logo
Таможня

1.4. Таможенно-правовая терминология

Любая отрасль законодательства (права) имеет свою терминологию. Придание отдельному термину определенного смысла (для целей данной правовой отрасли) во многом упрощает построение юридических фраз (конструкций). Поэтому, чтобы последующее восприятие таможенных правил было более предметным, необходимо рассмотреть содержание отдельных ключевых понятий.

Единая таможенная территория таможенного союза (далее – таможенная территория таможенного союза) представляет собой государственные территории Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации, а также находящиеся за пределами территорий государств – членов таможенного союза искусственные острова, установки, сооружения и иные объекты, в отношении которых государства – члены таможенного союза обладают исключительной юрисдикцией.

Пределы таможенной территории таможенного союза являются таможенной границей таможенного союза (п. 1, 2 ст. 2 ТК ТС).

Перемещение товаров через государственные границы государств – членов таможенного союза уже не является перемещением через таможенную границу (Тем не менее контрольные действия сохраняются, а в отдельных случаях совершаются таможенные операции для выпуска товаров (см., например, письмо ФТС России от 11.10.2010 № 01-11/47866 «О совершении таможенных операций и таможенном контроле автомобилей для личного пользования, перемещаемых через российско-белорусский или российско-казахстанский участки государственной границы Российской Федерации»)). Таможенной границей выступает внешняя граница государств – членов таможенного союза, являющаяся границей с государствами, не входящими в таможенный союз.

Пункт 3 ст. 2 ТК ТС допускает на уровне международных договоров государств – членов таможенного союза установление таможенных границ, обозначающих отдельные территории, расположенные в пределах таможенного союза.

Такими территориями в России являются территории особых экономических зон (ОЭЗ), в пределах которых применяется таможенная процедура свободной таможенной зоны. Например, на основании п. 3, 4 ст. 9 Соглашения между Правительством РФ, Правительством Республики Беларусь и Правительством Республики Казахстан от 18.06.2010 по вопросам свободных (специальных, особых) экономических зон на таможенной территории таможенного союза и таможенной процедуры свободной таможенной зоны товары, ввезенные на территорию ОЭЗ, на которой применяется таможенная процедура свободной таможенной зоны, и помещенные под таможенную процедуру свободной таможенной зоны, рассматриваются как находящиеся вне таможенной территории таможенного союза для целей применения таможенных пошлин, налогов, а также мер нетарифного регулирования.

Пределы портовой и логистической ОЭЗ являются таможенной границей таможенного союза (см. 5.16).

Таким образом, на территории РФ отмечается несколько таможенных границ.

1. Внешняя таможенная граница:

– таможенная граница, совпадающая с Государственной границей РФ, являющейся границей с государствами, не входящими в таможенный союз;

– таможенная граница, обозначающая пределы территорий искусственных островов, установок и сооружений, находящихся в исключительной экономической зоне РФ и на континентальном шельфе РФ.

2. Внутренняя таможенная граница, обозначающая пределы особых экономических зон, на территориях которых применяется таможенная процедура свободной таможенной зоны.

Под перемещением через таможенную границу товаров (транспортных средств) понимается ввоз на таможенную территорию таможенного союза или вывоз с этой территории товаров (транспортных средств).

С перемещением связано возникновение таможенно-правовых отношений. И, как следствие, с момента приобретения товаром статуса перемещаемого пользование и распоряжение им возможно только в соответствии с ТК ТС (п. 1 ст. 153 ТК ТС).

При ввозе товаров (транспортных средств) на таможенную территорию перемещение начинается с фактического пересечения таможенной границы любым способом (различными видами транспорта, включая трубопроводный транспорт и линии электропередачи), в результате которого товары (транспортные средства) прибыли на таможенную территорию.

Завершается перемещение через таможенную границу ввозимых товаров (транспортных средств) их выпуском таможенными органами.

При вывозе товаров с таможенной территории перемещение начинается с совершения действий (например, подачи декларации на товары), направленных на вывоз товаров с таможенной территории любым способом, до фактического пересечения ими таможенной границы (убытия).

Таким образом, перемещение имеет начало, период времени для совершения таможенных операций и завершение (выпуск товаров или их фактическое убытие). То есть можно вести речь о перемещаемых через таможенную границу товарах (транспортных средствах) и перемещенных (выпущенных таможенными органами после ввоза или пересекших таможенную границу при вывозе).

Товаром в целях таможенного законодательства таможенного союза является любое движимое имущество, перемещаемое через таможенную границу, в том числе носители информации, валюта государств – членов таможенного союза, ценные бумаги и (или) валютные ценности, дорожные чеки, электрическая и иные виды энергии, а также иные перемещаемые вещи, приравненные к недвижимому имуществу (например, водные и воздушные суда).

В зависимости от особенностей совершения таможенных операций, а также применяемых таможенных процедур и других условий выпуска, не связанных с таможенными процедурами, отдельно выделяются такие категории товаров, как:

– транспортные средства (водные и воздушные суда, автомобильный транспорт, прицеп, полуприцеп, железнодорожный транспорт (Железнодорожный подвижной состав, единица железнодорожного подвижного состава), контейнер, а также перевозимые вместе с перечисленными транспортными средствами технические паспорта (формуляры), запасные части, принадлежности и оборудование, горюче-смазочные материалы, охлаждающие и иные технические жидкости, содержащиеся в заправочных емкостях, предусмотренных их конструкцией);

– транспортные средства международной перевозки (перечисленные выше транспортные средства, ввозимые на таможенную территорию или вывозимые за ее пределы в целях начала и (или) завершения международной перевозки грузов, пассажиров и (или) багажа, с находящимися на них специальным оборудованием, предназначенным для погрузки, разгрузки, обработки и защиты грузов, предметами материально-технического снабжения и снаряжения, а также запасными частями и оборудованием, предназначенными для ремонта, технического обслуживания или эксплуатации транспортного средства в пути следования);

– товары для личного пользования (Товары, предназначенные не для предпринимательской деятельности и перемещаемые через таможенную границу физическими лицами в сопровождаемом или несопровождаемом багаже, международных почтовых отправлениях либо иным способом), экспресс-грузы (Товары, перевозимые в рамках скоростной перевозки любыми видами транспорта с использованием электронной информационной системы организации и отслеживания перевозок в целях доставки данных товаров до получателя в соответствии с индивидуальной накладной в течение минимально возможного и (или) фиксированного промежутка времени, за исключением товаров, пересылаемых в международных почтовых отправлениях. Например, осуществляют перевозки экспресс-грузов такие организации, как TNT, DHL, Major и др.), международные почтовые отправления (Почтовые отправления, принимаемые для пересылки за пределы таможенной территории таможенного союза, поступающие на таможенную территорию таможенного союза либо следующие транзитом через эту территорию и сопровождаемые документами, предусмотренными актами Всемирного почтового союза. В России перевозки международных почтовых отправлений осуществляет Федеральное государственное унитарное предприятие «Почта России», а также ее филиал «EMS Почта России», специализирующийся, в частности, на экспресс-доставках МПО).

В таможенном отношении товар – это всегда (независимо от каких-либо льгот) предмет таможенного контроля (подп. 1 п. 2 ст. 95 ТК ТС) и, как правило, объект обложения таможенными пошлинами и налогами (п. 1 ст. 75 ТК ТС).

Главными признаками товаров выступают:

– движимость;

перемещаемость («Перемещаемость» можно рассматривать как первоначальный признак товара, поскольку при изменении таможенной процедуры не всегда возникает необходимость перемещения товара через таможенную границу. Например, в случае изменения таможенной процедуры временного ввоза (допуска) на выпуск для внутреннего потребления или при изменении таможенной процедуры временного вывоза на таможенную процедуру экспорта) через таможенную границу. Примечательно, что отдельные объекты гражданских прав, такие, например, как результаты интеллектуальной деятельности (ст. 128 ГК), в том числе исключительные права на них (интеллектуальная собственность), не охвачены понятием товаров, применяемым в таможенных целях. Вместе с тем при перемещении через таможенную границу товаров, содержащих объекты интеллектуальной собственности, последние также подлежат таможенному контролю и учету при исчислении налоговой базы для взимания таможенных платежей (см. 6.3).

Следующей неотъемлемой таможенно-правовой характеристикой товара является его принадлежность к товару таможенного союза или иностранному товару (Можно использовать термин «статус товара», но при этом иметь в виду, что статус товара как понятие несколько шире, чем его принадлежность к товару таможенного союза или иностранному товару. Так, например, товар может обладать определенным статусом как находящийся под таможенным контролем, как хранящийся на СВХ, условно выпущенный или имеющий статус вещественного доказательства по делу о нарушении таможенных правил). Принадлежность товара к товару таможенного союза или иностранному товару используется для целей применения либо неприменения в рамках отдельных таможенных операций или таможенных процедур:

– мер таможенно-тарифного регулирования;

– запретов и ограничений на ввоз товаров из определенных стран.

Например, на склад временного хранения помещаются только иностранные товары, без представления документов, подтверждающих соблюдение запретов и ограничений, в том числе экономического характера (ч. 1 п. 1 ст. 169 ТК ТС).

Находящиеся на временном хранении иностранные товары освобождаются от уплаты таможенных пошлин, налогов (п. 1 ст. 167 ТК ТС).

При помещении иностранных товаров под таможенную процедуру переработки на таможенной территории не требуется уплаты ввозных таможенных пошлин, налогов, а также соблюдения мер нетарифного регулирования (п. 1 ст. 239 ТК ТС).

Для товаров таможенного союза, помещенных под таможенную процедуру экспорта, не требуется заявления таможенного транзита, чтобы перевезти их в таможенный орган, расположенный в месте убытия товаров, за пределы таможенной территории (п. 5 ст. 215 ТК ТС).

По общему правилу (подп. 67 п. 1 ст. 4 1К 1 С) товары таможенного союза – это товары, находящиеся на таможенной территории таможенного союза в результате:

– полного производства в государствах – членах таможенного союза;

– ввоза на таможенную территорию таможенного союза и приобретения статуса товаров таможенного союза (например, после уплаты таможенных платежей и представления необходимых разрешительных документов в соответствии с таможенной процедурой выпуска для внутреннего потребления);

– изготовления в государствах – членах таможенного союза из товаров, ранее полностью произведенных на таможенной территории таможенного союза, либо из товаров, ранее приобретших статус товаров таможенного союза (другими словами, товар становится товаром таможенного союза, если он изготовлен из товара, уже имеющего статус товара таможенного союза);

– изготовления в государствах – членах таможенного союза из иностранных товаров и приобретения статуса товаров таможенного союза (например, после выпуска для внутреннего потребления продуктов переработки иностранных товаров или товаров, находящихся на таможенной территории в соответствии с таможенной процедурой временного ввоза (допуска), таможенного склада).

Таким образом, товар таможенного союза это товар, находящийся на таможенной территории таможенного союза (в результате производства либо выпуска таможенным органом) без ограничений прав собственности на него со стороны таможенного законодательства таможенного союза.

В соответствии с подп. 10 п. 1 ст. 4 ТК ТС товары, не отвечающие критериям товаров таможенного союза, являются иностранными товарами. Это же относится к товарам таможенного союза, покинувшим таможенную территорию таможенного союза (За исключением временно вывозимых транспортных средств международной перевозки (п. 2 ст. 345 ТК ТС) и таможенного транзита товаров таможенного союза от таможенного органа места убытия до таможенного органа места прибытия через территорию государства, не являющегося членом таможенного союза (подп. 5 п. 2 ст. 215 ТК ТС)).

В отличие от товаров таможенного союза, иностранные товары всегда находятся на таможенной территории под таможенным контролем. Нахождение иностранных товаров под таможенным контролем предусматривает пользование и распоряжение ими только в порядке и на условиях, которые определены ТК ТС. Данные ограничения, например, могут быть обусловлены требованиями таможенных операций, предшествующих подаче таможенной декларации, или требованиями таможенных процедур, в соответствии с которыми иностранные товары выпускаются на таможенной территории.

Кроме определения статуса товаров – для целей таможенно-тарифного (см. 2.2) и нетарифного регулирования может иметь значение конкретная страна (группа стран) происхождения иностранных товаров (п. 2 ст. 58 ТК ТС). Например, в целях таможенно-тарифного регулирования (применения ставок ввозных таможенных пошлин) страна происхождения имеет значение для иностранных товаров:

а) происходящих из стран, пользующихся режимом наиболее благоприятствуемой нации (РНБ), который предоставляется Российской Федерацией на основании заключенного двухстороннего торгового соглашения (например, Германия, США, Канада, Япония, Китай, Европейский Союз и др.);

б) происходящих из стран, которым Российская Федерация не предоставляет режима наибольшего благоприятствования (например, Алжир);

в) происходящих из развивающихся стран – пользователей системы тарифных преференций таможенного союза (Аргентина, Бразилия, Вьетнам, Индия и др.);

г) происходящих из наименее развитых стран – пользователей системы тарифных преференций таможенного союза (Афганистан, Бангладеш, Эфиопия, Заир, Гвинея, Замбия и др.);

д) происходящих из стран СНГ (участников соглашения о создании зоны свободной торговли);

е) произведенных на территории свободной таможенной зоны (см. 5.16);

ж) имеющих статус товаров таможенного союза на момент их вывоза за пределы таможенной территории (см. 5.11).

Таким образом, принадлежность товара к товару таможенного союза или к иностранному товару (с учетом страны происхождения иностранного товара) можно представить в виде следующей схемы.

Порядок определения страны происхождения товаров установлен следующими документами:

– для товаров, происходящих из государств – членов таможенного союза, а также для товаров, происходящих из государств – участников СНГ, – Соглашением Правительств государств – участников стран СНГ от 20.11.2009 о Правилах определения страны происхождения товаров в Содружестве Независимых Государств;

– для товаров, происходящих из развивающихся и наименее развитых стран, – Соглашением между Правительством РФ, Правительством Республики Беларусь и Правительством Республики Казахстан от 12.12.2008 о правилах определения происхождения товаров из развивающихся и наименее развитых стран;

– для товаров, происходящих из других стран (которым РФ предоставляет (или не предоставляет) режим наибольшего благоприятствования), – Соглашением между Правительством РФ, Правительством Республики Беларусь и Правительством Республики Казахстан от 25.01.2008 о единых правилах определения страны происхождения товаров.

Таможенные операции – это отдельные действия, совершаемые участниками таможенных правоотношений (таможенными органами, перевозчиками, декларантами и другими лицами) в отношении товаров, находящихся под таможенным контролем (например, перемещаемых через таможенную границу или в случае изменения таможенной процедуры без перемещения через таможенную границу) (см. 4.1).

Таможенные операции могут совершаться в различных целях, в зависимости от того, какое заинтересованное лицо их совершает. Например, перевозчик:

– в месте прибытия товаров на таможенную территорию представляет таможенному органу необходимые документы и сведения, выполняя требования ст. 158 ТК ТС об уведомлении таможенного органа о прибытии товаров;

– в месте доставки товаров, перевозимых по процедуре таможенного транзита, представляет таможенному органу транспортные, коммерческие и таможенные документы для помещения товаров на временное хранение (ч. 1 п. 6 ст. 225 и ч. 1 п. 1 ст. 169 ТК ТС).

Декларант или таможенный представитель совершает таможенные операции при подаче таможенному органу декларации на товары с целью их последующего выпуска в соответствии с избранной таможенной процедурой.

В ТК ТС таможенные операции разделены на две группы: операции, предшествующие подаче таможенной декларации, и операции по таможенному декларированию товаров (помещению под таможенную процедуру).

Таможенная процедура – это совокупность норм, определяющих для таможенных целей требования и условия пользования и (или) распоряжения товарами на таможенной территории таможенного союза или за ее пределами (подп. 26 п. 1 ст. 4 ТК ТС) (см. 5.1).

Другими словами, каждая таможенная процедура содержит перечень требований (по уплате таможенных платежей и представлению разрешительных документов) и перечень последующих (после выпуска) ограничений прав собственности на товары. Чем больше требований для помещения под соответствующую таможенную процедуру, тем меньше ограничений. Например, при помещении товаров под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления с уплатой таможенных платежей и соблюдением запретов и ограничений товары подлежат выпуску без каких-либо ограничений прав пользования и распоряжения ими на таможенной территории. И наоборот, если товар выпускается в соответствии с таможенной процедурой таможенного склада без уплаты ввозных таможенных пошлин, налогов и без соблюдения мер нетарифного регулирования, а также запретов неэкономического характера, то таким товаром нельзя пользоваться, но можно распоряжаться правами на него в пределах таможенного склада.

В зависимости от намерений декларанта он вправе выбрать таможенную процедуру, позволяющую в максимальной степени извлечь пользу перемещения через таможенную границу товаров, с учетом приемлемых для него требований и ограничений.

Таможенные льготы как самостоятельное понятие в таможенной терминологии (п. 1 ст. 4 ТК ТС) не содержится. Однако частично оно присутствует во всех основных институтах таможенного права (таможенные операции, таможенные платежи, таможенный контроль). Например, ст. 41 ТК ТС устанавливает специальные упрощения, предоставляемые уполномоченному экономическому оператору. Данные упрощения позволяют в льготном порядке совершать отдельные группы таможенных операций. Статья 74 ТК ТС посвящена льготам по уплате таможенных платежей. Статья 105 ТК ТС содержит основания неприменения таможенными органами таможенного досмотра.

Как правило, под льготой принято понимать предоставление каких-либо преимуществ, частичное освобождение от выполнения установленных правил, обязанностей или облегчение условий их выполнения (Советский энциклопедический словарь. 4-е изд. М.: Советская энциклопедия, 1987. С. 733).

Придерживаясь общего представления о льготах вообще, таможенные льготы можно определить как преимущества, предоставляемые заинтересованным лицам таможенным законодательством таможенного союза и законодательством государства – участника таможенного союза (на территории данного государства) (Например, льготы по уплате налогов и таможенных сборов определяются законодательством государств – членов таможенного союза (ч. 3 п. 2 ст. 74 ТК ТС)) по уплате таможенных платежей, при совершении таможенных операций, по освобождению от определенных форм таможенного контроля.

Льготы по уплате таможенных платежей:

а) тарифные льготы (преимущества, предоставляемые в связи с уплатой таможенной пошлины, которые выражаются в освобождении от такой уплаты, применении сниженной ставки таможенной пошлины, возврате ранее уплаченной таможенной пошлины) (В подп. 1, 2 п. 1 ст. 74 ТК ТС тарифные преференции и тарифные льготы разделены, хотя тарифные преференции предоставляются только применительно к уплате таможенных пошлин. Вероятно, такое разделение можно объяснить традиционным (устоявшимся) нормотворческим подходом к преимуществам по уплате таможенных пошлин. Например, в ст. 5 и 7 Соглашения между Правительством РФ, Правительством Республики Беларусь и Правительством Республики Казахстан от 25.01.2008 о едином таможенно-тарифном регулировании эти преимущества также разделены. При .этом почему-то в п. 1 ст. 5 данного Соглашения говорится, что тарифные льготы предоставляются в виде освобождения от уплаты ввозной таможенной пошлины или снижения ставки ввозной таможенной пошлины. Последний вариант тарифной льготы (в виде снижения ставки) как раз и проявляется при предоставлении тарифных преференций, например в отношении товаров, происходящих из развивающихся стран (п. 3 ст. 7 Соглашения));

б) налоговые льготы (акциз, НДС, от обязанности уплаты которых плательщик может быть освобожден);

в) льготы по уплате таможенных сборов (например, освобождение от уплаты таможенных сборов за совершение таможенных операций).

Льготы по таможенным платежам также можно разделить по основаниям предоставления:

– тарифные преференции (льготы по уплате ввозной таможенной пошлины, предоставляемые в зависимости от страны происхождения товаров);

– льготы, предоставляемые в зависимости от вида товаров (например, от уплаты таможенной пошлины, НДС освобождаются валюта, ценные бумаги);

– льготы, предоставляемые в зависимости от цели ввоза товаров (товары, ввозимые в качестве гуманитарной помощи или в целях ликвидации последствий аварий и катастроф, стихийных бедствий);

– льготы для отдельной категории иностранных лиц (дипломатические представительства, консульские учреждения);

– таможенная процедура (таможенный склад, таможенный транзит, беспошлинная торговля и др.);

– общая таможенная стоимость ввозимых на таможенную территорию таможенного союза товаров (кроме товаров для личного пользования) в адрес одного получателя от одного отправителя по одному транспортному документу не превышает суммы, эквивалентной 200 евро (По курсу валют, устанавливаемому в соответствии с законодательством государства – члена таможенного союза, таможенным органом которого осуществляется выпуск таких товаров, действующему на момент возникновения обязанности по уплате таможенных пошлин, налогов (поди. 2 п. 3 ст. 80 ТК ТГ)).

Обычно при установлении конкретной льготы по таможенному платежу (платежам) имеет место сразу несколько критериев. Например, от уплаты ввозной таможенной пошлины освобождаются товары, ввозимые в качестве вклада иностранного учредителя в уставный (складочный) капитал в пределах сроков, установленных учредительными документами для формирования этого капитала (подп. 2 п. 3 ст. 5 Соглашения о едином таможенно-тарифном регулировании).

Для реализации права на данную льготу необходимо одновременно отвечать трем критерием, а именно: соответствовать статусу лица (предприятие с иностранным участием), ввозить товары, относящиеся к основным фондам и не являющиеся подакцизными, а также подтвердить учредительными документами цель ввоза.

В соответствии со ст. 41 ТК ТС льготы, предоставляемые при совершении таможенных операций, называются специальными упрощениями, которые допускают:

– временное хранение товаров на территориях (в помещениях) заинтересованного лица;

– выпуск товаров до подачи на них таможенной декларации;

– проведение таможенных операций в рамках таможенного декларирования на территориях (в помещениях) заинтересованного лица.

Основной критерий предоставления перечисленных льгот заключается в наличии у заинтересованного лица (декларанта) специального статуса – уполномоченного экономического оператора.

Решением КТС от 18.06.2010 о перечне товаров, в отношении которых не могут применяться специальные упрощения, предоставляемые уполномоченному экономическому оператору, определены те товары, в отношении которых неприменимы специальные упрощения:

– алкогольные и табачные изделия;

– иные товары, определенные законодательством государств – членов таможенного союза.

Для получения статуса уполномоченного экономического оператора российское юридическое лицо обязано выполнить следующие условия:

– обеспечить уплату таможенных пошлин, налогов на сумму, эквивалентную 1 млн. евро (По курсу валют, устанавливаемому в соответствии с законодательством государства – члена таможенного союза, на день предоставления такого обеспечения) (для лиц (Дополнительные требования (критерии) для таких лиц определяются решением КТС), производящих и (или) экспортирующих товары, освобожденные от уплаты вывозных таможенных пошлин, обеспечение предоставляется на сумму, эквивалентную 150 тыс. евро);

– осуществлять внешнеторговую деятельность не менее одного года до дня обращения в таможенный орган;

– не иметь на день обращения в таможенный орган неисполненной обязанности по уплате таможенных платежей, процентов, пеней;

– не иметь фактов неоднократного (два и более раза) привлечения к административной ответственности за правонарушения в области таможенного дела, предусмотренные ст. 16.1-16.3, 16.7, 16.9, 16.15, 16.17, 16.20 и 16.22 КоАП (При условии, что сумма наложенных административных штрафов составила 500 тыс. руб. и более в период, в течение которого лицо, которому назначено административное наказание за совершение административного правонарушения, считается подвергнутым данному наказанию (проект федерального закона «О таможенном регулировании в Российской Федерации»));

– создать систему учета товаров, позволяющую сопоставлять сведения, представленные таможенным органам при совершении таможенных операции, со сведениями о проведении хозяйственных операций (Данная система должна включать в себя:

ведение бухгалтерского и налогового учета, а также учета для таможенных целей (раздельный учет ввозимых и вывозимых товаров в соответствии с законодательством РФ но ведению бухгалтерского и налогового учета);

предоставление таможенным органам доступа в пределах их компетенции к базам и банкам данных таможенных операций автоматизированных информационных систем заявителя;

применение системы учета логистических операций, связанных с транспортировкой и хранением товаров (раздельно по операциям с иностранными товарами и товарами таможенного союза);

применение автоматизированной информационной системы, обеспечивающей защиту информации, предотвращение несанкционированного доступа к информации, возможность незамедлительного восстановления информации (модифицированной или уничтоженной вследствие несанкционированного доступа к ней) и постоянный контроль за обеспечением уровня защищенности информации (проект федерального закона «О таможенном регулировании в Российской Федерации»));

– не применять упрощенную систему налогообложения;

– не иметь фактов привлечения к уголовной ответственности за совершение экономических преступлений руководителей юридического лица, его сотрудников, в чьи должностные обязанности входят организация и осуществление таможенных операций, а также руководителей и сотрудников, осуществляющих таможенные операции, таможенного представителя, который будет применять специальные упрощенные процедуры от имени и по поручению юридического лица в случае присвоения ему статуса уполномоченного экономического оператора;

– иметь находящиеся в собственности (хозяйственном ведении, оперативном управлении или аренде) помещения, открытые площадки и иные территории, предназначенные для временного хранения товаров (В случае временного хранения товаров на собственных складах (в помещениях, на территориях)).

Под льготами по освобождению от определенных форм таможенного контроля обычно имеется в виду освобождение (неприменение) от таможенного досмотра. Кроме ст. 105 ТК ТС освобождения от таможенного досмотра установлены Соглашением между Правительством РФ, Правительством Республики Беларусь и Правительством Республики Казахстан от 18.06.2010 об освобождении от применения таможенными органами государств – членов таможенного союза определенных форм таможенного контроля (см. 3.2).

Таможенное законодательство таможенного союза может допускать применение таможенных льгот как по отдельности, так и одновременно по таможенным платежам, таможенному контролю и совершению таможенных операций. Например, при перемещении товаров физическими лицами не для предпринимательских целей («зеленый коридор») или в случаях освобождения от таможенного досмотра международных почтовых отправлений, стоимость которых не предполагает уплату ввозных таможенных платежей.

Таможенное право, состоящее из норм главным образом процедурного характера, регулирует деятельность, связанную с прохождением таможенных формальностей, пользованием и распоряжением товарами, находящимися под таможенным контролем, а также деятельность в сфере таможенного дела. Отсюда важное значение имеют определенные временные рамки, или сроки, в пределах которых заинтересованные лица вправе реализовывать свои субъективные права.

Под сроком в таможенном праве следует понимать период времени, в течение которого необходимо или возможно совершать определенные юридически значимые действия.

Значимость сроков в таможенном регулировании подтверждается наличием в ТК ТС отдельной ст. 5 «Порядок исчисления сроков, устанавливаемых таможенным законодательством таможенного союза». В соответствии с п. 1 ст. 5 ТК ТС сроки в таможенном законодательстве таможенного союза определяются:

– календарной датой (например, при выпуске товаров до подачи таможенной декларации представляется обязательство о ее подаче не позднее десятого числа месяца, следующего за месяцем выпуска товаров, – подп. 2 п. 1 ст. 197 ТК ТС; декларирование электрической энергии, помещаемой под таможенные процедуры выпуска для внутреннего потребления или экспорта, осуществляется с подачей таможенной декларации не позднее двадцатого числа месяца, следующего за каждым календарным месяцем фактической ее поставки, – п. 1 ст. 336 ТК ТС);

– истечением периода времени, который исчисляется годами (Например, обязанность по уплате ввозных таможенных пошлин, налогов прекращается у декларанта в отношении товаров, помещенных под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления с использованием льгот по уплате таможенных пошлин, налогов, сопряженных с ограничениями по пользованию и (или) распоряжению этими товарами, по истечении пяти лет со дня выпуска товаров в соответствии с таможенной процедурой выпуска для внутреннего потребления (подп. 2 п. 2 ст. 211 ТК ТС)), месяцами (Например, срок проведения выездной таможенной проверки не должен превышать два месяца (ч. 1 п. 12 ст. 132 ТК ТС)), днями (Например, выпуск товаров должен быть завершен таможенным органом не позднее одного рабочего дня, следующего за днем регистрации таможенной декларации (ч. 1 п. 1 ст. 196 ТК ТС)) или часами (Например, выпуск товаров, к которым не применяются вывозные таможенные пошлины, помещаемых под таможенную процедуру экспорта, и товаров, помещаемых под таможенную процедуру временного вывоза, перечень которых определяется Комиссией таможенного союза, должен быть завершен таможенным органом не позднее четырех часов с момента регистрации декларации на товары (ч. 2 п. 1 ст. 196 ТК ТС));

– указанием на событие, которое должно наступить (Например, действие таможенной процедуры таможенного склада завершается помещением товаров под иную таможенную процедуру до истечения срока хранения товаров на таможенном складе (ч. 1 п. 1 ст. 236 ТК ТС)) или должно быть совершено (Например, вывозные таможенные пошлины подлежат уплате до выпуска товаров в соответствии с таможенной процедурой экспорта (п. 3 ст. 214 ТК ТС)).

Помимо порядка исчисления сроков для определения их начала и окончания в ст. 5 ТК ТС учтена правоприменительная и судебная практика, касающаяся установления рабочих дней. Дело в том, что при значительном товарообороте и (или) потоке пассажиров таможенные органы, как правило, вводят режим ежедневной работы, в том числе и круглосуточный. Поэтому в ч. 2 п. 8 ст. 5 ТК ТС определено, что если в местах перемещения товаров через таможенную границу и иных местах нахождения таможенных органов установлено время работы таможенных органов в нерабочие дни, срок совершения таможенных операций этими таможенными органами, исчисляемый рабочими днями, включает в себя нерабочие дни.

Существование сроков в таможенном праве не только предоставляет временную возможность реализации определенных прав, но и призвано дисциплинировать участников таможенных правоотношений, причем последнее в равной степени относится как к заинтересованным лицам, так и к таможенным органам.

С практической точки зрения представляет интерес деление всех предусмотренных ТК ТС сроков на реальные и формальные.

Реальность сроков прямо указывает на негативные последствия их несоблюдения для соответствующих участников таможенных правоотношений (в том числе потенциальных). Например, несоблюдение годового срока обращения в таможенный орган с целью подтверждения страны происхождения товара лишает лицо возможности восстановления льготного порядка уплаты таможенной пошлины (п. 3 ст. 63 ТК ТС).

Пропуск трехлетнего срока возврата на таможенную территорию ранее вывезенных товаров таможенного союза лишает лиц (потенциальных участников таможенных правоотношений) возможности применения таможенной процедуры реимпорта (подп. 1 п. 1 ст. 293 ТК ТС).

Нарушение таможенным органом месячного срока возврата излишне уплаченных или излишне взысканных таможенных пошлин, налогов предусматривает начисление на невозвращенную в установленный срок сумму таможенных пошлин, налогов процентов по ставке рефинансирования ЦБ РФ за каждый день нарушения срока возврата.

Формальные сроки позволяют только косвенно предполагать возможность наступления негативных последствий для лиц, которым предписано соблюдение данных сроков в соответствии с ТК ТС. Например, сроки выпуска товаров таможенным органом (ст. 196 ТК ТС), сроки проведения таможенным органом выездной таможенной проверки (п. 12 ст. 132 ТК ТС).

В приведенных примерах последствия несоблюдения формальных сроков могут корреспондироваться со ст. 104 ТК ТС, п. 2 которой предполагает возможность возмещения в полном объеме убытков, причиненных неправомерными решениями, действиями (бездействием) таможенных органов либо их должностных лиц, в соответствии с национальным законодательством.