logo
Kommentary_k_Federalnomu_zakonu_ot_27_noyabrya

Глава 18. Взыскание таможенных платежей

Комментарий к главе 18

Глава 18 Закона устанавливает общие правила взыскания таможенных пошлин, налогов, пени (в случае неуплаты, неполной уплаты в установленный срок). Здесь определяются понятия требования об уплате таможенных платежей, срока его направления плательщику, срока исполнения данного требования.

Положения предусматривают порядок взыскания таможенных платежей за счет денежных средств, находящихся на счетах плательщика в банках, порядок взыскания за счет товаров, в отношении которых таможенные пошлины, налоги не уплачены, а также за счет невостребованных авансовых денежных средств, излишне уплаченных, денежного залога.

Кроме этого, определены обязанности банков и иных кредитных учреждений при исполнении решений таможенных органов о взыскании таможенных платежей.

Статья 150. Общие правила принудительного взыскания таможенных пошлин, налогов

Комментарий к статье 150

В случае неуплаты или неполной уплаты начисленных сумм таможенных платежей, таможенные органы вправе взыскивать их принудительно. Данная статья определяет правила такого взыскания.

Принудительное взыскание - комплекс мер, применяемых таможенными органами с целью взыскания образовавшейся задолженности по уплате таможенных платежей и пеней, которая может образоваться при неуплате/неполной уплате в установленный законодательством срок таможенных платежей. Причинами образования данной задолженности может быть недостоверное заявление таможенной стоимости, классификационного кода товара, страны происхождения товара, недекларирование, недостоверное декларирование, нарушение требований таможенных процедур, нецелевое использование товаров, выпущенных с предоставлением льгот и ограничением по их пользованию, выявленные в ходе проведения форм таможенного контроля до и после выпуска товаров, системы управления рисками, таможенных проверок, а также ведомственного контроля. Первый шаг в принудительном взыскании с юридических лиц и индивидуальных предпринимателей - взыскание соответствующих сумм со счетов плательщика, затем таможенный орган вправе обратить взыскание на обеспечение уплаты таможенных платежей, неизрасходованные остатки авансовых платежей, денежный залог, излишне уплаченные (взысканные) таможенные платежи и иное имущество плательщика, а также применить судебный порядок. Круг лиц, с которых будет производиться взыскание в зависимости от возникновения обязанности по уплате, определен в комментарии к ст. 114 Закона.

Принудительное взыскание с физических лиц производится только в судебном порядке, за исключением обращения взыскания на суммы обеспечения в виде денежного залога, в случае возникновения обязанности по уплате в связи с неисполнением этого обязательства, обеспеченного денежным залогом.

До применения мер принудительного взыскания плательщику предлагается в добровольном порядке оплатить образовавшуюся задолженность путем направления требования об уплате таможенных платежей установленной Приказом ФТС России от 30 декабря 2010 г. N 2711 "Об утверждении формы требования об уплате таможенных платежей" формы. В случае декларирования товаров таможенным представителем требование направляется ему одновременно с декларантом, даже если он уже прекратил деятельность в качестве таможенного представителя. Требование не направляется в случае обращения взыскания на обеспечение уплаты в виде денежного залога при неисполнении обязательства, им обеспеченного, и обращении взыскания на товары, в отношении которых таможенные пошлины, налоги не были уплачены, а предельные сроки хранения на складе истекли.

Взыскание не производится, если требование не выставлено в течение трех лет со дня истечения срока уплаты, либо прошло три года со дня обнаружения факта неуплаты таможенных пошлин, налогов, либо со дня наступления события, влекущего обязанность лиц уплачивать таможенные пошлины, налоги, а также если подлежащая взысканию сумма менее 5 евро по установленному курсу ЦБ РФ.

Кроме задолженности по уплате таможенных платежей подлежат взысканию пени, начисленные в соответствии со ст. 151 комментируемого Закона.

Статья 151. Пени

Комментарий к статье 151

Комментируемая статья трактует порядок начисления пеней. Пени - это денежные суммы, которые плательщик таможенных пошлин, налогов обязан выплатить в случае неуплаты или неполной уплаты таможенных пошлин, налогов в установленный срок (см. комментарий к ст. 115 Закона). Пени подлежат начислению за каждый календарный день просрочки уплаты таможенных пошлин, налогов начиная со дня, следующего за днем истечения сроков уплаты таможенных пошлин, налогов, по день исполнения обязанности по уплате таможенных пошлин, налогов включительно в процентах от суммы неуплаченных таможенных пошлин, налогов в размере одной трехсотой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей в период просрочки уплаты таможенных пошлин, налогов. Для целей исчисления пеней применяется ставка рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующая в период просрочки уплаты таможенных пошлин, налогов.

Пени - своего рода штрафная санкция с целью контроля соблюдения сроков уплаты таможенных платежей.

Расчет пеней производится по следующей формуле:

П = ТП x Ст x Д

─────────── ,

300

- где П - сумма подлежащих уплате пеней;

- ТП - сумма неуплаченных таможенных платежей;

- Ст - ставка рефинансирования ЦБ РФ, действующая в период просрочки, в процентах;

- Д - количество дней в периоде.

В случае изменения в период просрочки ставки рефинансирования, пени подлежат пересчету исходя из периода действия каждой ставки.

Пени уплачиваются одновременно либо после уплаты основного долга по таможенным платежам, но не позднее месяца после их уплаты. В первую очередь подлежит уплата недоимки, т.к. для уплаты пени установлен дополнительный срок. Размер сумм пеней зависит от своевременного погашения задолженности. При неуплате в добровольном порядке в срок, предписанный требованием об уплате таможенных платежей, пени доначисляются по день исполнения обязанности по уплате, определенный ст. 117 комментируемого Закона.

Существует ряд обстоятельств, при которых пени не подлежат начислению:

- если плательщик не известен таможенному органу;

- при возникновении обязанности на территории другого государства - члена Таможенного союза;

- при банкротстве плательщика;

- в случае, когда допустимо отложение определения таможенной стоимости товаров, однако необходимо отметить, что порядок, определение таможенной стоимости допускается отложить, пока не разработан.

Уменьшение размера начисленных пеней, а также изменение срока их уплаты в виде отсрочки или рассрочки не допускаются.

При выставлении требования об уплате таможенных платежей плательщику пени начисляются по день его выставления включительно. В случае неуплаты сумм задолженности в установленные требованием сроки (20 рабочих дней), пени доначисляются по день фактического исполнения обязанности, т.е. по день списания со счета плательщика, оплатой наличными, принятия решения о зачете в счет погашения задолженности, зачисления сумм, полученных от реализации залога имущества или товаров, в отношении которых таможенные пошлины, налоги не уплачены.

Если сумма пеней не будет взыскана в полном объеме за счет иного имущества плательщика либо в судебном порядке, в отношении сумм неуплаченных пеней плательщику таможенных пошлин, налогов направляется требование об уплате таможенных платежей, а в случае его невыполнения применяются соответствующие меры принудительного взыскания.

При неисполнении обязательства, обеспеченного денежным залогом, пени начисляются по день обнаружения факта неисполнения обязательства, обеспеченного денежным залогом, при этом задолженность взыскивается без направления требования об уплате (например, при неподтверждении заявленной таможенной стоимости, кода товара, недоставке). Таким образом, внесение денежного залога в качестве обеспечения уплаты таможенных пошлин, налогов не освобождает от уплаты пеней за просрочку уплаты таможенных пошлин, налогов, а лишь останавливает их дальнейшее начисление. Вывод о нарушении сроков уплаты платежей следует из того, что обеспечение уплаты в соответствии со ст. 70 ТК ТС к таможенным платежам не относится. В случае отсутствия денежного залога пени начисляются по день выставления требования об уплате, а при его наличии - по день неисполнения обязательства. Если денежного залога окажется недостаточно для погашения всей суммы задолженности, таможня вправе на оставшуюся сумму применить общий порядок, т.е. сначала направить требование, затем поэтапно все меры принудительного взыскания.

Уплата, взыскание и возврат пеней производятся на общих основаниях, применимых к уплате, взысканию и возврату сумм таможенных платежей.

Статья 152. Требование об уплате таможенных платежей

Комментарий к статье 152

Комментируемая статья содержит нормы касательно требования об уплате таможенных платежей, форма которого утверждена Приказом ФТС России от 30 декабря 2010 г. N 2711. Требование направляется плательщику (определенному в комментарии к ст. 114 Закона), солидарному ответчику (таможенному представителю, в случае декларирования им) и представляет собой извещение о предложении в добровольном порядке в установленный срок оплатить возникшую задолженность по уплате таможенных платежей и пеней. В требовании содержится информация о должнике, сумме долга, пеней, причинах возникновения задолженности, указываются конкретные нарушенные нормы таможенного законодательства, сроки погашения, содержится информация о применении в дальнейшем мер принудительного взыскания. Требование об уплате таможенных платежей должно быть направлено плательщику таможенных пошлин, налогов не позднее 10 рабочих дней со дня обнаружения фактов неуплаты или неполной уплаты либо при нарушении требований и условий таможенных процедур в течение трех месяцев после дня обнаружения указанного нарушения, к требованию прилагается подробный расчет появившейся задолженности по уплате таможенных платежей и пеней, а также сумм пеней. Срок исполнения требования от 10 до 20 дней. Обнаружение факта неуплаты или неполной уплаты таможенных платежей фиксируется актом таможенного органа об обнаружении факта неуплаты или неполной уплаты таможенных платежей не позднее пяти рабочих дней по форме, утвержденной Приказом ФТС России от 30 декабря 2010 г. N 2708. При проведении корректировки таможенной стоимости после выпуска товаров днем обнаружения факта неуплаты или неполной уплаты таможенных платежей считается день заполнения формы корректировки таможенной стоимости и таможенных платежей, формы корректировки декларации на товары, акт обнаружения при этом не составляется. В случае изменения обязанности по уплате есть возможность направления уточненного требования, срок исполнения которого уже не более 10 рабочих дней со дня получения. Важным является то, что требование, направленное с нарушением установленных сроков, не является незаконным. Таким образом, если даже таможня нарушит сроки направления требования, чтобы соблюсти дальнейший порядок принудительного взыскания, она вправе направить такое требование с нарушением сроков. При этом пени будут начислены по день окончания сроков направления требования, т.е. по десятый рабочий день со дня обнаружения. Требование вручается под расписку либо направляется по почте заказным письмом, чтобы подтвердить факт получения. В случае неисполнения требования в добровольном порядке, размер пеней увеличивается и применяются меры принудительного взыскания (со счетов в банке, обеспечения уплаты, неизрасходованных авансов, излишней уплаты, денежного залога, путем обращения взыскания на товар, а также в судебном порядке).

Требование не направляется при неисполнении обязательства, обеспеченного денежным залогом, а также когда плательщик не установлен или плательщик - иностранное лицо. Взыскание производится по решению таможенного органа.

Требование направляется независимо от привлечения плательщика к иной ответственности (административной, уголовной).

Статья 153. Взыскание таможенных платежей за счет денежных средств, находящихся на счетах плательщика в банках (бесспорное взыскание)

Комментарий к статье 153

Комментируемая статья определяет порядок бесспорного взыскания таможенных платежей со счетов плательщика. Налоговое законодательство РФ предоставляет некоторым органам право давать непосредственно банку распоряжения о бесспорном списании средств со счетов предприятий и организаций без предварительного обращения в суд, арбитражный суд или другие органы, санкционирующие списание средств. Такое право есть и у таможенных органов.

Бесспорный порядок списания основан на презумпции обоснованности претензий, не требующих по своему характеру предварительной санкции суда или арбитражного суда и в большинстве случаев не вызывающих возражений со стороны должника. Однако списание в бесспорном порядке не лишает должника права оспорить его правильность.

В случае если направленное плательщику требование об уплате таможенных платежей не будет оплачено добровольно и отсутствуют денежные средства на лицевом счете плательщика, таможня применяет меры бесспорного порядка.

Данная норма применима в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей и соответствует положениям Налогового кодекса РФ. Бесспорное взыскание - взыскание денежных средств со счетов плательщика банком без согласия на то плательщика.

При наличии информации об открытых счетах плательщика при неисполнении требования (уточненного требования) таможенный орган принимает в течение 60 дней со дня истечения срока исполнения требования, решение на взыскание задолженности в бесспорном порядке по форме, утвержденной Приказом ФТС России от 30 декабря 2010 г. N 2714, со счетов плательщика в банках в пределах сумм таможенных платежей, указанных в требовании, и сумм пеней, начисленных на день вынесения такого решения. Решение оформляется в трех экземплярах: первый направляется в банк, второй - должнику, третий - остается в таможне. Данное решение является основанием для направления в банк инкассового поручения. Взыскание производится с банковских счетов плательщика, за исключением ссудных счетов. Также таможня вправе взыскивать образовавшуюся задолженность со счетов, открытых в иностранной валюте в эквивалентной сумме по курсу ЦБ РФ на день взыскания, при этом в банк плательщика направляется поручение о продаже денежных средств плательщика, хранящихся в иностранной валюте, не позднее следующего дня. В случае погашения задолженности в полном объеме решение о бесспорном взыскании подлежит отмене, инкассовое поручение отзыву в течение трех рабочих дней. При погашении/взыскании задолженности не в полной сумме таможенный орган в течение трех рабочих дней направляет в банк новое инкассовое поручение на непогашенную сумму задолженности без дополнительного оформления нового решения о взыскании в бесспорном порядке, первоначальное инкассовое поручение отзывается.

Инкассовое поручение исполняется банком в порядке и сроки, предусмотренные законодательством о налогах и сборах РФ. Как правило, оно исполняется банком в течение одного операционного дня, следующего за днем получения.

С целью получения информации об открытых счетах плательщика в банках таможенные органы вправе запрашивать налоговые органы.

Дополнительно применяется приостановление операций по счетам плательщика в соответствии. Обязанности банков по исполнению решений таможенных органов предусмотрены ст. 159 комментируемого Закона.

Случаи возможности бесспорного списания средств с банковских счетов исчерпывающим образом определены законодательством.

В случае признания судом действий таможни в части взыскания задолженности незаконными таможня обязана выплатить проценты за каждый день незаконного взыскания, начиная со дня, следующего за днем такого взыскания.

Статья 154. Обращение взыскания на обеспечение уплаты таможенных пошлин, налогов

Комментарий к статье 154

1. Анализ норм комментируемой статьи показывает, что таможенный орган вправе (но вовсе не обязан) потребовать уплатить суммы денежных средств для уплаты таможенных платежей:

1) лишь при неисполнении плательщиком требования об уплате таможенных платежей (см. об этом требовании и порядке его исполнения комментарий к ст. 152);

2) как от гаранта (см. о нем комментарий к ст. ст. 141 - 144), так и от поручителя (см. о нем комментарий к ст. 146). На практике возникает вопрос, а вправе ли таможенный орган потребовать уплаты одновременно и от гаранта, и от поручителя? Да, вправе, ни ст. ст. 141, 146, ни ст. 154 этому не препятствуют;

3) только в размере неуплаченных (к моменту предъявления указанных требований) таможенных платежей. Однако сверх этого таможенный орган вправе потребовать от гаранта (поручителя) также сумму пеней и процентов.

Вместо предъявления указанных требований к гаранту (поручителю) таможенный орган вправе обратить взыскание на предмет залога (если залог служил способом обеспечения уплаты таможенных пошлин, налогов, см. комментарий об этом к ст. 140). Речь идет о залоге имущества (ибо обращению взыскания, т.н. денежному залогу) посвящены правила п. 3 ст. 145, см. об этом ниже). Выбор - за таможенным органом. Здесь же еще раз обратим внимание на то, что способы обеспечения уплаты таможенных платежей, указанные в ст. 154, не следует путать со способами обеспечения исполнения решения о бесспорном взыскании денежных средств, а именно арестом имущества и приостановлением операций по счетам плательщика (см. об этом комментарий к ст. ст. 155 и 156).

2. Специфика правил п. 2 комментируемой статьи состоит в том, что:

1) они подлежат применению, если:

а) таможенный орган не установил местонахождение организации (место жительства физического лица), лица, ответственного за уплату таможенных пошлин, налогов. Причина такого неустановления никакой роли не играет;

б) ответственным за уплату таможенных пошлин, налогов является иностранная организация или физическое лицо;

2) они предоставляют таможенному органу право потребовать от гаранта (поручителя) уплаты денежных средств (в размере неуплаченных таможенных платежей, пеней, процентов) или обратить взыскание на предмет залога без направления (выставления) лицу, ответственному за уплату таможенных платежей, требования в соответствии со ст. 152.

То есть налицо существенное изъятие из общего порядка, установленного в п. 1 комментируемой статьи.

3. Пунктом 3 ст. комментируемой статьи следует руководствоваться в случае, если в качестве способа обеспечения уплаты таможенных платежей был использован денежный залог (см. о нем комментарий к ст. 145). Установлено, что если обязанность по уплате таможенных пошлин, налогов возникла в связи с неисполнением обязательства, обеспеченного денежным залогом, таможенный орган обязан (а не только наделен правом) обратить взыскание на суммы денежного залога без:

1) направления требования, предусмотренного в ст. 152. Таким образом, налицо существенное изъятие из общих правил ст. 152 (см. комментарий к ней);

2) взыскания таможенных платежей за счет денежных средств на банковских счетах плательщика. В данном случае налицо существенное изъятие из общих правил ст. 153 (см. комментарий к ней).

Статья 155. Приостановление операций по счетам (счету) плательщика таможенных пошлин, налогов (организаций или индивидуальных предпринимателей) в банке

Комментарий к статье 155

Норма комментируемой статьи является дополнительной эффективной, обеспечительной мерой исполнения взыскания бесспорного порядка.

Согласно п. 1 ст. 76 НК РФ приостановление операций по счетам в банке означает прекращение банком всех расходных операций по данному счету, то есть должник не может расходовать денежные средства со счетов, но поступать на арестованный счет денежные средства могут. Также следует учесть следующий момент: расходовать денежные средства с арестованного счета плательщик все же может, но по основаниям, указанным в статье 855 ГК РФ. Приостановление операций по счетам плательщика таможенными органами основано на нормах ст. 76 НК РФ.

Решение о приостановлении операций по счетам плательщика в банке установленной Приказом ФТС России от 28 декабря 2010 г. N 2635 формы направляется в банк одновременно или после принятого решения о взыскании денежных средств в бесспорном порядке. Приостановление происходит в пределах суммы, указанной в решении, и направляется в банк не позднее следующего рабочего дня после дня его принятия, а также плательщику. При вручении решения банку обязательно фиксируются дата и время вручения, потому что именно с этого момента начинает действовать приостановление операций по счету.

Необходимо иметь в виду, что если в решении таможенного органа указано несколько счетов должника, то банк должен приостановить расходные операции в пределах обозначенной суммы по каждому счету. Кроме того, согласно п. 12 ст. 76 НК РФ банк не вправе открывать организации новые счета, если в отношении ее получено решение о блокировке счета. Более того, банк не вправе открывать новые счета даже в том случае, если решение о приостановлении операций вынесено в отношении ранее закрытых счетов.

Банк обязан приостановить операции по счетам организации, даже если после принятия решения о блокировке изменились название компании и реквизиты счета. Указанное решение подлежит исполнению банком также в отношении организации, изменившей свое наименование, и операций по счету, имеющему измененные реквизиты.

Получается, что для осуществления расчетных операций организации остается лишь одно - попробовать открыть счет в другом банке.

Банк обязан сообщить о наличии остатков на данных счетах плательщика не позднее следующего дня после получения решения. Решение о приостановлении операций подлежит безусловному исполнению банком и отменятся решением об его отмене. Операции по счетам приостанавливаются до тех пор, пока банк не получит от таможни решение об отмене данной меры.

Ограничения по распоряжению имуществом снимаются при введении процедуры наблюдения или открытии конкурсного производства при банкротстве. Подобные последствия предусматривает ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" с даты вынесения арбитражным судом определения о введении наблюдения и с даты принятия арбитражным судом решения о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства.

Важный для должника момент заключается в сокращении сроков разблокировки счета, на котором находится денежная сумма, превышающая сумму, взыскиваемую по решению таможенного органа.

Законодательство предусматривает право должника при наличии у него нескольких расчетных счетов и достаточного количества денежных средств на них для погашения задолженности отменить приостановление операций по некоторым из счетов, чтобы не останавливать хозяйственную деятельность. Согласно положениям комментируемой статьи плательщик может подать в таможню заявление об отмене блокировки счетов. При этом он должен указать те из счетов, на которых достаточно денежных средств для исполнения решения о взыскании таможенных платежей. К заявлению следует приложить банковские выписки, подтверждающие наличие денежных средств на счетах. Получив такие документы, таможенный орган в течение двух дней со дня получения заявления обязан принять решение об отмене приостановления операций по отдельным счетам в части превышения взыскиваемой суммы денежных средств.

Однако, если плательщик не представил доказательств наличия денежных средств на счете, таможня вправе обратиться в банк с запросом о балансе данного счета. Тогда срок будет исчисляться с момента получения таможней информации из банка. Сообщение об остатках денежных средств на счетах должника в банке направляется банком не позднее следующего дня после дня получения запроса таможенного органа.

Приостановление операций по счетам (счету) плательщика таможенных пошлин, налогов (организаций или индивидуальных предпринимателей) в банке отменяется решением таможенного органа об отмене приостановления операций по счетам (счету) плательщика таможенных пошлин, налогов (организаций или индивидуальных предпринимателей) в банке не позднее одного операционного дня, следующего за днем получения таможенным органом документов (их копий), подтверждающих факт взыскания таможенных пошлин, налогов. При поступлении информации от банка о наличии остатков денежных средств на счетах в размере, необходимом для погашения задолженности, указанной в решении о взыскании в бесспорном порядке, таможенный орган принимает в течение двух рабочих дней решение об отмене приостановления операций установленной вышеуказанным Приказом формы, которое направляет в банк с подтверждающими взыскание документами.

В случае нарушения принятия решения об отмене режима приостановления операций или срока его вручения представителю банка, в банке на сумму, в отношении которой действовал режим приостановления, начисляются проценты, которые подлежат выплате плательщику. Процентная ставка принимается равной ставке рефинансирования Банка России. Для этого берется ставка, действовавшая в дни неправомерной блокировки, нарушения таможней срока отмены решения о приостановлении операций по счетам должника в банке или срока вручения представителю банка (направления в банк) решения об отмене блокировки счета.

Порядок приостановления операций по счетам должника таможней применим в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.

Статья 156. Арест имущества

Комментарий к статье 156

1. Комментируемая статья посвящена такому институту таможенного законодательства, как способ обеспечения исполнения решения таможенного органа о взыскании таможенных пошлин, налогов. Однако в отличие от способа обеспечения исполнения решения таможенного органа о бесспорном взыскании таможенных пошлин, налогов за счет денежных средств плательщика (см. об этом комментарий к ст. 155 Закона) арест имущества представляет собой способ обеспечения исполнения решения таможенного органа о взыскании таможенных пошлин за счет иного имущества плательщика (см. об этом решении комментарий к ст. 158 Закона).

2. Анализ п. п. 1 - 7, 18 комментируемой статьи показывает, что арест имущества:

1) может применяться таможенным органом только:

а) после предварительного получения санкции прокурора;

б) в отношении имущества организаций или индивидуального предпринимателя. Иначе говоря, в отношении имущества таких плательщиков таможенных пошлин, налогов, как обычные физические лица (не являющихся индивидуальными предпринимателями), арест имущества не может применяться;

2) производится по решению начальника таможенного органа или его заместителя. Указанное решение:

а) оформляется постановлением. Форма постановления и порядок его заполнения утверждаются Федеральной таможенной службой. Несоответствие постановления утвержденной форме может послужить основанием отказа прокурора дать санкцию на применение ареста имущества;

б) служит основанием ареста только того имущества (либо его части), которое необходимо и достаточно для исполнения обязанности по уплате таможенных пошлин, налогов, пеней. Недопустимо включение в решение сведений, позволяющих наложить арест на излишнее имущество. В связи с этим в решении нужно четко указывать, на какое конкретно имущество (и в каком количестве, объеме, размере и т.п.) может быть наложен арест;

в) должно содержать сведения о том месте, где должно находиться имущество, на которое наложен арест;

3) представляет собой действие таможенного органа по ограничению права собственности плательщика в отношении его имущества. Условиями применения ареста имущества являются:

а) неисполнение (либо несвоевременное исполнение) плательщиком таможенных пошлин, налогов обязанности по уплате таможенных пошлин, налогов, пеней. Срок исполнения этой обязанности вытекает либо из норм комментируемого Закона (см. комментарий к ст. ст. 115, 121, 122 Закона), либо указывается в решении таможенного органа о взыскании (см. об этом комментарий к ст. 158 Закона), либо в требовании об уплате таможенных пошлин, налогов (см. об этом комментарий к ст. 152 Закона);

б) наличие у таможенных органов достаточных оснований полагать, что плательщик либо сам скроется (например, получены сведения о том, что он собирается уехать за границу), либо скроет свое имущество (например, спрячет в неустановленном месте, продаст третьим лицам и т.д.);

4) может быть полным или частичным. При этом:

а) при полном аресте имущества плательщик не вправе распоряжаться (например, дарить, продавать, обменивать, вносить в уставный капитал хозяйственного общества и т.д.) арестованным имуществом. Однако он вправе владеть и пользоваться этим имуществом, но с предварительного письменного разрешения и под контролем таможенного органа;

б) при частичном аресте имущества владение, пользование, распоряжение имуществом плательщик осуществляет по предварительному письменному разрешению таможенного органа (в котором устанавливаются пределы владения формы использования и допустимые виды распоряжения) и под контролем таможенного органа.

Формы письменных разрешений и порядок их заполнения утверждаются Федеральной таможенной службой.

3. В п. п. 8 - 17, 20 комментируемой статьи предусмотрена процедура наложения ареста на имущества. Установлено, что:

1) в ходе проведения ареста имущества участие:

а) понятых (ими могут быть любые незаинтересованные, совершеннолетние и дееспособные граждане) обязательно. Их отсутствие означает, что арест имущества был произведен незаконно;

б) самого плательщика таможенных пошлин, налогов - желательно. Однако, если плательщик требует (в т.ч. устно, письменно), чтобы он (либо его представитель) присутствовал при наложении ареста на имущество, то это требование должно быть удовлетворено;

в) таможенного эксперта, оценивающего стоимость имущества, возможно, при невозможности определения стоимости имущества. Однако в случае отсутствия возможности привлечения таможенного эксперта стоимость имущества определяется в соответствии с законодательством РФ об оценочной деятельности. Необходимо отметить, что возможность привлечения таможенного эксперта в качестве оценщика арестовываемого имущества отсутствовала в Таможенном кодексе РФ. Внесение данного пункта определяет современные реалии работы таможенных органов;

2) последовательность (очередность совершения) действий должностных лиц таможенного органа (непосредственно производящих арест имущества), предусмотренная комментируемым Законом (по разъяснению прав присутствующим при аресте имущества лицам, по предъявлению им документов и т.д.), должна быть безусловно соблюдена (в противном случае данное таможенное действие может быть признано незаконным);

3) в ночное время (с 22 часов до 6 часов утра по местному времени) проведение ареста имущества не допускается. Лишь в случаях, не терпящих отлагательства (об их наличии нужно указать в протоколе ареста), допускается проведение ареста имущества и в ночное время;

4) составление протокола об аресте имущества обязательно. Данный протокол должен:

а) содержать все сведения, перечисленные в п. п. 15 и 16 ст. 156. Отсутствие хотя бы одного из них может обесценить протокол как процессуальный документ. Однако иные сведения (отражающие специфику ареста данного конкретного имущества) в протокол можно включать: положения комментируемой статьи этому не препятствуют;

б) быть составлен по форме, утвержденной Федеральной таможенной службой;

в) быть подписан лицами, перечисленными в п. 17 комментируемой статьи. Однако отказ какого-либо из этих лиц подписать протокол не обесценивает его: просто составителям необходимо сделать отметку в протоколе о таком отказе;

г) не позднее следующего (после даты его составления) рабочего дня быть направлен (в виде заверенной надлежащим образом копии):

- плательщику таможенных пошлин, налогов;

- судебному приставу-исполнителю, возбудившему исполнительное производство, на основании вынесенного таможенным органом постановления о взыскании (см. об этом комментарий к ст. 158 Закона). В этом случае к протоколу прилагается и заявление о наложении ареста на имущество;

5) отчуждение (например, дарение, мена, продажа, внесение в уставный капитал и т.д.), растрата (в т.ч. путем его разбазаривания, несохранения, потребления для собственных нужд и т.п.), сокрытие (в тайниках, путем размещения у знакомых и т.п.) имущества, на которое наложен арест:

а) не допускаются. Лишь под контролем таможенного органа (причем именно того, который и наложил арест) допускается продажа, мена, иные формы отчуждения указанного имущества;

б) может повлечь (при наличии состава преступления или состава иного правонарушения) уголовную (например, по ст. 312 УК РФ), административную (например, по ст. ст. 16.9, 16.11 16.20 КоАП РФ) или иную предусмотренную законодательством ответственность (имущественную, дисциплинарную и т.д.).

4. В соответствии с п. п. 21, 22 и 23 комментируемой статьи решение об отмене ареста имущества:

1) принимается начальником таможенного органа или его заместителем, ранее вынесшего решение о наложении ареста имущества, или вышестоящим таможенным органом. Указанное решение выносится:

а) в виде постановления. Последнее должно соответствовать форме, утверждаемой Федеральной таможенной службой;

б) либо на основании принятого судебным приставом-исполнителем в соответствии с Федеральным законом от 2 октября 2007 г. N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" (далее - ФЗ "Об исполнительном производстве") решения о наложении ареста на имущества должника (в дальнейшем действия с имуществом, на которое был наложен арест, регулируются законодательством об исполнительном производстве);

в) либо в случае прекращения обязанности по уплате таможенных пошлин, налогов, пеней (например, если плательщик их уплатил);

г) либо после окончания (прекращения) исполнительного производства, возбужденного на основании постановления таможенного органа о взыскании таможенных пошлин, налогов, за счет иного имущества плательщика (см. об этом решении комментарий к ст. 158 Закона);

2) должно быть доведено до плательщика (либо его представителя) под расписку. Оно должно быть доведено также до прокурора и до судебного пристава-исполнителя. Во всех этих случаях установлен жесткий срок такого доведения: не позднее следующего (после даты принятия решения) рабочего дня. Возможность продления этого срока нормами комментируемой статьи не предусмотрена;

3) означает, что утрачивает силу решение об аресте имущества (впрочем последнее может быть признано утратившим силу и в соответствии со вступившим в законную силу судебным актом).

5. О взыскании таможенных пошлин, налогов за счет товаров см. комментарий к ст. 157 Закона. О признании безнадежной к взысканию и о списании задолженности по уплате таможенных платежей (недоимка), пеням, процентам см. комментарий к ст. 160 Закона.

Подводя итоги рассмотрению данной статьи, необходимо сказать о том, что положения комментируемой статьи перешли из ст. 351.3 Таможенного кодекса РФ, не претерпев существенных изменений, которые выражены в дополнении статьи п. 9, что подтверждает достаточно полное раскрытие регламентации проведения ареста имущества.

Статья 157. Взыскание таможенных пошлин, налогов за счет товаров, в отношении которых таможенные пошлины, налоги не уплачены

Комментарий к статье 157

Комментируемая статья определяет порядок взыскания задолженности по уплате таможенных платежей за счет денежных средств, полученных от реализации товаров, не прошедших таможенное декларирование.

В случае неуплаты задолженности по требованию об уплате плательщиком самостоятельно, а также отсутствия денежных средств на лицевых счетах плательщика в таможне, существует возможность погашения образовавшейся задолженности по уплате таможенных платежей за счет товаров, в отношении которых таможенные пошлины, налоги не уплачены, если такие товары не выпущены для внутреннего потребления на территории Таможенного союза. Обращение взыскания на такие товары допускается в случае, если истек предельный срок хранения задержанных товаров или неизвестен плательщик без направления требования об уплате таможенных платежей.

Обращение взыскания на товары в счет уплаты таможенных пошлин, налогов осуществляется независимо от того, в чьей собственности находятся товары.

Принудительный порядок взыскания таможенных пошлин, налогов за счет товаров в отношении физических лиц и если плательщик не установлен осуществляется на основании решения суда, в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей - решения арбитражного суда.

Не требуется обращения в суд, если товары переданы в качестве предмета залога, а также когда обращается взыскание на товары, предельные сроки хранения которых при их задержании таможенными органами истекли.

Суммы, вырученные от реализации, перечисляются в федеральный бюджет. Остаток денежных средств, вырученных от реализации задержанных товаров, подлежит возврату законному владельцу товаров в соответствии со ст. 149 комментируемого Закона в случае подачи заявления не позднее трех месяцев со дня, следующего за днем поступления денежных средств, вырученных от реализации задержанных или изъятых товаров, на счет Федерального казначейства. При непоступлении такого заявления в указанный срок в таможенный орган денежные средства возврату не подлежат и перечисляются в бюджет. О возможности получения остатка данных денежных средств таможенный орган обязан уведомить владельца товаров в течение 5 рабочих дней после осуществления мер по погашению задолженности, удержание сумм производится не позднее пяти рабочих дней, следующих за днем поступления на счет Федерального казначейства денежных средств от реализации.

Статья 158. Взыскание таможенных платежей за счет неизрасходованных остатков авансовых платежей, денежного залога, излишне уплаченных (взысканных) таможенных платежей и иного имущества плательщика

Комментарий к статье 158

В комментируемой статье содержатся положения, устанавливающие, что таможенные органы при неисполнении требования об уплате таможенных платежей и пеней вправе взыскивать задолженность за счет неизрасходованных остатков авансовых платежей, денежного залога, излишне уплаченных (взысканных) таможенных платежей. Обращение взыскания допускается в пределах хранения их на счете (через три года с момента последнего расходования невостребованные суммы перечисляются в бюджет). О таком взыскании плательщик информируется в течение одного дня с момента взыскания. Взыскание производится без принятия решения о бесспорном взыскании в течение 10 календарных дней со дня истечения срока исполнения требования об уплате таможенных платежей (уточненного требования об уплате таможенных платежей). В случае дальнейшего образования неизрасходованных остатков авансовых платежей, денежного залога, излишне уплаченных (взысканных) таможенных платежей - в течение пяти календарных дней со дня их образования. Таможенные органы вправе обратить взыскание на суммы денежных средств, перечисленные плательщиком для другого таможенного органа.

В случае отсутствия добровольной оплаты по требованию, сведений об открытых счетах плательщика, недостаточности или отсутствии денежных средств на погашение задолженности, отсутствии остатков авансовых платежей, денежного залога, излишне уплаченных (взысканных) таможенных платежей положения данной статьи предусматривают право на взыскание подлежащих уплате таможенных платежей за счет иного имущества, в том числе за счет наличных денежных средств. Взыскание за счет иного имущества происходит путем направления в течение трех рабочих дней со дня принятия соответствующего постановления судебному приставу-исполнителю.

Исполнение постановления осуществляется в рамках законодательства об исполнительном производстве.

Статья 159. Обязанности банков и иных кредитных организаций по исполнению решений таможенного органа о взыскании таможенных платежей

Комментарий к статье 159

Положения комментируемой статьи, так же как и положения ст. 156 Закона, перешли из ст. 354 Таможенного кодекса РФ, фактически не претерпев никаких изменений, что говорит о достаточности регулирования обязанностей банков и иных кредитных организаций по исполнению решений таможенного органа о взыскании таможенных платежей.

Однако анализ комментируемой статьи дает возможность выделить то, что:

1) банк (упомянутый в ст. 159 Закона) - это кредитная организация, которая имеет исключительное право осуществлять в совокупности следующие банковские операции: привлечение во вклады денежных средств физических лиц и юридических лиц, размещение указанных средств от своего имени и за свой счет на условиях возвратности, платности, срочности, открытие и ведение банковских счетов физических лиц и юридических лиц (ст. ст. 1, 5 ФЗ "О банках и банковской деятельности");

2) иные кредитные организации (упомянутые в ст. 159) - это юридические лица, имеющие право осуществлять только отдельные банковские операции, предусмотренные ФЗ "О банках и банковской деятельности", уставами этих юридических лиц и лицензией, выданной Центральным банком. Допустимые сочетания банковских операций для небанковских кредитных организаций устанавливаются Центробанком (ст. ст. 1, 5, 13 ФЗ "О банках и банковской деятельности");

3) и банки, и иные кредитные организации обязаны (а не только вправе) исполнять решения о бесспорном взыскании таможенных платежей (см. об этом комментарий к ст. 153 Закона).

2. Упомянутое решение исполняется в течение одного операционного дня, непосредственно следующего за днем его получения банком. Операционный день завершается в тот же час, который установлен внутренними правилами данного банка.

3. Банк (иная кредитная организация) при наличии денежных средств на счете плательщика таможенных платежей не вправе задерживать исполнение указанного выше решения.

1. При недостаточности денежных средств на счете плательщика таможенных платежей решение таможенного органа о бесспорном взыскании суммы таможенных платежей исполняется в очередности, предусмотренной в ст. 855 ГК РФ. Последняя, в частности, устанавливает, что при недостаточности денежных средств на счете плательщика указанных сумм для удовлетворения всех предъявленных к нему требований списание денежных средств осуществляется в следующей очередности:

- во-первых, осуществляется списание по исполнительным документам, предусматривающим перечисление или выдачу денежных средств со счета для удовлетворения требований о возмещении вреда, причиненного жизни и здоровью, а также требований о взыскании алиментов;

- во-вторых, производится списание по исполнительным документам, предусматривающим перечисление или выдачу денежных средств для расчетов по выплате выходных пособий и оплате труда с лицами, работающими по трудовому договору, в том числе по контракту, по выплате вознаграждений по авторскому договору;

- в-третьих, производится списание по платежным документам, предусматривающим перечисление или выдачу денежных средств для расчетов по оплате труда с лицами, работающими по трудовому договору (контракту), а также по отчислениям в Пенсионный фонд РФ, Фонд социального страхования РФ, фонды обязательного медицинского страхования;

- в-четвертых, производится списание по платежным документам, предусматривающим платежи в бюджет (в том числе и таможенные платежи) и внебюджетные фонды, отчисления в которые не предусмотрены в третьей очереди;

- в-пятых, производится списание по исполнительным документам, предусматривающим удовлетворение других денежных требований;

- в-шестых, производится списание по другим платежным документам в порядке календарной очередности.

Списание средств со счета по требованиям, относящимся к одной очереди, производится в порядке календарной очередности поступления документов <60>.

--------------------------------

<60> См.: Гуев А.Н. Постатейный комментарий к части второй ГК РФ. 5-е изд. М.

2. Банк (иная кредитная организация) должен(ны) по изложенным выше правилам исполнить также решение таможенных органов о бесспорном взыскании сумм процентов и пеней (см. об этом комментарий к ст. 151 Закона).

4. За неисполнение либо ненадлежащее исполнение обязанностей, предусмотренных в ст. 159 Закона, банк или иная кредитная организация несет ответственность, предусмотренную, в частности:

1) нормами действующего КоАП РФ. Так, согласно ст. 15.8 КоАП РФ нарушение банком или иной кредитной организацией установленного срока исполнения поручения таможенного органа о перечислении налога или сбора, соответствующих пеней и (или) штрафов в бюджет влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от четырех тысяч до пяти тысяч рублей. Кроме того, в соответствии со ст. 15.26 КоАП РФ нарушение кредитными организациями установленных Центральным банком Российской Федерации нормативов и иных обязательных требований (в том числе и в части исполнения поручений на перечисление взысканных сумм таможенных платежей) влечет за собой наложение административного штрафа в размере от 10000 до 30000 рублей;

2) в нормах действующего гражданского законодательства. Так, в соответствии со ст. ст. 854 и 856 ГК в случаях несвоевременного перечисления денежных средств со счета плательщика таможенных платежей (в том числе и по решению таможенного органа) банк обязан уплатить на эту сумму проценты, предусмотренные в ст. 395 ГК РФ (т.е. как за неправомерное пользование чужими денежными средствами исходя из ставки рефинансирования <61>);

--------------------------------

<61> См.: Гуев А.Н. Постатейный комментарий к части первой ГК РФ. 5-е изд. М.: Экзамен, 2009.

3) нормами действующего налогового законодательства РФ. Так, в соответствии со ст. 135 НК РФ неправомерное неисполнение кредитной организацией в установленные сроки решения о взыскании в том числе и таможенных платежей, процентов, пеней влечет взыскание пени в размере 1/150 ставки рефинансирования (но не более 0,2% за каждый день просрочки). Совершение банком действий по созданию ситуации отсутствия денег на счете плательщика, в отношении которых в банке находится поручение таможенного органа, влечет взыскание штрафа в размере 30% не поступивших в результате таких действий сумм.

Учитывая актуальность вопроса о применении норм НК к отношениям, регулируемым комментируемым Законом, необходим систематический анализ комментируемой статьи и ст. 135 НК РФ. Этот анализ позволит сделать следующие выводы:

1) объектом правонарушения, предусмотренного в ст. 135 НК РФ, являются, в частности, и отношения, связанные с принудительным исполнением обязанности по уплате таможенных платежей. Непосредственный объект данного правонарушения - это порядок реализации решения таможенного органа.

Совершая данное правонарушение, банк нарушает целый ряд норм не только НК РФ (например, ст. ст. 46 - 48 НК РФ), но и других законов (например, ФЗ "О банках и банковской деятельности", ГК РФ и др.), а также ст. ст. 153 - 158 комментируемого Закона.

Анализируя объективную сторону правонарушения, предусмотренного в п. 1 ст. 135 НК РФ, нужно иметь в виду следующее:

а) данное деяние совершается в форме бездействия: банк (нарушая правила ст. ст. 46 - 48 НК РФ, нормы гражданского и банковского законодательства, ст. ст. 153 - 158 комментируемого Закона) не исполняет действия по перечислению в бюджет взысканной суммы налога (таможенных платежей);

б) срок исполнения решения налогового (таможенного) органа и направленного в банк на его основе инкассового поручения (распоряжения) следует определять по правилам п. 6 ст. 46 НК РФ, а также ст. 153 комментируемого Закона;

в) объективная сторона деяния, предусмотренного в п. 1 ст. 135 НК РФ, состоит и в том, что банк не исполняет решение налогового (таможенного) органа о взыскании сумм налогов, сборов, таможенных платежей;

г) кроме того, данное правонарушение налицо, когда не исполняются решения о взыскании пени;

д) не любые плательщики таможенных платежей имеются в виду в п. 1 ст. 135 НК РФ, а лишь организации. Дело в том, что в случае неисполнения физическим лицом обязанности по уплате налога налоговый (таможенный) орган может лишь обратиться в суд с иском о взыскании налога с его имущества, в том числе за счет денежных средств на счетах в банке. Однако направлять в банк инкассовое поручение (распоряжение), упомянутое выше, налоговый (таможенный) орган в данном случае не вправе.

Субъектом данного правонарушения могут являться только банки и иные кредитные организации (ст. ст. 1, 5, 13 ФЗ "О банках и банковской деятельности");

2) неисполнение банком решения о взыскании налога (таможенных платежей) может быть совершено лишь с прямым умыслом. Иначе говоря, банк осознавал (речь, конечно, идет о полномочных работниках банка), что грубо нарушает закон, не исполняя инкассовое поручение (распоряжение) налогового (таможенного) органа, предвидел, что в результате его бездействия сумма налога не будет взыскана и желал наступления именно таких последствий;

3) изучение мер ответственности, предусмотренных в п. 1 ст. 135 НК РФ, приводит к следующим выводам:

а) неправомерное неисполнение банком решения о взыскании налога влечет пени в размере 1/150 ставки рефинансирования ЦБ РФ, но не более 0,2% за каждый день просрочки. Таким образом, если ставка рефинансирования будет колебаться (или увеличиваться или уменьшаться), то в любом случае предельный размер пени не может (за каждый день просрочки исполнения решения) превышать 0,2% ставки рефинансирования и не может быть менее одной 1/150 этой ставки, в этом интервале размер штрафа может также колебаться:

б) размеры штрафа, упомянутые в ст. 135 НК РФ, могут быть снижены или увеличены, при этом учитываются обстоятельства, упомянутые в п. п. 1 и 2 ст. 112 НК РФ;

4) в п. 2 ст. 135 НК, по существу, предусмотрено самостоятельное правонарушение. Применяя его правила, следует обратить внимание на ряд важных обстоятельств:

а) объектом правонарушения (упомянутого в п. 2 ст. 135 НК РФ) является установленный порядок принудительного исполнения обязанности по уплате таможенных платежей. При этом банк грубо нарушает нормы ст. ст. 46, 60 НК РФ, ст. ст. 153, 157 комментируемого Закона и посягает на интересы бюджета. Опасность данного деяния состоит в том, что банк неправомерно и неосновательно обогащается, во многом сводя на нет усилия таможенных органов по взысканию сумм задолженностей (недоимок) по этим платежам, а также сумм пени;

б) специфика объективной стороны правонарушения, предусмотренного в п. 2 ст. 135 НК РФ, состоит в том, что банк:

- совершает данное деяние в форме активного поведения (чем оно отличается от деяния, указанного в п. 1 ст. 135 НК РФ, совершаемого в форме бездействия), т.е. действиями;

- предпринимает эти действия, чтобы создать видимость отсутствия у плательщика таможенных платежей денежных средств. Для этого банк совершает необходимые операции (например, перечисляет денежные средства на счета в других банках, списывает денежные средства на свой счет, выдает их наличными и т.д.), в результате которых на счете либо вовсе не остается денег, либо их явно недостаточно;

- допускает упомянутые выше действия со счетами, в отношении которых таможенный орган передал банку инкассовое поручение на перечисление сумм таможенных платежей, а также сумм пеней;

в) субъективная сторона деяния, предусмотренного в п. 2 ст. 135 НК РФ, характеризуется лишь прямым умыслом: банк осознает, что в результате невозможно будет исполнить инкассовое поручение таможенного органа, и желает наступления таких последствий;

г) субъектом анализируемого деяния являются лишь банки;

д) анализ мер ответственности, предусмотренных в п. 2 ст. 135 НК РФ, показывает, что:

- с банка взыскивается штраф в размере 30% непоступившей суммы;

- привлечение банка к ответственности по п. 2 ст. 135 НК РФ не освобождает его руководителей от административной, уголовной, иной предусмотренной законом ответственности.

Статья 160. Признание безнадежной к взысканию и списание задолженности по уплате таможенных платежей (недоимка), пеням, процентам

Комментарий к статье 160

В комментируемой статье, а также в п. 20 ст. 322 комментируемого Закона указаны обстоятельства признания возникшей задолженности безнадежной к взысканию и снятия ее с учета.

В случае когда все принимаемые меры добровольного и принудительного порядка не привели к погашению в полном объеме недоимки и задолженности по пеням, у таможни есть основания, по которым в соответствии с законодательством РФ о таможенном деле возможно признание безнадежной к взысканию задолженности по уплате таможенных платежей, пеней, процентов и ее списанию. Правила списания задолженности (указанной в ч. 20 ст. 322 комментируемого Закона) по уплате таможенных платежей, пеней, процентов, признанной безнадежной к взысканию и перечень подтверждающих данный факт документов утверждены Приказом ФТС России от 29 апреля 2011 г. N 886 "Об утверждении Порядка списания признанной безнадежной к взысканию задолженности по уплате таможенных платежей (недоимки), пеней, процентов, числящейся по состоянию на 1 января 2010 года за организациями, которые отвечают признакам недействующего юридического лица, и перечня документов, при наличии которых принимается решение о признании задолженности по уплате таможенных платежей (недоимки), пеней, процентов, числящейся по состоянию на 1 января 2010 года за организациями, которые отвечают признакам недействующего юридического лица, безнадежной к взысканию и о ее списании", в отношении указанной в ч. 1 комментируемой статьи Приказом ФТС России от 27 мая 2011 г. N 1071 "Об утверждении Порядка списания задолженности по уплате таможенных платежей (недоимка), пеней, процентов, признанной безнадежной к взысканию, и Перечня документов, подтверждающих обстоятельства признания задолженности по уплате таможенных платежей (недоимка), пеней, процентов безнадежной к взысканию".

Задолженность может быть признана безнадежной в следующих случаях:

- при ликвидации организации;

- банкротстве индивидуального предпринимателя;

- смерти физического лица;

- принятия судом акта, в соответствии с которым таможенные органы утрачивают возможность взыскания в связи с истечением установленного срока их взыскания, в том числе вынесения определения об отказе в восстановлении пропущенного срока подачи в суд заявления о взыскании недоимки и задолженности по пеням, процентам;

- в случае исключения из ЕГРЮЛ недействующего юридического лица - должника по решению налогового органа.

К документам, подтверждающих данные обстоятельства, в соответствующих случаях можно отнести: выписку из ЕГРЮЛ, подтверждающую внесение записи об исключении из реестра должника таможни, справку о смерти физического лица, решение судов и др.

Решение о признании задолженности безнадежной к взысканию и ее списании принимается начальником таможни, перед которой числится данная задолженность. После принятия такого решения задолженность снимается таможенными органами с учета.