logo search
Таможня

5.8. Переработка для внутреннего потребления

Переработка для внутреннего потребления таможенная процедура, при которой иностранные товары используются для совершения операций по переработке на таможенной территории таможенного союза в установленные сроки:

без уплаты ввозных таможенных пошлин;

– с применением запретов и ограничений;

– с применением специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мер;

– с последующим помещением продуктов переработки под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления (с уплатой ввозных таможенных пошлин поставкам, применяемым к продуктам переработки).

Ввозные налоги в отношении иностранных товаров для переработки подлежат уплате в полном объеме до выпуска таких товаров в соответствии с таможенной процедурой переработки для внутреннего потребления.

Рассматриваемой таможенной процедуре посвящена гл. 36 ТК ТС.

Правительством РФ устанавливается перечень товаров, в отношении которых допускается применение таможенной процедуры переработки для внутреннего потребления (в настоящее время перечень таких товаров Правительством РФ не установлен).

Таможенная процедура переработки для внутреннего потребления имеет ряд схожих черт с процедурой переработки на таможенной территории. То есть при наличии соответствующего разрешения таможенного органа иностранные товары подвергаются на таможенной территории таможенного союза операциям по переработке, в результате которых появляются продукты переработки, отходы и, возможно, не использованные в производственном процессе остатки (В соответствии со ст. 271, 272 ТК ТС в отношении отходов, образовавшихся в результате переработки товаров для внутреннего потребления, а также остатков тоже могут совершаться таможенные операции для помещения под иные таможенные процедуры).

Значительные отличия просматриваются в условиях и требованиях таможенной процедуры переработки для внутреннего потребления:

1) под таможенную процедуру переработки для внутреннего потребления могут помещаться только товары, перечень которых определен Правительством РФ;

2) возможные операции по переработке товаров ограничиваются двумя видами операций:

– переработкой или обработкой товаров с потерей иностранными товарами своих индивидуальных характеристик,

– изготовлением товаров, в том числе монтажом, сборкой, разборкой и подгонкой;

3) переработка товаров возможна при одновременном соблюдении следующих условий:

– наличие возможности идентификации товаров для переработки в продуктах переработки (эквивалентная компенсация не предусмотрена),

– суммы таможенных пошлин, подлежащие уплате в отношении продуктов переработки, должны быть меньше сумм ввозных таможенных пошлин, подлежащих уплате, если бы товары для переработки (ввезенные иностранные товары) выпускались для внутреннего потребления (на день помещения под таможенную процедуру переработки для внутреннего потребления),

– продукты переработки не могут быть восстановлены в первоначальном состоянии экономически выгодным способом;

4) предельный срок переработки товаров и, соответственно, срок действия разрешения не могут превышать одного года (исчисление начала течения срока переработки аналогично процедуре переработки на таможенной территории);

5) разрешение на переработку товаров для внутреннего потребления может быть получено только до подачи таможенной декларации с заявляемой таможенной процедурой (не предусмотрена возможность использования в качестве разрешения на переработку для внутреннего потребления таможенной декларации);

6) выданное разрешение на переработку товаров передаче другому лицу не подлежит;

7) таможенная процедура переработки для внутреннего потребления завершается выпуском продуктов переработки для внутреннего потребления с уплатой ввозных таможенных пошлин по ставкам, применимым к продуктам переработки. При этом учитывается страна происхождения иностранных товаров для переработки.

Основное назначение таможенной процедуры переработки для внутреннего потребления заключается в создании на территориях государств – членов таможенного союза производств товаров, востребованных как в быту, так и в промышленности. Зарубежные аналоги таких товаров могут быть не всегда доступны в силу высокой цены или ограниченных поставок на внутренние рынки. Таким образом, решается вопрос импорта замещения иностранных товаров такими же товарами, но союзного производства.

Как следует из подп. 3 п. 2 ст. 265 ТК ТС, переработка для внутреннего потребления допускается, если суммы таможенных пошлин, подлежащие уплате в отношении продуктов переработки, ниже тех, которые подлежали бы уплате на день помещения ввезенных товаров под таможенную процедуру переработки для внутреннего потребления, если бы они были выпущены для внутреннего потребления. Из чего можно сделать вывод, что ввозимое сырье должно облагаться таможенной пошлинной по большей ставке, чем продукты переработки такого сырья. Не исключен вариант, когда продукт переработки вообще не будет облагаться ввозной таможенной пошлиной, например отдельные виды оборудования.

Во избежание возможных злоупотреблений поди. 4 п. 2 ст. 265 ТК ТС содержит требование к продуктам переработки, исключающее вероятность восстановления из них в первоначальное состояние товаров для переработки (экономически выгодным способом).

В противном случае можно было бы ввезти с целью переработки для внутреннего потребления сырьевой товар без уплаты таможенной пошлины, переработать его, а после выпуска для внутреннего потребления вновь получить первоначально ввозимое сырье, но уже без каких-либо обременении со стороны таможенного законодательства.