8.2. Формы таможенного контроля.
Перечень форм таможенного контроля в ТК ТС является исчерпывающим. Можно предположить, что таможенные органы не вправе проводить иные проверочные мероприятия, отличные от тех, которые упомянуты в ТК ТС. Имеются в виду именно проверочные мероприятия, а не иные полномочия по таможенному контролю, которые способствуют проведению проверок, например право запрашивать документы и сведения, необходимые для таможенного контроля (п. 2 ст. 98 ТКТС)
Как отмечается в п. 1 ст. 94 ТК ТС, при проведении таможенного контроля таможенные органы исходят из принципа выборочное™ и ограничиваются только теми формами таможенного контроля, которые достаточны для обеспечения соблюдения таможенного законодательства таможенного союза и законодательства государств — членов таможенного союза, контроль за исполнением которого возложен на таможенные органы.
В соответствии с подп. 8 ст. 127 ТК ТС степень вероятности несоблюдения таможенного законодательства таможенного союза и (или) законодательства государств — членов таможенного союза называется риском.
Все выявляемые1 и потенциальные риски2 подлежат анализу3 и оценке4. Полученные данные используются для формирования профилей рисков5, применяемых в контрольной деятельности таможенных органов.
Совокупность сил, средств, информационных ресурсов таможенных органов, задействованных в управлении рисками6, объединены в систему управления рисками.
просматриваются и в ТК ТС. То есть общая цель проведения таможенного контроля, которая заключается в обеспечении соблюдения таможенного законодательства, может достигаться посредством решения конкретных задач, как то:
проведение личного таможенного досмотра с целью проверки сведений о сокрытии лицом при себе товаров, перемещаемых с нарушением таможенного законодательства таможенного союза (ч. 1 п. 1 ст. 117 ТК ТС);
проведение осмотра помещений и территорий лиц, осуществляющих оптовую или розничную торговлю товарами, хранящих товары в местах, не являющихся зонами таможенного контроля, в целях проверки информации о нахождении у этих лиц товаров, ввезенных на таможенную территорию таможенного союза (находящихся на ней) с нарушением порядка, предусмотренного ТК ТС (подп. 2 п. 2 ст. 119ТКТС).
Рассмотрим подробнее каждую из форм таможенного контроля.
1. Проверка документов и сведений. В соответствии с п. 1 ст. 111 ТК ТС целями применения данной формы таможенного контроля являются:
установление подлинности документов (срок действия, наличие и подлинность необходимых реквизитов (печати, подписи, штампы));
проверка достоверности сведений, содержащихся в документах (данные об отправителе, получателе товара, декларанте, сведения о перемещаемых товарах (наименование, стоимость, количество, страна происхождения и др.), сведения об уплате таможенных платежей и другие данные);
— проверка правильности оформления документов (правильность заполнения соответствующих граф ГТД, отсутствие исправлений).
Таким образом, можно выделить несколько этапов проверки документов и сведений:
а) проверка самих документов на предмет их подлинности и правильности оформления (проверка формы документа);
б) проверка сведений, необходимых для таможенных целей (проверка содержания документа).
При реализации данной формы таможенного контроля таможенные органы не связаны представленными документами и сведениями, содержащимися в них, а потому вправе самостоятельно пользоваться информацией, полученной из других источников, в том числе по результатам проведения иных форм таможенного контроля, анализа сведений специальной таможенной статистики, обработки сведений с использованием программных средств.
Как правило, рассматриваемая форма таможенного контроля проводится в процессе совершения таможенных операций (п. 1ст. 111ТКТС).
Перечни проверяемых документов и сведений зависят от конкретных таможенных операций и заявляемых таможенных процедур (представление документов и сведений в месте прибытия товаров на таможенную территорию таможенного союза, оформление таможенного транзита, помещение товаров на временное хранение, таможенное декларирование товаров).
Проведение проверки документов и сведений в отдельных случаях допускается до перемещения товаров через таможенную границу. Например, в соответствии с п. 1 ст. 193 ТК ТС таможенная декларация может быть подана в отношении иностранных товаров до их ввоза на таможенную территорию таможенного союза.
2. Устный опрос как форма таможенного контроля также проводится при совершении таможенных операций.
По сравнению с проверкой документов и сведений просматривается некоторая ограниченность проведения устного опроса при совершении таможенных операций в отношении товаров, перемещаемых через таможенную границу.
Опросу подлежат физические лица (их представители), а также лица, являющиеся представителями организаций, обладающих полномочиями в отношении перемещаемых товаров.
Данная форма таможенного контроля применяется без письменного закрепления полученных сведений. Поэтому ничего не мешает должностному лицу таможенного органа в устной форме получать (уточнять) сведения о товарах в отсутствие факта их перемещения через таможенную границу, например в случае изменения таможенной процедуры.
3. Получение объяснений. В отличие от проверки документов и сведений, устного опроса возможность получения объяснений не ограничена совершением таможенных операций и допускается везде, где ТК ТС предусмотрено проведение таможенного контроля, в том числе после выпуска товаров.
Более того, таможенные органы вправе получать объяснения от любых лиц, которые имеют отношение к перемещению через таможенную границу товаров и транспортных средств (декларанты, перевозчики, экспедиторы и др. лица) или обладают иными сведениями об обстоятельствах, имеющих значение для проведения таможенного контроля, например, сведениями о стоимости товаров, стране их происхождения, сведениями о хозяйственной деятельности иных участников таможенных правоотношений.
Получение объяснений оформляется в письменной форме. Форма объяснений утверждена решением КТС от 20.05.2010 №260.
4. Таможенное наблюдение представляет собой гласное и целенаправленное визуальное наблюдение должностными лицами таможенных органов за перевозкой товаров и транс портных средств, находящихся под таможенным контролем, совершением с ними грузовых и иных операций.
Таможенное наблюдение может быть:
систематическим (например, на территории СВХ) или разовым (при погрузке товаров вне мест нахождения таможенных органов);
непосредственным или опосредованным (в случае применения специальных технических средств таможенного контроля).
Таможенное наблюдение может проводиться:
в процессе совершения грузовых операций при помещении товаров под таможенную процедуру таможенного транзита;
при совершении операций по переработке товаров;
при совершении операций по уничтожению товаров;
при совершении складских операций в отношении товаров, хранящихся на СВХ или таможенном складе, и в ряде других случаев.
5. Таможенный осмотр — внешний визуальный осмотр, но исследуется уже не деятельность (как это имеет место при таможенном наблюдении), а конкретные предметы.
Предметами осмотра могут быть товары, багаж физических лиц, транспортные средства, грузовые емкости, средства таможенной идентификации (например, таможенные пломбы, печати).
Особенностью таможенного осмотра является то, что это всегда внешнее исследование, которое не связано со вскрытием упаковки товаров, транспортного средства либо его грузового помещения.
Допустимое применение технических средств (рентген-установок), позволяющих увидеть, например, содержимое багажа или контейнера, не должно приводить к каким-либо нарушениям их целостности.
Таможенный осмотр проводится в присутствии декларанта, иных лиц, обладающих полномочиями в отношении осматриваемых предметов. Исключения составляют случаи применения данной формы таможенного контроля при нахождении товаров и транспортных средств в зоне таможенного контроля (если заинтересованные лица не изъявили желание присутствовать при осмотре).
Обязательность письменного оформления результатов таможенного осмотра (в виде акта, составляемого в двух экземплярах) зависит:
от возможности дальнейшего использования таможенными органами результатов осмотра в таможенных целях, например в целях идентификации товаров (грузовых мест), транспортных средств при перевозке в соответствии с таможенной процедурой таможенного транзита;
требования лица, обладающего полномочиями в отношении осматриваемых товаров (как альтернатива акту возможна отметка в транспортном документе о проведении осмотра).
Форма акта таможенного осмотра также утверждена решением КТС от 20.05.2010 № 260.
6. Таможенный досмотр — это визуальное (непосредственное или опосредованное) обследование товаров, транспортных средств, грузовых помещений транспортных средств, контейнеров, иных мест нахождения товаров, связанное со снятием (нарушением) пломб, печатей и других средств идентификации, разборкой, демонтажем или иным нарушением целостности предметов.
Примечательно, что редакция ст. 116 ТК ТС не связывает проведение таможенного досмотра с подачей таможенной декларации. Об этом можно лишь предполагать, учитывая, что в статье есть упоминания о декларанте.
Как правило, таможенный досмотр проводится после регистрации таможенной декларации на товары, когда таможенная декларация приобретает статус документа, свидетельствующего о фактах, имеющих юридическое значение (п. 7 ст. 190 ТК ТС).
Согласно ст. 116 ТК ТС правовых вариантов таможенного досмотра может быть два: с участием декларанта или иного лица, обладающего полномочиями в отношении товаров, и в отсутствие таких лиц.
Правилом проведения таможенного досмотра является присутствие при досмотре декларанта или иного лица, обладающего полномочиями в отношении товаров (их представителей). Независимо от того, реализуют указанные лица свои права или исполняют обязанность, основанную на требовании таможенного органа, осуществляющего таможенный досмотр, у них должна быть реальная возможность присутствовать на досмотре.
Случаи исключения из данного правила перечислены в п. 5 ст. 116 ТК ТС, когда таможенный досмотр может быть проведен в отсутствие заинтересованных лиц, но уже с обязательным участием двух понятых.
Вообще порядок проведения таможенного досмотра не исчерпывается положениями ст. 116 ТК ТС. Отдельные особенности таможенного досмотра, а также основания освобождения от него содержатся и в других статьях ТК ТС, например:
в целях ускорения процедур государственного контроля при перемещении товаров через таможенную границу таможенный досмотр может проводиться с участием всех государственных органов, осуществляющих контроль на таможенной границе (п. 3 ст. 103 ТК ТС);
в случае остановки автомобильных транспортных средств вне зон таможенного контроля в целях осуществления таможенного контроля товаров и документов на них время такого контроля не должно превышать двух часов (ч. 2 п. 7 ст. 96 ТК ТС)1;
в случае необходимости оказания содействия таможенным органам для участия в проведении таможенного досмотра может быть приглашен специалист (ст. 101 ТК ТС);
освобождения от таможенного досмотра (ст. 105 ТК ТС).
Результаты таможенного досмотра всегда оформляются отдельным документом — актом. Форма акта таможенного осмотра утверждена решением КТС от 20.05.2010 № 260.
По степени таможенного досмотра товаров и транспортных средств можно выделить такие его варианты, как:
с пересчетом грузовых мест и их взвешиванием;
с выборочным вскрытием грузовых мест;
со вскрытием всех грузовых мест;
с пересчетом количества товаров в грузовых местах и другие варианты досмотра.
7. Личный таможенный досмотр — это исключительная форма таможенного контроля, применяемая к физическому лицу.
Проведение личного таможенного досмотра возможно при наличии достаточных оснований полагать, что физическое лицо, следующее через таможенную границу, и находящееся в зоне таможенного контроля или транзитной зоне международного аэропорта, скрывает при себе и добровольно не выдает товары, перемещаемые с нарушением таможенного законодательства таможенного союза1.
Нахождение физического лица в зоне таможенного контроля должно рассматриваться в связи со следованием им через таможенную границу, иначе возможность проведения личного таможенного досмотра можно распространить на любых физических лиц, находящихся в постоянных или временных зонах таможенного контроля: на СВХ, таможенных складах, на территориях морских портов, в приграничных зонах и т.д.
Следование физических лиц через таможенную границу осуществляется в местах убытия с таможенной территории Компетенцией принятия решения о проведении личного таможенного досмотра обладают:
начальник таможенного органа (например, начальник таможенного поста, таможни);
уполномоченный начальником таможенного органа заместитель;
лица, замещающие вышеперечисленных должностных лиц.
Решение принимается в письменной форме:
путем наложения резолюции на рапорте должностного лица таможенного органа (например, инспектора, осуществляющего таможенные операции в отношении товаров, перемещаемых физическими лицами);
оформления отдельного документа (например, решения начальника таможенного органа о проведении личного таможенного досмотра в отношении конкретного физического лица).
Следующей характерной особенностью личного таможенного досмотра являются его субъекты — лица, участвующие в досмотре.
Должностное лицо таможенного органа, которому поручено проведение личного таможенного досмотра, должно быть одного пола с досматриваемым лицом.
Перед началом личного таможенного досмотра должностное лицо таможенного органа обязано ознакомить досматриваемое лицо с решением о проведении такого досмотра, объявить физическому лицу его права и обязанности, предложить добровольно выдать скрываемые предметы.
Физическое лицо, в отношении которого принято решение о проведении личного таможенного досмотра, не должно отвечать каким-либо специальным требованиям (возраст, дееспособность) на предмет возможного применения по отношению к нему такой исключительной формы таможенного контроля.
Единственным препятствием проведению личного таможенного досмотра может выступать профессиональный статус физического лица, закрепленный в международных конвенциях и договорах, федеральных законах. Например, не могут быть подвергнуты личному таможенному досмотру Президент РФ, депутаты Федерального Собрания РФ, Судьи Конституционного Суда РФ, судьи, прокуроры и следователи органов прокуратуры, сотрудники органов федеральной службы безопасности и ряд других субъектов.
При проведении личного таможенного досмотра обязательно присутствие двух понятых одного пола с досматриваемым лицом.
Главные обязанности понятых заключаются в присутствии при проведении личного таможенного досмотра и удостоверении своими подписями всех отраженных в акте личного таможенного досмотра сведений об обстоятельствах, содержании и результатах контрольных действий.
Иные участники личного таможенного досмотра привлекаются в зависимости от его особенностей (возможного предмета поиска и предполагаемого места его нахождения, уровня владения языком, на котором проводится личный таможенный досмотр, и др.). Такими лицами могут быть:
медицинский работник (при необходимости обследования тела досматриваемого);
законный представитель (или сопровождающий) несовершеннолетнего либо недееспособного лица;
переводчик;
специалист.
Личный таможенный досмотр может проводиться только в отдельном изолированном помещении, отвечающем санитарно-гигиеническим требованиям. Доступ в это помещение других физических лиц и возможность наблюдения за проведением досмотра с их стороны должны быть исключены.
Кроме того, личный досмотр должен проводиться в корректной форме, исключающей унижение личного достоинства и причинение неправомерного вреда.
Условно выделяются три этапа проведения личного таможенного досмотра:
подготовительный (п. 2 ст. 117 ТК ТС);
основной (собственно досмотр);
завершающий (оформление и подписание акта о проведении личного таможенного досмотра (п. 7 ст. 117 ТК ТС)).
Форма акта о проведении личного досмотра утверждена решением КТС от 20.05.2010 № 260.
8. Проверка маркировки товаров специальными марками, наличия на них идентификационных знаков как форма таможенного контроля обычно применяется в отношении товаров, находящихся в торговом обороте на таможенной территории таможенного союза. Так, в соответствии с п. 1 ст. 100 ТК ТС таможенные органы проводят таможенный контроль при обороте товаров, ввезенных на таможенную территорию таможенного союза, в том числе в целях проверки наличия на товарах маркировки или иных идентификационных знаков, используемых для подтверждения легальности ввоза товаров на таможенную территорию таможенного союза.
Таким образом, целью проведения данной формы таможенного контроля является проверка законности нахождения товаров на таможенной территории.
К подконтрольным товарам относятся, например, алкогольная продукция, табак и табачные изделия, ввозимые на таможенную территорию таможенного союза и выпускаемые для внутреннего потребления при условии наличия на них акцизных марок (см. 2.3).
Обнаруженные таможенными органами (в ходе применения рассматриваемой формы контроля) факты отсутствия требуемых марок (идентификационных знаков или обозначений товаров иными способами) рассматриваются как ввоз на таможенную территорию без совершения таможенных операций и выпуска товаров. Бремя опровержения выявленных таможенными органами фактов возлагается на лицо, у которого такие товары обнаружены (п. 2 ст. 118ТКТС).
Кроме того, при обнаружении таможенными органами товаров, незаконно перемещенных через таможенную границу, что повлекло за собой неуплату таможенных пошлин, налогов или несоблюдение установленных запретов и ограничений, у лиц, приобретших товары на территории РФ в связи с осуществлением предпринимательской деятельности, на такие товары налагается арест либо товары подлежат изъятию и помещению на временное хранение. Указанные товары для таможенных целей рассматриваются как находящиеся под таможенным контролем (п. 1 ст. 391 ТК).
Проверка маркировки товаров специальными марками, наличия на них идентификационных знаков, как правило, применяется при проведении таких форм таможенного контроля, как таможенный досмотр, таможенный осмотр помещений и территорий, таможенная проверка.
9. Таможенный осмотр помещений и территорий. Целями проведения таможенного осмотра помещений и территорий в соответствии с п. 1—3 ст. 119 ТК ТС являются:
а) проверка наличия товаров, которые находятся или должны находиться под таможенным контролем:
в зонах таможенного контроля (на СВХ, таможенном складе, в помещениях магазина беспошлинной торговли, на территории уполномоченного экономического оператора),
у лиц, владеющих (пользующихся) товарами в соответствии с требованиями условного выпуска1 или таможенных процедур2,
в местах перемещения через таможенную границу, пограничной зоне,
у лиц, осуществляющих операции с товарами (торговые операции, операции по хранению товаров), при наличии информации о нахождении в помещениях или на территориях этих лиц товаров, ввезенных на таможенную территорию таможенного союза3 и (или) находящихся на ней4 с нарушением порядка, предусмотренного ТК ТС (для проверки такой информации),
у лиц, в отношении которых проводится выездная таможенная проверка;
б) проверка соответствия помещений и территорий требованиям, предъявляемым:
к оборудованию и обустройству СВХ,
оборудованию и обустройству таможенных складов,
оборудованию и обустройству помещений магазина беспошлинной торговли,
местам временного хранения товаров, не являющимся СВХ (например, при временном хранении товаров уполномоченным экономическим оператором (в помещениях, на открытых площадках и иных территориях) (поди. 1 п. 1 ст. 41 ТК ТС)).
Осмотр помещений и территорий проводится на основании предписания начальника таможенного органа (лица, его замещающего) и при предъявлении должностным лицом таможенного органа служебного удостоверения.
В случае проведения осмотра в рамках выездной таможенной проверки предъявления указанных выше документов не требуется.
Форма предписания на проведение осмотра помещений и территорий утверждена приказом ГТК России от 16.09.2003 № 1023.
Результаты осмотра помещений и территорий оформляются актом, который составляется в двух экземплярах. Форма акта о проведении осмотра помещений и территорий утверждена решением КТС от 20.05.2010 № 260.
Предельный срок проведения осмотра составляет один рабочий день. Осмотр жилых помещений не допускается.
Учет товаров, находящихся под таможенным контролем. Обстоятельства, с которыми ТК ТС связывает нахождение товаров под таможенным контролем, определены в ст. 96 ТК ТС. Порядок и формы учета товаров отнесены к уровню регулирования национального законодательства1.
Проверка системы учета товаров и отчетности — форма таможенного контроля, предусматривающая обязанность лиц отчитываться перед таможенными органами по установленной форме и в установленном порядке (определяются национальным законодательством) о хранящихся, перевозимых, реализуемых, перерабатываемых и (или) используемых товарах, а также о совершенных таможенных операциях.
К лицам, на которых возлагается обязанность ведения учета товаров и представления в таможенный орган отчетности о них отнесены:
лица, осуществляющие деятельность в сфере таможенного дела;
уполномоченный экономический оператор;
лица, поместившие товары под таможенные процедуры, предусматривающие учет таких товаров (например, таможенный склад, переработка на таможенной территории, беспошлинная торговля, свободный склад, свободная таможенная зона)2.
12. Таможенная проверка представляет собой форму таможенного контроля, созданную в развитие таможенной ревизии, ранее применяемой таможенными органами РФ в соответствии с ТК.
ТК ТС не дает определения таможенной проверке как форме таможенного контроля. В п. 1 ст. 122 ТК ТС обозначена лишь цель таможенной проверки, а именно проверка соблюдения лицами требований таможенного законодательства таможенного союза и законодательства государств — членов таможенного союза (национального законодательства). И далее, через отдельные положения статей ТК ТС, посвященных как таможенной проверке, так и таможенному контролю в целом, раскрывается содержание данной формы таможенного контроля.
А. Лица, в отношении которых может проводиться таможенная проверка, — это хозяйствующие субъекты государства — члена таможенного союза, т.е. в Российской Федерации таможенная проверка может проводиться у российских юридических лиц, организаций, не являющихся юридическими лицами, у индивидуальных предпринимателей (ч. 1 п. 2 ст. 122 ТК ТС и подп. 14 п. 1 ст. 4 ТК ТС).
- Конспект лекций
- Лекция 1. Таможенное дело и таможенная политика России. План:
- 1. История таможенного дела и таможенной политики России
- 2. Понятие, цели, содержание и структура таможенного дела и таможенного регулирования Российской Федерации
- Лекция 2. Понятие таможенного права России. План:
- 2.1. Понятие, предмет, метод и принципы таможенного права России
- 2.2. Соотношение таможенного права с другими отраслями российского права
- Лекция 3. Таможенно-правовые нормы и таможенно-правовые отношения. План:
- 3.1. Понятие, структура и виды норм таможенного права. Действие норм таможенного права во времени, в пространстве и по кругу лиц.
- 3.2. Понятие и виды таможенно-правовых отношений
- Лекция 4. Система и источники таможенного права России План:
- 1. Система таможенного права: принципы и критерии ее построения.
- 2. Источники таможенного права: понятие, виды и краткая характеристика.
- Лекция 5. Субъекты таможенного права России. План:
- 1. Понятие субъекта таможенного права.
- 2. Виды субъектов таможенного права и их краткая характеристика
- Лекция 6. Таможенные органы Российской Федерации. План:
- 6.1. Понятие и правовой статус таможенных органов.
- 6.2. Компетенция таможенных органов и формы ее реализации.
- Лекция 7. Таможенные платежи.
- 7.1. Общие положения о платежах.
- 7.2. Таможенно-тарифное регулирование (таможенные пошлины). Таможенная стоимость товаров.
- 7.3. Налог на добавленную стоимость, акцизы. Таможенные сборы.
- 7.4. Специальные, антидемпинговые и компенсационные пошлины.
- Лекция 8. Таможенный контроль. План:
- 8.1. Общие положения таможенного контроля.
- 8.2. Формы таможенного контроля.
- Часть 2 п. 2 ст. 122 тк тс под такими лицами понимает:
- 8.3. Способы и средства проведения таможенного контроля.
- Лекция 9. Таможенные операции. План:
- 9.1. Прибытие и убытие товаров (транспортных средств). Временное хранение.
- 9.2. Таможенное декларирование товаров.
- 9.3. Выпуск товаров.
- Лекция 10. Таможенные процедуры. План:
- 10.1. Понятие таможенной процедуры.
- 10.2. Виды таможенных процедур:
- 10.3. Условия применения таможенных процедур.
- Лекция 11. Особенности перемещения через таможенную границу отдельных категорий товаров. План:
- 11.1. Перемещение товаров в международных почтовых отправлениях.
- 11.2. Перемещение товаров отдельными категориями иностранных лиц.
- 11.3. Перемещение товаров, содержащих объекты интеллектуальной собственности.
- 11.4. Перемещение товаров трубопроводным транспортом и по линиям электропередачи.
- 11.5. Перемещение транспортных средств международных перевозок.
- Глава 48 тк тс определяет порядок временного ввоза на таможенную территорию таможенного союза и временного вывоза с этой территории:
- 11.6. Перемещение товаров для личного пользования.
- 11.7. Перемещение припасов.
- Лекция 12. Ответственность за правонарушения в сфере таможенного дела. План:
- 12.1. Понятие, особенности, виды и принципы юридической ответственности за таможенные правонарушения.
- 12.2. Преступления в сфере таможенного дела.
- 12.3. Административные правонарушения в сфере таможенного дела (нарушения таможенных правил) и ответственность за эти нарушения.
- 12.4. Ответственность таможенных органов и их должностных лиц.