logo
Таможня

3.1. Общие положения таможенного контроля

В соответствии с одним из основных принципов перемещения товаров через таможенную границу – все товары, перемещаемые через таможенную границу, подлежат таможенному контролю в порядке, установленном таможенным законодательством таможенного союза и законодательством государств – членов таможенного союза (ч. 1 п. 3 ст. 150 ТК ТС). Требования данного принципа обязательны и распространяются на всех лиц, перемещающих товары. С этим принципом связана такая функция таможенных органов, как осуществление таможенного контроля (подп. 1 ст. 403 ТК).

Согласно подп. 31 п. 1 ст. 4 ТК ТС таможенный контроль – совокупность мер, осуществляемых таможенными органами, в том числе с использованием системы управления рисками, в целях обеспечения соблюдения таможенного законодательства таможенного союза и законодательства государств – членов таможенного союза.

Под совокупностью осуществляемых таможенными органами мер понимаются формы, способы и средства проведения таможенного контроля.

Формы проведения таможенного контроля – это отдельные виды проверочных мероприятий (проверка документов и сведений, таможенный досмотр, таможенное наблюдение и другие формы (ст. 110 ТК ТС)).

Способы проведения таможенного контроля представляют собой меры, применяемые таможенными органами для наиболее эффективной реализации избранной формы (форм) таможенного контроля. К способам проведения таможенного контроля можно отнести, например, использование системы управления рисками (п. 2 ст. 94 ТК ТС); создание зон таможенного контроля (ст. 97 ТК ТС); привлечение специалистов (ст. ст. 101, 102 ТК ТС), проведение таможенных экспертиз (гл. 20 ТК ТС) и идентификации (ст. 109 ТК ТС), наложение ареста на товары или их изъятие (подп. 11 п. 1 ст. 134 ТК ТС).

В качестве средств проведения таможенного контроля следует рассматривать:

– технические средства таможенного контроля (п. 1 ст. 107 ТК ТС) (см. приказ ГТК России от 29.10.2003 № 1220 «Об утверждении перечня и порядка применения технических средств»);

– водные и воздушные суда таможенных органов (п. 2 ст. 107 ТК ТС) (см. постановление Правительства РФ от 10.12.2003 № 747 «Об утверждении порядка использования морских (речных) судов таможенных органов Российской Федерации для целей таможенного контроля»);

– информационные ресурсы таможенных органов (ст. 44, 106 ТК ТС);

– поисковых собак.

Таможенный контроль может проводиться исключительно таможенными органами. Вместе с тем кроме таможенных органов существуют иные государственные контролирующие органы, осуществляющие функции по отношению к перемещаемым через таможенную границу товарам, например, Роспотребнадзор, Россельхознадзор.

В п. 1 ст. 103 ТК ТС определено, что при проведении таможенного контроля товаров, перемещаемых через таможенную границу и подлежащих контролю другими контролирующими государственными органами, таможенные органы обеспечивают общую координацию таких действий и их одновременное проведение.

При необходимости отбора проб и образцов товаров контролирующие государственные органы должны получить разрешение таможенного органа (ст. 155 ТК ТС).

Окончательное решение о выпуске товаров принимается таможенным органом но результатам проведенного таможенного контроля, в том числе проверки документов и сведений, включая разрешительные документы, оформляемые иными уполномоченными органами (подп. 1 и. 1 ст. 195 ТК ТС).

В отношении транспортных средств, на которых перевозятся товары, находящиеся под таможенным контролем, самостоятельные полномочия таможенных органов ограничены территориями зон таможенного контроля. В иных местах остановка транспортных средств осуществляется органами внутренних дел, уполномоченными в области обеспечения безопасности дорожного движения, при их взаимодействии с таможенными органами (п. 1 ст. 410 ТК).

Исходя из целей таможенного контроля (обеспечение соблюдения таможенного законодательства таможенного союза и законодательства государств – членов таможенного союза (подп. 31 п. 1 ст. 4 ТК ТС)) и основных задач таможенных органов (ст. 6 ТК ТС), можно обозначить объект и предметы таможенного контроля.

В качестве объекта таможенного контроля выступает деятельность, подлежащая проверке (контролю) таможенными органами, а именно:

– перемещение товаров и транспортных средств через таможенную границу, а также последующие операции с товарами, выпущенными (в том числе условно) на таможенной территории таможенного союза;

– деятельность в сфере таможенного дела;

– действия, предшествующие перемещению товаров и (или) транспортных средств через таможенную границу (например, подача предварительной таможенной декларации, обращение в таможенный орган за документом об условиях переработки товаров);

– совершение операций с товарами (например, торговых операций), ввезенными в Российскую Федерацию с нарушением таможенных правил или прав интеллектуальной собственности.

Предметом таможенного контроля будет выступать то, на что непосредственно направлена проверочная деятельность таможенных органов. Так, применительно ко всем формам таможенного контроля проверке подлежат сведения (о товарах, о платежах, о декларанте и т.д.). Например, в соответствии с подп. 2 п. 3 ст. 122 ТК ТС при таможенной проверке таможенными органами проверяется достоверность сведений, заявленных в таможенной декларации и иных документах, представленных при таможенном декларировании товаров, повлиявших на принятие решения о выпуске товаров.

Кроме сведений таможенные органы проверяют сами товары (транспортные средства), например, при проведении таможенного осмотра, таможенного досмотра, проверки маркировки товаров специальными марками, наличия на них идентификационных знаков.

В качестве самостоятельных предметов таможенного контроля могут рассматриваться: помещения и территории (ст. 119 ТК ТС); документы (ст. 98 ТК ТС). Например, на основании п. 1 ст. 98 ТК ТС декларант, лица, осуществляющие деятельность в сфере таможенного дела, и иные заинтересованные лица обязаны представлять таможенным органам документы и сведения, необходимые для проведения таможенного контроля, в устной, письменной и (или) электронной формах.

Документы подлежат проверке в случаях применения таможенными органами таких форм контроля, как:

– проверка документов и сведений (ст. 111 ТК ТС);

– учет товаров, находящихся под таможенным контролем (ст. 120 ТК ТС);

– проверка системы учета товаров и отчетности (ст. 121 ТК ТС).

В исключительных случаях таможенному контролю могут быть подвергнуты и сами физические лица (непосредственно) – при необходимости проведения личного таможенного досмотра (ст. 117 ТК ТС).

В соответствии с гл. 46 ТК ТС отдельные признаки ряда товаров, перемещаемых через таможенную границу, позволяют выделить дополнительные – производные от товаров – предметы таможенного контроля, а именно:

– объекты авторского права и смежных прав;

– товарные знаки и знаки обслуживания;

– наименования мест происхождения товара.

К предметам таможенного контроля, производным от документов, товаров, транспортных средств, помещений, можно отнести средства таможенной идентификации: пломбы, печати, штампы (ст. 109 ТК ТС).

Таможенный контроль товаров представлен в ТК ТС не только как проверка, но и одновременно как правовой статус товаров, находящихся и не находящихся под таким контролем.

Как правило, нахождение товаров под таможенным контролем предусматривает определенные ограничения прав пользования, владения и распоряжения ими. Конкретные ограничения прав собственности зависят от совершаемых таможенных операций для выпуска товаров или необходимости соблюдения определенных условий после такого выпуска (ст. 153 ТК ТС).

Товары, находящиеся под таможенным контролем – это товары, в отношении которых:

– должны быть совершены таможенные операции (операции, предшествующие подаче таможенной декларации; операции, связанные с помещением под таможенную процедуру и выпуском или убытием за пределы таможенной территории);

– должны соблюдаться требования таможенных процедур или условного выпуска (требования, ограничивающие права пользования и (или) распоряжения товарами в зависимости от вида таможенной процедуры (временный ввоз (допуск), таможенный склад, переработка на таможенной территории и т.д.) или в зависимости от оснований условного выпуска (получение льгот по платежам, непредставление необходимых документов);

– допущены нарушения требований таможенных правил (товары незаконно перемещены через таможенную границу таможенного союза либо не выпущены в соответствии с одной из таможенных процедур, что повлекло за собой неуплату таможенных пошлин, налогов или несоблюдение запретов и ограничений (п. 2 ст. 100 ТК ТС, п. 1 ст. 391 ТК)).

Иностранные товары находятся под таможенным контролем с момента пересечения таможенной границы (при ввозе) или с момента их образования на таможенной территории таможенного союза (например, в результате переработки).

Завершается таможенный контроль иностранных товаров:

– приобретением иностранными товарами статуса товаров таможенного союза (после уплаты ввозных таможенных платежей и представления необходимых для выпуска документов, помещением под таможенную процедуру отказа в пользу государства или конфискации);

– фактическим вывозом за пределы таможенной территории таможенного союза или прекращением своего существования на этой территории (в результате производственных потерь при переработке, уничтожения в соответствии с таможенной процедурой или вследствие аварии, действия непреодолимой силы, естественной убыли).

Товары таможенного союза при вывозе попадают под таможенный контроль с момента:

– регистрации таможенной декларации (иного документа, ее заменяющего);

– осуществления действия, непосредственно направленного на вывоз товаров (сдача транспортным организациям товаров либо организациям почтовой связи международных почтовых отправлений для отправки за пределы таможенной территории).

Завершается таможенный контроль товаров таможенного союза:

– пересечением убывающими товарами таможенной границы;

– отзывом таможенной декларации на вывозимые товары.

При этом для вывозимых товаров таможенного союза не существует ограничений прав собственности в период их нахождения под таможенным контролем (Согласно п. 3 ст. 164 ТК ТС товары таможенного союза могут быть вывезены с таможенной территории таможенного союза в меньшем количестве, чем количество, заявленное при их помещении под определенную таможенную процедуру, вне зависимости от причин, по которым произошло уменьшение количества товаров).

Таким образом, товар (транспортное средство), находящийся под таможенным контролем, – это всегда иностранный товар, а в отдельных случаях и товар таможенного союза, заявленный к вывозу (перемещаемый) за пределы таможенной территории таможенного союза.

После вывоза товаров за пределы таможенной территории таможенного союза в соответствии с таможенными процедурами, например временного вывоза либо переработки вне таможенной территории, таможенные органы продолжают осуществлять контроль за исполнением лицами обязательств об обратном ввозе вывезенных ранее товаров либо об обратном ввозе продуктов их переработки (п. 6 ст. 96 ТК ТС).

Анализ положений ТК ТС, относящихся к таможенному контролю, позволяет выделить несколько периодов нахождения товаров под таможенным контролем:

– обязательный (в основном соответствует периоду совершения всех таможенных операций для выпуска товаров, т.е. с момента пересечения таможенной границы при ввозе и до момента помещения товаров под заявленную таможенную процедуру или с момента регистрации таможенной декларации и до фактического вывоза товаров за пределы таможенной территории таможенного союза);

– факультативный, или возможный (зависящий, от особенностей выпуска товаров, когда такие товары не приобретают статус товаров таможенного союза, например, условный выпуск (Выпуск с освобождением от уплаты ввозных таможенных пошлин, налогов, сопряженный с ограничениями по пользованию и распоряжению товарами (ввоз гуманитарной помощи)) или выпуск в соответствии с таможенной процедурой, предусматривающей полное или частичное освобождение от уплаты ввозных таможенных пошлин, налогов (Временный ввоз (допуск), таможенный склад, переработка на таможенной территории)).

Кроме отмеченного необходимо подчеркнуть еще одну важную особенность таможенного контроля, а именно: возможность его проведения после приобретения иностранными товарами статуса товаров таможенного союза, т.е. после окончания нахождения товаров под таможенным контролем.

На основании ч. 1 ст. 99 ТК ТС таможенные органы проводят таможенный контроль после выпуска товаров в течение трех лет со дня окончания нахождения товаров под таможенным контролем. Другими словами, таможенный контроль после окончания нахождения товаров под таможенным контролем – это проверка достоверности сведений, заявленных при выпуске товаров без ограничений прав собственности на них. Исключение составляет возможность ареста или изъятия товаров в случаях обнаружения таможенными органами данных, свидетельствующих о возможном нарушении таможенного законодательства таможенного союза и иного законодательства государств – членов таможенного союза (подп. 11 п. 1 ст. 134 ТК ТС).

Упомянутый в ч. 1 ст. 99 ТК ТС срок имеет значение, когда таможенным органам известен факт выпуска товаров и, соответственно, момент окончания их нахождения под таможенным контролем (например, имеется экземпляр таможенной декларации с отметкой о выпуске груза).

Когда таможенные органы не располагают данными о выпуске товаров, находящихся в обороте на таможенной территории таможенного союза, то для выяснения (проверки) интересующих таможенные органы сведений в ТК ТС сроков не предусмотрено (ст. 100 ТК ТС).

Таможенные органы вправе проводить таможенный контроль при обороте товаров, ввезенных на таможенную территорию таможенного союза, путем проверки сведений, подтверждающих выпуск таких товаров, а также путем проверки наличия на товарах маркировки или иных идентификационных знаков, используемых для подтверждения легальности ввоза товаров на таможенную территорию таможенного союза (ч. 1 ст. 99 ТК ТС). Таможенный контроль может проводиться в формах:

– таможенного осмотра помещений и территорий (ст. 119 ТК ТС);

– проверки маркировки товаров специальными марками, наличия на них идентификационных знаков (ст. 118 ТК ТС);

– таможенной проверки (ст. 122 ТК ТС).