logo
Таможня

3.3. Способы и средства проведения таможенного контроля

Применение одинаковых форм таможенного контроля может иметь свои особенности в зависимости от избираемых тактических приемов или способов проведения таможенного контроля. В свою очередь, способ таможенного контроля тесно связан с таким понятием, как средства проведения таможенного контроля.

В соответствии с ТК ТС к способам проведения таможенного контроля можно отнести все то, что не является формами таможенного контроля в соответствии со ст. 110 ТК ТС, но при этом призвано способствовать таможенным органам в проведении проверок. Например, способами проведения таможенного контроля (обеспечивающими результативное применение отдельных его форм) являются:

– взаимная административная помощь таможенных органов (гл. 17 ТК ТС);

– создание зон таможенного контроля (ст. 97 ТК ТС);

– получение необходимых документов и сведений (ст. 98 ТК ТС);

– идентификация товаров, транспортных средств, помещений и других мест (ст. 109 ТК ТС);

– привлечение специалистов и экспертов (ст. 101, 102, гл. 20 ТК ТС), взятие проб и образцов товаров (ст. 144 ТК ТС);

– создание и применение информационных ресурсов (ст. 106, 44 ТК ТС);

– применение технических средств проведения таможенного контроля, а также водных и воздушных судов (ст. 107 ТК ТС);

– наложение ареста на товары или изъятие товаров (подп. 11 п. 1 ст. 134 ТК ТС);

– изъятие документов (подп. 10 п. 1 ст. 134 ТК ТС);

– опечатывание помещений с товарами (подп. 12 п. 1 ст. 134 ТК ТС) и т.д.

1. Под взаимной административной помощью таможенных органов (гл. 17 ТК ТС) понимаются:

– действия таможенного органа одного государства – члена таможенного союза, совершаемые по поручению таможенного органа другого государства – члена таможенного союза;

– совместные действия таможенных органов государств – членов таможенного союза.

Взаимная административная помощь оказывается в целях обеспечения соблюдения таможенного законодательства таможенного союза и предупреждения, пресечения, расследования нарушений таможенного законодательства таможенного союза.

Взаимная административная помощь осуществляется путем:

– обмена информацией между таможенными органами государств – членов таможенного союза;

– взаимного признания решений, принятых таможенными органами;

– проведения отдельных форм таможенного контроля таможенным органом одного из государств – членов таможенного союза по поручению таможенного органа другого государства – члена таможенного союза.

Порядок оказания взаимной административной помощи установлен Соглашением между Правительством РФ, Правительством Республики Беларусь и Правительством Республики Казахстан от 21.05.2010 о взаимной административной помощи таможенных органов государств – членов таможенного союза.

А. Обмен информацией между таможенными органами осуществляется в письменной и (или) электронной формах посредством:

– направления запросов (Запрос оформляется письмом, подписанным начальником (руководителем) запрашивающего таможенного органа или его заместителем. Обмен запросами и ответами на них осуществляется как между центральными таможенными органами (ФТС России, Государственным таможенным комитетом Республики Беларусь, Комитетом таможенного контроля Министерства финансов Республики Казахстан), так и непосредственно между территориальными таможенными органами (региональными таможенными управлениями РФ, таможнями Республики Беларусь, территориальными подразделениями Комитета таможенного контроля Министерства финансов Республики Казахстан). В случаях, когда невозможно определить, в какой таможенный орган нужно направить запрос, направление запросов осуществляется через центральные таможенные органы) и предоставления информации (В ответе на запрос запрашиваемый таможенный орган представляет:

документы (их заверенные копии) и сведения, запрошенные запрашивающим таможенным органом;

информацию о проведенных формах таможенного контроля и его результатах (при проведении таможенного контроля по собственной инициативе);

иные документы (заверенные копии) и сведения, которые могут способствовать проведению таможенного контроля запрашивающим таможенным органом);

– направления информации по собственной инициативе (если имеются основания полагать, что данная информация представляет интерес для таможенного органа государства – члена таможенного союза (например, сведения о нарушениях таможенных правил));

– обмена нормативными и иными правовыми актами (на уровне центральных таможенных органов).

Б. Взаимно признаются и имеют равную юридическую силу на таможенной территории таможенного союза решения таможенных органов:

– принятые при совершении таможенных операций (В отношении товаров:

ввозимых на таможенную территорию таможенного союза (вывозимых за ее пределы);

находящихся под таможенным контролем;

перевозимых в соответствии с таможенной процедурой таможенного транзита;

находящихся на временном хранении.

принятые при проведении таможенного контроля);

В. Основаниями направления поручения (Поручение оформляется письмом за подписью начальника поручающего таможенного органа (его заместителя) При необходимости проведения отдельных форм таможенного контроля при совершении таможенных операций до выпуска товаров поручение оформляется путем передачи сведений, достаточных для формирования профиля риска) о проведении отдельных форм таможенного контроля могут выступать:

– необходимость подтверждения наличия товаров, находящихся под таможенным контролем (например, выпущенных в соответствии с таможенной процедурой временного ввоза (допуска) таможенным органом РФ);

– необходимость проведения внеплановой выездной таможенной проверки, если проверяемое лицо, у которого требуется провести выездную таможенную проверку, создано и (или) зарегистрировано в соответствии с законодательством другого государства – члена таможенного союза (Юридически для таможенного органа РФ такое лицо не может быть проверяемым лицом (см. п. 2 ст. 122 ТК ТС), поэтому такая необходимость проведения внеплановой таможенной проверки возникает у таможенного органа, которому направляется запрос (см. подп. 5 п. 4 ст. 132 ТК ТС));

– наличие данных, свидетельствующих о возможном нарушении требований таможенного законодательства таможенного союза и (или) национального законодательства, таможенный орган которого направляет поручение.

Обмен поручениями и ответами на них осуществляется между центральными таможенными органами (В случаях, определенных совместно центральными таможенными органами, обмен поручениями и ответами на них может осуществляться между территориальными таможенными органами).

Поручение исполняется в срок не более двух месяцев со дня его получения, если в тексте поручения не содержится оговорки о сокращении данного срока (с указанием причины и желаемого срока исполнения поручения).

2. Зоны таможенного контроля создаются:

– вдоль таможенной границы таможенного союза;

– в местах совершения таможенных операций;

– местах перегрузки товаров, их осмотра и досмотра;

– местах временного хранения;

– местах стоянки транспортных средств, перевозящих находящиеся под таможенным контролем товары;

– иных местах, определяемых ТК ТС (СВХ, таможенные склады, МБТ) и национальным законодательством.

Зоны таможенного контроля могут быть двух видов: постоянные и временные.

Постоянные зоны таможенного контроля создаются в случаях регулярного нахождения в них товаров, подлежащих таможенному контролю (места прибытия товаров на таможенную территорию и (или) убытия за ее пределы, СВХ, таможенные склады, помещения МБТ, территория свободного склада (см. п. 1 ст. 2 Соглашения между Правительством РФ, Правительством Республики Беларусь, Правительством Республики Казахстан от 18.06.2010 о свободных складах и таможенной процедуре свободного склада), территория ОЭЗ, на которой применяется таможенная процедура свободной таможенной зоны (см. ч. 1 п. 7 ст. 9 Соглашения между Правительством РФ, Правительством Республики Беларусь и Правительством Республики Казахстан от 18.06.2010 по вопросам свободных (специальных, особых) экономических зон на таможенной территории таможенного союза и таможенной процедуры свободной таможенной зоны)).

Временные зоны таможенного контроля могут создаваться на основании письменного решения начальника таможенного органа (лица, его замещающего):

– для совершения таможенных операций вне установленных для этого мест;

– проведения таможенного осмотра или досмотра товаров и транспортных средств, обнаруженных таможенными органами вне постоянных зон таможенного контроля.

Порядок создания зон таможенного контроля вдоль таможенной границы определяется Правительством РФ, например, согласно постановлению Правительства РФ от 14.10.2003 № 624 «О порядке создания зон таможенного контроля вдоль таможенной границы» зоны таможенного контроля создаются вдоль таможенной границы независимо от совпадения или несовпадения ее с линией государственной границы РФ:

– на сухопутном участке таможенной территории зона таможенного контроля может создаваться в пределах полосы местности шириной до 30 км от линии таможенной границы в глубь территории РФ;

– зона таможенного контроля вдоль таможенной границы действующих на территории РФ ОЭЗ создается вдоль обеих сторон сухопутного участка таможенной границы, не совпадающей с государственной границей РФ;

– на речных и озерных участках зона таможенного контроля может создаваться в пределах российской части вод пограничных рек, озер и иных водоемов, а также полосы местности шириной до 15 км от береговой линии в глубь территории РФ;

– на морских участках зона таможенного контроля может создаваться в пределах территориального моря РФ, за исключением морских участков вокруг находящихся в исключительной экономической зоне РФ и на континентальном шельфе РФ искусственных островов, установок и сооружений, над которыми Российская Федерация осуществляет юрисдикцию в соответствии с законодательством РФ (зона таможенного контроля на таких участках создается в пределах территории указанных искусственных островов, установок и сооружений).

Деятельность таможенных органов в пределах зон таможенного контроля вдоль таможенной границы не должна препятствовать выполнению задач, возложенных законодательством РФ о государственной границе РФ на пограничные органы и пограничные войска ФСБ России, в пределах приграничной территории РФ.

Порядок создания постоянных зон таможенного контроля в пунктах пропуска через государственную границу Российской Федерации утвержден приказом ФТС России от 23.09.2008 № 1161 на основании постановления Правительства РФ от 25.01.2008 № 26.

Зона таможенного контроля в пункте пропуска через государственную границу РФ создается по решению ФТС России (Решение подписывается руководителем ФТС России (лицом, его замещающим), заместителем руководителя ФТС России, если это предусмотрено распределением обязанностей между руководителем ФТС России и его заместителями (см., например, приказ ФТС России от 09.07.2010 № 1299 «О создании постоянной зоны таможенного контроля в воздушном грузопассажирском постоянном многостороннем пункте пропуска через государственную границу Российской Федерации в международном аэропорту Екатеринбург (Кольцове)»)) на основании обращения таможенного органа, в регионе деятельности которого находится соответствующий пункт пропуска.

Пределы постоянной зоны таможенного контроля обозначаются знаками прямоугольной формы с надписью на зеленом фоне «Зона таможенного контроля» – на русском и «Customs control zone» – английском языке.

Пределы временной зоны таможенного контроля могут обозначаться оградительной лентой, указательными щитами, табло или иными информационными указателями (см. приказ ГТК России от 23.12.2003 № 1520 «Об утверждении Положения о порядке создания и обозначения зон таможенного контроля»).

Таким образом, зона таможенного контроля (как постоянная, так и временная) представляет собой четко ограниченную территорию, предназначенную для нахождения товаров и транспортных средств, подлежащих таможенному контролю. Соответственно, осуществление производственной и иной коммерческой деятельности, перемещение товаров, транспортных средств, лиц через границы зон таможенного контроля и в их пределах допускаются с разрешения таможенных органов и под их надзором.

В случае несоблюдения лицами установленных таможенным законодательством требований возможно наступление административной ответственности в соответствии со ст. 16.5 КоАП «Нарушение режима зоны таможенного контроля».

3. Получение необходимых документов и сведений как способ проведения таможенного контроля применим к тем его формам, которые изначально предусматривают работу с определенными документами и информацией (сведениями). К таким формам контроля можно отнести проверку документов и сведений, таможенную проверку.

Изначальная обязанность представления таможенным органам документов и сведений, о которой упоминается в п. 1 ст. 98 ТК ТС, обусловлена требованиями совершаемых таможенных операций и статусом самих лиц (декларант, лица, осуществляющие деятельность в сфере таможенного дела, и иные заинтересованные лица), например:

– обязанность представления документов и сведений перевозчиком (ст. 159 ТК ТС);

– обязанность представления документов и сведений декларантом, таможенным представителем (ст. 183 ТК ТС);

– обязанность представления документов и сведений лицами, претендующими на получение статуса лиц, осуществляющих деятельность в сфере таможенного дела, уполномоченного экономического оператора (для подтверждения соблюдения условий включения в соответствующие реестры).

При необходимости проверки достоверности представленных документов и сведений таможенные органы вправе направлять запросы на получение дополнительной информации либо информации, имеющей отношение к деятельности проверяемых лиц и операциям с товарами (в том числе при проведении таможенного контроля после выпуска товаров) (п. 2-4 ст. 98, ст. 136 ТК ТС).

4. Применение идентификации для целей проведения таможенного контроля просматривается во многих таможенно-правовых институтах.

Так, например, идентификация применяется при помещении товаров под таможенную процедуру таможенного транзита (подп. 6 ст. 216 ТК ТС), переработки на таможенной территории (подп. 2 п. 1 ст. 240, ст. 242 ТК ТС), переработки вне таможенной территории (подп. 2 п. 1 ст. 253, ст. 255 ТК ТС), переработки для внутреннего потребления (подп. 2 п. 2 ст. 265, ст. 267 ТК ТС).

На идентификации основано проведение таможенного контроля в отношении товаров, содержащих объекты интеллектуальной собственности (гл. 46 ТК ТС).

Таможенная идентификация может применяться не только по инициативе таможенного органа, но и по инициативе лица, перемещающего товар. Например, в соответствии с п. 2 ст. 359 ТК ТС по заявлению физического лица таможенный орган проводит идентификацию временно вывозимых товаров для личного пользования, если такая идентификация будет способствовать их обратному ввозу с освобождением от уплаты ввозных таможенных пошлин, налогов.

Таможенная идентификация, как правило, состоит из двух этапов.

Первый этап заключается в придании предметам (товарам, грузовым местам с товарами) индивидуальных признаков либо отражении уже существующих на определенных носителях (путем наложения пломб, печатей, нанесения цифровой, буквенной и иной маркировки, идентификационных знаков, проставления штампов, взятия проб и образцов, описания товаров и транспортных средств, составления чертежей (ч. 2 п. 1 ст. 109 ТК ТС)).

На втором этапе устанавливается тождество предметов по ранее заданным либо отраженным индивидуальным признакам.

Таможенная идентификация способствует проведению таких форм таможенного контроля, как:

– проверка документов и сведений;

– таможенный осмотр и таможенный досмотр;

– осмотр территорий и помещений;

– проверка маркировки товаров специальными марками, наличия на товарах идентификационных знаков.

Представляется, что следует различать идентификационный таможенный контроль и таможенную идентификацию как способ проведения таможенного контроля. Дело в том, что элементы идентификационной проверки присутствуют во многих формах таможенного контроля, в том числе и без предварительного применения таможенными органами средств таможенной идентификации, например, проверка маркировки товаров специальными марками, наличия на них идентификационных знаков, т.е. средства идентификации, хотя и присутствуют, но изначально таможенными органами не наносились. То же можно сказать и об осмотре (досмотре) товаров и транспортных средств в месте прибытия на таможенную территорию, когда средства идентификации уже присутствуют (печати, штампы, пломбы иностранных таможенных органов, сведения, содержащиеся в товаротранспортной документации).

Таким образом, изложенное выше позволяет сформулировать определение таможенной идентификации как способа проведения таможенного контроля в виде действий таможенных органов по нанесению и (или) фиксации индивидуальных признаков предметов таможенного контроля (например, товаров) для целей последующего проведения идентификационного контроля (например, в форме проверки документов и сведений, таможенного досмотра и осмотра товаров).

В случаях изменения, удаления, уничтожения или замены средств идентификации таможенным органом составляется акт по форме, установленной решением КТС от 20.05.2010 № 260.

5. Привлечение специалистов и экспертов (ст. 101, 102, гл. 20 ТК ТС), взятие проб и образцов товаров (ст. 144 ТК ТС). В случаях, когда необходимо использовать в осуществлении проверочных действий специальные знания и навыки, таможенные органы вправе привлекать специалистов. Функции специалиста заключаются в оказании содействия таможенным органам в проведении таможенного контроля (участие в проведении таможенного контроля, совершение отдельных действий, дача пояснений по поводу совершаемых действий).

Специалист может быть задействован в проведении проверки документов и сведений, таможенного осмотра, таможенного досмотра, личного таможенного досмотра, осмотра помещений и территорий, проверки маркировки товаров специальными марками, наличия на товарах идентификационных знаков, таможенной проверки.

Области специальных знаний специалистов могут быть различными, например, техническое устройство и оборудование транспортных средств, культурология, ювелирное дело, бухгалтерский учет, применение технических средств и другие сферы знаний.

Специалист обязан удостоверить своей подписью факт совершения указанных действий, их содержание и результаты.

Оплата услуг специалиста производится за счет:

– средств лица, в отношении которого или товаров которого проводится таможенный контроль, если в ходе такого контроля выявлены нарушения таможенного законодательства таможенного союза;

– в иных случаях за счет средств бюджета государства – члена таможенного союза, таможенным органом которого проводился таможенный контроль (см. постановление Правительства РФ от 03.11.2003 № 666 «Об утверждении Положения о возмещении расходов специалистам правоохранительных или контролирующих государственных органов, привлекаемых для оказания содействия в проведении таможенного контроля»).

В отличие от специалиста эксперт, как правило, не оказывает содействия таможенным органам при проведении таможенного контроля, так как в его функции входит дача заключения на поставленные вопросы. Поэтому эксперт обычно в контрольных действиях не участвует, хотя таким правом и обладает (подп. 9 п. 1 ст. 140 ТК ТС). Исключения могут составлять случаи участия эксперта при отборе проб и образцов товаров для проведения таможенной экспертизы (ч. 2 п. 1 ст. 144 ТК ТС).

Таможенная экспертиза выполняет функции специализированного таможенного контроля, обеспечивающего таможенные органы доказательной базой для предотвращения правонарушений в области таможенного законодательства.

В ТК ТС под таможенной экспертизой понимается организация и проведение исследований, осуществляемых таможенными экспертами и (или) иными экспертами с использованием специальных и (или) научных познаний для решения задач в области таможенного регулирования (подп. 5 ст. 137 ТК ТС) (При проведении таможенного контроля цели проведения таможенных экспертиз заключаются не в решении задач в области таможенного регулирования (таможенное регулирование – это нормотворческая деятельность), а в содействии таможенным органам в обеспечении соблюдения таможенного законодательства таможенного союза).

Таможенные экспертизы назначаются в отношении:

– товаров (автотранспортные средства, нефть и нефтепродукты, пищевые товары, товары химической промышленности, лес, ювелирные изделия и др.);

– документов (таможенные декларации, транспортные документы, коммерческие документы, документы, подтверждающие соблюдение запретов и ограничений, а также иные документы, применяемые при совершении таможенных операций);

– средств идентификации (подлинность пломб, печатей, штампов).

Выделяют следующие виды таможенных экспертиз:

– идентификационные (идентификация материалов, веществ и изделий):

– товароведческие;

– криминалистические (технические экспертизы документов, почерковедческие, трасологические, экспертизы маркировочных обозначений, оружия);

– экспертизы объектов интеллектуальной собственности;

– биологические (объекты растительного и животного происхождения);

– экспертизы промышленного оборудования;

– технологические экспертизы (нормы выхода продуктов переработки товаров);

– компьютерно-технические и др.

Таможенные экспертизы проводятся таможенными экспертами подразделений Центрального экспертно-криминалистического таможенного управления, экспертно-исследовательских отделов и отделений, расположенных в местах нахождения таможен и таможенных постов (Информация о деятельности ЦЭКТУ. URL: http://www.customs.ru/ru/cektu/about).

Назначение таможенной экспертизы в иные экспертные организации или поручение проведения экспертизы иному лицу (не таможенному эксперту) производится только в случае невозможности проведения такой экспертизы таможенными экспертами.

Порядок проведения таможенной экспертизы утвержден решением КТС от 20.05.2010 № 258 «О порядке проведения таможенной экспертизы при проведении таможенного контроля».

Письмом ФТС России от 12.07.2010 № 01-11/34096 «О временном введении в действие форм документов» направлены формы:

– решения о назначении таможенной экспертизы (постановление таможенного органа);

– акта отбора проб и образцов (решение КТС от 20.05.2010 № 260);

– заключения таможенного эксперта;

– сведений по результатам проведенной таможенной экспертизы.

6. Согласно ч. 2 п. 1 ст. 44 ТК ТС под информационными ресурсами таможенных органов понимается организованная совокупность документированной информации, включающая в себя базы данных, создаваемые, обрабатываемые и накапливаемые в информационных системах таможенных органов. Информационные ресурсы таможенных органов формируются на основе документов и сведений, представляемых таможенным органам лицами в процессе проведения таможенного контроля и совершения таможенных операций.

На основании п. 1 ст. 106 ТК ТС в целях проведения таможенного контроля таможенные органы вправе собирать информацию об участниках ВЭД и других лицах (в том числе о лицах, осуществляющих деятельность в сфере таможенного дела), осуществляющих предпринимательскую деятельность в отношении товаров, находящихся под таможенным контролем, включающую сведения:

а) об учредителях организации;

б) о государственной регистрации юридического (качестве индивидуального предпринимателя);

в) о составе имущества, используемого для осуществления предпринимательской деятельности;

г) об открытых банковских счетах;

д) о деятельности в сфере внешнеэкономической деятельности;

е) о местонахождении организации;

ж) о постановке на учет в налоговом органе в качестве налогоплательщика и об идентификационном номере налогоплательщика;

з) о платежеспособности лиц, включенных в реестры лиц, осуществляющих деятельность в сфере таможенного дела;

и) о персональных данных граждан (фамилия, имя, отчество, дата и место рождения, пол, адрес места жительства, сведения из документа, удостоверяющего личность, идентификационный номер налогоплательщика (при наличии)), а также о частоте перемещения товаров через таможенную границу.

К источникам формирования информационных ресурсов таможенных органов следует отнести предварительное информирование. Система предварительного информирования таможенных органов РФ создается ФТС России в целях минимизации угроз для национальной и экономической безопасности России, ускорения внешнеэкономического товарооборота, с учетом приоритетных направлений деятельности таможенной службы (Приоритетные направления деятельности таможенной службы включают систему управления рисками, электронное декларирование, интеграцию Автоматизированной системы контроля за таможенным транзитом с Новой компьютеризированной транзитной системой (NCTS) стран Европейского Союза, развитие партнерских отношений между таможенными органами и деловыми кругами и т.д.). Данная система предварительного информирования таможенных органов должна стать взаимоувязанным элементом единой автоматизированной системы таможенного контроля (см.: приказы ФТС России от 10.03.2006 № 192 «Об утверждении концепции системы предварительного информирования таможенных органов Российской Федерации», от 03.10.2008 № 1230 «Об утверждении Инструкции об особенностях совершения должностными лицами таможенных органов отдельных таможенных операций в отношении товаров и транспортных средств, перемещаемых через таможенную границу Российской Федерации, с использованием предварительной информации»).

В соответствии с п. 6.1 разд. 6 Концепции системы управления рисками в таможенной службе Российской Федерации, утвержденной приказом ГТК России от 26.09.2003 № 1069, формирование информационных ресурсов таможенных органов рассматривается в качестве неотъемлемого элемента системы управления рисками.

Информационные ресурсы таможенных органов используются в качестве основных сведений для выявления и определения потенциальных рисков.

Таким образом, информационные ресурсы таможенных органов способствуют как выбору необходимой формы таможенного контроля, так и непосредственному применению конкретной (выбранной) формы контроля.

7. Статьей 107 ТК ТС допускается применение таможенными органами технических средств проведения таможенного контроля, а также водных и воздушных судов.

На основании ч. 1 п. 1 ст. 107 ТК ТС технические средства могут использоваться таможенными органами в целях сокращения времени проведения таможенного контроля и повышения его оптимизации.

Более конкретные упоминания о технических средствах проведения таможенного контроля содержатся:

– в ст. 114 ТК ТС (таможенное наблюдение);

– п. 4 ст. 115 ТК ТС (таможенный осмотр);

– п. 6 ст. 315 ТК ТС (таможенный контроль международных почтовых отправлений).

Технические средства также могут применяться при проведении осмотра помещений и территорий, таможенного досмотра, личного таможенного досмотра, проверки документов и сведений, проверки маркировки товаров специальными марками, наличия на них идентификационных знаков, таможенной проверке. Перечень и порядок применения технических средств определяются ФТС России (см. приказ ГТК от 29.10.2003 № 1220).

К числу технических средств проведения таможенного контроля относятся досмотровая рентгенотелевизионная техника, флюороскопическая досмотровая техника, инспекционно-досмотровые комплексы, средства поиска, средства нанесения и считывания специальных меток, досмотровый инструмент, технические средства поверхностного зондирования, технические средства идентификации, химические средства идентификации, технические средства таможенного контроля делящихся и радиоактивных материалов, а также ряд других технических средств.

Используемые таможенными органами технические средства должны быть безопасны для жизни и здоровья человека, животных и растений и не должны причинять вред лицам, товарам и транспортным средствам (ч. 2 п. 1 ст. 107 ТК ТС).

На основании п. 2, 3 ст. 107 ТК ТС таможенный контроль товаров и транспортных средств в пределах территориального моря и внутренних вод РФ, а также на территории, прилегающей к таможенной границе, проводится с использованием морских (речных) и воздушных судов таможенных органов. Порядок использования морских (речных) и воздушных судов таможенных органов для целей таможенного контроля устанавливается Правительством РФ. Так, например, в соответствии с п. 4 Порядка использования морских (речных) судов таможенных органов Российской Федерации для целей таможенного контроля, утвержденного постановлением Правительства РФ от 10.12.2003 № 747, морские (речные) суда используются таможенными органами РФ:

– для осуществления в назначенном районе территории РФ таможенного наблюдения за перевозкой находящихся под таможенным контролем товаров, совершением с ними грузовых и иных операций;

– обеспечения контроля за соблюдением режима зоны таможенного контроля;

– остановки транспортного средства, если имеются достаточные основания считать, что на нем незаконно перемещаются товары, подлежащие таможенному контролю, и проведения его таможенного досмотра;

– доставки (высадки) досмотровых групп, должностных лиц таможенных органов, правоохранительных и других органов РФ к местам совершения таможенных операций и проведения и таможенного контроля;

– обеспечения защиты досмотровой группы от противоправных действий нарушителей законодательства РФ.

В соответствии с п. 1, 7 Положения об авиации Государственного таможенного комитета Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства РФ от 08.02.2002 № 87, авиация ГТК России (ФТС России) является государственной авиацией и используется для осуществления таможенного контроля в пределах территории РФ.

Основными задачами авиационных подразделений ФТС России являются, в частности:

– проведение наблюдения за оперативной обстановкой на территории РФ;

– осуществление сбора, обработки и передачи региональным таможенным управлениям (таможням) информации об оперативной обстановке в районе несения службы, а также в пределах своей компетенции – о чрезвычайных происшествиях и конфликтных ситуациях;

– осуществление наведения досмотровых групп и их высадку с воздуха на транспортные средства, на которых находятся товары, подлежащие таможенному контролю и требующие совершения с ними необходимых таможенных операций.

Обобщая возможные варианты применения таможенными органами водных и воздушных судов, можно сделать вывод о том, что рассматриваемые средства таможенного контроля применяются для обеспечения проведения таких его форм, как:

– таможенное наблюдение;

– таможенный осмотр и досмотр;

– осмотр территорий и помещений (речь идет о пространствах территориального моря и территориях внутренних вод РФ).

8. Наложение ареста на товары или изъятие товаров как обеспечительные меры, применяемые до возбуждения уголовного дела или дела об административном правонарушении, появились впервые в ныне действующем ТК. Не было таких полномочий у таможенных органов ни в соответствии с ТК СССР 1964, 1991 гг., ни в соответствии с ТК РФ 1993 г.

О применении ареста (изъятия) товаров в процессе проведения таможенного контроля упоминается в правах таможенных органов при проведении выездной таможенной проверки (поди. И п. 1 ст. 134 ТК ТС).

Арест (изъятие) в ходе выездной таможенной проверки проводится для целей обеспечения сохранности товаров до завершения таможенного контроля, по результатам проведения которого должно быть установлено наличие либо отсутствие факта нарушения таможенного законодательства. Например, факт пользования и (или) распоряжения условно выпущенными товарами в иных целях, чем те, в связи с которыми предоставлено освобождение от уплаты ввозных таможенных пошлин, налогов, еще не является фактом нарушения таможенного законодательства. За этим должна последовать проверка таможенным органом совершения таможенных операций по приобретению товарами статуса товаров таможенного союза (уплаты таможенных платежей). И только по результатам такой проверки можно делать выводы о незаконности пользования товарами на территории РФ.

Наложение ареста на товары или их изъятие в соответствии со ст. 391 ТК проводится на основании уже обнаруженных фактов незаконного перемещения товаров, и, соответственно, никаких дальнейших проверок таможенным органом уже не осуществляется.

Отсюда целью ареста (изъятия) товара в порядке ст. 391 ТК является обеспечение его сохранности до принятия судебного решения об обращении товара в федеральную собственность или его возмездной реализации для целей взыскания таможенных платежей (п. 5 ст. 391 ТК).

Альтернативой аресту (изъятию) может служить фактическая уплата таможенного платежа и совершение таможенных операций (п. 2 ст. 391 ТК).

Приказом ФТС России от 06.05.2008 № 532 утвержден упрощенный порядок совершения таможенных операций в отношении товаров, незаконно ввезенных в Российскую Федерацию и обнаруженных таможенными органами у лиц, приобретших такие товары на территории РФ в связи с осуществлением предпринимательской деятельности. Данный документ предусматривает возможность добровольной уплаты таможенных платежей и выпуска товаров в статусе товаров таможенного союза.

9. Применение должностными лицами таможенных органов физической силы, специальных средств и оружия. Данные средства таможенного контроля должны рассматриваться в качестве исключительных, поскольку применяются в случаях возникновения каких-либо препятствий при осуществлении таможенными органами контрольных функций. Например, в соответствии с п. 1, подп. 3, 4 п. 2 ст. 415 ТК должностные лица таможенных органов имеют право применять физическую силу, в том числе боевые приемы рукопашного боя (только в тех случаях, когда ненасильственные способы не могут обеспечить выполнение возложенных на таможенные органы обязанностей):

– для преодоления противодействия законным требованиям должностных лиц таможенных органов:

– воспрепятствования доступу в помещения, на территории, к товарам или транспортным средствам, находящимся под таможенным контролем.

Специальные средства (слезоточивые вещества, устройства для вскрытия помещений, средства для принудительной остановки транспорта) применяются в случаях (подп. 1, 2, 4, 5 п. 1 ст. 416 ТК):

– отражения нападения на должностных лиц таможенных органов и иных лиц;

– отражения нападения на товары и транспортные средства, находящиеся под таможенным контролем, а также для освобождения названных объектов в случае их захвата;

– для пресечения оказываемого должностному лицу таможенного органа физического сопротивления;

– для остановки транспортного средства, водитель которого не выполнил требования должностного лица таможенного органа остановиться.

В соответствии с п. 2 ст. 417 ТК к случаям применения должностными лицами таможенных органов оружия относятся, в частности:

– отражение нападения на должностных лиц таможенных органов, когда их жизнь или здоровье подвергаются непосредственной опасности, если нападение не может быть отражено иными способами и средствами;

– отражение группового или вооруженного нападения на товары и транспортные средства, находящиеся под таможенным контролем, либо на объекты, где находятся такие товары и транспортные средства;

– остановка транспортных средств, морских и речных судов путем их повреждения, если они создают реальную опасность жизни и здоровью должностных лиц таможенных органов или не подчиняются их неоднократным требованиям остановиться после предупредительных выстрелов.

Применение должностными лицами таможенных органов оружия возможно только в состоянии необходимой обороны или крайней необходимости и при отсутствии специальных средств.

В деятельности таможенных органов применяются также поисковые и сторожевые собаки.

В 2003 г. в соответствии с приказом ГТК России от 27.05.2003 № 576 «О создании Центральной таможни (Кинологического центра ГТК России)» был создан специализированный таможенный орган – Кинологический центр ФТС России (см. приказ ФТС России от 13.09.2004 № 43 «О переименовании Центральной таможни (Кинологического центра ГТК России) и учреждений, подведомственных ФТС России)». Первые 20 питомцев появились там только через год. Предпочтение в основном отдается трем породам собак: немецкая овчарка, Лабрадор (ретривер) и спаниель. Собаки именно этих пород идеально подходят для таможенной службы, поскольку не агрессивны к людям и не вызывают у них чувства страха.

Собак для обучения закупают в молодом возрасте: от восьми месяцев до двух лет. «Курс молодого бойца» длится пять месяцев. Первые два месяца собак натаскивают на «легком» зелье растительного происхождения типа марихуаны, потом переходят к кокаину, героину и т.д. После чего собака сдает экзамен и отбывает к месту «прописки». В 2009 г. в таможенных органах насчитывалось более 90 подразделений, в которых работают 1544 инспектора-кинолога и 706 служебных собак (Таможня. 2009. № 10. С. 23).

Применение собак перспективно как в поиске наркотических веществ, так и в работе по обнаружению в багаже пассажиров оружия, взрывчатки.

Специально обученные собаки могут также отыскивать контрабандный янтарь, книги, денежные купюры и многое другое.

В основном поисковые собаки используются при осуществлении таможенного контроля в формах таможенного осмотра и таможенного досмотра (коммерческих партий товаров, личного багажа физических лиц, транспортных средств).