logo
Kommentary_k_Federalnomu_zakonu_ot_27_noyabrya

Глава 11. Таможенная стоимость товаров

Статья 112. Определение, декларирование, контроль и корректировка таможенной стоимости товаров

Комментарий к статье 112

1. Частью 1 комментируемой статьи устанавливается правовая основа определения таможенной стоимости ввозимых на территорию РФ товаров. В настоящее время большая часть импорта тем или иным образом связана с вопросами определения таможенной стоимости товаров. Правильное определение таможенной стоимости является гарантией реализации конституционного принципа равного и справедливого налогообложения, так как таможенная стоимость в соответствии со ст. 75 ТК ТС является налоговой базой для исчисления таможенных пошлин. Таможенные платежи составляют значительную часть федерального бюджета, поэтому для таможенных органов, выполняющих фискальную функцию, особо важным является правильное определение таможенной стоимости. В законодательстве отсутствует однозначное определение понятия таможенной стоимости. Так, О.А. Стрижова говорит о том, что понятие "таможенная стоимость" имеет глубокое содержание, сложную структуру и двойственную природу:

- экономическую (стоимостной показатель, величина, используемая в качестве налоговой базы при исчислении таможенных платежей);

- правовую (таможенно-правовая категория, характеризующая товар как предмет публично-правовых отношений) <38>.

--------------------------------

<38> Стрижова О.А. Правовое регулирование таможенной стоимости: Автореф. дис. ... к.ю.н. М., 2008. С. 3, 13.

По мнению составителя таможенного энциклопедического справочника В.А. Беляшова, "на практике под таможенной стоимостью понимается фактически уплаченная или подлежащая уплате цена сделки с установленными доначислениями и вычетами" <39>. По мнению авторов, определение В.А. Беляшова представляется наиболее удачным, так как отражает все элементы определения и исчисления таможенной стоимости товаров.

--------------------------------

<39> Беляшов В.А. Таможенный энциклопедический справочник: В 2-х т. / Под ред. И.Ю. Краснянского. М.: Летописец, 1999. С. 3.

Посредством таможенной стоимости реализуется фискальная функция таможенной пошлины. Именно таможенная стоимость влияет на объемы таможенных платежей, а также на уровень импортных цен на внутреннем рынке Российской Федерации, поэтому от правильности определения величины таможенной стоимости зависят поступление в федеральный бюджет стопроцентных сумм таможенных платежей и действенность таможенного регулирования. Как показывает практика, именно таможенная стоимость становится сегодня самым распространенным объектом судебного разбирательства <40>. Следует отметить, что таможенная стоимость товара - стоимость товара, используемая для целей:

--------------------------------

<40> Сорокина М.Н. Актуальные проблемы определения таможенной стоимости // Право и экономика. 2009. N 10. С. 54 - 59.

- обложения товара пошлиной - основным назначением таможенной стоимости является определение исходной расчетной налоговой базы для исчисления таможенных платежей (таможенной пошлины, НДС, акциза) и применяется к товарам, в отношении которых установлены адвалорные (в процентах) налоговые ставки;

- внешнеэкономической и таможенной статистики;

- применения иных мер государственного регулирования торгово-экономических отношений, связанных со стоимостью товаров, включая осуществление валютного контроля внешнеторговых сделок и расчетов банков по ним, в соответствии с законодательными актами РФ;

- создание экономического порядка для формирования равных конкурентных условий хозяйствующих субъектов на территории Таможенного союза;

- установление размеров штрафных санкций за таможенные правонарушения.

Таможенная стоимость ввозимых товаров определяется в соответствии с Соглашением между Правительством РФ, Правительством Республики Беларусь и Правительством Республики Казахстан от 25 января 2008 г. "Об определении таможенной стоимости товаров, перемещаемых через таможенную границу Таможенного союза", которое устанавливает единые правила определения таможенной стоимости товаров в целях применения ЕТТ ТС, а также применения иных мер, отличных от таможенно-тарифного регулирования и на основании Постановления Правительства РФ от 13 августа 2006 г. N 500 "О порядке определения таможенной стоимости товаров, перемещаемых через таможенную границу Российской Федерации", которым утверждены Правила определения таможенной стоимости ввозимых товаров в случаях их незаконного перемещения через таможенную границу РФ, а также определения таможенной стоимости ввозимых товаров в случаях их повреждения вследствие аварии или действия непреодолимой силы.

Система определения таможенной стоимости (таможенной оценки) товаров основывается на общих принципах таможенной оценки, установленных нормами международного права и положений по оценке товаров для таможенных целей Генерального соглашения по тарифам и торговле 1994 года (ГАТТ 1994) <41>. К основным принципам определения таможенной стоимости импортируемых товаров относятся следующие:

--------------------------------

<41> Генеральное соглашение по тарифам и торговле (ГАТТ) от 15 апреля 1994 г. (принято в результате Уругвайского раунда Многосторонних торговых переговоров (1986 - 1984 гг.)) // Всемирная торговая организация: документы и комментарии / Под ред. С.А. Смирнова. М., 2001.

1) принцип гласности и стабильности правил определения таможенной стоимости. Реализация на практике этих принципов позволяет коммерсантам "определить с разумной степенью точности стоимость товаров для таможенных целей";

2) принцип использования исчерпывающего перечня методов определения таможенной стоимости товаров, установленного ст. ст. 4, 6, 7, 8, 9, 10 Соглашения "Об определении таможенной стоимости товаров, перемещаемых через таможенную границу Таможенного союза" <42>:

--------------------------------

<42> URL: http://www.vch.ru/urlica/ts.html#1.

- метода по стоимости сделки с ввозимыми товарами;

- метода по стоимости сделки с идентичными товарами;

- метода по стоимости сделки с однородными товарами;

- метода вычитания;

- метода сложения;

- дополнительного метода;

3) принцип стоимостного определения таможенной стоимости. Кодекс о таможенной стоимости ГАТТ закрепляет в качестве основного принципа таможенной оценки использование цены сделки, под которой понимается цена, реально уплаченная за импортируемые товары;

4) строгая последовательность применения методов определения таможенной стоимости товаров. Необходимо отметить, что для определения таможенной стоимости необходимо сначала применить первый метод, и если он не дает возможности оценки, то тогда применяется второй и т.д. каждый метод поочередно, вплоть до шестого (дополнительного метода) <43>. Принцип последовательности использования методов определения таможенной стоимости доказан правоприменительной практикой. Нарушение установленной процедуры перехода от первого метода к последующим относится к типовым нарушениям, допускаемым таможенными органами на этапе контроля таможенной стоимости. Это нарушение, как правило, становится основанием для признания решений таможенных органов незаконными и их отмены;

--------------------------------

<43> URL: http://www.vch.ru/urlica/ts.html#1.

5) обязательность определения таможенной стоимости на основе количественно определяемой, документально подтвержденной и достоверной информации (п. 3 ст. 2 Соглашения "Об определении таможенной стоимости товаров, перемещаемых через таможенную границу Таможенного союза").

Достоверность информации - подлинность сведений, заявляемых в отношении декларируемого товара, с целью определения и подтверждения таможенной стоимости. Количественные элементы информации - это в первую очередь контрактная цена за единицу товара, количество товара и другие сведения, влияющие на величину таможенной стоимости товаров. Документальное подтверждение информации о таможенной стоимости - представление соответствующих документов: внешнеторговые контракты (договоры), инвойсы, счета-фактуры, а также документы, связанные с перевозкой и страхованием (если такое имело место) товаров. Этот принцип затрагивает случаи, когда непонятно, на основе какой информации и каким образом рассчитывается таможенная стоимость. То есть еще раз подчеркивается необходимость, чтобы все данные для расчета таможенной стоимости обязательно были количественно определимыми, достоверными и документально подтвержденными. Перечисленное выше направлено на обеспечение законности, единообразия и беспристрастности при определении и контроле таможенной стоимости товаров;

6) общеприменимость процедуры определения таможенной стоимости товаров.

Процедура определения таможенной стоимости товаров должна быть общеприменимой, то есть не различаться в зависимости от источников поставки товаров. Это означает, что независимо от основания ввоза товара (в результате сделки купли-продажи, бартера, дарения и т.д.), от того, какие это товары, из какой страны, кто и для каких целей их поставляет, процедура определения таможенной стоимости едина и одна и та же. Участники внешнеторговой деятельности, считая, что импортируемые ими товары обладают определенной спецификой ввиду их характеристик или природных качеств (сплавы металлов, продукты химической промышленности, автомобили, морские суда или товары народного потребления и т.д.), предлагают специальные нормы по определению таможенной стоимости таких товаров;

7) процедура определения таможенной стоимости не должна использоваться для борьбы с демпингом.

В случае ввоза товаров по демпинговым ценам процедура таможенной оценки товара не должна применяться. Антидемпинговое законодательство России устанавливает процедуру расследования фактов демпинга, а в случае необходимости предусматривает применение антидемпинговых пошлин. Если демпинговые цены используются каким-то продавцом, товар может быть ввезен, если будет доказано, что для демпинговых цен есть основание (к примеру, товар ввозится для освоения рынка). В этом случае при соблюдении всех прочих условий использовать метод определения таможенной стоимости по стоимости сделки с ввозимыми товарами возможно. Но главным в этой ситуации остается то, что товары обязательно должны ввозиться именно для освоения рынка;

8) запрещение использования произвольной или фиктивной таможенной стоимости при определении таможенной стоимости ввозимых товаров.

При определении таможенной стоимости ввозимых товаров не должна использоваться произвольная или фиктивная таможенная стоимость товаров. Этот принцип затрагивает случаи, когда непонятно, на основе какой информации и каким образом рассчитывается таможенная стоимость. То есть подчеркивается необходимость, чтобы все данные для расчета таможенной стоимости обязательно были количественно определимыми, достоверными и документально подтвержденными.

Перечисленные выше принципы направлены на обеспечение законности, единообразия и беспристрастности при определении и контроле таможенной стоимости товаров и реализуются путем применения установленных методов определения таможенной стоимости товаров.

2. Далее необходимо отметить, что таможенная стоимость вывозимых товаров определяется в соответствии с законодательством государства - члена Таможенного союза, таможенному органу которого производится таможенное декларирование товаров (п. 1 ст. 64 ТК ТС). Постановлением Правительства РФ "О порядке определения таможенной стоимости товаров, перемещаемых через таможенную границу Российской Федерации" утверждены Правила определения таможенной стоимости товаров, вывозимых с таможенной территории РФ. Так, определение таможенной стоимости вывозимых товаров на основании вышеуказанных правил производится путем применения следующих методов:

- по стоимости сделки с вывозимыми товарами;

- по стоимости сделки с идентичными товарами;

- по стоимости сделки с однородными товарами;

- сложения стоимости;

- резервного метода.

Принципы определения таможенной стоимости вывозимых товаров идентичны принципам, которые установлены Законом РФ от 21 мая 1993 г. N 5003-1 "О таможенном тарифе" для определения таможенной стоимости товаров, ввозимых на таможенную территорию Российской Федерации. Процедура определения таможенной стоимости вывозимых товаров должна быть общеприменимой, то есть не различаться в зависимости от страны назначения, вида товаров, участников сделки и так далее (п. 9 раздела II Правил определения таможенной стоимости товаров, вывозимых с таможенной территории РФ).

3. В соответствии с гл. 8 ТК ТС решением Комиссии Таможенного союза г. Москвы от 20 сентября 2010 г. N 376 "О порядках декларирования, контроля и корректировки таможенной стоимости товаров" утверждены:

- порядок декларирования таможенной стоимости товаров;

- порядок контроля таможенной стоимости товаров;

- порядок корректировки таможенной стоимости товаров.

Декларирование таможенной стоимости ввозимых товаров осуществляется путем заявления в декларации таможенной стоимости сведений о методе определения таможенной стоимости товаров, величине таможенной стоимости товаров, об обстоятельствах и условиях внешнеэкономической сделки, имеющих отношение к определению таможенной стоимости товаров, а также представления подтверждающих их документов декларантом (ст. 65 ТК ТС). Формы бланков декларации таможенной стоимости (ДТС-1 и ДТС-2) и инструкции о порядке заполнения декларации таможенной стоимости утверждены и приведены в Приказе ФТС России от 27 января 2011 г. N 151 "Об утверждении формы декларации таможенной стоимости (ДТС-2) и Правил заполнения декларации таможенной стоимости формы ДТС-2". По результатам контрольных мероприятий уполномоченные должностные лица таможенных органов принимают одно из следующих решений:

- о принятии заявленной декларантом таможенной стоимости;

- о корректировке таможенной стоимости (ст. 67 ТК ТС).

4. В настоящее время порядок контроля таможенной стоимости товаров, вывозимых из Российской Федерации, определяется решением Комиссии Таможенного союза от 20 сентября 2010 г. N 376 "Порядок контроля таможенной стоимости товаров" и осуществляется в целях обеспечения принципа законности, на основании системы управления рисками, как до, так и после выпуска товаров. Данная система базируется на реализации принципа выборочности таможенного контроля. Применение механизма выборочности контроля таможенной стоимости с учетом факторов риска позволяет снизить затраты времени на контроль, упростить соответствующие таможенные процедуры, а также значительно сократить уровень недостоверного декларирования таможенной стоимости. Это, в свою очередь, положительно отражается на формировании доходной части бюджета страны, статистике внешней торговли, а также способствует сокращению издержек участников внешнеэкономической деятельности на прохождение таможенных процедур.

Необходимо отметить, что сейчас по линии ГУФТДиТР разработано и действует 93 профиля риска. При этом в 2009 году действовало лишь 72 профиля риска. Всего в 2010 году в регионе деятельности Саратовской таможни оформлено 7333 товара, которые по классификационному коду подпадают под действие соответствующего профиля риска. Из них ниже контрольного значения, установленного соответствующим профилем риска, оформлено 1436 товаров. По сравнению с 2009 годом количество ввезенных и оформленных товаров увеличилось на 9,5%, а количество товаров, стоимость которых заявлена и принята таможенным органом ниже контрольного значения, увеличилось в 1,9 раза. Причиной является значительное увеличение доли товаров, при таможенном оформлении которых была задействована система управления рисками по направлению контроля таможенной стоимости. Так, если в 2009 году ее значение составляло 38%, то в 2010 году уже 63% <44>.

--------------------------------

<44> Официальный сайт Федеральной таможенной службы Приволжского таможенного управления Саратовская таможня - www.custom.de-fis.ru

Порядок контроля таможенной стоимости исчисляется следующими важными путями: основой для определения таможенной стоимости товаров должна быть в максимально возможной степени цена сделки с оцениваемыми товарами; процедура определения таможенной стоимости товаров должна быть общеприменимой без различий в отношении участников сделки, то есть не различаться в зависимости от источников поставки товаров (направлен на обеспечение справедливой и единообразной системы таможенной оценки товаров, применение равных правил и одинаковых методик определения таможенной стоимости вне зависимости от таких факторов, как страна производства, страна отправления товаров, конкретный производитель и т.д.; процедура определения таможенной стоимости должна быть универсальной, единой); процедура определения таможенной стоимости не должна использоваться для борьбы с демпингом (выбирая тот или иной метод таможенной оценки товаров, можно существенно повысить сумму подлежащих уплате таможенных платежей). Например, размер адвалорной таможенной пошлины со ставкой 10%, исчисленной декларантом исходя из таможенной стоимости, определенной по стоимости сделки с ввозимыми товарами и равной 1000 долларов США, составит 100 долларов. При корректировке таможенным органом таможенной стоимости до размера в 1500 долларов США размер таможенной пошлины уже составит 150 долларов США. Соразмерно увеличивается сумма подлежащих уплате налогов (взимаемые таможенными органами НДС, акциз). Применительно к миллионным поставкам вследствие корректировки таможенной стоимости значительно увеличивается налоговая нагрузка, возлагаемая на участника внешнеторговой деятельности в связи с ввозом товаров на таможенную территорию РФ.

Во многих документах ЮНКТАД и ГАТТ методология таможенной оценки товаров классифицировалась как серьезный и сложный дополнительный протекционистский барьер (нетарифного характера) <45>. Демпинг является одним из средств конкурентной борьбы за внешние рынки и может нанести серьезный ущерб экономике государства, подвергающегося демпинговому импорту.

--------------------------------

<45> Дюмулен И.И. Международная торговля. Тарифное и нетарифное регулирование. М.: ВАВТ, 2004.

В целях защиты экономических интересов Российской Федерации в случаях демпингового импорта на ее территорию товаров, т.е. импорта товаров на таможенную территорию РФ по цене ниже их нормальной стоимости (цены аналогичного товара при обычном ходе торговли), Федеральным законом от 8 декабря 2003 г. N 165-ФЗ "О специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мерах при импорте товаров" предусмотрено применение антидемпинговой меры. Это мера по противодействию демпинговому импорту, применяемая по решению Правительства РФ посредством введения антидемпинговой пошлины или одобрения ценовых обязательств экспортера.

Антидемпинговая пошлина применяется в отношении товара, который поставляется всеми экспортерами и является предметом демпингового импорта, причиняющего ущерб отрасли российской экономики. Ставка антидемпинговой пошлины не должна превышать размер демпинговой маржи (демпинговая маржа - выраженное в процентах отношение нормальной стоимости товара за вычетом экспортной цены такого товара к его экспортной цене). Другой формой антидемпинговой меры является добровольное принятие экспортером товара, являющегося предметом демпинга, обязательств в письменной форме о пересмотре установленных им цен данного товара или прекращении экспорта данного товара на таможенную территорию РФ по ценам ниже нормальной стоимости. Данная мера применяется по решению Правительства РФ об одобрении соответствующих обязательств экспортера. Антидемпинговая мера применяется в течение срока, необходимого для устранения ущерба отрасли российской экономики вследствие демпингового импорта, но не дольше максимального срока, составляющего пять лет со дня начала применения такой меры или со дня последнего пересмотра антидемпинговой меры.

Концептуальные подходы к контролю таможенной стоимости прописаны как в комментируемом Законе, так и в Соглашении о Порядке осуществления контроля правильности определения таможенной стоимости товаров, перемещаемых через таможенную границу Таможенного союза, от 12 декабря 2008 г. (Протокол об обмене информацией, необходимой для определения и контроля таможенной стоимости товаров, между таможенными органами Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации, от 12 декабря 2008 г.).

В целом можно выделить два вида контроля таможенной стоимости: в ходе осуществления таможенных операций, связанных с выпуском товаров, и после выпуска товаров (вторичный контроль). Механизм контроля таможенной стоимости для обоих видов заключается в следующем: на этапе контроля правильности выбора метода определения таможенной стоимости проверяют соответствие выбранного метода виду и условиям внешнеторгового договора и представленным документам; далее осуществляется контроль правильности определения структуры заявленной таможенной стоимости, на основании проверки включения всех необходимых компонентов, предусмотренных Соглашением от 25 января 2008 г., затем выполняется контроль документарного подтверждения заявленной таможенной стоимости и всех ее компонентов, и, наконец, производится оценка достоверности заявленной таможенной стоимости <46>.

--------------------------------

<46> Вахрушев Т.А. Проблемные вопросы определения таможенной стоимости // Таможня - инструмент развития экономики: Сборник материалов научно-практической конференции молодых ученых и аспирантов. М.: РИО РТА, 2009. С. 35.

В связи с этим формирование нормативно-правовой базы определения и контроля таможенной стоимости с использованием методов таможенного аудита, системы управления рисками необходимо для обеспечения объективной, точной, быстрой оценки стоимости товаров, перемещаемых через таможенную границу РФ <47>. При этом усилится и эффективность инструментов государственного регулирования внешнеэкономической деятельности, т.к. будет выполняться основная задача контроля таможенной стоимости - поступление в федеральный бюджет полных сумм таможенных платежей, исчисляемых на основе таможенной стоимости.

--------------------------------

<47> См.: Агапова А.В. Контроль таможенной стоимости в системе государственного регулирования внешнеэкономической деятельности // Финансовый вестник: финансы, налоги, страхование, бухгалтерский учет. Январь. 2008. N 1.

5. А теперь перейдем к рассмотрению ч. 5 комментируемой статьи. Порядок и формы декларирования таможенной стоимости товаров, вывозимых из Российской Федерации, определен Приказом ФТС России от 27 января 2011 г. N 152 "Об утверждении форм декларации таможенной стоимости (ДТС-3 и ДТС-4) и Порядка декларирования таможенной стоимости товаров, вывозимых из Российской Федерации". В приложении N 2 к вышеуказанному Приказу ФТС России установлены формы, условия и правила заполнения деклараций таможенной стоимости (ДТС-3 и ДТС-4) на товары, вывозимые с таможенной территории Российской Федерации. Так, таможенная стоимость заявляется декларантом или таможенным представителем (в случае осуществления им декларирования) путем подачи в таможенный орган декларации на товары и декларации таможенной стоимости, с одновременным формированием ее электронной копии. Декларация таможенной стоимости заполняется в соответствии с правилами, предусмотренными в главах II и III Порядка декларирования таможенной стоимости товаров, вывозимых из Российской Федерации. В целях реализации п. 2 ч. 5 комментируемой статьи принят Приказ ФТС России от 27 января 2011 г. N 151 "Об утверждении формы декларации таможенной стоимости (ДТС-2) и правил заполнения декларации таможенной стоимости формы ДТС-2".

Пункт 8 раздела I "Общие положения", утвержденный решением Комиссии Таможенного союза от 20 сентября 2010 г. N 376 "О порядке декларирования, контроля и корректировки таможенной стоимости товаров", определяет случаи установления величины общей таможенной стоимости ввозимой партии товаров, при которой таможенная стоимость товаров заявляется в декларации на товары без заполнения декларации таможенной стоимости:

- если товары помещаются под таможенные процедуры, не предусматривающие уплату таможенных пошлин, налогов;

- если исходя из заявляемой величины таможенной стоимости не возникает обязанность по уплате таможенных пошлин, налогов при соблюдении требований Кодекса;

- если общая таможенная стоимость ввозимой партии товаров не превышает суммы, которая может быть установлена в государстве - члене Таможенного союза и не должна превышать сумму, эквивалентную 10000 (десяти тысячам) долларов США, за исключением многоразовых (два и более раза) поставок в рамках одного договора (контракта), а также повторяющихся (два и более раза) поставок одних и тех же товаров одним отправителем в адрес одного и того же получателя по различным договорам (контрактам);

- если в соответствии с п. 2 ст. 64 ТК ТС при изменении таможенной процедуры таможенной стоимостью товаров является таможенная стоимость товаров, ранее определенная на день принятия таможенным органом таможенной декларации при их первом помещении под таможенную процедуру после фактического пересечения ими таможенной границы, за исключением случаев, когда такая таможенная стоимость товаров была определена неверно, или случаев, предусмотренных таможенным законодательством Таможенного союза;

- если в соответствии с ТК ТС, иными международными договорами государств - членов Таможенного союза и (или) законодательством государств - членов Таможенного союза товары освобождаются от обложения таможенными пошлинами и налогами (не облагаются таможенными пошлинами и налогами).

Раскрывая п. 4 ч. 5 комментируемой статьи, представляется важным указать случаи, когда контроль таможенной стоимости осуществляется специализированными (функциональными) подразделениями по таможенной стоимости:

- если заявленная при таможенном декларировании таможенная стоимость товаров определена декларантом (таможенным представителем) в соответствии со ст. ст. 6 и 7 Соглашения от 25 января 2008 г., при этом таможенное декларирование идентичных или однородных товаров, стоимость сделки с которыми принята за основу расчета таможенной стоимости оцениваемых товаров, производилось вне региона деятельности таможенного органа, которому подана декларация на товары;

- если заявленная при таможенном декларировании таможенная стоимость товаров определена декларантом (таможенным представителем) в соответствии со ст. ст. 8 и 9 Соглашения от 25 января 2008 г.;

- при определении таможенной стоимости товаров в соответствии с п. 5 ст. 64 ТК ТС (см. также Приказ ФТС России от 1 июня 2011 г. N 1145 "Об осуществлении контроля таможенной стоимости товаров специализированными (функциональными) подразделениями таможенных органов по таможенной стоимости").

Порядок отмены решения о корректировке таможенной стоимости товаров устанавливается в государстве - члене Таможенного союза и определен приложением N 1 к Порядку контроля таможенной стоимости товаров, утвержден решением Комиссии Таможенного союза от 20 сентября 2010 г. N 376. В случае несогласия декларанта с решением таможенного органа о корректировке таможенной стоимости товаров корректировка таможенной стоимости товаров и пересчет подлежащих уплате таможенных пошлин, налогов осуществляются таможенным органом.

Например, 12 мая 2011 года адвокатом доказана неправомерность корректировки таможенной стоимости Балтийской таможни. Признана незаконной корректировка таможенной стоимости товаров. В целях устранения допущенных нарушений прав и законных интересов заявителя Балтийская таможня обязана возвратить сумму излишне уплаченных таможенных платежей в размере 1071183 руб. 68 коп. (подробнее см. Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 16 мая 2011 года по делу N А56-51249/2010) <48>.

--------------------------------

<48> URL: http://www.advokat001.ru/partners/.

По смыслу разъяснений, данных в п. 18 информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 22 декабря 2005 г. N 99 "Об отдельных вопросах практики применения Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации", отмена оспариваемых ненормативных актов не препятствует рассмотрению судом по существу заявления о признании незаконными решений о корректировке таможенной стоимости и возврате излишне уплаченных таможенных платежей. При принятии решения о корректировке таможенной стоимости товаров декларант (таможенный представитель) обязан осуществить в установленном порядке корректировку заявленной таможенной стоимости товаров и уплатить таможенные пошлины, налоги в объеме, исчисленном с учетом скорректированной таможенной стоимости, в срок, не превышающий срок выпуска товаров, установленный ст. 196 ТК ТС.

6. Корректировка таможенной стоимости - изменение таможенной стоимости, на основании которой были рассчитаны таможенные платежи и налоги, подлежащие взысканию при производстве таможенных операций с товаром. Корректировка таможенной стоимости товаров осуществляется в соответствии с принятым таможенным органом решением о корректировке таможенной стоимости товаров:

- по результатам проведения таможенного контроля до выпуска товаров;

- по результатам проведения дополнительной проверки и таможенного контроля после выпуска товаров, в том числе в связи с рассмотрением мотивированного письменного обращения декларанта (таможенного представителя) в случае, если им после выпуска товаров обнаружено, что декларантом (таможенным представителем) заявлены недостоверные сведения о таможенной стоимости товаров, в том числе неправильно выбран метод определения таможенной стоимости товаров и (или) определена таможенная стоимость товаров (ст. 68 ТК ТС).

Корректировка таможенной стоимости товаров включает в себя:

- расчет величины скорректированной таможенной стоимости товаров, который производится в декларации таможенной стоимости, оформляемой в установленном порядке;

- отражение скорректированной величины таможенной стоимости товаров и пересчет таможенных пошлин, налогов в форме корректировки таможенной стоимости и таможенных платежей (далее - КТС), приведенной в приложении N 1 к Порядку корректировки таможенной стоимости товаров, утвержденному решением Комиссии Таможенного союза от 20 сентября 2010 г. N 376. При осуществлении корректировки таможенной стоимости товаров заполнение декларации таможенной стоимости является обязательным.

Если декларантом (таможенным представителем) до истечения срока выпуска товаров не осуществлена корректировка таможенной стоимости товаров и не уплачены таможенные пошлины, налоги, в объеме, исчисленном с учетом скорректированной таможенной стоимости, таможенный орган отказывает в выпуске товаров (п. 2 ст. 68 ТК ТС). При осуществлении декларантом (таможенным представителем) корректировки таможенной стоимости до выпуска товаров представление им таможенному органу надлежащим образом заполненных деклараций таможенной стоимости, КТС, документов, подтверждающих содержащиеся в них сведения (расчеты), а также уплата дополнительно начисленных с учетом скорректированной таможенной стоимости таможенных пошлин, налогов производятся декларантом (таможенным представителем) в срок, не превышающий срок выпуска товаров, установленный ст. 196 ТК ТС.

На основании неподтверждения лицом заявленной таможенной стоимости и неустранения обоснованных сомнений таможенного органа в ее достоверности вследствие отказа лица от реализации предоставленного ему законом права доказать обоснованность заявленных сведений по таможенной стоимости либо если представленные документы не содержат достаточного обоснования возможны отказ таможенного органа в применении избранного лицом метода таможенной оценки, предложение определить таможенную стоимость по иному методу и в случае отказа лица - самостоятельную корректировку таможенной стоимости таможенным органом. Эта позиция подтверждена ВАС РФ.

Например, в пункте 4 Постановления Пленума ВАС РФ от 26 июля 2005 г. N 29 указано, что в случае непредставления декларантом истребованных таможенным органом объяснений и документов либо в случае, когда такие объяснения и документы не содержат достаточного обоснования заявленной таможенной стоимости товара, и принятия в связи с этим таможенным органом решения о несогласии с использованием избранного декларантом метода определения таможенной стоимости товара, а также при последующем отказе декларанта определить по предложению таможенного органа таможенную стоимость товара на основе другого метода данный орган вправе самостоятельно определить таможенную стоимость товара.

Существует много ситуаций, которые требуют изменения определенной ранее таможенной стоимости товара посредством ее корректировки. Необходимость корректировки вызвана ситуациями, которые предусмотрены в ч. 6 комментируемой статьи.

Статья 113. Консультирование по вопросам таможенной стоимости товаров

Комментарий к статье 113

Информирование о правовых актах Таможенного союза в области таможенного дела и консультирование по вопросам таможенного дела и иным вопросам, входящим в компетенцию таможенных органов, осуществляются ФТС России, РТУ и таможнями. Таможенный орган может не предоставить запрашиваемую информацию, переадресовав заинтересованное лицо к другому органу, только в двух случаях:

1) когда у данного таможенного органа отсутствует информация о запрашиваемом правовом акте;

2) когда запрашивается информация о правовом акте, изданном нижестоящим таможенным органом.

ФТС России обеспечивает: опубликование в своих официальных изданиях правовых актов ФТС России <49>; информирование о подготавливаемых правовых актах, а также о не вступивших в силу изменениях и дополнениях в правовые акты в области таможенного дела, в том числе с использованием информационных технологий <50>; общее руководство информированием об актах таможенного законодательства Таможенного союза и иные сведения (см. Приказ ФТС России от 24 мая 2006 г. N 469 "Об утверждении Административного регламента Федеральной таможенной службы по предоставлению государственной услуги по информированию об актах таможенного законодательства Таможенного союза, законодательства Российской Федерации о таможенном деле и об иных правовых актах Российской Федерации в области таможенного дела и консультированию по вопросам таможенного дела и иным вопросам, входящим в компетенцию таможенных органов").

--------------------------------

<49> См.: решение Межгоссовета ЕврАзЭС (высшего органа Таможенного союза) на уровне глав государств от 27 ноября 2009 г. N 15 "О вопросах организации деятельности Комиссии Таможенного союза".

<50> См.: гл. 4 Таможенного кодекса Таможенного союза (приложение к Договору о Таможенном кодексе Таможенного союза, принятому решением Межгосударственного совета ЕврАзЭС на уровне глав государств от 27 ноября 2009 г. N 17).

Круг лиц, которым может предоставляться информация о действующих правовых актах, не ограничивается, за исключением следующих трех случаев:

1) информация об актах, не подлежащих опубликованию (информация с различными ограничительными грифами), предоставляется в случаях, объеме и порядке, исключающих разглашение сведений, составляющих государственную или иную охраняемую законом тайну;

2) информация об актах, затрагивающих непосредственно права, свободы и интересы конкретного, поименованного в тексте лица, предоставляется, как правило, только этому лицу;

3) информация об актах, регулирующих отношения в системе таможенных органов, устанавливающих правовой статус должностных лиц таможенных органов, предоставляется только в случае и в части, непосредственно затрагивающих права, свободы и законные интересы лица.

Информация о действующих опубликованных актах предоставляется бесплатно, если только запрос заинтересованного лица не предполагает его консультирования. Информация о неопубликованных правовых актах, затрагивающих непосредственно права, свободы и законные интересы обращающегося с запросом лица, в объеме, имеющая прямое отношение к таким правам, свободам и интересам, также предоставляется бесплатно.

На основании и в исполнение ст. 50 комментируемого Закона все решения таможенных органов, действия или бездействие их должностных лиц должны быть мотивированными. Если же лицо, в отношении которого принято решение таможенным органом, совершено действие должностным лицом либо, наоборот, - решение не принято и действие не совершено, не располагает информацией о причинах принятого решения, действия или бездействия, то оно наделяется правом обратиться в этот таможенный орган с соответствующим запросом.

Подача запроса не приостанавливает исполнения решения или действия, в отношении которых запрос был подан. Право обратиться с запросом о причинах и основаниях принятого решения или совершенного действия (непринятия решения или несовершения действия) предоставляется лицу (субъекту таможенных правоотношений) в том случае, если решения, действия и бездействие таможенных органов затрагивают права и законные интересы такого лица непосредственно и индивидуально. Запрос должен быть подан в течение 6 месяцев со дня принятия решения, совершения действия либо истечения срока их принятия и совершения. Датой подачи запроса считается день его получения таможенным органом (при пересылке запроса почтой - дата, указанная на почтовом штемпеле места отправления запроса).

Что касается формы запроса, то она может быть как письменной, так и устной. Обычно устный запрос подается в том случае, когда лицо присутствовало при принятии решения или совершении действия. При этом лицо, не удовлетворенное устным ответом на устный запрос, вправе обратиться с письменным запросом. Письменный запрос должен содержать подробную информацию о его предмете. К запросу должны быть приложены все имеющиеся у лица документы, относящиеся к делу, а также материалы, позволяющие идентифицировать предмет запроса. Срок рассмотрения устного запроса - в день его получения, а письменного - в течение 10 дней со дня его получения.

Следует отметить, что таможенным органам следует более активно вести пояснительную работу, распространяющую информирование как особую функцию сотрудников таможенных органов и разъясняющую его положительные моменты. В ней могут быть задействованы и таможенные представители, оказывающие услуги субъектам внешнеторговой деятельности <51>. В результате эффективная реализация данных мер на всей территории страны позволит повысить качество предоставляемых услуг, создать необходимые условия для деятельности субъектов таможенных правоотношений, а также защиты их прав и интересов в области таможенного дела <52>.

--------------------------------

<51> См.: Колесников Г.Г. Предварительное информирование как результат взаимодействия частного и публичного в таможенном законодательстве // Внешнеторговое право. 2008. N 2. С. 3.

<52> Казюлина О.В. Обеспечение заинтересованных лиц информацией по таможенным вопросам // Наука сегодня: теоретические аспекты и практика применения: Сб. науч. тр. по материалам Междунар. заоч. науч.-практ. конф. 28 октября 2011 г.: В 9 ч. Мин-во обр. и науки РФ. Тамбов: Бизнес-Наука-Общество, 2011. Ч. 6. С. 71 - 73.