logo
Конспект лекций ТП (4 семестр)

1. История таможенного дела и таможенной политики России

Таможенное дело берет свое начало от зарождения товарного хозяйства и торгового обмена, от простейших форм налогообложения. Точное время его зарождения определить вряд ли возможно, но доподлинно известно, что уже в III веке до н.э. в г.Тарифе (в нынешней Андалузии), в провинции Кадис, на юге Испании, где в то время господствовал Карфаген, была впервые составлена таблица, в которую вносились название товара, его единицы измерения и указывалась величина пошлины (сбора) за его провоз через Гибралтарский пролив. Таблица (перечень товаров), которая систематизировала порядок и величину пошлины, была названа в честь города: тариф.

Таможенный тариф стал для государства важным инструментом пополнения казны.

Ставки тарифа ежегодно увеличивались или уменьшались с учетом экономической конъюнктуры.

В России история таможенного дела охватывает более чем 1000-летний период и прослеживается от взимания денежных сборов и пошлин с продаваемых или обмениваемых предметов в оживленных торговых пунктах и на перекрестках древних торговых путей, от возникновения там сборных торговых или так называемых «гостиных» мест, пунктов промышленного обмена, перевалки и складирования товаров. Их появление историки относят к VIII веку.

В Киевской Руси среди многочисленных сборов и пошлин были распространены «осмничее» и «мыт» – сбор за провоз товаров через внешние или внутренние заставы, за пользование участком, отведенным для торга, либо за покровительство, оказываемое купцам.

Сильное влияние на развитие таможенного дела в России оказали монголо-татарские завоеватели. В этот период в оборот вошло тюркское слово «тамга», то есть пошлина, от которой произошли слова «тамжить», то есть взыскивать пошлину, «таможня» – место на ярмарке или рынке, где «тамжили» товар, и, естественно, «таможенник» – служилый человек, взимавший тамгу.

Картины развития таможенного дела в Киевской Руси и других государствах во многом сходны. Его основная цель всегда состояла в удовлетворении потребностей государственной казны посредством взимания торговых пошлин и сборов и в регулировании внешнеторговых связей. А по мере того как складывалось само понятие торговых пошлин и сопутствующих им торговых сборов за право купли-продажи товаров, формировались обычаи, правила и процедуры их взимания или невзимания (то есть формировались таможенные правила), создавалась и развивалась таможенная служба, обустраивались таможни. Со временем все эти меры получили свое организационное, правовое и дипломатическое (международно-правовое) закрепление.

Таможня, став неотъемлемым атрибутом внутренней и внешней тор­говли, посредством своей деятельности всегда оказывала мощное влия­ние и на формирование благоприятного торгово-экономического режима в стране. Тем самым она обеспечивала животворное воздействие торговли на политическую, экономическую и социальную сферы общественной жизни, в том числе на становление общероссийского рынка, включение его в сферу межгосударственного обмена. Прогрессивные по своему характеру, эти процессы со временем превратились в один из решающих факторов утверждения русской государственности, объединения удельно-княжеской Руси вокруг Москвы, создания централизованного российского государства, установления и развития его международных связей.

В начале XVI века, когда завершилось создание Московского государства, предпринимаются первые попытки унификации сбора пошлин с, товаров. В грамоте таможенникам г.Дмитрова 1521 года содержались отдельные правовые нормы и о порядке сбора пошлин с некоторых товаров. Позже, в Таможенной Новгородской грамоте о сборе пошлин от 17 марта 1571 года, наряду с росписями о ставках пошлин с товаров, впервые было отражено требование о ведении таможенных книг. Таким образом, постепенно складывалось таможенное законодательство и упорядочивались процедуры его применения.

Бурное развитие таможенное дело в России получило в период царствования Петра I. Этому способствовали бурное развитие промышленности, мануфактур, сельского хозяйства, выход России к Балтийскому морю, многочисленные внешнеполитические акции правительства, открывшие путь русским товарам в Европу. В этот период существенно активизировалось развитие внешней торговли, в чем немалую роль сыграл Таможенный тариф, 1724 года.

Таможенная политика России тогда носила явную протекционистскую направленность. Высокими таможенными пошлинами (до 75% с цены) облагались товары, производство которых в России было уже освоено или налаживалось (это железо, парусина, шелк, воск, сухие кожи и др.); на товары, не производимые в стране, пошлина была умеренная (от 4 до 10%); а вывозимые товары облагались пошлиной всего в 3%, за исключением промышленного сырья и полуфабрикатов, необходимых для российских фабрик, вывоз которых был практически запрещен.

Свидетельств влияния российской таможенной политики на международные отношения, международную торговлю очень много. Впечатляет исторический факт о том, что Наполеон избрал в качестве повода для вторжения в Россию принятый ею в 1811 году таможенный тариф, сорвавший, по существу, установленную им экономическую блокаду Англии.

Немало в истории и так называемых «таможенных войн». .Примером могут послужить взаимоотношения России и Германии в период 1893 – 1894 годов, когда в течение полугода эти страны в отношении друг друга трижды поднимали ставки ввозных таможенных пошлин. Причиной этого послужило непредоставление Германией льгот для ввоза и транзита русских товаров.

При всей сложности и противоречивости исторического пути российской таможни опыт свидетельствует о том, что таможенное дело, таможенная политика в России сложились как важнейшая сфера экономической политики государства, инструмент регулирования внешней торговли и защиты национальных интересов.

Создание таможенной системы России в современный период опирается на ее предшествующий опыт, в том числе и накопленный в советский период развития нашего государства.

После революции 1917 года правительство Ленина скептически отнеслось к таможенной системе царской России и принялось усердно ее реформировать. В период «военного коммунизма» даже высказывались предложения о закрытии таможенных учреждений за ненадобностью. В конечном итоге практическая реализация ленинской идеи государственной монополии внешней торговли сделала систему таможенного контроля чисто формальным инструментом регулирования внешней торговли, что и продолжалось вплоть до 1986 года, когда в СССР начались демократические преобразования, затронувшие и таможенную службу. В это время были сделаны попытки трансформировать таможенную службу государства-монополиста в новую управленческую структуру, ориентированную на функционирование в рыночных условиях, в результате чего были приняты Таможенный кодекс СССР 1991 года и Закон СССР «О таможенном тарифе». Эти документы внесли существенные изменения в организацию таможенного дела в стране и были важным правовым инструментом регулирования внешнеэкономической деятельности в тот период.

Становление и развитие современного таможенного дела в нашей стране началось с конца 1991 года. Распад СССР на ряд независимых государств, становление новой российской государственности, либерализация внешнеэкономической деятельности и ряд других факторов нашли свое отражение и в изменении таможенной политики обновленной России и вызвали необходимость преобразования таможенной системы в соответствии с существующими реалиями.