logo
Таможня

2.2. Таможенно-тарифное регулирование (таможенные пошлины). Таможенная стоимость товаров

Под таможенно-тарифным регулированием понимается принятие уполномоченными органами документов, содержащих ставки таможенных пошлин, льготы по их уплате, а также порядок применения ставок таможенных пошлин в отношении отдельных видов товаров (тарифные квоты) или товаров, происходящих из определенных стран (тарифные преференции).

Иначе таможенно-тарифное регулирование можно представить как процесс воздействия на порядок перемещения через таможенную границу товаров путем применения таможенных пошлин (введения таможенных пошлин, изменения ставок таможенных пошлин, предоставления льгот по уплате таможенных пошлин).

Договорно-правовая база государств – членов таможенного союза не содержит единого определения таможенно-тарифного регулирования. При этом имеющееся в Законе о регулировании внешнеторговой деятельности понятие таможенно-тарифного регулирования уже не соответствует действительности, так как таможенно-тарифное регулирование перестало быть методом исключительно государственного регулирования внешней торговли товарами.

На основании Соглашения между Правительством РФ, Правительством Республики Беларусь и Правительством Республики Казахстан от 25.01.2008 о едином таможенно-тарифном регулировании на единой таможенной территории государств – членов таможенного союза применяется Единый таможенный тариф таможенного союза Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерацией (ЕТТ), утвержденный Решением Межгосударственного совета ЕврАзЭС № 18 и КТС № 130 от 27.11.2009 (Единый таможенный тариф – свод ставок таможенных пошлин, применяемых к товарам, ввозимым на единую таможенную территорию из третьих стран, систематизированный в соответствии с ТН ВЭД ТС).

ЕТТ является инструментом торговой политики таможенного союза. Основные цели ЕТТ:

1) рационализация товарной структуры ввоза товаров на таможенную территорию государств – членов таможенного союза;

2) поддержание рационального соотношения вывоза и ввоза товаров на таможенной территории государств – членов таможенного союза;

3) создание условий для прогрессивных изменений в структуре производства и потребления товаров в таможенном союзе;

4) защита экономики таможенного союза от неблагоприятного воздействия иностранной конкуренции;

5) обеспечение условий для эффективной интеграции таможенного союза в мировую экономику.

Целью таможенно-тарифного регулирования на государственном уровне по-прежнему остается пополнение федерального бюджета за счет взимания таможенных пошлин.

К таможенным пошлинам относятся ввозная таможенная пошлина и вывозная таможенная пошлина (подп. 1, 2 п. 1 ст. 70 ТК ТС).

Ввозная таможенная пошлина – обязательный платеж, взимаемый таможенными органами при ввозе товаров на таможенную территорию государств – членов таможенного союза (Для оперативного регулирования ввоза товаров на таможенную территорию государств – членов таможенного союза при необходимости могут устанавливаться сезонные таможенные пошлины, срок действия которых не может превышать шести месяцев в году, применяемые вместо ввозных таможенных пошлин (п. 3 ст. 3 Соглашения о едином таможенно-тарифном регулировании)).

Вывозная таможенная пошлина – обязательный платеж, предусмотренный нормативными актами РФ (постановлениями Правительства РФ), взимаемый таможенными органами в отношении отдельных видов товаров, поставляемых в государства, не являющиеся государствами – членами таможенного союза (Если товар, произведенный на территории государства – члена таможенного союза, применяющего в отношении этого товара вывозные таможенные пошлины, поставляется в третью страну с территории другого государства – члена таможенного союза, не применяющего в отношении этого товара вывозные таможенные пошлины либо применяющего меньшие ставки вывозных таможенных пошлин, это другое государство – член таможенного союза обязано обеспечить взыскание вывозных таможенных пошлин по ставкам, действующим в государстве – члене таможенного союза, на территории которого произведен товар (ст. 3 Соглашения о вывозных таможенных пошлинах в отношении третьих стран)).

Наибольший перечень товаров (по видам) подлежит обложению ввозными таможенными пошлинами.

Вывозными таможенными пошлинами облагаются в основном товары, отнесенные к категории сырьевых, например, газ природный, лесоматериалы необработанные (См., например: постановление Правительства РФ от 23.12.2006 № 795 «Об утверждении ставок вывозных таможенных пошлин на товары, вывозимые с территории Российской Федерации за пределы государств – участников соглашений о Таможенном союзе, и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации»), нефть сырая, нефтепродукты (См., например, постановление Правительства РФ от 16.11.2006 № 695 «Об утверждении ставок вывозных таможенных пошлин на нефть сырую и на отдельные категории товаров, выработанные из нефти, вывозимые с территории Российской Федерации за пределы государств – участников соглашений о Таможенном союзе, и о признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации»).

Из чего складывается размер таможенной пошлины или, иначе говоря, что представляет собой налоговая база для исчисления таможенной пошлины и ее ставка? Прежде всего необходимо уяснить разницу между такими понятиями, как «размер таможенной пошлины», или собственно, таможенная пошлина, и «ставка таможенной пошлины».

Размер таможенной пошлины – это общая сумма, которую требуется уплатить по данному виду платежа в отношении конкретного товара, перемещаемого через таможенную границу в определенном количестве и на определенных условиях.

Правовые основы применения в Российской Федерации ввозных таможенных пошлин закреплены:

– в Соглашении о едином таможенно-тарифном регулировании;

– Решении КТС от 27.11.2009 № 130 «О едином таможенно-тарифном регулировании таможенного союза Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации».

Вывозные таможенные пошлины применяются в Российской Федерации на основании Закона РФ «О таможенном тарифе» (На основании п. 3 ст. 3 Закона РФ «О таможенном тарифе» ставки вывозных таможенных пошлин и перечень товаров, в отношении которых они применяются, устанавливаются Правительством РФ) и в соответствии с Соглашением о вывозных таможенных пошлинах в отношении третьих стран.

Порядок уплаты таможенных пошлин определяется ТК ТС и ТК.

Ставка таможенной пошлины – это фиксированная величина, являющаяся основанием для расчета размера таможенной пошлины. Данная величина устанавливается на каждый вид товара, который подлежит обложению таможенной пошлиной.

Совокупность, или свод, ставок ввозных таможенных пошлин называется таможенным тарифом (от фр. tarifтариф, система ставок) таможенного союза. Содержанием ЕТТ является перечень товаров, облагаемых таможенной пошлиной (в том числе по нулевым ставкам), и совокупность ставок таможенных пошлин, соответствующих каждому виду товара.

Виды и размеры ставок ввозных таможенных пошлин, относящиеся к конкретным товарам либо группам товаров, устанавливаются КТС.

Наименования и обозначение товаров в ЕТТ основаны на ТН ВЭД ТС.

В соответствии с п. 1 ст. 51 ТК ТС, ТН ВЭД ТС основывается на Гармонизированной системе описания и кодирования товаров ВТО (ГС) и единой ТН ВЭД СНГ.

Схема построения ТН ВЭД ТС совпадает с номенклатурой ГС, которая имеет пять уровней детализации товаров.

Первый (высший) уровень предусматривает группировку товаров в разделы – с I по XXI. С целью конкретизации товаров, относящихся к соответствующему разделу, используются примечания.

Второй уровень объединяет товары в товарные группы – с 01 по 97, исключая товарную группу 77, зарезервированную Комитетом по ГС Всемирной таможенной организации для целей развития номенклатуры. Группы формируются по таким критериям, как:

– материал, из которого изготовлен товар;

– функциональное предназначение товара;

– степень обработки товара (от сырья до товара, прошедшего высокую степень обработки).

Для целей конкретизации товарных групп также используются примечания к товарным группам.

Третий уровень группирует товары по товарным позициям. В ТН ВЭД ТС содержится 1221 товарная позиция.

В товарных позициях товары детализируются с учетом таких признаков, как вид товара, его форма. Причем уровень конкретизации товара уже настолько точен, что описание товара имеет юридическое (правовое) значение и не всегда требует дополнительных примечаний.

На четвертом и пятом уровнях товары детализируются в субпозиции (5052 субпозиции) и подсубпозиции (1 117 110 подсубпозиции) соответственно.

При отсутствии полного текста, описывающего товар, допускается использование примечаний.

ТИ ВЭД ТС построена по принципу действовавшей до 1 января 2010 г. ТН ВЭД России. Для каждого товара имеется свое 10-значное кодовое обозначение, т.е. первые две цифры обозначают товарную группу, четыре – товарную позицию, шесть – субпозицию, десять – подсубпозицию. Для непоименованных товаров существуют позиции, именуемые «прочими» или, неофициально, «корзиночными».

Таким образом, в ТН ВЭД ТС без каких-либо дополнений и изменений использованы все товарные позиции и субпозиции ГС (Первые шесть цифр кодового обозначения ТН ВЭД ТС совпадают с соответствующими обозначениями ее международной основы – ГС), относящиеся к ним цифровые коды, а также основные правила интерпретации ГС.

Классификация товаров на седьмом и последующих знаках является развитием (детализацией) позиций ГС.

На уровне девяти знаков кодового обозначения ТН ВЭД ТС совпадает с ТН ВЭД СНГ (на уровне 7 и 8 знаков ТН ВЭД ТС также в основном совпадает с комбинированной номенклатурой Европейского Союза).

Десятый знак описания товаров предназначен для государств – членов таможенного союза.

На основании п. 2, 3 ст. 51 ТК ТС КТС наделена компетенцией утверждения ТН ВЭД ТС и внесения в нее изменений.

Техническое ведение ТН ВЭД ТС (Согласно подп. 1-4 п. 4 ст. 51 ТК ТС к техническому ведению ТН ВЭД ТС относятся, в частности:

мониторинг изменений ГС, а также пояснений и решений по толкованию ГС;

внесение предложений в КТС о приведении ТН ВЭД ТС в соответствие с ГС;

составление и направление в КТС таблиц соответствия кодов ТН ВЭД ТС на уровне товарных позиций, субпозиций и подсубпозиций при переходе на очередную версию ее международной основы (ГС);

подготовка к опубликованию и направление в КТС ТН В.ЭД ТС и пояснений к ней) поручено ФТС России (См. Решение Межгосударственного совета ЕврАзЭС от 11.12.2009 № 32 «О ведении единой Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности таможенного союза»).

Перед поиском соответствующей ставки ввозной таможенной пошлины на товар и последующим исчислением подлежащей уплате суммы ввозной таможенной пошлины необходимо определить код товара в соответствии с ТН ВЭД ТС, т.е. классифицировать товар.

Для этих целей участнику ВЭД (декларанту) необходимо обратиться к ЕТТ.

Общая структура ЕТТ представляет собой табличные данные, имеющие следующий вид:

Кол товара по ТН ВЭД ТС

Наименование позиции

Дополнительные единицы измерения

Ставка таможенной пошлины

Особенности расчета таможенной пошлины зависят от вида её ставки. Соглашением о едином таможенно-тарифном регулировании и ст. 71 ТК ТС предусмотрены три вида ставок таможенных пошлин:

а) адвалорные – установленные в процентах к таможенной стоимости облагаемых товаров;

б) специфические – установленные в зависимости от физических характеристик в натуральном выражении (количества, массы, объема или иных характеристик);

3) комбинированные – сочетающие адвалорную и специфическую составляющие.

Сумма таможенной пошлины по адвалорной ставке рассчитывается как произведение таможенной стоимости и соответствующей ставки пошлины в процентах.

В Таможенном тарифе таможенного союза преобладают адвалорные ставки (5, 10, 15, 20%), позволяющие детально учитывать при определении размера платежа стоимость перемещаемого товара.

Расчет таможенной пошлины по адвалорной ставке порой оказывается весьма затруднительным, что объясняется наличием такого института, как таможенная стоимость товара.

Специфические ставки таможенных пошлин устанавливаются, как правило, в евро за определенную единицу (кг, л, см3 объема двигателя, пара, штука) и, как исключение, в долларах США. Например (Примеры взяты из ЕТТ), мед искусственный (код 1702 90 600 0 ТН ВЭД ТС), – 0,23 евро за 1 кг; автомобили, с момента выпуска которых прошло более 5 лет (код 8703 24 909 2 ТН ВЭД ТС) – 5,8 евро за 1 куб. см объема двигателя; тростниковый сахар для рафинирования (код 1701 11 103 1 ТН ВЭД ТС) (С 1 августа по 31 декабря при среднемесячной цене не более 286,60 долл. США за 1 т на Нью-Йоркской товарно-сырьевой бирже) – 270 долл. США за 1000 кг.

Комбинированные ставки таможенных пошлин учитывают и таможенную стоимость товаров, и их физические характеристики. Например, терминалы для электронной оплаты кредитными или дебетовыми карточками (код 8470 50 000 1 ТН ВЭД ТС) – 15, но не менее 60 евро за 1 шт.; сухари (код 1905 40 100 0 ТН ВЭД ТС) – 15, но не менее 0,15 евро за 1 кг.

Таможенная пошлина по комбинированной ставке определяется путем сравнения двух полученных сумм (процентов от таможенной стоимости и произведения ставки на количество (вес) товаров). Наибольшая из этих сумм подлежит уплате в качестве таможенной пошлины на товары.

Ставки ввозных таможенных пошлин применяются дифференцированно в зависимости от страны происхождения товаров. Причем применение ставок ЕТТ осуществляется в соответствии с законодательством государств – участников таможенного союза (т.е. национальным законодательством), если иное не предусмотрено Соглашением о едином таможенно-тарифном регулировании и решениями КТС.

Отсюда сохраняют свое действие освобождения от уплаты ввозных таможенных пошлин в отношении товаров, ввозимых в Российскую Федерацию и происходящих с территорий государств – участников Соглашения от 15.04.1994 о создании зоны свободной торговли. Продолжают действовать и взаимные торговые соглашения Российской Федерации, на основании которых товары, ввозимые в Российскую Федерацию (из стран – сторон данных соглашений), облагаются по базовому перечню ЕТТ (Базовый перечень ЕТТ – свод ставок ввозных таможенных пошлин, в отношении которых сторонами достигнуто согласие об их размерах в ЕТТ (ст. 2 Соглашения о едином таможенно-тарифном регулировании)).

В отношении товаров, происходящих из стран, торгово-политические отношения с которыми не предусматривают РНБ (Перечень стран, торгово-политические отношения с которыми предусматривают предоставление РНБ, обобщен в приложении 1 к приказу ГТК России от 25.12.2003 № 1539 «О предоставлении тарифных преференций»), ставки ввозных таможенных пошлин увеличиваются вдвое, за исключением случаев предоставления Российской Федерацией тарифных льгот (преференций).

На основании п. 3, 4 ст. 7 Соглашения о едином таможенно-тарифном регулировании:

– в отношении товаров, происходящих из развивающихся стран – пользователей единой системы тарифных преференций таможенного союза и ввозимых на единую таможенную территорию государств – членов таможенного союза, применяются ставки ввозных таможенных пошлин в размере 75% от ставок ввозных таможенных пошлин ЕТТ;

– в отношении товаров, происходящих из наименее развитых стран – пользователей единой системы тарифных преференций и ввозимых на единую таможенную территорию, применяются нулевые ставки ввозных таможенных пошлин.

В соответствии с Протоколом от 12.12.2008 «О единой системе тарифных преференций таможенного союза» КТС приняты решения, утверждающие:

– перечень развивающихся стран – пользователей системы тарифных преференций таможенного союза (Албания, Бразилия, Гватемала, Египет, Индия, Мексика, Сирия, Турция, Чили и др. – всего 103 страны) (Перечень развивающихся стран – пользователей системы тарифных преференций таможенного союза утвержден Решениями Межгосударственного совета ЕврАзЭС № 18, КТС № 130 от 27.11.2009);

– перечень наименее развитых стран – пользователей системы тарифных преференций таможенного союза (Бангладеш, Гаити, Руанда, Мозамбик, Судан и др. – всего 49 стран) (Перечень наименее развитых стран – пользователей системы тарифных преференций таможенного союза утвержден Решениями Межгосударственного совета ЕврАзЭС № 18, КТС № 130 от 27.11.2009).

Применение сниженных (в размере 75% от ставок ввозных таможенных пошлин ЕТТ) или нулевых ставок ввозных таможенных пошлин в зависимости от страны происхождения иностранных товаров предусмотрено только в отношении отдельных видов товаров (см. Перечень товаров, происходящих и ввозимых из развивающихся и наименее развитых стран, при ввозе которых предоставляются тарифные преференции, утвержденный Решениями Межгосударственного совета ЕврАзЭС № 18, КТС № 130 от 27.11.2009).

К числу товаров, ввозимых на таможенную территорию таможенного союза в соответствии с предоставленными преференциями, отнесены мясо и пищевые мясные субпродукты, овощи, фрукты, орехи, кофе, рис, пробка и изделия из нее, курительные трубки и другие товары.

Кроме преференциальных преимуществ применение пониженных ставок ввозных таможенных пошлин возможно в рамках тарифных квот (см. Соглашение между Правительством Республики Беларусь, Правительством Республики Казахстан, Правительством РФ от 12.12.2008 об условиях и механизме применения тарифных квот). Так, на основании Решения КТС от 27.11.2009 № 130 определен перечень товаров (мясо крупного рогатого скота, свинина, свиной тримминг, мясо и пищевые субпродукты домашней птицы), в отношении которых с 1 января 2010 г. установлены тарифные квоты, а также объемы тарифных квот для ввоза этих товаров на территории государств – членов таможенного союза.

К товарам, ввозимым на единую таможенную территорию свыше установленного количества (квоты) либо при ее отсутствии, применяются более высокие ввозные таможенные пошлины в соответствии с ЕТТ.

Иные случаи полного или частичного освобождения от уплаты ввозной таможенной пошлины на товары перечислены в ст. 5 и п. 1 ст. 6 Соглашения о едином таможенно-тарифном регулировании (Например, льготы но уплате ввозной таможенной пошлины предоставляются в отношении:

товаров, помещаемых под отдельные таможенные процедуры (например, таможенный склад, временный ввоз (допуск), переработка на таможенной территории и др.);

товаров, ввозимых в качестве вклада иностранного учредителя в уставный (складочный) капитал;

товаров, ввозимых в рамках международного сотрудничества государств в области исследования и использования космического пространства, а также соглашений об услугах по запуску космических аппаратов;

транспортных средств международной перевозки;

продукции морского промысла судов государств – членов таможенного союза, а также судов, арендованных (зафрахтованных) юридическими лицами и физическими лицами государств – членов таможенного союза;

товаров, ввозимых для официального или личного пользования представителями третьих стран, физическими лицами, имеющими право на беспошлинный ввоз таких предметов на основании международных договоров государств – членов таможенного союза или их законодательства;

валюты государств – членов таможенного союза (кроме используемой для нумизматических целей), а также ценных бумаг;

товаров, ввозимых в качестве гуманитарной помощи и (или) в целях ликвидации последствий аварий и катастроф, стихийных бедствий;

товаров, кроме подакцизных (за исключением легковых автомобилей, специально предназначенных для медицинских целей), ввозимых в качестве безвозмездной помощи (содействия), а также в благотворительных целях по линии третьих стран, международных организаций, правительств, в том числе для оказания технической помощи (содействия);

товаров, ввозимых физическими лицами, за исключением запрещенных к ввозу, не предназначенных для производственной или иной предпринимательской деятельности, в соответствии с правовыми актами в области таможенного регулирования;

товаров, подлежащих обращению в собственность государств – членов таможенного союза), а также в подп. 7.1 Решения КТС от 27.11.2009 № 130 (Например, от ввозной таможенной пошлины освобождаются:

моторные транспортные средства товарных позиций 8701, 8702, 8704, 8705 ТН ВЭД ТС, произведенные хозяйствующими субъектами государств – участников таможенного союза с применением понятия «промышленная сборка», при выполнении условий, определяемых отдельным решением Комиссии таможенного союза;

предметы материально-технического снабжения и снаряжения, топливо, продовольствие и другое имущество, вывозимое за пределы территории таможенного союза для обеспечения деятельности судов государств – участников таможенного союза и судов, арендованных (зафрахтованных) юридическими лицами и физическими лицами государств – участников таможенного союза, осуществляющих рыболовство;

оборудование, включая машины, механизмы, а также материалы, входящие в комплект поставки соответствующего оборудования, и комплектующие изделия (за исключением подакцизных), ввозимые в счет кредитов, предоставленных иностранными государствами и международными финансовыми организациями в соответствии с международными договорами государств – участников таможенного союза).

Таможенная стоимость товаров представляет собой стоимостную характеристику перемещаемых через таможенную границу товаров, которая используется для целей:

– исчисления таможенных платежей (таможенных пошлин, НДС, акцизов, таможенных сборов за совершение действий, связанных с выпуском товаров (таможенные сборы за таможенные операции));

– ведения таможенной статистики внешней торговли.

Порядок определения таможенной стоимости товаров, ввозимых на таможенную территорию (Товары фактически пересекли таможенную границу таможенного союза при ввозе на единую таможенную территорию таможенного союза, и в отношении таких товаров впервые после пересечения таможенной границы заявляется таможенная процедура. При изменении или завершении таможенной процедуры особенности определения таможенной стоимости товаров оговариваются дополнительно в ТК ТС), установлен Соглашением между Правительством РФ, Правительством Республики Беларусь и Правительством Республики Казахстан от 25.01.2008 об определении таможенной стоимости товаров, перемещаемых через таможенную границу таможенного союза (п. 3 ст. 1). Данный порядок разработан с учетом принципов и положений по оценке товаров для таможенных целей ГАТТ.

В основу определения таможенной стоимости товаров положена стоимость внешнеторговой сделки купли-продажи товаров, во исполнение которой такие товары ввозятся на таможенную территорию.

Под стоимостью сделки понимается цена, фактически уплаченная или подлежащая уплате за ввозимые товары, являющиеся предметом международной купли-продажи. Вместе с тем стоимость сделки на одни и те же товары может быть разной в зависимости от особенностей приобретения прав на товары. При этом процедура определения таможенной стоимости товаров должна быть общеприменимой независимо от обстоятельств поставки товаров и других факторов, влияющих на их цену (страна происхождения, вид товаров, взаимоотношения участников сделки и др.).

Поэтому при определении таможенной стоимости товаров по стоимости сделки с ними плательщик (декларант) обязан руководствоваться общими правилами, предусматривающими следующее:

1) отсутствие обстоятельств, влияющих на формирование объективной цены (Среднерыночная мировая цена на товар, сформированная в условиях свободной конкуренции) (взаимосвязь продавца и покупателя, повлиявшая на цену товара, ограничения прав собственности покупателя на приобретенный товар, дополнительные условия и обязательства сторон, связанные с ценой товара, и другие факторы);

2) учет дополнительных расходов, не вошедших в стоимость сделки и понесенных покупателем в целях получения товаров:

– оплата посреднических услуг, стоимость тары, упаковочных материалов и работ по упаковке, стоимость сырья, материалов, инструментов, предоставленных покупателем для изготовления товаров, проектирование, инженерные и конструкторские работы (если перечисленные работы выполнены вне единой таможенной территории таможенного союза) и т.п.,

– лицензионные и иные платежи за право пользования объектами интеллектуальной собственности,

– расходы по доставке (перевозке) товаров, их погрузке, разгрузке или перегрузке до места прибытия на единую таможенную территорию таможенного союза (Место прибытия товаров на единую таможенную территорию таможенного союза – пункт пропуска через таможенную границу таможенного союза, установленный Сторонами, в который должны быть доставлены товары после фактического пересечения государственной границы государства соответствующей Стороны. Конкретизация этого понятия для целей определения таможенной стоимости может осуществляться в соответствии с совместным решением органов таможенного союза (п. 1 ст. 3 Соглашения о порядке определения таможенной стоимости товаров, перемещаемых через таможенную границу таможенного союза)),

– стоимость страхования перевозки товаров;

3) возможность произвести вычеты расходов, понесенных покупателем после прибытия товаров на единую таможенную территорию таможенного союза (сборка, монтаж, обслуживание товаров, их перевозка по единой таможенной территории таможенного союза, пошлины, налоги и сборы, подлежащие уплате в связи с ввозом и продажей товаров на таможенной территории). Данные расходы должны быть выделены из стоимости сделки и документально подтверждены, иначе таможенный орган не примет такие вычеты и плательщик не сможет уменьшить таможенную стоимость товаров.

При наличии хотя бы одного из обстоятельств, оказавших влияние на цену товара, и (или) при отсутствии достоверной, количественно определенной и документально подтвержденной информации о дополнительных расходах покупателя (имевших место и не вошедших в цену товара) стоимость сделки не может быть взята в качестве основы определения таможенной стоимости товаров.

Кроме того, товар может перемещаться через таможенную границу во исполнение иной внешнеэкономической сделки, не являясь при этом предметом международной купли-продажи, либо вообще ввозиться на таможенную территорию при отсутствии внешнеэкономической сделки (ввоз товаров представительствами иностранных компаний).

При невозможности определения таможенной стоимости товаров по стоимости сделки с ними участники ВЭД или таможенный представитель вправе определить таможенную стоимость:

– по стоимости сделки с идентичными товарами (Под идентичными товарами понимаются товары, одинаковые во всех отношениях (включая физические характеристики, качество и репутацию на рынке, одинаковую страну происхождения товаров и одного и того же производителя). Допускаются незначительные расхождения во внешнем виде, а также производство идентичных товаров иным лицом в случаях, когда не выявлены идентичные товары того же производителя.

Чтобы товары считались идентичными, должны выполняться следующие условия:

проектирование, разработка, инженерная, конструкторская работа, художественное оформление, дизайн, эскизы, чертежи и иные аналогичные работы, проводимые в отношении этих товаров, были выполнены не на таможенной территории;

идентичные товары должны быть проданными для вывоза на таможенную территорию и ввезенными на эту территорию в тот же или в соответствующий ему период времени (т.е. период действия примерно одинаковых цен на ввозимые и идентичные им товары), что и оцениваемые (ввозимые) товары, но не ранее чем за 90 календарных дней до ввоза оцениваемых (ввозимых) товаров;

идентичные товары проданы на том же коммерческом уровне, что и оцениваемые (ввозимые) и в том же количестве (либо на том же коммерческом уровне, но в иных количествах или на ином коммерческом уровне, но в тех же количествах или на ином коммерческом уровне и в иных количествах, в зависимости от имеющейся информации о продажах).

В случае если выявлено более одной стоимости сделки с идентичными товарами, для определения таможенной стоимости оцениваемых (ввозимых) товаров применяется самая низкая из них);

– по стоимости сделки с однородными товарами (Под однородными товарами понимаются товары, не являющиеся идентичными во всех отношениях, но имеющие сходные характеристики и состоящие из схожих компонентов, произведенных из таких же материалов, что позволяет им выполнять те же функции, что и оцениваемые (ввозимые) товары, и быть с ними коммерчески взаимозаменяемыми (например, станки, автомобили, лакокрасочные изделия, т.е. перечисленные товары могут и не являться одинаковыми во всех отношениях с оцениваемыми товарами, но при этом могут выполнять те же функции и иметь одинаковую репутацию на рынке, одинаковые качественные характеристики, одинаковую известность товарного знака).

Чтобы товары считались однородными, они должны быть:

произведены в той же стране, что и оцениваемые (ввозимые) товары;

произведены тем же производителем, за исключением случаев, когда не выявлены однородные товары того же производителя;

проданными для вывоза на таможенную территорию и ввезенными на эту территорию в тот же или в соответствующий ему период времени, но не ранее чем за 90 календарных дней до ввоза оцениваемых (ввозимых) товаров;

проданы на том же коммерческом уровне, что и оцениваемые (ввозимые), и в том же количестве (либо на том же коммерческом уровне, но в иных количествах, или на ином коммерческом уровне, но в тех же количествах, или на ином коммерческом уровне и в иных количествах, в зависимости от имеющейся информации о продажах).

спроектированы, разработаны (сюда же относятся инженерная, конструкторская работа, художественное оформление, дизайн, эскизы, чертежи и иные аналогичные работы) не на таможенной территории;

В случае если выявлено более одной стоимости сделки с однородными товарами, для определения таможенной стоимости оцениваемых (ввозимых) товаров применяется самая низкая из них);

– на основе цены единицы товара, по которой наибольшее совокупное количество оцениваемых (ввозимых) товаров, идентичных или однородных оцениваемым (ввозимым) товарам, продается (Товары должны продаваться лицам (не являющимся взаимосвязанными с лицами, осуществляющими такую продажу) в тот же или в соответствующий ему период времени, в который оцениваемые (ввозимые) товары пересекали таможенную границу таможенного союза) на таможенной территории (Из цены единицы товара, по которой наибольшее совокупное количество оцениваемых (ввозимых) товаров, идентичных или однородных оцениваемым (ввозимым) товарам, продается на таможенной территории, подлежат вычету следующие суммы:

вознаграждение посреднику либо надбавка к цене, обычно производимая для получения прибыли и покрытия коммерческих и управленческих расходов (в размерах, обычно имеющих место в связи с продажей на таможенной территории товаров того же класса или вида);

транспортные расходы, страхование и иные связанные с такими операциями расходы, понесенные на таможенной территории;

таможенные пошлины, а также предусмотренные законодательством государства – члена таможенного союза налоги, сборы, иные платежи, подлежащие уплате в связи с ввозом и (или) продажей товаров на территории этого государства, включая налоги и сборы субъектов данного государства);

– на основе расчетной стоимости товаров, определенной путем сложения затрат на изготовление оцениваемых (ввозимых) товаров (Сведения о себестоимости товаров должны быть представлены их производителем (от его имени) и подтверждены коммерческими документами в соответствии с общепринятыми принципами бухгалтерского учета, применяемыми в стране производства товаров), суммы прибыли и коммерческих и управленческих расходов, а также затрат по доставке товаров до места прибытия на таможенную территорию (перевозка, грузовые операции, страхование).

Выбор метода определения таможенной стоимости товаров (в случае невозможности использования стоимости сделки с ввозимыми товарами) осуществляется декларантом последовательно. Исключение составляют два последних метода (на основе цены единицы товара на таможенной территории и на основе расчетной стоимости товаров), когда декларант сам вправе выбрать очередность их применения.

Если определение таможенной стоимости ввозимых товаров по стоимости сделки с ними не представляется возможным, а также отсутствуют необходимые данные для применения других методов, остается обратиться к ст. 10 Соглашения о порядке определения таможенной стоимости товаров, перемещаемых через таможенную границу таможенного союза. В соответствии с данной статьей допускается гибкость при использовании вышеперечисленных методов определения таможенной стоимости.

Под гибкостью понимается разумное отклонение от некоторых правил применения предыдущих методов определения таможенной стоимости, а именно:

– использование стоимости сделки с идентичными или однородными товарами, произведенными в иной стране, чем страна, в которой были произведены оцениваемые (ввозимые) товары, или ввезенными на таможенную территорию в иной период времени (период действия иных цен на товары или в более поздний период времени, превышающий 90 календарных дней до ввоза оцениваемых товаров);

– использование таможенной стоимости идентичных или однородных товаров, определенной на основе цены единицы товара (по которой наибольшее совокупное количество товаров продается на таможенной территории) или на основе расчетной стоимости товаров;

– использование цены единицы товара, по которой оцениваемые (ввозимые), или идентичные с оцениваемыми (ввозимыми), или однородные с оцениваемыми (ввозимыми) товары продаются на таможенной территории в количестве, достаточном для установления цены за единицу такого товара, в том же состоянии, в котором они были ввезены на таможенную территорию более чем за 90 дней до ввоза оцениваемых (ввозимых) товаров.

Применение допустимых отклонений от общих правил определения таможенной стоимости товаров имеет свои рамки, не позволяющие определять таможенную стоимость ввозимых товаров на основе:

– цены на товары на внутреннем рынке таможенного союза, произведенные на единой таможенной территории таможенного союза;

– более высокой из двух альтернативных стоимостей сделок;

– цены на товары на внутреннем рынке страны вывоза;

– иных расходов, нежели расходы, включенные в расчетную стоимость идентичных или однородных товаров;

– цены товаров, поставляемых из страны их вывоза в третьи страны;

– минимальной таможенной стоимости;

– произвольной или фиктивной стоимости.

На основании п. 1 ст. 1 Соглашения о порядке определения таможенной стоимости товаров, перемещаемых через таможенную границу таможенного союза, таможенная стоимость товаров, перемещаемых через таможенную границу государства – члена таможенного союза при вывозе с территории этого государства, определяется в соответствии с законодательством этого государства.

Статья 14 Закона РФ «О таможенном тарифе» наделяет Правительство РФ компетенцией по установлению порядка определения таможенной стоимости вывозимых товаров. Данный порядок установлен постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 № 500 «О Порядке определения таможенной стоимости товаров, перемещаемых через таможенную границу Российской Федерации». Так, по общему правилу таможенной стоимостью товаров, вывозимых из Российской Федерации, является стоимость сделки с ними, которая определяется как цена (Общая сумма всех платежей, осуществленных или подлежащих осуществлению покупателем непосредственно продавцу и (или) третьему лицу в пользу продавца за вывозимые товары), фактически уплаченная или подлежащая уплате за товары при их продаже на вывоз из Российской Федерации в страну назначения (при необходимости дополненная расходами и затратами, понесенными покупателем и не включенными в цену товаров). Например, расходы на тару, упаковку, работы по упаковке товаров, затраты по приобретению покупателем сырьевых материалов и передаче их продавцу для изготовления приобретаемых товаров, расходы на покупку прав пользования объектами интеллектуальной собственности и т.д.

Если таможенная стоимость вывозимых товаров не может быть определена по стоимости сделки с ними (например, имеются обстоятельства, влияющие на формирование объективной цены товаров, или подлежащие дополнительные начисления к цене товаров не определены количественно и не подтверждены документально либо товар вывозится не в соответствии с договором международной купли-продажи), таможенная стоимость таких товаров определяется на основе стоимости сделки с идентичными товарами, стоимости сделки с однородными товарами (Идентичные или однородные товары должны быть проданы для вывоза из Российской Федерации в ту же страну, в которую вывозятся оцениваемые товары, и вывезенными из Российской Федерации в тот же или соответствующий ему период, что и оцениваемые товары) или на основе расчетной стоимости (Расчетная стоимость вывозимых товаров определяется путем сложения:

суммы расходов, понесенных на изготовление или приобретение материалов, и затрат, связанных с производством вывозимых товаров;

суммы прибыли и коммерческих и управленческих расходов, эквивалентной той величине, которая обычно учитывается при продажах товаров того же класса или вида, что и оцениваемые товары, которые производятся в Российской Федерации для вывоза в ту же страну, в которую вывозятся оцениваемые товары). При этом декларант (в зависимости от имеющихся у него документов) имеет право выбрать для определения таможенной стоимости вывозимых товаров одну из указанных основ.

При отсутствии сведений для определения таможенной стоимости перечисленными выше способами разрешаются отдельные отклонения от правил, т.е. допускается гибкость в применении методов (По стоимости сделки с вывозимыми товарами, по стоимости сделки с идентичными товарами, по стоимости сделки с однородными товарами или на основе расчетной стоимости товаров) определения таможенной стоимости товаров. Гибкость такого подхода предусматривает, в частности:

– разумное отклонение от установленных требований о том, что идентичные или однородные товары должны быть вывезены в тот же или соответствующий ему период, что и оцениваемые товары;

– возможность использования в качестве основы таможенную стоимость идентичных или однородных товаров, ранее определенную не по стоимости сделки с ними, а по стоимости сделки с идентичными или с однородными им товарами (Не допускается брать за основу таможенной стоимости вывозимых товаров:

а) цену товара на внутреннем рынке Российской Федерации;

б) цену товара, поставляемого из Российской Федерации в иную страну, чем страна, в которую поставляются оцениваемые товары;

в) расходы, отличные от тех, которые подлежат включению в расчетную стоимость товаров при определении таможенной стоимости по методу сложения применительно к идентичным или однородным товарам;

г) цену, которая предусматривает принятие для таможенных целей наивысшую из двух альтернативных стоимостей;

д) минимальные таможенные стоимости;

е) произвольные или фиктивные стоимости).

Из таможенной стоимости вывозимых товаров разрешаются следующие вычеты:

– расходы по перевозке (транспортировке) товаров, осуществляемой для их вывоза из Российской Федерации, и расходы по последующей перевозке (транспортировке);

– пошлины, налоги и сборы, взимаемые в Российской Федерации в связи с вывозом товаров;

– пошлины, налоги и сборы, взимаемые в отношении оцениваемых товаров в стране, в которую ввозятся эти товары.

Порядок заявления таможенной стоимости товаров называется декларированием таможенной стоимости.

Декларирование таможенной стоимости товаров, ввозимых на таможенную территорию таможенного союза, осуществляется при помещении под таможенную процедуру путем указания сведений:

– об избранном методе определения таможенной стоимости товаров;

– величине таможенной стоимости товаров;

– обстоятельствах и условиях внешнеэкономической сделки, повлиявших на определение таможенной стоимости товаров.

Согласно абз. 1 ст. 9 Соглашения о порядке декларирования таможенной стоимости товаров, перемещаемых через таможенную границу таможенного союза, формы декларации таможенной стоимости и правила их заполнения устанавливаются решением КТС. До вступления их в силу действуют нормы законодательства каждого из государств сторон.

В Российской Федерации применяется декларация таможенной стоимости (ДТС) (см. приказ ФТС России от 01.09.2006 № 829 «Об утверждении формы бланков декларации таможенной стоимости (ДТС-1 и ДТС-2) и Инструкции о порядке заполнения декларации таможенной стоимости»).

При определении таможенной стоимости по стоимости сделки с ввозимыми товарами (метод 1) заполняется ДТС-1, в иных случаях заполняется ДТС-2.

ДТС заполняется на все товары, ввозимые на территорию РФ, декларируемые с использованием грузовой таможенной декларации, за исключением случаев:

– ввоза товаров физическими лицами (для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности);

– ввоза товаров, заявляемая величина таможенной стоимости которых не порождает обязанности уплаты таможенных платежей (Например, в соответствии с подп. 2 п. 3 ст. 80 ТК ТС таможенные пошлины, налоги не уплачиваются при ввозе товаров в адрес одного получателя от одного отправителя по одному транспортному (перевозочному) документу, общая таможенная стоимость которых не превышает суммы, эквивалентной 200 евро по курсу валют, устанавливаемому в соответствии с законодательством государства – члена таможенного союза, таможенным органом которого осуществляется выпуск таких товаров, действующему на момент возникновения обязанности по уплате таможенных пошлин, налогов);

– заявления таможенной процедуры, не предусматривающей уплату таможенных пошлин, налогов;

– ввоза товаров, не облагаемых таможенными пошлинами, налогами.

Таможенный орган оставляет за собой право требовать (при необходимости) представления ДТС для подтверждения заявленной декларантом в ГТД таможенной стоимости товаров (за исключением случаев ввоза товаров физическими лицами).

При обнаружении таможенным органом или декларантом недостоверных сведений о таможенной стоимости товаров (включая неправильно выбранный метод определение таможенной стоимости товаров и (или) неправильно определенную таможенную стоимость товаров) допускается ее корректировка. Таможенная стоимость может быть откорректирована как до, так и после выпуска товаров.

Для уточнения сведений о таможенной стоимости товаров (декларируемых путем подачи ГТД) применяется отдельная форма таможенного документа – Корректировке таможенной стоимости (На основании ст. 5 Соглашения о порядке осуществления контроля правильности определения таможенной стоимости товаров, перемещаемых через таможенную границу таможенного союза, и п. 4 ст. 68 ТК корректировка таможенной стоимости товаров и пересчет подлежащих уплате таможенных пошлин, налогов до и после выпуска товаров, а также срок их уплаты осуществляются в порядке и по формам, которые установлены решением КТС. До вступления в силу указанного решения на территории РФ сохраняют свое действие документы ФТС России).

Форма корректировки таможенной стоимости и таможенных платежей, а также порядок ее заполнения утверждены приказом ФТС России от 20.09.2007 № 1166 «Об утверждении комплектов бланков "Форма корректировка таможенной стоимости и таможенных платежей (КТС-1)" "Добавочный лист (КТС-2)" и Инструкции о порядке заполнения форм корректировки таможенной стоимости и таможенных платежей».

Последствия корректировки таможенной стоимости зависят от конкретных обстоятельств заявления недостоверных сведений о таможенной стоимости товаров (ошибочное обращение к методу определения таможенной стоимости товаров при наличии обстоятельств, препятствующих егс применению, некорректное применение избранного методе определения таможенной стоимости или умышленное занижение таможенной стоимости товаров), т.е. от необходимости доплаты недостающих сумм таможенных платежей до привлечения к уголовной или административной ответственности за недостоверное декларирование товаров.

С 1 января 2011 г. подлежат применению порядок декларирования таможенной стоимости ввозимых товаров а также порядок ее корректировки, утвержденные решением КТС от 20.09.2010 № 376 «О порядках декларирования, контроля и корректировки таможенной стоимости товаров».

Таможенная стоимость вывозимых товаров определяется и подлежит декларированию таможенному органу только в случаях обложения товаров вывозной таможенной пошлиной (При заявлении таможенной процедуры экспорта в отношении вывозимых товаров, для которых не установлены таможенные пошлины и налоги, исчисляемые исходя из их таможенной стоимости, таможенная стоимость таких товаров не определяется и не заявляется (п. 3 разд. I Правил определения таможенной стоимости товаров, вывозимых с таможенной территории Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 № 500)).

В соответствии с Инструкцией о порядке заполнения декларации таможенной стоимости при заявлении таможенной процедуры экспорта (с использованием ГТД) в отношении вывозимых товаров, для которых установлены таможенные пошлины и налоги, исчисляемые исходя из их таможенной стоимости, применяются формы декларации таможенной стоимости – ДТС-3 и ДТС-4 (При самостоятельном определении таможенными органами таможенной стоимости вывозимых товаров используются формы декларации таможенной стоимости (ДТС-3 и ДТС-4) вне зависимости от заявляемого (заявленного) таможенного режима). ДТС-3 заполняется при определении таможенной стоимости вывозимых товаров по стоимости сделки с вывозимыми товарами или по резервному методу. ДТС-4 заполняется во всех иных случаях (например, при определении таможенной стоимости вывозимых товаров на основе стоимости сделки с идентичными товарами, стоимости сделки с однородными товарами или на основе расчетной стоимости).