9.1. Прибытие и убытие товаров (транспортных средств). Временное хранение.
В таможенном законодательстве таможенного союза не используется выражение: таможенное оформление товаров. Действия, обусловленные выполнением таможенных формальностей в связи с перемещением товаров через таможенную границу, обозначены таможенными операциями.
Подпункт 29 п. 1 ст. 4 ТК ТС определяет таможенные операции как действия, совершаемые лицами и таможенными органами в целях обеспечения соблюдения таможенного законодательства таможенного союза.
Данное определение необоснованно накладывает на физических лиц и организации обязанность, не соответствующую их статусу. Обеспечивать соблюдение таможенного законодательства — это обязанность таможенных органов, закрепленная в определении таможенного контроля (подп. 31 п. 1 ст. 4 ТК ТС), и одна из их основных задач (подп. 2 п. 1 ст. 6 ТК ТС). Лица, совершая таможенные операции, реализуют свое право на перемещение товаров, и главная их обязанность — соблюдать (исполнять) таможенное законодательство (п. 1 ст. 150 ТК ТС), а не обеспечивать его соблюдение.
Таможенные операции в соответствии с ТК ТС разделены на несколько групп:
таможенные операции, предшествующие подаче таможенной декларации;
таможенные операции, связанные с помещением товаров под таможенную процедуру (таможенное декларирование товаров).
Такое деление не лишено своих условностей, поскольку таможенные операции убытия товаров совершаются, как правило, после их таможенного декларирования (см., например, п. 1 ст. 163 ТК ТС).
Более подробное видение таможенных операций, разделенных на определенные группы (по своим целям, кругу участвующих лиц, перечню требуемых документов и сведений), может быть следующим:
таможенные операции, предшествующие подаче таможенной декларации (прибытие товаров на таможенную территорию таможенного союза: доставка товаров с места пересечения таможенной границы до места прибытия, т.е. до места представления таможенному органу необходимых документов и сведений, а также ввезенных товаров (п. 2 ст. 156 ТК ТС));
таможенные операции помещения товаров под таможенную процедуру таможенного транзита или таможенные операции помещения товаров на временное хранение (в зависимости от местонахождения таможенного органа, которому будет подаваться декларация на товары);
таможенные операции по таможенному декларированию товаров (подача декларации на товары);
таможенные операции, совершаемые для убытия товаров за пределы таможенной территории таможенного союза;
таможенные операции, осуществляемые с целью завершения действия таможенной процедуры либо с целью получения условно выпущенными товарами статуса товаров таможенного союза.
При ввозе товаров на таможенную территорию таможенного союза первоначально таможенные отношения возникают между перевозчиком и таможенным органом. Причем следует различать места пересечения товарами (транспортными средствами) таможенной границы и места прибытия товаров (транспортных средств) на таможенную территорию.
Места прибытия товаров и транспортных средств на таможенную территорию таможенного союза, применительно к Российской Федерации, включают в себя:
— пункты пропуска через государственную границу РФ;
— иные места прибытия товаров и транспортных средств на таможенную территорию.
С момента пересечения товарами таможенной границы такие товары приобретают статус находящихся под таможенным контролем (ч. 1 п. 1 ст. 96 ТК ТС). Однако таможенные операции начинаются позже, а именно с момента представления таможенному органу необходимых документов и сведений (ст. 158 ТК ТС). Поэтому после пересечения товарами и транспортными средствами таможенной границы перевозчик обязан доставить товар и транспортное средство в место прибытия в неизменном виде и состоянии, а также представить таможенному органу необходимые документы и сведения. Перечень таких документов и сведений предусмотрен ст. 159 ТК ТС применительно к виду транспортного средства, на котором перевозятся товары.
В отличие от товаров, перемещаемых через таможенную границу в качестве предметов международной купли-продажи, мены, сырья и т.п., транспортные средства международной перевозки подлежат таможенному декларированию в соответствии со ст. 350 ТК ТС в месте прибытия на таможенную территорию.
Таможенное декларирование транспортных средств международной перевозки осуществляется путем подачи перевозчиком таможенному органу таможенной декларации на транспортное средство:
в виде стандартных документов перевозчика, содержащих сведения, перечисленные в ст. 159 ТК ТС (сведения о транспортном средстве международной перевозки, его маршруте, грузе, припасах, об экипаже и о пассажирах, Цели ввоза транспортного средства международной перевозки и(или) наименовании запасных частей и оборудования, которые перемещаются для ремонта или эксплуатации транспортного средства международной перевозки);
в виде таможенной декларации на транспортное средство (если представленные перевозчиком документы не содержат всех необходимых сведений) и стандартных документов перевозчика.
По результатам проверки документов таможенный орган оформляет временный ввоз транспортного средства международной перевозки (для иностранного транспортного средства) или завершение временного вывоза транспортного средства международной перевозки, зарегистрированного в Российской Федерации.
Дальнейшие действия зависят от того, в каком таможенном органе будет подаваться декларация на товары (т.е. совершаться таможенные операции помещения товаров под таможенную процедуру).
Убытие товаров с российской части таможенной территории таможенного союза осуществляется так же (как и в случаях прибытия товаров) в местах перемещения через таможенную границу и во время работы таможенных органов.
Для отдельных видов товаров могут быть установлены специальные места убытия с таможенной территории. Например, постановлением Правительства РФ от 15.07.2010 № 521 «Об определении пунктов пропуска через государственную границу Российской Федерации для убытия с территории Российской Федерации отдельных видов товаров» определены места убытия автомобильным, железнодорожным и водным видами транспорта древесины и изделии из нее (в том числе определенных пород).
Для убытия товаров таможенному органу (расположенному в месте убытия товаров за пределы таможенной территории) представляются:
товары и транспортные средства международной перевозки, осуществляющие их перевозку;
таможенная декларация (иной документ, заменяющий таможенную декларацию), содержащая отметки таможенного органа, осуществившего выпуск товаров в соответствии с таможенной процедурой, допускающей вывоз товаров с таможенной территории таможенного союза1;
стандартные документы перевозчика, содержащие сведения, перечисленные в ст. 159 ТК ТС;
документы и сведения, подтверждающие соблюдение запретов и ограничений (п. 1 ст. 152 ТК ТС);
таможенная декларация на транспортное средство (если в стандартных документах перевозчика недостаточно сведений, необходимых для таможенного декларирования транспортного средства международной перевозки).
До подачи таможенному органу декларации на товары (в месте прибытия товаров либо в месте доставки при перевозке по процедуре таможенного транзита) допускается их временное хранение.
Обязательность временного хранения товаров, перемещаемых через таможенную границу, обусловлена несколькими факторами. Во-первых, иностранные товары находятся под таможенным контролем и в отношении их не уплачены таможенные платежи. Отсюда необходимость их помещения в специализированные места (СВХ), где обеспечивается надлежащая сохранность и гарантии исполнения обязательств (например, уплата таможенных пошлин
налогов) на случай исчезновения товаров. Во-вторых, неготовностью декларанта подать декларацию на товары в течение трех часов после предъявления товаров таможенному органу в месте прибытия или в месте доставки товаров (при завершении таможенной процедуры таможенного транзита - ч. 1 п. 6 ст. 225 ТК ТС).
Временное хранение товаров представляет собой хранение иностранных товаров под таможенным контролем в местах временного хранения до их выпуска таможенным органом в соответствии с заявленной таможенной процедурой либо до совершения иных действий, предусмотренных таможенным законодательством таможенного союза, без уплаты таможенных пошлин, налогов.
Местами временного хранения товаров являются, как правило, СВХ1.
Под складами временного хранения понимаются как собственно складские помещения, так и открытые площадки. В обоих случаях СВХ должны отвечать требованиям, предъявляемым к месту их расположения, а также к обустройству и оборудованию. Например, в соответствии с п. 1 ст. 107 ТК, а также п. 4 Обязательных требований к обустройству, оборудованию и месту расположения складов временного хранения, утвержденных приказом ФТС России от 06.12.2007 № 1497, СВХ:
должен располагаться по одному почтовому адресу либо в пределах неразрывной по периметру территории в регионе деятельности таможенного поста, подчиненного таможне, включившей организацию в Реестр владельцев складов временного хранения;
должен располагаться в разумной близости от транспортных узлов и транспортных магистралей с подъездными путями к СВХ;
не может располагаться на передвижных транспортных средствах или передвижном транспортном оборудовании любых видов.
Владельцы СВХ — это лица, в большинстве своем специализирующиеся на оказании услуг по временному хранению товаров.
В зависимости от правового положения владельцами СВХ могут быть:
российские юридические лица, включенные в Реестр владельцев СВХ;
таможенные органы РФ.
ТК предусмотрена возможность создания нескольких типов СВХ:
а) СВХ открытого типа, предназначенных для хранения любых товаров и использования любыми лицами;
б) СВХ закрытого типа, предназначенных для хранения:
товаров владельца склада,
определенных товаров, в том числе ограниченных в обороте,
товаров, требующих особых условий хранения.
Общий срок временного хранения товаров составляет два месяца (п. 1 ст. 170 ТК ТС) и исчисляется со дня, следующего за днем регистрации таможенным органом документов, представленных для помещения товаров на временное хранение.
Предельный срок временного хранения товаров — четыре месяца (в отношении международных почтовых отправлений, хранящихся в местах международного почтового обмена, а также не полученного или не востребованного пассажиром багажа, перемещаемого воздушным транспортом, срок временного хранения может быть до шести месяцев).
Таким образом, продление общего срока временного хранения товаров возможно только на два месяца.
За нарушение сроков временного хранения товаров предусмотрена ответственность в соответствии сост. 16.16 КоАП.
Завершается временное хранение выпуском товаров в соответствии с заявленной таможенной процедурой либо задержанием товаров, не помещенных под таможенную процедуру по истечении срока временного хранения.
- Конспект лекций
- Лекция 1. Таможенное дело и таможенная политика России. План:
- 1. История таможенного дела и таможенной политики России
- 2. Понятие, цели, содержание и структура таможенного дела и таможенного регулирования Российской Федерации
- Лекция 2. Понятие таможенного права России. План:
- 2.1. Понятие, предмет, метод и принципы таможенного права России
- 2.2. Соотношение таможенного права с другими отраслями российского права
- Лекция 3. Таможенно-правовые нормы и таможенно-правовые отношения. План:
- 3.1. Понятие, структура и виды норм таможенного права. Действие норм таможенного права во времени, в пространстве и по кругу лиц.
- 3.2. Понятие и виды таможенно-правовых отношений
- Лекция 4. Система и источники таможенного права России План:
- 1. Система таможенного права: принципы и критерии ее построения.
- 2. Источники таможенного права: понятие, виды и краткая характеристика.
- Лекция 5. Субъекты таможенного права России. План:
- 1. Понятие субъекта таможенного права.
- 2. Виды субъектов таможенного права и их краткая характеристика
- Лекция 6. Таможенные органы Российской Федерации. План:
- 6.1. Понятие и правовой статус таможенных органов.
- 6.2. Компетенция таможенных органов и формы ее реализации.
- Лекция 7. Таможенные платежи.
- 7.1. Общие положения о платежах.
- 7.2. Таможенно-тарифное регулирование (таможенные пошлины). Таможенная стоимость товаров.
- 7.3. Налог на добавленную стоимость, акцизы. Таможенные сборы.
- 7.4. Специальные, антидемпинговые и компенсационные пошлины.
- Лекция 8. Таможенный контроль. План:
- 8.1. Общие положения таможенного контроля.
- 8.2. Формы таможенного контроля.
- Часть 2 п. 2 ст. 122 тк тс под такими лицами понимает:
- 8.3. Способы и средства проведения таможенного контроля.
- Лекция 9. Таможенные операции. План:
- 9.1. Прибытие и убытие товаров (транспортных средств). Временное хранение.
- 9.2. Таможенное декларирование товаров.
- 9.3. Выпуск товаров.
- Лекция 10. Таможенные процедуры. План:
- 10.1. Понятие таможенной процедуры.
- 10.2. Виды таможенных процедур:
- 10.3. Условия применения таможенных процедур.
- Лекция 11. Особенности перемещения через таможенную границу отдельных категорий товаров. План:
- 11.1. Перемещение товаров в международных почтовых отправлениях.
- 11.2. Перемещение товаров отдельными категориями иностранных лиц.
- 11.3. Перемещение товаров, содержащих объекты интеллектуальной собственности.
- 11.4. Перемещение товаров трубопроводным транспортом и по линиям электропередачи.
- 11.5. Перемещение транспортных средств международных перевозок.
- Глава 48 тк тс определяет порядок временного ввоза на таможенную территорию таможенного союза и временного вывоза с этой территории:
- 11.6. Перемещение товаров для личного пользования.
- 11.7. Перемещение припасов.
- Лекция 12. Ответственность за правонарушения в сфере таможенного дела. План:
- 12.1. Понятие, особенности, виды и принципы юридической ответственности за таможенные правонарушения.
- 12.2. Преступления в сфере таможенного дела.
- 12.3. Административные правонарушения в сфере таможенного дела (нарушения таможенных правил) и ответственность за эти нарушения.
- 12.4. Ответственность таможенных органов и их должностных лиц.