Часть 2 п. 2 ст. 122 тк тс под такими лицами понимает:
– декларантов;
– таможенных представителей;
– перевозчиков, в том числе таможенных перевозчиков;
– лиц, обладающих полномочиями в отношении товаров после их выпуска;
– лиц, осуществляющих временное хранение товаров;
– владельцев магазинов беспошлинной торговли, таможенных и иных складов;
– уполномоченных экономических операторов;
– иных лиц, напрямую или косвенно участвовавших в сделках с товарами, помещенными под соответствующую таможенную процедуру;
– лиц, в отношении которых имеется информация, что в их владении и (или) пользовании находятся (находились) товары с нарушением порядка, предусмотренного ТК ТС, в том числе незаконно перемещенные через таможенную границу.
Таким образом, кроме лиц, перемещающих через таможенную границу товары, и лиц, осуществляющих деятельность в сфере таможенного дела, таможенной проверке могут подвергнуться:
– лица, получившие права на товары в соответствии с возможностями, предоставленными отдельными таможенными процедурами (таможенный склад, переработка на таможенной территории, временный ввоз (допуск));
– лица, являющиеся производителями и (или) продавцами товаров, вывезенных в соответствии с таможенной процедурой экспорта;
– приобретатели, продавцы, арендаторы, хранители и т.д. товаров, ввезенных на таможенную территорию.
Б. Предметы таможенной проверки перечислены в п. 3 ст. 122 ТК ТС в виде детализации объектов и предметов таможенного контроля, обозначенных в п. 2 ст. 95 ТК ТС.
В процессе таможенной проверки в зависимости от проверяемых лиц, а также от поводов для ее проведения таможенными органами проверяются:
– факт помещения товаров под таможенную процедуру (при проверке лиц, в отношении которых имеется информация, что в их владении и (или) пользовании находятся (находились) товары, незаконно перемещенные через таможенную границу);
– достоверность сведений, заявленных в таможенной декларации и иных документах, представленных при таможенном декларировании товаров (при проверке декларантов, таможенных представителей, уполномоченных экономических операторов, перевозчиков (таможенных перевозчиков));
– соблюдение ограничений по пользованию и распоряжению условно выпущенными товарами (при проверке декларантов, товары которых были выпущены условно);
– соблюдение требований, установленных таможенным законодательством таможенного союза и законодательством государств – членов таможенного союза, к лицам, осуществляющим деятельность в сфере таможенного дела (при проверке деятельности таможенных представителей, таможенных перевозчиков, владельцев СВХ, таможенных складов, МБТ);
– соответствие лиц условиям, необходимым для присвоения статуса уполномоченного экономического оператора (при проверке деятельности уполномоченного экономического оператора);
– соблюдение установленных таможенным законодательством таможенного союза и (или) законодательством государств – членов таможенного союза условий таможенных процедур, при помещении под которые товары не приобретают статус товаров таможенного союза (при проверке деятельности декларантов, лиц, получивших права на иностранные товары в соответствии с возможностями, предоставленными отдельными таможенными процедурами);
– соблюдение иных требований, установленных таможенным законодательством таможенного союза и (или) законодательством государств – членов таможенного союза (при проверке деятельности приобретателей, продавцов, арендаторов, хранителей и т.д. товаров, ввезенных на таможенную территорию).
В. Виды таможенных проверок. Таможенные проверки могут быть камеральными и выездными.
Камеральная таможенная проверка проводится таможенным органом по месту своего нахождения путем изучения и анализа:
– сведений, содержащихся в таможенных декларациях и иных документах, представленных проверяемым лицом при совершении таможенных операций;
– сведений, представленных контролирующими государственными органами (например, налоговыми органами);
– документов и сведений, имеющихся у таможенного органа, о деятельности проверяемого лица (например, лица, осуществляющего деятельность в сфере таможенного дела, уполномоченного экономического оператора).
Статья 134 ТК ТС наделяет таможенные органы необходимыми правами для получения интересующих документов и информации (Например, правом:
– требовать у проверяемого лица и получать от него коммерческие, транспортные документы, документы бухгалтерского учета и отчетности, а также другую информацию, в том числе на электронных носителях, относящуюся к проверяемым товарам;
– требовать у проверяемого лица представления отчетности в целях таможенного контроля;
– требовать у банков и иных кредитных организаций и получать от них информацию и документы, касающиеся движения денежных средств по счетам организаций, в том числе содержащие банковскую тайну;
– запрашивать у налоговых и иных государственных органов и получать от них необходимые информацию и документы, в том числе составляющие коммерческую, банковскую, налоговую и иную охраняемую законодательством тайну;
– направлять международные запросы в связи с проведением таможенной проверки).
Камеральная таможенная проверка проводится без каких-либо предписаний о ее назначении, без ограничений по времени и периодичности проведения.
Выездная таможенная проверка предусматривает появление должностных лиц таможенного органа в месте нахождения (осуществления своей деятельности) юридического лица или индивидуального предпринимателя. Для проведения выездной таможенной проверки необходимо письменное решение начальника таможенного органа (лица, его замещающего) (см. письмо ФТС России от 29.06.2010 № 01-11/31847 «О неприменении отдельных норм Таможенного кодекса Российской Федерации от 28 мая 2003 г. № 61-ФЗ»).
Таможенная проверка проводится при предъявлении проверяемому лицу решения о проведении таможенной проверки и служебных удостоверений должностных лиц таможенных органов, участвующих в выездной таможенной проверке.
В зависимости от оснований проведения выездные таможенные проверки подразделяются на плановые и внеплановые.
Плановые выездные таможенные проверки проводятся в соответствии с предварительно разработанным таможенным органом планом проверок (планом проверочных мероприятий, проводимых подразделениями таможенной инспекции) на определенный период времени, например календарный год. Плановые выездные таможенные проверки могут быть отнесены к профилактическим контрольным мерам, проводимым не чаще одного раза в год в отношении одного и того же проверяемого лица и раз в три года в отношении уполномоченных экономических операторов.
Внеплановые выездные таможенные проверки проводятся без ограничений периодичности их применения, при наличии соответствующих оснований (появление которых не может быть запланировано) например:
– получение данных, свидетельствующих о возможном нарушении таможенного законодательства таможенного союза и иного законодательства государств – членов таможенного союза (Данные могут быть получены:
– по результатам анализа информации, имеющейся у таможенного органа (базы данных о лицах, перемещающих товары, – ч. 1, 2 п. 1 ст. 44, ст. 106 ТК ТС), информации из баз данных государственных контролирующих органов (налоговых органов);
– по результатам камеральной таможенной проверки или применения иных форм таможенного контроля;
– от других таможенных, правоохранительных, государственных контролирующих органов, некоммерческих организаций, профессиональных объединений, ассоциаций и т.д.);
– заявление заинтересованного лица на получение статуса уполномоченного экономического оператора;
– необходимость подтверждения достоверности сведений, представленных проверяемым лицом путем проверки иных лиц, связанных с проверяемым лицом сделками с товарами (встречная выездная таможенная проверка);
– выполнение запроса компетентного органа иностранного государства о проведении проверки лица, совершавшего внешнеэкономические сделки с иностранной организацией.
При проведении выездных таможенных проверок таможенные органы могут применять иные формы таможенного контроля, проводить инвентаризацию (в соответствии с НК), изымать интересующие документы, налагать арест на товары или проводить их изъятие, опечатывать помещения с товарами, а также пользоваться другими правами в соответствии п. 1 ст. 134 ТК ТС.
Общий срок проведения выездной таможенной проверки составляет два месяца с возможным его продлением еще на месяц.
Результаты камеральной и выездной таможенной проверки оформляются актом по форме, утвержденной приказом ГТК от 16.09.2003 № 1023.
- Таможенное право
- Москва • Юрайт • 2011 Автор:
- Рецензенты:
- Оглавление
- Часть первая. Общая
- Часть вторая. Специальная
- Глава 6. Особенности перемещения через таможенную границу отдельных категорий товаров
- Принятые сокращения
- Предисловие
- Часть первая общая Глава 1 таможенное регулирование в таможенном союзе евразийского экономического сообщества и организация таможенного дела в российской федерации
- 1.1. Таможенное регулирование и таможенное дело
- 1.2. Таможенные органы Российской Федерации
- 1.3. Таможенное право
- 1.4. Таможенно-правовая терминология
- Вопросы для самоконтроля
- Глава 2 таможенные платежи
- 2.1. Общие положения о платежах (уплата, взыскание, возврат)
- 2.2. Таможенно-тарифное регулирование (таможенные пошлины). Таможенная стоимость товаров
- 2.3. Налог на добавленную стоимость, акцизы. Таможенные сборы
- 2.4. Специальные, антидемпинговые и компенсационные пошлины
- Вопросы для самоконтроля
- Глава 3 таможенный контроль
- 3.1. Общие положения таможенного контроля
- 3.2. Формы таможенного контроля
- Часть 2 п. 2 ст. 122 тк тс под такими лицами понимает:
- 3.3. Способы и средства проведения таможенного контроля
- Вопросы для самоконтроля
- Часть вторая специальная Глава 4 таможенные операции
- 4.1. Прибытие и убытие товаров (транспортных средств). Временное хранение
- 4.2. Таможенное декларирование товаров
- 4.3. Выпуск товаров
- Вопросы для самоконтроля
- Глава 5 таможенные процедуры
- 5.1. Виды таможенных процедур и условия их применения
- 5.2. Выпуск для внутреннего потребления
- 5.3. Экспорт
- 5.4. Таможенный транзит
- 5.5. Таможенный склад
- 5.6. Переработка на таможенной территории
- 5.7. Переработка вне таможенной территории
- 5.8. Переработка для внутреннего потребления
- 5.9. Временный ввоз (допуск)
- 5.10. Временный вывоз
- 5.11. Реимпорт
- 5.12. Реэкспорт
- 5.13. Беспошлинная торговля
- 5.14. Уничтожение
- 5.15. Отказ в пользу государства
- 5.16. Свободная таможенная зона
- Часть 20 ст. 37 Федерального закона «Об особых экономических зонах в Российской Федерации» предоставляет декларанту на выбор несколько возможных вариантов исчисления таможенных пошлин:
- 5.17. Свободный склад
- 5.18. Специальная таможенная процедура
- Вопросы для самоконтроля
- Глава 6 особенности перемещения через таможенную границу отдельных категорий товаров
- 6.1. Перемещение товаров в международных почтовых отправлениях
- 6.2. Перемещение товаров отдельными категориями иностранных лиц
- 6.3. Перемещение товаров, содержащих объекты интеллектуальной собственности
- 6.4. Перемещение товаров трубопроводным транспортом и по линиям электропередачи
- 6.5. Перемещение транспортных средств международных перевозок
- Глава 48 тк тс определяет порядок временного ввоза на таможенную территорию таможенного союза и временного вывоза с этой территории:
- 6.6. Перемещение товаров для личного пользования
- 6.7. Перемещение припасов
- Вопросы для самоконтроля
- Покупайте наши книги:
- 140004, Московская обл., г. Люберцы, 1-й Панковский проезд, д. 1, тел. (495) 744-00-12,e-mail: sales@urait.Ru, www.Urait.Ru
- Халипов Сергей Васильевич таможенное право
- Ооо «Издательство Юрайт»
- 140004, Московская обл., г. Люберцы, 1-й Панковский проезд, д. 1. Тел.: (495) 744-00-12.E-mail: izdat@urait.Ru, www.Urait.Ru