9.2. Таможенное декларирование товаров.
Таможенное декларирование — это заявление уполномоченным лицом по установленной форме точных сведений о товарах в соответствии с требованиями избранной таможенной процедуры.
Таможенное декларирование и помещение товаров под таможенную процедуру — это выражения, отличные по звучанию, но одинаковые по сути, поскольку обозначают совершение одних и тех же таможенных операций. Результатом таких таможенных операций является выпуск товаров на таможенной территории таможенного союза или убытие с этой территории.
На основании п. 1, 2 ст. 174 ТК ТС помещение товаров под таможенную процедуру начинается с момента подачи таможенному органу таможенной декларации с необходимыми документами и завершается выпуском товаров в соответствии с заявленной таможенной процедурой.
Лицом, уполномоченным на подачу таможенной декларации, может быть декларант либо таможенный представитель.
Согласно ст. 186 ТК ТС статусом декларанта обладают следующие лица:
а) лица государства — члена таможенного союза. Учи тывая действующий в настоящее время принцип резидент- ства, на территории РФ декларантом может быть россий ское лицо:
заключившее внешнеэкономическую сделку либо от имени (по поручению) которого эта сделка заключена (например, российский покупатель или продавец товаров по договору международной купли-продажи),
имеющее право владения, пользования и (или) распоряжения товарами — при отсутствии внешнеэкономической сделки (например, перемещение товаров физическими лицами для личного пользования, временный вывоз товаров организациями для участия в выставочно-ярмарочных мероприятиях);
б) иностранные лица:
физические лица, перемещающие товары для личного пользования,
отдельные категории иностранных лиц (дипломатические представительства, консульские учреждения, иные официальные представительства иностранных государств, международных организаций, персонал этих представительств, учреждений и организаций),
организации, имеющие представительства, созданные на территории государства — члена таможенного союза (при заявлении таможенных процедур временного ввоза, реэкспорта, выпуска для внутреннего потребления товаров, ввозимых для собственных нужд таких представительств),
лица, имеющие право распоряжаться товарами не в рамках сделки, одной из сторон которой выступает лицо государства — члена таможенного союза (например, заявление таможенной процедуры реэкспорта в случае ошибочной поставки товаров на территорию РФ);
в) вышеперечисленные российские и иностранные лица, а также перевозчик, таможенный перевозчик, российский экспедитор — при заявлении таможенной процедуры таможенного транзита.
Таможенным представителем на территории РФ является российское юридическое лицо (за исключением казенных предприятий), включенное в Реестр ФТС России, осуществляющее деятельность в сфере таможенного дела, связанную с оказанием услуг по совершению таможенных операций в интересах декларантов1.
Для получения российским юридическим лицом статуса таможенного представителя необходимо выполнить следующие условия:
иметь в штате не менее двух работников, обладающих квалификационными аттестатами специалиста по таможенным операциям, и в штате обособленного структурного подразделения юридического лица (через которое заявитель планирует осуществлять свою деятельность в качестве таможенного представителя) — не менее одного работника, имеющего аттестат специалиста по таможенным операциям;
заключить договор страхования риска своей гражданской ответственности (на сумму не менее 20 млн руб.), которая может наступить вследствие причинения вреда имуществу представляемых лиц или нарушения договоров с этими лицами;
представить обеспечение уплаты таможенных платежей на сумму, эквивалентную не менее чем 1 млн евро (по курсу валют, установленному ЦБ РФ на день предоставления такого обеспечения);
не иметь фактов неоднократного (два и более раза) привлечения к административной ответственности за правонарушения в области таможенного дела, предусмотренные ст. 16.1-16.3, 16.15, 16.22 и ч. 3 ст. 16.23 КоАП2, в течение срока, когда лицо считается подвергнутым административ-ному наказанию;
5) не иметь задолженности по уплате таможенных платежей в размере 500 тыс. руб. и более.
КТС на основании реестров таможенных представителей, поступивших из таможенных органов государств — членов таможенного союза (ФТС России, Государственного таможенного комитета Республики Беларусь, Комитета таможенного контроля Министерства финансов Республики Казахстан), формирует общий реестр владельцев таможенных представителей и обеспечивает его опубликование на официальном сайте КТС.
ТК ТС установлены две формы таможенного декларирования: 1) письменная; 2) электронная.
Письменная форма таможенного декларирования включает следующие виды таможенных деклараций:
декларация на товары (подается в случае перемещения товаров хозяйствующими субъектами, например участниками ВЭД);
транзитная декларация (подается при помещении товаров под таможенную процедуру таможенного транзита);
пассажирская таможенная декларация (подается при перемещении физическими лицами товаров для личного пользования);
декларация на транспортное средство (подается при перемещении через таможенную границу транспортных средств международной перевозки).
В настоящее время декларация на товары представлена отдельной формой декларации — ГТД.
Прототипом ГТД служит единый административный документ (ЕАД), используемый для таможенного декларирования товаров в странах Европейского Союза. Этот документ, введенный с 1 января 1988 г. (в России ГТД применяется с 1 апреля 1989 г.), заменил собой многочисленную национальную товаросопроводительную документацию (около 80 видов формуляров и деклараций, заполнение которых требовалось при прохождении таможенного контроля на границах стран — членов Европейского Союза). Введение ЕАД упростило таможенные формальности, уменьшило связанные с этим финансовые издержки и потери во времени, подготовило переход на полностью автоматизированный учет и обработку документов при ввозе и вывозе товаров1. КТС на основании реестров таможенных представителей, поступивших из таможенных органов государств — членов таможенного союза (ФТС России, Государственного таможенного комитета Республики Беларусь, Комитета таможенного контроля Министерства финансов Республики Казахстан), формирует общий реестр владельцев таможенных представителей и обеспечивает его опубликование на официальном сайте КТС.
ТК ТС установлены две формы таможенного декларирования: 1) письменная; 2) электронная.
Письменная форма таможенного декларирования включает следующие виды таможенных деклараций:
декларация на товары (подается в случае перемещения товаров хозяйствующими субъектами, например участниками ВЭД);
транзитная декларация (подается при помещении товаров под таможенную процедуру таможенного транзита);
пассажирская таможенная декларация (подается при перемещении физическими лицами товаров для личного пользования);
декларация на транспортное средство (подается при перемещении через таможенную границу транспортных средств международной перевозки).
В настоящее время декларация на товары представлена отдельной формой декларации — ГТД.
Прототипом ГТД служит единый административный документ (ЕАД), используемый для таможенного декларирования товаров в странах Европейского Союза. Этот документ, введенный с 1 января 1988 г. (в России ГТД применяется с 1 апреля 1989 г.), заменил собой многочисленную национальную товаросопроводительную документацию (около 80 видов формуляров и деклараций, заполнение которых требовалось при прохождении таможенного контроля на границах стран — членов Европейского Союза). Введение ЕАД упростило таможенные формальности, уменьшило связанные с этим финансовые издержки и потери во времени, подготовило переход на полностью автоматизированный учет и обработку документов при ввозе и вывозе товаров1.
ГТД состоит из комплектов бланков1:
Грузовая таможенная декларация / Транзитная декларация (ТДЗ);
Добавочный лист к грузовой таможенной декларации / транзитной декларации (ТД4);
Грузовая таможенная декларация / Транзитная декларация (ТД1).
Добавочный лист к грузовой таможенной декларации / транзитной декларации (ТД2).
ТДЗ и ТД4 могут использоваться для таможенного декларирования товаров, ввозимых (ввезенных) в Российскую Федерацию и вывозимых (вывезенных) за пределы территории РФ.
ТД1 и ТД2 применяются для таможенного декларирования товаров, вывозимых (вывезенных) за пределы России.
Комплект ТД1 или ТДЗ используется для заявления сведений об одном товаре2.
Комплекты ТД2 и ТД4 используются в дополнение к комплектам ТД1 и ТДЗ соответственно, если в одной ГТД заявляются сведения о двух и более товарах. Причем в каждом из комплектов ТД2 и ТД4 могут заявляться сведения о трех товарах. Количество используемых комплектов ТД2 и ТД4 не ограничено.
Таким образом, одна ГТД (с используемыми при необходимости дополнительными комплектами ТД2 или ТД4) может применяться для таможенного декларирования товаров, содержащихся в одной товарной партии1 и помещаемых под одну и ту же таможенную процедуру.
По общему правилу ГТД заполняется на русском языке с формированием ее электронной копии и удостоверяется (подписывается) лицом, ее составившим.
На основании п. 4 ст. 180 ТК ТС в качестве таможенной декларации могут использоваться транспортные (перевозочные), коммерческие и (или) иные документы, содержащие сведения, необходимые для выпуска товаров в соответствии с таможенной процедурой (п. 4 ст. 180 ТК ТС).
Перечень сведений, подлежащих указанию в таможенной декларации, ограничивается только теми сведениями, которые необходимы:
для исчисления и взимания таможенных платежей;
формирования таможенной статистики;
применения таможенного законодательства таможенного союза и иного законодательства государств — членов таможенного союза (проверки соблюдения требований избранной таможенной процедуры).
Такими сведениями, в частности, могут быть сведения:
о заявляемой таможенной процедуре и о подтверждении условий ее соблюдения;
о декларанте (уполномоченном представителе), об отправителе (получателе) товаров (контрагенте российского лица, выступающего в качестве стороны внешнеторгового договора);
о транспортных средствах международной перевозки;
о товарах (наименование, описание, коды по ТН ВЭД ТС, страна происхождения, страна отправления (назначения), описание упаковок (количество, вид, маркировка и порядковые номера), количество, таможенная и статистическая стоимость)1;
об исчислении таможенных платежей (ставки таможенных пошлин, налогов, таможенных сборов, а также суммы исчисленных таможенных платежей, примененные льготы, курс валют);
о внешнеэкономической сделке и ее основных условиях;
о соблюдении запретов и ограничений, о производителе товаров;
о представленных документах, о лице, составившем декларацию на товары, а также о месте и дате ее составления.
Все сведения, содержащиеся в таможенной декларации, должны подтверждаться документально. Тем более это относится к ГТД (в недалеком будущем — декларации на товары (ДТ)), в которой сведения указываются в закодированном виде.
В ч. 2 п. 1 ст. 183 ТК ТС перечисляются документы, прилагаемые к таможенной декларации. Перечень общий, и в зависимости от конкретных условий таможенного декларирования какие-то документы могут не понадобиться, а какие-то, наоборот, будут необходимы.
Можно предложить следующую группировку документов, вне зависимости от статуса декларанта, вида товаров и избранной таможенной процедуры:
организационные, регистрационные и удостоверительные (уполномочивающие) документы.
договор (включая дополнения, соглашения к нему, имеющие отношение к декларируемым товарам) или документы, выражающие содержание односторонних внешнеэкономических сделок;
коммерческие документы (счет-фактура (инвойс),
транспортные (перевозочные) документы, по которым осуществлялась (осуществляется) международная перевозка товаров;
таможенные документы (например, разрешения на переработку товаров, таможенные декларации о помещении товаров под предшествующие таможенные процедуры, декларации таможенной стоимости);
разрешительные документы или документы, подтверждающие соблюдение запретов и ограничений (сертификаты, лицензии, заключения, паспорта сделок, документы о стране происхождения товаров);
платежные документы (документы, подтверждающие уплату таможенных платежей, принятие мер по обеспечению такой уплаты, подтверждающие права на льготы).
В зависимости от особенностей таможенного декларирования товаров, таможенным законодательством таможенного союза установлены и другие сроки подачи таможенной декларации. Например, срок подачи предварительной таможенной декларации (п. 1 ст. 193 ТК ТС), срок подачи таможенной декларации в отношении товаров, выпущенных до подачи таможенной декларации (подп. 2 п. 1 ст. 197 ТК ТС).
Таможенная декларация подается таможенному органу, правомочному принимать таможенные декларации в отношении товаров, заявляемых к помещению под соответствующую таможенную процедуру.
Дата и время подачи таможенной декларации, ее электронной копии и необходимых документов (с их описью в двух экземплярах) фиксируется таможенным органом в журнале регистрации таможенных деклараций. Подача таможенной декларации подтверждается проставлением даты и времени на двух экземплярах описи документов с указанием фамилии и инициалов должностного липа (Решение КТС от 20.05.2010 № 262 «О порядке регистрации-отказе в регистрации декларации на товары и оформления отказа в выпуске товаров»).
Далее декларации присваивается регистрационный но мер. Регистрационный номер формируется по следующей
схеме:
ХХХХХХХХ/ ХХХХХХ/ ХХХХХХХ (1 2 3),
где элемент 1 — код таможенного органа или его структурного подразделения, оформившего принятие ГТД; элемент 2 — дата принятия ГТД (день, месяц, две последние цифры года); элемент 3 — порядковый номер таможенной декларации, присваиваемый по журналу учета таможенных деклараций таможенным органом или его структурным подразделением, принявшим ГТД (начинается с единицы с каждого календарного года).
После регистрации таможенной декларации должностное лицо указывает регистрационный номер таможенной декларации и время ее регистрации на двух экземплярах описи, которые заверяются подписью и проставлением оттиска личной номерной печати.
Один экземпляр описи после проставления соответствующих отметок возвращается декларанту (таможенному представителю), второй — прикладывается к таможенной декларации и документам.
С момента присвоения регистрационного номера таможенная декларация становится документом, свидетельствующим о фактах, имеющих юридическое значение. С этого момента декларант (таможенный представитель) несет юридическую ответственность за достоверность указанных в такой декларации сведений.
После регистрации таможенной декларации должностное лицо таможенного органа проверяет документы, представленные вместе с декларацией на предмет достоверности сведений, указанных в условно-закодированном виде.
Завершающим этапом проверки таможенной декларации является таможенный досмотр, поручаемый отдельным должностным лицам таможенного органа (досмотровой группе).
Согласно ч. 1, 2 ст. 196 ТК ТС действия по проверке таможенной декларации и принятию решения по результатам такой проверки должны быть совершены в течение:
— одного рабочего дня, следующего за днем регистрации таможенной декларации (т.е. максимум два рабочих дня);
— четырех часов с момента регистрации декларации на товары, не облагаемые экспортными таможенными пошлинами и вывозимыми из Российской Федерации в соответствии с таможенными процедурами экспорта или временного вывоза (перечень товаров определяется КТС).
При необходимости применения дополнительных форм таможенного контроля или завершения уже проводимых проверок указанные выше сроки могут быть продлены до 10 рабочих дней (со дня, следующего за днем регистрации таможенной декларации).
По результатам проверки таможенной декларации уполномоченным должностным лицом таможенного органа принимается одно из следующих решений:
— о выпуске (условном выпуске) товаров в соответствии с избранной (заявленной) таможенной процедурой;
- о приостановлении выпуска товаров (например, в случае обнаружения признаков нарушения прав интеллектуальной собственности);
— об отказе в выпуске товаров (при несоблюдении условий выпуска товаров (ст. 201 ТК ТС) или, например, в случае неосуществления декларантом в сроки выпуска товаров корректировки недостоверных сведений о таможенной стоимости и неуплаты доначисленных таможенных платежей (ч. 2 п. 2 ст. 68 ТК ТС)).
Сведения, заявленные в таможенной декларации, могут быть изменены или дополнены как до выпуска товаров, так и после их выпуска.
Отзыв декларации на иностранные товары обязывает Декларанта в течение срока временного хранения подать новую таможенную декларацию. Для товаров таможенного союза такого требования нет, так как товары таможенного союза находятся на таможенной территории без каких-либо ограничений прав собственности, требований и условий со стороны таможенного законодательства таможенного союза.
- Конспект лекций
- Лекция 1. Таможенное дело и таможенная политика России. План:
- 1. История таможенного дела и таможенной политики России
- 2. Понятие, цели, содержание и структура таможенного дела и таможенного регулирования Российской Федерации
- Лекция 2. Понятие таможенного права России. План:
- 2.1. Понятие, предмет, метод и принципы таможенного права России
- 2.2. Соотношение таможенного права с другими отраслями российского права
- Лекция 3. Таможенно-правовые нормы и таможенно-правовые отношения. План:
- 3.1. Понятие, структура и виды норм таможенного права. Действие норм таможенного права во времени, в пространстве и по кругу лиц.
- 3.2. Понятие и виды таможенно-правовых отношений
- Лекция 4. Система и источники таможенного права России План:
- 1. Система таможенного права: принципы и критерии ее построения.
- 2. Источники таможенного права: понятие, виды и краткая характеристика.
- Лекция 5. Субъекты таможенного права России. План:
- 1. Понятие субъекта таможенного права.
- 2. Виды субъектов таможенного права и их краткая характеристика
- Лекция 6. Таможенные органы Российской Федерации. План:
- 6.1. Понятие и правовой статус таможенных органов.
- 6.2. Компетенция таможенных органов и формы ее реализации.
- Лекция 7. Таможенные платежи.
- 7.1. Общие положения о платежах.
- 7.2. Таможенно-тарифное регулирование (таможенные пошлины). Таможенная стоимость товаров.
- 7.3. Налог на добавленную стоимость, акцизы. Таможенные сборы.
- 7.4. Специальные, антидемпинговые и компенсационные пошлины.
- Лекция 8. Таможенный контроль. План:
- 8.1. Общие положения таможенного контроля.
- 8.2. Формы таможенного контроля.
- Часть 2 п. 2 ст. 122 тк тс под такими лицами понимает:
- 8.3. Способы и средства проведения таможенного контроля.
- Лекция 9. Таможенные операции. План:
- 9.1. Прибытие и убытие товаров (транспортных средств). Временное хранение.
- 9.2. Таможенное декларирование товаров.
- 9.3. Выпуск товаров.
- Лекция 10. Таможенные процедуры. План:
- 10.1. Понятие таможенной процедуры.
- 10.2. Виды таможенных процедур:
- 10.3. Условия применения таможенных процедур.
- Лекция 11. Особенности перемещения через таможенную границу отдельных категорий товаров. План:
- 11.1. Перемещение товаров в международных почтовых отправлениях.
- 11.2. Перемещение товаров отдельными категориями иностранных лиц.
- 11.3. Перемещение товаров, содержащих объекты интеллектуальной собственности.
- 11.4. Перемещение товаров трубопроводным транспортом и по линиям электропередачи.
- 11.5. Перемещение транспортных средств международных перевозок.
- Глава 48 тк тс определяет порядок временного ввоза на таможенную территорию таможенного союза и временного вывоза с этой территории:
- 11.6. Перемещение товаров для личного пользования.
- 11.7. Перемещение припасов.
- Лекция 12. Ответственность за правонарушения в сфере таможенного дела. План:
- 12.1. Понятие, особенности, виды и принципы юридической ответственности за таможенные правонарушения.
- 12.2. Преступления в сфере таможенного дела.
- 12.3. Административные правонарушения в сфере таможенного дела (нарушения таможенных правил) и ответственность за эти нарушения.
- 12.4. Ответственность таможенных органов и их должностных лиц.