2.2. Соотношение таможенного права с другими отраслями российского права
Определяя таможенное право как комплексную правовую отрасль, представляющую собой систему предназначенных для регулирования общественных отношений в сфере таможенного дела правовых норм различной правоотраслевой принадлежности, необходимо рассмотреть вопрос о соотношении таможенного права с другими отраслями российского права. Прежде всего необходимо уяснить соотношение таможенного права с базовыми, профилирующими отраслями: конституционным, гражданским, уголовным и административным. Лишь после этого можно четко определить место таможенного права как комплексной отрасли в российской правовой системе.
Нормы конституционного права, закрепляя основы экономической и политической организации российского общества, являются основополагающими для всех других отраслей права, в том числе и для таможенного. В Конституции РФ имеются пять статей, прямо относящихся к таможенному делу и определяющих некоторые основополагающие аспекты его осуществления в России.
Это прежде всего ст.71 (пп. «ж», «з» и «л»), где четко обозначено, что в ведении Российской Федерации находятся таможенное регулирование, федеральные налоги и сборы (к которым относятся таможенные пошлины и иные таможенные платежи), а также внешнеэкономические отношения. Другими словами, невозможно установление субъектами Федерации иного, чем это предусмотрено нормами федеральных законов, порядка таможенного регулирования внешнеэкономической деятельности, исчисления таможенных пошлин и иных таможенных платежей, их последующих сборов и перечисления в местные бюджеты.
Далее, в части первой ст.78 Конституции РФ указывается, что федеральные органы исполнительной власти (к каковым относится и Государственный таможенный комитет РФ) могут для осуществления своих полномочий создавать свои территориальные органы (в частности, региональные таможенные управления, таможни либо таможенные посты) и назначать соответствующих должностных лиц. Это коррелирует с нормой п. «т» ст.71 Конституции РФ о том, в ведении Российской Федерации находится федеральная государственная служба, разновидностью которой является таможенная служба.
В статьях 8 и 74 Конституции РФ говорится о едином таможенном пространстве, о недопустимости установления на территории Российской Федерации таможенных границ, таможенных пошлин, сборов и каких-либо иных препятствий для свободного перемещения товаров, услуг и финансовых средств.
Статья 106 Конституции РФ предписывает обязательное рассмотрение в Совете Федерации принятых Государственной Думой федеральных законов по вопросам, затрагивающим, в частности, таможенное регулирование.
Таким образом, конституционные нормы закрепляют основные отраслевые принципы таможенного права, а в целом конституционное право имеет основополагающее значение как для таможенного права, так и для других правовых отраслей, поскольку упомянутые выше принцип .законности, принцип уважения прав и основных свобод человека и ряд иных общеправовых принципов имеют под собой конституционную основу. Связь гражданского и таможенного права проявляется в случаях, когда действие норм гражданского права вступает в противоречие с нормами таможенного права. Например, закрепленное гражданско-правовыми нормами право свободного владения, пользования и распоряжения имуществом на территории России ограничивается в ряде случаев таможенно-правовыми нормами: в случае условного выпуска товаров (имущества), в случае нахождения такого имущества под таможенным контролем и др. Кроме того, тесная связь гражданского и таможенного права проявляется и в том, что некоторые разделы Особенной части гражданского права имеют свои прямые аналоги в таможенном праве. Например, гражданско-правовой договор перевозки – аналог «Таможенный перевозчик», договор хранения – аналог «Временное хранение» и др.
Соотношение таможенного и уголовного права проявляется при регулировании общественных отношений, возникающих в связи с совершением контрабанды и иных преступлений в сфере таможенного дела. С одной стороны, будучи комплексным по характеру и структуре, таможенное право как бы вбирает в себя нормы уголовного права, относящиеся к неправомерному перемещению через таможенную границу товаров и транспортных средств, влекущему за собой уголовную ответственность. С другой стороны, если исходить из характеристики уголовного права как одной из самостоятельных (базовых) отраслей права, то тогда следует вывод, что уголовное право служит исходным началом для части таможенного права, касающейся вопросов неправомерного перемещения товаров и транспортных средств через таможенную границу России. В любом случае, тесная взаимосвязь этих отраслей налицо. А наличие в действующем Таможенном кодексе РФ главы 34 «Контрабанда и иные преступления в сфере таможенного дела» лишь подчеркивает эту связь.
Наиболее явно и многогранно проявляется соотношение таможенного и административного права. Рядом ученых-административистов таможенное право рассматривается как подотрасль административного права. Основной упор при этом делается на то, что нормами административного права регулируется большинство правоотношений в сфере таможенного дела. Однако, поскольку административное право является базовой, профилирующей отраслью, в его нормах, как и в нормах других базовых отраслей, содержатся исходные начала финансового, трудового, природоохранного (экологического) и многих других отраслей права. В то же время эти отрасли являются относительно самостоятельными отраслями (поскольку имеют свой предмет и метод правового регулирования), а не входят в административное право в качестве его подотраслей, хотя и тесно с ним связаны.
Таким же образом обстоит дело и с таможенным правом. Преобладающая часть общественных отношений, регулируемых нормами таможенного законодательства в узком смысле (и прежде всего Таможенным кодексом РФ и Законом РФ «О таможенном тарифе»), действительно относится к сфере регулирования административного и административно-процессуального права, ибо: 1) деятельность таможенных органов, являющихся основными субъектами таможенно-правовых отношений, в основном представляет собой исполнительно-распорядительную деятельность органов исполнительной власти, государственно-властные полномочия которых реализуются в строгом соответствии с закрепленной за ними компетенцией; 2) отношения, регулируемые таможенно-правовыми нормами, нередко возникают против воли одной из сторон; 3) к сторонам таможенно-правовых отношений за нарушение ими своих обязанностей применяются, в большинстве своем, меры административной или дисциплинарной ответственности; 4) споры между сторонами – участниками таможенных правоотношений зачастую решаются в административном порядке. Однако это не означает, что таможенное право поглощается административным правом, поскольку оно имеет свой самостоятельный предмет и метод правового регулирования, о которых уже говорилось выше.
Более того, развиваясь самостоятельно, таможенное право во многом дополняет и развивает административное право. Так, например, были » впервые введены нормами Таможенного кодекса РФ 1993 года, а потом перенесены в Кодекс РФ об административных правонарушениях такие понятия, как административная ответственность юридического лица, двусубъектность ответственности и ряд других. Это также касается и процессуальных аспектов деятельности таможенных органов и других участников таможенно-правовых отношений.
Помимо тесной взаимосвязи с базовыми отраслями российского права, таможенное право соприкасается также и с финансовым правом, налоговым, уголовно-процессуальным, гражданско-процессуальным, трудовым, земельным, международным и другими отраслями права.
Так, с финансовым правом таможенное право соприкасается в части контроля за соблюдением валютного законодательства страны, с налоговым правом – в части, затрагивающей пополнение федерального бюджета за счет налогов и сборов, взимаемых таможенными органами. Уголовно-процессуальное право связано с таможенным правом в вопросе выполнения таможенными органами возложенных на них функций органов дознания. Гражданско-процессуальное право применимо в деятельности таможенных органов в случаях, например, взыскания по суду штрафов за нарушения таможенных правил и иных подлежащих уплате денежных сумм.
Связь таможенного и трудового права проявляется в урегулировании служебных отношений в процессе прохождения гражданами Российской Федерации службы в таможенных органах и организациях таможенной службы. Земельное право переплетается с таможенным правом в вопросах использования таможенными органами земельных участков для таможенных целей.
Наиболее тесная взаимосвязь таможенного права, помимо базовых правовых отраслей, проявляется, пожалуй, с международным правом. Здесь и участие России в международных организациях по вопросам таможенного дела (например, ВТО – Всемирной таможенной организации и др.), и использование эмбарго либо принципа наибольшего благоприятствования, и многое другое.
Таким образом, будучи в основном административно-правовыми по своему характеру, таможенные правоотношения в каждом отдельном случае в таможенной практике и в зависимости от конкретной обстановки тесно переплетаются в самых различных сочетаниях с уголовно-правовыми, гражданско-правовыми, финансовыми, международно-правовыми и иными отношениями, что еще раз подчеркивает комплексный характер таможенного права как отрасли права.
- Конспект лекций
- Лекция 1. Таможенное дело и таможенная политика России. План:
- 1. История таможенного дела и таможенной политики России
- 2. Понятие, цели, содержание и структура таможенного дела и таможенного регулирования Российской Федерации
- Лекция 2. Понятие таможенного права России. План:
- 2.1. Понятие, предмет, метод и принципы таможенного права России
- 2.2. Соотношение таможенного права с другими отраслями российского права
- Лекция 3. Таможенно-правовые нормы и таможенно-правовые отношения. План:
- 3.1. Понятие, структура и виды норм таможенного права. Действие норм таможенного права во времени, в пространстве и по кругу лиц.
- 3.2. Понятие и виды таможенно-правовых отношений
- Лекция 4. Система и источники таможенного права России План:
- 1. Система таможенного права: принципы и критерии ее построения.
- 2. Источники таможенного права: понятие, виды и краткая характеристика.
- Лекция 5. Субъекты таможенного права России. План:
- 1. Понятие субъекта таможенного права.
- 2. Виды субъектов таможенного права и их краткая характеристика
- Лекция 6. Таможенные органы Российской Федерации. План:
- 6.1. Понятие и правовой статус таможенных органов.
- 6.2. Компетенция таможенных органов и формы ее реализации.
- Лекция 7. Таможенные платежи.
- 7.1. Общие положения о платежах.
- 7.2. Таможенно-тарифное регулирование (таможенные пошлины). Таможенная стоимость товаров.
- 7.3. Налог на добавленную стоимость, акцизы. Таможенные сборы.
- 7.4. Специальные, антидемпинговые и компенсационные пошлины.
- Лекция 8. Таможенный контроль. План:
- 8.1. Общие положения таможенного контроля.
- 8.2. Формы таможенного контроля.
- Часть 2 п. 2 ст. 122 тк тс под такими лицами понимает:
- 8.3. Способы и средства проведения таможенного контроля.
- Лекция 9. Таможенные операции. План:
- 9.1. Прибытие и убытие товаров (транспортных средств). Временное хранение.
- 9.2. Таможенное декларирование товаров.
- 9.3. Выпуск товаров.
- Лекция 10. Таможенные процедуры. План:
- 10.1. Понятие таможенной процедуры.
- 10.2. Виды таможенных процедур:
- 10.3. Условия применения таможенных процедур.
- Лекция 11. Особенности перемещения через таможенную границу отдельных категорий товаров. План:
- 11.1. Перемещение товаров в международных почтовых отправлениях.
- 11.2. Перемещение товаров отдельными категориями иностранных лиц.
- 11.3. Перемещение товаров, содержащих объекты интеллектуальной собственности.
- 11.4. Перемещение товаров трубопроводным транспортом и по линиям электропередачи.
- 11.5. Перемещение транспортных средств международных перевозок.
- Глава 48 тк тс определяет порядок временного ввоза на таможенную территорию таможенного союза и временного вывоза с этой территории:
- 11.6. Перемещение товаров для личного пользования.
- 11.7. Перемещение припасов.
- Лекция 12. Ответственность за правонарушения в сфере таможенного дела. План:
- 12.1. Понятие, особенности, виды и принципы юридической ответственности за таможенные правонарушения.
- 12.2. Преступления в сфере таможенного дела.
- 12.3. Административные правонарушения в сфере таможенного дела (нарушения таможенных правил) и ответственность за эти нарушения.
- 12.4. Ответственность таможенных органов и их должностных лиц.