logo
Kommentary_k_Federalnomu_zakonu_ot_27_noyabrya

Глава 1. Таможенное регулирование и таможенное дело

В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Статья 1. Цели и предмет регулирования настоящего Федерального закона

Комментарий к статье 1

1. Для более полного и глубокого понимания положений комментируемой статьи необходимо сначала дать определение таможенного союза. В соответствии с положениями Федерального закона от 8 декабря 2003 г. N 164-ФЗ "Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности", таможенный союз - это единая таможенная территория, которой на основе международного договора с одним или несколькими государствами либо группами государств заменяется две или несколько таможенных территорий и в пределах которой отменяются таможенные пошлины и другие меры ограничения внешней торговли товарами, происходящими с единой таможенной территории, в отношении практически всей торговли такими товарами в пределах этой таможенной территории, за исключением возможности применения при необходимости таких мер в случаях, предусмотренных ст. ст. 21, 32, 38 и 39 вышеуказанного Федерального закона. При этом каждый участник таможенного союза применяет одинаковые таможенные пошлины и другие меры регулирования внешней торговли товарами с третьими странами.

В комментируемой статье говорится о необходимости продолжения законодательного регулирования создания Таможенного союза России, Белоруссии и Казахстана.

Данный Закон был принят Россией во исполнение международных обязательств Российской Федерации, а именно:

- Соглашения о Таможенном союзе между Российской Федерацией и Республикой Беларусь от 6 января 1995 г.;

- Соглашения о Таможенном союзе от 20 января 1995 года, Договором об углублении интеграции в экономической и гуманитарной областях от 29 марта 1996 г.;

- Договора о Таможенном союзе и Едином экономическом пространстве от 26 февраля 1999 г.;

- Договора об учреждении Евразийского экономического сообщества от 10 октября 2000 г.

При этом в Договоре о создании единой таможенной территории и формировании таможенного союза, подписанном в г. Душанбе 6 октября 2007 г., указывается, что таможенный союз - это форма торгово-экономической интеграции сторон, предусматривающая единую таможенную территорию, в пределах которой во взаимной торговле товарами, происходящими с единой таможенной территории, а также происходящими из третьих стран и выпущенными в свободное обращение на этой таможенной территории, не применяются таможенные пошлины и ограничения экономического характера, за исключением специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мер. При этом стороны применяют единый таможенный тариф и другие единые меры регулирования торговли товарами с третьими странами.

Таможенный союз был создан для следующих целей:

- обеспечение совместными действиями социально-экономического прогресса своих стран путем устранения между ними разделяющих препятствий для свободного экономического взаимодействия между хозяйствующими субъектами;

- гарантирование устойчивого развития экономики, свободного товарообмена и добросовестной конкуренции;

- укрепление координации экономической политики своих стран и обеспечение всестороннего развития национального народного хозяйства;

- создание условий для формирования общего экономического пространства;

- создание условий для активного выхода государств - членов Таможенного союза на мировой рынок.

Учреждение в 2000 году Евразийского экономического сообщества (ЕврАзЭС) выступило главным основанием создания Таможенного союза.

В настоящее время становление Таможенного союза в рамках Евразийского экономического сообщества определяет основные цели, задачи и направления таможенного регулирования на единой таможенной территории Таможенного союза. В результате активного обновления таможенного законодательства, обусловленного в первую очередь вступлением в силу в июле 2010 года Таможенного кодекса Таможенного союза и последовавшего за этим приведения национального законодательства Российской Федерации, Республики Беларусь и Республики Казахстан о таможенном деле в соответствие с его положениями, значительно увеличивается влияние таможенного регулирования как составной части государственного регулирования внешнеторговой деятельности государств - членов Таможенного союза на процессы интеграционного взаимодействия их экономик с международным экономическим сообществом.

2. В ч. 2 комментируемой статьи законодатель определил предмет регулирования закона, четко разграничив отношения, относящиеся к ведению Таможенного союза, и отношения, урегулированные национальным законодательством.

Статья 2. Таможенное регулирование и таможенное дело в Российской Федерации

Комментарий к статье 2

1. В ч. 1 комментируемой статьи дается краткая характеристика таможенного регулирования и таможенного дела. Таможенное регулирование в Таможенном союзе осуществляется на двух уровнях: наднациональном и национальном (см. п. 2 ст. 1 ТК ТС). На наднациональном уровне урегулирован порядок перемещения товаров через таможенную границу и все таможенные формальности (таможенный контроль и декларирование, исчисление и уплата таможенных платежей, таможенные процедуры). На национальном уровне регулируются вопросы безопасности, организации деятельности таможенных органов и прямо указанные в ч. 2 ст. 1 комментируемого Закона. В соответствии с п. "ж" ст. 71 Конституции РФ таможенное регулирование находится в исключительном ведении Российской Федерации. Цели таможенного регулирования прямо названы в ч. 1 ст. 1 комментируемого Закона.

В отличие от категории "таможенное регулирование", которую законодатель раскрывает и в ТК ТС, и в комментируемом Законе, понятие "таможенное дело" закреплено только на национальном уровне. Под таможенным делом понимают те барьеры, которые устанавливаются государством на пути свободного перемещения товаров. К ним относятся: таможенно-тарифное регулирование и запреты и ограничения при ввозе (вывозе) товаров. Таможенно-тарифное регулирование заключается во взимании ввозных и вывозных таможенных пошлин. Запреты и ограничения устанавливаются с целью защиты национальных интересов, включающих: охрану жизни и здоровья людей и окружающей среды, защиту экономической безопасности, соблюдение правопорядка и др. При перемещении товаров устанавливаются следующие запреты и ограничения: меры нетарифного регулирования, меры экспортного контроля, санитарно-эпидемиологические, ветеринарные, карантинные, фитосанитарные и радиационные требования и др.

2. В ч. 2 комментируемой статьи законодатель указывает, что запреты и ограничения могут быть предусмотрены международными договорами, составляющими договорно-правовую базу Таможенного союза. Так, согласно ст. 313 ТК ТС не допускается пересылка в международных почтовых отправлениях товаров, запрещенных в соответствии с актами Всемирного почтового союза. Статьей 15 Всемирной почтовой конвенции <1> установлен запрет на перемещение следующих товаров: наркотики и психотропные вещества; предметы, ввоз или обращение которых запрещены в стране назначения; взрывчатые, воспламеняющиеся или радиоактивные вещества; живые животные и др. Высший орган Таможенного союза также утвердил перечень товаров, к которым применяются запреты или ограничения в торговле с третьими странами <2>.

--------------------------------

<1> Всемирная почтовая конвенция (Женева, 12 августа 2008 года).

<2> См.: приложения N 1, 2 к решению Межгосударственного совета Евразийского экономического сообщества (высшего органа Таможенного союза) от 27 ноября 2009 г. N 19 "О едином нетарифном регулировании Таможенного союза Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации" // URL: http://www.tsouz.ru/MGS/Pages/mgs6.aspx.

3. В ч. 3 комментируемой статьи предусмотрен односторонний порядок применения отдельных мер таможенно-тарифного регулирования, запретов и ограничений. Например, запрет на импорт вин из Молдавии и Грузии в марте 2006 г. (причиной такого запрета является несоответствие вин фитосанитарным нормам <3>) и Постановление Правительства РФ от 20 августа 2009 г. N 694 "Об утверждении Перечня запрещенных к ввозу на территорию Российской Федерации орудий добычи (вылова) водных биологических ресурсов".

--------------------------------

<3> URL: http://lenta.ru/story/wine.

4. Согласно ч. 4 комментируемой статьи, при уплате таможенных платежей применяются не только способы обеспечения уплаты таможенных пошлин, налогов, установленные ТК ТС, комментируемым Законом, но и ГК РФ.

Указами Президента РФ и постановлениями Правительства РФ определены федеральные органы исполнительной власти, осуществляющие контроль и надзор при введении запретов и ограничений. К ним относятся, например:

- Федеральная таможенная служба России (см., например, Постановление Правительства РФ от 3 августа 2011 г. N 645 "О мерах по защите российских производителей углей активированных");

- Федеральная служба по техническому и экспортному контролю (см., например, Указ Президента РФ от 16 августа 2004 г. N 1085 "Вопросы Федеральной службы по техническому и экспортному контролю") и др.

5. В соответствии с ч. 5 комментируемой статьи, отношения, связанные с соблюдением валютных ограничений, уплатой налогов при ввозе товара, регулируются законодательством РФ.

Статья 3. Руководство таможенным делом в Российской Федерации

Комментарий к статье 3

1. В соответствии с ч. 1 ст. 110 Конституции РФ, исполнительную власть Российской Федерации осуществляет Правительство РФ. Правительство РФ - это высший исполнительный орган государственной власти России. Правительство РФ является коллегиальным органом, возглавляющим единую систему исполнительной власти в Российской Федерации. Принципами деятельности Правительства являются: верховенство Конституции РФ, федеральных конституционных законов и федеральных законов; народовластие; федерализм; разделение властей; ответственность; гласность и обеспечение прав и свобод человека и гражданина. Статьей 12 Федерального конституционного закона от 17 декабря 1997 г. N 2-ФКЗ "О Правительстве Российской Федерации" предусматривается, что Правительство РФ руководит работой федеральных министерств и иных федеральных органов исполнительной власти и контролирует их деятельность.

В состав Правительства входят Председатель Правительства РФ, заместители Председателя и федеральные министры. Указ Президента РФ от 9 марта 2004 г. N 314 "О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти" ознаменовал серьезную реформу структуры федеральных органов исполнительной власти. В соответствии с Указом Президента РФ в систему федеральных органов исполнительной власти РФ в настоящее время входят федеральные министерства, федеральные службы и федеральные агентства.

Федеральная служба следит за исполнением гражданами и организациями требований, установленных законом. Она является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в установленной сфере деятельности, а также специальные функции в области обороны, государственной безопасности, защиты и охраны государственной границы РФ, борьбы с преступностью, общественной безопасности.

Федеральная служба в пределах своей компетенции издает индивидуальные правовые акты на основании и во исполнение Конституции РФ, федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов и поручений Президента РФ, Председателя Правительства РФ и федерального министерства, осуществляющего контроль за ее деятельностью. Служба не вправе осуществлять нормативное регулирование, кроме случаев, устанавливаемых указами Президента РФ, а федеральная служба по надзору - также управление государственным имуществом и оказание платных услуг.

Федеральную службу России возглавляет руководитель (директор) федеральной службы.

Согласно Структуре федеральных органов исполнительной власти, утвержденной Указом Президента РФ от 12 мая 2008 г. N 724, система федеральных органов исполнительной власти включает в себя три группы органов:

1) федеральные министерства, федеральные службы и федеральные агентства, руководство деятельностью которых осуществляет Президент РФ, федеральные службы и федеральные агентства, подведомственные этим федеральным министерствам;

2) федеральные министерства, руководство которыми осуществляет Правительство РФ, федеральные службы и федеральные агентства, подведомственные этим федеральным министерствам;

3) федеральные службы и федеральные агентства, руководство которыми осуществляет Правительство РФ.

В систему федеральных органов исполнительной власти также входят их территориальные органы в субъектах РФ, которые осуществляют свою деятельность под руководством соответствующих центральных органов, а при необходимости взаимодействуют с органами исполнительной власти субъектов РФ. Создание федеральных органов исполнительной власти, их реорганизация и ликвидация осуществляются Президентом РФ по предложению Председателя Правительства РФ.

Федеральная таможенная служба (ФТС России) входит в третью группу и находится в непосредственном подчинении Правительства РФ. ФТС России является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, реализующим задачи в области таможенного дела непосредственно и через региональные таможенные управления, таможни и таможенные посты.

2. В ч. 2 комментируемой статьи перечислены основные функции ФТС России. Помимо названных таможенная служба осуществляет в соответствии с законодательством Российской Федерации контроль и надзор в области таможенного дела, а также функции агента валютного контроля, функции по проведению транспортного контроля в пунктах пропуска через Государственную границу Российской Федерации и санитарно-карантинного, карантинного фитосанитарного и ветеринарного контроля в части проведения проверки документов в специально оборудованных и предназначенных для этих целей пунктах пропуска через государственную границу Российской Федерации (специализированные пункты пропуска) и специальные функции по борьбе с контрабандой, иными преступлениями и административными правонарушениями (см. Постановление Правительства РФ от 26 июля 2006 г. N 459 "О Федеральной таможенной службе").

3. В соответствии с Указом Президента РФ от 9 марта 2004 г. N 314 "О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти", федеральное министерство вырабатывает общую политику отрасли, принимает нормативные акты и несет политическую ответственность в подотчетной ему сфере. На федеральное министерство возложена функция по осуществлению собственного нормативного регулирования, координации и контроля за деятельностью находящихся в его введении федеральных служб и федеральных агентств. Министерство возглавляет входящий в состав Правительства РФ Министр Российской Федерации (федеральный министр). Министерство финансов РФ является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере таможенных платежей, определения таможенной стоимости товаров (см. Постановление Правительства РФ от 30 июня 2004 г. N 329 "О Министерстве финансов Российской Федерации").

Министерство финансов разрабатывает и представляет в Правительство РФ проекты федеральных конституционных законов, федеральных законов и актов Президента РФ и Правительства РФ по вопросам политики в сфере таможенных платежей в части исчисления и порядка их уплаты, определения таможенной стоимости товаров (см. п. 5 Постановления Правительства РФ от 7 апреля 2004 г. N 185 "Вопросы Министерства финансов Российской Федерации").

Также Минфин России по согласованию с ФТС России принимает: акты, устанавливающие максимальные суммы банковской гарантии, выданные банком, для принятия банковских гарантий таможенными органами в целях обеспечения уплаты таможенных платежей, а также определяет порядок контроля таможенной стоимости товаров, а также осуществляет в установленном им порядке принятие решений о приостановлении перечисления распределенных сумм ввозных таможенных пошлин с единого счета Федерального казначейства на счет в иностранной валюте государства, являющегося стороной Соглашения об установлении и применении в таможенном союзе порядка зачисления и распределения ввозных таможенных пошлин (иных пошлин, налогов и сборов, имеющих эквивалентное действие) от 20 мая 2010 г.

Статья 4. Правовое регулирование отношений в области таможенного дела

Комментарий к статье 4

Данная статья устанавливает источники права, подлежащие применению при регулировании отношений в области таможенного дела.

Часть 1 комментируемой статьи определяет, что отношения, связанные с перемещением товаров через таможенную границу Таможенного союза, регулируются в соответствии с таможенным законодательством Таможенного союза, к которому относится:

1) Таможенный кодекс Таможенного союза;

2) международные договоры государств - членов Таможенного союза, регулирующих таможенные правоотношения в таможенном союзе;

3) решения Комиссии Таможенного союза, регулирующих таможенные правоотношения в таможенном союзе, принимаемые в соответствии с настоящим Кодексом и международными договорами государств - членов Таможенного союза.

Часть 2 комментируемой статьи указывает на прямое действие в Российской Федерации официально опубликованных международных договоров, составляющих договорно-правовую базу Таможенного союза, и решений органов Таможенного союза, за исключением случаев, если в данных актах прямо указывается на необходимость внутригосударственного нормотворчества.

Также устанавливается компетенция Правительства РФ определять порядок применения указанных актов.

Часть 3 рассматриваемой статьи определяет, что отношения в области таможенного дела в Российской Федерации регулируются как таможенным законодательством Таможенного союза, так и законодательством РФ о таможенном деле, которое состоит из комментируемого Закона и принимаемых в соответствии с ним иных федеральных законов, вместе с тем порядок фактического пересечения товарами и транспортными средствами Государственной границы Российской Федерации регулируется законодательством РФ о Государственной границе Российской Федерации, а в части, не урегулированной законодательством РФ о Государственной границе Российской Федерации, - законодательством РФ о таможенном деле.

Часть 4 комментируемой статьи устанавливает пределы применения законодательства РФ о таможенном деле к отношениям по взиманию и уплате таможенных платежей, относящихся к налогам, - в части, не урегулированной законодательством РФ о налогах и сборах.

Часть 5 комментируемой обусловливает возможность применения таможенного законодательства Таможенного союза, международных договоров государств - членов Таможенного союза, валютного законодательством РФ и комментируемого Закона к регулированию отношений, связанных с ввозом в Российскую Федерацию и вывоза из Российской Федерации валюты государств - членов Таможенного союза, валюты Российской Федерации, внутренних ценных бумаг, валютных ценностей и дорожных чеков.

Часть 6 закрепляет полномочия Президента РФ по регулированию отношения в области таможенного дела в Российской Федерации.

Часть 7 определяет компетенцию Правительства РФ издавать постановления и распоряжения в области таможенного дела в Российской Федерации, ограничивая ее возможностью нормотворчества только на основании и во исполнение федеральных законов в области таможенного дела в Российской Федерации и указов Президента РФ.

Часть 8 комментируемой устанавливает право федеральных органов исполнительной власти принимать нормативные правовые акты по предмету регулирования комментируемого Закона только в случаях, прямо предусмотренных федеральными законами, актами Президента РФ, Правительства РФ.

Часть 9 рассматриваемой статьи определяет право на обжалование нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, изданных ими по предмету регулирования настоящего Федерального закона, затрагивающих права и законные интересы лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности и закрепляет подсудность данных споров за арбитражным судом.

В соответствии с ч. 10 комментируемой статьи законодательство Таможенного союза имеет приоритетное значение по отношению к комментируемому Закону в случае возникновения коллизий правовых норм.

Статья 5. Основные термины, используемые в настоящем Федеральном законе

Комментарий к статье 5

Для любой отрасли права, в целях ее самоидентификации и обособления от смежных отраслей, принципиальное значение имеет установление специфического понятийного аппарата, обеспечивающего единообразное и аутентичное применение регулирующих положений, содержащихся в нормативно-правовых актах, составляющих документальную базу отрасли.

Соответствующее значение имеет и комментируемая статья, определяющая значение терминов используемых в положениях закона в их отличном от общепринятого смысле.

Часть 1 комментируемой статьи закрепляет семь определений, имеющих принципиальное значение для регулирования таможенных правоотношений на национальном уровне, так как законодательство Таможенного союза не оперирует понятиями, привязанными к границам и юрисдикции суверенных государств, входящих в состав Таможенного союза, то возникает необходимость установления данных понятий в российском законодательстве.

Непосредственно данная часть устанавливает, что является ввозом в Российскую Федерацию, вывозом из Российской Федерации (чистым), вывозом из Российской Федерации на территорию государств-участников Таможенного союза, и применительно к регулированию данных процессов устанавливает понятия "российское лицо", "товары", "налоги" и "счет Федерального казначейства".

Помимо вышеуказанного комментируемой статьей закреплены порядок и случаи применения для толкования конкретных норм как терминов, установленных в транснациональных правовых актах - законодательстве Таможенного союза, Таможенном кодексе Таможенного союза, так и терминов, легализованных в российском национальном законодательстве.

Так, ч. 2 комментируемой статьи, устанавливает, что термины в области таможенного регулирования и таможенного дела используются в значениях, определенных таможенным законодательством Таможенного союза и международными договорами, составляющими договорно-правовую базу Таможенного союза, а ч. 3 определяет, что все иные термины используются в значениях, определенных законодательством РФ о налогах и сборах, гражданским законодательством РФ, законодательством РФ об административных правонарушениях и иным законодательством РФ, что, по сути, является указанием на весь массив законодательства РФ.

В данной связи необходимо отметить, что такая "корзиночная" формулировка - "и иным законодательством" на практике может приводить к возникновению коллизий при применении определений, закрепленных в равнозначных отраслях российского права, так как, несмотря на указание в тексте статьи некоторых конкретных отраслей права - о налогах и сборах, гражданского права, иерархия применения данных актов в статье не установлена, что означает их равновозможное применение.

Статья 6. Действие актов законодательства Российской Федерации о таможенном деле и иных правовых актов Российской Федерации в области таможенного дела во времени

Комментарий к статье 6

1. Положениями ч. 1 комментируемой статьи закреплено ограничение действия актов законодательства РФ о таможенном деле, а также указов Президента РФ, постановлений и распоряжений Правительства РФ, нормативно-правовых актов федеральных органов исполнительной власти временными рамками.

Общим правилом установлено антероградное действие правовых норм, что в целом является общим правилом для любых отраслей права и нормативно-правовых актов и обеспечивает стабильность правоотношений в сфере таможенного дела.

2. Также в ч. 2 комментируемой статьи определены случаи придания нормативным правовым актам обратной силы:

- если это прямо предусмотрено актом;

- если это предусмотрено таможенным законодательством таможенного союза.

Данный перечень оснований распространения правовых норм на ранее возникшие отношения является закрытым и не подлежит расширительному толкованию.

3. Частью 3 комментируемой статьи установлен срок вступления в силу актов законодательства РФ о таможенном деле, равный 30 дням, а также закреплены случаи исключений из общего правила вступления в силу - это случаи установления более льготного порядка, чем действующий, в части требований представления документов и сведений, сроков для принятия решений таможенными и иными государственными органами или других административных (процедурных) ограничений, случаи, если актами таможенного законодательства Таможенного союза или настоящим Законом установлен специальный порядок вступления в силу указанных правовых актов Российской Федерации в области таможенного дела.

В отличие от ранее действовавших положений, регламентирующих данные вопросы, законодатель отказался от определения срока в один месяц, что имеет значение с точки зрения определения даты истечения срока, так как срок, исчисляемый месяцами, истекает в соответствующее число последнего месяца срока либо в последний день месяца, в котором нет соответствующего числа, то есть срок мог быть как менее, так и более 30 дней, а срок, исчисляемый в днях, истекает в 24 часа последнего дня срока либо в тот час, когда в этой организации по установленным правилам прекращаются соответствующие операции, что гарантирует как минимум 30-дневную паузу между опубликованием и вступлением в силу правового акта.

Установление такого особого порядка вступления в силу правовых актов в сфере таможенного дела призвано обеспечить участникам таможенных правоотношений возможность внесения своевременных коррективов в свою деятельность, направленных на соблюдение изменяющихся требований таможенного законодательства, так как, учитывая специфику внешнеэкономической деятельности, сделать это в более короткие сроки представляется затруднительным.

Статья 7. Действие актов законодательства Российской Федерации о таможенном деле, а также иных правовых актов Российской Федерации в области таможенного дела в пространстве

Комментарий к статье 7

1. Учитывая транснациональный и транстерриториальный характер Таможенного союза, определение пространственных границ действия нормативных правовых актов имеет существенное значение для их легитимного применения к общественно-правовым отношениям в сфере таможенного дела, данная задача нашла свое решение в ст. 7 комментируемого Закона.

Часть 1 комментируемой статьи определяет, во-первых, географическую территорию, на которой применяются акты законодательства РФ о таможенном деле, а также иные правовые акты РФ в области таможенного дела, и, во-вторых, закрепляет единство данной территории для целей применения вышеуказанных нормативных правовых актов.

2. Часть 2 комментируемой статьи обусловливает возможность применения актов законодательства РФ о таможенном деле и иных правовых актов РФ в области таможенного дела на территории государства - члена Таможенного союза при вывозе товаров, страной происхождения которых является Российская Федерация, или продуктов их переработки с территории этого государства - члена Таможенного союза за пределы единой таможенной территории Таможенного союза, если таковое применение предусмотрено положениями международных договоров, составляющих договорно-правовую базу Таможенного союза.

3. Часть 3 комментируемой статьи определяет, что применение актов законодательства РФ о таможенном деле, а также иных правовых актов РФ в области таможенного дела на территории иностранного государства или применение нормативных правовых актов иностранного государства на территории РФ при осуществлении таможенными органами Российской Федерации совместного таможенного контроля с таможенными органами этого иностранного государства возможно, если таковое положение будет предусмотрено в международном договоре Российской Федерации.

Таким образом, определив территорию действия российского законодательства, комментируемая статья, с одной стороны, устанавливает правовые возможности расширения данной территории или применения на данной территории иностранного законодательства, с другой стороны, жестко определяет источники, закрепляющие таковые возможности, - международные договоры Российской Федерации.

Статья 8. Требования к актам законодательства Российской Федерации о таможенном деле и иным правовым актам Российской Федерации в области таможенного дела

Комментарий к статье 8

1. В комментируемой статье установлены общие, основополагающие требования к актам законодательства РФ о таможенном деле и иным правовым актам Российской Федерации в области таможенного дела, определяющие единые критерии, подлежащие безусловному соблюдению при нормотворчестве в сфере таможенного дела независимо от непосредственного предмета регулирования акта и субъекта нормотворчества.

Частью 1 комментируемой статьи определены требования к содержанию и юридической технике правовых актов, ориентированные в первую очередь на защиту интересов участников внешнеэкономической деятельности и иных лиц, вступающих в таможенные правоотношения, требующие четкого и однозначного указания на права, обязанности, возникающие у лиц в связи с изданием правового акта, и на порядок совершения действий, предписываемых таковым актом.

2. Часть 2 комментируемой статьи определяет перечень условий, несоблюдение любого из которых влечет однозначное признание нормативного правового акта в области таможенного дела не соответствующим комментируемому Закону.

3. Часть 3 рассматриваемой статьи определяет судебный порядок признания нормативного правового акта Российской Федерации в области таможенного дела не соответствующим комментируемому Закону.

4. Часть 4 комментируемой статьи вводит ограничения в отношении нормативных и иных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, которые:

- во-первых, не могут противоречить положениям актов таможенного законодательства Таможенного союза, федеральных законов и актам Президента РФ или Правительства РФ в области таможенного дела;

- во-вторых не могут устанавливать требования, условия и ограничения, не предусмотренные актами таможенного законодательства Таможенного союза, федеральными законами и актами Президента РФ или Правительства РФ в области таможенного дела.

5. Часть 5 вводит помимо условий, содержащихся в иных правовых актах, еще одно обязательное условие привлечения к ответственности за нарушение актов таможенного законодательства Таможенного союза, законодательства Российской Федерации о таможенном деле и (или) иных правовых актов Российской Федерации в области таможенного дела - допущенное или совершенное нарушение не должно быть вызвано неясностью правовых норм, содержащихся в указанных актах.