3.1. Понятие, структура и виды норм таможенного права. Действие норм таможенного права во времени, в пространстве и по кругу лиц.
Сущность и социальное назначение любой правовой отрасли раскрываются при анализе правовых норм, составляющих содержание этой отрасли.
Несмотря на то что каждый автор несколько по-своему трактует понятие «норма права» (или «правовая норма»), тем не менее в юридической литературе сложилось устойчивое представление об этом понятии. Норму права характеризуют несколько присущих ей признаков: во-первых, норма права – это всегда первичная клетка любой правовой отрасли; во-вторых, норма права – это правило, которое всегда либо установлено, либо санкционировано государством; в-третьих, – это правило всегда носит общий характер, оно не персонифицировано и рассчитано на многократное применение; в-четвертых, – нарушение этого правила влечет за собой юридическую ответственность; и в-пятых, – норма любой отрасли права всегда несет на себе отпечаток общественных отношений, составляющих предмет этой отрасли. Подобные признаки в полной мере присущи и таможенно-правовым нормам.
Таким образом, таможенно-правовую норму можно определить как установленное или санкционированное государством правило поведения, целью которого является регулирование общественных отношений, возникающих, изменяющихся и прекращающихся в сфере таможенного дела, и неисполнение либо нарушение которого влечет за собой ответственность, установленную и обеспечиваемую государством.
Любая правовая норма отличается единством, целостностью и неделимостью. Для нее характерна особая структура, то есть специфическая компоновка содержания, связь и соотношение ее элементов.
Структура таможенно-правовых норм традиционна и содержит три самостоятельных элемента: гипотезу, диспозицию и санкцию. Гипотеза таможенно-правовой нормы содержит указание на конкретные жизненные обстоятельства (события либо действия), при наличии которых эта норма вступает в действие. Диспозиция – это «сердцевина» таможенно-правовой нормы, где содержится указание на конкретное правило поведения, которым должны руководствоваться субъекты таможенного права, если они оказались причастны к условиям, перечисленным в гипотезе. А санкция – это вид и мера возможного неблагоприятного последствия, угрожающего нарушителям установленного данной нормой правила.
Элементы структуры таможенно-правовых норм не могут быть изолированы друг от друга, они тесно взаимосвязаны и вытекают один из другого. Гипотеза нормы обязательно связана с диспозицией, а диспозиция – с санкцией, и наоборот.
Теперь о видах таможенно-правовых норм. Как уже упоминалось ранее, правоотношения в сфере таможенного дела регулируются нормами различной правоотраслевой принадлежности – нормами конституционного, административного, гражданского, уголовного, уголовно-процессуального права и ряда других отраслей. Объединяющим признаком, позволяющим именовать все эти нормы таможенно-правовыми нормами, является их направленность на предмет регулирования таможенного права, то есть на регулирование общественных отношений, возникающих, изменяющихся и прекращающихся в связи и по поводу перемещения товаров и транспортных средств через таможенную границу Российской Федерации. Наполненные единым юридическим содержанием, таможенно-правовые нормы не равны по своей юридической силе и подразделяются на конституционные нормы, нормы законов и нормы подзаконного характера. Более подробно иерархия таможенно-правовых норм будет рассмотрена нами при изучении вопроса об источниках таможенного права.
Таможенно-правовые нормы различны по своей предметной направленности. По этому критерию они подразделяются на нормы материальные и процессуальные.
Материальные таможенно-правовые нормы (их большинство) закрепляют комплекс прав и обязанностей, а также ответственность субъектов таможенно-правовых отношений. В материальных нормах находит свое отражение тот правовой режим, в рамках которого должны действовать участники таможенно-правовых отношений.
Процессуальные таможенно-правовые нормы определяют порядок и условия реализации прав и обязанностей участников таможенно-правовых отношений, установленных нормами материального таможенного права. Так, например, нормы таможенного права, закрепляющие права и обязанности таможенных органов и их должностных лиц по таможенному оформлению и таможенному контролю перемещаемых через таможенную границу России товаров и транспортных средств, являются материальными таможенно-правовыми нормами, а вот нормы, регламентирующие порядок и условия производства таможенного оформления и таможенного контроля таких товаров и транспортных средств, - процессуальными нормами.
Помимо юридической силы и предметной направленности, таможенно-правовые нормы можно классифицировать по степени общности их содержания, по характеру предписываемых правил поведения и по техническим приемам установления правил поведения.
По степени общности содержания таможенно-правовые нормы делятся на нормы-принципы, общие нормы и конкретные нормы. Нормы-принципы не содержат явных признаков норм права, а являются результатом нормативных обобщений и выражают социальную направленность всех норм таможенного права как отрасли.
В отличие от норм-принципов общие нормы таможенного права – это общие правила поведения в сфере таможенного дела, конкретизированные в других нормах.
Конкретные нормы таможенного права – это нормы, непосредственно регулирующие те или иные общественные отношения в сфере таможенного дела.
По характеру предписываемых правил поведения нормы таможенного права можно условно разделить на управомочивающие, обязывающие и запрещающие.
Управомочивающие нормы таможенного права устанавливают права субъектов совершать определенные действия или воздержаться от них по своему усмотрению, то есть дают возможность субъектам самим выбирать наилучший вариант поведения в данных конкретных условиях –в рамках нормы.
Обязывающие нормы таможенного права предписывают обязанность совершения субъектом таможенного права действий, предусмотренных таможенно-правовой нормой.
Запрещающие таможенно-правовые нормы предписывают субъекту таможенного права воздержаться от содержащихся в норме действий, то есть являются косвенным указанием на правило поведения.
В то же время некоторые таможенно-правовые нормы имеют и свои структурные особенности. В частности, особенность некоторых управомочивающих норм (например, норм о компетенции таможенных органов и их должностных лиц) состоит в том, что в них зачастую довольно трудно оговорить все жизненные ситуации, с которыми могут столкнуться субъекты-правоприменители на практике. Выбор оптимального решения при этом оставляется на усмотрение самого правоприменителя. Юридически это проявляется в том, что управомочивающие таможенно-правовые нормы иногда не содержат такого элемента, как гипотеза.
Однако такой подход к структуре возможен только в отношении управомочивающих норм. Напротив, обязывающие таможенно-правовые нормы должны содержать гипотезу. В ней должны быть четко и полно сформулированы условия выполнения субъектом таможенного права обязанности, поскольку она, как уже говорилось, исключает всякое усмотрение.
Специфика запрещающих таможенно-правовых норм состоит в том, что они формулируются как полудиспозиции, то есть прямо не устанавливают правил позитивного действия, как это делают управомочивающие или запрещающие нормы, а лишь указывают на запрещаемые действия, тем самым диктуя правила поведения.
Идем далее. По техническим приемам установления правил поведения таможенно-правовые нормы можно подразделить на определенные, бланкетные и отсылочные. Определенные нормы содержат описание правила поведения в статье, в которой она излагается. Таких норм в таможенном праве – большинство. Бланкетными принято считать нормы, которые не содержат определенных правил поведения, а делают отсылку в самом общем виде к нормативно-правовому акту в целом или к его части.
И наконец, теперь о действии таможенно-правовых норм во времени, в пространстве и по кругу лиц.
В таможенном деле применяются нормы таможенного права, действующие на день принятия таможенной декларации и иных документов таможенным органом Российской Федерации. При незаконном перемещении товаров и транспортных средств через таможенную границу России таким днем, то есть днем принятия таможенной декларации, считается день фактического перемещения товаров и транспортных средств через таможенную границу, а при невозможности его определить – день обнаружения таможенного правонарушения. Таков основной критерий действия таможенно-правовых норм во времени, хотя, конечно же, их можно было бы поделить на нормы без указания срока действия, то есть до их официальной отмены компетентным органом {таких норм большинство), и на нормы с указанием срока их действия (например, сезонные пошлины вводятся на определенный срок).
По действию таможенно-правовых норм в пространстве их можно поделить на нормы, действующие в пределах всей таможенной территории Российской Федерации (таких норм большинство), и на нормы, действие которых распространяется лишь на определенные территориальные образования.
Действие норм таможенного права России по кругу лиц предопределено, по существу, территориальным аспектом их действия. Иными словами, нормы таможенного права распространяются на всех лиц, находящихся на той части таможенной территории России, где они действуют, а в ряде случаев – и на лиц, находящихся за пределами этой территории. Исключение составляют лишь случаи, прямо оговоренные в законе. Так, например, в определенной части нормы таможенного права не распространяются на лиц, обладающих иммунитетами. Под иммунитетами в таможенном праве понимаются изъятия определенного рода лиц и их имущества из сферы принудительного воздействия со стороны таможенных органов России. Еще пример: таможенно-правовые нормы, касающиеся порядка и условий прохождения государственной таможенной службы, не могут распространяться на лиц, не являющихся российскими гражданами.
- Конспект лекций
- Лекция 1. Таможенное дело и таможенная политика России. План:
- 1. История таможенного дела и таможенной политики России
- 2. Понятие, цели, содержание и структура таможенного дела и таможенного регулирования Российской Федерации
- Лекция 2. Понятие таможенного права России. План:
- 2.1. Понятие, предмет, метод и принципы таможенного права России
- 2.2. Соотношение таможенного права с другими отраслями российского права
- Лекция 3. Таможенно-правовые нормы и таможенно-правовые отношения. План:
- 3.1. Понятие, структура и виды норм таможенного права. Действие норм таможенного права во времени, в пространстве и по кругу лиц.
- 3.2. Понятие и виды таможенно-правовых отношений
- Лекция 4. Система и источники таможенного права России План:
- 1. Система таможенного права: принципы и критерии ее построения.
- 2. Источники таможенного права: понятие, виды и краткая характеристика.
- Лекция 5. Субъекты таможенного права России. План:
- 1. Понятие субъекта таможенного права.
- 2. Виды субъектов таможенного права и их краткая характеристика
- Лекция 6. Таможенные органы Российской Федерации. План:
- 6.1. Понятие и правовой статус таможенных органов.
- 6.2. Компетенция таможенных органов и формы ее реализации.
- Лекция 7. Таможенные платежи.
- 7.1. Общие положения о платежах.
- 7.2. Таможенно-тарифное регулирование (таможенные пошлины). Таможенная стоимость товаров.
- 7.3. Налог на добавленную стоимость, акцизы. Таможенные сборы.
- 7.4. Специальные, антидемпинговые и компенсационные пошлины.
- Лекция 8. Таможенный контроль. План:
- 8.1. Общие положения таможенного контроля.
- 8.2. Формы таможенного контроля.
- Часть 2 п. 2 ст. 122 тк тс под такими лицами понимает:
- 8.3. Способы и средства проведения таможенного контроля.
- Лекция 9. Таможенные операции. План:
- 9.1. Прибытие и убытие товаров (транспортных средств). Временное хранение.
- 9.2. Таможенное декларирование товаров.
- 9.3. Выпуск товаров.
- Лекция 10. Таможенные процедуры. План:
- 10.1. Понятие таможенной процедуры.
- 10.2. Виды таможенных процедур:
- 10.3. Условия применения таможенных процедур.
- Лекция 11. Особенности перемещения через таможенную границу отдельных категорий товаров. План:
- 11.1. Перемещение товаров в международных почтовых отправлениях.
- 11.2. Перемещение товаров отдельными категориями иностранных лиц.
- 11.3. Перемещение товаров, содержащих объекты интеллектуальной собственности.
- 11.4. Перемещение товаров трубопроводным транспортом и по линиям электропередачи.
- 11.5. Перемещение транспортных средств международных перевозок.
- Глава 48 тк тс определяет порядок временного ввоза на таможенную территорию таможенного союза и временного вывоза с этой территории:
- 11.6. Перемещение товаров для личного пользования.
- 11.7. Перемещение припасов.
- Лекция 12. Ответственность за правонарушения в сфере таможенного дела. План:
- 12.1. Понятие, особенности, виды и принципы юридической ответственности за таможенные правонарушения.
- 12.2. Преступления в сфере таможенного дела.
- 12.3. Административные правонарушения в сфере таможенного дела (нарушения таможенных правил) и ответственность за эти нарушения.
- 12.4. Ответственность таможенных органов и их должностных лиц.