

Сведения, заявленные в таможенной декларации, могут быть изменены или дополнены как до выпуска товаров, так и после их выпуска.

Отзыв декларации на иностранные товары обязывает Декларанта в течение срока временного хранения подать новую таможенную декларацию. Для товаров таможенного союза такого требования нет, так как товары таможенного союза находятся на таможенной территории без каких-либо ограничений прав собственности, требований и условий со стороны таможенного законодательства таможенного союза.