2. Понятие, цели, содержание и структура таможенного дела и таможенного регулирования Российской Федерации
Подписание Россией Договора о создании единой таможенной территории и формировании таможенного союза (Душанбе, 06.10.2007) и его ратификация (см. Федеральный закон от 27.10.2008 № 187-ФЗ) заложили основу нового механизма таможенно-правового регулирования. Таможенные правила стали носить наднациональный характер, т.е. распространять свое действие на территории государств — членов таможенного союза, а именно Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации.
Конституирующей конструкцией таможенных правил таможенного союза служит международный Договор о Таможенном кодексе таможенного союза (Минск, 27.11.2009) (см. Федеральный закон от 02.06.2010 № 114-ФЗ).
В соответствии со ст. 1 ТК ТС таможенное регулирование по-прежнему представляет собой деятельность уполномоченных органов по созданию таможенных правил, но уже с тремя важными особенностями.
1. Органы, осуществляющие таможенное регулирование. На основании п. 2 ст. 1 ТК ТС таможенное регулирование в таможенном союзе осуществляется в соответствии:
с таможенным законодательством таможенного союза;
с законодательством государств — членов таможенного союза;
Согласно п. 1 ст. 3 ТК ТС таможенное законодательство таможенного союза состоит из:
— ТК ТС;
международных договоров государств — членов таможенного союза, регулирующих таможенные правоотношения в таможенном союзе;
решений Комиссии таможенного союза, регулирующих таможенные правоотношения в таможенном союзе, принимаемых в соответствии с ТК ТС и международными договорами государств — членов таможенного союза.
Как видно, появилось два уровня таможенного регулирования — наднациональный и национальный.
Наднациональный уровень таможенного регулирования представлен:
главами государств и главами правительств государств — членов таможенного союза, уполномоченными на подписание международных договоров государств — членов таможенного союза, регулирующих таможенные правоотношения в таможенном союзе;
КТС как единым постоянно действующим регулирующим органом таможенного союза.
Национальный уровень таможенного регулирования по-прежнему соответствует положениям Конституции и ТК РФ.
2. Пространственная сфера таможенного регулирования распространяется на таможенную территорию таможенного союза трех государств. То есть устанавливаются единые правила перемещения товаров (транспортных средств) через таможенную границу таможенного союза и последующего их оборота на единой таможенной территории таможенного союза.
3. Ограничение предметов национального таможенного регулирования. Таможенное регулирование в государствах — членах таможенного союза допускается только в части, не урегулированной таможенным законодательством таможенного союза и до установления соответствующих правоотношений союзными таможенно-правовыми нормами (п. 2 ст. 1 ТК ТС).
Последняя особенность таможенного регулирования не такая уж и ограничительная для национального таможенного регулирования, как может показаться на первый взгляд. Во-первых, из п. 2 ст. 1 ТК ТС следует, что национальное таможенное нормотворчество возможно в соответствии с таможенным законодательством таможенного союза в части реализации отсылочных норм ТК ТС, международных договоров государств — членов таможенного союза и Решений КТС1. Во-вторых, ориентир типа «в части, не урегулированной» предоставляет уполномоченным органам государства — члена таможенного союза возможности принимать нормативные правовые акты в сфере таможенного дела при отсутствии соответствующих отсылочных норм правовых актов, имеющих высшую юридическую силу.
Таким образом, основываясь на положениях ТК ТС и ТК можно предложить несколько определений таможенного регулирования.
Таможенное регулирование в таможенном союзе ЕврАзЭС —
это деятельность уполномоченных органов (глав государств и правительств государств — членов таможенного союза, КТС) по правовому регулированию отношений, связанных с перемещением товаров через таможенную границу таможенного союза, их перевозкой по единой таможенной территории таможенного союза под таможенным контролем, временным хранением, таможенным декларированием, выпуском и использованием в соответствии с таможенными процедурами, проведением таможенного контроля, уплатой таможенных платежей, а также властных отношений между таможенными органами и лицами, реализующими права владения, пользования и распоряжения указанными товарами.
Таможенное регулирование в России — это деятельность уполномоченных федеральных органов государственной власти РФ (Президента РФ, Федерального Собрания РФ, Правительства РФ, уполномоченных федеральных органов исполнительной власти), осуществляемая в соответствии с таможенным законодательством таможенного союза и национальным таможенным законодательством (в части, не урегулированной таможенным законодательством таможенного союза и не противоречащей ему) по установлению порядка и правил, при соблюдении которых лица реализуют право на ввоз товаров (транспортных средств) в Россию и их вывоз за ее пределы.
О таможенном деле в таможенном законодательстве таможенного союза ничего не говорится (за исключением обозначения отдельной группы участников таможенных правоотношений — лиц, осуществляющих деятельность в сфере таможенного дела (гл. 3 ТК ТС)).
Однако это не означает, что таможенное законодательство таможенного союза не регулирует таможенное дело.
В соответствии с таможенным законодательством РФ таможенное дело — это совокупность методов и средств обеспечения соблюдения мер таможенно-тарифного регулирования и запретов и ограничений, установленных в соответствии с законодательством РФ о государственном регулировании внешнеторговой деятельности, связанных с перемещением товаров и транспортных средств через таможенную границу (п. 2 ст. 1 ТК).
В условиях функционирования таможенного союза меры таможенно-тарифного регулирования, а также запреты и ограничения устанавливаются уже не законодательством РФ, а международными договорами государств — членов таможенного союза. При этом суть таможенного дела не меняется. Таможенные органы также обязаны обеспечивать соблюдение мер таможенно-тарифного регулирования, а также запретов и ограничений в отношении товаров, перемещаемых через таможенную границу (ст. 6 ТК ТС).
Обеспечение таможенными органами требований таможенных правил таможенного союза осуществляется в процессе проведения таможенного контроля (подп. 31 п. 1 ст. 4 ТК ТС). Соответственно ТК ТС, регулируя отношения в сфере таможенного контроля, одновременно затрагивает и вопросы осуществления таможенными органами таможенного дела.
А вот организация таможенного дела и правоохранительная деятельность таможенных органов — это уже предметы регулирования национальных законодательств государств — членов таможенного союза. Однако и тут ТК ТС обозначены основные направления правоохранительной деятельности таможенных органов (ст. 7 ТК ТС): - уголовно-процессуальная деятельность;
оперативно-розыскная деятельность;
административно-процессуальная деятельность (о функциях таможенных органов см. ниже).
Итак, таможенное дело, как и таможенное регулирование, представляет собой деятельность уполномоченных органов. При этом в отличие от таможенного регулирования таможенное дело направлено не на установление таможенных правил, а на обеспечение их соблюдения.
Такое обеспечение осуществляется:
таможенными органами государств — членов таможенного союза;
в процессе проведения таможенного контроля и реализации правоохранительных полномочий.
В России таможенное дело регулируется актами законодательства РФ, указами Президента РФ, постановлениями и распоряжениями Правительства РФ, приказами (распоряжениями) ФТС России и Минфина России (в сфере таможенных платежей и определения таможенной стоимости).
Соответственно, компетенцией по регулированию отношений в области таможенного дела обладают Президент РФ, Федеральное Собрание РФ, Правительство РФ, ФТС России и Минфин России.
Общее руководство таможенным делом осуществляет Правительство РФ (абз. 1 п. 3 ст. 1 ТК).
Непосредственную реализацию в таможенных целях задач в области таможенного дела осуществляет федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области таможенного дел, — ФТС России (абз. 2 п. 3 ст. 1 ТК) (см. также постановление Правительства РФ от 21.08.2004 № 429).
ФТС России решает возложенные на нее задачи как самостоятельно, так и с помощью подчиненных таможенных органов, составляющих единую федеральную централизованную систему (п. 1 ст. 401, ст. 402 ТК).
- Конспект лекций
- Лекция 1. Таможенное дело и таможенная политика России. План:
- 1. История таможенного дела и таможенной политики России
- 2. Понятие, цели, содержание и структура таможенного дела и таможенного регулирования Российской Федерации
- Лекция 2. Понятие таможенного права России. План:
- 2.1. Понятие, предмет, метод и принципы таможенного права России
- 2.2. Соотношение таможенного права с другими отраслями российского права
- Лекция 3. Таможенно-правовые нормы и таможенно-правовые отношения. План:
- 3.1. Понятие, структура и виды норм таможенного права. Действие норм таможенного права во времени, в пространстве и по кругу лиц.
- 3.2. Понятие и виды таможенно-правовых отношений
- Лекция 4. Система и источники таможенного права России План:
- 1. Система таможенного права: принципы и критерии ее построения.
- 2. Источники таможенного права: понятие, виды и краткая характеристика.
- Лекция 5. Субъекты таможенного права России. План:
- 1. Понятие субъекта таможенного права.
- 2. Виды субъектов таможенного права и их краткая характеристика
- Лекция 6. Таможенные органы Российской Федерации. План:
- 6.1. Понятие и правовой статус таможенных органов.
- 6.2. Компетенция таможенных органов и формы ее реализации.
- Лекция 7. Таможенные платежи.
- 7.1. Общие положения о платежах.
- 7.2. Таможенно-тарифное регулирование (таможенные пошлины). Таможенная стоимость товаров.
- 7.3. Налог на добавленную стоимость, акцизы. Таможенные сборы.
- 7.4. Специальные, антидемпинговые и компенсационные пошлины.
- Лекция 8. Таможенный контроль. План:
- 8.1. Общие положения таможенного контроля.
- 8.2. Формы таможенного контроля.
- Часть 2 п. 2 ст. 122 тк тс под такими лицами понимает:
- 8.3. Способы и средства проведения таможенного контроля.
- Лекция 9. Таможенные операции. План:
- 9.1. Прибытие и убытие товаров (транспортных средств). Временное хранение.
- 9.2. Таможенное декларирование товаров.
- 9.3. Выпуск товаров.
- Лекция 10. Таможенные процедуры. План:
- 10.1. Понятие таможенной процедуры.
- 10.2. Виды таможенных процедур:
- 10.3. Условия применения таможенных процедур.
- Лекция 11. Особенности перемещения через таможенную границу отдельных категорий товаров. План:
- 11.1. Перемещение товаров в международных почтовых отправлениях.
- 11.2. Перемещение товаров отдельными категориями иностранных лиц.
- 11.3. Перемещение товаров, содержащих объекты интеллектуальной собственности.
- 11.4. Перемещение товаров трубопроводным транспортом и по линиям электропередачи.
- 11.5. Перемещение транспортных средств международных перевозок.
- Глава 48 тк тс определяет порядок временного ввоза на таможенную территорию таможенного союза и временного вывоза с этой территории:
- 11.6. Перемещение товаров для личного пользования.
- 11.7. Перемещение припасов.
- Лекция 12. Ответственность за правонарушения в сфере таможенного дела. План:
- 12.1. Понятие, особенности, виды и принципы юридической ответственности за таможенные правонарушения.
- 12.2. Преступления в сфере таможенного дела.
- 12.3. Административные правонарушения в сфере таможенного дела (нарушения таможенных правил) и ответственность за эти нарушения.
- 12.4. Ответственность таможенных органов и их должностных лиц.