logo search
Kommentary_k_Federalnomu_zakonu_ot_27_noyabrya

Глава 24. Таможенное декларирование

Статья 203. Товары, подлежащие таможенному декларированию в соответствии с таможенным законодательством Таможенного союза

Комментарий к статье 203

Комментируемая статья закрепляет изменения, сложившиеся после создания Таможенного союза. Если раньше декларированию подлежали все без исключения товары, ввозимые в Российскую Федерацию, то теперь в связи с созданием Таможенного союза в отношении его участников процедура декларирования товаров не применяется.

Кроме того, необходимо отметить, что ТК ТС ввел термин "таможенные процедуры", что в принципе соответствует термину "таможенные режимы" (ст. 11 Таможенного кодекса РФ).

Статья 204. Декларация на товары

Комментарий к статье 204

1. В Таможенном кодексе РФ (ст. 124) были предусмотрены письменная, устная, электронная и конклюдентная формы декларирования, письменная и электронная были равноправны. Теперь же, согласно ч. 1 комментируемой статьи, электронная форма декларирования стала основной. Почему из ТК ТС (и комментируемого Закона соответственно) убрали упоминание о конклюдентной форме - непонятно, т.к. фактически она осталась - имеется в виду существующая форма таможенного контроля "зеленый коридор" (см. ст. 357 ТК ТС). Вышеизложенный момент, по мнению авторов, является законодательным пробелом.

2. Часть 2 комментируемой статьи говорит о том, что сведения, подлежащие указанию в декларации на товары, прямо установлены ст. 181 ТК ТС. Соответственно, здесь какими-либо другими нормативными правовыми актами ничего более не добавляется.

3. До создания Таможенного союза порядок заполнения декларации на товары, упомянутый в ч. 3 комментируемой статьи, определялся Федеральной таможенной службой РФ.

На данное время Порядок заполнения декларации установлен Инструкцией, утвержденной решением Комиссии Таможенного союза от 7 апреля 2011 г. N 617.

Согласно вышеуказанной Инструкции, как одна товарная партия рассматриваются:

1) при ввозе товаров на единую таможенную территорию Таможенного союза - товары, перевозимые от одного и того же отправителя в адрес одного и того же получателя по таможенной территории в рамках исполнения обязательств по одному документу, подтверждающему совершение внешнеэкономической сделки (или по одному документу об условиях переработки товаров при таможенном декларировании продуктов переработки), или по односторонней внешнеэкономической сделке, или без совершения какой-либо сделки, а также если товары в пределах сроков, предусмотренных ст. 185 ТК ТС, предъявлены одному и тому же таможенному органу в месте прибытия на таможенную территорию или в месте доставки, если применялась таможенная процедура таможенного транзита и находятся в одном месте временного хранения (если товары помещались на временное хранение), либо выпущены в сроки, установленные для подачи декларации на товары в соответствии со ст. 197 ТК ТС;

2) при вывозе товаров с таможенной территории - товары, одновременно отгружаемые или отгружаемые в течение определенного периода в случаях, определенных законодательством государств - членов Таможенного союза, в регионе деятельности одного и того же таможенного органа одним и тем же отправителем в адрес одного и того же получателя, находящегося за пределами таможенной территории, в рамках исполнения обязательств по одному документу, подтверждающему совершение внешнеэкономической сделки (или по одному документу об условиях переработки товаров при таможенном декларировании продуктов переработки), либо по односторонней внешнеэкономической сделке, либо без совершения какой-либо сделки;

3) при изменении или завершении действия ранее заявленной таможенной процедуры без перемещения товаров через таможенную границу Таможенного союза (далее - таможенная граница) - товары, помещенные под одну и ту же предшествующую таможенную процедуру по одному договору, если при совершении внешнеэкономической сделки заключался соответствующий договор (или по одному документу об условиях переработки товаров), продукты их переработки, товары, изготовленные (полученные) из таких товаров, отходы, образовавшиеся из таких товаров, находящиеся под таможенным контролем одного и того же таможенного органа или выпущенные в сроки, установленные для подачи декларации на товары в соответствии со ст. 197 ТК ТС, декларантом которых будет являться то же лицо, которое поместило товары под предшествующую таможенную процедуру, либо лицо, приобретшее имущественные права на декларируемые товары после их помещения под предшествующую таможенную процедуру.

Также в вышеназванной Инструкции оговаривается, что в одной декларации могут быть заявлены сведения о не более чем 999 товарах, и дается определение товара.

Как один товар декларируются товары одного наименования (торгового, коммерческого наименования), содержащиеся в одной товарной партии, отнесенные к одному классификационному коду по ТН ВЭД ТС, происходящие из одной страны или с территории одного экономического союза или сообщества, либо страна происхождения которых неизвестна, к которым применяются одинаковые условия таможенно-тарифного регулирования и запретов и ограничений.

Товары, указанные в приложении 1 к указанной Инструкции, помещаемые под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления, декларируются как один товар, если дополнительно к условиям, перечисленным в части второй настоящего пункта, товары имеют один товарный знак, марку, модель, артикул и обладают одинаковыми техническими и (или) коммерческими характеристиками..." (перечень товаров, указанных в вышеупомянутом приложении 1, достаточно обширен и включает широкую номенклатуру товаров, например вина виноградные, масла смазочные, электробытовую технику, компьютеры и т.д.).

Следует отметить, что, хотя эта Инструкция - общая для всех стран Таможенного союза, в ней содержатся некоторые отличия в заполнении декларации на товары для разных стран Таможенного союза. Так, например, в Республике Казахстан и Российской Федерации при декларировании товаров:

- лекарственные средства, относимые в соответствии с законодательством Республики Казахстан и Российской Федерации к жизненно необходимым и важнейшим лекарственным средствам, декларируются как один товар, если они имеют одно наименование, лекарственную форму, дозировку и форму выпуска;

- при декларировании в одной декларации товаров различных наименований, содержащихся в одной товарной партии, с указанием одного классификационного кода по ТН ВЭД ТС вместо добавочных листов используется список товаров, оформляемый в трех экземплярах и являющийся неотъемлемой частью декларации на товары (далее - Список).

В Списке должны содержаться сведения обо всех наименованиях товаров и количестве (в основной и дополнительной единицах измерения) каждого товара, сведения о стоимости и классификационном коде каждого товара по ТН ВЭД ТС.

В Республике Беларусь при декларировании товаров одного наименования, товарного знака, модели, артикула, классифицируемых под одним кодом ТН ВЭД ТС, одинаковой таможенной стоимости, в отношении которых применяются одинаковые запреты и ограничения при перемещении через таможенную границу, но имеющих различные заводские номера, IMEI-коды, сведения о заводских номерах, IMEI-кодах таких товаров и о дате их выпуска (изготовления) могут заявляться в дополнительно предоставляемом перечне, оформляемом на листах формата А4 в трех экземплярах и являющемся неотъемлемой частью декларации на товары.

Основная часть Инструкции регламентирует порядок заполнения конкретных граф декларации на товары декларантами и должностными лицами таможенных органов при заявлении различных таможенных процедур.

4. В ч. 4 комментируемой статьи упомянута новая норма, введенная ТК ТС и комментируемым Законом соответственно. Раньше ее аналогом был Приказ ГТК от 3 марта 2003 г. N 203, в настоящее время утративший силу. Там в качестве декларации применялось так называемое заявление (впрочем, сейчас, в соответствии с решением Комиссии Таможенного союза от 20 мая 2010 г. N 263 "О порядке использования транспортных (перевозочных), коммерческих и (или) иных документов в качестве декларации на товары" тоже составляется письменное заявление).

Кардинально изменилась стоимостная норма - раньше она была установлена в размере до 1000 долларов.

5. Часть 5 комментируемой статьи устанавливает ряд требований к подаче таможенной декларации в письменной форме. В качестве комментария к данной части можно отметить лишь то, что вышеуказанных случаев пока не было, как не было и примеров использования.

6. Говоря о ч. 6 комментируемой статьи можно отметить, что во исполнение статей ТК ТС, ссылки на которые содержатся в данной статье, приняты следующие нормативные акты.

Во-первых, это решение Комиссии Таможенного союза от 20 мая 2010 г. N 262 "О порядке регистрации, отказе в регистрации декларации на товары и оформления отказа в выпуске товаров". Данным решением устанавливается:

1) порядок регистрации декларации на товары. Декларация на товары подается декларантом или таможенным представителем таможенному органу, правомочному регистрировать данную декларацию в соответствии с законодательством государств - членов Таможенного союза. Подача декларации на товары должна сопровождаться предоставлением таможенному органу документов, на основании которых была заполнена декларация, предусмотренных ст. ст. 183 и 184 ТК ТС, и ее электронной копии, за исключением случаев, когда в соответствии с таможенным законодательством Таможенного союза не требуется предоставление электронной копии декларации и (или) указанных документов. Вместе с декларацией на товары и документами, указанными в настоящем пункте, в таможенный орган подается опись документов (далее - опись) в двух экземплярах в соответствии с приложением 1 к указанной Инструкции, если иное не установлено законодательством государств - членов Таможенного союза. Дата и время подачи декларации, ее электронной копии и необходимых документов фиксируется должностным лицом таможенного органа (далее - должностное лицо) в журнале регистрации деклараций на товары в бумажном и (или) электронном виде, форма и порядок ведения которого устанавливается законодательством государств - членов Таможенного союза.

При таможенном декларировании товаров (далее - декларирование) в электронной форме дата и время подачи декларации на товары фиксируются таможенным органом в информационной системе с использованием информационных технологий;

2) порядок отказа в регистрации декларации на товары. При наличии оснований для отказа в регистрации декларации, в том числе если в качестве декларации на товары используются заявление или перечень, должностное лицо до истечения срока, указанного в п. 5 указанной Инструкции, оформляет лист отказа в регистрации декларации на товары (далее - лист отказа) в двух экземплярах по форме, установленной приложением 2 к настоящей Инструкции, с обязательным указанием причин отказа в регистрации декларации;

3) порядок оформления должностным лицом таможенного органа отказа в выпуске товаров в виде Инструкции. Данная Инструкция о порядке оформления отказа в выпуске товаров разработана в соответствии со ст. 201 ТК ТС и определяет порядок оформления отказа в выпуске товаров, заявленных в декларации на товары. При несоблюдении условий выпуска товаров, установленных п. 1 ст. 195 указанного Кодекса, а также в случаях, указанных в п. 2 ст. 201 того же Кодекса, должностное лицо таможенного органа (далее - должностное лицо) не позднее истечения срока выпуска товаров, установленного п. 2 ст. 196 ТК ТС, отказывает в выпуске товаров в письменной форме с указанием всех причин, послуживших основанием для такого отказа, и рекомендаций по их устранению. Отказ в выпуске товаров оформляется должностным лицом путем проставления штампа "Отказано в выпуске" и (или) соответствующих записей (если требуется) под номером 2 в графе "C" основного листа декларации и в правом верхнем углу каждого экземпляра дополнительно прикладываемых листов к декларации, если такие листы используются, а в случае использования в качестве декларации на товары транспортных (перевозочных), коммерческих и (или) иных документов с предоставлением письменного заявления или перечня товаров - в верхнем левом углу каждого экземпляра заявления или перечня. Указанные отметки заверяются подписью и оттиском личной номерной печати должностного лица. Сведения об отказе в выпуске товаров должностное лицо вносит в электронную копию декларации на товары.

Во-вторых, письмо ФТС России от 9 сентября 2011 г. N 01-11/43756 "О применении положений пункта 1 статьи 191 ТК ТС", в котором ФТС высказывает свое мнение по положениям п. 1 ст. 191 ТК ТС: "По мнению ФТС России, положения абзаца четвертого п. 1 ст. 191 ТК ТС предусматривают возможность внесения изменений и дополнений в таможенную декларацию до выпуска товаров, если это не влечет за собой заявление сведений об иных товарах, отличных по своему составу, техническому описанию, качеству, предназначению, от товаров, которые были указаны в зарегистрированной таможенной декларации, при условии соблюдения положений абзацев второго и третьего п. 1 ст. 191 ТК ТС...".

В-третьих, решение Комиссии Таможенного союза от 20 мая 2010 г. N 255 "О порядке внесения изменений и (или) дополнений в декларацию на товары после выпуска товаров". Этим решением определяются случаи, при которых возможно внесение изменений (дополнений) после выпуска товаров, сведения, заявленные в декларации, могут быть изменены и (или) дополнены после выпуска товаров в соответствии с решением таможенного органа, принимаемым по результатам проведения таможенного контроля после выпуска товаров, в том числе при рассмотрении мотивированного письменного обращения декларанта или таможенного представителя, в случаях:

- установления или выявления недостаточности и (или) несоответствия сведений, заявленных в декларации, сведениям, подлежащим указанию в ней;

- рассмотрения жалоб на решения, действия (бездействие) таможенных органов и их должностных лиц в порядке, установленном законодательством государств - членов Таможенного союза;

- обоснования необходимости внесения изменений и (или) дополнений в отметки и записи в графах, заполняемых должностным лицом таможенного органа (далее - должностное лицо);

- вступления в законную силу решений судебных органов государств - членов Таможенного союза, предусматривающих внесение изменений и (или) дополнений сведений, заявленных в декларации;

- выявления несоблюдения условий заявленной таможенной процедуры и (или) ограничений по пользованию и (или) распоряжению товарами, либо возникновения иных обстоятельств (событий), при которых наступает срок уплаты таможенных пошлин, налогов, таможенных сборов, процентов и (или) пеней;

- возникновения оснований для возврата (зачета, последующего использования плательщиком) уплаченных (взысканных) таможенных пошлин, налогов, таможенных сборов, процентов и (или) пеней;

- продления сроков действия таможенной процедуры.

Также устанавливается порядок внесения изменений (дополнений), регламентирующий действия декларантов и должностных лиц сотрудников таможенных органов.

Подводя итог вышесказанному, можно сделать вывод, что самое главное отличие этого пункта от ранее действующих (до создания Таможенного союза) то, что раньше все эти процедуры определялись ФТС, а теперь - межгосударственным союзным органом (Комиссией ТС). Но принципиальных отличий практически нет, только технологические. Другими словами, если раньше все ссылки были на Таможенный кодекс РФ, то сейчас все те же самые процедуры определяются ТК ТС.

Статья 205. Место декларирования товаров

Комментарий к статье 205

Положениями комментируемой статьи регламентируются места декларирования товаров.

Говоря о рассматриваемой статье необходимо сказать о том, что есть несколько видов таких "отдельных" товаров и "определенных" таможенных органов:

1) Приказом ФТС России от 1 июня 2011 г. N 1144 "О компетенции таможенных органов по совершению таможенных операций в отношении подакцизных и других определенных видов товаров" - содержит перечень таможенных органов, имеющих право оформлять ввоз подакцизных товаров, транспортных средств с выдачей ПТС, ПШТС. В основном это посты Центральной акцизной таможни, но есть и "обычные" посты (например, Саратовский таможенный пост вправе оформлять автомобили и алкоголь, который, однако, все равно их не оформляет, но по другим причинам - отсутствие лицензированных складов, что, по мнению авторов, является уже проблемой местного характера);

2) Приказом ФТС России от 12 мая 2011 г. N 971 "О компетенции таможенных органов по совершению таможенных операций в отношении драгоценных металлов и драгоценных камней" определены так называемые "специализированные" таможенные посты, которые оформляют только драгоценные металлы/камни;

3) в Приказе Федеральной таможенной службы от 22 декабря 2011 г. N 2600 "О компетенции таможенных органов по совершению таможенных операций, связанных с принятием таможенных деклараций и выпуском товаров, классифицируемых в соответствии с ТН ВЭД ТС в товарных позициях 4401, 4403, 4404, 4406, 4407 (за исключением подсубпозиций 4407 10 150 0, 4407 10 310 0, 4407 10 330 0, 4407 10 380 0, 4407 99 200 0, 4407 99 250 0, 4407 99 400 0), вывозимых с территории Российской Федерации и помещаемых под таможенную процедуру экспорта";

4) в Приказе ФТС России от 3 декабря 2010 г. N 2330 "О местах декларирования отдельных видов товаров". В соответствии с ним экспорт нефти и нефтепродуктов могут оформлять только посты Центральной энергетической таможни. Вероятно, появление данного Приказа связано с необходимостью особого контроля за экспортом нефтепродуктов из Российской Федерации;

5) в Приказе ФТС России от 28 сентября 2010 г. N 1786 "О компетенции таможенных органов по совершению таможенных операций в отношении товаров, перемещаемых воздушным транспортом". Данный Приказ ограничивает компетенцию таможенных постов в аэропортах (таких, как таможенный пост "Аэропорт Домодедово", и т.п.) - они имеют право оформлять только грузы, прибывающие/убывающие самолетами;

6) в Приказе ФТС России от 28 сентября 2010 г. N 1787 "О компетенции таможенных органов по совершению таможенных операций в отношении товаров, перемещаемых морским (речным) транспортом".

Аналоги приказов, перечисленных в пунктах 1 - 4 вышеприведенного Списка, были и во времена, предшествующие созданию Таможенного союза, а вот Приказы указанные в пунктах 5 и 6, - это новинки. Это не очень удобно в отношении, например, DHL. Данная компания до Саратова не очень "любит" доставлять грузы, оставляет их в Самаре. Это связано с тем, что до выхода вышеуказанного Приказа ФТС России от 28 сентября 2010 г. N 1786 можно было подавать декларацию на Саратовский пост, а в Самаре проводить досмотр груза, теперь же так делать нельзя. Необходимо подавать декларацию в Самару, что, естественно, создает массу неудобств и сложностей.

Статья 206. Фиксирование подачи декларации на товары

Комментарий к статье 206

1. Фиксация даты и времени подачи декларации на товары регламентирована Инструкцией о порядке регистрации или отказе в регистрации декларации на товары, утвержденной решением Комиссии Таможенного союза от 20 мая 2010 г. N 262 "О порядке регистрации, отказе в регистрации декларации на товары и оформления отказа в выпуске товаров".

Форма журнала регистрации деклараций на товары утверждена Приказом ФТС России от 22 декабря 2010 г. N 2531 "Об утверждении форм журнала регистрации деклараций на товары, журнала регистрации листов отказа в регистрации декларации на товары и Порядка их заполнения".

2. Форма выдаваемого декларанту подтверждения в письменной форме о дате и времени подачи декларации на товары ФТС России не установлена.

3. Право декларанта или таможенного представителя использовать в качестве доказательств невыполнения действий, предусмотренных ч. ч. 1 и 2 комментируемой статьи, любые способы подтверждения подачи декларации на товары, включая видео- и фотосъемку, свидетельские показания, показания камер видеонаблюдения, если они установлены в местах подачи декларации, является новеллой российского законодательства о таможенном деле, которая в условиях повсеместного распространения электронного декларирования редко применяется на практике.

Статья 207. Удостоверение декларации на товары, подаваемой в электронной форме

Комментарий к статье 207

Комментируемая статья является своего рода новинкой в законодательстве РФ, т.к. ранее электронное декларирование было по сути экспериментом. На данный момент удостоверение декларации на товары, подаваемой в электронной форме, помимо комментируемого Закона, регламентированы положениями Федерального закона от 10 января 2002 г. N 1-ФЗ "Об электронной цифровой подписи", который будет действовать до 1 июля 2012 года, потом начнет действовать Федеральный закон от 6 апреля 2011 г. N 63-ФЗ "Об электронной подписи", и, соответственно, с этого времени уже этим Законом будет регламентироваться данное удостоверение.

Статья 208. Представление документов, на основании которых заполнена декларация на товары

Комментарий к статье 208

Анализируя положения комментируемой статьи, можно сделать вывод о том, что данная статья не вводит ничего нового и, по сути, никак не изменяет ранее действовавший порядок представления документов, на основании которых заполняется декларация на товары. Сама процедура в данной статье описана достаточно полно и исчерпывающе. Однако необходимо обратить внимание на то, что если по какой-то причине требования комментируемой статьи не выполняются (например, не исполняется правило, установленное ч. 3 комментируемой статьи, т.е. после проверки не происходит незамедлительного возвращения оригиналов документов предоставившему их лицу), то заинтересованная сторона вправе обратиться в соответствующие государственные надзорные органы, например в прокуратуру, с жалобой на действие или бездействие должностных лиц таможенного органа.

Статья 209. Сроки подачи декларации на товары

Комментарий к статье 209

При рассмотрении комментируемой статьи сразу же необходимо сделать акцент на том, что ее ч. 2 введено кардинальное изменение, причем, по нашему мнению, в лучшую сторону. Согласно ст. 185 ТК ТС таможенная декларация на товары, ввезенные на таможенную территорию Таможенного союза, подается до истечения срока временного хранения товаров, а срок временного хранения (см. ст. 170 ТК ТС) - 2 месяца с возможностью продления до 4-х (а для международных почтовых отправлений и невостребованного багажа в аэропорте - до 6 месяцев).

А раньше (см. ст. 129 Таможенного кодекса РФ) декларация на ввезенный товар должна была быть подана не позднее 15 дней.

Таким образом, если раньше декларант не успевал в силу каких-либо причин задекларировать груз, то через 15 дней он совершал административное правонарушение. Теперь время, в течение которого необходимо подать декларацию на товары, значительно увеличено, и преимущества этого совершенно очевидны.

Статья 210. Декларант

Комментарий к статье 210

1. Комментируемая статья по сути дополняет положения ст. 186 ТК ТС, уточняя, что декларантом товаров может быть только юридическое лицо.

Создание юридических лиц, в свою очередь, регламентировано гл. 4 ГК РФ.

Регистрация физического лица в качестве индивидуального предпринимателя производится в соответствии с Федеральным законом от 8 августа 2001 г. N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей".

2. Часть 2 комментируемой статьи содержит отсылочную норму к подп. 3 ст. 186 ТК ТС, согласно которому для заявления таможенной процедуры таможенного транзита декларантам могут выступать не только лица, указанные в подп. 1 и 2 этой статьи, но и перевозчик, в том числе таможенный перевозчик, а также экспедитор, если он является лицом государства - члена Таможенного союза.

3. Часть 3 комментируемой статьи содержит отсылочную норму к подп. 2 ст. 186 ТК ТС, согласно которому декларантами могут быть только следующие иностранные лица:

- физическое лицо, перемещающее товары для личного пользования;

- лицо, пользующееся таможенными льготами в соответствии с гл. 45 ТК ТС;

- организация, имеющая представительство, созданное на территории государства - члена Таможенного союза в установленном порядке, - при заявлении таможенных процедур временного ввоза, реэкспорта, а также таможенной процедуры выпуска для внутреннего потребления только в отношении товаров, ввозимых для собственных нужд таких представительств;

- лицо, имеющее право распоряжаться товарами не в рамках сделки, одной из сторон которой выступает лицо государства - члена Таможенного союза.

4. Часть 4 комментируемой статьи тоже содержит отсылочную норму к ст. ст. 187 и 188 ТК ТС, согласно которым:

при таможенном декларировании товаров и совершении иных таможенных операций, необходимых для помещения товаров под таможенную процедуру, декларант вправе:

1) осматривать, измерять и выполнять грузовые операции с товарами, находящимися под таможенным контролем;

2) брать пробы и образцы товаров, находящихся под таможенным контролем, с разрешения таможенного органа при соблюдении условий, предусмотренных ст. 155 ТК ТС;

3) присутствовать при проведении таможенного осмотра и таможенного досмотра товаров должностными лицами таможенных органов и при взятии этими лицами проб и образцов товаров;

4) знакомиться с имеющимися в таможенных органах результатами исследований проб и образцов декларируемых им товаров;

5) представлять в соответствии с ТК ТС документы и сведения в виде электронных документов;

6) обжаловать решения таможенных органов, действия (бездействие) таможенных органов или их должностных лиц;

7) привлекать экспертов для уточнения сведений о декларируемых им товарах;

8) пользоваться иными полномочиями и правами, предусмотренными ТК ТС.

При таможенном декларировании товаров и совершении иных таможенных операций, необходимых для помещения товаров под таможенную процедуру, декларант обязан:

1) произвести таможенное декларирование товаров;

2) представить в таможенный орган документы, на основании которых заполнена таможенная декларация, если иное не установлено таможенным законодательством Таможенного союза;

3) предъявить декларируемые товары в случаях, установленных ТК ТС, либо по требованию таможенного органа;

4) уплатить таможенные платежи и (или) обеспечить их уплату в соответствии с ТК ТС;

5) соблюдать требования и условия использования товаров в соответствующей таможенной процедуре;

6) выполнять иные требования, предусмотренные ТК ТС.

Статья 211. Предварительное таможенное декларирование товаров

Комментарий к статье 211

1. Частью 1 комментируемой статьи по сути расширена норма ст. 193 ТК ТС. В соответствии с положениями указанной статьи ТК ТС предварительное декларирование возможно только до ввоза товара на таможенную территорию Таможенного союза, а комментируемый Закон позволяет в случае перевозки автомобильным или железнодорожным транспортом подавать предварительную декларацию до момента прибытия в место доставки, т.е. во внутренний таможенный орган РФ.

2. В ч. 2 комментируемой статьи содержится значительное изменение по сравнению с Таможенным кодексом РФ, в котором товар должен был прибыть в таможенный орган, который принял предварительную декларацию на товары, в течение 15 дней. Теперь - в течение 30 дней. Это, конечно же, существенно упрощает работу участникам процедуры таможенного оформления.

3. Несмотря на то что ч. 3 комментируемой статьи нашла свое отражение в комментируемом Законе, однако на практике она не используется, так как вышеназванный "порядок" до настоящего времени не определен ФТС России.

4. В Таможенном кодексе РФ (ст. 130) аналог ч. 4 комментируемой статьи звучал по-другому, а именно:

"После завершения проверки таможенной декларации и уплаты подлежащих уплате сумм таможенных пошлин, налогов до прибытия товаров на таможенную территорию Российской Федерации такая таможенная декларация может использоваться в качестве единого документа, необходимого для применения к товарам таможенных процедур".

В принципе суть та же самая, однако теперь все изложено проще и понятнее. Кроме того, нормы данной статьи должны быть полезны при проведении таможенного оформления для того, чтобы дважды не "замораживать" денежные суммы на счетах (например, под обеспечение доставки и на платежи по декларации).

5. Часть 6 комментируемой статьи не внесла по сути ничего нового в ранее действующий порядок. Как и до вступления в силу комментируемого Закона, обеспечение делается для того, чтобы в случае "исчезновения" товара в пути, пошлины и налоги за него все равно поступили в бюджет государства.

Статья 212. Неполная декларация на товары

Комментарий к статье 212

1. Необходимо обратить особое внимание на то, что подача неполной декларации на товары возможна только при условии, что в ней заявлены сведения, необходимые для выпуска товаров, исчисления и уплаты таможенных платежей, подтверждающие соблюдение запретов и ограничений, а также позволяющие идентифицировать товары по совокупности их количественных и качественных характеристик.

2. Форма обязательства декларанта представить недостающие сведения ФТС России не установлена.

3. Для товаров Таможенного союза законодатель устанавливает гораздо больший срок, в течение которого декларант обязан представить недостающие сведения, поскольку отсутствуют ограничения, связанные со сроком временного хранения товаров.

4. Подача неполной декларации на товары не освобождает декларанта от соблюдения всех требований и условий таможенного законодательства Таможенного союза и российского законодательства о таможенном деле.

Необходимо отметить, что порядок внесения недостающих сведений в неполные декларации на товары не регламентирован должным образом в действующем таможенном законодательстве.

Внесение недостающих сведений в неполные декларации на товары не подпадает под действие решения Комиссии Таможенного союза от 20 мая 2010 г. N 255 "О порядке внесения изменений и (или) дополнений в декларацию на товары после выпуска товаров" и Приказа ФТС России от 21 апреля 2010 г. N 825 "Об утверждении Инструкции о действиях должностных лиц таможенных органов при внесении изменений в сведения, содержащиеся в грузовой таможенной декларации, после выпуска товаров и корректировке ее электронной копии".

При этом Инструкция о порядке заполнения декларации на товары, утвержденная решением Комиссии Таможенного союза от 7 апреля 2011 г. N 617, в отличие от ранее действовавших аналогичных инструкций, также не содержит положений о внесении недостающих сведений в неполные декларации на товары.

Для сравнения, ранее п. 16 Инструкции о порядке заполнения грузовой таможенной декларации и транзитной декларации, утвержденной Приказом ФТС России от 4 сентября 2007 г. N 1057 (в настоящее время утратил силу), было четко регламентировано, что, если изменения, дополнения делают ГТД неразборчивой и трудночитаемой либо при их внесении после выпуска товаров, а также в случае представления недостающих сведений в соответствии со статьей 135 Таможенного кодекса Российской Федерации, должна использоваться форма корректировки таможенной декларации (КТД1) и при необходимости дополнительные листы к ней (КТД2).

С 7 марта 2011 года утратил силу Приказ ФТС России от 10 марта 2010 г. N 450 "Об утверждении форм корректировки таможенной декларации (КТД1) и дополнительного листа к форме корректировки таможенной декларации (КТД2)", который утверждал форму корректировки таможенной декларации (КТД1) и дополнительного листа к форме корректировки таможенной декларации (КТД2) и устанавливал необходимость их применения для внесения изменений в таможенные декларации, в том числе в случае, если представляются недостающие сведения при декларировании товаров с подачей неполной таможенной декларации.

В дальнейшем для неполных деклараций на товары аналогичный Приказ переиздан не был, при этом для значительно реже используемых периодических таможенных деклараций издан отдельный Приказ ФТС России от 12 мая 2011 г. N 976 "О форме заявления таможенному органу уточненных сведений о товарах, заявленных в периодической таможенной декларации".

Очевидно, что в целях надлежащей регламентации порядка внесения недостающих сведений в неполные декларации на товары целесообразно издать аналогичный указанному выше Приказ ФТС России "О форме заявления таможенному органу уточненных сведений о товарах, заявленных в неполной таможенной декларации" или же включить в Приказ ФТС России от 12 мая 2011 г. N 976 положение о применении его также при заявлении таможенному органу уточненных сведений о товарах, заявленных в неполной таможенной декларации.

Кроме того, в Инструкции о порядке заполнения декларации на товары, утвержденной решением Комиссии Таможенного союза от 7 апреля 2011 г. N 617, только в правилах заполнения графы 17 декларации на товары "Страна назначения" сделана частная оговорка о том, что в графе указывается "НЕИЗВЕСТНА" при декларировании товаров путем подачи неполной декларации на товары, при условии, что недостающие сведения будут предоставлены дополнительно в сроки, установленные законодательством РФ о таможенном деле. Как показывает практика, чаще всего неполная декларация на товары подается по причине того, что при вывозе товаров неизвестны сведения, указываемые в графах 18 и 21 декларации, однако в правилах заполнения этих граф аналогичная оговорка почему-то отсутствует.

Также Инструкцией о порядке заполнения декларации на товары, утвержденной решением Комиссии Таможенного союза от 7 апреля 2011 г. N 617, почему-то не предусмотрено внесение в графы неполной декларации на товары вместо недостающих сведений отметок об обязательстве декларанта предоставить недостающие документы в виде записи: "Обязуюсь предоставить до __", с указанием даты (такая оговорка содержится только в правилах заполнения графы 44 декларации на товары). В данном вопросе приходится логически исходить из того, что в графе 18 декларации при подаче неполной декларации на товары (по аналогии с порядком заполнения графы 44 декларации) должна быть проставлена отметка об обязательстве декларанта предоставить недостающие сведения в виде записи: "Обязуюсь предоставить до __", с указанием даты, определенной исходя из срока, объективно необходимого для получения декларантом отсутствующих на момент декларирования сведений.

Статья 213. Периодическое таможенное декларирование товаров

Комментарий к статье 213

1. Как показывает практика, на основании ст. ст. 212, 213 и 214 комментируемого Закона было бы целесообразно издать отдельный правовой акт ФТС России, регламентирующий порядок применения неполного таможенного декларирования, периодического таможенного декларирования и временного периодического таможенного декларирования вывозимых товаров Таможенного союза (по аналогии с ныне утратившим силу Приказом ГТК России от 17 апреля 2000 г. N 299 "Об утверждении Положения о применении временных, неполных и периодических таможенных деклараций").

2. В отличие от ст. 214 комментируемого Закона, для целей применения данной статьи дано определение периода поставки. В целях единообразного применения п. 1 ч. 2 комментируемой статьи полагаем необходимым определить, в какой именно момент ввозимые в Российскую Федерацию товары будут считаться предъявленными таможенному органу (будет ли этот момент совпадать с моментом завершения таможенной процедуры таможенного транзита).

3. Положения ч. ч. 3 и 4 комментируемой статьи корреспондируют с положениями ч. 1 комментируемой статьи.

4. Часть 5 комментируемой статьи содержит определение товарной партии, отличное от общего, приведенного в решении Комиссии Таможенного союза от 7 апреля 2011 г. N 617.

5. Положения ч. 4 корреспондируют с положениями ч. 2 ст. 115 комментируемого Закона, согласно которой таможенные пошлины, налоги в отношении товаров, особенности таможенного декларирования которых указаны в подп. 2 и 4 ст. 194 ТК ТС, уплачиваются до подачи таможенной декларации или одновременно с подачей таможенной декларации.

6. Положения ч. 5 комментируемой статьи корреспондируют с положениями ст. 118 комментируемого Закона, согласно которой в случаях, когда для целей исчисления таможенных пошлин, налогов, в том числе определения таможенной стоимости товаров, требуется произвести пересчет иностранной валюты, применяется курс иностранной валюты к валюте Российской Федерации, устанавливаемый Центральным банком Российской Федерации и действующий на день регистрации таможенной декларации, если иное не установлено таможенным законодательством Таможенного союза и (или) законодательством РФ о таможенном деле.

7. Решение Комиссии Таможенного союза от 7 апреля 2011 г. N 617 обязывает под номером 7 графы 31 декларации на товары заявлять следующие данные:

"Поставка в течение _________" с указанием календарного месяца и года поставки товаров, если период исчисляется календарным месяцем;

"Поставка в течение ________ - _______" с указанием календарных месяцев начала и окончания поставки товаров и года поставки товаров, если период, в течение которого поставляются товары, составляет более одного календарного месяца.

8. Подача периодической декларации на товары не освобождает декларанта от соблюдения всех требований и условий таможенного законодательства Таможенного союза и законодательства РФ о таможенном деле.

Для периодических таможенных деклараций издан отдельный Приказ ФТС России от 12 мая 2011 г. N 976 "О форме заявления таможенному органу уточненных сведений о товарах, заявленных в периодической таможенной декларации".

Как и при временном периодическом таможенном декларировании вывозимых товаров Таможенного союза, убытие товаров в количестве, превышающем заявленное в периодической декларации на товары, не допускается.

Товары должны быть предъявлены именно таможенному органу, принявшему периодическую декларацию на товары.

В отношении вывозимых товаров, которые облагаются вывозными таможенными пошлинами или к которым применяются ограничения, применяется временное периодическое таможенное декларирование вывозимых товаров Таможенного союза.

9. Однако неясно, означает ли п. 2 ч. 14 комментируемой статьи, что лицом, не являющимся уполномоченным экономическим оператором, осуществляющим производственную деятельность, вообще не может быть подана периодическая декларация на иностранные товары, помещаемые под таможенные процедуры переработки на таможенной территории или переработки для внутреннего потребления, или же это действие может быть произведено лицом, не являющимся уполномоченным экономическим оператором, осуществляющим производственную деятельность, но только до ввоза товаров в РФ?

Также необходимо уточнить, может ли лицо, не являющееся уполномоченным экономическим оператором, подать предварительную периодическую декларацию на иностранные товары. И какой код вида декларации на товары необходимо указывать в графе 7 таких декларациях - ПДТ (периодическое таможенное декларирование) или ПТД (предварительное таможенное декларирование). Полагаем, что все вышеизложенное можно отнести к пробелу комментируемого Закона.

Статья 214. Временное периодическое таможенное декларирование вывозимых товаров Таможенного союза

Комментарий к статье 214

1. Инструкция о порядке заполнения декларации на товары, утвержденная решением Комиссии Таможенного союза от 7 апреля 2011 г. N 617, как и предыдущие Инструкции, не учитывает большинство особенностей временного периодического таможенного декларирования вывозимых товаров Таможенного союза, в связи с чем необходимо выделение в Инструкции о порядке заполнения декларации на товары отдельного раздела "Особенности заполнения декларации на товары при временном периодическом таможенном декларировании вывозимых товаров Таможенного союза".

На практике наиболее часто возникают вопросы о единообразном заполнении граф 2 и 30 декларации на товары.

Согласно общим положениям Инструкции, утвержденной решением Комиссии Таможенного союза от 7 апреля 2011 г. N 617, в графе 2 декларации "Отправитель/Экспортер" указываются сведения о лице, указанном в качестве отправителя товаров в транспортных (перевозочных) документах, в соответствии с которыми начата (начинается) перевозка товаров.

При этом не учитывается тот факт, что на момент подачи временной таможенной декларации, исходя из смысла временного периодического таможенного декларирования, декларант не располагает транспортными документами, сведения из которых требуется заявлять в графе 2 декларации на товары.

Необходимо внести в Инструкцию о порядке заполнения декларации на товары, утвержденную решением Комиссии Таможенного союза от 7 апреля 2011 г. N 617, положение, аналогичное содержащемуся в данной Инструкции для декларирования товаров, перемещаемых по линиям электропередачи или трубопроводным транспортом, о том, что при применении временного периодического таможенного декларирования вывозимых товаров Таможенного союза в графе 2 временной таможенной декларации указываются сведения о лице, которое в соответствии с условиями договора, заключенного при совершении внешнеэкономической сделки, принимает обязательство поставить (вывезти) товар.

Согласно общим положениям Инструкции, утвержденной решением Комиссии Таможенного союза от 7 апреля 2011 г. N 617, в графе 30 декларации "Местонахождение товаров" указываются сведения о месте, где товары находятся на момент подачи декларации на товары и могут быть досмотрены (осмотрены).

При этом не учитывается тот факт, что на момент подачи временной таможенной декларации, исходя из смысла временного периодического таможенного декларирования, товар может еще не находиться в распоряжении декларанта, а на момент подачи полной декларации на товары товар уже находится за пределами территории РФ.

Необходимо внести в Инструкцию о порядке заполнения декларации на товары, утвержденную решением Комиссии Таможенного союза от 7 апреля 2011 г. N 617, положение о том, что при применении временного периодического таможенного декларирования вывозимых товаров Таможенного союза в графе 30 временной таможенной декларации указываются сведения о месте, где товары фактически были (либо будут) загружены в транспортные средства (в т.ч. при сдаче товаров первой транспортной организации, если имеет место осуществление международной перевозки товаров с перегрузкой на другое транспортное средство, убывающее с территории РФ) и могут быть предъявлены таможенному органу для проведения таможенного досмотра (осмотра); графа 30 полной таможенной декларации не заполняется (по аналогии с содержащимся в Инструкции положением, относящимся к выпуску товаров до подачи декларации на товары, а также к перемещению товаров по линиям электропередачи и трубопроводным транспортом).

2. Как и при подаче неполной или периодической декларации на товары, применение временного периодического декларирования не освобождает декларанта от соблюдения всех требований и условий таможенного законодательства Таможенного союза и законодательства РФ о таможенном деле.

3. Необходимо четко определить, какие именно "ограничения при вывозе товаров из Российской Федерации" подразумеваются в контексте ч. 3 комментируемой статьи. Со своей стороны, полагаем, что в ч. 3 комментируемой статьи речь идет только об ограничениях, контроль за соблюдением которых возложен на таможенные органы.

Также необходимо четко регламентировать порядок проверки по всей территории РФ, а не только в регионе деятельности отдельно взятой таможни, установленного ч. 3 комментируемой статьи условия о том, что у декларанта товаров, которые облагаются вывозными таможенными пошлинами и (или) в отношении которых применяются ограничения при их вывозе из Российской Федерации, на день подачи временной декларации на товары должны отсутствовать вступившие в силу и неисполненные постановления по делам об административных правонарушениях в области таможенного дела.

Уполномоченным экономическим операторам посвящена глава 6 Федерального закона.

4. В соответствии с ч. 1 комментируемой статьи, при вывозе с таможенной территории Таможенного союза товаров Таможенного союза, в отношении которых не могут быть представлены точные сведения о количестве и (или) таможенной стоимости, допускается их временное периодическое таможенное декларирование путем подачи временной таможенной декларации.

В п. 8 Обзора правоприменительной практики, направленного в таможенные органы письмом ФТС России от 9 февраля 2006 г. N 01-06/4153 "О направлении Обзора правоприменительной практики", содержится указание на то, что полная таможенная декларация подается к конкретной временной таможенной декларации.

В соответствии с разъяснениями, данными в письме ФТС России от 21 декабря 2011 г. N 01-11/62891 "Об отдельных вопросах применения временного периодического таможенного декларирования", возможность подачи полной таможенной декларации по каждому факту вывоза за пределы таможенной территории Таможенного союза части партии товаров, заявленных во временной таможенной декларации, не ограничена таможенным законодательством Таможенного союза либо законодательством РФ о таможенном деле.

В связи с вопросами участников внешнеэкономической деятельности, в дополнение к письму ФТС России от 21 декабря 2011 г. N 01-11/62891 "Об отдельных вопросах применения временного периодического таможенного декларирования", считаем целесообразным ФТС России дать отдельные разъяснения о том, что полная таможенная декларация подается к конкретной временной таможенной декларации и, соответственно, о том, что при временном периодическом декларировании вывозимых товаров Таможенного союза одна полная таможенная декларация на несколько временных таможенных деклараций подана быть не может.

6. Как и при периодическом таможенном декларировании, убытие товаров в количестве, превышающем заявленное во временной декларации на товары, не допускается...

7. В электронной копии декларации на товары в поле GDDF в настоящее время технически может быть указана только одна дата фактического перемещения товара через таможенную границу Таможенного союза, тогда как исходя из смысла временного периодического таможенного декларирования вывозимых товаров Таможенного союза этих дат может быть несколько и все они, а не только последняя, должны быть отражены в электронной копии декларации на товары.

В связи с изложенным, считаем необходимым предусмотреть в версии структуры электронной копии декларации на товары техническую возможность указания в поле GDDF "Дата фактического перемещения товара" таблицы DCLHEAD сведений о нескольких датах фактического перемещения товара через границу, аналогично тому, как, например, с помощью поля NUMREC "Порядковый номер записи по графе" в настоящее время предусмотрена техническая возможность указания при вывозе товаров в графе 29 декларации "Орган выезда" (в поле G29 "Код таможни на границе" таблицы DCLTRANS) сведений о нескольких таможенных органах, расположенных в местах убытия товаров и транспортных средств с таможенной территории Таможенного союза.

8. Важно, что при временном периодическом таможенном декларировании вывозимых товаров Таможенного союза обязанность по уплате вывозных таможенных пошлин возникает у декларанта 2 раза - с момента регистрации таможенным органом временной декларации на товары и с момента регистрации таможенным органом полной декларации на товары.

9. Положения ч. 8 комментируемой статьи корреспондируют с п. 2 ст. 80 ТК ТС.

10. Подтверждение даты фактического вывоза товаров для целей применения вывозных таможенных пошлин осуществляется в порядке, изложенном в письме ФТС России от 1 февраля 2011 г. N 01-11/3786 "О подтверждении фактического вывоза товаров".

Для подтверждения фактического вывоза товаров при их убытии с территории РФ через территорию Республики Беларусь или Республики Казахстан применяется Порядок подтверждения таможенным органом, расположенным в месте убытия, фактического вывоза товаров с таможенной территории Таможенного союза, утвержденный решением Комиссии Таможенного союза от 18 июня 2010 г. N 330. Для получения документов, свидетельствующих о дате фактического вывоза товаров с таможенной территории Таможенного союза, декларант обращается в таможенный орган, осуществивший выпуск товаров в соответствии с заявленной таможенной процедурой, допускающей вывоз товаров.

11. В отношении товаров, классифицируемых в товарных позициях 2709-2713 и 2902 ТН ВЭД, а также иных категорий товаров, в отношении которых в период между подачей временной и полной таможенных деклараций изменялась ставка вывозной таможенной пошлины (согласно письму ПТУ от 24 декабря 2010 г. N 02-01-35/19571 "О проверочных мероприятиях"), также используются сведения о фактическом вывозе российских товаров с территории РФ, представляемые таможенными органами в месте убытия товаров в порядке и по форме, установленным телетайпограммами ФТС России от 31 декабря 2009 г. N ТФ-1484 и от 1 февраля 2010 г. N ТФ-65, письмами ФТС России от 15 января 2010 г. N 01-11/1154 "О направлении формы предоставления сведений" и от 9 апреля 2010 г. N 01-11/17536 "О применении телетайпограммы ФТС России от 31 декабря 2009 г. N 1484".

12. При временном периодическом таможенном декларировании вывозимых товаров Таможенного союза возникает вопрос - какая дата выпуска товара проставляется в штампе "выпуск разрешен" на транспортных документах (накладных), представляемых, исходя из смысла временного периодического декларирования, в таможенный орган по мере отгрузок уже после выпуска временной декларации на товары - согласно общему порядку, дата, указанная в штампе "выпуск разрешен" во временной декларации на товары, или же дата фактического проставления штампа на накладной?

Данный вопрос имеет большое практическое значение хотя бы потому, что согласно телеграмме ФТС России от 27 января 2011 г. N ТФ-62, в соответствии с решением Комиссии Таможенного союза от 17 августа 2010 г. N 335 "О проблемных вопросах, связанных с функционированием единой таможенной территории, и практике реализации механизмов Таможенного союза", таможенным органам, осуществляющим таможенные операции в отношении товаров Таможенного союза, классифицируемых в товарных позициях 2709-2713 и 2902 ТН ВЭД ТС, вывозимых с территории РФ с использованием временного периодического таможенного декларирования вывозимых товаров Таможенного союза в Республику Беларусь и Республику Казахстан транспортом, отличным от трубопроводного, для целей расчета сумм вывозных таможенных пошлин в соответствии с ч. 7 комментируемой статьи днем фактического вывоза указанных товаров считается дата проставления таможенным органом отметки "выпуск разрешен" на транспортном документе, на основании которого товары фактически убывают с территории РФ.

Считаем, что дата, проставляемая в штампе "Выпуск разрешен", должна проставляться фактическая, в режиме "реального времени".

13. В соответствии с Инструкцией о порядке заполнения декларации на товары, утвержденной решением Комиссии Таможенного союза от 7 апреля 2011 г. N 617, в одной декларации на товары могут быть заявлены сведения о товарах, содержащихся в одной "товарной партии". При этом одним из условий отнесения товаров к одной "товарной партии" является то, что товары отгружаются одним и тем же отправителем в адрес одного и того же получателя (эти лица указаны в качестве отправителя и получателя в транспортных (перевозочных) документах).

Таким образом, если условия отнесения товаров к одной "товарной партии", установленные Инструкцией о порядке заполнения декларации на товары, соблюдаются, и при этом товары, отгружаемые в адрес одного и того же получателя, будут вывозиться в разные страны, то Инструкцией о порядке заполнения декларации на товары не установлено требование о декларировании таких товаров в отдельных декларациях на товары (т.к. условия отнесения товаров к одной "товарной партии" соблюдаются). При этом в декларации на товары должны быть указаны сведения обо всех странах назначения, в которые вывозятся декларируемые товары. Данному вопросу было посвящено ныне признанное недействующим письмо ГТК России от 14 июля 2004 г. N 01-06/25795.

Действующая версия структуры электронной копии декларации на товары, как и предыдущие версии, позволяет указать в декларации сведения только об одной стране назначения при вывозе товаров и только об одной стране отправления при ввозе товаров, в связи с чем приходится руководствоваться тем, что в соответствующей графе указываются сведения о стране, в которую отгружается (из которой отправлялся) наибольший (в физическом измерении) объем товара.

В связи с вышеизложенным, в целях обеспечения полноты сведений таможенной статистики, считаем необходимым предусмотреть в версии структуры электронной копии декларации на товары техническую возможность указания в декларации на товары сведений о нескольких странах назначения при вывозе товаров (в графе 17 декларации на товары "Страна назначения" - в поле G17B "Краткое название страны назначения" таблицы DCLHEAD и в графе 17 (a; b) декларации "Код страны назначения" - в поле G17A "Код альфа-2 страны назначения" таблицы DCLHEAD), аналогично тому, как, например, с помощью поля N UMREC "Порядковый номер записи по графе" в настоящее время предусмотрена техническая возможность указания при вывозе товаров в графе 29 декларации "Орган выезда" (в поле G29 "Код таможни на границе" таблицы DCLTRANS) сведений о нескольких таможенных органах, расположенных в местах убытия товаров и транспортных средств с таможенной территории Таможенного союза.

14. При вывозе товаров через пункты пропуска на российском участке таможенной границы Таможенного союза подтверждение фактического вывоза осуществляется российскими таможенными органами в месте убытия товаров в соответствии с Приказом ФТС России от 18 декабря 2006 г. N 1327 "Об утверждении Порядка действий должностных лиц таможенных органов при подтверждении фактического вывоза товаров с таможенной территории Российской Федерации", а в части энергоносителей - в соответствии с телеграммой ФТС России от 31 декабря 2009 г. N ТФ-1484 "Об особенностях таможенного декларирования товаров, классифицируемых в товарных позициях 2709 - 2713 и 2902 ТН ВЭД России, вывозимых с таможенной территории в соответствии с процедурой периодического временного декларирования", действующими в части, не противоречащей ТК ТС. В соответствии с вышеуказанным Приказом ФТС России полномочия по подтверждению фактического вывоза имеют таможенные органы, в регионе деятельности которых находятся пункты пропуска через российский участок таможенной границы Таможенного союза.

Статья 215. Особенности декларирования товара в несобранном или разобранном виде, в том числе в некомплектном или незавершенном виде, перемещаемого в течение установленного периода времени

Комментарий к статье 215

1. Комментируемая статья посвящена особенностям декларирования товара в несобранном или разобранном виде, в том числе в некомплектном или незавершенном виде, перемещаемого в течение установленного периода.

В качестве дополнения к п. 1 ч. 2 комментируемой статьи можно отметить, что решение о классификации товара (предварительное классификационное решение) выдается Федеральной таможенной службой в соответствии с Административным регламентом, утвержденным Приказом ФТС России от 25 октября 2010 г. N 1957.

2. Для более полного и глубокого понимания порядка заполнения заявлений, указанных в ч. 7 комментируемой статьи, необходимо обратиться к Приказу ФТС России от 4 февраля 2011 г. N 206, который утверждает Инструкцию об особенностях заполнения заявления на условный выпуск (заявления на выпуск компонента вывозимого товара) и декларации на товар.

3. Закрепленный в ч. 8 рассматриваемой статьи "порядок" уже был ранее установлен нормативными правовыми актами, однако этот Порядок ввоза и оформления компонентов товара был более строгим, а именно: ввоз всех компонентов должен был завершиться в течение 6 месяцев, а итоговая декларация должна быть подана не позднее 15 дней. Сейчас сроки значительно увеличены и преимущества этого очевидны.

4. В ч. 12 комментируемой статьи также несколько смягчены временные требования по подаче декларации на отдельные компоненты товара. Если раньше было 15 дней, то теперь сроки увеличены до 30 дней, что, безусловно, гораздо удобнее.

5. Положения ч. 14 комментируемой статьи значительно расширяют список групп товаров. Раньше было: при ввозе - только товары из 84, 85 и 90 групп (за исключением бытовых); при вывозе - 84, 85, 88, 90 и 93 групп.

В целом это очень удобный способ декларирования (все части - общим кодом готовой машины) при оформлении крупногабаритного оборудования (например, стекловаренная печь), которое за один раз просто невозможно привезти. Самые большие трудности здесь могут возникнуть с перечнем компонентов. Классификационное решение ФТС выдает в течение 90 дней, т.е. как минимум за это время необходимо точно знать, какие конкретно компоненты (т.е. до какой степени отправитель разберет всю эту "печь") пойдут в каждой отдельной поставке, чтобы полностью описать их в классификационном решении.

Потому, как если в классификационном решении в качестве компонента будет указан, например, конвейер АХ150, а фактически в конкретной поставке придут моторы к нему, через два месяца - стальные направляющие, еще через полгода - ленты конвейерные, то вся схема таможенного оформления окажется неверной, так как в классификационном решении нет ни моторов, ни направляющих. А заранее (особенно в случае импорта) добиться такой конкретики от отправителя очень сложно.

Статья 216. Особенности декларирования товаров различных наименований, содержащихся в одной товарной партии, с указанием одного классификационного кода

Комментарий к статье 216

1. Определение товарной партии дано в Инструкции о порядке заполнения декларации на товары, утвержденной решением Комиссии Таможенного союза от 7 апреля 2011 г. N 617.

2. Правительством РФ издано Постановление от 1 марта 2011 г. N 117 "Об установлении случаев, в которых вывозимые из РФ товары могут декларироваться с указанием одного классификационного кода единой Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности Таможенного союза". Данным Постановлением ограничен перечень товаров, которые можно декларировать в соответствии с ч. 2 комментируемой статьи (обычно это называют "декларирование списком").

3. В отношении положений ч. 3 комментируемой статьи необходимо отметить, что, указание одного классификационного кода по Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности не должно приводить к недобору таможенных платежей.

4. Согласно Инструкции о порядке заполнения декларации на товары, утвержденной решением Комиссии Таможенного союза от 7 апреля 2011 г. N 617, при декларировании в одной декларации на товары товаров различных наименований, содержащихся в одной товарной партии, с указанием одного классификационного кода по ТН ВЭД ТС вместо добавочных листов используется список товаров, оформляемый в трех экземплярах и являющийся неотъемлемой частью декларации на товары (далее - Список).

5. Согласно вышеуказанной Инструкции о порядке заполнения декларации на товары, утвержденной решением Комиссии Таможенного союза от 7 апреля 2011 г. N 617, в Списке должны содержаться сведения обо всех наименованиях товаров и количестве (в основной и дополнительной единицах измерения) каждого товара, сведения о стоимости и классификационном коде каждого товара по ТН ВЭД ТС.

6. Согласно все той же Инструкции о порядке заполнения декларации на товары, утвержденной решением Комиссии Таможенного союза от 7 апреля 2011 г. N 617, в графе 12 "Общая таможенная стоимость" при декларировании товаров различных наименований с указанием одного классификационного кода по ТН ВЭД ТС указывается общая таможенная стоимость всех товаров, приведенных в Списке, в валюте государства - члена Таможенного союза, таможенному органу которого подается декларация на товары.

7. Опять же согласно Инструкции о порядке заполнения декларации на товары, утвержденной решением Комиссии Таможенного союза от 7 апреля 2011 г. N 617, графа 4 "Отгрузочные спецификации" заполняется, если товары различных наименований декларируются с указанием одного классификационного кода по ТН ВЭД ТС с приложением Списка. В графе указывается цифровыми символами общее количество предоставляемых одновременно с декларацией на товары спецификаций, перечней, списков и иных подобных документов, а через знак разделителя "/" - общее количество листов спецификаций, перечней и иных подобных документов.

Также согласно вышеупомянутой Инструкции о порядке заполнения декларации на товары, в графе 31 под номером 1 производится запись: "Товары согласно прилагаемому Списку", если декларирование товаров различных наименований производится с указанием одного классификационного кода по ТН ВЭД ТС, а в графе 33 "Код товара" во втором подразделе графы указывается при декларировании товаров различных наименований с указанием одного классификационного кода по ТН ВЭД ТС - буква "О".

8. Также в заключение необходимо сказать о том, что ранее, когда в 2004 году вступил в силу последний Таможенный кодекс РФ, его ст. 128 была огромным облегчением для декларантов, т.к. позволяла, пусть и с переплатой платежей, не мучиться с разбивкой огромного числа мелких запчастей по весам и стоимостям, особенно если это - импорт, а поставщик во всех документах обозначил товар как "комплект запасных частей" с одной ценой и одним весом брутто/нетто, а внутри этого комплекта - целый набор из болтов, шайб, резинок, лампочек и т.п.

Теперь же комментируемый Закон настолько ограничил применение "декларирования списком", что воспользоваться им практически невозможно, что естественно можно трактовать как недоработку законодателя.

Статья 217. Дополнительные случаи декларирования товаров

Комментарий к статье 217

1. Исходя из положений ст. ст. 246 и 271 ТК ТС, на которые дана ссылка в п. 2 ч. 1 комментируемой статьи, данный пункт применяется в отношении отходов, которые образовались в результате переработки иностранных товаров соответственно на таможенной территории и для внутреннего потребления и не переработаны в состояние, не пригодное для их дальнейшего коммерческого использования.

Исходя из положений ст. ст. 247 и 272 ТК ТС, ссылка на которые содержится в комментируемом пункте, остатки товаров, образовавшиеся в результате совершения операций по переработке соответственно на таможенной территории и для внутреннего потребления, подлежат декларированию во всех случаях.

Пункт 2 ст. 309 ТК ТС, на который также ссылается комментируемый пункт, определяет случаи необходимости помещения под таможенные процедуры отходов, образовавшихся в результате уничтожения товаров.

2. В целях создания условий для таможенного декларирования и уплаты таможенных пошлин, налогов в отношении товаров, незаконно перемещенных через таможенную границу Таможенного союза и обнаруженных таможенными органами у лиц, приобретших эти товары на таможенной территории Таможенного союза в связи с осуществлением предпринимательской деятельности, Приказом ФТС России от 14 марта 2011 г. N 537 утвержден упрощенный порядок таможенного декларирования товаров, незаконно перемещенных через таможенную границу Таможенного союза и обнаруженных таможенными органами у лиц, приобретших эти товары на таможенной территории Таможенного союза в связи с осуществлением предпринимательской деятельности.

3. Согласно вышеуказанному Приказу ФТС России от 14 марта 2011 г. N 537, товары, незаконно перемещенные через таможенную границу Таможенного союза и обнаруженные таможенными органами у лиц, приобретших эти товары на таможенной территории Таможенного союза в связи с осуществлением предпринимательской деятельности (далее - Товары), подлежат таможенному декларированию путем подачи декларации на товары, форма и порядок заполнения которой утверждены решением Комиссии Таможенного союза от 20 мая 2010 г. N 257 "Об Инструкциях по заполнению таможенных деклараций и формах таможенных деклараций" (далее - решение), с учетом следующих особенностей.

Декларантом заполняются графы 1, 3, 4, 5, 7, 14, 16, 30, 31, 32, 33, 34, 35, 36, 37, 38, 41, 44, 45, 46, 47, 48, В, 54 декларации на товары в соответствии с Порядком заполнения декларации на товары, на иностранные товары, ввозимые (ввезенные) на таможенную территорию, утвержденным решением.

В графе 7 декларации на товары указывается код НВТ в соответствии с классификатором особенностей таможенного декларирования товаров, утвержденным решением Комиссии Таможенного союза от 20 сентября 2010 г. N 378 "О классификаторах, используемых для заполнения таможенных деклараций".

В графе 44 декларации на товары указываются сведения о документах, которые в соответствии с ч. 3 комментируемой статьи являются необходимыми для таможенного декларирования товаров.

Таможенным органом графы декларации на товары заполняются в соответствии с разделом VI Инструкции о порядке заполнения декларации на товары, утвержденной вышеуказанным решением.

4. Часть 4 комментируемой статьи устанавливает срок декларирования иностранных товаров в случае, если их международная перевозка с территории иностранного государства на территорию РФ прерывается на территории других государств - членов Таможенного союза такими операциями, как, например, переработка (включая осуществление простых сборочных операций), складирование в соответствии с таможенной процедурой таможенного склада. Исходя из положений комментируемой части, является ли операция, производимая на территории государства - члена Таможенного союза с иностранными товарами, прерывающей международную перевозку, определяется в каждом конкретном случае исходя из сути данной операции.

5. ФТС России издан Приказ от 16 марта 2011 г. N 559 "О таможенных органах, правомочных регистрировать таможенные декларации".

6. Постановлением Правительства РФ от 26 января 2012 г. N 32 утверждены Правила декларирования таможенным органам отдельных категорий товаров, ввозимых в Российскую Федерацию с территорий государств - членов Таможенного союза в рамках ЕврАзЭС, согласно которым товары, ввозимые в Российскую Федерацию с территорий государств - членов Таможенного союза в рамках ЕврАзЭС, подлежат декларированию таможенным органам в соответствии с ч. 6 комментируемой статьи в следующих случаях:

а) если при выпуске для внутреннего потребления этих товаров на территории государства - члена Таможенного союза ввозные таможенные пошлины были уплачены по ставкам, размеры которых ниже, чем те, которые применяются в Российской Федерации;

б) если на территории государства - члена Таможенного союза при ввозе товаров из государств, не являющихся членами Таможенного союза, были предоставлены льготы по уплате ввозных таможенных пошлин, а также если при ввозе товаров, изготовленных из этих товаров, за исключением случаев, когда таможенным законодательством Таможенного союза прямо установлено, что такие товары могут перемещаться по единой таможенной территории Таможенного союза без уплаты ввозных таможенных пошлин;

в) если ввозятся товары, происходящие из государств, не являющихся членами Таможенного союза, к которым применяются ограничения, введенные Российской Федерацией в одностороннем порядке, включая специальные защитные, антидемпинговые и компенсационные меры, даже если эти товары приобрели статус товаров Таможенного союза в соответствии с таможенным законодательством Таможенного союза.

7. Согласно п. 2 Правил декларирования таможенным органам отдельных категорий товаров, ввозимых в Российскую Федерацию с территорий государств - членов Таможенного союза в рамках ЕврАзЭС, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 26 января 2012 г. N 32, декларирование товаров, указанных в п. 1 Правил, осуществляется путем подачи декларантом либо таможенным представителем, действующим от имени и по поручению декларанта (далее - заявитель), таможенному органу, правомочному регистрировать таможенные декларации (далее - таможенный орган), заявления в произвольной форме (далее - заявление) в 2 экземплярах. Каждый экземпляр заявления подписывается заявителем и заверяется его печатью (в случае наличия).

Согласно п. 11 Правил, уплата (доплата) сумм ввозных таможенных пошлин, а также специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин производится заявителем с применением таможенного приходного ордера до совершения уполномоченным должностным лицом таможенного органа действий, предусмотренных п. 14 Правил.

Ввозные таможенные пошлины, а также специальные, антидемпинговые, компенсационные пошлины подлежат уплате на счета, определенные ч. ч. 1, 5 и 7 ст. 116 комментируемого Закона.

8. Помимо Правил декларирования таможенным органам отдельных категорий товаров, ввозимых в Российскую Федерацию с территорий государств - членов Таможенного союза в рамках ЕврАзЭС, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 26 января 2012 г. N 32, Правительство РФ еще не определило другие процедуры и меры контроля и другие контролирующие (надзирающие) органы для обеспечения соблюдения экономических интересов Российской Федерации в случаях, предусмотренных ч. 4 комментируемой статьи.