logo
Kommentary_k_Federalnomu_zakonu_ot_27_noyabrya

Глава 23. Временное хранение товаров

Статья 197. Общие положения о временном хранении товаров

Комментарий к статье 197

Статья 167 ТК ТС содержит общие положения о временном хранении товаров. Особого внимания заслуживает само определение временного хранения как хранения иностранных товаров под таможенным контролем в местах временного хранения до их выпуска таможенным органом в соответствии с заявленной таможенной процедурой либо до совершения иных действий, предусмотренных таможенным законодательством Таможенного союза, без уплаты таможенных пошлин, налогов, а также положение о том, что лица, обладающие полномочиями в отношении товаров, или их представители не вправе пользоваться товарами, находящимися на временном хранении, в том числе вывозить с территории места временного хранения до их выпуска в соответствии с заявленной таможенной процедурой либо совершения иных действий, предусмотренных ТК ТС.

Статья 170 ТК ТС устанавливает, что срок временного хранения товаров составляет два месяца. По письменному обращению лица, обладающего полномочиями в отношении товаров, или его представителя таможенный орган продлевает указанный срок. Обращаем внимание на то, что мотивации, указания причин продления от заявителя не требуется.

Предельный срок временного хранения товаров не может превышать 4 (четырех) месяцев, а в отношении международных почтовых отправлений, хранящихся в местах (учреждениях) международного почтового обмена, а также не полученного или не востребованного пассажиром багажа, перемещаемого воздушным транспортом, - 6 (шести) месяцев.

Порядок продления регламентирован Порядком представления документов и сведений в таможенный орган при помещении товаров на склад временного хранения (иные места временного хранения товаров), помещения (выдачи) товаров на склад временного хранения и иные места временного хранения, представления отчетности о товарах, находящихся на временном хранении, а также порядком и условиями выдачи разрешения таможенного органа на временное хранение товаров в иных местах, утвержденным Приказом ФТС России от 6 апреля 2011 г. N 715.

Срок временного хранения продлевает начальник таможенного поста (лицо, им уполномоченное), в регионе деятельности которого хранятся товары, по письменному запросу уполномоченного лица в произвольной форме на имя начальника таможенного поста.

Данный запрос должен быть представлен в подразделение таможенного поста до истечения двухмесячного срока временного хранения.

Продление срока временного хранения оформляется не позднее рабочего дня, следующего за днем поступления заявления путем наложения начальником таможенного поста (лицом, им уполномоченным) резолюции "Продление срока временного хранения разрешаю" на данное заявление.

Копия заявления с резолюцией вручается лицу, подавшему запрос, под подпись или направляется ему по почте (с уведомлением о вручении). Сведения о продлении срока временного хранения доводятся до владельца склада временного хранения, на котором хранятся товары, либо лица, получившего разрешение на временное хранение в ином месте временного хранения.

Статья 171 ТК ТС (п. 1) устанавливает, что лица, обладающие полномочиями в отношении товаров, или их представители вправе совершать с товарами, находящимися на временном хранении, обычные операции, необходимые для обеспечения их сохранности в неизменном состоянии, в том числе осматривать и измерять товары, перемещать их в пределах места временного хранения.

Операции, не указанные в п. 1 вышеуказанной статьи, в том числе взятие проб и образцов товаров, исправление поврежденной упаковки, а также операции, необходимые для подготовки товаров к последующей транспортировке, могут совершаться с разрешения таможенного органа.

Таможенный орган отказывает в выдаче разрешения на проведение таких операций, если их осуществление повлечет за собой утрату товаров или изменение их состояния.

Порядком, утвержденным Приказом ФТС России от 6 апреля 2011 г. N 715, установлено, что для получения разрешения на проведение указанных операций лица, обладающие полномочиями в отношении товаров, или их представители подают на имя начальника таможенного поста либо его заместителя заявление в письменном виде в произвольной форме, в котором указывают планируемые операции. Разрешение оформляется путем наложения уполномоченным должностным лицом подразделения таможенного поста резолюции на данное заявление. Срок рассмотрения заявления и принятия решения по данному вопросу не должен превышать 3 часов рабочего времени.

Статья 198. Места временного хранения товаров

Комментарий к статье 198

1. Временное хранение товаров на складе таможенного органа подробно регламентировано ст. 201 комментируемого Закона "Хранение товаров на складах временного хранения таможенных органов" и разделом VI Порядка представления документов и сведений в таможенный орган при помещении товаров на склад временного хранения (иные места временного хранения товаров), помещения (выдачи) товаров на склад временного хранения и иные места временного хранения, представления отчетности о товарах, находящихся на временном хранении, а также порядка и условий выдачи разрешения таможенного органа на временное хранение товаров в иных местах, утвержденного Приказом ФТС России от 6 апреля 2011 г. N 715.

Форма квитанции о принятии товаров на хранение на склад временного хранения таможенного органа утверждена Приказом ФТС России от 13 января 2011 г. N 73 "Об утверждении формы квитанции о принятии товаров на хранение на склад временного хранения таможенного органа". Порядок заполнения квитанции о принятии товаров на хранение на склад временного хранения таможенного органа определен в виде Инструкции, утвержденной Приказом ФТС России от 25 марта 2011 г. N 635 "Об утверждении Инструкции о порядке заполнения квитанции о принятии товаров на хранение на склад временного хранения таможенного органа".

На практике, помимо складов временного хранения, в качестве мест временного хранения товаров наиболее часто используется склад получателя товаров в случаях, предусмотренных ст. 200 комментируемого Закона.

Также можно прогнозировать востребованность таких мест временного хранения товаров, как помещение, открытая площадка и иная территория уполномоченного экономического оператора в соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 86 комментируемого Закона после издания Административного регламента Федеральной таможенной службы по предоставлению государственной услуги по ведению реестра уполномоченных экономических операторов, а также после издания решения Комиссии Таможенного союза, определяющего критерии, при соответствии которым лица, осуществляющие деятельность по производству товаров и (или) экспортирующие товары, к которым не применяются вывозные таможенные пошлины, получат право предоставлять обеспечение уплаты таможенных пошлин, налогов на сумму, эквивалентную не одному миллиону, а ста пятидесяти тысячам евро (по курсу валют, устанавливаемому в соответствии с законодательством государства - члена Таможенного союза, на день предоставления такого обеспечения).

Перечень мест международного почтового обмена определен совместным Приказом ФТС России и Министерства связи и массовых коммуникаций РФ от 13 октября 2011 г. N 2099/258 "О местах международного почтового обмена, являющихся объектами почтовой связи, на территории Российской Федерации".

Согласно п. 2 ст. 170 ТК ТС предельный срок временного хранения товаров в отношении международных почтовых отправлений, хранящихся в местах (учреждениях) международного почтового обмена, не может превышать 6 месяцев.

Также, согласно тому же п. 2 ст. 170 ТК ТС, предельный срок временного хранения товаров в отношении не полученного или не востребованного пассажиром багажа, перемещаемого воздушным транспортом, также не может превышать 6 месяцев.

Что касается мест разгрузки и перегрузки (перевалки) товаров в пределах территории морского (речного) порта, ФТС России изданы действующие в части, не противоречащей законодательству Таможенного союза, Инструкция о совершении таможенных операций при нахождении товаров в местах разгрузки и перегрузки (перевалки) в морских и речных портах, открытых для международного грузового и (или) пассажирского сообщения, без помещения на склады временного хранения под таможенным контролем, утвержденная Приказом ГТК России от 27 августа 2003 г. N 939, и Порядок осуществления таможенных операций с товарами при прибытии на таможенную территорию РФ в морских портах и их перемещении из мест прибытия в места временного хранения, утвержденный Приказом ФТС России от 18 марта 2010 г. N 510.

В целом по вопросу о правовых актах ФТС (ГТК) России, действующих в части, не противоречащей современному таможенному законодательству, необходимо отметить, что еще в середине 2004 г. кандидат юридических наук, начальник отдела Правового управления ФТС России В.В. Егиазарова констатировала, что наряду с нормативными правовыми актами, принятыми в целях реализации положений Таможенного кодекса России, продолжает действовать множество документов ГТК России, принятых еще до его издания, которые сохраняют силу и применяются в части, не противоречащей Кодексу, так что разобраться в этом значительном массиве документов зачастую затруднительно.

Что касается специально оборудованного места разгрузки и перегрузки (перевалки) иностранных товаров в пределах режимной территории аэропорта при условии, что место ввоза таких товаров в Российскую Федерацию и место их вывоза из Российской Федерации совпадают, Приказом ФТС России от 27 мая 2011 г. N 1070 утверждено Положение о совершении таможенных операций и проведении таможенного контроля в отношении воздушных судов и перемещаемых ими товаров.

Отнесение к местам временного хранения товаров железнодорожных путей и контейнерных площадок, расположенных в согласованных с таможенными органами местах в пределах железнодорожных станций и предназначенных для временного хранения товаров без их выгрузки из транспортных средств, позволяет осуществлять временное хранение товаров в транспортных средствах (например, в вагонах, контейнерах) непосредственно на железнодорожных путях и контейнерных площадках.

В качестве примера мест, определяемых другими федеральными законами или актами Правительства РФ, можно привести объекты почтовой связи по месту нахождения адресатов, куда международные почтовые отправления направляются в случаях, когда таможенный орган, расположенный в месте международного почтового обмена, принимает решение о необходимости таможенного декларирования товаров в таможенном органе, расположенном по месту нахождения адресата.

В соответствии с п. 8 Правил таможенного оформления и таможенного контроля товаров, пересылаемых через таможенную границу Российской Федерации в международных почтовых отправлениях, утвержденных Приказом ГТК России от 3 декабря 2003 г. N 1381, действующим в части, не противоречащей законодательству Таможенного союза, товары, пересылаемые в Российскую Федерацию в МПО, при невозможности их вручения адресатам (их законным представителям), в том числе при отсутствии разрешения таможенного органа на выдачу МПО, хранятся в объектах почтовой связи в соответствии с Правилами оказания услуг почтовой связи в течение месяца. Срок хранения МПО может быть продлен по заявлению отправителя или адресата (его законного представителя).

Правила оказания услуг почтовой связи утверждены Постановлением Правительства РФ от 15 апреля 2005 г. N 221 и, в свою очередь, п. 35 Правил также определяет, что почтовые отправления при невозможности их вручения адресатам (их законным представителям) хранятся в объектах почтовой связи в течение месяца, при этом срок хранения почтовых отправлений может быть продлен по заявлению отправителя или адресата (его законного представителя).

2. Помимо ст. 163 комментируемого Закона, упомянутой в ч. 2 комментируемой статьи, создание зон таможенного контроля ранее было регламентировано Приказом ГТК России от 23 декабря 2003 г. N 1520 "Об утверждении Положения о порядке создания и обозначения зон таможенного контроля", на данный момент указанный Приказ утратил силу, а нормативного акта, который бы восполнил данный пробел, принято не было, что, по нашему мнению, является существенным упущением и недоработкой законодателя.

3. Временное хранение товаров в иных местах временного хранения товаров в случаях, предусмотренных п. п. 2, 4 - 8 ч. 1 комментируемой статьи, осуществляется с письменного разрешения:

- таможенного поста в случаях, предусмотренных п. п. 7 и 8 ч. 1 комментируемой статьи;

- таможни в остальных случаях.

Заявление заинтересованного лица о получении разрешения на временное хранение товаров должно содержать в себе следующие сведения:

- наименование лица, его организационно-правовая форма, юридический и почтовые адреса;

- основания для временного хранения товаров в ином месте временного хранения, предусмотренные ТК ТС и комментируемым Законом;

- место нахождения помещений (открытых площадок), предполагаемых для временного хранения товаров;

- форма владения помещениями (открытыми площадками), предполагаемыми для временного хранения товаров, с указанием реквизитов соответствующих правоустанавливающих документов;

- статус получаемого разрешения (разовое либо генеральное) с приведением соответствующего обоснования;

- материально-техническое оснащение предполагаемого места временного хранения.

4. Процедура выдачи разрешения на временное хранение товаров в иных местах временного хранения подробно регламентирована разделом V Порядка, утвержденного Приказом ФТС России от 6 апреля 2011 г. N 715.

Образец заявления о получении разрешения на временное хранение товаров приведен в приложении 9 к Порядку, утвержденному вышеуказанным Приказом ФТС России N 715.

К заявлению прикладываются следующие документы:

- документы, подтверждающие владение помещениями (открытыми площадками), предполагаемыми для временного хранения товаров (за исключением случаев временного хранения на железнодорожных путях);

- планы и чертежи предполагаемого места временного хранения товаров;

- документы, подтверждающие материально-техническое оснащение предполагаемого места временного хранения товаров;

- транспортные и коммерческие документы - если обращение подается на разовое разрешение на партию товаров до прибытия их на территорию РФ или до прибытия транспортного средства в место доставки, расположенное в месте нахождения таможенного органа.

Срок рассмотрения таможней (таможенным постом) заявления заинтересованного лица и принятия решения о разрешении временного хранения в ином месте временного хранения не должен превышать 3 рабочих дней со дня его получения.

При положительном решении разрешение оформляется путем соответствующей резолюции начальника таможни (его заместителя) (в случаях, предусмотренных подп. 7 и 8 ч. 1 комментируемой статьи, - начальника таможенного поста (его заместителя) на обращении заинтересованного лица. В случае принятия решения о необходимости предоставления обеспечения уплаты таможенных пошлин, налогов указывается: "Разрешаю при условии предоставления обеспечения уплаты таможенных пошлин, налогов".

Копия разрешения с резолюцией начальника таможни (его заместителя) (начальника таможенного поста (его заместителя)) и регистрационным номером, заверенная в установленном порядке ответственным должностным лицом таможни, незамедлительно вручается заинтересованному лицу, обратившемуся за разрешением.

В случае отрицательного решения таможня (таможенный пост) в сроки, не превышающие 3 рабочих дней со дня получения заявления, мотивированно в письменной форме информирует заинтересованное лицо о причинах отказа.

При выдаче разрешения на временное хранение товаров в ином месте временного хранения таможенным органом принимается решение о необходимости предоставления лицом, получающим разрешение на временное хранение, обеспечения уплаты таможенных пошлин, налогов.

Если принято решение о необходимости предоставления обеспечения уплаты таможенных пошлин, налогов, временное хранение в иных местах допускается при условии принятия таможенным органом указанного обеспечения.

Если в процессе принятия товаров на хранение в иное место временного хранения (в процессе временного хранения товаров) устанавливаются факты повреждения или порчи товаров, а также несоответствие их наименования и количества, количества грузовых мест, характера и способов упаковки и маркировки, веса брутто (в килограммах) либо объема (в кубических метрах) указанным в транспортных или коммерческих документах, лицо, получившее разрешение на временное хранение, извещает об этом подразделение таможенного поста путем представления соответствующих документов, которыми в соответствии с законодательством Российской Федерации и обычаями делового оборота фиксируются данные обстоятельства.

Указанные документы прикладываются к документам, представляемым при помещении товаров на временное хранение.

5. Лицо, получившее разрешение на временное хранение, а также лицо, осуществляющее временное хранение товаров в месте, указанном в подп. 4 ч. 1 комментируемой статьи, представляет таможенному посту отчетность о хранении товаров на своем складе по формам ДО-1, ДО-2 и ДО-3 согласно порядку, установленному п. п. 30 - 33 Порядка, утвержденного вышеуказанным Приказом ФТС России N 715.

Временное хранение товаров в иных местах временного хранения осуществляется в сроки, установленные ст. 170 ТК ТС, и составляет 2 месяца. При этом предельный срок временного хранения товаров не может превышать 4 месяцев, исключение составляют международные почтовые отправления, которые хранятся в местах международного почтового обмена, не полученный либо не востребованный пассажиром багаж, который перемещается воздушным транспортом - в этом случае предельный срок временного хранения составляет 6 месяцев.

Также необходимо отметить, что по решению Комиссии Таможенного союза для отдельных категорий товаров срок временного хранения может быть установлен менее 2 месяцев.

Срок временного хранения товаров исчисляется со дня, следующего за днем регистрации таможенным органом документов, представленных для помещения товаров на временное хранение.

Когда срок временного хранения истекает, товары, не помещенные под таможенную процедуру, задерживаются таможенными органами в соответствии с главой ТК ТС.

Генеральное разрешение на временное хранение товаров подлежит отмене таможней, выдавшей данное разрешение, вследствие несоблюдения указанным лицом обязанностей, предусмотренных п. 38 Порядка, утвержденного Приказом ФТС России от 6 апреля 2011 г. N 715, и (или) неоднократного привлечения этого лица к административной ответственности аналогично порядку, установленному ч. 6 комментируемой статьи.

6. Необходимо обратить особое внимание на то, что исключения из положений, указанных в п. 6 комментируемой статьи, касаются только случаев, когда временное хранение осуществляется перевозчиком именно на железнодорожных путях, но не на контейнерных площадках.

7. Порядок представления документов и сведений в таможенный орган при помещении товаров на склад временного хранения и иные места для временного хранения товаров, порядок помещения (выдачи) товаров на склад временного хранения (со склада) и иные места временного хранения товаров для временного хранения товаров в целях обеспечения таможенного контроля установлен упомянутым выше Приказом ФТС России N 715 "Об утверждении Порядка представления документов и сведений в таможенный орган при помещении товаров на склад временного хранения (иные места временного хранения товаров), помещения (выдачи) товаров на склад временного хранения и иные места временного хранения, представления отчетности о товарах, находящихся на временном хранении, а также порядка и условий выдачи разрешения таможенного органа на временное хранение товаров в иных местах".

Данный Приказ зарегистрирован в Минюсте РФ 24 мая 2011 г., рег. N 20845, поэтому, согласно п. 10 Указа Президента РФ от 23 мая 1996 г. N 763 "О порядке опубликования и вступления в силу актов Президента РФ, Правительства РФ и нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти", он может служить основанием для регулирования соответствующих правоотношений, применения санкций к гражданам, должностным лицам и организациям за невыполнение содержащихся в нем предписаний, на него можно ссылаться при разрешении споров.

Статья 199. Таможенные операции, связанные с помещением товаров на временное хранение

Комментарий к статье 199

1. Документы, определенные п. 1 ст. 169 ТК ТС, это транспортные (перевозочные), коммерческие и (или) таможенные документы, содержащие сведения о товарах, отправителе (получателе) товаров, стране их отправления (назначения).

Транспортные (перевозочные) документы - это коносамент, накладная или иной документ, подтверждающий наличие договора перевозки товаров и сопровождающий их при такой перевозке.

Коммерческие документы - это счет-фактура (инвойс), спецификации, отгрузочные и упаковочные листы и другие документы, используемые при осуществлении внешнеторговой и иной деятельности, а также для подтверждения совершения сделок, связанных с перемещением товаров через таможенную границу Таможенного союза.

Таможенные документы - это документы, составляемые исключительно для таможенных целей (например, транзитная декларация).

2. Документы, необходимые для помещения товаров на склад временного хранения, могут быть представлены в таможенный орган в виде электронных документов, подписанных электронной цифровой подписью в соответствии с законодательством РФ.

Завершение процедуры таможенного транзита регламентировано ст. 225 ТК ТС и ст. 237 комментируемого Закона, а предъявление товаров таможенному органу в месте прибытия - главой 23 ТК ТС.

3. Таможенный пост регистрирует документы, представленные для помещения товаров на временное хранение, в журнале регистрации документов, представленных для помещения товаров на временное хранение, и выдает уполномоченному лицу подтверждение о регистрации указанных документов. Образец подтверждения о регистрации этих документов приведен в приложении N 1 к Порядку, утвержденному Приказом ФТС России от 6 апреля 2011 г. N 715.

Журнал регистрации документов, представленных для помещения товаров на временное хранение, ведется в бумажном и электронном виде. Образец журнала приведен в приложении N 2 к Порядку, утвержденному Приказом ФТС России от 6 апреля 2011 г. N 715.

Для выполнения своих обязанностей владелец склада временного хранения (лицо, осуществляющее временное хранение товаров в ином месте временного хранения) имеет право получить, а таможенный пост, осуществляющий таможенные операции и таможенный контроль товаров, помещаемых на временное хранение на данный склад временного хранения (иное место временного хранения товаров), обязан выдать копии документов, представленных перевозчиком данному таможенному посту для завершения таможенной процедуры таможенного транзита (документов, представленных перевозчиком в месте прибытия). Передачу документов таможенный пост осуществляет незамедлительно после устного обращения владельца склада временного хранения (его уполномоченного представителя) либо лица, осуществляющего временное хранение товаров в ином месте временного хранения (его уполномоченного представителя), а также представления договора хранения между владельцем склада временного хранения и уполномоченным лицом.

Передача копий документов оформляется путем представления подразделению таможенного поста владельцем склада временного хранения (его уполномоченным представителем) либо лицом, осуществляющим временное хранение товаров в ином месте временного хранения (его уполномоченным представителем) расписки, в которой указаны: время и дата получения документов; вид, дата и номер полученных документов; сведения о лице, получившем документы.

Статья 200. Временное хранение товаров на складе получателя

Комментарий к статье 200

1. Частью 1 комментируемой статьи строго ограничен перечень случаев временного хранения товаров на складе получателя. Данный перечень является исчерпывающим и расширительному толкованию не подлежит. Учитывая это, факт отсутствия в разумной близости от места получения товаров склада временного хранения, приспособленного для их хранения, является основанием для разрешения на хранение товаров на складе грузополучателя только, если такие товары требуют особых условий хранения. Отсутствие склада временного хранения в регионе деятельности таможенного поста не является основанием для передачи на временное хранение на склад получателя товаров, не требующих особых условий хранения. В этом случае необходимо размещение товаров на любом другом складе временного хранения открытого типа, находящемся в регионе деятельности другого таможенного поста таможни.

Для получения разрешения на временное хранение товаров на складе получателя заявитель обязан сообщить таможенному органу сведения о том, какие именно особые условия хранения необходимы товарам, и документально подтвердить, что в разумной близости от места получения товаров склад временного хранения с необходимыми условиями для хранения этих товаров отсутствует.

Временное хранение товаров на складе их получателя при отсутствии склада временного хранения вызывается объективными причинами, а именно, когда для обеспечения сохранности товаров требуется специализированное помещение, с особыми, то есть необходимыми не для любых, а исключительно для рассматриваемых ввозимых товаров параметрами окружающей среды (температура, влажность окружающего воздуха, световой режим и др.) и правилами обращения (меры предохранения от порчи, меры сохранения целостности упаковки и др.), которые обеспечивают сохранность присущих товарам физико-химических свойств и показателей безопасности.

К требующим особых условий хранения относятся товары следующих основных категорий:

- живые животные;

- скоропортящиеся;

- крупногабаритные или негабаритные, которые не могут быть размещены на территории склада временного хранения из-за своих размеров, а также из-за того, что для грузовых работ с ними необходимо наличие на складе специальной техники;

- валюта и валютные ценности;

- оружие.

Скоропортящиеся товары - это товары, транспортировка или хранение которых требует соблюдения особых климатических условий (температура, влажность, давление и т.п.).

В совместном указании ГТК России от 11 июля 1995 г. N 01-12/870 и Комитета РФ по стандартизации, метрологии и сертификации от 27 июня 1995 г. N 210-7/548, утратившем силу в соответствии с Приказом ФТС России и Минпромторга России от 9 марта 2011 г. N 512/272, содержался достаточно подробный перечень основных скоропортящихся товаров, сохраняющий, по мнению авторов, свою актуальность и поныне, т.к. действующего нормативного акта, содержащего аналогичный перечень, на данный момент не принято и таможенные органы работают по указанному перечню. В вышеуказанный Перечень было включено семь наиболее распространенных категорий скоропортящихся товаров:

1) овощи и грибы свежие: баклажаны, перец свежий, арбузы, дыни, огурцы, помидоры, капуста, картофель, лук репчатый, свекла столовая, брюква, редис, грибы свежие, повидло и пюре из овощей;

2) фрукты и ягоды свежие, повидло, пюре и тесто фруктовое и ягодное;

3) мясо и мясопродукты (в том числе птица битая и дичь) и животные жиры, мясо животных во всяком виде, сало и жиры, птица битая, эндокринное сырье, субпродукты;

4) молоко и молочные продукты, молоко свежее, сливки, сметана, творог, сыр, брынза, масло сливочное и топленое;

5) яйцо и яичный меланж;

6) рыба, рыбопродукты и раки: икра живая рыбоводная и мальки, рыба всякая: живая, охлажденная, мороженая, копченая, соленая и маринованная, икра всякая и раки;

7) растения живые: деревья и кусты живые, рассада овощная, саженцы всякие и другой посадочный материал, растения вечнозеленые, цветы живые и срезанные.

Также важно отметить, что отсутствие действующего нормативного акта, который бы утверждал перечень скоропортящихся товаров, является существенным пробелом в законодательстве.

В целях ускорения принятия решений о возможности временного хранения товаров на складах получателей заинтересованным лицам целесообразно представлять вместе с заявлением о получении соответствующего разрешения, документальное подтверждение необходимости особых условий хранения для того или иного товара, путем приложения к указанному заявлению выписок из ГОСТов, ОСТов, ТУ или заключений экспертных организаций, а также документально подтвержденные сведения о наличии на складе получателя возможности обеспечить требуемые особые условия хранения.

В обзоре правоприменительной практики, направленном письмом ФТС России от 9 февраля 2006 г. N 01-06/4153 "О направлении Обзора правоприменительной практики", приведен случай, когда, принимая во внимание, что товары являлись крупногабаритными и тяжеловесными, что было подтверждено представленными заявителем документами (сведениями о товарах, контрактом), и для проведения погрузочно-разгрузочных работ требовалось специальное оборудование, ФТС России был сделан вывод о том, что они могли рассматриваться как товары, требующие особых условий хранения. Вывод Сыктывкарской таможни относительно того, что вышеуказанные товары не требуют особых условий хранения и в связи с этим не могут быть допущены к хранению на складе получателя, был признан необоснованным.

Необходимо отметить, что таможенное законодательство не содержит определения понятия "место получения товаров", однако получить товары можно только после их доставки перевозчиком в определенное таможенным органом место доставки, которым согласно положениям ст. 220 ТК ТС является зона таможенного контроля, находящаяся в регионе деятельности таможенного органа назначения. Принимая во внимание данные нормы, следует, что склад временного хранения, имеющий необходимые условия для хранения товаров, должен быть расположен в разумной близости не от пункта назначения, указанного в перевозочных документах, а от места доставки товаров в регионе деятельности таможенного органа назначения.

В соответствии с п. 6 ст. 225 ТК ТС в течение трех часов после завершения таможенной процедуры таможенного транзита перевозчик или иное заинтересованное лицо (декларант - таможенный представитель, при наличии документов, подтверждающих его полномочия), владелец склада временного хранения) обязан совершить таможенные операции, связанные с помещением товаров на временное хранение или их таможенным декларированием в соответствии с таможенной процедурой, если иной срок не установлен таможенным законодательством Таможенного союза или законодательством государств - членов Таможенного союза в отношении товаров, перевозимых железнодорожным или водным транспортом.

Частью 8 ст. 237 комментируемого Закона, в свою очередь, установлено, что в отношении товаров, перевозимых железнодорожным или водным транспортом, указанный срок составляет 12 часов после завершения таможенной процедуры таможенного транзита.

Принимая во внимание указанную норму, в таможенном законодательстве под разумной близостью можно понимать такое расстояние от места доставки до склада временного хранения, которое позволяет совершить таможенные операции, связанные с помещением товаров на склад временного хранения, в указанные выше сроки.

Также необходимо обратить особое внимание на то, что государственное учреждение, согласно п. п. 1 и 2 ст. 120 ГК РФ, это некоммерческая организация, созданная собственником (Российской Федерацией или субъектом РФ) для осуществления управленческих, социально-культурных или иных функций некоммерческого характера, в связи с чем, например, ФГУП нельзя отнести к государственным учреждениям.

2. Общие условия обеспечения уплаты таможенных пошлин, налогов установлены ст. 137 комментируемого Закона. Согласно ч. 4 указанной статьи обеспечение уплаты таможенных пошлин, налогов не предоставляется в случаях, установленных международными договорами, ТК ТС, актами Президента РФ или Правительства РФ, а также в случае, если таможенный орган имеет основания полагать, что обязательства, взятые перед ним, будут выполнены.

В частности, п. 2 ст. 85 ТК ТС установлено, что обеспечение уплаты таможенных пошлин, налогов не предоставляется, если сумма подлежащих уплате таможенных пошлин, налогов и процентов не превышает сумму, эквивалентную 500 евро по курсу валют, устанавливаемому в соответствии с законодательством государства - члена Таможенного союза, в котором подлежат уплате таможенные пошлины, налоги, действующему на день регистрации таможенной декларации, а если таможенная декларация не представляется - на день принятия решения о непредоставлении обеспечения.

3. Относительно невозможности хранения на складе иностранных товаров, принадлежащих третьим лицам, в вышеупомянутом обзоре правоприменительной практики, направленном письмом ФТС России от 9 февраля 2006 г. N 01-06/4153 "О направлении Обзора правоприменительной практики", справедливо отмечено, что временное хранение товаров на складе получателя предполагает, что лицо, осуществляющее временное хранение, должно выступать в качестве получателя товаров.

4. Вследствие несоблюдения заинтересованным лицом, получившим разрешение на временное хранение товаров на складе получателя, обязанностей, предусмотренных ч. ч. 4 и 5 комментируемой статьи, генеральное разрешение на временное хранение товаров отменяется таможней, выдавшей данное разрешение.

Наложение пломб и печатей на упаковку товаров и на помещения, где они будут храниться, как мера, обеспечивающая соблюдение установленных таможенными органами ограничений, предусмотрена также ч. 3 ст. 219 комментируемого Закона (в случаях, если при выпуске товара таможенному органу не могут быть представлены лицензии, сертификаты, разрешения или иные документы, подтверждающие соблюдение ограничений, по мотивированному обращению декларанта в письменной форме таможенные органы в письменной форме разрешают представление таких документов в срок, необходимый для их получения, но не позднее 45 дней после выпуска товаров, если не установлен иной срок, необходимый для их получения, при этом указанные товары запрещены к передаче третьим лицам, в том числе путем их продажи или отчуждения иным способом, а в случаях, если ограничения на ввоз указанных товаров установлены в связи с проверкой качества и безопасности этих товаров, запрещены к их использованию (эксплуатации, потреблению) в любой форме).

Часть 2 ст. 227 комментируемого Закона также предусматривает, что, если условиями и требованиями таможенной процедуры предусматриваются ограничения на пользование и распоряжение товарами, таможенные органы вправе осуществлять наложение пломб и печатей на упаковку товаров и на помещения, где они будут храниться.

Отдельно необходимо отметить, что согласно ст. 16.11 КоАП РФ уничтожение, удаление, изменение либо замена средств идентификации, используемых таможенным органом, без разрешения таможенного органа, а равно повреждение либо утрата таких средств идентификации влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от трехсот до одной тысячи рублей, на должностных лиц - от пятисот до двух тысяч рублей, на юридических лиц - от пяти тысяч до двадцати тысяч рублей.

5. Заинтересованное лицо, получившее разрешение на временное хранение товаров на складе получателя, представляет таможенному посту отчетность о хранении товаров на своем складе по формам ДО-1, ДО-2 и ДО-3 согласно порядку, установленному п. п. 30 - 33 Порядка, утвержденного Приказом ФТС России от 6 апреля 2011 г. N 715.

Частью 16 ст. 177 комментируемого Закона установлено, что за непредставление и (или) несвоевременное представление в установленный срок в таможенный орган отчетности, предусмотренной данной статьей (в том числе отчетности по формам ДО-1, ДО-2 и ДО-3), а равно за представление отчетности, содержащей недостоверные сведения, лица, указанные в ч. 4 вышеуказанной статьи (в том числе лица, хранящие иностранные товары), несут ответственность в соответствии с законодательством РФ.

В свою очередь, согласно ст. 16.15 КоАП РФ непредставление в установленный срок в таможенный орган отчетности в случаях, предусмотренных таможенным законодательством РФ, а равно представление отчетности, содержащей недостоверные сведения, влечет предупреждение или наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двух тысяч до пяти тысяч рублей, на юридических лиц - от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей.

Пунктом 3 ст. 172 ТК ТС регламентировано, что при временном хранении товаров сроком уплаты ввозных таможенных пошлин, налогов считается:

1) у лица, осуществляющего временное хранение товаров в месте, не являющемся складом временного хранения:

- в случае утраты товаров, помещенных на временное хранение, до размещения их в месте, не являющемся складом временного хранения, за исключением уничтожения (безвозвратной утраты) вследствие аварии или действия непреодолимой силы либо в результате естественной убыли при нормальных условиях перевозки (транспортировки) и хранения, - день такой утраты, а если этот день не установлен - день регистрации таможенным органом документов, представленных для помещения товаров на временное хранение;

- в случае передачи товаров, помещенных на временное хранение, получателю или иному лицу без разрешения таможенного органа до размещения их в месте, не являющемся складом временного хранения, - день такой передачи, а если этот день не установлен - день регистрации таможенным органом документов, представленных для помещения товаров на временное хранение;

2) у владельца склада временного хранения либо лица, осуществляющего временное хранение товаров в месте, не являющемся складом временного хранения:

- в случае утраты товаров, хранящихся на складе временного хранения или в месте, не являющемся складом временного хранения, за исключением уничтожения (безвозвратной утраты) вследствие аварии или действия непреодолимой силы либо в результате естественной убыли при нормальных условиях перевозки (транспортировки) и хранения, - день такой утраты, а если этот день не установлен - день размещения товаров на складе временного хранения либо в месте, не являющемся складом временного хранения;

- в случае передачи товаров, хранящихся на складе временного хранения или в месте, не являющемся складом временного хранения, получателю или иному лицу без разрешения таможенного органа - день такой передачи, а если этот день не установлен - день размещения товаров на складе временного хранения либо в месте, не являющемся складом временного хранения;

- в случае использования товаров, хранящихся на складе получателя товаров, не в целях временного хранения товаров - день такого использования, а если этот день не установлен - день регистрации таможенным органом документов, представленных для помещения товаров на временное хранение.

Пунктом 4 ст. 172 ТК ТС установлено, что ввозные таможенные пошлины, налоги, в случаях, перечисленных выше, подлежат уплате в размерах, соответствующих суммам ввозных таможенных пошлин, налогов, которые подлежали бы уплате при помещении товаров под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления, без учета тарифных преференций и льгот по уплате таможенных пошлин, налогов, исчисленных исходя из ставок таможенных пошлин, налогов, таможенной стоимости, их физической характеристики в натуральном выражении (количество, масса, объем или иная характеристика) и курса валют, устанавливаемого в соответствии с законодательством государства - члена Таможенного союза, в которое подлежат уплате таможенные пошлины, налоги, и действующих на день сроков уплаты ввозных таможенных пошлин, налогов, установленных п. 3 ст. 172 ТК ТС, соответственно.

Статья 201. Хранение товаров на складах временного хранения таможенных органов

Комментарий к статье 201

1. Из ч. 1 комментируемой статьи следует, что склады временного хранения таможенных органов могут быть только складами открытого типа, то есть складами, доступными для использования любыми лицами.

2. На договор, заключаемый таможенным органом с лицом, помещающим товары на склад временного хранения таможенного органа, распространяются требования главы 9 ГК РФ.

Форма квитанции о принятии товаров на хранение на склад временного хранения таможенного органа утверждена Приказом ФТС России от 13 января 2011 г. N 73 "Об утверждении формы квитанции о принятии товаров на хранение на склад временного хранения таможенного органа".

Инструкция о порядке заполнения квитанции о принятии товаров на хранение на склад временного хранения таможенного органа утверждена Приказом ФТС России от 25 марта 2011 г. N 635 "Об утверждении Инструкции о порядке заполнения квитанции о принятии товаров на хранение на склад временного хранения таможенного органа".

3. Временное хранение товаров на складе таможенного органа подробно регламентировано разделом VI Порядка представления документов и сведений в таможенный орган при помещении товаров на склад временного хранения (иные места временного хранения товаров), помещения (выдачи) товаров на склад временного хранения и иные места временного хранения, представления отчетности о товарах, находящихся на временном хранении, а также Порядка и условий выдачи разрешения таможенного органа на временное хранение товаров в иных местах, утвержденного Приказом ФТС России от 6 апреля 2011 г. N 715.

4. Частью 6 статьи 130 комментируемого Федерального закона установлено, что таможенные сборы за хранение на складе временного хранения таможенного органа уплачиваются в размере 1 рубля с каждых 100 килограммов веса товаров в день, а в специально приспособленных (обустроенных и оборудованных) для хранения отдельных видов товаров помещениях - 2 рублей с каждых 100 килограммов веса товаров в день. Неполные 100 килограммов веса товаров приравниваются к полным 100 килограммам, а неполный день - к полному.

Статья 202. Помещение товаров на временное хранение таможенными органами

Комментарий к статье 202

1. Статьей 168 комментируемого Закона установлено, что при обнаружении в рамках таможенного контроля таможенными органами товаров, незаконно ввезенных в Российскую Федерацию, либо товаров, в отношении которых нарушены условия применения таможенных процедур или ограничения по пользованию и (или) распоряжению товарами, в отношении которых предоставлены льготы по уплате ввозных таможенных пошлин, налогов, что повлекло за собой неуплату таможенных пошлин, налогов или несоблюдение запретов и ограничений, у лиц, приобретших товары на таможенной территории Таможенного союза в связи с осуществлением ими предпринимательской деятельности, такие товары подлежат изъятию таможенными органами, если они не были изъяты и на них не был наложен арест в соответствии с законодательством РФ об административных правонарушениях или уголовно-процессуальным законодательством РФ. Указанные товары для таможенных целей рассматриваются как находящиеся под таможенным контролем.

Статьей 183 комментируемого Закона установлено, что в целях наложения ареста на товары или изъятия их в порядке, установленном законодательством государств - членов Таможенного союза, на срок проведения выездной таможенной проверки для пресечения действий, направленных на отчуждение либо распоряжение иным способом товарами, в отношении которых проводится выездная таможенная проверка, при обнаружении признаков того, что проверяемые товары запрещены к ввозу на таможенную территорию Таможенного союза или обороту на территории РФ, а также при наличии достаточных оснований полагать, что арест товаров не является достаточной мерой для обеспечения их сохранности, таможенные органы производят изъятие товаров.

В свою очередь, ст. 189 комментируемого Закона установлено, что таможенные органы задерживают товары, не являющиеся предметами административных правонарушений или преступлений, и документы на эти товары по основаниям, предусмотренным п. 1 ст. 145 ТК ТС, согласно которому при проведении таможенного контроля в случаях, установленных ст. ст. 152, 170, 185, 192, 208, 231, 234, 305 и 354 вышеуказанного Кодекса, должностные лица таможенных органов задерживают товары и документы на них, которые не являются предметами административных правонарушений или преступлений.

2. Предусмотренный ч. 2 комментируемой статьи порядок заключения договора между таможенными органами и владельцем склада временного хранения при помещении товаров на склад временного хранения до настоящего времени Правительством РФ не установлен.

3. Вознаграждение за хранение товаров и возмещение убытков владельцу склада временного хранения осуществляются за счет следующих лиц:

- лиц, приобретших товары на таможенной территории Таможенного союза в связи с осуществлением ими предпринимательской деятельности;

- лиц, у которых товары были изъяты при проведении выездной таможенной проверки;

- лиц, которым возвращаются товары, не являющиеся предметами административных правонарушений или преступлений.

4. Согласно п. 2 ст. 437 ГК РФ содержащее все существенные условия договора предложение, из которого усматривается воля лица, делающего предложение, заключить договор на указанных в предложении условиях с любым, кто отзовется, признается офертой (публичная оферта).

Предусмотренный ч. 4 комментируемой статьи порядок возмещения расходов владельцу склада временного хранения до настоящего времени Правительством РФ не установлен.

5. В отличие от ч. ч. 2 и 4, в целях реализации ч. 5 комментируемой статьи издано Постановление Правительства РФ от 19 августа 2011 г. N 704 "Об утверждении Положения о возмещении таможенными органами расходов (издержек), понесенных лицом в связи с хранением товаров, в отношении которых в ходе проведения таможенной проверки не установлено нарушение таможенного законодательства Таможенного союза в рамках ЕврАзЭС и (или) законодательства РФ о таможенном деле".

Указанное Положение определяет порядок возмещения таможенными органами расходов (издержек), понесенных лицом в связи с хранением товаров, в отношении которых в ходе проведения таможенной проверки не установлено нарушение таможенного законодательства Таможенного союза в рамках ЕврАзЭС и (или) законодательства РФ о таможенном деле.