logo
Таможня

4.1. Прибытие и убытие товаров (транспортных средств). Временное хранение

В таможенном законодательстве таможенного союза не используется выражение: таможенное оформление товаров. Действия, обусловленные выполнением таможенных формальностей в связи с перемещением товаров через таможенную границу, обозначены таможенными операциями.

Подпункт 29 н. 1 ст. 4 ТК ТС определяет таможенные операции как действия, совершаемые лицами и таможенными органами в целях обеспечения соблюдения таможенного законодательства таможенного союза.

Данное определение необоснованно накладывает на физических лиц и организации обязанность, не соответствующую их статусу. Обеспечивать соблюдение таможенного законодательства – это обязанность таможенных органов, закрепленная в определении таможенного контроля (подп. 31 п. 1 ст. 4 ТК ТС), и одна из их основных задач (подп. 2 п. 1 ст. 6 ТК ТС). Лица, совершая таможенные операции, реализуют свое право на перемещение товаров, и главная их обязанность – соблюдать (исполнять) таможенное законодательство (п. 1 ст. 150 ТК ТС), а не обеспечивать его соблюдение (Например, в гл. 2 Генерального приложения к Киотской конвенции схожий, по сути, термин «таможенные формальности» определен как совокупность действий, подлежащих совершению соответствующими лицами и таможенной службой в целях исполнения требований таможенного законодательства).

Таможенные операции в соответствии с ТК ТС разделены на несколько групп:

– таможенные операции, предшествующие подаче таможенной декларации;

– таможенные операции, связанные с помещением товаров под таможенную процедуру (таможенное декларирование товаров).

Такое деление не лишено своих условностей, поскольку таможенные операции убытия товаров совершаются, как правило, после их таможенного декларирования (см., например, п. 1ст. 163 ТК ТС).

Более подробное видение таможенных операций, разделенных на определенные группы (по своим целям, кругу участвующих лиц, перечню требуемых документов и сведений), может быть следующим:

– таможенные операции, предшествующие подаче таможенной декларации (прибытие товаров на таможенную территорию таможенного союза: доставка товаров с места пересечения таможенной границы до места прибытия, т.е. до места представления таможенному органу необходимых документов и сведений, а также ввезенных товаров (п. 2 ст. 156 ТК ТС));

– таможенные операции помещения товаров под таможенную процедуру таможенного транзита или таможенные операции помещения товаров на временное хранение (в зависимости от местонахождения таможенного органа, которому будет подаваться декларация на товары);

– таможенные операции по таможенному декларированию товаров (подача декларации на товары);

– таможенные операции, совершаемые для убытия товаров за пределы таможенной территории таможенного союза;

– таможенные операции, осуществляемые с целью завершения действия таможенной процедуры либо с целью получения условно выпущенными товарами статуса товаров таможенного союза.

При ввозе товаров на таможенную территорию таможенного союза первоначально таможенные отношения возникают между перевозчиком и таможенным органом. Причем следует различать места пересечения товарами (транспортными средствами) таможенной границы и места прибытия товаров (транспортных средств) на таможенную территорию.

Места прибытия товаров и транспортных средств на таможенную территорию таможенного союза, применительно к Российской Федерации, включают в себя:

– пункты пропуска через государственную границу РФ;

– иные места прибытия товаров и транспортных средств на таможенную территорию.

В соответствии с ч. 2 ст. 9 Закона РФ от 01.04.1993 № 4730-1 «О государственной границе Российской Федерации» под пунктом пропуска через государственную границу понимается территория (акватория) в пределах железнодорожной, автомобильной станции или вокзала, морского (торгового, рыбного, специализированного), речного (озерного) порта, аэропорта, военного аэродрома, открытых для международных сообщений (международных полетов), а также иной специально выделенный в непосредственной близости от государственной границы участок местности, где в соответствии с законодательством РФ осуществляется пропуск через государственную границу лиц, транспортных средств, грузов, товаров и животных. Пределы пунктов пропуска через государственную границу и перечень пунктов пропуска через государственную границу, специализированных по видам перемещаемых грузов, товаров и животных, определяются в порядке, установленном Правительством РФ (см. Правила определения пределов пункта пропуска через государственную границу Российской Федерации, утвержденные постановлением Правительства РФ от 07.04.2008 № 253).

Пункты пропуска через государственную границу устанавливаются международными договорами РФ или Правительством РФ по представлениям федеральных органов исполнительной власти, субъектов РФ, согласованным с пограничными органами и другими заинтересованными федеральными органами исполнительной власти, с учетом интересов сопредельных и других иностранных государств.

Открытие пункта пропуска через государственную границу осуществляется после строительства (реконструкции), оборудования и принятия в эксплуатацию заинтересованным федеральным органом исполнительной власти соответствующих зданий, помещений, сооружений по проектам, согласованным с пограничными органами, а также таможенными и другими органами, участвующими в контроле в пункте пропуска через государственную границу. При разработке указанных проектов должны предусматриваться помещения и сооружения, необходимые для организации пограничного и иных видов контроля. Строительство и оборудование указанных объектов является расходным обязательством Российской Федерации и осуществляется в порядке, устанавливаемом законодательными и иными нормативными правовыми актами РФ (ч. 1, 2 ст. 12 Закона РФ «О Государственной границе Российской Федерации»).

В соответствии с Указом Президента РФ от 11.10.2007 № 1359 образовано Федеральное агентство по обустройству государственной границы РФ (Росграница), в функции которого входит определение и реализация государственной политики по обустройству государственной границы РФ, созданию, развитию и обеспечению деятельности пунктов пропуска через государственную границу РФ и мест пересечения государственной границы, а также функции государственного заказчика в этой сфере. Руководство деятельностью Росграницы осуществляет Правительство РФ (см. также постановление Правительства РФ от 01.11.2007 № 734 «О Федеральном агентстве по обустройству государственной границы Российской Федерации»).

На основании разд. II Правил установления, открытия, функционирования (эксплуатации), реконструкции и закрытия пунктов пропуска через государственную границу Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства РФ от 26.06.2008 № 482, пункты пропуска классифицируются в зависимости от вида, характера международного сообщения и режима работы:

– на морские, речные (озерные), воздушные, автомобильные, железнодорожные, пешеходные, смешанные – по виду международного сообщения:

– пассажирские, грузовые, грузопассажирские – по характеру международного сообщения;

– постоянные, временные, сезонные, работающие на нерегулярной основе – по режиму работы.

Согласно информации Росграницы перечни пунктов пропуска перечислены в приложении к распоряжению Правительства РФ от 20.11.2008 № 1724-р «О пунктах пропуска через государственную границу Российской Федерации».

В соответствии с ч. 2 п. 1 ст. 156 ТК ТС отдельные категории товаров могут прибывать на таможенную территорию таможенного союза только в местах прибытия, определенных законодательством государств – членов таможенного союза. Так, Правительством РФ установлены пункты пропуска через государственную границу РФ для прибытия в Российскую Федерацию:

– мяса и пищевых субпродуктов домашней птицы (см. постановление Правительства РФ от 03.11.2003 № 665 «Об установлении пунктов пропуска через государственную границу Российской Федерации для прибытия на таможенную территорию Российской Федерации мяса и пищевых субпродуктов домашней птицы»);

– алкогольной продукции и табачных изделий (см. постановление Правительства РФ от 09.12.2003 № 743 «Об установлении пунктов пропуска через государственную границу Российской Федерации для прибытия на таможенную территорию Российской Федерации алкогольной продукции и табачных изделий»).

С момента пересечения товарами таможенной границы такие товары приобретают статус находящихся под таможенным контролем (ч. 1 п. 1 ст. 96 ТК ТС). Однако таможенные операции начинаются позже, а именно с момента представления таможенному органу необходимых документов и сведений (ст. 158 ТК ТС). Поэтому после пересечения товарами и транспортными средствами таможенной границы перевозчик обязан доставить товар и транспортное средство в место прибытия в неизменном виде и состоянии, а также представить таможенному органу необходимые документы и сведения. Перечень таких документов и сведений предусмотрен ст. 159 ТК ТС применительно к виду транспортного средства, на котором перевозятся товары.

В отличие от товаров, перемещаемых через таможенную границу в качестве предметов международной купли-продажи, мены, сырья и т.п., транспортные средства международной перевозки подлежат таможенному декларированию в соответствии со ст. 350 ТК ТС в месте прибытия на таможенную территорию.

Таможенное декларирование транспортных средств международной перевозки осуществляется путем подачи перевозчиком таможенному органу таможенной декларации на транспортное средство:

– в виде стандартных документов перевозчика, содержащих сведения, перечисленные в ст. 159 ТК ТС (сведения о транспортном средстве международной перевозки, его маршруте, грузе, припасах, об экипаже и о пассажирах, цели ввоза транспортного средства международной перевозки и (или) наименовании запасных частей и оборудования, которые перемещаются для ремонта или эксплуатации транспортного средства международной перевозки);

– в виде таможенной декларации на транспортное средство (Утверждена решением КТС от 14.10.2010 № 422 «О форме таможенной декларации на транспортное средство и инструкции о порядке ее заполнения») (если представленные перевозчиком документы не содержат всех необходимых сведений) и стандартных документов перевозчика.

По результатам проверки документов таможенный орган оформляет временный ввоз транспортного средства международной перевозки (для иностранного транспортного средства) или завершение временного вывоза транспортного средства международной перевозки, зарегистрированного в Российской Федерации.

Дальнейшие действия зависят от того, в каком таможенном органе будет подаваться декларация на товары (т.е. совершаться таможенные операции помещения товаров под таможенную процедуру).

Если местом помещения под таможенную процедуру товара является таможенный орган ввоза товара на таможенную территорию, т.е. таможенный орган, в регионе деятельности которого находится место прибытия, то в зависимости от готовности декларанта и порядка работы таможенного органа возможно:

– немедленно приступить к таможенному декларированию (подать декларацию на товары);

– поместить товар на ближайший СВХ (для целей подготовки к подаче таможенной декларации и представления иных необходимых документов) (Приказом ФТС России от 18.03.2010 № 510 «Об утверждении Порядка осуществления таможенных операций с товарами при прибытии на таможенную территорию Российской Федерации в морских портах и их перемещении из мест прибытия в места временного хранения» предложена технология перевозки товаров, прибывающих на территорию РФ в контейнерах через морские пункты пропуска через государственную границу РФ или через морские порты, открытые для международного грузового сообщения и захода иностранных судов, на склады временного хранения, расположенные за пределами морских портов. Такая технология призвана разгрузить морские порты, а СВХ, предназначенные для хранения прибывших товаров получили неофициальное название «сухие порты»).

По общему правилу, перевозчик или иное заинтересованное лицо обязаны совершить таможенные операции, связанные с помещением товаров на временное хранение или их таможенным декларированием в соответствии с таможенной процедурой, в течение трех часов после предъявления товаров таможенному органу в месте прибытия (п. 4 ст. 160 ТК ТС).

При несовпадении таможенного органа места прибытия товара на таможенную территорию и таможенного органа, в котором товар будет выпускаться, применяется таможенная процедура таможенного транзита.

Формально таможенный транзит – это таможенная процедура, и в месте прибытия товара уже происходит его таможенное декларирование. Однако в рассматриваемом варианте таможенный транзит носит вспомогательный характер и способствует дальнейшему декларированию товаров, выпускаемых в России в соответствии с иной таможенной процедурой.

Таким образом, если Российская Федерация не используется как часть маршрута при перевозке иностранных товаров, отправителями и получателями которых являются лица, находящиеся за пределами таможенной территории таможенного союза, то назначение таможенного транзита заключается в предоставлении заинтересованным лицам возможности доставки товаров, находящихся под таможенным контролем, из места прибытия на таможенную территорию таможенного союза до таможенного органа назначения, где товары будут выпущены в соответствии с заявленной таможенной процедурой (см. 5.4).

Убытие товаров с российской части таможенной территории таможенного союза осуществляется так же (как и в случаях прибытия товаров) в местах перемещения через таможенную границу и во время работы таможенных органов.

Для отдельных видов товаров могут быть установлены специальные места убытия с таможенной территории. Например, постановлением Правительства РФ от 15.07.2010 № 521 «Об определении пунктов пропуска через государственную границу Российской Федерации для убытия с территории Российской Федерации отдельных видов товаров» определены места убытия автомобильным, железнодорожным и водным видами транспорта древесины и изделий из нее (в том числе определенных пород).

Для убытия товаров таможенному органу (расположенному в месте убытия товаров за пределы таможенной территории) представляются:

– товары и транспортные средства международной перевозки, осуществляющие их перевозку;

– таможенная декларация (иной документ, заменяющий таможенную декларацию), содержащая отметки таможенного органа, осуществившего выпуск товаров в соответствии с таможенной процедурой, допускающей вывоз товаров с таможенной территории таможенного союза (Не требуется представления таможенной декларации (иного документа) в отношении иностранных товаров, ранее прибывших в Россию и не покидавших этого места прибытия);

– стандартные документы перевозчика, содержащие сведения, перечисленные в ст. 159 ТК ТС;

– документы и сведения, подтверждающие соблюдение запретов и ограничений (п. 1 ст. 152 ТК ТС);

– таможенная декларация на транспортное средство (если в стандартных документах перевозчика недостаточно сведений, необходимых для таможенного декларирования транспортного средства международной перевозки) (При вывозе с таможенной территории временно ввезенных транспортных средств международной перевозки таможенному органу в качестве таможенной декларации на транспортное средство допускается использовать таможенную декларацию на транспортное средство, представленную при таможенном декларировании временно ввозимых транспортных средств международной перевозки (ч. 3 п. 2 ст. 350 ТК ТС)).

Разрешение на убытие товаров с таможенной территории оформляется путем проставления:

– на лицевой стороне таможенной декларации, а также в двух экземплярах транспортных (перевозочных) документов соответствующих отметок (один экземпляр транспортных (перевозочных) документов остается в таможенном органе, выдавшем разрешение на убытие товаров, другой экземпляр возвращается перевозчику);

– на оборотной стороне таможенной декларации отметки «Товар вывезен полностью» с указанием даты вывоза товаров с таможенной территории таможенного союза (Если товар вывозится частями либо вывезен не полностью, делается запись «Товар вывезен в количестве...» с указанием количества вывезенных товаров в основных и (или) дополнительных единицах измерения согласно ТН ВЭД ТС и даты фактического вывоза товаров).

Проставленные отметки и произведенные записи заверяются личной номерной печатью и подписью должностного лица таможенного органа места убытия.

По общему правилу, товары должны быть фактически вывезены с таможенной территории в том же количестве и состоянии, в котором они находились в момент их таможенного декларирования (помещения под определенную таможенную процедуру) либо на момент прибытия на таможенную территорию таможенного союза, если эти товары не покидали места прибытия (Допускается изменение количества и состояния убывающих товаров вследствие естественного износа или убыли либо вследствие изменения естественных свойств товаров при нормальных условиях перевозки, транспортировки и хранения, а также изменение количества товаров вследствие наличия не сливаемых остатков в транспортном средстве).

Убывающие за пределы таможенной территории товары таможенного союза могут быть вывезены в меньшем количестве, чем количество, заявленное при их помещении под определенную таможенную процедуру (указанное в таможенной декларации), либо вообще не вывозиться за пределы таможенной территории (По письменному обращению декларанта таможенная декларация на товары таможенного союза может быть отозвана до фактического убытия товаров с таможенной территории таможенного союза, в том числе после принятия решения о выпуске товаров (ч. 1 п. 2 ст. 192 ТК ТС)), вне зависимости от возникших причин.

Иностранные товары, убывающие за пределы таможенной территории, могут помещаться под таможенную процедуру таможенного транзита (для перевозки из места таможенного декларирования в место убытия) или размещаться на СВХ (до погрузки на убывающее транспортное средство).

Решением КТС от 18.06.2010 № 330 утвержден Порядок подтверждения фактического вывоза товаров с таможенной территории таможенного союза таможенным органом места убытия товаров таможенному органу другого государства – члена таможенного союза, осуществившему выпуск товаров в соответствии с заявленной таможенной процедурой.

До подачи таможенному органу декларации на товары (в месте прибытия товаров либо в месте доставки при перевозке по процедуре таможенного транзита) допускается их временное хранение.

Обязательность временного хранения товаров, перемещаемых через таможенную границу, обусловлена несколькими факторами. Во-первых, иностранные товары находятся под таможенным контролем и в отношении их не уплачены таможенные платежи. Отсюда необходимость их помещения в специализированные места (СВХ), где обеспечивается надлежащая сохранность и гарантии исполнения обязательств (например, уплата таможенных пошлин, налогов) на случай исчезновения товаров. Во-вторых, неготовностью декларанта подать декларацию на товары в течение трех часов после предъявления товаров таможенному органу в месте прибытия или в месте доставки товаров (при завершении таможенной процедуры таможенного транзита – ч. 1 п. 6 ст. 225 ТК ТС).

Временное хранение товаров представляет собой хранение иностранных товаров под таможенным контролем в местах временного хранения до их выпуска таможенным органом в соответствии с заявленной таможенной процедурой либо до совершения иных действий, предусмотренных таможенным законодательством таможенного союза, без уплаты таможенных пошлин, налогов.

Местами временного хранения товаров являются, как правило, СВХ (Примерами исключений могут служить помещения, открытые площадки и иные территории уполномоченного экономического оператора (подп. 1 п. 1 ст. 41 ТК ТС), склад получателя товаров (ст. 117 ТК), транспортные средства, находящиеся на железнодорожных путях железной дорога (ст. 116 ТК)).

Под складами временного хранения понимаются как собственно складские помещения, так и открытые площадки. В обоих случаях СВХ должны отвечать требованиям, предъявляемым к месту их расположения, а также к обустройству и оборудованию. Например, в соответствии с п. 1 ст. 107 ТК, а также п. 4 Обязательных требований к обустройству, оборудованию и месту расположения складов временного хранения, утвержденных приказом ФТС России от 06.12.2007 № 1497, СВХ:

– должен располагаться по одному почтовому адресу либо в пределах неразрывной по периметру территории в регионе деятельности таможенного поста, подчиненного таможне, включившей организацию в Реестр владельцев складов временного хранения;

– должен располагаться в разумной близости от транспортных узлов и транспортных магистралей с подъездными путями к СВХ;

– не может располагаться на передвижных транспортных средствах или передвижном транспортном оборудовании любых видов.

Надлежащее обустройство СВХ предполагает наличие:

– помещений, предназначенных для СВХ и расположенных только в наземных зданиях или сооружениях (для СВХ открытого типа);

– подъездных путей (в зависимости от вида транспорта);

– крытой и обустроенной площадки для проведения таможенного досмотра;

– огражденной прилегающей охраняемой территории, оборудованной для стоянки транспортных средств, перевозящих товары, на время, необходимое для завершения таможенного транзита (Если технологические особенности функционирования склада делают невозможным либо нецелесообразным ограждение прилегающей территории, го по решению таможни указанная территория может быть обозначена как зона таможенного контроля);

– ограждения либо обозначения на местности открытой площадки, используемой в качестве СВХ;

– помещения, предназначенного для хранения товаров, которые могут причинить вред другим товарам или требуют особых условий хранения;

– контрольно-пропускных пунктов и соответствующих средств обеспечения контроля за движением товаров (транспортных средств) через границы СВХ.

Территория СВХ не должна включать в себя объекты, не связанные с функционированием СВХ и обеспечением его работы.

Требования, предъявляемые к оборудованию СВХ, предусматривают:

– подъездные пути к тем частям помещений (а также их изоляцию (ограждение)), которые предполагается использовать для временного хранения товаров, если в пределах данного помещения хранятся товары в соответствии с таможенной процедурой таможенного склада;

– наличие технических средств таможенного контроля делящихся и радиоактивных материалов (Количество технических средств таможня устанавливает самостоятельно или по согласованию с вышестоящим таможенным органом при соблюдении технических регламентов и национальных стандартов, действующих в России. Тип технических средств для проведения радиационного контроля определяет ФТС России), досмотровой рентгеновской техники (Необходимость, количество и тип досмотровой рентгеновской техники таможня устанавливает по согласованию с вышестоящим таможенным органом);

– выделение в локальной сети сегментов для работы таможенного органа (его структурного подразделения), расположенного на СВХ и совершающего таможенные операции в отношении хранящихся товаров, а также выделение канала связи для приема-передачи электронных данных о доставке товаров и их выпуске;

– наличие весового оборудования с различными пределами и возможностями взвешивания товаров (на паллетах, поддонах и других приспособлениях, обычно применяемых для транспортировки);

– наличие телефонной и факсимильной связи, оргтехники и множительной техники, автоматизированной системы учета товаров, совместимой с программными продуктами, таможенного органа (его структурного подразделения), совершающего таможенные операции и расположенного на СВХ;

– наличие погрузо-разгрузочной техники (автопогрузчики, электропогрузчики и электрокары, механические тележки, краны, подъемники);

– наличие электронной системы размещения и учета товаров (для СВХ, оборудованных автоматизированной ячеечной системой хранения товаров), совместимой с программными продуктами контролирующего таможенного органа, позволяющей последнему в режиме реального времени проверять размещение и нахождение товаров в ячейках (Таможенный орган должен иметь возможность запретить проведение грузовых, измерительных и других операций с товарами, а также закрыть доступ к ним путем электронной блокировки ячеек).

Кроме перечисленного следует также отметить:

– отдельные требования, предъявляемые к обустройству, оборудованию и месту расположения складов временного хранения, расположенных в местах, приближенных к государственной границе РФ (см. приказ ФТС России от 31.08.2009 № 1587 «Об утверждении обязательных требований к обустройству, оборудованию и месту расположения складов временного хранения, расположенных в местах, приближенных к государственной границе Российской Федерации и являющихся местом расположения таможенных органов, производящих таможенное оформление и таможенный контроль товаров, перемещаемых через таможенную границу Российской Федерации»);

– ветеринарно-санитарные требования, предъявляемые к складам временного хранения (см. приказ Минсельхоза России № 542, ФТС России № 2013 от 05.11.2009 «О ветеринарно-санитарных требованиях к складам временного хранения и таможенным складам»).

По ТК ТС и ТК право временного хранения товаров имеют следующие лица.

1. Владельцы СВХ – это лица, в большинстве своем специализирующиеся на оказании услуг по временному хранению товаров.

В зависимости от правового положения владельцами СВХ могут быть:

– российские юридические лица, включенные в Реестр владельцев СВХ;

– таможенные органы РФ.

Временное хранение товаров юридическими лицами, включенными в Реестр владельцев СВХ, представляет собой отдельное направление деятельности в сфере таможенного дела. Данное направление деятельности в сфере таможенного дела основано на разрешительном порядке получения соответствующего статуса.

В России претендентом на получение свидетельства о включении в Реестр владельцев СВХ может быть только российское юридическое лицо, которое обязано выполнить следующие условия (ст. 24 ТК ТС):

– владеть необходимыми помещениями и (или) открытыми площадками, планируемыми к использованию в качестве СВХ;

– обеспечить уплату таможенных платежей из расчета 2,5 млн. руб. и дополнительно 1 тыс. руб. за 1 м2 полезной площади (площади, отводимой для хранения товаров), если в качестве склада используется открытая площадка, или 300 руб. за 1 м3 полезного объема помещения, если в качестве склада используется помещение;

– заключить договор страхования риска гражданской ответственности на сумму 3500 руб. за 1 м2 полезной площади, если в качестве СВХ используется открытая площадка, или из расчета 1 тыс. руб. за 1 м3 полезного объема, если в качестве таможенного склада используется помещение (страховая сумма не может быть менее 2 млн. руб.).

ТК ТС допускает возможность владеть помещениями и (или) открытыми площадками не только на праве собственности, но и на основании договора аренды либо иметь соответствующие склады и территории в хозяйственном ведении или оперативном управлении (подп. 1 п. 1 ст. 24).

Договор аренды должен быть заключен на срок не менее одного года на день подачи заявления о включении в Реестр. Заявление подается в таможню, в регионе деятельности которой фактически располагается помещение и (или) открытая площадка, предполагаемые к использованию в качестве СВХ, на каждое территориально-обособленное помещение (открытую площадку), которые планируется использовать в качестве СВХ. Соответственно, по каждой такой обособленной единице осуществляется включение в Реестр владельцев СВХ с выдачей отдельного свидетельства.

ТК предусмотрена возможность создания нескольких типов СВХ:

а) СВХ открытого типа, предназначенных для хранения любых товаров и использования любыми лицами;

б) СВХ закрытого типа, предназначенных для хранения:

– товаров владельца склада,

– определенных товаров, в том числе ограниченных в обороте,

– товаров, требующих особых условий хранения.

Право выбора типа создаваемого СВХ остается за заявителем. Тип будущего СВХ, а также обоснование необходимости и целесообразности выбора СВХ закрытого типа указывается в заявлении о включении в Реестр владельцев СВХ.

В процессе осуществления своей деятельности владелец СВХ может быть привлечен к ответственности за совершение административных правонарушений в области таможенного дела (нарушений таможенных правил) (например, по ст. 16.9 КоАП «Недоставка, выдача (передача) без разрешения таможенного органа либо утрата товаров или документов на них», ст. 16.14 КоАП «Нарушение порядка помещения товаров на хранение, порядка их хранения либо порядка совершения с ними операций»).

За невыполнение взятых на себя обязательств:

– на владельца СВХ может быть возложена обязанность уплаты таможенных пошлин, налогов (подп. 2 п. 1 и подп. 3 п. 3 ст. 172 ТК ТС);

– к владельцу СВХ может быть предъявлено требование о возмещении ущерба, причиненного лицам, чьи товары хранились на СВХ (подп. 2 п. 1 ст. 24 ТК ТС);

– владелец СВХ может быть исключен из Реестра владельцев СВХ (подп. 1, 2 ст. 25 ТК ТС).

Реестр владельцев СВХ, осуществляющих свою деятельность на территории РФ, ведет ФТС России на основании данных, поступивших из таможен, выдавших свидетельства о включении в Реестр владельцев СВХ (см. приказ ФТС России от 31.10.2007 № 1352 «Об утверждении Административного регламента Федеральной таможенной службы по исполнению государственной функции ведения Реестра владельцев таможенных складов и Реестра владельцев складов временного хранения»).

КТС на основании реестров владельцев складов временного хранения, поступивших из таможенных органов государств – членов таможенного союза (ФТС России, Государственного таможенного комитета Республики Беларусь, Комитета таможенного контроля Министерства финансов Республики Казахстан), формирует общий реестр владельцев складов временного хранения и обеспечивает его опубликование на официальном сайте КТС (см. решение КТС от 20.05.2010 № 261 «Об утверждении форм общих реестров лиц, осуществляющих деятельность в сфере таможенного дела, порядка их ведения и формирования») (Общие реестры владельцев СВХ опубликованы по адресу http://www.tsouz.ru/db/dta/Pages/svj.aspx).

Для создания СВХ таможенным органам не требуется получать свидетельств о включении в Реестр владельцев СВХ (см. приказ ФТС России от 06.12.2007 № 1496 «Об учреждении складов временного хранения таможенными органами»). Централизованный учет таких складов ведет ФТС России, которая обязана обеспечить регулярное, не реже одного раза в шесть месяцев, опубликование в своих официальных изданиях перечней СВХ, владельцами которых являются таможенные органы, а также изменений, вносимых в этот перечень.

СВХ, созданные таможенными органами, могут быть только открытого типа. Такие склады должны отвечать всем предусмотренным требованиям по их обустройству, оборудованию и месту расположения.

Согласно п. 41 разд. VIПравил проведения таможенных операций при временном хранении товаров, утвержденных приказом ГТК России от 03.09.2003 № 958, таможенный орган – владелец СВХ обязан соблюдать санитарные правила, нормы складирования, правила товарного соседства и режима хранения, требования законодательства РФ о техническом регулировании, выполнять иные требования и условия, установленные законодательством РФ и субъектов РФ в сфере оказания услуг по хранению товаров.

Хранение товаров на СВХ таможенного органа является платным. Плата за хранение товаров на СВХ таможенного органа имеет значение таможенного платежа и называется таможенным сбором за хранение.

Таможенный сбор за хранение на СВХ таможенного органа уплачивается в размере 1 руб. с каждых 100 кг веса товаров в день, а в специально приспособленных (обустроенных и оборудованных) для хранения отдельных видов товаров помещениях – 2 руб. с каждых 100 кг веса товаров в день. Неполные 100 кг веса товаров приравниваются к полным 100 кг, а неполный день – к полному.

Таможенные сборы за хранение должны быть уплачены до фактической выдачи товаров со склада временного хранения.

Таможенные органы как владельцы СВХ также несут ответственность за соблюдение требований таможенного и гражданского законодательства в части уплаты таможенных платежей и возмещения причиненного вреда.

Отказ владельца СВХ (как российского юридического лица, включенного в Реестр владельцев СВХ, так и таможенного органа) от заключения договора при наличии у него возможности осуществить хранение товаров не допускается (за исключением СВХ закрытого типа, используемого для хранения товаров владельца склада).

2. Железная дорога. ТК допускает по запросу железной дороги осуществлять временное хранение товаров, перевозимых железнодорожным транспортом, непосредственно в транспортных средствах, находящихся на железнодорожных путях этой железной дороги (ст. 116 ТК).

Места такого хранения (не являющиеся СВХ) должны быть согласованы с таможенными органами. Данные места в период хранения товаров приобретают статус зон таможенного контроля, а железная дорога обязана не только обеспечить сохранность товаров, но и исключить доступ к ним посторонних лиц.

В случае утраты товаров, хранящихся в транспортных средствах в зоне таможенного контроля, либо их выдачи без разрешения таможенных органов железная дорога несет ответственность как за уплату таможенных платежей, так и за нарушение таможенных правил (ст. 16.9 КоАП).

3. Получатель товаров. В соответствии со ст. 117 ТК временное хранение с разрешения таможенного органа может осуществляться на складе получателя товаров.

Возможность временного хранения товаров, не обращаясь к услугам владельцев СВХ, допускается в одном из следующих случаев:

– получатель товаров приобрел статус уполномоченного экономического оператора и право на применение специальных упрощений (подп. 1 п. 1 ст. 41 ТК ТС);

– товары требуют особых условий хранения, которые могу г быть обеспечены получателем при отсутствии в разумной близости (от места получения товара) соответствующего СВХ (например, по действовавшему ранее Положению о временном хранении товаров и транспортных средств под таможенным контролем (приказ ГТК России от 23.03.2001 № 290) под разумной близостью понималось расстояние не более 50 км);

– получателем товара является государственный орган или учреждение.

В соответствии с п. 42 разд. VII Правил проведения таможенных операций при временном хранении товаров разрешение на временное хранение на складе получателя товаров выдает таможня (путем наложения соответствующей резолюции начальника таможни на заявлении заинтересованного лица (получателя товаров)), в регионе деятельности которой находятся товары и склад получателя. Для получения данного разрешения требуется обеспечение уплаты таможенных пошлин, налогов (В соответствии с п. 46 разд. VII Правил проведения таможенных операций при временном хранении товаров разрешение может быть выдано:

– на срок действия одного договора международной купли-продажи или другого вида договора, заключенного при совершении внешнеэкономической сделки либо односторонней внешнеэкономической сделки, но не более чем на один календарный год;

– на партию товаров до прибытия их на таможенную территорию либо до прибытия, либо после прибытия транспортного средства в место доставки, расположенное в месте нахождения таможенного органа

При международной перевозке товаров железнодорожным транспортом разрешение может быть выдано на партию товаров, прибывших на нескольких транспортных средствах, образующих единый состав, независимо от количества грузовых накладных при условии, если весь состав следует в адрес одного получателя (п. 47 разд. VII Правил проведения таможенных операций при временном хранении товаров)).

После помещения товаров на временное хранение получатель товаров обязан вести учет хранимых товаров и представлять в таможенный орган отчеты по формам и в порядке, предусмотренном для владельцев СВХ, включенных в соответствующий Реестр.

Ответственность получателя товаров при осуществлении им временного хранения иностранных товаров заключается в обязанности уплаты таможенных пошлин, налогов, а также в возможности привлечения к административной ответственности за несоблюдение требований временного хранения товаров.

Временное хранение товаров уполномоченным экономическим оператором, получателем товаров или железной дорогой может условно рассматриваться как хранение на СВХ закрытого типа (например, в соответствии с п. 3 ст. 117 ТК на складе получателя товаров хранение иностранных товаров, принадлежащих третьим лицам, не допускается).

Для помещения товаров на временное хранение:

– перевозчик, иные лица, обладающие полномочиями в отношении товаров (например, декларант), в течение трех часов после завершения таможенного транзита представляют (в письменной или электронной форме) в таможенный орган документы (Транспортные (перевозочные), коммерческие и (или) таможенные документы (например, карнет TIR)), содержащие сведения о товарах, отправителе (получателе) товаров, стране их отправления (назначения);

– таможенный орган регистрирует представленные документы и в течение часа выдает лицу, подавшему документы, подтверждение о регистрации документов.

Товары считаются находящимися на временном хранении только после регистрации таможенным органом документов, представленных для помещения товаров на временное хранение.

Товары, хранящиеся на СВХ, могут подвергаться следующим операциям:

а) операциям по обеспечению сохранности товаров в неизменном состоянии, включая осмотр, измерение, передвижение в пределах СВХ;

б) операциям, необходимым для подготовки товаров к вывозу с СВХ и их последующей реализации, операциям по отбору проб и образцов товаров для проведения экспертных исследований, операциям по исправлению поврежденной упаковки. Отдельные из перечисленных операций также могут проводиться в целях подготовки к таможенному декларированию товаров, например взятие проб и образцов, но общим условием совершения всех операций данной группы является наличие разрешения таможенного органа.

Существует определенная разница между такими понятиями, как «товары, находящиеся на временном хранении», и «товары, хранящиеся на СВХ». Разница заключается в статусе товаров. Конечно, товары, находящиеся на временном хранении, как правило, и хранятся на СВХ. Это товары, не выпущенные таможенным органом в соответствии с заявленной таможенной процедурой.

На СВХ могут быть помещены товары и по другому поводу (на других основаниях). Например, товары, изъятые таможенными органами в процессе проведения выездной таможенной проверки, или товары, изъятые таможенным органом в качестве предметов правонарушения.

Общий срок временного хранения товаров составляет два месяца (п. 1 ст. 170 ТК ТС) и исчисляется со дня, следующего за днем регистрации таможенным органом документов, представленных для помещения товаров на временное хранение.

Предельный срок временного хранения товаров – четыре месяца (в отношении международных почтовых отправлений, хранящихся в местах международного почтового обмена, а также не полученного или не востребованного пассажиром багажа, перемещаемого воздушным транспортом, срок временного хранения может быть до шести месяцев).

Таким образом, продление общего срока временного хранения товаров возможно только на два месяца (Срок временного хранения продлевает начальник таможенного поста, в регионе деятельности которого хранятся товары, по мотивированному письменному запросу заинтересованного лица в произвольной форме. Данный запрос должен быть представлен в подразделение таможенного органа до истечения двухмесячного срока временного хранения. Продление срока временного хранения оформляется не позднее следующего рабочего дня после поступления заявления (путем наложения уполномоченным должностным лицом резолюции на данном заявлении). Копия заявления с резолюцией вручается лично лицу, подавшему заявление, под подпись или направляется ему по почте (с уведомлением о вручении), а также владельцу СВХ, на котором хранятся товары, либо лицу, получившему разрешение таможни на временное хранение на складе получателя товаров (п. 18 Правил проведения таможенных операций при временном хранении товаров)).

За нарушение сроков временного хранения товаров предусмотрена ответственность в соответствии сост. 16.16 КоАП.

Завершается временное хранение выпуском товаров в соответствии с заявленной таможенной процедурой либо задержанием товаров, не помещенных под таможенную процедуру по истечении срока временного хранения.