logo
Kommentary_k_Federalnomu_zakonu_ot_27_noyabrya

Глава 21. Основания и порядок распоряжения товарами,

ОБРАЩЕННЫМИ В ФЕДЕРАЛЬНУЮ СОБСТВЕННОСТЬ, И ЗАДЕРЖАННЫМИ

ТОВАРАМИ, НЕ ЯВЛЯЮЩИМИСЯ ПРЕДМЕТАМИ АДМИНИСТРАТИВНЫХ

ПРАВОНАРУШЕНИЙ ИЛИ ПРЕСТУПЛЕНИЙ. ЗАДЕРЖАНИЕ ТОВАРОВ

Статья 186. Обращение товаров в федеральную собственность

Комментарий к статье 186

1. Обращение товаров в федеральную собственность возможно на основании решения суда по уголовному делу или по делу об административном правонарушении. Исполнение приговора (постановления) суда по уголовному делу или делу об административном правонарушении при применении конфискации имущества осуществляется органом принудительного исполнения - Федеральной службой судебных приставов в порядке, предусмотренном ст. 104 ФЗ "Об исполнительном производстве" и УИК РФ. В данном случае необходимо принудительное исполнение при распоряжении имуществом, и поэтому в процесс должна вовлекаться Федеральная служба судебных приставов. Распоряжение имуществом происходит с участием трех сторон: таможенных органов, Федеральной службы судебных приставов и Росимущества. Конфискованное имущество передается таможенным органом судебному приставу-исполнителю по установленной форме акта приема-передачи.

2. Имущество, находящееся на складах временного хранения и которое не было востребовано их собственниками, может признаваться судом бесхозяйным. Ранее правом обращения в суд о признании имущества бесхозяйным был наделен только уполномоченный Правительством РФ орган - Федеральное агентство по управлению государственным имуществом (Росимущество). Сроки подготовки и последующего направления в суды исковых заявлений о признании имущества бесхозяйным территориальными управлениями Федерального агентства по управлению государственным имуществом занимали в отдельных случаях до нескольких лет. Для сокращения данных сроков ст. 19 комментируемого Закона предусмотрено право таможенных органов на предъявление в суды или арбитражные суды исков и заявлений о признании имущества бесхозяйным.

3. Помимо указанных выше оснований, обращение товаров в собственность государства возможна при помещении товаров под таможенную процедуру отказа в пользу государства со дня передачи таможенным органам товаров по акту приема-передачи.

При помещении товаров под таможенную процедуру отказ в пользу государства, в соответствии со ст. 310 ТК ТС, иностранные товары безвозмездно передаются в собственность государства - члена Таможенного союза без уплаты таможенных платежей и без применения мер нетарифного регулирования. Декларант или таможенный представитель, выступающий от имени и по поручению декларанта, должны обратиться в таможенный орган с заявлением, составленным в произвольной письменной форме. При этом в заявлении в обязательном порядке указываются сведения, установленные ч. 2 ст. 300 комментируемого Закона. В соответствии с ч. 3 ст. 300 комментируемого Закона к заявлению прилагаются документы, подтверждающие соблюдение условий помещения товаров под таможенную процедуру отказа в пользу государства. Решение о разрешении помещения товаров под таможенную процедуру отказа в пользу государства принимает начальник таможни либо лицо, его замещающее. При вынесении положительного заключения о возможности применения к товару указанной процедуры заинтересованному лицу выдается письменное разрешение на помещение товаров под таможенную процедуру отказа в пользу государства, заверенное подписью начальника таможни либо лица, его замещающего, и оттиском печати таможенного органа. Товары, помещенные под таможенную процедуру отказа в пользу государства, приобретают статус товаров Таможенного союза. В случае принятия начальником таможни либо лицом, его замещающим, решения об отказе в выдаче разрешения на помещение товаров под таможенную процедуру отказа в пользу государства, заинтересованное лицо незамедлительно об этом уведомляется в письменной форме с указанием причин отказа.

Статья 187. Распоряжение товарами, обращенными в федеральную собственность

Комментарий к статье 187

Имущество, обращенное в собственность государства, в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 29 мая 2003 г. N 311 "О порядке учета, оценки и распоряжения имуществом, обращенным в собственность государства", подлежит в установленном порядке передаче Росимуществу (его филиалам) для учета, оценки и реализации, переработки (утилизации), уничтожения.

Исключение составляют товары, указанные в п. 2 Положения об учете, оценке и распоряжении имуществом, обращенным в собственность государства", утвержденного вышеуказанным Постановлением Правительства РФ.

При передаче имущества, обращенного в собственность государства, составляется акт приема-передачи имущества, подписываемый уполномоченным лицом государственного органа (организации), владеющего таким имуществом, и уполномоченным лицом Росимущества. В случае принятия судебным органом решения о конфискации товара, акт приема-передачи имущества составляется между судебным приставом-исполнителем и уполномоченным лицом Росимущества.

Решение о переработке (утилизации) или уничтожении имущества, обращенного в собственность государства, принимается комиссией, в состав которой входят представители Росимущества и руководитель организации, осуществляющей переработку (утилизацию) или уничтожение. В случае принятия соответствующего решения, в соответствии с п. 8 Положения составляется акт, в котором указывается подробная информация об уничтоженном (переработанном) имуществе.

Статья 188. Право федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в области таможенного дела, на безвозмездную передачу товаров, обращенных в федеральную собственность

Комментарий к статье 188

Передача товаров в федеральную собственность осуществляется при следующих обстоятельствах.

Учреждения сферы социального обеспечения, здравоохранения, образования, детские учреждения, другие имеют право обратиться в таможенный орган с письменным обращением об оказании им безвозмездной помощи. При этом в обязательном порядке в заявлении должно быть указано об обязательстве обращающегося органа не использовать эти товары для коммерческой деятельности.

В целях принятия решения о безвозмездной передаче товаров таможенный орган направляет в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области таможенного дела, заверенные таможенным органом копии. Перечень документов определен комментируемой статьей.

При этом орган, уполномоченный Правительством РФ, уведомляется о направлении документов в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области таможенного дела, для принятия решения о безвозмездной передаче товаров, незамедлительно.

Решение об издании распоряжения о безвозмездной передаче товаров, обращенных в федеральную собственность, либо мотивированном отказе таможенному органу в ее осуществлении, принимается Федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области таможенного дела, не позднее тридцати дней с даты получения соответствующих документов (см. выше).

В случае принятия уполномоченным органом положительного решения, между таможенным органом и обращающимся с заявлением органом составляется акт приема-передачи имущества.

Статья 189. Задержание товаров, не являющихся предметами административных правонарушений или преступлений, и документов на эти товары

Комментарий к статье 189

Комментируемая статья определяет порядок задержания товаров, не являющихся предметами административных правонарушений или преступлений, и документов на эти товары. Положения этой статьи фактически закрепляют порядок действий таможенных органов при задержании товаров.

Задержанные товары и документы на них изымаются и хранятся таможенными органами в течение сроков, установленных ст. 146 главы 21 ТК ТС.

Задержанные товары и документы на них (за исключением товаров, запрещенных к ввозу на таможенную территорию ТС или вывозу за пределы такой территории, - товары и документы на них хранятся таможенными органами в течение трех суток) хранятся таможенными органами в течение одного месяца, а скоропортящиеся продукты - в течение 24 часов.

Сроки хранения задержанных товаров исчисляются со дня их задержания.

Задержанные товары размещаются на складах временного хранения или в иных местах, определенных таможенным органом.

На таможенные органы не возлагается обязанность по расходам в связи с хранением задержанных товаров (ст. 147 главы 21 ТК ТС установлены лица, которые возмещают расходы по хранению задержанных товаров).

Порядок возмещения расходов по хранению задержанных товаров определяется законодательством государства - члена ТС, таможенным органом которого задержаны товары.

Возврат задержанных товаров и документов на них производится лицам, которые перечислены в ст. 147 главы 21 ТК ТС.

Статьей 148 главы 21 ТК ТС установлено, что товары, задержанные таможенными органами и не востребованные лицами, указанными в ст. 147, в сроки, предусмотренные ст. 146, подлежат реализации, уничтожению или иному использованию в соответствии с законодательством государства - члена ТС, таможенным органом которого задержаны эти товары.

Реализация, уничтожение или иное использование товаров осуществляются в порядке, установленном законодательством государства - члена ТС, таможенным органом которого задержаны товары.

Уничтожение, а также возмещение расходов, связанных с хранением и транспортировкой таких товаров, осуществляются за счет декларанта или иного лица, а при отсутствии указанных лиц - за счет средств бюджета государства - члена ТС, таможенным органом которого задержаны товары, если иное не предусмотрено в отношении отдельных категорий товаров.

В соответствии со ст. 149 главы 21 ТК ТС установлен порядок распоряжения суммами, вырученными от реализации задержанных товаров, сроки хранения которых истекли.

Статья 190. Распоряжение товарами, не обращенными в федеральную собственность

Комментарий к статье 190

Комментируемая статья определяет порядок распоряжения товарами, которые задержаны таможней, но не обращены в федеральную собственность. Положения этой статьи фактически закрепляют право российского органа исполнительной власти распоряжаться не находящимся в федеральной собственности, то есть чужим, имуществом.

В статье подробно описан порядок действий таможенных органов по передаче задержанных товаров для их последующей реализации или уничтожения специальному уполномоченному Правительством РФ органу - Федеральному агентству по управлению государственным имуществом. В статье нет положения, обязывающего таможенные органы обратиться в суд для получения решения об обращении имущества в собственность государства. Это противоречит Конституции РФ, в которой (ч. 3 ст. 35) сказано: никто не может быть лишен своего имущества иначе как по решению суда. В данном же случае право собственности прекращается без судебного решения, что нарушает принцип неприкосновенности частной собственности, один из базовых принципов и российского, и международного права.

Иными словами, закрепляется противоречащая Конституции практика лишения права собственности на имущество без соответствующего судебного решения. Подобное законодательное противоречие в правовом государстве недопустимо. Для участников внешнеэкономической деятельности эта ситуация, кроме прочего, означает многочисленные обременительные судебные разбирательства, большие потери времени и серьезные финансовые потери.

На основании вышесказанного можно сделать вывод о несовершенстве положений данной статьи, которая, по мнению авторов, является серьезным пробелом комментируемого Закона. Так как данная статья вступает в силу только с 1 января 2013 года, можно предположить, что за это время ее недостатки будут устранены.

Статья 191. Распоряжение денежными средствами, вырученными от реализации товаров

Комментарий к статье 191

В соответствии с приложением N 6 Федерального закона от 13 декабря 2010 г. N 357-ФЗ "О федеральном бюджете на 2011 год и на плановый период 2012 и 2013 годов", вступившим в законную силу с 1 января 2011 г., полномочия по администрированию доходов федерального бюджета от реализации конфискованного и иного имущества, обращенного в собственность Российской Федерации, возложены на Федеральное агентство по управлению государственным имуществом.

С 1 января 2011 г. денежные средства, вырученные от реализации обращенных в федеральную собственность товаров, переданных таможенными органами для распоряжения, перечисляются в федеральный бюджет Федеральным агентством по управлению государственным имуществом.

Таким образом, снятие имущества с забалансового учета таможенного органа происходит с даты подписания акта приема-передачи имущества Росимуществу.

Части 2 - 10 комментируемой статьи вступают в законную силу только с 1 января 2013 г.

Статья 192. Особенности распоряжения отдельными видами товаров

Комментарий к статье 192

Положения комментируемой статьи распространяются на имущество, обращенное в федеральную собственность, в отношении которого нормативно-правовыми актами установлен особый порядок учета, оценки и распоряжения.

В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 29 мая 2003 г. N 311 "О порядке учета, оценки и распоряжения имуществом, обращенным в собственность государства" драгоценные металлы, драгоценные камни и изделия из них, культурные ценности, товары, обращенные в федеральную собственность, подлежат передаче в Министерство финансов Российской Федерации, товары, изъятые из оборота или оборот которых на территории РФ ограничен, обращенные в федеральную собственность, подлежат передаче уполномоченным органам исполнительной власти.

Так, передача драгоценных металлов и драгоценных камней, обращенных в собственность государства, Министерству финансов РФ осуществляется в соответствии с Приказом ФТС России от 2 мая 2006 г. N 410 "Об утверждении Инструкции об организации деятельности должностных лиц таможенных органов по обеспечению передачи Министерству финансов Российской Федерации драгоценных металлов и драгоценных камней, обращенных в федеральную собственность", а также в соответствии с Приказом Министерства финансов РФ от 26 августа 2004 г. N 71н "Об утверждении Порядка передачи драгоценных металлов и драгоценных камней, обращенных в собственность государства".

Предметы, подпадающие под определение "оружие", в соответствии с ФЗ "Об оружии" и Постановлением Правительства РФ от 21 июля 1998 г. N 814 "О мерах по регулированию оборота гражданского и служебного оружия и патронов к нему на территории Российской Федерации" подлежат передаче на хранение и дальнейшее распоряжение в органы внутренних дел.