logo search
Конспект лекций ТП (4 семестр)

12.3. Административные правонарушения в сфере таможенного дела (нарушения таможенных правил) и ответственность за эти нарушения.

Анализируя нормы главы 16 КоАП РФ «Админист­ративные правонарушения в области таможенного дела (нарушения таможенных правил)» и опираясь на струк­туру таможенного законодательства Российской Феде­рации и положения ч. 1 ст. 2.1 КоАП РФ, где сформу­лировано понятие административного правонарушения, административное правонарушение в области тамо­женного дела (нарушение таможенных правил) можно определить как противоправное, виновное действие или бездействие физического или юридического лица, пося­гающее на установленные Таможенным кодексом РФ и иными актами законодательства Российской Федерации о таможенном деле порядок перемещения товаров и транспортных средств через таможенную границу Рос­сийской Федерации, порядок их таможенного оформле­ния и применения иных таможенных процедур, поря­док таможенного контроля, обложения таможенными платежами и их уплаты, а также порядок предоставле­ния таможенных льгот и пользования ими, за которое Кодексом РФ об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Кодекс РФ об административных правонарушени­ях (глава 16) в редакции Федерального закона от 20 ав­густа 2004г. № 118-ФЗ «О внесении изменений в Ко­декс Российской Федерации об административных пра­вонарушениях и Таможенный кодекс Российской Федерации», «адоптировавшего» главу 16 КоАП РФ к нормам Таможенного кодекса РФ 2003г., содержит 23 вида составов нарушений таможенных правил. В пер­воначальной редакции КоАП РФ их было 22, тогда как ранее (в главе 39 ТК РФ 1993 г.) их было 40. Причин уменьшения количества составов таможенных право­нарушений в КоАП РФ по сравнению с ТК РФ 1993 г. несколько — это и объединение нескольких составов в один, и декриминализация отдельных деяний как са­мостоятельных видов таможенных правонарушений, и выделение отдельных составов из разряда нарушений таможенных правил с последующим объединением их по признаку родового объекта в единый состав другой группы административных правонарушении, и др. Федеральным законом от 20 августа 2004 г. № 118-ФЗ были не только изменены диспозиции и санкции боль­шинства статей главы 16 КоАП РФ, но и добавлена ст. 16.23 «Незаконное осуществление деятельности в области таможенного дела».

Общим для всех видов нарушений таможенных пра­вил является то, что все они в той или иной степени посягают на урегулированные нормами таможенного права общественные отношения — таможенно-правовые отношения (отношения, возникающие в связи и по поводу перемещения товаров и транспортных средств через таможенную границу). Различаются же они по степени общественной опасности, по направленности на причинение вреда тем или иным аспектам таможен­ного дела, в зависимости от способа, места и времени их совершения (т. е. по признакам объективной сторо­ны), в ряде случаев — по субъектам, их совершающим, и по некоторым другим критериям.

Классификация нарушений таможенных правил в соответствии с теми или иными признаками имеет важ­ное значение для совершенствования правопримени­тельной деятельности таможенных органов, поскольку позволяет, с одной стороны, выявить некие качествен­ные особенности каждого конкретного состава таможен­ного правонарушения и в то же время, с другой сторо­ны, избежать односторонности его интерпретации.

Наиболее общей классификацией нарушений та­моженных правил является их классификация по сте­пени общественной опасности. В соответствии с этим критерием все виды составов нарушений таможенных правил можно условно разделить на незначительные нарушения, не представляющие большой обществен­ной опасности для экономических интересов России, и на грубые нарушения, совершение которых наносит реальный ущерб экономическим интересам и безопас­ности нашей страны.

К первой группе относятся такие нарушения тамо­женных правил, как, например, нарушение режима зоны таможенного контроля (ст. 16.5 КоАП РФ), не­соблюдение порядка внутреннего таможенного транзи­та или таможенного режима международного таможен­ного транзита (ст. 16.10 КоАП РФ); непредставление в установленный срок в таможенный орган отчетности (ст. 16.15 КоАП РФ) и другие незначительные наруше­ния, совершение которых происходит, в основном, как следствие халатного исполнения участниками таможенно-правовых отношений своих обязанностей в сфере та­моженного дела.

Ко второй группе следует относить нарушения, совершение которых несет реальный ущерб эконо­мическим интересам России, нравственности и здо­ровью ее населения и которые, как правило, направ­лены на получение той или иной выгоды для лиц, их совершающих. Сюда относятся, прежде всего, нару­шения таможенных правил так называемой «контра­бандной группы» — незаконное перемещение това­ров и (или) транспортных средств через таможенную границу (ст. 16.1 КоАП РФ) и недекларирование либо недостоверное декларирование товаров и (или) транс­портных средств (ст. 16.2 КоАП РФ) и иные грубые нарушения.

Можно проводить классификацию нарушений та­моженных правил по направленности на причинение вреда тем или иным аспектам таможенного дела (т. е. по объекту посягательства). Представляется, что по этому критерию следует выделять четыре группы на­рушений таможенных правил, исходя из сформулированного нами выше определения понятия «наруше­ния таможенных правил»:

1) нарушения таможенных правил, посягающие на порядок перемещения товаров и транспортных средств через таможенную границу России (ст. 16.1, 16.3, 16.18 КоАП РФ);

2)нарушения таможенных правил, посягающие на порядок таможенного оформления, порядок при­менения иных таможенных процедур и порядок таможенного контроля перемещаемых через тамо­женную границу России товаров и транспортных средств и порядок осуществления деятельности в области таможенного дела (ст. 16.2, 16.4-16.17, 16.19, ч. 2 ст. 16.20 и ст. 16.23 КоАП РФ);

3)нарушения таможенных правил, посягающие на порядок обложения перемещаемых через таможен­ную границу России товаров таможенными плате­жами и порядок их уплаты (ст. 16.22 КоАП РФ);

4)нарушения таможенных правил, посягающие на порядок предоставления в отношении указанных выше товаров и транспортных средств таможен­ных льгот и порядок пользования ими (ч. 1 ст. 16.20 и ст. 16.21 КоАП РФ).

Следует отметить, что такая классификация, хотя и опирается на определение самого понятия «наруше­ние таможенных правил», однако, также как и любая другая, весьма условна. И вот почему. Во-первых, от­дельные противоправные деяния могут одновремен­но посягать и на несколько объектов. Так, напри­мер, деяние, предусмотренное ст. 16.1 ТК РФ («Не­законное перемещение товаров и (или) транспортных средств через таможенную границу») одновременно посягает и на установленный порядок перемещения товаров и транспортных средств через таможенную границу, и на порядок их таможенного контроля, по­скольку в качестве одного из способов незаконного пе­ремещения товаров и (или) транспортных средств в диспозиции данной статьи указано перемещение по­мимо таможенного контроля либо сокрытие от него. И таких примеров можно привести несколько. Поэто­му автор в данном вопросе не претендует на * истину в последней инстанции», это лишь его субъективное видение проблемы.

Следующий способ возможной классификации ви­дов нарушений таможенных правил — это классифи­кация в зависимости от способа, места и времени их совершения, т, е. по признакам объективной стороны правонарушения.

Юридический анализ действующих таможенпо-пра-вовых норм позволяет выделить в объективной сторо­не составов административных проступков, именуе­мых нарушениями таможенных правил, следующие характерные признаки их классификации:

1) форму совершения противоправного деяния (дей­ствие или бездействие);

2) противоправный результат (материальный или не­материальный вред, ущерб);

3) место, время и средства совершения правонару­шения.

Причем последняя группа признаков объективной стороны составов нарушений таможенных правил яв­ляется факультативной для их классификации, по­скольку находит отражение далеко не в каждом со­ставе исследуемых проступков, и поэтому рассматри­ваться автором не будет.

Нарушения таможенных правил могут совершать­ся как в форме противоправного действия, так и в форме противоправного бездействия. В этой связи по

признаку вида (формы совершения) противоправного деяния их можно подразделить:

а) на правонарушения, содержащие в объективной стороне состава признаки бездействия (ч. 1 ст. 16.2, ст. 16.3, 16.4, 16.6, 16.9 КоАП РФ и др.) и

б) на правонарушения, совершаемые посредством осу­ществления того или иного действия (ст. 16.1, ч. 2 и 3 ст. 16.2, ст. 16.4, 16.5, 16.7 КоАП РФ и др.). Особенность классификации нарушений таможен­ных правил по признаку формы совершения противо­правного деяния заключается в том, что в ряде случа­ев законодатель объединил в диспозиции конкретной таможенно-правовой нормы деяния, выражающиеся по своей объективной стороне состава и в действии, и в бездействии. Например, ответственность по ст. 16.4 КоАП РФ наступает как бездействие, выражающееся в недекларировании физическими лицами иностран­ной валюты или валюты Российской Федерации, пе­ремещаемых через таможенную границу Российской Федерации и подлежащих обязательному письменно­му декларированию, так и за действия, выражающи­еся в недостоверном декларировании физическими лицами такой валюты. Б целом же, составов наруше­ний таможенных правил, объективная сторона кото­рых характеризуется совершением того или иного противоправного действия, почти в три раза больше, чем составов, объективная сторона которых предпо­лагает противоправное бездействие.

Общественная опасность (или общественная вред­ность) нарушений таможенных правил определяется также наличием или отсутствием тех или иных мате­риальных последствий противоправного посягатель­ства, поэтому классифицировать их можно и по харак­теру последствий, т. е. по противоправному результату. По этому критерию следует выделять нарушения та­моженных правил, общественно вредные последствия которых носят материальный характер (например, заявление декларантом либо таможенным брокером (представителем) при декларировании товаров и (или) транспортных средств недостоверных сведений о то­варах и (или) транспортных средствах, если такие све­дения послужили основанием для освобождения от уплаты таможенных пошлин, налогов или для зани­жения их размера, — ч. 2 ст. 16.2 КоАП РФ и др.)> и нарушения таможенных правил, совершение которых несет вред нематериального характера (например, на­рушение режима зоны таможенного контроля —-ст. 16.5 КоАП РФ или причаливание к находящимся под таможенным контролем судну или другим плаву­чим средствам — ст. 16.8 КоАП РФ).

Важное классификационное значение по признаку объективной стороны имеют также размер и характер наступивших общественно вредных последствий со­вершенного правонарушения. Во-первых, размер при­чиненного правонарушением вреда (ущерба) нередко учитывается при назначении вида и размера назнача­емого административного наказания (в частности, штрафные санкции, предусмотренные нормами гла­вы 16 КоАП РФ не имеют фиксированного размера), а во-вторых — он является условием разграничения некоторых видов нарушений таможенных правил со смежными с ними видами преступлений в сфере та­моженного дела (например, нарушений таможенных правил, предусмотренных статьями 16.1 и 16.2 КоАП РФ и преступления, предусмотренного ст. 188 УК РФ).

Что касается характера общественно вредных по­следствий правонарушения (целей и мотивов, на дое-тижонир которых imiipiin.neno противоправное деяние),то он позволяет разграничить те или иные деяния при так называемой «конкуренции правовых норм», когда одно и то лее по существу деяние предусмотрено двумя и более статьями КоАП РФ. Так, например, состав пра­вонарушения, предусмотренный ч. 1 ст. 16.1 КоАП РФ (недекларирование по установленной форме (устной, письменной или конклюдентной) товаров и (или) транс­портных средств, подлежащих декларированию, за исключением случаев, предусмотренных ст. 16.4 КоАП РФ) является формальным составом, ограниченным са­мим противоправным бездействием (недекларировани­ем) и не требующим наступления конкретных вредных материальных последствий. В то же время недеклари­рование может быть и противоправным способом со­вершения других противоправных действий — непра­вомерного перемещения товаров и транспортных средств через таможенную границу России (с несоблюдением мер по защите экономических интересов России и дру­гих запретов и ограничений), а также освобождения от уплаты, занижения размера или уплаты таможенных платежей с нарушением требований, действующих в таможенном деле, получения неправомерных льгот по таможенным платежам и пр.

Кроме того, недекларирование товаров в определен­ном смысле является специфической пассивной фор­мой (способом) сокрытия товаров от таможенного кон­троля. Иными словами, недекларирование может быть способом совершения деяний, подпадающих под при­знаки других составов нарушений таможенных правил, предусмотренных нормами главы 16 КоАП РФ, в част­ности, ст. 16.3 «Несоблюдение запретов и (или) огра­ничений на ввоз товаров на таможенную территорию Российской Федерации и (или) вывоз товаров с тамо­женной территории Российской Федерации» и др.

В зависимости от субъектов, их совершающих, на­рушения таможенных правил можно подразделить на:

а)нарушения таможенных правил, субъектами ко­торых могут быть любые физические или юриди­ческие лица, отвечающие общим признакам субъек­та административного правонарушения (таковых большинство);

б)нарушения таможенных правил, субъектами кото­рых могут быть только специальные субъекты, т. е. физические или юридические лица, обладающие по­мимо общих признаков субъекта административно­го правонарушения еще и некоторыми характерны­ми признаками, позволяющими им выступать в качестве субъектов конкретных правонарушений (например, ст. 16.18 КоАП РФ «Невывоз либо не­осуществление обратного ввоза товаров и (или) транс­портных средств физическими лицами»), где субъек­том правонарушения может выступать только фи­зическое лицо, временно ввезшие в Российскую Федерацию или вывезшие из нее товары и транс­портные средства для личного пользования.