logo search
Конспект лекций ТП (4 семестр)

9.1. Прибытие и убытие товаров (транспортных средств). Временное хранение.

В таможенном законодательстве таможенного союза не используется выражение: таможенное оформление това­ров. Действия, обусловленные выполнением таможенных формальностей в связи с перемещением товаров через тамо­женную границу, обозначены таможенными операциями.

Подпункт 29 п. 1 ст. 4 ТК ТС определяет таможенные опера­ции как действия, совершаемые лицами и таможенными органами в целях обеспечения соблюдения таможенного законодательства таможенного союза.

Данное определение необоснованно накладывает на фи­зических лиц и организации обязанность, не соответству­ющую их статусу. Обеспечивать соблюдение таможенного законодательства — это обязанность таможенных орга­нов, закрепленная в определении таможенного контроля (подп. 31 п. 1 ст. 4 ТК ТС), и одна из их основных задач (подп. 2 п. 1 ст. 6 ТК ТС). Лица, совершая таможенные операции, реализуют свое право на перемещение товаров, и главная их обязанность — соблюдать (исполнять) тамо­женное законодательство (п. 1 ст. 150 ТК ТС), а не обеспе­чивать его соблюдение.

Таможенные операции в соответствии с ТК ТС разделе­ны на несколько групп:

Такое деление не лишено своих условностей, поскольку таможенные операции убытия товаров совершаются, как пра­вило, после их таможенного декларирования (см., например, п. 1 ст. 163 ТК ТС).

Более подробное видение таможенных операций, разде­ленных на определенные группы (по своим целям, кругу уча­ствующих лиц, перечню требуемых документов и сведений), может быть следующим:

При ввозе товаров на таможенную территорию та­моженного союза первоначально таможенные отношения возникают между перевозчиком и таможенным органом. Причем следует различать места пересечения товарами (транспортными средствами) таможенной границы и места прибытия товаров (транспортных средств) на таможенную территорию.

Места прибытия товаров и транспортных средств на та­моженную территорию таможенного союза, применительно к Российской Федерации, включают в себя:

— пункты пропуска через государственную границу РФ;

— иные места прибытия товаров и транспортных средств на таможенную территорию.

С момента пересечения товарами таможенной границы такие товары приобретают статус находящихся под тамо­женным контролем (ч. 1 п. 1 ст. 96 ТК ТС). Однако тамо­женные операции начинаются позже, а именно с момента представления таможенному органу необходимых докумен­тов и сведений (ст. 158 ТК ТС). Поэтому после пересечения товарами и транспортными средствами таможенной гра­ницы перевозчик обязан доставить товар и транспортное средство в место прибытия в неизменном виде и состоянии, а также представить таможенному органу необходимые до­кументы и сведения. Перечень таких документов и сведе­ний предусмотрен ст. 159 ТК ТС применительно к виду транспортного средства, на котором перевозятся товары.

В отличие от товаров, перемещаемых через таможен­ную границу в качестве предметов международной купли-продажи, мены, сырья и т.п., транспортные средства международной перевозки подлежат таможенному декла­рированию в соответствии со ст. 350 ТК ТС в месте при­бытия на таможенную территорию.

Таможенное декларирование транспортных средств международной перевозки осуществляется путем подачи перевозчиком таможенному органу таможенной деклара­ции на транспортное средство:

По результатам проверки документов таможенный ор­ган оформляет временный ввоз транспортного средства международной перевозки (для иностранного транспорт­ного средства) или завершение временного вывоза транс­портного средства международной перевозки, зарегистри­рованного в Российской Федерации.

Дальнейшие действия зависят от того, в каком таможен­ном органе будет подаваться декларация на товары (т.е. со­вершаться таможенные операции помещения товаров под таможенную процедуру).

Убытие товаров с российской части таможенной территории таможенного союза осуществляется так же (как и в случаях прибытия товаров) в местах перемещения через таможенную границу и во время работы таможенных органов.

Для отдельных видов товаров могут быть установлены специальные места убытия с таможенной территории. На­пример, постановлением Правительства РФ от 15.07.2010 № 521 «Об определении пунктов пропуска через государ­ственную границу Российской Федерации для убытия с территории Российской Федерации отдельных видов то­варов» определены места убытия автомобильным, железнодорожным и водным видами транспорта древесины и изде­лии из нее (в том числе определенных пород).

Для убытия товаров таможенному органу (расположенному в месте убытия товаров за пределы таможенной тер­ритории) представляются:

До подачи таможенному органу декларации на товары (в месте прибытия товаров либо в месте доставки при пере­возке по процедуре таможенного транзита) допускается их временное хранение.

Обязательность временного хранения товаров, пере­мещаемых через таможенную границу, обусловлена не­сколькими факторами. Во-первых, иностранные товары находятся под таможенным контролем и в отношении их не уплачены таможенные платежи. Отсюда необходимость их помещения в специализированные места (СВХ), где обе­спечивается надлежащая сохранность и гарантии исполне­ния обязательств (например, уплата таможенных пошлин

налогов) на случай исчезновения товаров. Во-вторых, не­готовностью декларанта подать декларацию на товары в те­чение трех часов после предъявления товаров таможенно­му органу в месте прибытия или в месте доставки товаров (при завершении таможенной процедуры таможенного транзита - ч. 1 п. 6 ст. 225 ТК ТС).

Временное хранение товаров представляет собой хранение ино­странных товаров под таможенным контролем в местах временного хранения до их выпуска таможенным органом в соответствии с заяв­ленной таможенной процедурой либо до совершения иных действий, предусмотренных таможенным законодательством таможенного союза, без уплаты таможенных пошлин, налогов.

Местами временного хранения товаров являются, как правило, СВХ1.

Под складами временного хранения понимаются как собственно складские помещения, так и открытые площад­ки. В обоих случаях СВХ должны отвечать требованиям, предъявляемым к месту их расположения, а также к обу­стройству и оборудованию. Например, в соответствии с п. 1 ст. 107 ТК, а также п. 4 Обязательных требований к обу­стройству, оборудованию и месту расположения складов временного хранения, утвержденных приказом ФТС Рос­сии от 06.12.2007 № 1497, СВХ:

Владельцы СВХ — это лица, в большинстве своем специализирующиеся на оказании услуг по временному хра­нению товаров.

В зависимости от правового положения владельцами СВХ могут быть:

ТК предусмотрена возможность создания нескольких типов СВХ:

а) СВХ открытого типа, предназначенных для хранения любых товаров и использования любыми лицами;

б) СВХ закрытого типа, предназначенных для хранения:

Общий срок временного хранения товаров составля­ет два месяца (п. 1 ст. 170 ТК ТС) и исчисляется со дня, следующего за днем регистрации таможенным органом до­кументов, представленных для помещения товаров на вре­менное хранение.

Предельный срок временного хранения товаров — че­тыре месяца (в отношении международных почтовых от­правлений, хранящихся в местах международного почтово­го обмена, а также не полученного или не востребованного пассажиром багажа, перемещаемого воздушным транспор­том, срок временного хранения может быть до шести ме­сяцев).

Таким образом, продление общего срока временного хранения товаров возможно только на два месяца.

За нарушение сроков временного хранения това­ров предусмотрена ответственность в соответствии сост. 16.16 КоАП.

Завершается временное хранение выпуском товаров в соответствии с заявленной таможенной процедурой либо задержанием товаров, не помещенных под таможенную процедуру по истечении срока временного хранения.