logo search
Таможня

5.1. Виды таможенных процедур и условия их применения

В соответствии с подп. 26 п. 1 ст. 4 ТК ТС таможенная процедура совокупность норм, определяющих для таможенных целей требования и условия пользования и (или) распоряжения товарами на таможенной территории таможенного союза или за ее пределами.

Перечисленные в ст. 202 ТК ТС таможенные процедуры представляют собой правовые модели таможенного товарооборота, т.е. каждая таможенная процедура включает в себя:

– порядок совершения таможенных операций по таможенному декларированию товаров;

– порядок уплаты таможенных пошлин, налогов, включая полное (в том числе условное или частичное) освобождение от их уплаты;

– условия и временные пределы пользования и распоряжения товарами, выпущенными на таможенной территории (за ее пределами);

– порядок совершения таможенных операций, необходимых для завершения таможенной процедуры.

Такое видение таможенных процедур выходит за рамки общего определения таможенной процедуры (подп. 26 п. 1 ст. 4 ТК ТС), поскольку охватывает не только правомочия декларанта по отношению к выпущенным товарам, но и другие таможенно-правовые аспекты, обусловленные конкретной таможенной процедурой.

Следует оговориться, что не все таможенные процедуры имеют определенный период действия и требования, предъявляемые к товарам в процессе нахождения на таможенной территории (за ее пределами). Существуют, например, процедуры, которые почти не содержат каких-либо требований и ограничений при нахождении в них, так как товар после выпуска становится товаром таможенного союза либо покидает таможенную территорию без обязательств обратного возвращения, т.е. «уходит» из-под таможенного контроля.

Вместе с тем ТК ТС предусмотрены общие условия применения таможенных процедур, подлежащие соблюдению вне зависимости от выбора конкретной процедуры. Такие условия имеют значение правовых принципов или институциональных принципов таможенного нрава (подразумевая институт таможенных процедур в целом).

К принципиальным основам применения таможенных процедур следует отнести:

– обязательность заявления таможенной процедуры (за исключением случаев перемещения через таможенную границу товаров, не подлежащих в соответствии с ТК ТС помещению под таможенные процедуры) в отношении товаров, перемещаемых через таможенную границу (данный принцип следует из ряда положений ТК ТС, посвященных общим правилам перемещения товаров через таможенную границу, например, ч. 1 п. 2 ст. 150, поди. 22, 35 п. 1 ст. 4, ст. 195 ТК ТС, т.е. перемещение через таможенную границу обязывает лиц декларировать товары с целью их выпуска таможенным органом в соответствии с заявленной таможенной процедурой) (Незаявление таможенной процедуры может рассматриваться как недекларирование товаров, которое влечет за собой наступление административной ответственности (ч. 1 ст. 16.2 КоЛП) или, в случаях недекларировання товаров стоимостью свыше 1,5 млн. руб., наступление уголовной ответственности (ч. 1 ст. 188 УК));

– право выбора таможенной процедуры в соответствии с ТК ТС (п. 1 ст. 203 ТК ТС) (участник ВЭД самостоятельно выбирает таможенную процедуру, но реализовать свой выбор он может только при соблюдении всех условий и требований избранной таможенной процедуры);

– право изменения выбранной таможенной процедуры в соответствии с ТК ТС (п. 2 ст. 203 ТК ТС) (заинтересованное лицо вправе изменить выбранную таможенную процедуру на другую при соблюдении требований изменяемой таможенной процедуры и выполнении условий помещения товаров под новую процедуру);

– обязательность соблюдения запретов и ограничений неэкономического характера (товары, подлежащие ветеринарному, фитосанитарному и другим видам государственного контроля, могут быть помещены под таможенную процедуру только после осуществления соответствующего контроля (п. 2 ст. 174 ТК ТС)) (Конечно, все действующие запреты и ограничения (экономического или неэкономического характера) обязательно должны соблюдаться. В и. 2 ст. 174 ТК ТС имеется в виду, что если товары, помещаемые под таможенную процедуру, и подлежат иным видам государственного контроля, то такой контроль должен быть проведен независимо от избранной таможенной процедуры);

– разрешительный порядок помещения товаров под таможенную процедуру (на основании п. 3 ст. 174 ТК ТС помещение товаров под таможенную процедуру завершается выпуском товаров, т.е. действием таможенного органа, разрешающим декларанту использовать товар в соответствии с избранной таможенной процедурой (подп. 5 п. 1 ст. 4 ТК ТС));

– обязательность соблюдения условий и требований избранной таможенной процедуры (декларант несет ответственность за несоблюдение условий и требований таможенной процедуры (ст. 207, п. 3 ст. 208 ТК ТС (Если привлечение лица к административной или уголовной ответственности в соответствии с законодательством государств – членов таможенного союза связано с несоблюдением им таможенной процедуры и допущенное несоблюдение влечет за собой невозможность дальнейшего применения данной таможенной процедуры, действие таможенной процедуры должно быть завершено и течение 15 календарных дней со дня, следующего за днем вступления в силу соответствующего решения по привлечению .ниш к ответственности.

Товары, в отношении которых действие таможенной процедуры не завершено в соответствии с частью первой настоящего пункта, задерживаются таможенными органами в соответствии с гл. 21 ТК ТС), ст. 16.19 КоАП));

– обязательность приостановления действия таможенной процедуры при изменении статуса товара (в случае изъятия товаров, помещенных под таможенную процедуру, либо наложения ареста на такие товары действие таможенной процедуры в отношении этих товаров приостанавливается). Если принято решение об отмене изъятия товаров либо наложения на них ареста, действие таможенной процедуры возобновляется (ч. 1, 2 ст. 208 ТК ТС).

Приостановление действия таможенной процедуры может не ограничиваться изъятиями (арестом) товаров в случаях возбуждения дел об административных правонарушениях, уголовных дел или при проведении выездной таможенной проверки. Например, согласно п. 3 ст. 230 ТК ТС в целях приостановления действия таможенных процедур временного ввоза или переработки на таможенной территории иностранные товары могут быть помещены под таможенную процедуру таможенного склада.

Рекомендуется также обратить внимание и на возможности передачи прав на товары другим лицам без изменения таможенной процедуры, например при хранении товаров на таможенном складе (п. 4 ст. 232 ТК ТС).

ТК ТС предусмотрены следующие виды таможенных процедур (п. 1 ст. 202 ТК ТС):

– выпуск для внутреннего потребления;

– экспорт;

– таможенный транзит;

– таможенный склад;

– переработка на таможенной территории;

– переработка вне таможенной территории;

– переработка для внутреннего потребления;

– временный ввоз (допуск);

– временный вывоз;

– реимпорт;

– реэкспорт;

– беспошлинная торговля;

– уничтожение;

– отказ в пользу государства;

– свободная таможенная зона;

– свободный склад;

– специальная таможенная процедура.

Для удобства рассмотрения таможенных процедур рекомендуется придерживаться определенного порядка изучения наиболее значимых аспектов. Такой подход поможет избежать сумбурного представления о таможенных процедурах (ввиду большого количества информации) и выявить сущностные характеристики каждой из них.

Предлагается следующий порядок знакомства с конкретной таможенной процедурой:

– понятие таможенной процедуры;

– основные источники и уровни нормативного регулирования;

– особенности совершения таможенных операций по таможенному декларированию товаров;

– сроки и условия нахождения товаров, помещенных под таможенную процедуру;

– порядок приостановления и завершения (закрытия) действия таможенной процедуры.