logo
Таможня

1.2. Таможенные органы Российской Федерации

Таможенные органы РФ составляют единую систему с так называемым вертикальным подчинением (п. 1 ст. 401 ТК).

Как центральный аппарат системы таможенных органов, так и сама система в целом имеют название Федеральной таможенной службы, или сокращенно ФТС, России.

Руководство ФТС России осуществляет Правительство РФ.

ФТС России является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим в соответствии с законодательством РФ:

– функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в области таможенного дела;

– функции по контролю и надзору в области таможенного дела;

– функции агента валютного контроля и специальные функции по борьбе с контрабандой, иными преступлениями и административными правонарушениями.

Нижестоящими по отношению к ФТС России органами являются региональные таможенные управления, а также таможни центрального подчинения (Например, Центральная акцизная таможня, Центральная энергетическая таможня, Шереметьевская таможня, Домодедовская таможня, Внуковская таможня, Центральная базовая таможня, Центральная таможня (кинологический центр ФТС России)).

По видам решаемых задач все региональные таможенные управления могут быть разделены на несколько групп:

– территориальные или общие региональные таможенные управления;

– специализированные региональные таможенные управления.

Территориальные региональные таможенные управления созданы в соответствии с границами федеральных округов (см. Указ Президента РФ от 13.05.2000 № 849 «О полномочном представителе Президента Российской Федерации в федеральном округе»):

– Дальневосточное таможенное управление;

– Приволжское таможенное управление;

– Северо-Западное таможенное управление;

– Сибирское таможенное управление;

– Уральское таможенное управление;

– Центральное таможенное управление;

– Южное таможенное управление;

– Северо-Кавказское таможенное управление (см. приказ ФТС России от 07.07.2010 № 1275).

Специализированные региональные таможенные управления призваны способствовать нормальной работе всей системы таможенных органов по отдельным направлениям выполняемых функций (правоохранительной, контрольной и т.д.). Так, например, специализированными региональными таможенными управлениями являются:

– Региональное оперативно-поисковое управление;

– Региональное таможенное управление радиоэлектронной безопасности объектов таможенной инфраструктуры;

– Центральное экспертно-криминалистическое таможенное управление;

– Региональное таможенное управление организации силового обеспечения.

Таможенные органы, непосредственно осуществляющие таможенные операции, связанные с выпуском товаров, представлены таможенными постами (В соответствии с п. 3 ст. 402 ТК таможенные посты, будучи таможенными органами, могут не обладать статусом юридического лица). Другими словами, таможенные посты наделены полномочиями по приему и проверке таможенных деклараций (см. приказ ФТС России от 15.06.2010 № 1133 «О таможенных органах, правомочных принимать таможенные декларации»).

ФТС России с целью реализации полномочий в установленной сфере деятельности имеет право:

– создавать, реорганизовывать и ликвидировать таможенные посты, специализированные таможенные органы, компетенция которых ограничивается отдельными правомочиями для выполнения некоторых функций, возложенных на таможенные органы, либо совершения таможенных операций в отношении определенных видов товаров;

– определять регион деятельности таможенных органов;

– утверждать общие или индивидуальные положения о таможенных органах.

По разнообразию решаемых задач таможенные органы во многом уникальны. Данная уникальность заключается в том, что, осуществляя таможенное дело, таможенные органы одновременно являются органами государственного таможенного контроля, а также обладают полномочиями по осуществлению валютного контроля операций, связанных с перемещением товаров и транспортных средств через таможенную границу.

Решая правоохранительные вопросы, таможенные органы обладают статусом органов дознания, субъектов оперативно-розыскной деятельности, а также вправе осуществлять производство по делам об административных правонарушениях.

В связи с этим следует иметь в виду, что таможенные органы, осуществляя таможенное дело, могут быть участниками не только таможенных, но и иных правоотношений. Все зависит от выполняемых функций. Например, при проведении таможенного контроля, совершении таможенных операций, связанных с выпуском товаров или при взимании таможенных платежей таможенные органы являются участниками таможенных правоотношений, поскольку данные отношения регулируются таможенным законодательством.

В случае выявления преступлений в области таможенного дела (например, факта контрабанды) таможенные органы проводят дознание, являясь участниками уголовно-процессуальных отношений, которые регулируются уже не таможенным законодательством, а УПК.

Если таможенные органы оказывают услуги по хранению товаров на складах временного хранения или таможенных складах, они, соответственно, выступают участниками гражданских правоотношений, руководствуясь в своей деятельности ГК.

В приведенных примерах меняется и статус лиц, с которыми таможенные органы вступают в различные правоотношения. Так, участниками таможенных правоотношений выступают лица, перемещающие через границу товары и транспортные средства, лица, осуществляющие деятельность в сфере таможенного дела. Участниками уголовно-процессуальных отношений – подозреваемый, обвиняемый, свидетель и т.д. Участником отношений по хранению на таможенных складах товаров – поклажедатель.

Все направления деятельности таможенных органов обозначены в ТК в виде отдельных функций (ст. 403 ТК) и правомочий (ст. 408 ТК). Вместе с тем внимательное изучение, например, функций таможенных органов позволяет прийти к выводу, что законодателю не удалось избежать некоторых дублирований. Так, в соответствии с подп. 1 ст. 403 ТК таможенные органы осуществляют таможенный контроль, под которым понимается (согласно подп. 19 п. 1 ст. 11 ТК) совокупность мер по обеспечению соблюдения таможенного законодательства. При этом подп. 3 ст. 403 ТК в качестве самостоятельной и основной функции выделяет «обеспечение соблюдения порядка перемещения товаров и транспортных средств через таможенную границу», что, по сути, и является таможенным контролем. Таможенным контролем также является и контроль за правильностью исчисления и своевременностью уплаты таможенных платежей (подп. 2 ст. 403 ТК). Кроме того, ст. 403 ТК не упоминает о некоторых не менее важных функциях таможенных органов, таких, например, как административно-юрисдикционное производство по жалобам на решения, действия (бездействие) таможенных органов и их должностных лиц (гл. 7 ТК).

Для целей рассмотрения функций и правомочий таможенных органов представляется возможным сформулировать их в несколько ином виде, предварительно объединив в самостоятельные направления осуществляемой таможенными органами деятельности (административная, уголовно-процессуальная, оперативно-розыскная, научно-исследовательская и образовательная деятельность).

Административная деятельность включает следующие функции:

– контрольную;

– фискальную;

– административно-процессуальную;

– учетно-регистрационную;

– нормотворческую;

– информационно-консультативную, включая принятие предварительных решений;

– хозяйственную.

Каждая из выделенных функций требует соответствующих пояснений, поскольку предложенные обозначения не лишены некоторой теоретической условности и не раскрывают всего многообразия правомочий таможенных органов.

Проведение таможенного контроля (п. 1 ст. 95 ТК ТС, п. 7 ст. 358 ТК) – проверка законности перемещения через границу товаров и транспортных средств, проверка соблюдения условий пользования и распоряжения товарами, находящимися на таможенной территории под таможенным контролем, а также проверка деятельности в сфере таможенного дела.

Таможенные органы являются агентами валютного контроля (подп. 7 ст. 403 ТК, ч. 3 ст. 22 Закона о валютном регулировании). Валютный контроль операций, связанных с перемещением товаров через таможенную границу, заключается в проверке таможенными органами соблюдения сроков перечисления валютной выручки на счета в уполномоченные банки, подписавшие паспорта сделки по соответствующим внешнеторговым контрактам (Обязательная продажа валютной выручки на внутреннем валютном рынке РФ отменена в соответствии с Указанием ЦБ РФ от 29.03 2006 № 1676-У). Валютный контроль проводится таможенными органами также с целью проверки:

– ввоза в Россию товаров, в отношении которых были перечислены за рубеж денежные средства;

– возврата в Россию средств, уплаченных нерезидентам за не ввезенные в Россию (не полученные на территории РФ) товары.

Отдельные действия по транспортному контролю проводятся таможенными органами в пунктах пропуска грузовых транспортных средств, осуществляющих международные автомобильные перевозки (взвешивание и замер габаритов грузового транспортного средства, считывание государственных регистрационных номеров, проверка отличительных знаков государства, на территории которого зарегистрировано грузовое транспортное средство, проверка наличия необходимых документов) (см. постановление Правительства РФ от 26.06.2008 № 481 «Об утверждении Правил осуществления таможенными органами в пунктах пропуска через государственную границу Российской Федерации отдельных действий по транспортному контролю») (Разрешение на проезд транспортного средства, принадлежащего иностранному перевозчику, по территории РФ, специальное разрешение на осуществление международных автомобильных перевозок опасных грузов, специальное разрешение на перевозку крупногабаритного и (или) тяжеловесною груза, карточка допуска транспортного средства, принадлежащего российскому перевозчику, к международным автомобильным перевозкам).

Пункт 5 ст. 94 ТК ТС отдельно выделяет экспортный и радиационный контроль.

Фискальная функция заключается во взимании, а в необходимых случаях и принудительном взыскании таможенных платежей (подп. 2 ст. 403 ТК).

Осуществление административно-процессуальной функции имеет несколько направлений.

1. Привлечение таможенными органами к ответственности лиц, совершивших административные правонарушения – является одновременно важной составляющей правоохранительной работы таможенных органов.

Основная группа административных правонарушений, за совершение которых таможенные органы вправе привлекать к ответственности, представлена административными правонарушениями в области таможенного дела (нарушения таможенных правил) (гл. 16 КоАП).

КоАП предусмотрены несколько форм привлечения к административной ответственности:

– производство по делу об административном правонарушении, включая возможность проведения административного расследования (ст. 28.7 КоАП);

– упрощенная форма назначения административного наказания (ст. 28.6 КоАП) – без составления протокола.

Помимо нарушений таможенных правил существует еще ряд административных правонарушений, производство по которым (в части возбуждения дела об административном правонарушении и составления протокола) отнесено к компетенции таможенных органов. Это нарушения авторских и смежных прав, изобретательских и патентных прав (ч. 1 ст. 7.12 КоАП), незаконное использование товарного знака (ст. 14.10 КоАП) и др.

Наделение компетенцией составления протоколов по данным правонарушениям, которые не относятся к нарушениям таможенных правил, объясняется задачами и функциями таможенных органов, способных первыми выявлять признаки данных правонарушений и принимать эффективные меры по закреплению доказательственного материала.

Кроме того, привлечение к ответственности за совершение отдельных правонарушений носит одновременно и обеспечительный характер, позволяющий таможенным органам решать возложенные на них задачи (см. ст. 19.7 «Непредставление сведений (информации)», ч. 1 ст. 19.4 «Неповиновение законному распоряжению должностного лица органа, осуществляющего государственный надзор (контроль)», ст. 19.26 «Заведомо ложное заключение эксперта» КоАП).

2. Производство по жалобам на решения, действия (бездействие) таможенных органов, нарушающие нрава граждан и организаций. Производство по жалобам является альтернативой гражданскому и арбитражному судопроизводству по делам, возникающим из административных (публичных) правоотношений (Заинтересованное лицо (гражданин или организация) может не только выбрать одну из форм защиты своих прав (административную или судебную), но также вправе одновременно (либо позже) обратиться в соответствующий суд (общей юрисдикции или арбитражный суд) с аналогичными требованиями. В этих случаях заявленные требования подлежат рассмотрению судом, арбитражным судом).

ТК предусмотрено несколько процессуальных форм обжалования:

– общая;

– упрощенная.

Субъектом подачи жалобы может быть любое лицо:

– права, свободы или законные интересы которого нарушены;

– которому созданы препятствия к реализации прав, свобод, законных интересов;

– на которого незаконно возложена какая-либо обязанность.

Предмет обжалования ограничен решениями, действиями или бездействием таможенных органов (их должностных лиц) (В качестве обжалуемых решений могут выступать ненормативные правовые акты таможенных органов, например, отказ во включении в реестры лиц, осуществляющих деятельность в сфере таможенного дела или исключение из таких реестров, отказ в выдаче разрешения на применение таможенной процедуры, отказ в принятии предварительного решения, таможенная декларация с отметкой о запрещении выпуска товаров, требование об уплате таможенных платежей.

К действиям таможенных органов относятся меры (действия), применение которых вызывает возражения со стороны заинтересованных лиц.

Результатом бездействия таможенного органа выступает факт пропуска срока принятия соответствующего решения (например, решения о выдаче разрешения на применение таможенной процедуры переработки) либо неоформление необходимого документа (например, отказ в регистрации таможенной декларации – п. 5 ст. 190 ТК ТС)). Это означает, что рассмотрение требований о возмещении причиненного таможенным органом вреда выходит за рамки полномочий таможенной службы. Таким образом, если в жалобе на решение, действие (бездействие) таможенного органа (должностного лица) содержится одновременно и требование о возмещении ущерба, то следует сразу обращаться в соответствующий суд.

Не могут быть также обжалованы в соответствии с рассматриваемым порядком и постановления таможенных органов по делам об административных правонарушениях, поскольку механизм обжалования таких решений установлен КоАП.

Жалоба подается в письменной форме с обязательным соблюдением требований к ее содержанию. Под требованиями к содержанию жалобы понимается совокупность реквизитов, перечисленных в п. 1-2 ст. 50 ТК (наименование таможенного органа, сведения о должностном лице таможенного органа, сведения о лице, подающем жалобу, его подпись и другие реквизиты).

Жалоба может быть подана в течение трех месяцев:

– со дня, когда лицу стало известно об основаниях обращения в таможенный орган с жалобой;

– со дня истечения срока для принятия таможенным органом предусмотренного ТК решения либо совершения действий.

Если обжалуется решение, действие (бездействие) начальника таможенного органа, то жалоба подается в вышестоящий таможенный орган.

При обжаловании решения, действия (бездействия) должностного лица таможенного органа (не начальника) жалоба подается в таможенный орган, в котором проходит службу данное должностное лицо.

Жалоба на решение, действие (бездействие) ФТС России подается в эту службу.

От имени таможенного органа решение по жалобе принимает начальник этого таможенного органа либо должностное лицо, им уполномоченное, за исключением должностного лица, принявшего обжалуемое решение, совершившее обжалуемое действие (допустившее бездействие) или нижестоящего по отношению к нему должностного лица.

Поданная жалоба рассматривается в течение одного месяца со дня поступления в таможенный орган, правомочный ее рассматривать.

Таможенный орган также вправе отказать в принятии и (или) рассмотрении жалобы при наличии хотя бы одного из следующих оснований:

– пропущен срок обжалования (при отсутствии заявления лица о его восстановлении либо такое заявление отклонено таможенным органом);

– жалоба не отвечает требованиям к ее форме и содержанию;

– в производстве суда уже имеется тождественная (В данном контексте под тождественностью следует понимать идентичность лица, подающего жалобу, идентичность требований жалобы, а также идентичность таможенного органа (должностного лица), решение, действие (бездействие) которого обжалуются) жалоба либо по тождественной жалобе принято судебное решение;

– предметом обжалования является решение, действие (бездействие) иного (не таможенного) органа либо должностного лица (не таможенного органа) (Например, решение, действие (бездействие) иного государственного контролирующего органа, влияющее на помещение товаров под избранную таможенную процедуру (п. 2 ст. 174 ТК ТС)).

Отсутствие доказательного материала не является основанием для отказа таможенным органом в принятии жалобы.

Лицо, обратившееся с жалобой на решение, действие (бездействие) таможенного органа или его должностного лица, вправе отозвать эту жалобу до принятия по ней решения.

Подача жалобы может привести к полному либо частичному приостановлению обжалуемого решения (действия). Полное либо частичное приостановление обжалуемого решения (действия) возможно в двух случаях:

1) при наличии достаточных оснований полагать, что обжалуемое решение, действие не соответствуют таможенному законодательству таможенного союза или национальному законодательству;

2) если неприостановление исполнения обжалуемого решения, действия может иметь необратимый характер (например, в случае угрозы причинения имущественного вреда правообладателю в результате приостановления выпуска товаров – ст. 331 ТК ТС).

По результатам рассмотрения жалобы таможенный орган вправе вынести одно из следующих решений (в письменной форме):

1) признать обжалуемое решение, действие (бездействие) правомерным и отказать в удовлетворении жалобы;

2) признать обжалуемое решение, действие (бездействие) неправомерным и удовлетворить жалобу (полностью или частично):

– отменив полностью или частично обжалуемое решение,

– отменив обжалуемое решение и обязав таможенный орган (должностное лицо) принять новое решение либо самостоятельно принять новое решение в соответствии со своей компетенцией,

– определив меры, которые должны быть приняты (таможенным органом, должностным лицом либо самостоятельно в соответствии со своей компетенцией) в целях устранения допущенных нарушений в случае признания действия (бездействия) неправомерным.

Упрощенный порядок является альтернативой как общей форме обжалования, так и обжалованию в судебном порядке.

Рассмотрение жалобы на решение, действие (бездействие) должностного лица таможенного органа в упрощенном порядке и принятие по ней решения не являются препятствием для подачи жалобы в общем порядке.

Предметом обжалования в упрощенной форме являются решения, действия (бездействие) только должностного лица таможни или таможенного поста, и только в связи с ввозом в Российскую Федерацию (вывозом за ее пределы):

– товаров стоимостью не более 1,5 млн. руб.;

– одного транспортного средства;

– товаров стоимостью не более 1,5 млн. руб. и одного транспортного средства.

Обращение в таможенный орган происходит в устной форме.

Жалоба рассматривается безотлагательно, и решение по ней принимается незамедлительно.

Решение также выносится в устной форме, а по просьбе лица, обратившегося с жалобой, составляется акт в упрощенном порядке.

Письменная форма акта состоит:

– из вводной части (сведения о рассматривающем жалобу должностном лице таможенного органа, лице, обратившемся с жалобой);

– описательной части (краткое содержание жалобы);

– резолютивной части (краткое содержание принятого решения).

В случае отказа в рассмотрении жалобы в акте указываются причины такого отказа.

Иные аспекты обжалования в упрощенной форме аналогичны общей процедуре обжалования.

Учетно-регистрационная функция проявляет себя в следующих направлениях.

1. Совершение таможенными органами операций, предшествующих подаче таможенной декларации, и таможенных операций, связанных с помещением товаров под таможенную процедуру. Результатом таких операций является принятие таможенными органами юридически значимых решений о выпуске (условном выпуске, отказе в выпуске, приостановлении выпуска) товаров. Любое из перечисленных решений подлежит обязательной регистрации и учету. Данные о товарах, полученные таможенными органами в процессе совершения таможенных операций, используются для ведения таможенной статистики.

2. Ведение таможенной статистики (гл. 5 ТК ТС, подп. 8 ст. 403 ТК, гл. 5 ТК). Таможенная статистика представляет собой сбор и обработку сведений о внешней торговле, результатах фискальной, контрольной и других осуществляемых таможенными органами функций. В зависимости от целей сбора и обработки данных таможенная статистика может быть двух видов:

– таможенная статистика внешней торговли товарами (проводится с целью анализа состояния, динамики и тенденций развития внешней торговли товарами (п. 1 ст. 47 ТК ТС));

– специальная таможенная статистика представляет собой совокупность систематизированных сведений по различным направлениям деятельности таможенных органов РФ (К таким направлениям деятельности (объектам наблюдения) отнесены: взимание таможенных платежей; контроль таможенной стоимости; валютный контроль; система управления рисками; таможенные процедуры; правоохранительная деятельность; профессиональная подготовка должностных лиц; технические средства таможенного контроля и другие направления деятельности (см. приказ ФТС России от 10.08.2010 № 1495 «Об утверждении порядка ведения специальной таможенной статистики»)).

Данные специальной таможенной статистики используются в целях усиления таможенного контроля (сопряженного с упрощением совершения таможенных операций), повышения эффективности оперативно-розыскной деятельности; усиления борьбы с преступлениями и административными правонарушениями в таможенной сфере; оптимизации структуры таможенных органов; корректировки программ профессиональной подготовки должностных лиц.

Для полного и достоверного учета данных в торговле с третьими странами и во взаимной торговле товарами, анализа основных тенденций, структуры и динамики внешнеторговых потоков, обеспечения органов таможенного союза соответствующей информацией в целях принятия решений в области торговой политики государствами – членами таможенного союза заключено Соглашение о ведении таможенной статистики внешней и взаимной торговли (Исходными данными при формировании статистики взаимной торговли являются сведения, содержащиеся в документах, представляемых участниками внешнеэкономической деятельности в уполномоченные органы государств – членов таможенного союза при взаимной торговле (например, в налоговые органы)) товарами таможенного союза (Москва, 25 января 2008 г.).

Статистика внешней торговли и статистика взаимной торговли таможенного союза формируются на основе данных о внешней и взаимной торговле государств – членов таможенного союза.

Данные о внешней и взаимной торговле государств – членов таможенного союза передаются уполномоченными органами государств – членов таможенного союза (см. решение КТС от 12.08.2009 № 78) в Центр таможенной статистики (Центр таможенной статистики обеспечивает:

получение данных статистики внешней торговли и статистики взаимной торговли от органов, ответственных за предоставление данных;

формирование данных статистики внешней торговли и статистики взаимной торговли;

предоставление органам таможенного союза данных статистики внешней торговли и статистики взаимной торговли;

опубликование и направление Сторонам данных статистики внешней торговли и статистики взаимной торговли).

Центр таможенной статистики образован в составе КТС, является структурным подразделением Секретариата КТС и осуществляет свои функции на правах департамента этого Секретариата (см. распоряжение Правительства РФ от 17.10.2009 № 1564-р).

Передача данных статистики внешней торговли (Передаваемые данные по внешней торговле государства – члена таможенного союза с третьими странами должны содержать следующие сведения:

код товара согласно ТН ВЭД ТС (10 знаков);

направление перемещения товаров на (из) статистическую территорию государства – члена таможенного союза;

период (календарный месяц):

статистическая стоимость (в долл. США);

вес нетто (кг);

код дополнительной единицы измерения согласно ТН ВЭД ТС;

количество товара в дополнительной единице измерения;

страна назначения товара;

страна происхождения товара;

страна отправления товара;

торгующая страна – страна, резидентом которой является держатель контракта;

вид транспорта на границе) и статистики взаимной торговли (Передаваемые данные по взаимной торговле между государствами – членами таможенного союза должны содержать следующие сведения:

код товара согласно ТН ВЭД ТС;

направление перемещения товаров на (из) статистическую территорию государства – члена таможенного союза;

период (календарный месяц);

стоимость (в долл. США и в национальных валютах);

вес нетто (кг);

код дополнительной единицы измерения согласно ТН ВЭД ТС;

количество товара в дополнительной единице измерения;

страна назначения товара;

страна происхождения товара;

страна отправления товара;

торгующая страна – страна, резидентом которой является держатель контракта) в Центр таможенной статистики осуществляется на основании Протокола о порядке передачи данных статистики внешней торговли и статистики взаимной (распоряжение Правительства РФ от 10.12.2009 № 1910-р).

Публикация данных статистики внешней торговли и статистики взаимной торговли осуществляется ежеквартально и по итогам года (Подлежащие публикации данные статистики внешней торговли и статистики взаимной торговли включают:

сведения об экспорте и импорте в целом, в том числе по государствам;

сведения об импорте и экспорте в натуральном и стоимостном выражении в соответствии с ТН ВЭД ТС в разрезе «товар – страна» и в разрезе «страна – товар»).

3. Ведение реестров:

– таможенных представителей (ч. 1 п. 4 ст. 12 ТК ТС);

– таможенных перевозчиков (ч. 1 п. 3 ст. 18 ТК ТС);

– владельцев складов временного хранения (ч. 1 п. 3 ст. 23 ТК ТС);

– владельцев таможенных складов (ч. 1 п. 4 ст. 28 ТК ТС);

– владельцев магазинов беспошлинной торговли (п. 3 ст. 33 ТК ТС);

– уполномоченных экономических операторов (ст. 40 ТК ТС);

– объектов интеллектуальной собственности (ст. 330 ТК);

– банков и иных кредитных организаций (приказ ФТС России от 01.06.2010 № 1059 «Об утверждении Реестра банков и иных кредитных организаций»).

Нормотворческая функция. В соответствии с Указом Президента РФ от 11.05.2006 № 473 «Вопросы Федеральной таможенной службы» на ФТС России возложены функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в области таможенного дела. Результатами реализации данной функции выступают приказы и распоряжения ФТС России, принимаемые во исполнение положений федеральных законов и отдельных подзаконных документов (указы Президента РФ, постановления и распоряжения Правительства РФ).

В п. 5.2 разд. II Положения о Федеральной таможенной службе, утвержденного постановлением Правительства РФ от 26.07.2006 № 459, перечислен перечень предметов нормативно-правового регулирования, отнесенных к компетенции ФТС России. С учетом ТК ТС и перспективой принятия федерального закона «О таможенном регулировании в Российской Федерации» предметы нормативно-правового регулирования ФТС России будут изменены.

Информационная и консультационная функции (гл. 2 ТК ТС), принятие предварительных решений (п. 5 ст. 52 ТК ТС). В соответствии с п. 2 ст. 10 ТК ТС таможенные органы обеспечивают беспрепятственный доступ к информации о таможенном законодательстве таможенного союза, размещенной на официальном веб-сайте в сети Интернет (www. customs.ru).

Консультирование по вопросам таможенного законодательства таможенного союза и иным вопросам, входящим в компетенцию таможенных органов, осуществляется в устной и письменной формах бесплатно (п. 2 ст. 11 ТК ТС).

Консультирование является обязанностью таможенных органов, за некачественное исполнение которой предусмотрена возможность наступления ответственности (п. 4 ст. 25 ТК).

Консультирование по вопросам таможенного дела и иным вопросам, входящим в компетенцию таможенных органов (Консультации могут предоставляться только уполномоченным должностным лицом регионального таможенного управления или таможни, имеющим высшее юридическое или иное высшее профессиональное образование, необходимое для осуществления возложенных должностных обязанностей по консультированию, а также стаж работы (службы) но специальности в таможенных органах не менее года), предоставляется по конкретным таможенным правоотношениям, касающимся:

– совершения таможенных операций и таможенного контроля;

– включения юридических лиц в реестры лиц, осуществляющих деятельность в сфере таможенного дела;

– временного хранения товаров;

– применения таможенных процедур;

– порядка декларирования товаров и транспортных средств, представления документов при декларировании товаров;

– перемещения товаров физическими лицами для личных, семейных, домашних и иных не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности нужд;

– перемещения товаров в международных почтовых отправлениях;

– перемещения товаров трубопроводным транспортом и по линиям электропередачи;

– иных вопросов, входящих в компетенцию таможенных органов.

Консультирование не предоставляется по вопросам, не входящим в компетенцию таможенных органов, вопросам, касающимся сведений, не подлежащих разглашению, а также по вопросам, разрешение которых имеет для заинтересованного лица юридическое значение (например, рассчитать таможенные платежи по конкретной поставке, определить таможенную стоимость, заполнить таможенную декларацию).

Консультации таможенных органов носят рекомендательный характер и в отличие, например, от предварительного решения (п. 3 ст. 53 ТК ТС) не являются обязательными для таможенных органов, совершающих таможенные операции в отношении товаров и (или) транспортных средств (п. 5 ст. 11 ТК ТС).

Предварительное решение выделено в самостоятельный институт (п. 5 ст. 52, ст. 53-57 ТК ТС). Основное значение предварительного решения заключается в том, что оно обязательно для всех таможенных органов, при таможенном декларировании товаров.

Предварительное решение принимается по классификации товаров в соответствии с ТН ВЭД ТС и действует в течение трех лет со дня принятия (если не изменено (В случае выявления ошибок классификации товаров при принятии предварительного решения или в случае принятия решений (разъяснений), имеющих высшую юридическую силу и общеобязательный характер, решений (разъяснений) ФТС России или КТС), не отозвано (При изменении ТН ВЭД ТС, принятии решений по классификации товаров на уровне Всемирной таможенной организации или КТС, в том числе решений КТС, на основе которых подлежат отмене ранее принятые разъяснения ФТС России о классификации товаров) либо не прекратило свое действие (При выявлении фактов принятия предварительного решения на основе подложных документов или недостоверных (неполных) сведений)). Применение предварительного решения с большой долей вероятности позволяет избежать возможных конфликтов с контролирующим таможенным органом по поводу расхождения во взглядах на классификацию товара в соответствии с ТН ВЭД ТС (Как правило, участники ВЭД обращаются в ФТС России за предварительными решениями по наиболее сложным случаям классификации товаров. Примерно 45% запросов о принятии предварительных решений относится к сложному высокотехнологичному оборудованию (продукция машиностроения, вычислительные системы и др.); около 35% – к товарам химической промышленности; 10% – к товарам легкой и лесной промышленности и 10% – к товарам пищевой промышленности и сельскохозяйственной продукции (Российская Бизнес-газета. 2010. № 754 (21))).

Форма предварительного решения и порядок ее заполнения утверждены решением КТС от 20.05.2010 № 260 «О формах таможенных документов». Процедура принятия предварительного решения о классификации товаров утверждена приказом ФТС России от 01.08.2008 № 951.

На основании п. 4 ст. 58 ТК ТС таможенными органами могут приниматься предварительные решения о стране происхождения товара в порядке, установленном национальным законодательством. В Российской Федерации такой порядок определен приказом ФТС России от 23.07.2008 № 906.

В настоящее время таможенные органы не принимают предварительные решения о стране происхождения товаров.

Осуществление хозяйственной функции заключается в обеспечении нормальной и бесперебойной работы всей системы таможенных органов путем надлежащего и своевременного материально-технического обеспечения, создания необходимой таможенной инфраструктуры (Речь идет о надлежащем оборудовании пунктов пропуска через таможенную границу, строительстве досмотровых помещений и площадок, складских помещений и т.д.). Так, в соответствии с приказом ФТС России от 06.10.2009 № 1844 «Об утверждении Положения о порядке планирования, организации и схеме материально-технического обеспечения таможенных органов Российской Федерации» решение вопросов организации материально-технического обеспечения таможенных органов возложено на специализированное подразделение центрального аппарата – Главное управление тылового обеспечения ФТС России. Одними из основных задач данного управления являются разработка и обеспечение проведения единой хозяйственной политики ФТС России, определение приоритетных направлений в вопросах развития таможенной инфраструктуры (см. приказ ФТС России от 13.10.2004 № 149).

Кроме того, в соответствии со ст. 421 ТК для обеспечения деятельности таможенных органов ФТС России имеет в ведении государственные унитарные предприятия, деятельность которых способствует решению задач, возложенных на таможенные органы (например, Федеральное государственное унитарное предприятие «РОСТЕК») (см. распоряжение Правительства РФ от 01.02.2005 № 103-р).

Таможенные органы также вправе заключать договоры на размещение структурных подразделений таможен и таможенных постов для совершения таможенных операций на объектах, принадлежащих владельцам СВХ, таможенных складов, и других объектах (например, МВТ), а также договоры на материально-техническое обеспечение деятельности таможенных органов (в части предоставления средств связи и оргтехники владельцами указанных объектов (п. 2 ст. 418 ТК).

Следующее самостоятельное направление деятельности таможенных органов – уголовно-процессуальная деятельность.

Содержанием уголовно-процессуальной деятельности является осуществление предварительного расследования в форме дознания (Дознание – форма предварительного расследования, осуществляемого дознавателем (следователем) по уголовному делу, производство предварительного следствия по которому не обязательно) по уголовным делам о преступлениях, предусмотренных ч. 1 ст. 188 и ст. 194 УК, а также производство неотложных следственных действий (Неотложные следственные действия – действия, осуществляемые органом дознания после возбуждения уголовного дела, производство предварительного следствия по которому обязательно, в целях обнаружения и фиксации следов преступления, а также доказательств, требующих незамедлительного закрепления, изъятия и исследования) по преступлениям, предусмотренным ч. 2-4 ст. 188, ст. 189, 190, 193 УК (ст. 151, 157 УПК). Указанные виды преступлений имеют еще одно название (неофициальное) – таможенные преступления.

Контрабанда (от итал. contrabando (contra – против + bando – правительственный указ)) (ст. 188 УК). Часть 1 ст. 188 УК указывает на перемещение любых товаров (предметов), совершенное незаконным способом и в крупных размерах. Под крупным размером понимается сумма, превышающая 1,5 млн. руб.

Согласно Постановлению Конституционного Суда РФ от 13.07.2010 № 15-П при оценке стоимости товара, перемещаемого физическим лицом через таможенную границу РФ и предназначенного для личного пользования, в целях определения в соответствии с положениями ч. 1 ст. 188 УК, ч. 1 ст. 16.2 и ч. 2 ст. 27.11 КоАП наличия состава преступления или административного правонарушения, а также для исчисления размера административного штрафа должна использоваться таможенная стоимость данного товара, а не его рыночная стоимость на территории РФ, при этом в стоимость товара для указанных целей не должна включаться та часть стоимости перемещаемого товара, которая разрешена к ввозу без письменного декларирования и уплаты таможенных пошлин, налогов (1500 евро (приложение 3 к Соглашению от 18.06.2010 о порядке перемещения физическими лицами товаров для личного пользования через таможенную границу таможенного союза и совершения таможенных операций, связанных с их выпуском)).

К незаконным (контрабандным) способам перевозки товаров отнесены перемещения через таможенную границу:

– помимо (вне мест или времени работы таможенного органа) или с сокрытием от таможенного контроля (с использованием тайников, приданием одним товарам вида других, применением иных способов, затрудняющих обнаружение товаров, т.е. вызывающих необходимость в дополнительных поисковых усилиях, например в случаях сокрытия товаров при помощи конструкционных особенностей транспортного средства);

– обманное использование документов (документов, необходимых для таможенных целей) или средств таможенной идентификации (печатей, штампов, пломб);

– недекларирование (незаявление по установленной форме точных сведений о перемещаемых товарах) или недостоверное декларирование (заявление по установленной форме недостоверных сведений о перемещаемых товарах).

Часть 2 ст. 188 УК предусматривает незаконное перемещение товаров вышеперечисленными способами, но стоимостные характеристики уже не имеют значения ввиду того, что речь идет о предметах, конкретно поименованных и в большинстве своем изъятых из свободного оборота. К таким предметам, в частности, ч. 2 ст. 188 УК относит:

– наркотические средства, психотропные вещества, их аналоги, инструменты и оборудование, находящиеся под специальным контролем и используемые для производства и изготовления наркотических средств и психотропных веществ, сильнодействующие, ядовитые, отравляющие, радиоактивные или взрывчатые вещества;

– огнестрельное оружие, боеприпасы и другие предметы.

Часть 3 ст. 188 УК устанавливает ответственность за совершение указанных в ч. 1, 2 ст. 188 УК действий, но уже при отягчающих обстоятельствах (должностным лицом с использованием своего служебного положения, с применением насилия к лицу, осуществляющему таможенный контроль), а ч. 4 ст. 188 УК охватывает деяния, предусмотренные ч. 1-3 данной статьи, но совершенные организованной группой.

1. Незаконные экспорт или передача сырья, материалов, оборудования, технологий, научно-технической информации, незаконное выполнение работ (оказание услуг), которые могут быть использованы при создании оружия массового поражения, вооружения и военной техники (ст. 189 УК). Речь идет о несоблюдении требований экспортного контроля при вывозе товаров, имеющих двойное назначение.

Правовые основы экспортного контроля закреплены в ч. 3 ст. 1 Закона о регулировании внешнеторговой деятельности и Федеральном законе от 18.07.1999 № 183-ФЗ «Об экспортном контроле».

2. Невозвращение на территорию РФ предметов художественного, исторического и археологического достояния народов Российской Федерации и зарубежных стран (ст. 190 УК). Данная статья предусматривает ответственность за несоблюдение требований таможенной процедуры временного вывоза, используемой в отношении предметов, отнесенных к культурным ценностям (ст. 7 Закона РФ от 15.04.1993 № 4804-1 «О вывозе и ввозе культурных ценностей») (См. также Положение к п. 2.20 Единого перечня товаров, к которым применяются запреты или ограничения на ввоз или вывоз государствами – членами таможенного союза в рамках Евразийского экономического сообщества в торговле с третьими странами и Положения о применении ограничений «О порядке ввоза на таможенную территорию государств – участников таможенного союза и вывоза с таможенной территории государств – участников таможенного союза культурных ценностей, документе национальных архивных фондов и оригиналов архивных документов», утвержденного решением Межгосударственного совета ЕврАзЭС от 27.11.2009 № 19 и решением КТС от 27.11.2009 № 132).

Культурные ценности могут вывозиться в качестве выставочных экспонатов либо в целях проведения научных исследований.

3. Невозвращение из-за границы средств в иностранной валюте (ст. 193 УК). Статья (опосредованно затрагивающая порядок перемещения товаров через таможенную границу) прямо указывает на требования валютного законодательства о своевременном перечислении валютной выручки от внешнеторговых сделок на соответствующие счета в уполномоченные банки. Сумма невозвращенной валютной выручки должна превышать 30 млн. руб. (крупный размер невозвращенных средств в иностранной валюте).

4. Уклонение от уплаты таможенных платежей, взимаемых с организации или физического лица (ст. 194 УК). В данной статье также учитываются размеры неуплаченных сумм таможенных платежей (таможенных пошлин, налога на добавленную стоимость, акцизов), а именно:

– крупный размер (более 3 млн. руб.);

– особо крупный размер (более 36 млн. руб.).

Следует обратить внимание, что отдельные виды административных правонарушений в области таможенного дела (нарушений таможенных правил), например предусмотренные ст. 16.1, 16.2 КоАП, частично совпадают по своим признакам с таможенными преступлениями, что можно объяснить единством объекта и предметов противоправного посягательства, способов совершения правонарушений.

Разница в этом случае просматривается:

а) в возможных субъектах ответственности за совершенное правонарушение (для преступлений это только физическое лицо: гражданин, должностное лицо, а применительно к нарушениям таможенных правил такими субъектами могут выступать как физические, так и юридические лица (ст. 2.10 КоАП));

б) признаках крупных и особо крупных размеров, предусмотренных отдельными составами таможенных преступлений;

в) конкретных предметах преступлений (взрывчатые вещества, наркотические вещества, культурные ценности, вооружение, товары двойного применения, подлежащие экспортному контролю и др.).

Осуществлению уголовно-процессуальной деятельности таможенных органов способствует оперативно-розыскная деятельность, преследующая несколько целей, которые частично подчеркивают ее самостоятельность по отношению к производству по таможенным преступлениям.

Целями оперативно-розыскной деятельности таможенных органов выступают:

– предупреждение, выявление, пресечение и раскрытие таможенных преступлений, а также выявление и установление лиц, их подготавливающих, совершающих или совершивших (п. 2 ст. 7 ТК ТС, подп. 5 ст. 408 ТК);

– обеспечение собственной безопасности таможенных органов РФ (подп. 5 ст. 408 ТК, Федеральный закон от 20.04.1995 № 45-ФЗ «О государственной защите судей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов»);

– предупреждение, выявление, пресечение и раскрытие преступлений, связанных с незаконным оборотом товаров (гл. 42 ТК «Контролируемая поставка товаров, перемещаемых через таможенную границу») (см. также постановление Правительства РФ от 05.11.2003 № 671 «Об утверждении положения об изъятии или о замене перемещаемых через таможенную границу Российской Федерации товаров при осуществлении контролируемой поставки»).

Заслуживает внимания еще один вид деятельности – научно-исследовательская и образовательная деятельность.

Таможенное дело, как самостоятельная сфера профессиональной деятельности, довольно многогранно и требует серьезного изучения каждого из элементов, его составляющих.

Поэтому важное значение придается:

– вопросам подготовки профессиональных кадров для работы в системе таможенных органов;

– проведению научных исследований по различным отраслям специальных знаний в сфере таможенного дела;

– анализу статистических данных в области внешнеэкономической деятельности;

– вопросам международного таможенного сотрудничества, в том числе с целью обмена опытом с зарубежными таможенными службами;

– вопросам организации и проведения для таможенных целей необходимых товароведческих и иных экспертиз.

Для решения этих задач в ведении ФТС России находится Центральное экспертно-криминалистическое таможенное управление (Центральное экспертно-криминалистическое таможенное управление ФТС России – это специализированное региональное таможенное управление, осуществляющее судебно-экспертную, экспертно-криминалистическую, экспертно-исследовательскую, научную и научно-методическую деятельность. Управление имеет 10 региональных структурных подразделений (экспертно-криминалистические службы в городах Калининграде, Санкт-Петербурге, Брянске, Нижнем Новгороде, Уфе, Ростове-на-Дону, Екатеринбурге, Новосибирске, Иркутске, Владивостоке). В его состав входят экспертно-исследовательские отделы и отделения, расположенные в местах нахождения таможен и таможенных постов), научно-исследовательские учреждения и образовательные учреждения высшего, профессионального и дополнительного образования (Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Российская таможенная академия»), печатные издания, информационно-вычислительные центры (Специализированное государственное учреждение «Главный научно-информационный вычислительный центр ФТС России») и другие учреждения (ст. 421 ТК).

Завершая характеристику статуса таможенных органов, необходимо упомянуть о документах, которые непосредственно затрагивают деятельность ФТС России. Это Федеральный закон от 21.07.1997 № 114-ФЗ «О службе в таможенных органах Российской Федерации», Указ Президента РФ «Вопросы Федеральной таможенной службы», постановление Правительства РФ от 21.08.2004 № 429 «Вопросы Федеральной таможенной службы».

Что касается должностных и иных лиц, имеющих отношение к системе таможенных органов и подведомственным ФТС России организациям, то выделяют три категории работающих:

1) сотрудники (правоохранительная служба, согласно Федеральному закону «О службе в таможенных органах Российской Федерации»);

2) федеральные государственные гражданские служащие (государственная гражданская служба, согласно Федеральному закону от 27.07.2004 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации»);

– работники бюджетной сферы (работают в соответствии с Трудовым кодексом Российской Федерации от 30.12.2001 № 197-ФЗ).

Представленный взгляд на деятельность таможенных органов РФ не лишен условностей и должен рассматриваться как одна из возможных точек зрения.

Главная условность заключается в том, что на практике ни один из выделенных видов деятельности (включая конкретные функции) не проявляет себя абсолютно самостоятельно вне зависимости от других направлений. Например, при проверке таможенных деклараций таможенные органы одновременно проводят таможенный контроль и совершают таможенные операции.

Проведение таможенными органами дознания может сопровождаться оперативно-розыскными мероприятиями.

Существует и иной, менее детальный и более устоявшийся взгляд на деятельность таможенных органов через такие функции, как:

– контрольная;

– фискальная;

– правоохранительная.