Часть 20 ст. 37 Федерального закона «Об особых экономических зонах в Российской Федерации» предоставляет декларанту на выбор несколько возможных вариантов исчисления таможенных пошлин:
– с применением ставок таможенных пошлин, установленных для иностранного товара, ввезенного на территорию ОЭЗ,
– с применением ставок таможенных пошлин, установленных для продуктов переработки (товара, изготовленного на территории ОЭЗ).
Независимо от выбранной системы исчисления ставок таможенных пошлин подлежащий уплате платеж рассчитывается исходя из таможенной стоимости и количества иностранных товаров, в том числе подвергшихся переработке (без учета добавленной стоимости переработки, в том числе без учета стоимости и количества товаров таможенного союза, использованных для изготовления продуктов переработки), на день их помещения под таможенную процедуру свободной таможенной зоны.
Для целей исчисления НДС и акцизов таможенная стоимость и количество товаров (в том числе продуктов переработки) определяются на день принятия таможенной декларации таможенным органом при завершении таможенной процедуры свободной таможенной зоны.
Законом предусмотрены некоторые особенности определения таможенной стоимости иностранных товаров, выпускаемых для внутреннего потребления, а именно:
– в случае применения первого метода определения таможенной стоимости (по стоимости сделки с ввозимыми товарами) таможенной стоимостью считается цена, фактически уплаченная или подлежащая уплате за товары, продаваемые резидентом ОЭЗ нерезиденту ОЭЗ;
– местом прибытия декларируемых товаров на таможенную территорию считается место их вывоза с территории ОЭЗ, а при продаже товаров нерезиденту ОЭЗ – территория последней.
При вывозе товаров таможенного союза, помещенных под таможенную процедуру свободной таможенной зоны, с территории ОЭЗ на остальную часть таможенной территории, а также при отчуждении их в пользу лиц, не являющихся резидентами ОЭЗ, подлежат уплате:
– НДС,
– акциз (в отношении продуктов переработки товаров таможенного союза, не являющихся подакцизными при помещении их под процедуру свободной таможенной зоны).
НДС и акциз уплачиваются по ставкам, действующим на дату принятия таможенным органом декларации в связи с завершением таможенной процедуры свободной таможенной зоны.
При уплате НДС и акцизов в отношении товаров таможенного союза применяются стоимость и количество товаров (в том числе продуктов переработки российских товаров), имевшие место на день принятия таможенной декларации о завершении таможенной процедуры свободной таможенной зоны. Причем стоимость товаров определяется в соответствии с НК с учетом акцизов (для подакцизных товаров) и без включения в нее НДС, а для акцизов – без включения в нее акцизов;
2) вывоз товаров (таможенного союза и иностранных) с территории ОЭЗ за пределы таможенной территории таможенного союза. При вывозе товаров с территории ОЭЗ за пределы таможенной территории таможенного союза:
– ввозные таможенные пошлины, налоги не взимаются,
– подлежат уплате вывозные таможенные пошлины в соответствии с таможенной процедурой экспорта (за исключением иностранных товаров, ввезенных на территорию ОЭЗ с территории иностранного государства и вывозимых за пределы таможенной территории в неизменном состоянии);
3) уничтожение товаров в соответствии с таможенной процедурой уничтожения.
Кроме перечисленных вариантов завершения таможенной процедуры свободной таможенной зоны допускается передача прав на товары одним резидентом ОЭЗ другому резиденту ОЭЗ.
Портовые ОЭЗ создаются на территориях морских и речных портов, открытых для международного сообщения и захода иностранных судов, территориях аэропортов, открытых для приема и отправки воздушных судов, выполняющих международные воздушные перевозки, а также на территориях, предназначенных для строительства, реконструкции и эксплуатации морского порта, речного порта, аэропорта.
Портовые ОЭЗ создаются:
– на участках территории, имеющих общую границу и площадь не более чем 50 кв. км;
– на 49 лет (данный срок продлению не подлежит). Портовые ОЭЗ создаются в целях осуществления резидентами портовой ОЭЗ (Резидентом портовой особой экономической зоны признается коммерческая организация, за исключением унитарного предприятия, зарегистрированная на территории муниципального образования, в границах которого расположена особая экономическая зона (на территории одного из муниципальных образований, если портовая особая экономическая зона расположена на территориях нескольких муниципальных образований), и заключившая с органами управления особыми экономическими зонами соглашение об осуществлении деятельности в портовой особой экономической зоне) портовой деятельности (В соответствии с ч. 2.2 ст. 10 Федерального закона «Об особых экономических зонах в Российской Федерации» под портовой деятельностью понимаются следующие осуществляемые на территориях морских портов, речных портов, аэропортов виды деятельности:
1) погрузочно-разгрузочные работы;
2) складирование и хранение товаров, а также оказание транспортно-экспедиторских услуг;
3) снабжение и снаряжение судов или воздушных судов, в том числе судовыми припасами, бортовыми запасами, оснащение судов или воздушных судов;
4) ремонт, техническое обслуживание, модернизация морских и речных судов, воздушных судов, авиационной техники, в том числе авиационных двигателей и других комплектующих изделий;
5) переработка водных биологических ресурсов;
6) операции по подготовке товаров к продаже и транспортировке (упаковка, сортировка, переупаковка, деление партии, маркировка и тому подобные операции);
7) простые сборочные и иные операции, осуществление которых существенно не изменяет состояние товара в соответствии с перечнем, утверждаемым Правительством РФ;
8) биржевая торговля товарами;
9) оптовая торговля товарами), а также деятельности по строительству, реконструкции и эксплуатации объектов инфраструктуры морского порта, речного порта, аэропорта.
При помещении под таможенную процедуру свободной таможенной зоны товаров, используемых в портовой ОЭЗ, предоставляется освобождение от уплаты ввозных таможенных пошлин и налогов (НДС, акцизов), но требуется соблюдение мер нетарифного регулирования.
На отдельные виды деятельности в портовой ОЭЗ таможенная процедура свободной таможенной зоны не распространяется. Это относится, в частности, к случаям:
– ввоза в портовую ОЭЗ транспортных средств в связи с осуществлением международной и (или) внутренней перевозки товаров (кроме случаев ввоза транспортных средств в портовую ОЭЗ в качестве товаров в целях осуществления их ремонта, в том числе капитального ремонта, и (или) модернизации);
– размещения и (или) использования в портовой ОЭЗ товаров таможенного союза органами государственной власти, администрацией морского (речного) порта, аэропорта, лицами, не являющимися резидентами портовой ОЭЗ.
Товары, размещаемые и (или) используемые в портовой ОЭЗ, считаются помещенными под таможенную процедуру свободной таможенной зоны с момента их ввоза в портовую ОЭЗ.
Ввозимые в портовую ОЭЗ товары в целях строительства, реконструкции и эксплуатации объектов инфраструктуры, а также товары, ввозимые с остальной части таможенной территории таможенного союза и не помещенные за пределами портовой ОЭЗ под таможенную процедуру, применимую к вывозимым товарам, подлежат таможенному декларированию в соответствии с таможенной процедурой свободной таможенной зоны (Таможенная декларация на товары, ввозимые в портовую ОЭЗ с остальной части таможенной территории РФ, подается не позднее 15 дней со дня их ввоза в портовую ОЭЗ).
В остальном таможенные операции совершаются без таможенного декларирования с учетом следующего:
1) ввоз в портовую ОЭЗ иностранных товаров с территорий иностранных государств сопровождается совершением таможенных операций, предусмотренных при прибытии товаров на таможенную территорию таможенного союза;
2) ввоз в портовую ОЭЗ иностранных товаров и товаров таможенного союза с остальной части таможенной территории таможенного союза сопровождается представлением таможенных документов, подтверждающих помещение данных товаров за пределами портовой ОЭЗ под таможенную процедуру, применимую к вывозимым товарам (Действие предыдущей таможенной процедуры приостанавливается на период нахождения товаров в портовой особой экономической зоне в соответствии с таможенной процедурой свободной таможенной зоны).
В отношении товаров, вывозимых из портовой ОЭЗ на остальную часть таможенной территории таможенного союза, таможенная стоимость (В таможенную стоимость товаров не включаются следующие расходы (если они выделены из цены, фактически уплаченной или подлежащей уплате, заявлены декларантом и подтверждены им документально):
1) расходы на строительство, возведение, сборку, монтаж, обслуживание или оказание технического содействия в отношении таких товаров, как промышленные установки, машины или оборудование, после их ввоза в портовую особую экономическую зону;
2) расходы на перевозку (транспортировку), переработку, хранение и предпродажную подготовку товаров после их ввоза в портовую особую экономическую зону;
3) пошлины, налоги и сборы, взимаемые в Российской Федерации) и количество иностранных товаров (в том числе продуктов их переработки, их отходов или остатков) определяются на день их помещения под таможенную процедуру, заявленную в связи с вывозом товаров из портовой ОЭЗ.
В портовой ОЭЗ допускается потребление товаров, помещенных под таможенную процедуру свободной таможенной зоны (с указанием факта их потребления в отчетности, представляемой в таможенный орган).
Территория ОЭЗ (промышленно-производственных, технико-внедренческих и портовых) имеет статус постоянной зоны таможенного контроля. При этом лицами, деятельность которых подконтрольна таможенным органам, могут быть не только резиденты ОЭЗ, но и нерезиденты (в случае приобретения прав на товары, выпущенные в соответствии с таможенной процедурой свободной таможенной зоны).
Резиденты и нерезиденты обязаны вести учет ввозимых, вывозимых, хранящихся, изготавливаемых, перерабатываемых, приобретаемых и реализуемых товаров на территории ОЭЗ и представлять таможенным органам отчетность в отношении этих товаров.
При передаче товаров нерезиденту ОЭЗ использование таможенной процедуры свободной таможенной зоны должно быть прекращено.
При прекращении существования ОЭЗ товары, помещенные под таможенную процедуру свободной таможенной зоны, подлежат:
– перемещению в другую свободную таможенную зону;
– помещению под иную таможенную процедуру.
Для совершения необходимых операций с товарами заинтересованному лицу (бывшему резиденту особой экономической зоны) дается три месяца (с момента прекращения существования ОЭЗ), в течение которых товары имеют статус находящихся на временном хранении.
Оборудование и объекты недвижимости (например, воздушные и морские (речные) суда), находившиеся под таможенной процедурой свободной таможенной зоны, как изначально ввезенные, так и явившиеся продуктами переработки, остаются в собственности лиц (бывших резидентов ОЭЗ) с приобретением статуса товаров таможенного союза и с освобождением от уплаты таможенных пошлин, налогов.
- Таможенное право
- Москва • Юрайт • 2011 Автор:
- Рецензенты:
- Оглавление
- Часть первая. Общая
- Часть вторая. Специальная
- Глава 6. Особенности перемещения через таможенную границу отдельных категорий товаров
- Принятые сокращения
- Предисловие
- Часть первая общая Глава 1 таможенное регулирование в таможенном союзе евразийского экономического сообщества и организация таможенного дела в российской федерации
- 1.1. Таможенное регулирование и таможенное дело
- 1.2. Таможенные органы Российской Федерации
- 1.3. Таможенное право
- 1.4. Таможенно-правовая терминология
- Вопросы для самоконтроля
- Глава 2 таможенные платежи
- 2.1. Общие положения о платежах (уплата, взыскание, возврат)
- 2.2. Таможенно-тарифное регулирование (таможенные пошлины). Таможенная стоимость товаров
- 2.3. Налог на добавленную стоимость, акцизы. Таможенные сборы
- 2.4. Специальные, антидемпинговые и компенсационные пошлины
- Вопросы для самоконтроля
- Глава 3 таможенный контроль
- 3.1. Общие положения таможенного контроля
- 3.2. Формы таможенного контроля
- Часть 2 п. 2 ст. 122 тк тс под такими лицами понимает:
- 3.3. Способы и средства проведения таможенного контроля
- Вопросы для самоконтроля
- Часть вторая специальная Глава 4 таможенные операции
- 4.1. Прибытие и убытие товаров (транспортных средств). Временное хранение
- 4.2. Таможенное декларирование товаров
- 4.3. Выпуск товаров
- Вопросы для самоконтроля
- Глава 5 таможенные процедуры
- 5.1. Виды таможенных процедур и условия их применения
- 5.2. Выпуск для внутреннего потребления
- 5.3. Экспорт
- 5.4. Таможенный транзит
- 5.5. Таможенный склад
- 5.6. Переработка на таможенной территории
- 5.7. Переработка вне таможенной территории
- 5.8. Переработка для внутреннего потребления
- 5.9. Временный ввоз (допуск)
- 5.10. Временный вывоз
- 5.11. Реимпорт
- 5.12. Реэкспорт
- 5.13. Беспошлинная торговля
- 5.14. Уничтожение
- 5.15. Отказ в пользу государства
- 5.16. Свободная таможенная зона
- Часть 20 ст. 37 Федерального закона «Об особых экономических зонах в Российской Федерации» предоставляет декларанту на выбор несколько возможных вариантов исчисления таможенных пошлин:
- 5.17. Свободный склад
- 5.18. Специальная таможенная процедура
- Вопросы для самоконтроля
- Глава 6 особенности перемещения через таможенную границу отдельных категорий товаров
- 6.1. Перемещение товаров в международных почтовых отправлениях
- 6.2. Перемещение товаров отдельными категориями иностранных лиц
- 6.3. Перемещение товаров, содержащих объекты интеллектуальной собственности
- 6.4. Перемещение товаров трубопроводным транспортом и по линиям электропередачи
- 6.5. Перемещение транспортных средств международных перевозок
- Глава 48 тк тс определяет порядок временного ввоза на таможенную территорию таможенного союза и временного вывоза с этой территории:
- 6.6. Перемещение товаров для личного пользования
- 6.7. Перемещение припасов
- Вопросы для самоконтроля
- Покупайте наши книги:
- 140004, Московская обл., г. Люберцы, 1-й Панковский проезд, д. 1, тел. (495) 744-00-12,e-mail: sales@urait.Ru, www.Urait.Ru
- Халипов Сергей Васильевич таможенное право
- Ооо «Издательство Юрайт»
- 140004, Московская обл., г. Люберцы, 1-й Панковский проезд, д. 1. Тел.: (495) 744-00-12.E-mail: izdat@urait.Ru, www.Urait.Ru