6.3. Перемещение товаров, содержащих объекты интеллектуальной собственности
Таможенный контроль товаров, содержащих объекты интеллектуальной собственности, преследует несколько целей:
1) обеспечение поступления сумм от взимания таможенных пошлин, налогов (стоимость прав на пользование объектами интеллектуальной собственности учитывается при определении таможенной стоимости товаров) (см. подп. 7 п. 1 ст. 5 Соглашения между Правительством РФ, Правительством Республики Беларусь и Правительством Республики Казахстан от 25.01.2008 об определении таможенной стоимости товаров, перемещаемых через таможенную границу таможенного союза);
2) недопущение:
– приостановления процессов создания объектов интеллектуальной собственности на территории РФ и их вовлечение в хозяйственный оборот,
– подрыва легальной индустрии товаров,
– создания угрозы безопасности потребителей,
– подрыва авторитета государства и, как следствие, уменьшение инвестиционной привлекательности страны;
3) защита интересов правообладателей.
Как показывает практика, нарушения прав пользования объектами интеллектуальной собственности в таможенной сфере могут быть связаны, например:
– с физической подделкой (т.е. вместо одного товара, заявленного на упаковке, предлагается иной продукт, например, вместо коньяка – крашеный спирт, вместо духов – туалетная вода или иной пахучий раствор и т.п.),
– с несанкционированным изготовлением и ввозом/ вывозом продукции,
– с несанкционированной торговлей товаром (без получения на это прав производителя).
Для защиты публичных интересов (интересов государства) при перемещении через таможенную границу товаров, содержащих объекты интеллектуальной собственности, таможенные органы наделены компетенцией привлечения к административной ответственности, например, по фактам:
– недостоверного декларирования (ч. 2 ст. 16.2 КоАП),
– нарушения авторских и смежных прав, изобретательских и патентных прав (ч. 1 ст. 7.12 КоАП),
– незаконного использования товарного знака (ст. 14.10 КоАП).
Для защиты частных интересов, т.е. интересов обладателей исключительных прав (интеллектуальной собственности) на объекты авторского права и смежных прав, на товарные знаки, знаки обслуживания, а также обладателей прав пользования наименованием места происхождения товара – таможенные органы вправе принимать меры, связанные с приостановлением выпуска товаров (ст. 331 ТК ТС).
Приостановление выпуска товаров таможенными органами возможно в отношении товаров, содержащих объекты интеллектуальной собственности (Меры, связанные с приостановлением выпуска товаров, не применяются в отношении:
– товаров, перемещаемых для личного пользования (включая пересылку в МПО) физическими лицами;
– товаров, перемещаемых в соответствии с таможенной процедурой таможенного транзита;
– товаров, перемещаемых отдельными категориями иностранных лиц):
а) включенные в таможенный Реестр объектов интеллектуальной собственности ФТС России (Национальный реестр);
б) включенные в Единый таможенный реестр объектов интеллектуальной собственности государств – членов таможенного союза (Единый реестр);
в) не включенные в таможенные реестры объектов интеллектуальной собственности (Национальный реестр и Единый реестр).
Порядок защиты таможенными органами прав интеллектуальной собственности установлен:
– гл. 46 ТК ТС (Положения данной главы ТК основаны на принципах охраны интеллектуальной собственности, содержащихся в Соглашении по торговым аспектам права интеллектуальной собственности (Соглашение ТРИПС) (Марракеш, 15.04.1994));
– Соглашением между Правительством РФ, Правительством Республики Беларусь и Правительством Республики Казахстан от 21.05.2010 о едином таможенном реестре объектов интеллектуальной собственности государств – членов таможенного союза;
– решением КТС от 18.06.2010 № 290 «О Регламенте взаимодействия таможенных органов государств – членов таможенного союза по вопросам ведения единого таможенного реестра объектов интеллектуальной собственности»;
– приказом ФТС России от 13.08.2009 № 1488 «Об утверждении Административного регламента Федеральной таможенной службы по исполнению государственной функции по ведению таможенного реестра объектов интеллектуальной собственности».
Защита таможенными органами прав на объекты интеллектуальной собственности, включенные в Национальный реестр. Для целей защиты своих прав обладатель прав на товары, содержащие объекты авторского права, смежных прав, товарные знаки, знаки обслуживания, наименования мест происхождения товаров или его представитель (Заявителями являются российские и иностранные лица – обладатели исключительных прав на объекты авторского права и смежных прав, на товарные знаки, знаки обслуживания и обладатели права пользования наименованием места происхождения товара) подает в ФТС России заявление (Заявление от лица правообладателя, являющегося иностранным лицом и не имеющего возможности представительства на территории РФ перед таможенными органами, может быть подано через российских юридических лиц, имеющих постоянное местонахождение в России, либо физических лиц, имеющих российское гражданство и проживающих в России, в том числе зарегистрированных на территории РФ в качестве индивидуальных предпринимателей) о принятии мер, связанных с приостановлением выпуска товаров, обладающих признаками контрафактных (например, контрафактными являются товары, этикетки, упаковки товаров, на которых незаконно размещены товарный знак или сходное с ним до степени смешения обозначение (п. 1 ст. 1515 ГК)).
К заявлению прилагаются документы (заверенные копии), подтверждающие сведения, указанные в заявлении. Заявление и прилагаемые к нему документы представляются в ФТС России (в Управление торговых ограничений, валютного и экспортного контроля (УТОВЭК)) непосредственно или направляются почтой. Заявление должно относиться к одному объекту интеллектуальной собственности:
– объектам авторского права;
– объектам смежных прав;
– товарным знакам;
– знакам обслуживания;
– наименованиям мест происхождения товаров. Заявление должно содержать сведения:
– о заявителе;
– об объекте интеллектуальной собственности;
– о товарах, обладающих признаками контрафактных;
– о предполагаемом сроке (Срок, предлагаемый заявителем (не более двух лет – ст. 329 ТК ТС) для участия таможенных органов в защите прав на объекты интеллектуальной собственности посредством принятия мер, связанных с приостановлением выпуска товаров, обладающих признаками контрафактных) принятия мер по приостановлению выпуска товаров, обладающих признаками контрафактных.
В отношении объекта интеллектуальной собственности в заявлении указываются следующие сведения:
1) для объектов авторского права:
– форма произведения (письменная, звуко- или видеозапись, изображение, объемно-пространственная и т.д.),
– вид произведения (литературное, программа для ЭВМ, музыкальное, аудиовизуальное, живопись, скульптура, графика, дизайн, фотографическое и т.д.),
– наименование каждого из заявляемых объектов и их описание,
– сведения о документах, подтверждающих наличие прав (о договорах на передачу прав),
– сведения о документах, подтверждающих введение товаров, содержащих объекты авторского права, в гражданский оборот на территории РФ (в том числе для реализации в магазинах беспошлинной торговли) непосредственно правообладателем или с его согласия;
2) для объектов смежных прав:
– форма произведения (звукозапись, видеозапись и т.д.),
– вид произведения (программа для ЭВМ, музыкальное, аудиовизуальное и т.д.),
– наименование каждого из заявляемых объектов и их описание,
– сведения о документах, подтверждающих наличие прав (о договорах на передачу прав),
– сведения о документах, подтверждающих введение товаров, содержащих объекты смежных прав, в гражданский оборот на территории РФ (в том числе для реализации в магазинах беспошлинной торговли) непосредственно правообладателем или с его согласия;
3) для товарных знаков и знаков обслуживания:
– наименования (указания или изображения) товарных знаков (знаков обслуживания),
– описание товарных знаков (знаков обслуживания),
– перечень товаров и услуг с указанием их классов в соответствии с Международной классификацией товаров и услуг (МКТУ), в отношении которых зарегистрирован товарный знак или знак обслуживания,
– сведения о документах, подтверждающих регистрацию товарных знаков (знаков обслуживания) в соответствии с законодательством РФ и международными договорами РФ,
– сведения о договорах об отчуждении исключительного права на товарный знак (об уступке товарного знака) в случае приобретения исключительных прав,
– сведения о лицензионных (сублицензионных) договорах и лицензиатах (сублицензиатах),
– сведения о договорах коммерческой концессии (субконцессии),
– сведения о документах, подтверждающих введение товаров, обозначенных товарными знаками, в гражданский оборот на территории РФ (в том числе для реализации в магазинах беспошлинной торговли) непосредственно правообладателем или с его согласия,
– сведения о переходе исключительного права на товарный знак без договора;
4) для наименований мест происхождения товаров:
– наименование места происхождения товара,
– перечень товаров и услуг с указанием их классов в соответствий с МКТУ, в отношении которых зарегистрировано наименование места происхождения товара,
– сведения о документах, подтверждающих регистрацию и предоставление права пользования наименованием места происхождения товара в соответствии с законодательством РФ и международными договорами РФ,
– сведения о переходе исключительного права на наименование места происхождения товара без договора.
К заявлению также прилагаются документы, подтверждающие заявленные сведения (перечни документов см. в Приложении № 2 к Административному регламенту ФТС России по исполнению государственной функции по ведению таможенного реестра объектов интеллектуальной собственности), и обязательство правообладателя (его представителя) в письменной форме о возмещении имущественного вреда, который может быть причинен декларанту, собственнику, получателю товаров или иным лицам в связи с приостановлением выпуска товаров (После принятия решения о включении объекта интеллектуальной собственности в Национальный реестр правообладатель обеспечивает исполнение данного обязательства способами, предусмотренными гражданским законодательством РФ, либо вместо такого обеспечения представляет договор страхования риска ответственности за причинение вреда в пользу лиц, которым может быть причинен имущественный вред в связи с приостановлением таможенными органами выпуска товаров. Сумма обеспечения обязательства или страховая сумма должна быть не менее 300 тыс. руб. (проект федерального закона «О таможенном регулировании в Российской Федерации»)).
Заявление рассматривается в срок, не превышающий месяца со дня его поступления на рассмотрение.
Принятие положительного решения о защите таможенными органами объекта интеллектуальной собственности сопровождается внесением данного объекта в Национальный реестр (В Реестр вносятся следующие данные:
– регистрационный номер по Реестру;
– наименование (описание, изображение) объекта интеллектуальной собственности;
– сведения о правообладателе (наименование организации с указанием организационно-правовой формы или фамилия, имя, отчество физического лица, местонахождение и почтовый адрес);
– наименование, номер и дата документа, удостоверяющего наличие правовой охраны объекта интеллектуальной собственности;
– срок, на который объект интеллектуальной собственности внесен в Реестр;
– перечень товаров, в отношении которых принимаются меры (наименование, класс по Международной классификации товаров и услуг и код ТН ВЭД ТС);
– сведения о лицах, представляющих по доверенности интересы владельца объекта интеллектуальной собственности (наименование организации с указанием организационно-правовой формы или фамилия, имя, отчество физического лица, местонахождение и почтовый адрес, номера телефонов, факсов, телекса, адрес электронной почты);
– номера и даты уведомлений ФТС России об объекте интеллектуальной собственности, внесенном в Реестр, направленных в таможенные органы.
Регистрационный номер объекта интеллектуальной собственности формируется в следующем виде:
00000/ZZZZZ-ААА/ ХХ-ДДММГГ,
где 00000 – пятизначный порядковый номер записи, присваиваемый объекту интеллектуальной собственности в нарастающем порядке независимо от его вида;
ZZZZZ– номер решения, присваиваемый в порядке возрастания;
AAA– порядковый номер объекта интеллектуальной собственности одной категории по решению;
XX – вид объекта интеллектуальной собственности;
АП – объект авторского права;
СП – объект смежных прав;
ТЗ – товарный знак (знак обслуживания);
НП – наименование места происхождения товаров;
ДДММГГ – день, месяц, последние цифры года внесения объекта интеллектуальной собственности в Реестр). Плата за включение в Реестр не взимается.
В дальнейшем в случае, если должностным лицом таможенного органа при проверке таможенной декларации и прилагаемых документов и (или) проведении таможенного досмотра выявлены товары, обладающие признаками контрафактных, выпуск таких товаров приостанавливается на 10 рабочих дней (решение о приостановлении выпуска товаров принимается начальником таможенного органа или лицом, его замещающим, в письменной форме).
Выпуск остальных товаров, в случае их декларирования в одной таможенной декларации, осуществляется в соответствии с установленным порядком, независимо от приостановления выпуска товаров, обладающих признаками контрафактных.
Не позднее одного рабочего дня, следующего за днем принятия решения о приостановлении выпуска товаров, содержащих признаки контрафактных, таможенный орган уведомляет декларанта и правообладателя (лиц, представляющих их интересы) о факте приостановления выпуска товаров, причинах и сроках такого приостановления, а также сообщает указанным лицам координаты друг друга (Декларанту – наименование (фамилию, имя, отчество) и местонахождение (адрес) правообладателя и (или) лица, представляющего его интересы, а правообладателю или лицу, представляющему его интересы, – наименование (фамилию, имя, отчество) и местонахождение (адрес) декларанта).
Дальнейшие действия (решения) таможенного органа зависят от инициативы правообладателя, а также от наличия поступивших документов об изъятии (аресте) товаров (например, протокола) или их конфискации (например, постановления о назначении административного наказания).
Если до истечения срока приостановления выпуска товаров правообладатель не обратился с запросом о его продлении (не более чем еще на 10 дней) или на товары не наложено других обременении, то таможенный орган (по прошествии 10 дней) производит их выпуск в общем порядке.
Решение о приостановлении выпуска товаров может быть отменено (после отмены решения о приостановлении выпуск товаров осуществляется в установленном порядке) до истечения срока приостановления выпуска товаров, если:
– правообладатель (его представитель) обратился в таможенный орган с просьбой об отмене решения о приостановлении выпуска товаров;
– объект интеллектуальной собственности исключен из Национального реестра.
Защита таможенными органами прав на объекты интеллектуальной собственности, включенные в Единый реестр. Сроки защиты таможенными органами прав на объекты интеллектуальной собственности, основания и порядок приостановления выпуска товаров (отмена такого приостановления), а также сроки приостановления выпуска товаров являются общими и определены в гл. 46 ТК ТС.
Порядок включения объектов интеллектуальной собственности в Единый реестр, особенности его ведения и основания исключения из такого реестра установлены:
– Соглашением от 21.05.2010 о Едином таможенном реестре объектов интеллектуальной собственности государств – членов таможенного союза;
– решением КТС от 18.06.2010 № 290 «О Регламенте взаимодействия таможенных органов государств – членов таможенного союза по вопросам ведения единого таможенного реестра объектов интеллектуальной собственности».
Правообладатель, имеющий достаточные основания полагать о фактах нарушения его прав на объекты интеллектуальной собственности в связи с перемещением товаров через таможенную границу таможенного союза или при совершении иных действий с товарами, находящимися под таможенным контролем, вправе подать заявление о включении объекта интеллектуальной собственности в Единый реестр (в Единый реестр на основании заявления правообладателя включаются объекты интеллектуальной собственности, подлежащие правовой охране в каждом из государств – членов таможенного союза).
Заявление подается в письменном виде в ФТС России (Решением КТС от 18.06.2010 № 290 ФТС России определена органом, уполномоченным на ведение Единого таможенного реестра объектов интеллектуальной собственности государств – членов таможенного союза) в количестве экземпляров, соответствующем числу государств – членов таможенного союза. Копии заявления правообладателя и прилагаемые к заявлению документы в течение 10 рабочих дней направляются в центральные таможенные органы всех государств – членов таможенного союза.
Центральный таможенный орган каждого из государств – членов таможенного союза в течение 30 рабочих дней с момента получения копии заявления и документов направляет в ФТС России заключение о возможности включения объектов интеллектуальной собственности в Единый реестр и (или) продления сроков включения или мотивированный отказ.
Включение объектов интеллектуальной собственности в Единый реестр и продление сроков включения осуществляется ФТС России при условии получения положительных заключений центральных таможенных органов государств – членов таможенного союза, сформированных после проверки полноты и достоверности представленных правообладателем сведений и документов (В случае получения ФТС России от одного или нескольких центральных таможенных органов государств – членов таможенного союза мотивированного отказа в выдаче положительного заключения объекты интеллектуальной собственности не включаются в Единый реестр. ФТС России в течение 10 рабочих дней информирует об этом правообладателя).
Правообладатель в течение месяца (со дня направления уведомления о принятии решения о включении объектов интеллектуальной собственности в Единый реестр) представляет договор страхования ответственности за возможное причинение имущественного вреда лицам в связи с приостановлением выпуска товаров. Договор должен иметь юридическую силу во всех государствах – членах таможенного союза и страховую сумму не менее 10 тыс. евро.
Защита таможенными органами прав на объекты интеллектуальной собственности, не включенные в Национальный реестр и (или) Единый реестр. Таможенные органы вправе приостановить выпуск товаров, содержащих объекты интеллектуальной собственности, не включенные в Национальный реестр и Единый реестр, без заявления правообладателя. Данное право основано на принципе «ехofficio (по обязанности), т.е. инициатива приостановления выпуска товаров исходит от самого таможенного органа (при обнаружении признаков нарушения прав интеллектуальной собственности и при наличии информации о правообладателе и (или) его представителе на территории РФ) (За исключением случаев, когда:
– установлен правообладатель, по заявлению которого ранее было принято решение об отказе в принятии мер, связанных с приостановлением выпуска товаров;
– в отношении товаров, содержащих объекты интеллектуальной собственности, уже принимались меры по приостановлению их выпуска).
При приостановлении выпуска товаров таможенные органы не позднее следующего дня после приостановления выпуска информируют об этом правообладателя (его представителя) и декларанта.
Выпуск может быть приостановлен на семь рабочих дней (с последующим продлением), но не более чем на 10 рабочих дней, если правообладатель (его представитель) направил в таможенный орган письменное обращение о таком продлении и подал в ФТС России заявление о принятии мер, связанных с приостановлением выпуска товаров.
Решение о приостановлении выпуска товаров подлежит отмене до истечения срока приостановления выпуска товаров:
– если правообладатель (его представитель) обратился в таможенный орган с просьбой об отмене такого решения;
– если декларант с согласия правообладателя готов заявить таможенную процедуру уничтожения;
– если не принято решение об изъятии товаров, о наложении на них ареста либо об их конфискации.
Как показывает практика проведения таможенными органами проверок, чаще подвержены контрафакции и пиратству товары класса люкс, дизайнерские товары, популярные торговые марки.
Из конкретных видов товаров контрафактными бывают: одежда и принадлежности, часы и части часов, дамские сумки, кошельки, носители информации (преимущественно лазерные диски), включая аудиозаписи, видеофильмы и компьютерное обеспечение, сигареты, пиво, алкогольные напитки, игрушки, обувь, бытовая техника, компьютерные комплектующие и парфюмерия, запасные части к автомобилям и фармацевтическая продукция.
Из государств – поставщиков контрафактной и пиратской продукции выделяются следующие группы стран:
– в Азии: Китай, Гонконг, Южная Корея, Сингапур, Таиланд, Малайзия и Пакистан;
– в Восточной Европе: Чехия, Турция и Польша;
– в Северной, Центральной и Южной Америке: Канада, Мексика, Парагвай и Бразилия.
- Таможенное право
- Москва • Юрайт • 2011 Автор:
- Рецензенты:
- Оглавление
- Часть первая. Общая
- Часть вторая. Специальная
- Глава 6. Особенности перемещения через таможенную границу отдельных категорий товаров
- Принятые сокращения
- Предисловие
- Часть первая общая Глава 1 таможенное регулирование в таможенном союзе евразийского экономического сообщества и организация таможенного дела в российской федерации
- 1.1. Таможенное регулирование и таможенное дело
- 1.2. Таможенные органы Российской Федерации
- 1.3. Таможенное право
- 1.4. Таможенно-правовая терминология
- Вопросы для самоконтроля
- Глава 2 таможенные платежи
- 2.1. Общие положения о платежах (уплата, взыскание, возврат)
- 2.2. Таможенно-тарифное регулирование (таможенные пошлины). Таможенная стоимость товаров
- 2.3. Налог на добавленную стоимость, акцизы. Таможенные сборы
- 2.4. Специальные, антидемпинговые и компенсационные пошлины
- Вопросы для самоконтроля
- Глава 3 таможенный контроль
- 3.1. Общие положения таможенного контроля
- 3.2. Формы таможенного контроля
- Часть 2 п. 2 ст. 122 тк тс под такими лицами понимает:
- 3.3. Способы и средства проведения таможенного контроля
- Вопросы для самоконтроля
- Часть вторая специальная Глава 4 таможенные операции
- 4.1. Прибытие и убытие товаров (транспортных средств). Временное хранение
- 4.2. Таможенное декларирование товаров
- 4.3. Выпуск товаров
- Вопросы для самоконтроля
- Глава 5 таможенные процедуры
- 5.1. Виды таможенных процедур и условия их применения
- 5.2. Выпуск для внутреннего потребления
- 5.3. Экспорт
- 5.4. Таможенный транзит
- 5.5. Таможенный склад
- 5.6. Переработка на таможенной территории
- 5.7. Переработка вне таможенной территории
- 5.8. Переработка для внутреннего потребления
- 5.9. Временный ввоз (допуск)
- 5.10. Временный вывоз
- 5.11. Реимпорт
- 5.12. Реэкспорт
- 5.13. Беспошлинная торговля
- 5.14. Уничтожение
- 5.15. Отказ в пользу государства
- 5.16. Свободная таможенная зона
- Часть 20 ст. 37 Федерального закона «Об особых экономических зонах в Российской Федерации» предоставляет декларанту на выбор несколько возможных вариантов исчисления таможенных пошлин:
- 5.17. Свободный склад
- 5.18. Специальная таможенная процедура
- Вопросы для самоконтроля
- Глава 6 особенности перемещения через таможенную границу отдельных категорий товаров
- 6.1. Перемещение товаров в международных почтовых отправлениях
- 6.2. Перемещение товаров отдельными категориями иностранных лиц
- 6.3. Перемещение товаров, содержащих объекты интеллектуальной собственности
- 6.4. Перемещение товаров трубопроводным транспортом и по линиям электропередачи
- 6.5. Перемещение транспортных средств международных перевозок
- Глава 48 тк тс определяет порядок временного ввоза на таможенную территорию таможенного союза и временного вывоза с этой территории:
- 6.6. Перемещение товаров для личного пользования
- 6.7. Перемещение припасов
- Вопросы для самоконтроля
- Покупайте наши книги:
- 140004, Московская обл., г. Люберцы, 1-й Панковский проезд, д. 1, тел. (495) 744-00-12,e-mail: sales@urait.Ru, www.Urait.Ru
- Халипов Сергей Васильевич таможенное право
- Ооо «Издательство Юрайт»
- 140004, Московская обл., г. Люберцы, 1-й Панковский проезд, д. 1. Тел.: (495) 744-00-12.E-mail: izdat@urait.Ru, www.Urait.Ru