logo search
Таможня

Часть 2 п. 2 ст. 122 тк тс под такими лицами понимает:

– декларантов;

– таможенных представителей;

– перевозчиков, в том числе таможенных перевозчиков;

– лиц, обладающих полномочиями в отношении товаров после их выпуска;

– лиц, осуществляющих временное хранение товаров;

– владельцев магазинов беспошлинной торговли, таможенных и иных складов;

– уполномоченных экономических операторов;

– иных лиц, напрямую или косвенно участвовавших в сделках с товарами, помещенными под соответствующую таможенную процедуру;

– лиц, в отношении которых имеется информация, что в их владении и (или) пользовании находятся (находились) товары с нарушением порядка, предусмотренного ТК ТС, в том числе незаконно перемещенные через таможенную границу.

Таким образом, кроме лиц, перемещающих через таможенную границу товары, и лиц, осуществляющих деятельность в сфере таможенного дела, таможенной проверке могут подвергнуться:

– лица, получившие права на товары в соответствии с возможностями, предоставленными отдельными таможенными процедурами (таможенный склад, переработка на таможенной территории, временный ввоз (допуск));

– лица, являющиеся производителями и (или) продавцами товаров, вывезенных в соответствии с таможенной процедурой экспорта;

– приобретатели, продавцы, арендаторы, хранители и т.д. товаров, ввезенных на таможенную территорию.

Б. Предметы таможенной проверки перечислены в п. 3 ст. 122 ТК ТС в виде детализации объектов и предметов таможенного контроля, обозначенных в п. 2 ст. 95 ТК ТС.

В процессе таможенной проверки в зависимости от проверяемых лиц, а также от поводов для ее проведения таможенными органами проверяются:

– факт помещения товаров под таможенную процедуру (при проверке лиц, в отношении которых имеется информация, что в их владении и (или) пользовании находятся (находились) товары, незаконно перемещенные через таможенную границу);

– достоверность сведений, заявленных в таможенной декларации и иных документах, представленных при таможенном декларировании товаров (при проверке декларантов, таможенных представителей, уполномоченных экономических операторов, перевозчиков (таможенных перевозчиков));

– соблюдение ограничений по пользованию и распоряжению условно выпущенными товарами (при проверке декларантов, товары которых были выпущены условно);

– соблюдение требований, установленных таможенным законодательством таможенного союза и законодательством государств – членов таможенного союза, к лицам, осуществляющим деятельность в сфере таможенного дела (при проверке деятельности таможенных представителей, таможенных перевозчиков, владельцев СВХ, таможенных складов, МБТ);

– соответствие лиц условиям, необходимым для присвоения статуса уполномоченного экономического оператора (при проверке деятельности уполномоченного экономического оператора);

– соблюдение установленных таможенным законодательством таможенного союза и (или) законодательством государств – членов таможенного союза условий таможенных процедур, при помещении под которые товары не приобретают статус товаров таможенного союза (при проверке деятельности декларантов, лиц, получивших права на иностранные товары в соответствии с возможностями, предоставленными отдельными таможенными процедурами);

– соблюдение иных требований, установленных таможенным законодательством таможенного союза и (или) законодательством государств – членов таможенного союза (при проверке деятельности приобретателей, продавцов, арендаторов, хранителей и т.д. товаров, ввезенных на таможенную территорию).

В. Виды таможенных проверок. Таможенные проверки могут быть камеральными и выездными.

Камеральная таможенная проверка проводится таможенным органом по месту своего нахождения путем изучения и анализа:

– сведений, содержащихся в таможенных декларациях и иных документах, представленных проверяемым лицом при совершении таможенных операций;

– сведений, представленных контролирующими государственными органами (например, налоговыми органами);

– документов и сведений, имеющихся у таможенного органа, о деятельности проверяемого лица (например, лица, осуществляющего деятельность в сфере таможенного дела, уполномоченного экономического оператора).

Статья 134 ТК ТС наделяет таможенные органы необходимыми правами для получения интересующих документов и информации (Например, правом:

требовать у проверяемого лица и получать от него коммерческие, транспортные документы, документы бухгалтерского учета и отчетности, а также другую информацию, в том числе на электронных носителях, относящуюся к проверяемым товарам;

требовать у проверяемого лица представления отчетности в целях таможенного контроля;

требовать у банков и иных кредитных организаций и получать от них информацию и документы, касающиеся движения денежных средств по счетам организаций, в том числе содержащие банковскую тайну;

запрашивать у налоговых и иных государственных органов и получать от них необходимые информацию и документы, в том числе составляющие коммерческую, банковскую, налоговую и иную охраняемую законодательством тайну;

направлять международные запросы в связи с проведением таможенной проверки).

Камеральная таможенная проверка проводится без каких-либо предписаний о ее назначении, без ограничений по времени и периодичности проведения.

Выездная таможенная проверка предусматривает появление должностных лиц таможенного органа в месте нахождения (осуществления своей деятельности) юридического лица или индивидуального предпринимателя. Для проведения выездной таможенной проверки необходимо письменное решение начальника таможенного органа (лица, его замещающего) (см. письмо ФТС России от 29.06.2010 № 01-11/31847 «О неприменении отдельных норм Таможенного кодекса Российской Федерации от 28 мая 2003 г. № 61-ФЗ»).

Таможенная проверка проводится при предъявлении проверяемому лицу решения о проведении таможенной проверки и служебных удостоверений должностных лиц таможенных органов, участвующих в выездной таможенной проверке.

В зависимости от оснований проведения выездные таможенные проверки подразделяются на плановые и внеплановые.

Плановые выездные таможенные проверки проводятся в соответствии с предварительно разработанным таможенным органом планом проверок (планом проверочных мероприятий, проводимых подразделениями таможенной инспекции) на определенный период времени, например календарный год. Плановые выездные таможенные проверки могут быть отнесены к профилактическим контрольным мерам, проводимым не чаще одного раза в год в отношении одного и того же проверяемого лица и раз в три года в отношении уполномоченных экономических операторов.

Внеплановые выездные таможенные проверки проводятся без ограничений периодичности их применения, при наличии соответствующих оснований (появление которых не может быть запланировано) например:

– получение данных, свидетельствующих о возможном нарушении таможенного законодательства таможенного союза и иного законодательства государств – членов таможенного союза (Данные могут быть получены:

по результатам анализа информации, имеющейся у таможенного органа (базы данных о лицах, перемещающих товары, – ч. 1, 2 п. 1 ст. 44, ст. 106 ТК ТС), информации из баз данных государственных контролирующих органов (налоговых органов);

по результатам камеральной таможенной проверки или применения иных форм таможенного контроля;

от других таможенных, правоохранительных, государственных контролирующих органов, некоммерческих организаций, профессиональных объединений, ассоциаций и т.д.);

– заявление заинтересованного лица на получение статуса уполномоченного экономического оператора;

– необходимость подтверждения достоверности сведений, представленных проверяемым лицом путем проверки иных лиц, связанных с проверяемым лицом сделками с товарами (встречная выездная таможенная проверка);

– выполнение запроса компетентного органа иностранного государства о проведении проверки лица, совершавшего внешнеэкономические сделки с иностранной организацией.

При проведении выездных таможенных проверок таможенные органы могут применять иные формы таможенного контроля, проводить инвентаризацию (в соответствии с НК), изымать интересующие документы, налагать арест на товары или проводить их изъятие, опечатывать помещения с товарами, а также пользоваться другими правами в соответствии п. 1 ст. 134 ТК ТС.

Общий срок проведения выездной таможенной проверки составляет два месяца с возможным его продлением еще на месяц.

Результаты камеральной и выездной таможенной проверки оформляются актом по форме, утвержденной приказом ГТК от 16.09.2003 № 1023.