7.1. Общие положения о платежах.
Институт таможенных платежей можно отнести к основополагающим элементам таможенного права, который по значимости уступает лишь таможенному контролю.
Таможенные платежи регулируются множественными нормативными правовыми актами, имеющими различную юридическую силу. Причем такая множественность присутствует на всех уровнях правового регулирования, от международных договоров государств — членов таможенного союза до национального законодательства каждого союзного государства.
Взяв за основу положения ТК ТС, таможенные платежи можно определить как таможенные пошлины, налоги и сборы, обязанность взимания, а при необходимости и взыскания которых возложена на таможенные органы.
Деятельность таможенных органов по контролю за уплатой таможенных платежей, их взиманием, а также взысканием имеет еще одно название — администрирование таможенных платежей.
Помимо таможенных пошлин, налогов и сборов таможенные органы наделены правом взимания и иных платежей, не отнесенных п. 1 ст. 70 ТК ТС к таможенным платежам, а именно:
внутренних налогов (подп. 26 п. 1 ст. 11 ТК, ч. 1 п. 3 ст. 293 ТК ТС);
специальных, антидемпинговых и компенсационных пошлин (п. 2 ст. 70 ТК ТС).
Внутренние налоги взимаются таможенными органами в порядке, установленном ТК ТС и ТК для взимания налогов.
Специальные, антидемпинговые и компенсационные пошлины взимаются таможенными органами в порядке, установленном ТК ТС для взимания ввозной таможенной пошлины.
Ввозные таможенные пошлины уплачиваются плательщиками на единый счет уполномоченного органа (в России — Казначейство России) и подлежат зачислению в национальной валюте той стороны, в которой они подлежат уплате в соответствии с таможенным законодательством таможенного союза, в том числе при взыскании ввозных таможенных пошлин в порядке, установленном таможенным законодательством таможенного союза.
Денежные суммы, поступившие от ввозных таможенных пошлин на единый счет уполномоченного органа стороны, подлежат распределению в следующих размерах:
Республика Беларусь — 4,7%;
Республика Казахстан — 7,33%;
— Российская Федерация — 87,97%.
Дальнейшее перечисление сумм ввозных таможенных пошлин сторонам осуществляется уполномоченными органами сторон на счета в иностранной валюте других сторон в рабочий день стороны, следующий за днем зачисления указанных сумм на единый счет уполномоченного органа.
Вывозные таможенные пошлины, НДС и акцизы, а также таможенные сборы (таможенные сборы за совершение таможенными органами действий, связанных с выпуском товаров, за хранение, за таможенное сопровождение) подлежат перечислению в федеральный бюджет.
Для удобства изучения таможенных платежей предварительно их можно разделить на несколько групп, взяв за критерий такого деления факт перемещения через таможенную границу.
Таким образом, основную группу платежей составят пошлины и налоги, которые непосредственно либо опосредованно связаны с перемещением через таможенную границу товаров и уплата которых является обязательным условием применения таможенных процедур:
таможенные пошлины (ввозная таможенная пошлина, включая сезонные пошлины, и вывозная таможенная пошлина);
НДС, взимаемый при ввозе товаров на таможенную территорию таможенного союза;
акциз, взимаемый при ввозе товаров на таможенную территорию таможенного союза.
Опосредованная связь с фактом перемещения товара через таможенную границу имеет место, например, при изменении таможенной процедуры товара, уже перемещенного через таможенную границу (временный ввоз (допуск) изменяется на выпуск для внутреннего потребления), либо при таможенном декларировании отходов переработки товаров.
Другая группа таможенных платежей представлена таможенными сборами.
В соответствии с п. 1 ст. 72 ТК ТС к таможенным сборам относятся:
таможенный сбор за совершение таможенными органами действий, связанных с выпуском товаров (таможенный сбор за таможенные операции);
таможенный сбор за таможенное сопровождение;
таможенный сбор за хранение.
Таможенные платежи первой группы (таможенная пошлина, НДС, акциз) являются одним из главных источников пополнения налоговой части федерального бюджета.
Общие положения о порядке уплаты таможенных пошлин, налогов характеризуют таможенные платежи с точки зрения таких составляющих, как статус плательщиков таможенных платежей, сроки и формы уплаты, исполнение обязанности по уплате, валюта платежа и т.д.
Плательщиками таможенных пошлин, налогов являются декларант или иные лица, на которых в соответствии с ТК ТС, международными договорами государств — членов таможенного союза и (или) законодательством государств — членов таможенного союза возложена обязанность по уплате таможенных пошлин, налогов (ст. 79 ТК ТС).
На основании ст. 80—81 ТК ТС всех плательщиков таможенных платежей можно разделить на несколько групп.
Обязательные плательщики таможенных платежей. К ним следует отнести декларантов и таможенных представителей, поскольку они являются участниками таможенных операций и процедур, требования которых предусматривают уплату таможенных платежей (за исключением случаев предоставления льгот по таможенным платежам).
Возможные плательщики таможенных платежей могут рассматриваться в качестве таковых только при наличии определенных обстоятельств (как правило, отличных от факта законного перемещения товаров через таможенную границу), с которыми ТК ТС, международные договоры государств — членов таможенного союза и (или) законодательство государств — членов таможенного союза связывают возникновение обязанности по уплате таможенных платежей.
На основании п. 1 ст. 82 ТК ТС сроки уплаты таможенных пошлин, налогов установлены при совершении таможенных операций и для каждой таможенной процедуры отдельно. Однако по общему правилу таможенные пошлины, налоги должны быть уплачены в пределах сроков выпуска товаров (подп. 3 п. 1 ст. 195 ТК ТС).
Момент исполнения обязанности по уплате таможенных платежей зависит от той формы и способа уплаты, которую избирает плательщик (безналичная форма уплаты, внесение денежных средств в кассу таможенного органа, применение микропроцессорных пластиковых карт, зачет авансовых сумм или денежного залога).
На основании ст. 332 ТК обязанность по уплате таможенных пошлин, налогов считается исполненной в следующих случаях:
1) с момента списания денежных средств со счета плательщика в банке. Для целей подтверждения данного факта плательщиком предоставляется таможенному органу платежное поручение с отметкой банка о списании соответствующих сумм.
с момента внесения физическим лицом наличных денежных средств в кассу таможенного органа. При осуществлении таможенного платежа наличными оформляется таможенный приходной ордер (ТПО) (см. решение КТС от 18.06.2010 № 288 «О форме таможенного приходного ордера и порядке заполнения и применения таможенного приходного ордера»);
3) с момента зачета (по инициативе плательщика) излишне уплаченных или излишне взысканных сумм вывозных таможенных пошлин, налогов в качестве таможенных платежей.
Моментом зачета является принятие таможенным органом такого заявления.
В счет уплаты ввозных таможенных пошлин могут быть зачтены налоги и сборы, а также иные платежи, подлежащие уплате в соответствии с законодательством сторон, поступившие на единый счет уполномоченного органа.
Ввозные таможенные пошлины не могут быть зачтены в счет уплаты иных платежей (п. 1 ст. 3 Соглашения об установлении и о применении в таможенном союзе порядка зачисления и распределения ввозных таможенных пошлин (иных пошлин, налогов и сборов, имеющих эквивалентное действие));
4) с момента зачета (по инициативе плательщика) авансовых сумм или денежного залога в качестве таможенных платежей.
5) с момента зачета в счет уплаты таможенных пошлин, налогов денежных средств, уплаченных банком, иной кредитной организацией либо страховой организацией в соответствии с банковской гарантией или договором страхования, а также поручителем в соответствии с договором поручительства; 6) с момента зачисления в полном объеме денежных средств в Федеральный бюджет — в случае взыскания таможенных платежей за счет:
— товаров, в отношении которых не уплачены таможенные пошлины, налоги,
— залога товаров или иного имущества плательщика таможенных пошлин, налогов.
Обеспечение уплаты таможенных платежей (пошлин, налогов). Под обеспечением уплаты таможенных платежей понимается принятие плательщиком таможенных платежей мер, гарантирующих таможенному органу своевременное поступление денежных средств, в случае неисполнения данным лицом взятых на себя обязательств.
Принудительное взыскание таможенных платежей имеет свои особенности в зависимости от статуса лица (плательщика), не уплатившего (недоплатившего) соответствующие денежные суммы в установленный срок.
Принудительное взыскание таможенных платежей возможно:
в течение трех лет со дня истечения срока уплаты таможенных пошлин, налогов либо со дня наступления события, влекущего обязанность лиц уплачивать таможенные пошлины, налоги;
до прекращения обязанности по уплате таможенных пошлин, налогов.
Принудительное взыскание таможенных пошлин, налогов с юридических лиц и индивидуальных предпринимателей производится:
за счет денежных средств, находящихся на счетах плательщика в банках;
за счет обеспечения уплаты таможенных платежей;
за счет иного имущества плательщика;
в судебном порядке.
Возврат излишне уплаченных или излишне взысканных таможенных платежей. Излишне уплаченной или излишне взысканной суммой таможенных пошлин, налогов является сумма фактически уплаченных или взысканных в качестве таможенных пошлин, налогов денежных средств, размер которых превышает сумму, подлежащую уплате.
- Конспект лекций
- Лекция 1. Таможенное дело и таможенная политика России. План:
- 1. История таможенного дела и таможенной политики России
- 2. Понятие, цели, содержание и структура таможенного дела и таможенного регулирования Российской Федерации
- Лекция 2. Понятие таможенного права России. План:
- 2.1. Понятие, предмет, метод и принципы таможенного права России
- 2.2. Соотношение таможенного права с другими отраслями российского права
- Лекция 3. Таможенно-правовые нормы и таможенно-правовые отношения. План:
- 3.1. Понятие, структура и виды норм таможенного права. Действие норм таможенного права во времени, в пространстве и по кругу лиц.
- 3.2. Понятие и виды таможенно-правовых отношений
- Лекция 4. Система и источники таможенного права России План:
- 1. Система таможенного права: принципы и критерии ее построения.
- 2. Источники таможенного права: понятие, виды и краткая характеристика.
- Лекция 5. Субъекты таможенного права России. План:
- 1. Понятие субъекта таможенного права.
- 2. Виды субъектов таможенного права и их краткая характеристика
- Лекция 6. Таможенные органы Российской Федерации. План:
- 6.1. Понятие и правовой статус таможенных органов.
- 6.2. Компетенция таможенных органов и формы ее реализации.
- Лекция 7. Таможенные платежи.
- 7.1. Общие положения о платежах.
- 7.2. Таможенно-тарифное регулирование (таможенные пошлины). Таможенная стоимость товаров.
- 7.3. Налог на добавленную стоимость, акцизы. Таможенные сборы.
- 7.4. Специальные, антидемпинговые и компенсационные пошлины.
- Лекция 8. Таможенный контроль. План:
- 8.1. Общие положения таможенного контроля.
- 8.2. Формы таможенного контроля.
- Часть 2 п. 2 ст. 122 тк тс под такими лицами понимает:
- 8.3. Способы и средства проведения таможенного контроля.
- Лекция 9. Таможенные операции. План:
- 9.1. Прибытие и убытие товаров (транспортных средств). Временное хранение.
- 9.2. Таможенное декларирование товаров.
- 9.3. Выпуск товаров.
- Лекция 10. Таможенные процедуры. План:
- 10.1. Понятие таможенной процедуры.
- 10.2. Виды таможенных процедур:
- 10.3. Условия применения таможенных процедур.
- Лекция 11. Особенности перемещения через таможенную границу отдельных категорий товаров. План:
- 11.1. Перемещение товаров в международных почтовых отправлениях.
- 11.2. Перемещение товаров отдельными категориями иностранных лиц.
- 11.3. Перемещение товаров, содержащих объекты интеллектуальной собственности.
- 11.4. Перемещение товаров трубопроводным транспортом и по линиям электропередачи.
- 11.5. Перемещение транспортных средств международных перевозок.
- Глава 48 тк тс определяет порядок временного ввоза на таможенную территорию таможенного союза и временного вывоза с этой территории:
- 11.6. Перемещение товаров для личного пользования.
- 11.7. Перемещение припасов.
- Лекция 12. Ответственность за правонарушения в сфере таможенного дела. План:
- 12.1. Понятие, особенности, виды и принципы юридической ответственности за таможенные правонарушения.
- 12.2. Преступления в сфере таможенного дела.
- 12.3. Административные правонарушения в сфере таможенного дела (нарушения таможенных правил) и ответственность за эти нарушения.
- 12.4. Ответственность таможенных органов и их должностных лиц.