Глава 25. Выпуск товаров
Статья 218. Выпуск товаров
Комментарий к статье 218
1. Часть 1 комментируемой статьи содержит отсылочную норму к главе 28 ТК ТС, статьи которой регламентируют основания для выпуска товаров и порядок выпуска товаров, сроки выпуска товаров, выпуск товаров до подачи таможенной декларации, выпуск товаров при необходимости исследования документов, проб и образцов товаров либо получения заключения эксперта, выпуск товаров при выявлении административного правонарушения или преступления, условный выпуск товаров и отказ в выпуске товаров.
Подпункт 5 п. 1 ст. 4 ТК ТС определяет выпуск товаров как действие таможенных органов, разрешающее заинтересованным лицам использовать товары в соответствии с условиями заявленной таможенной процедуры или в соответствии с условиями, установленными для отдельных категорий товаров, не подлежащих в соответствии с Кодексом помещению под таможенные процедуры.
2. В целях реализации на практике положений ч. 2 комментируемой статьи, в целях обеспечения соответствия информации, содержащейся в Центральной базе данных Единой автоматизированной информационной системы (ЕАИС) таможенных органов, сведениям, содержащимся в декларации на товары, в тех случаях, когда решение о выпуске принято только в отношении части товаров, заявленных в декларации на товары, письмом ФТС России от 21 июня 2011 г. N 04-50/29142 "О применении отдельных кодов классификаторов, используемых для заполнения таможенных деклараций" установлено, что для товаров, по которым решение о выпуске либо об отказе в выпуске не принято таможенным органом, в электронную копию декларации на товары вносится код "92" (иное решение, предусмотренное законодательством государств - членов Таможенного союза) Классификатора решений, принимаемых таможенными органами, утвержденного решением Комиссии Таможенного союза от 20 сентября 2010 г. N 378.
Также следует отметить, что в пункте 13 Обзора правоприменительной практики, направленного письмом ГТК России от 30 июня 2004 г. N 27-15/23963, даны разъяснения о том, что хранение товаров, выпущенных в соответствии с определенной таможенной процедурой, на складе временного хранения не образует состав предусмотренного ст. 16.14 КоАП РФ правонарушения и не влечет административной ответственности владельца склада временного хранения или лица, обладающего полномочиями в отношении товаров.
Статья 219. Представление документов после выпуска товаров
Комментарий к статье 219
1. Часть 1 комментируемой статьи корреспондирует с ч. 8 ст. 208 комментируемого Закона, согласно которой порядок представления лицензий, сертификатов, разрешений и (или) иных документов, подтверждающих соблюдение установленных запретов и ограничений и необходимых для выпуска товаров, установлен ст. 219 комментируемого Закона.
Правовыми актами ФТС России не установлен перечень необходимых сведений для указания в письменном обращении-обязательстве декларанта о представлении документов, подтверждающих соблюдение ограничений, в срок, необходимый для их получения, но не позднее 45 дней после выпуска товаров, если не установлен иной срок, необходимый для их получения.
Письменная форма обращения-обязательства о представлении документов в установленный срок ФТС России также не установлена, что позволяет сделать вывод о возможности представления его в произвольной форме. При составлении обращения-обязательства можно, в качестве примерной аналогии, ознакомиться с формой обязательства о подаче таможенной декларации и представлении необходимых документов и сведений, утвержденной Приказом ФТС России от 5 сентября 2006 г. N 842.
Документы, подтверждающие соблюдение ограничений, могут быть представлены и позднее 45 дней после выпуска товаров, если это обусловлено установленным сроком, необходимым для их получения.
В целях принятия таможенным постом обоснованного решения декларант может приложить к обращению-обязательству дополнительные документы, которые он сочтет необходимым представить в целях подтверждения указанных в обращении-обязательстве причин, по которым отдельные документы не могут быть представлены при выпуске товаров, и (или) обоснования срока, необходимого для получения недостающих документов (например, информационные письма государственных контролирующих органов о сроке проведения испытаний товаров и дате выдачи разрешительных документов).
Инструкцией о порядке заполнения декларации на товары, утвержденной решением Комиссии Таможенного союза от 20 мая 2010 г. N 257, правилами заполнения графы 44 декларации установлено, что если законодательством государства - члена Таможенного союза предусмотрена возможность предоставления отдельных документов после выпуска товаров, то под соответствующим кодом проставляется отметка об обязательстве декларанта предоставить недостающие документы в виде записи: "Обязуюсь предоставить до __", с указанием даты.
Таким образом, дата представления недостающих документов, которая указывается декларантом в графе 44 декларации в составе записи: "Обязуюсь представить до ________", должна быть установлена таможенным постом и известна декларанту до подачи декларации на товары. Поэтому представление на таможенный пост письменного мотивированного обращения-обязательства также производится декларантом до подачи декларации на товары, в связи с чем целесообразно разрешение на представление документов после выпуска товаров выдавать начальнику таможенного поста в следующем порядке: при подаче на таможенный пост мотивированного обращения-обязательства декларанта в письменной форме о представлении отдельных документов после выпуска товаров, регистрируемого в соответствии с установленным порядком делопроизводства (Приказ ФТС России от 18 октября 2004 г. N 160 "О типовой Инструкции по делопроизводству и работе архива в таможенных органах"), начальник таможенного поста, в случае принятия положительного решения, разрешает представить перечисленные в обращении-обязательстве отдельные документы после выпуска товаров путем проставления на обращении-обязательстве срока представления документов и заверения его подписью, с указанием должности, фамилии и инициалов, даты принятия решения.
В случае принятия отрицательного решения начальник таможенного поста проставляет запись "Не разрешаю", указывает причины отказа и заверяет записи подписью, с указанием должности, фамилии и инициалов, даты принятия решения.
Обращение-обязательство с отметками начальника таможенного поста возвращается декларанту и, в случае принятия положительного решения, декларант включает обращение-обязательство в комплект документов, подаваемый одновременно с таможенной декларацией, а установленную начальником таможенного поста в обращении-обязательстве дату представления недостающих документов декларант указывает в графе 44 декларации на товары в составе записи под соответствующим кодом: "Обязуюсь представить до ________".
2. Часть 2 комментируемой статьи повторяет п. 2 ст. 200 ТК ТС, согласно которому условно выпущенные товары, указанные в подп. 2 п. 1 этой статьи (то есть товары, в отношении которых ограничения по пользованию и (или) распоряжению связаны с представлением документов, указанных в подп. 1 п. 1 ст. 195 ТК ТС, - лицензий, сертификатов, разрешений и (или) иных документов, необходимых для выпуска товаров в соответствии с Кодексом и (или) иными международными договорами государств - членов таможенного союза, после выпуска товаров), запрещены к передаче третьим лицам, в том числе путем их продажи или отчуждения иным способом, а в случаях, если ограничения на ввоз указанных товаров установлены в связи с проверкой качества и безопасности этих товаров, - запрещены к их использованию (эксплуатации, потреблению) в любой форме.
Соблюдение указанных выше положений гарантирует ч. 1 ст. 16.20 КоАП РФ, которая устанавливает, что пользование, передача в пользование или во владение либо распоряжение иными способами условно выпущенными товарами, в отношении которых предоставлены льготы по уплате таможенных пошлин, налогов в соответствии с законодательством РФ, либо товарами, выпущенными без представления сведений и документов, подтверждающих соблюдение ограничений, установленных в соответствии с законодательством РФ о государственном регулировании внешнеторговой деятельности, в нарушение установленных запретов и (или) ограничений - влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи пятисот до двух тысяч пятисот рублей; на должностных лиц - от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от одного до двукратного размера стоимости товаров и (или) транспортных средств, явившихся предметами административного правонарушения, с их конфискацией или без таковой либо конфискацию предметов административного правонарушения.
3. Форма обязательства декларанта о соблюдении ограничений, установленных ч. 2 комментируемой статьи, ФТС России не установлена, что позволяет сделать вывод о возможности представления его в произвольной форме.
Обязательство декларанта о соблюдении ограничений, установленных ч. 2 комментируемой статьи, регистрируется таможенным постом в соответствии с внутренними правилами делопроизводства (Приказ ФТС России от 18 октября 2004 г. N 160 "О типовой Инструкции по делопроизводству и работе архива в таможенных органах").
4. Осуществление декларантом внешнеторговой деятельности в течение определенного периода подтверждается фактами подачи в таможенные органы таможенных деклараций.
Статья 16.3 КоАП РФ предусматривает ответственность за несоблюдение установленных в соответствии с законодательством РФ о государственном регулировании внешнеторговой деятельности и не носящих экономического характера запретов и (или) ограничений на ввоз товаров на таможенную территорию РФ и (или) вывоз товаров с таможенной территории РФ, за исключением случаев, предусмотренных ч. 3 ст. 16.2 КоАП РФ, а также за несоблюдение установленных в соответствии с законодательством РФ о государственном регулировании внешнеторговой деятельности запретов и (или) ограничений экономического характера на ввоз товаров на таможенную территорию РФ и (или) вывоз товаров с таможенной территории РФ, за исключением случаев, предусмотренных ч. 3 ст. 16.2 КоАП РФ.
Об обстоятельствах, подлежащих учету при анализе фактов привлечения юридического лица к административной ответственности за административные правонарушения в области таможенного дела, предусмотренные КоАП РФ, сказано в комментарии к ч. 5 ст. 69 Закона.
5. Форма отказа в выдаче разрешения на представление документов, указанных в части 1 комментируемой статьи, после выпуска товаров ФТС России не установлена, что позволяет сделать вывод о возможности представления отказа с изложением причин в произвольной письменной форме, например в виде письма, регистрируемого таможенным постом в соответствии с внутренними правилами делопроизводства (Приказ ФТС России от 18 октября 2004 г. N 160 "О типовой Инструкции по делопроизводству и работе архива в таможенных органах").
Статья 220. Сроки выпуска товаров
Комментарий к статье 220
1. Частью 9 ст. 232 комментируемого Закона установлено, что срок выпуска товаров, к которым не применяются вывозные таможенные пошлины, составляет четыре часа с момента регистрации таможенной декларации при условии представления одновременно с таможенной декларацией всех необходимых документов, за исключением случаев, когда в соответствии с комментируемым Законом отдельные документы могут быть представлены после выпуска товаров. Правительством РФ может быть установлен перечень товаров, срок выпуска которых может составлять до одного рабочего дня, следующего за днем регистрации таможенной декларации. В указанные сроки таможенные органы при необходимости осуществляют проверку таможенной декларации, товаров и документов на них.
Частью 8 ст. 279 комментируемого Закона установлено, что срок выпуска научных или коммерческих образцов при их временном ввозе (допуске) составляет четыре часа с момента принятия таможенной декларации при условии представления одновременно с таможенной декларацией всех необходимых документов, за исключением случаев, когда в соответствии с рассматриваемым Законом отдельные документы могут быть представлены после выпуска товаров. Правительством РФ может быть установлен перечень товаров, срок выпуска которых может составлять до одного рабочего дня, следующего за днем регистрации таможенной декларации. В указанные сроки таможенные органы при необходимости осуществляют проверку таможенной декларации, товаров и документов на них.
Частью 6 ст. 283 комментируемого Закона установлено, что срок выпуска научных или коммерческих образцов при их временном вывозе составляет четыре часа с момента принятия таможенной декларации при условии представления одновременно с таможенной декларацией всех необходимых документов, за исключением случаев, если в соответствии с комментируемым Законом отдельные документы могут быть представлены после выпуска товаров. Правительством РФ может быть установлен перечень товаров, срок выпуска которых может составлять до одного рабочего дня, следующего за днем регистрации таможенной декларации. В указанные сроки таможенные органы при необходимости осуществляют проверку таможенной декларации, товаров и документов на них.
2. Часть 2 комментируемой статьи призвана в рамках национального законодательства о таможенном деле четко ограничить круг случаев продления сроков выпуска товаров в пределах 10 рабочих дней со дня, следующего за днем регистрации таможенной декларации, и тем самым максимально конкретизировать положения п. 4 ст. 196 ТК ТС о том, что сроки выпуска товаров могут быть продлены на время, необходимое для проведения или завершения форм таможенного контроля, с письменного разрешения руководителя (начальника) таможенного органа, уполномоченного им заместителя руководителя (начальника) таможенного органа либо лиц, их замещающих, и не может превышать 10 рабочих дней со дня, следующего за днем регистрации таможенной декларации.
3. В тексте ч. 3 комментируемой статьи допущена опечатка - на самом деле должен быть указан не п. 4, а п. 5 ч. 2 данной статьи.
В соответствии с Инструкцией о действиях должностных лиц таможенных органов при организации и проведении таможенного досмотра (осмотра), утвержденной Приказом ФТС России от 25 октября 2011 г. N 2190, если предъявленные для таможенного досмотра товары не разделены на упаковочные места по отдельным видам и (или) наименованиям товаров и (или) сведения об упаковке и о маркировке не указаны в коммерческих и (или) транспортных документах на товары, начальник таможенного поста (либо лицо, его замещающее) вправе продлить срок проведения таможенного досмотра. Указанный срок продлевается при условии, что указанные обстоятельства не позволяют таможенным органам в ходе таможенного досмотра установить сведения о предъявленных товарах.
При этом должностное лицо, проводящее таможенный досмотр, выставляет декларанту, владельцу склада временного хранения или иному лицу, уполномоченному в отношении досматриваемых товаров, требование о проведении операций в отношении товаров и транспортных средств в установленной форме.
Срок проведения таможенного досмотра в соответствии с положениями ч. 3 комментируемой статьи продлевается на время, необходимое лицу, обладающему полномочиями в отношении товаров, для разделения товарной партии на отдельные товары, в пределах сроков, установленных п. 4 ст. 196 ТК ТС. При этом в соответствии с п. 37 Инструкции о порядке заполнения, регистрации, хранения, учета актов таможенного досмотра (осмотра) (приложение N 1 к Инструкции, утвержденной Приказом ФТС России от 25 октября 2011 г. N 2190) срок, в течение которого эти требования должны быть выполнены, направляет письменно в виде заявления на имя начальника таможенного поста в произвольной форме лицо, обладающее полномочиями в отношении товаров.
В случае отказа лица, обладающего полномочиями в отношении товаров, от выполнения требований по разделению товарной партии на отдельные товары должностным лицом, проводящим таможенный досмотр, составляется акт по общей форме, который прилагается к акту таможенного досмотра и является его неотъемлемой частью.
Статья 221. Выпуск товаров до подачи декларации на товары
Комментарий к статье 221
При помещении под таможенные процедуры, за исключением таможенной процедуры таможенного транзита, ввозимых (ввезенных) на таможенную территорию Таможенного союза отдельных категорий товаров, указанных в ст. 178 ТК ТС (товары, необходимые для ликвидации последствий стихийных бедствий, чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, продукция военного назначения, необходимая для выполнения акций по поддержанию мира либо проведения учений, а также товары, подвергающиеся быстрой порче, живые животные, радиоактивные материалы, взрывчатые вещества, международные почтовые отправления, экспресс-грузы, гуманитарная и техническая помощь, сообщения и материалы для средств массовой информации, запасные части, двигатели, расходные материалы, оборудование и инструменты, необходимые для ремонта транспортных средств международной перевозки, и другие подобные товары), а также при применении специальных упрощений в отношении уполномоченных экономических операторов в соответствии с п. 2 ст. 41 ТК ТС, выпуск товаров может быть осуществлен до подачи таможенной декларации при условии, что декларантом представлены:
1) коммерческие или иные документы, содержащие сведения об отправителе и получателе товаров, стране отправления и назначения товаров, наименование, описание, классификационный код товара по Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности на уровне не менее первых четырех знаков, количество, вес брутто и стоимость товаров;
2) обязательство в письменной форме о подаче им таможенной декларации и представлении необходимых документов и сведений не позднее десятого числа месяца, следующего за месяцем выпуска товаров, содержащее сведения о целях использования товаров и таможенной процедуре, под которую помещаются товары (Приказ ФТС России от 5 сентября 2006 года N 842 "Об утверждении формы Обязательства о подаче таможенной декларации и представлении необходимых документов и сведений");
3) документы и сведения, подтверждающие соблюдение запретов и ограничений, за исключением случаев, когда такие документы и сведения могут быть представлены на дату подачи таможенной декларации.
При выпуске товаров до подачи таможенной декларации обязанность по уплате ввозных таможенных пошлин, налогов в отношении этих товаров:
1) возникает у декларанта с даты такого выпуска;
2) прекращается в случаях, установленных подп. 1 - 7, 9 и 10 п. 2 ст. 80 ТК ТС, и при внесении (проставлении) в (на) таможенной декларации отметок о выпуске товаров;
3) подлежит исполнению:
- до десятого числа месяца, следующего за месяцем выпуска товаров. При этом для целей исчисления ввозных таможенных пошлин, налогов применяются ставки таможенных пошлин, налогов и курс валют, устанавливаемый в соответствии с законодательством государства - члена Таможенного союза, действующие на день регистрации таможенной декларации;
- в случае, если до десятого числа месяца, следующего за месяцем выпуска товаров, в отношении товаров, выпущенных до подачи таможенной декларации, таможенным органом не внесены (проставлены) в (на) таможенной декларации отметки о выпуске товаров - в последний день этого срока. При этом для целей исчисления ввозных таможенных пошлин, налогов применяются ставки таможенных пошлин, налогов и курс валют, устанавливаемый в соответствии с законодательством государства - члена Таможенного союза, действующие на последний день указанного срока.
В отношении товаров, указанных в ст. 178 ТК ТС, за исключением товаров, необходимых для ликвидации последствий стихийных бедствий, чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, продукции военного назначения, необходимой для выполнения акций по поддержанию мира либо проведению учений, а также гуманитарной и технической помощи, при их выпуске до подачи таможенной декларации предоставляется обеспечение уплаты таможенных пошлин, налогов.
В случае если в срок, установленный в соглашении между таможенным органом и уполномоченным экономическим оператором, который не может превышать пять часов с момента получения документов и сведений от уполномоченного экономического оператора в соответствии с ч. 1 ст. 87 комментируемого Закона, таможенный орган назначения не уведомил о запрете снятия средств идентификации в связи с намерением осуществить проверку товаров, таможенный осмотр транспортного средства и (или) убедиться в сохранности средств идентификации, то разрешение таможенного органа на снятие средств идентификации считается полученным и после прибытия товаров в место доставки уполномоченный экономический оператор принимает товары от перевозчика и вправе снять средства идентификации и разгрузить товары. Факт принятия товаров уполномоченным экономическим оператором от перевозчика подтверждается путем проставления соответствующих отметок в транспортных и (или) товаросопроводительных документах. После проставления этих отметок уполномоченный экономический оператор незамедлительно направляет в таможенный орган подписанное электронно-цифровой подписью уведомление о дате и времени принятия товаров от перевозчика. Передача перевозчиком товаров, находящихся под таможенным контролем, уполномоченному экономическому оператору в порядке, установленном настоящей частью, осуществляется без получения разрешения таможенного органа назначения. С момента принятия товаров от перевозчика, указанного в направленном в таможенный орган уведомлении, товары считаются выпущенными таможенным органом. С этого момента у уполномоченного экономического оператора возникает обязанность по уплате таможенных пошлин, налогов, предусмотренная п. 2 ст. 197 ТК ТС. Выпуск до подачи таможенной декларации товаров, декларантом которых выступает уполномоченный экономический оператор, допускается при условии, что сумма подлежащих уплате ввозных таможенных пошлин, налогов не превышает сумму обеспечения уплаты таможенных пошлин, налогов, предоставленного уполномоченным экономическим оператором в соответствии со ст. 39 ТК ТС.
Такое условие представляется обоснованным и объясняет, почему для уполномоченных экономических операторов установлена столь значительная сумма обеспечения уплаты таможенных пошлин, налогов. Согласно ст. 39 ТК ТС, условиями получения юридическим лицом статуса уполномоченного экономического оператора является в том числе предоставление обеспечения уплаты таможенных пошлин, налогов на сумму, эквивалентную одному миллиону евро, по курсу валют, устанавливаемому в соответствии с законодательством государства - члена Таможенного союза, на день предоставления такого обеспечения, за исключением случая, указанного ниже.
Лицами, осуществляющими деятельность по производству товаров и (или) экспортирующими товары, к которым не применяются вывозные таможенные пошлины, при их соответствии критериям, определенным решением Комиссии Таможенного союза, предоставляется обеспечение уплаты таможенных пошлин, налогов на сумму, эквивалентную ста пятидесяти тысячам евро, по курсу валют, устанавливаемому в соответствии с законодательством государства - члена Таможенного союза, на день предоставления такого обеспечения.
Отдельно необходимо отметить, что согласно ст. 16.12 КоАП РФ несоблюдение установленных сроков подачи таможенной декларации и (или) необходимых документов и сведений при выпуске товаров до подачи таможенной декларации влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от трех тысяч до пяти тысяч рублей; на юридических лиц - от десяти тысяч до пятидесяти тысяч рублей.
Статья 222. Условный выпуск
Комментарий к статье 222
1. Комментируемая статья по сути дополняет ст. 200 ТК ТС в части перечисления случаев, когда товары являются условно выпущенными.
Особенности декларирования товара в несобранном или разобранном виде, в том числе в некомплектном или незавершенном виде, перемещаемого в течение установленного периода, установлены ст. 215 комментируемого Закона.
Товар в несобранном или разобранном виде, в том числе в некомплектном или незавершенном виде, ввоз или вывоз которого предполагается несколькими товарными партиями в течение периода, установленного в соответствии с настоящей статьей, может декларироваться (в том числе лицом, не являющимся уполномоченным экономическим оператором) с указанием одного классификационного кода по Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности.
Приказом ФТС России от 4 февраля 2011 г. N 206 утверждена Инструкция об особенностях заполнения заявления на условный выпуск (заявления на выпуск компонента вывозимого товара) и декларации на товар.
2. Часть 7 ст. 215 комментируемого Закона устанавливает, что компоненты ввозимого товара подлежат условному выпуску на основании поданного декларантом заявления на условный выпуск и приложенных к нему документов, необходимых для таможенного декларирования, копий решения о классификации и уведомления. Заявление на условный выпуск составляется по форме и заполняется в порядке, которые установлены в соответствии со ст. 180 ТК ТС для декларации на товары (решение Комиссии Таможенного союза от 20 мая 2010 г. N 257 "Об Инструкциях по заполнению таможенных деклараций и формах таможенных деклараций"). В заявлении на условный выпуск указывается классификационный код по Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности согласно решению о классификации.
Частью 8 ст. 215 комментируемого Закона установлено, что не позднее 30 дней после дня ввоза всех компонентов товара в таможенный орган должна быть подана итоговая декларация на товар с указанием в ней классификационного кода по Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности согласно решению о классификации. Срок подачи итоговой декларации на товар не должен превышать один календарный год с даты регистрации заявления на условный выпуск первой партии товара. Срок подачи итоговой декларации на товар может быть продлен таможенным органом по письменному мотивированному обращению декларанта, в котором указывается также необходимый декларанту срок подачи итоговой декларации на товар. Общий срок подачи итоговой декларации на товар в данном случае не может превышать три года с даты регистрации заявления на условный выпуск первой партии товара.
3. В силу особенностей соответствующих таможенных процедур товары, помещенные под таможенные процедуры таможенного склада (глава 33 ТК ТС), беспошлинной торговли (глава 41 ТК ТС), переработки на таможенной территории (глава 34 ТК ТС), переработки для внутреннего потребления (глава 36 ТК ТС), временного ввоза (глава 37 ТК ТС), реэкспорта (глава 40 ТК ТС), таможенного транзита (глава 32 ТК ТС), уничтожения (глава 42 ТК ТС), под специальную таможенную процедуру (глава 41 комментируемого Закона), применяемую к товарам, ввозимым в Российскую Федерацию, считаются условно выпущенными до приобретения ими статуса товаров Таможенного союза, фактического уничтожения или вывоза из Российской Федерации за пределы Таможенного союза либо отказа в пользу государства (глава 43 ТК ТС).
Статья 223. Отказ в выпуске товаров
Комментарий к статье 223
1. Отказ в выпуске товаров является новеллой для национального таможенного законодательства. Инструкция о порядке оформления отказа в выпуске товаров утверждена решением Комиссии Таможенного союза от 20 мая 2010 г. N 262.
Отказ в выпуске товаров оформляется должностным лицом путем проставления штампа "Отказано в выпуске" и (или) соответствующих записей (если требуется) под номером 2 в графе "C" основного листа декларации на товары и в правом верхнем углу каждого экземпляра дополнительно прикладываемых листов к данной декларации, если такие листы используются, а в случае использования в качестве декларации на товары транспортных (перевозочных), коммерческих и (или) иных документов с предоставлением письменного заявления (далее - заявление) или перечня товаров (далее - перечень) - в верхнем левом углу каждого экземпляра заявления или перечня.
Указанные отметки заверяются подписью и оттиском личной номерной печати должностного лица.
Сведения об отказе в выпуске товаров должностное лицо вносит в электронную копию декларации на товары.
2. То обстоятельство, что отказ в выпуске товаров может быть обжалован в соответствии с главой 3 комментируемого Федерального закона, накладывает дополнительную ответственность на должностное лицо таможенного поста за неукоснительное соблюдение положений Инструкции о порядке оформления отказа в выпуске товаров, утвержденной решением Комиссии Таможенного союза от 20 мая 2010 г. N 262.
Особое значение имеет положение Инструкции о том, что при несоблюдении условий выпуска товаров, установленных п. 1 ст. 195 ТК ТС, а также в случаях, указанных в п. 2 ст. 201 ТК ТС, должностное лицо таможенного органа не позднее истечения срока выпуска товаров, установленного п. 2 ст. 196 ТК ТС, отказывает в выпуске товаров в письменной форме с указанием всех причин, послуживших основанием для такого отказа, и рекомендаций по их устранению.
Причины, послужившие основанием для отказа в выпуске товаров, указываются должностным лицом на оборотной стороне основного листа декларации на товары, заявления либо перечня, заверяются подписью и оттиском личной номерной печати.
3. Соблюдение требований таможенного законодательства Таможенного союза и законодательства РФ о таможенном деле при принятии таможенными органами и их должностными лицами решений, осуществлении ими действий (бездействии) обеспечивается правом обжалования (реализуется в соответствии с главой 3 комментируемого Закона, Приказом ФТС России от 27 декабря 2010 г. N 2613 "Об утверждении форм решения по жалобе и акта о рассмотрении жалобы в упрощенном порядке" и письмом ФТС России от 30 августа 2011 г. N 01-11/41869 "О направлении Методических рекомендаций по рассмотрению жалоб на решения, действия (бездействие) в области таможенного дела"), прокурорским надзором (Федеральный закон от 17 января 1992 г. N 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации"), а также ведомственным контролем деятельности таможенных органов, в том числе контролем со стороны вышестоящих таможенных органов и вышестоящих должностных лиц таможенных органов (осуществляется в соответствии со ст. 24 комментируемого Закона и распоряжением ФТС России от 12 июля 2011 г. N 118-р "Об утверждении Методических рекомендаций по проведению ведомственного контроля решений, действий (бездействия) в области таможенного дела").
4. Инструкция о порядке оформления отказа в выпуске товаров, утвержденная решением Комиссии Таможенного союза от 20 мая 2010 г. N 262, также устанавливает, что в случае, если в отношении отдельных товаров, заявленных в декларации на товары, не соблюдены условия для их выпуска, должностное лицо отказывает в их выпуске. При этом иные товары, заявленные в декларации на товары, подлежат выпуску в установленном порядке, если иное не установлено законодательством государств - членов Таможенного союза.
При принятии решения об отказе в выпуске отдельных товаров, заявленных в декларации на товары, под номером 2 в графе "C" основного и добавочных листов данной декларации, на которых заявлены сведения об указанных товарах, должностным лицом производится запись: "Товар N (порядковый номер товара, указанный в графе 32 декларации) - отказано в выпуске" с указанием даты, которая заверяется подписью и оттиском личной номерной печати. При этом штамп "Отказано в выпуске" и (или) соответствующие записи не проставляются на основном листе декларации.
Указанные сведения должностное лицо вносит в электронную копию декларации на товары с проставлением кода ("90") в соответствии с Классификатором решений, принимаемых таможенным органом (приложение N 14 к решению Комиссии Таможенного союза от 20 сентября 2010 г. N 378 "О классификаторах, используемых для заполнения таможенных деклараций").
При принятии решения об отказе в выпуске отдельных товаров, заявленных в заявлении или перечне, для каждого товара, по которому принято такое решение, должностным лицом производится запись: "Отказано в выпуске" с указанием даты, проставлением подписи и оттиска личной номерной печати.
Если решение об отказе в выпуске принимается по всем декларируемым товарам, то должностное лицо возвращает декларанту экземпляр (экземпляры) декларации на товары, заявления либо перечня и прилагаемые к ним документы.
Если решение об отказе в выпуске принимается в отношении отдельных товаров, заявленных в декларации на товары, заявлении либо перечне, должностное лицо возвращает декларанту или таможенному представителю экземпляр (экземпляры) декларации, заявления либо перечня, предназначенный (предназначенные) для декларанта.
Инструкцией о порядке оформления отказа в выпуске товаров, утвержденной решением Комиссии Таможенного союза от 20 мая 2010 г. N 262, установлено, что декларант вправе подать новую декларацию на товары после устранения причин, послуживших основанием для отказа в выпуске товаров.
- Раздел I. Общие положения
- Глава 1. Таможенное регулирование и таможенное дело
- Глава 2. Таможенные органы
- § 1. Система таможенных органов
- § 2. Обязанности, права и ответственность таможенных
- § 3. Применение должностными лицами таможенных
- § 4. Обеспечение деятельности таможенных органов
- Глава 3. Обжалование решений, действий (бездействия)
- Глава 4. Информирование и консультирование
- Глава 5. Деятельность в сфере таможенного дела
- § 1. Общие положения
- § 2. Таможенный представитель
- § 3. Таможенный перевозчик
- § 4. Владелец склада временного хранения
- § 5. Владелец таможенного склада
- § 6. Владелец магазина беспошлинной торговли
- Глава 6. Уполномоченный экономический оператор
- Глава 7. Информационные системы и информационные технологии
- Глава 8. Таможенная статистика
- Глава 9. Классификация товаров по товарной номенклатуре
- Глава 10. Страна происхождения товаров
- Глава 11. Таможенная стоимость товаров
- Раздел II. Таможенные платежи
- Глава 12. Общие положения об уплате таможенных платежей
- Глава 13. Авансовые платежи
- Глава 14. Таможенные сборы
- Глава 15. Изменение срока уплаты таможенных пошлин, налогов
- Глава 16. Обеспечение уплаты таможенных пошлин, налогов
- Глава 17. Возврат (зачет) таможенных пошлин, налогов и иных
- Глава 18. Взыскание таможенных платежей
- Раздел III. Таможенный контроль
- Глава 19. Общие положения о таможенном контроле
- Глава 20. Формы и порядок проведения таможенного контроля
- Глава 21. Основания и порядок распоряжения товарами,
- Раздел IV. Ввоз товаров в российскую федерацию и их вывоз
- Глава 22. Основные положения о ввозе товаров в российскую
- Глава 23. Временное хранение товаров
- Раздел V. Таможенные операции, связанные с помещением
- Глава 24. Таможенное декларирование
- Глава 25. Выпуск товаров
- Раздел VI. Таможенные процедуры
- Глава 26. Общие положения о таможенных процедурах
- Глава 27. Таможенная процедура выпуска
- Глава 28. Таможенная процедура экспорта
- Глава 29. Таможенная процедура таможенного транзита
- Глава 30. Таможенная процедура таможенного склада
- Глава 31. Таможенная процедура переработки
- Часть 3 комментируемой статьи также содержит нормы, ограничивающие перечень причин принятия таможенным органом решения об отказе в продлении срока переработки.
- Часть 7 комментируемой статьи определяет случаи отказа таможенного органа в выдаче разрешения на переработку товаров на таможенной территории:
- Глава 32. Таможенная процедура переработки
- Часть 3 комментируемой статьи также содержит нормы, ограничивающие перечень причин принятия таможенным органом решения об отказе в продлении срока переработки.
- Часть 7 комментируемой статьи определяет случаи отказа таможенного органа в выдаче разрешения на переработку товаров вне таможенной территории:
- Глава 33. Таможенная процедура переработки
- Часть 3 комментируемой статьи также содержит нормы, ограничивающие перечень причин принятия таможенным органом решения об отказе в продлении срока переработки.
- Часть 6 комментируемой статьи определяет случаи отказа таможенного органа в выдаче разрешения на переработку товаров для внутреннего потребления:
- Глава 34. Таможенная процедура временного ввоза (допуска)
- Глава 35. Таможенная процедура временного вывоза
- Глава 36. Таможенная процедура реимпорта
- Глава 37. Таможенная процедура реэкспорта
- Глава 38. Таможенная процедура беспошлинной торговли
- Глава 39. Таможенная процедура уничтожения
- Глава 40. Таможенная процедура отказа в пользу государства
- Глава 41. Специальная таможенная процедура
- Раздел VII. Особенности совершения таможенных операций
- Глава 42. Меры по защите прав на объекты
- Глава 43. Особенности перемещения товаров трубопроводным
- Глава 44. Ввоз и вывоз транспортных средств
- Глава 45. Ввоз и вывоз товаров в международных
- Глава 46. Контролируемая поставка товаров
- Раздел VIII. Заключительные и переходные положения
- Глава 47. Заключительные положения