Глава 4. Информирование и консультирование
Статья 50. Получение информации о причинах принятого решения, совершенного действия (бездействия)
Комментарий к статье 50
Комментируемая статья закрепляет право заинтересованных лиц на получение информации о причинах принятого решения, совершенного действия (бездействия).
Предоставление заинтересованному лицу информации является обоснованным и правомерным в случае соблюдения следующих условий:
1) принятое таможенным органом решение либо совершенное им действие (бездействие) затрагивает права и законные интересы заинтересованного лица;
2) права и законные интересы заинтересованного лица затрагиваются принятым решением либо совершенным действием (бездействием) непосредственно, т.е. такое решение либо действие (бездействие) должно иметь прямое отношение к заинтересованному лицу;
3) принятое решение либо совершенное действие (бездействие) индивидуально, т.е. носит персонифицированный характер.
Запрос должен быть подан в шестимесячный срок со дня принятия решения, совершения действия (бездействия) либо истечения срока их принятия или совершения либо со дня, когда лицу стало известно о принятом решении или совершенном действии (бездействии). Срок исчисляется со дня принятия решения, совершения действия (бездействия) либо истечения срока их принятия или совершения либо со дня, когда лицу стало известно о принятом решении или совершенном действии (бездействии). Исчисление срока подачи запроса со дня, когда лицу стало известно о принятом решении или совершенном действии (бездействии), возможно в случаях, когда заинтересованное лицо ранее не знало и не могло либо не обязано было знать о принятом решении или совершенном действии (бездействии). Запрос о представлении необходимой информации может быть подан заинтересованным лицом как в устной форме, так и в письменной. Форму запроса выбирает само заинтересованное лицо. В целях получения своевременной и оперативной информации заинтересованное лицо может обратиться с устным запросом в таможенный орган, который обязан рассмотреть такой запрос в день его получения. В случае, когда заинтересованному лицу на запрос о причинах принятого решения либо совершенного действия (бездействия) требуется ответ на материальном носителе, например в целях возможного обжалования этого решения либо совершенного действия (бездействия), заинтересованное лицо вправе обратиться в таможенный орган с письменным запросом. Ответ на письменный запрос должен быть дан в письменном виде в течение десяти дней со дня получения указанного запроса.
Днем подачи письменного запроса является день его получения таможенным органом. Запрос, поданный по истечении указанных сроков, таможенным органом не рассматривается, а пропущенные сроки не восстанавливаются.
При отказе в рассмотрении запроса в связи с истечением сроков за лицом, обратившимся с таким запросом, сохраняется право на обжалование решения, действия или бездействия, в отношении которых запрос подавался.
Устный запрос подается, как правило, если лицо присутствует при принятии решения или совершении действия, и подлежит рассмотрению таможенным органом в день получения такого запроса. Устный запрос рассматривается от имени таможенного органа должностным лицом, принявшим или не принявшим решение, совершившим или не совершившим действие, либо по его поручению нижестоящим должностным лицом. Если лицо не удовлетворено устным ответом на устный запрос, оно вправе подать письменный запрос.
В письменном запросе должно указываться его наименование - "запрос". Письменный запрос должен быть подписан физическим лицом или руководителем (заместителем руководителя) предприятия, учреждения или организации с указанием фамилии, имени, отчества (в отношении руководителя и его заместителя указывается также должность) и содержать данные соответственно о месте нахождения предприятия, учреждения или организации.
В случае непредоставления лицом требуемых информации, документов и материалов либо если информация, документы и материалы предоставлены не полностью, что не позволяет таможенному органу дать полный ответ на поданный запрос, этот таможенный орган уведомляет лицо, подавшее запрос, о том, какая информация, документы и материалы необходимы для его рассмотрения.
При отказе лица, подавшего запрос, от оказания содействия таможенному органу или его должностным лицам в рассмотрении запроса таможенный орган вправе оставить его без ответа.
Письменный запрос подлежит рассмотрению не позднее чем в 10-дневный срок со дня его получения. В случае необходимости предоставления дополнительных документов и сведений указанный срок исчисляется со дня получения от лица, подавшего запрос, последнего документа (информации, материалов), требующегося для рассмотрения запроса. Письменный запрос рассматривается начальником или заместителем начальника таможенного органа либо по их поручению руководителем структурного подразделения таможенного органа. При подаче письменного запроса ответ должен быть дан в письменном виде. В качестве письменного ответа рассматриваются также телефонограммы и иные сообщения, передаваемые с использованием подобных видов связи.
Если лицом направляется письменный запрос в таможенный орган, иной, чем тот, которым принято решение или должностным лицом которого совершено действие либо решение не принято или требуемое действие не совершено, указанный таможенный орган направляет такой запрос по принадлежности, извещая об этом лицо, подавшее запрос.
Запрос и ответ на него не должны использоваться для получения лицом консультаций по таможенным вопросам, минуя установленный порядок.
Если основанием принятого решения, совершенного действия либо непринятия решения или несовершения действия является опубликованный правовой акт, то ответ может сводиться к ссылке на этот акт (название акта, его предмет и издание, в котором этот акт опубликован).
Подача запроса не приостанавливает исполнения решения или действия, в отношении которых подан запрос. Если запрос касается сведений, составляющих государственную или иную охраняемую законом тайну, то ответ дается в объеме и порядке, исключающих разглашение таких сведений. Информация о причинах принятого решения, действия или бездействия предоставляется бесплатно.
Приказом ФТС России от 10 сентября 2009 г. N 1660 "Об утверждении Административного регламента Федеральной таможенной службы по исполнению государственной функции организации приема граждан, обеспечения своевременного и полного рассмотрения обращений граждан, принятия по ним решений и направления ответов заявителям в установленный законодательством Российской Федерации срок" определен порядок регистрации и рассмотрения обращений граждан, контроля их исполнения, организации приема граждан.
Статья 51. Информирование об актах таможенного законодательства Таможенного союза, законодательства Российской Федерации о таможенном деле и об иных правовых актах Российской Федерации в области таможенного дела
Комментарий к статье 51
В соответствии с комментируемой статьей заинтересованное лицо имеет право свободного бесплатного доступа к информации об актах таможенного законодательства. Федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области таможенного дела, и иные таможенные органы обеспечивают такой доступ, в том числе предоставляют возможность пользоваться компьютерными базами данных.
С просьбой о предоставлении информации об актах таможенного законодательства заинтересованное лицо вправе обратиться в любой таможенный орган, который такой информацией обладает. Информация предоставляется о международных договорах РФ, контроль за исполнением которых возложен на таможенные органы, о действующих нормативных правовых актах РФ по таможенному делу, о правовых актах федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в области таможенного дела, и иных таможенных органов. Исключения могут составлять правовые акты, содержащие сведения, отнесенные к государственной тайне, а также сведения конфиденциального характера.
Предоставление информации об актах таможенного законодательства возлагается на ФТС России и любой иной таможенный орган, в который обратилось заинтересованное лицо. Таможенный орган может не предоставить запрашиваемую информацию, переадресовав заинтересованное лицо к другому органу, как правило, в следующих случаях:
1) когда у данного таможенного органа отсутствует информация о запрашиваемом правовом акте;
2) когда запрашивается информация о правовом акте, изданном нижестоящим таможенным органом.
В понятие "информирование об актах таможенного законодательства" входят название акта, его предмет и издание, в котором этот акт опубликован. Если же лицо желает получить об опубликованных правовых актах информацию в большем объеме, то в таком случае речь идет о консультировании по вопросам таможенного дела (см. ст. 52 Закона и комментарий к ней).
Информирование об актах таможенного законодательства может осуществляться путем размещения текстов таких актов на официальном сайте федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в области таможенного дела.
Круг лиц, которым может предоставляться информация об актах таможенного законодательства, неограничен, за исключением:
1) информации об актах таможенного законодательства, не подлежащих опубликованию (информация с различными ограничительными грифами), предоставляется в случаях, объеме и порядке, исключающих разглашение сведений, составляющих государственную или иную охраняемую законом тайну;
2) информации об актах таможенного законодательства, затрагивающих непосредственно права, свободы и интересы конкретного, поименованного в тексте лица, предоставляется, как правило, только этому лицу;
3) информации об актах таможенного законодательства, регулирующих отношения в системе таможенных органов, устанавливающих правовой статус должностных лиц таможенных органов, предоставляется только в случае и в части, непосредственно затрагивающих права, свободы и законные интересы лица.
Информирование об актах таможенного законодательства предоставляется бесплатно.
Таможенные органы для обеспечения доступа к правовым актам в области таможенного дела могут использовать соответствующие информационные технологии.
Кроме того, в ч. 3 комментируемой статьи предусмотрена обязанность федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в области таможенного дела, информировать заинтересованных лиц путем опубликования в своих официальных изданиях принятых им правовых актов, а также актов законодательства и иных правовых актов РФ в области таможенного дела.
Официальными изданиями ФТС России являются бюллетень таможенной информации "Таможенные ведомости", информационно-аналитическое обозрение "Таможня" и иные печатные издания, обозначенные в качестве изданий, опубликование в которых считается официальным. Также ФТС России публикует свои правовые акты, используя информационные технологии, на сайте ФТС России <22>.
--------------------------------
<22> URL: www.customs.ru.
Порядок предоставления государственной услуги по информированию установлен Приказом ФТС России от 24 мая 2006 г. N 469 "Об утверждении Административного регламента Федеральной таможенной службы по предоставлению государственной услуги по информированию об актах таможенного законодательства Таможенного союза, законодательства Российской Федерации о таможенном деле и об иных правовых актах Российской Федерации в области таможенного дела и консультированию по вопросам таможенного дела и иным вопросам, входящим в компетенцию таможенных органов".
Конечным результатом предоставления государственной услуги по информированию об актах таможенного законодательства Таможенного союза является получение лицами информации о наименовании органа (органов), издавшего (издавших) правовой акт в области таможенного дела, наименовании вида акта и его названии, дате подписания (утверждения) акта и его номере, номере и дате государственной регистрации и официальном источнике его опубликования, а также удовлетворенность лиц качеством, своевременностью предоставления и полнотой полученной информации.
Статья 52. Консультирование по вопросам таможенного дела и иным вопросам, входящим в компетенцию таможенных органов
Комментарий к статье 52
В комментируемой статье установлен порядок предоставления таможенными органами консультаций заинтересованным лицам по вопросам таможенного дела и иным вопросам, входящим в компетенцию таможенных органов. В отличие от информирования об актах таможенного законодательства Таможенного союза (см. ст. 51 Закона и комментарий к ней), когда заинтересованному лицу предоставляется доступ к информации о действующих правовых актах, консультирование представляет собой ответы должностного лица таможенного органа на вопросы заинтересованного лица о правоприменении таких актов. В рамках консультации по запросу заинтересованного лица помимо сведений о действующем законодательстве предоставляется информация о том, какими именно правовыми актами следует руководствоваться в конкретной ситуации.
Консультировать имеют право должностные лица таможенного органа, уполномоченные начальником этого таможенного органа (лицом, его замещающим) на проведение консультаций.
Таможенный орган предоставляет ответ на запрос заинтересованного лица в возможно короткий срок. Максимальный срок предоставления информации по запросу составляет один месяц. Консультирование может осуществляться как в устной, так и в письменной форме. Заинтересованное лицо вправе требовать предоставления ответа в письменной форме. Как правило, при подаче письменного запроса ответ предоставляется также в письменной форме.
Консультирование должно проводиться, как правило, в местах нахождения таможенных органов и во время их работы. При этом таможенным органам предоставляется право установить определенные дни и часы консультирования. При необходимости консультации могут проводиться и после окончания работы таможенного органа. Консультирование таможенными органами заинтересованных лиц проводится бесплатно.
В соответствии с ч. 3 комментируемой статьи информация, предоставленная заинтересованным лицам при проведении консультации, не является основанием для принятия решения или совершения (несовершения) действий таможенными органами при осуществлении таможенных операций в отношении товаров и (или) транспортных средств. Должностное лицо таможенного органа осуществляет консультирование заинтересованного лица исходя из предоставленных им сведений. Процедура консультирования не предполагает проверку должностным лицом таможенного органа достоверности таких сведений. Поэтому консультация не может являться решением таможенного органа, т.е. актом применения права, равно как и основанием для принятия решения или совершения действий таможенным органом.
В ч. 4 комментируемой статьи установлена ответственность за предоставление информации несвоевременно или в недостоверном виде в случаях, когда этот факт послужил причиной убытков, понесенных обратившимся за консультацией лицом. Возмещение таких убытков осуществляется в соответствии с законодательством РФ. Однако согласно ч. 5 комментируемой статьи в случаях причинения убытков вследствие искажения текста правового акта, опубликованного без ведома и контроля таможенных органов, а также в случаях, когда причиной убытков послужила неквалифицированная консультация, оказанная лицом, не уполномоченным на ее проведение, таможенные органы ответственности не несут.
Порядок организации консультирования таможенными органами определен Приказом ФТС России от 24 мая 2006 г. N 469 "Об утверждении Административного регламента Федеральной таможенной службы по предоставлению государственной услуги по информированию об актах таможенного законодательства Таможенного союза, законодательства Российской Федерации о таможенном деле и об иных правовых актах Российской Федерации в области таможенного дела и консультированию по вопросам таможенного дела и иным вопросам, входящим в компетенцию таможенных органов".
Консультирование по вопросам таможенного дела и иным вопросам, входящим в компетенцию таможенных органов, не предоставляется:
- по вопросам, не входящим в компетенцию таможенных органов;
- по запросам о причинах и основаниях принятого решения или совершенного действия либо о причинах непринятия решения или несовершения действия;
- по жалобам лиц на решения, действия (бездействие) таможенных органов или их должностных лиц, даже если запросы лиц не имеют такого названия, но по своему содержанию относятся к жалобе;
- по жалобам лиц на постановления по делам об административных правонарушениях в области таможенного дела, даже если запросы лиц не имеют такого названия, но по своему содержанию относятся к жалобе, в том числе по вопросам о наличии или отсутствии оснований для возбуждения конкретного дела об административном правонарушении, для привлечения к ответственности, о правомерности применения мер обеспечения по делу, вопросы по конкретным обстоятельствам правонарушений и тому подобное;
- по обращениям о подтверждении или о принятии решения об определении кода товаров по ТН ВЭД ТС, страны происхождения товаров;
- по обращениям о подтверждении или об определении таможенной стоимости;
- по обращениям об арифметическом исчислении сумм подлежащих уплате таможенных платежей в отношении конкретных товаров.
Консультирование по вопросам таможенного дела и иным вопросам, входящим в компетенцию таможенных органов, предоставляется по конкретным таможенным правоотношениям, касающимся:
- таможенного оформления и таможенного контроля товаров и транспортных средств лиц;
- включения юридических лиц в реестры лиц, осуществляющих деятельность в области таможенного дела;
- внутреннего таможенного транзита;
- временного хранения товаров;
- применения различных таможенных режимов;
- порядка декларирования товаров и транспортных средств, представления документов при декларировании товаров;
- перемещения товаров физическими лицами для личных, семейных, домашних и иных не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности нужд;
- перемещения товаров в международных почтовых отправлениях;
- перемещения товаров трубопроводным транспортом и по линиям электропередачи;
- иных вопросов, входящих в компетенцию таможенных органов.
Конечным результатом предоставления государственной услуги по консультированию по вопросам таможенного дела и иным вопросам, входящим в компетенцию таможенных органов, является получение лицами точной информации о применении правовых актов в области таможенного дела по конкретным таможенным правоотношениям, а также удовлетворенность лиц качеством, своевременностью предоставления и полнотой полученных консультаций.
Статья 53. Участие в формировании и реализации государственной политики в области таможенного дела некоммерческих организаций, объединяющих лиц, осуществляющих деятельность, связанную с ввозом товаров в Российскую Федерацию и их вывозом из Российской Федерации, а также лиц, осуществляющих деятельность в сфере таможенного дела
Комментарий к статье 53
В соответствии с распоряжением Правительства РФ от 6 апреля 2011 г. N 579-р "О перечне общероссийских некоммерческих организаций, определяемом в соответствии с ч. 3 комментируемой статьи, ФТС России при разработке проектов нормативных правовых актов, устанавливающих порядок и технологии совершения таможенных операций, связанных с ввозом товаров в Российскую Федерацию и вывозом товаров из Российской Федерации, их декларированием и выпуском, определяющих условия деятельности уполномоченных экономических операторов и иных лиц, осуществляющих деятельность в сфере таможенного дела, проводит консультации с Торгово-промышленной палатой Российской Федерации, Общероссийской общественной организацией "Деловая Россия", Общероссийской общественной организацией "Российский союз промышленников и предпринимателей" и Общероссийской общественной организацией малого и среднего предпринимательства "ОПОРА России".
В соответствии со ст. 18 Закона, основными критериями оценки работы таможенных органов являются: скорость совершения таможенных операций при ввозе товаров в Российскую Федерацию и вывозе товаров из Российской Федерации, а также сокращение издержек заинтересованных лиц при совершении таможенных операций; своевременность и полнота поступления таможенных платежей; эффективность противодействия преступлениям и административным правонарушениям.
Правительство РФ, исходя из основных критериев оценки работы таможенных органов, определяет систему показателей, порядок и методику их мониторинга, а также порядок участия в таком мониторинге лиц, указанных в ч. 3 комментируемой статьи.
- Раздел I. Общие положения
- Глава 1. Таможенное регулирование и таможенное дело
- Глава 2. Таможенные органы
- § 1. Система таможенных органов
- § 2. Обязанности, права и ответственность таможенных
- § 3. Применение должностными лицами таможенных
- § 4. Обеспечение деятельности таможенных органов
- Глава 3. Обжалование решений, действий (бездействия)
- Глава 4. Информирование и консультирование
- Глава 5. Деятельность в сфере таможенного дела
- § 1. Общие положения
- § 2. Таможенный представитель
- § 3. Таможенный перевозчик
- § 4. Владелец склада временного хранения
- § 5. Владелец таможенного склада
- § 6. Владелец магазина беспошлинной торговли
- Глава 6. Уполномоченный экономический оператор
- Глава 7. Информационные системы и информационные технологии
- Глава 8. Таможенная статистика
- Глава 9. Классификация товаров по товарной номенклатуре
- Глава 10. Страна происхождения товаров
- Глава 11. Таможенная стоимость товаров
- Раздел II. Таможенные платежи
- Глава 12. Общие положения об уплате таможенных платежей
- Глава 13. Авансовые платежи
- Глава 14. Таможенные сборы
- Глава 15. Изменение срока уплаты таможенных пошлин, налогов
- Глава 16. Обеспечение уплаты таможенных пошлин, налогов
- Глава 17. Возврат (зачет) таможенных пошлин, налогов и иных
- Глава 18. Взыскание таможенных платежей
- Раздел III. Таможенный контроль
- Глава 19. Общие положения о таможенном контроле
- Глава 20. Формы и порядок проведения таможенного контроля
- Глава 21. Основания и порядок распоряжения товарами,
- Раздел IV. Ввоз товаров в российскую федерацию и их вывоз
- Глава 22. Основные положения о ввозе товаров в российскую
- Глава 23. Временное хранение товаров
- Раздел V. Таможенные операции, связанные с помещением
- Глава 24. Таможенное декларирование
- Глава 25. Выпуск товаров
- Раздел VI. Таможенные процедуры
- Глава 26. Общие положения о таможенных процедурах
- Глава 27. Таможенная процедура выпуска
- Глава 28. Таможенная процедура экспорта
- Глава 29. Таможенная процедура таможенного транзита
- Глава 30. Таможенная процедура таможенного склада
- Глава 31. Таможенная процедура переработки
- Часть 3 комментируемой статьи также содержит нормы, ограничивающие перечень причин принятия таможенным органом решения об отказе в продлении срока переработки.
- Часть 7 комментируемой статьи определяет случаи отказа таможенного органа в выдаче разрешения на переработку товаров на таможенной территории:
- Глава 32. Таможенная процедура переработки
- Часть 3 комментируемой статьи также содержит нормы, ограничивающие перечень причин принятия таможенным органом решения об отказе в продлении срока переработки.
- Часть 7 комментируемой статьи определяет случаи отказа таможенного органа в выдаче разрешения на переработку товаров вне таможенной территории:
- Глава 33. Таможенная процедура переработки
- Часть 3 комментируемой статьи также содержит нормы, ограничивающие перечень причин принятия таможенным органом решения об отказе в продлении срока переработки.
- Часть 6 комментируемой статьи определяет случаи отказа таможенного органа в выдаче разрешения на переработку товаров для внутреннего потребления:
- Глава 34. Таможенная процедура временного ввоза (допуска)
- Глава 35. Таможенная процедура временного вывоза
- Глава 36. Таможенная процедура реимпорта
- Глава 37. Таможенная процедура реэкспорта
- Глава 38. Таможенная процедура беспошлинной торговли
- Глава 39. Таможенная процедура уничтожения
- Глава 40. Таможенная процедура отказа в пользу государства
- Глава 41. Специальная таможенная процедура
- Раздел VII. Особенности совершения таможенных операций
- Глава 42. Меры по защите прав на объекты
- Глава 43. Особенности перемещения товаров трубопроводным
- Глава 44. Ввоз и вывоз транспортных средств
- Глава 45. Ввоз и вывоз товаров в международных
- Глава 46. Контролируемая поставка товаров
- Раздел VIII. Заключительные и переходные положения
- Глава 47. Заключительные положения