logo search
Kommentary_k_Federalnomu_zakonu_ot_27_noyabrya

§ 3. Применение должностными лицами таможенных

органов физической силы, специальных средств, оружия

и использование служебных собак

Статья 26. Условия применения должностными лицами таможенных органов физической силы, специальных средств, оружия и использования служебных собак

Комментарий к статье 26

Анализируя положения комментируемой статьи, можно сделать вывод, что данная статья не претерпела никаких особых изменений по сравнению со ст. 414 Таможенного кодекса РФ, за исключением положения, посвященного использованию служебных собак. Таможенным кодексом РФ не был регламентирован порядок использования служебных собак. В настоящий момент данный пробел законодательства устранен.

Важно отметить, что применению физической силы, специальных средств и оружия должно предшествовать четко выраженное предупреждение об этом лица, против которого применяется физическая сила, специальное средство и оружие. Закон не уточняет, каким образом следует предупреждать посягающего о намерении применить оружие и спецсредства, но можно сделать логичный вывод, что это может быть словесное предупреждение, предупреждающий выстрел в воздух и другие ясно обозначенные и понятные способы предупреждения. Что касается п. 1 ч. 2 комментируемой статьи, то Законом не устанавливаются критерии достаточности времени для выполнения требований. Важно сказать о том, что оружие можно применять без предупреждения, когда промедление создает непосредственную опасность для жизни людей или может повлечь иные тяжкие последствия, то есть в обстановке, когда предупреждение неуместно или невозможно, например при внезапном нападении: если преступник вооружен огнестрельным или газовым оружием, когда промедление позволит нападающему произвести выстрел; для повреждения транспортного средства, на котором находится преступник, который иначе может скрыться; при нападении с использованием транспортных средств; при нападении в обстановке, при которой обороняющийся находится в критическом положении. Это может быть обстановка, в которой, в случае неприменения оружия немедленно, может произойти взрыв, железнодорожная катастрофа, крупное дорожное происшествие, утечка отравляющего вещества, возгорание какого-либо объекта, возникнуть угроза для жизни многих людей вследствие катастрофы или общественного бедствия и др.

При применении физической силы, специальных средств и оружия в зависимости от характера и степени опасности правонарушения, а также степени оказываемого противодействия должностные лица таможенных органов обязаны исходить из того, что ущерб, причиненный при устранении опасности, должен быть минимальным.

Применяя физическую силу, специальные средства и оружие, необходимо помнить, что в случае превышения пределов необходимой обороны, необходимых для задержания лица, совершившего правонарушение, возможно наступление последствий, ответственность за которые предусмотрена в УК РФ.

Статья 27. Применение физической силы должностными лицами таможенных органов

Комментарий к статье 27

Комментируемая статья, так же как и предыдущая, не претерпела никаких изменений по сравнению со ст. 415 Таможенного кодекса РФ.

Комментируемая статья разрешает должностным лицам таможенных органов применять физическую силу для:

- пресечения правонарушения;

- задержания правонарушителей;

- преодоления противодействия законным требованиям должностных лиц таможенных органов;

- воспрепятствования доступу в помещения, на территорию, к товарам, находящимся под таможенным контролем, и (или) товарам, в отношении которых осуществляется таможенный контроль.

Конкретные формы применения физической силы многообразны, причем она может быть направлена в отношении людей, животных, материальных объектов. Например, применением физической силы является принудительное помещение лица в специальный автомобиль таможенных органов, а также извлечение ключа из замка зажигания автомобиля, на котором он пытается скрыться, доставление в ближайший таможенный орган лица, подозреваемого в совершении правонарушения, когда должностные лица таможенных органов "удерживают его за руки", и т.д. Боевые приемы борьбы как разновидность физической силы, применяемой должностными лицами таможенных органов, могут относиться к любым системам рукопашного боя - боксу, самбо, дзюдо, каратэ, айкидо и т.п. либо не входить ни в одну из них. Для Закона это безразлично, главное, чтобы тяжесть последствий, наступивших в результате применения должностными лицами таможенных органов ударов, удушающих, бросковых и других подобных приемов, была соразмерной характеру и степени опасности пресекаемого правонарушения, лиц, его совершивших, силе оказываемого ему противодействия, т.е. не была явно, очевидно для всех чрезмерной в данной ситуации.

Обязательным ограничением на применение физической силы во всех случаях является невозможность выполнения возложенных на таможенные органы обязанностей ненасильственными способами.

Статья 28. Применение специальных средств должностными лицами таможенных органов

Комментарий к статье 28

Положения комментируемой статьи не ограничивают должностных лиц таможенных органов (по сравнению со ст. 416 Таможенного кодекса РФ) в выборе специальных средств, в случае их применения. Однако перечень специальных средств, используемых таможенными органами, должен быть определен Правительством РФ. До настоящего времени постановления Правительства РФ, регламентирующего и ограничивающего в выборе специальных средств, не существует, и выбор зависит от конкретной ситуации.

Важно пояснить, что под специальными средствами понимаются устройства, предметы и вещества, конструктивно предназначенные для индивидуальной защиты, активной обороны (защиты) от воздействия на должностных лиц (в нашем случае таможенных органов) в целях успешного выполнения возложенных на них Законом задач.

Так, в зависимости от характера и степени опасности противоправных действий, должностные лица таможенных органов могут применять палки резиновые специальные, наручники, средства принудительной остановки транспорта и т.п.

Статья 29. Использование должностными лицами таможенных органов служебных собак

Комментарий к статье 29

Комментируемая статья новая в таможенном законодательстве, так как ранее не был определен перечень случаев, в которых используются служебные собаки, а также ранее отсутствовало и само направление их использования на законодательном уровне.

Порядок применения и использования служебных собак в таможенных органах РФ определен Постановлением Правительства РФ от 31 марта 2011 г. N 232 "Об утверждении Правил использования служебных собак при проведении таможенного контроля, их обучения и содержания".

Служебные собаки в таможенных органах Российской Федерации используются в качестве средства, способствующего предотвращению, пресечению, раскрытию и расследованию правонарушений и преступлений, отнесенных к компетенции таможенных органов Российской Федерации.

Служебные собаки используются в таможенных органах Российской Федерации:

- для поиска и выявления наркотических средств, взрывчатых веществ, оружия, боеприпасов и других товаров, обладающих индивидуальным запахом, при проведении таможенного контроля, при производстве следственных действий и проведении оперативно-розыскных мероприятий (специальные собаки);

- для производства одорологических экспертиз (собаки-детекторы);

- для поиска и обнаружения человека по его индивидуальному запаху (розыскные собаки);

- для охраны объектов таможенной инфраструктуры (караульные собаки).

Подготовку и использование служебных собак осуществляют специалисты-кинологи.

Служебные собаки закрепляются за специалистами-кинологами приказом начальника таможенного органа Российской Федерации. Специалист-кинолог несет ответственность за содержание, обучение и использование служебных собак.

Запрещается использовать служебных собак в случаях возникновения угрозы жизни, здоровью, чести и достоинству человека, выполнения действий, не соответствующих предназначению служебной собаки, а также в условиях, способствующих нанесению ущерба ее работоспособности, жизни либо здоровью.

Служебные собаки используются при проведении следующих форм таможенного контроля:

- таможенный осмотр;

- таможенный досмотр;

- личный таможенный досмотр;

- таможенный осмотр помещений и территорий.

Таможенному контролю с использованием служебных собак подлежат товары, транспортные средства, лица, пересекающие таможенную границу, а также их багаж.

При использовании служебных собак при проведении таможенного контроля не допускается причинение неправомерного вреда лицам, пересекающим границу, их багажу, а также товарам и транспортным средствам.

Таможенный контроль с использованием служебных собак осуществляется исходя из принципа выборочности. При выборе форм таможенного контроля применяется система управления рисками. Таможенные органы применяют систему управления рисками для определения товаров, транспортных средств международной перевозки, документов и лиц, подлежащих таможенному контролю, форм таможенного контроля, применяемых к таким товарам, транспортным средствам международной перевозки, документам и лицам, а также степени проведения таможенного контроля.

Кроме того, служебные собаки могут использоваться при производстве как следственных действий, так и при проведении оперативно-розыскных мероприятий.

В последние годы в России заметно возрос интерес следователей и судей к информации, получаемой посредством экспертного исследования следов и образцов запаха на основе биологического детектора запаха - обоняния. Для этой цели идеально подходят специально подготовленные собаки (собаки-детекторы), с помощью которых возможно проведение одорологических экспертиз. Однако при проведении данного вида экспертиз возникает огромное количество проблем криминалистического и процессуального характера. Именно из-за данных проблем (не разрешенных в настоящее время) проведение одорологических экспертиз в таможенных органах пока не практикуется.

Статья 30. Применение оружия должностными лицами таможенных органов

Комментарий к статье 30

Комментируемая статья, в совокупности со ст. 26 комментируемого Закона, определяет исчерпывающий перечень оснований, условий, порядка и пределов применения оружия.

Применение и использование оружия и специальных средств должностными лицами таможенных, как и иных правоохранительных органов, рассматривается как крайняя мера государственного принуждения.

Особенности нормативного регулирования применения оружия должностными лицами таможенных и иных правоохранительных органов в законодательстве РФ: под правовыми основами следует понимать совокупность правил, определяющих обстоятельства, при наличии которых применение оружия является правомерным.

Федеральный закон от 13 декабря 1996 г. N 150-ФЗ "Об оружии" (далее - ФЗ "Об оружии") дает определение, что является оружием и какие государственные структуры наделены полномочиями применять и использовать оружие, а также ст. 24 вышеуказанного Закона определяет исчерпывающий перечень оснований, условий, порядка и пределов применения оружия гражданами Российской Федерации.

Пленум Верховного Суда СССР в Постановлении от 16 августа 1984 г. N 14 "О применении судами законодательства, обеспечивающего право на необходимую оборону от общественно опасных посягательств" в п. 4 дал разъяснение, что работники правоохранительных органов в случае применения оружия должны действовать в строгом соответствии с положениями ведомственных нормативных актов, предусматривающих основания и порядок применения силы и оружия.

В соответствии с УК РФ неправомерное применение оружия является грубым нарушением законности. Виновные в этом должностные лица таможенных, как и иных правоохранительных органов могут нести уголовную или дисциплинарную ответственность в зависимости от того, образуют ли совершенные неправомерные действия состав преступления (например, ст. ст. 105, 107 - 109, 111 - 116, 118, 285, 286, 293 УК РФ) либо дисциплинарного проступка. Однако не являются правонарушением (преступлением) деяния должностного лица, действовавшего в рамках следующих статей УК РФ:

- ст. 37 "Необходимая оборона";

- ст. 38 "Причинение вреда при задержании лица, совершившего преступление";

- ст. 39 "Крайняя необходимость";

- ст. 41 "Обоснованный риск";

- ст. 42 "Исполнение приказа или распоряжения".

Но при этом необходимо отметить, что действия в рамках вышеуказанных статей не являются правонарушением, в случае если не было допущено их превышение.

Следует, однако, иметь в виду, что в теории сложилось мнение о том, что в случаях нарушений должностными лицами правоохранительных органов правил применения оружия всегда наступает правовая ответственность. Между тем такая ответственность в силу закона (ст. 39 УК РФ) может и не наступать, если сотрудник нарушает правила применения оружия в состоянии крайней необходимости, когда причиняемый им вред в таком состоянии является менее значительным по сравнению с предотвращаемым вредом и не нарушены другие условия правомерности акта крайней необходимости.