logo search
Kommentary_k_Federalnomu_zakonu_ot_27_noyabrya

Глава 20. Формы и порядок проведения таможенного контроля

Статья 174. Формы и порядок проведения таможенного контроля

Комментарий к статье 174

Таможенный контроль - совокупность мер, осуществляемых таможенными органами, в том числе с использованием системы управления рисками, в целях обеспечения соблюдения таможенного законодательства Таможенного союза и законодательства государств - участников Таможенного союза, контроль за исполнением которого возложен на таможенные органы (подп. 31 п. 1 ст. 4 ТК ТС).

Как и до вступления ТК ТС в силу, таможенный контроль проводится только таможенными органами и в формах, строго установленных Таможенным кодексом.

Однако в отличие от Таможенного кодекса Российской Федерации в ТК ТС законодателем закреплено, что от имени таможенных органов таможенный контроль проводят должностные лица таможенных органов, уполномоченные на проведение таможенного контроля в соответствии со своими должностными (функциональными) обязанностями (например, таможенный контроль в форме таможенной проверки проводят исключительно уполномоченные подразделения - должностные лица Главного управления федеральных таможенных доходов и тарифного регулирования (ГУФТДиТР), служб таможенной инспекции региональных таможенных управлений и отделов таможенной инспекции таможен, в то же время данные уполномоченные подразделения осуществляют таможенный контроль во всех формах, предусмотренных ст. 110 ТК ТС, кроме проверки документов и сведений и устного опроса).

Также нововведением в ТК ТС является указание на то, что при проведении таможенного контроля каких-либо разрешений, предписаний либо постановлений на его проведение не требуется, за исключением случаев, предусмотренных Кодексом (п. 6 ст. 94 ТК ТС).

Серьезным нововведением является проведение таможенного контроля после выпуска товаров в течение 3 лет со дня окончания нахождения товаров под таможенным контролем (ст. 99 ТК ТС), ранее данный срок составлял год.

Говоря о принципах проведения таможенного контроля, как и прежде, это выборочность и достаточность. При проведении таможенного контроля таможенные органы исходят из принципа выборочности и ограничиваются только теми формами таможенного контроля, которые достаточны. При выборе объектов и форм таможенного контроля используется система управления рисками.

В соответствии со ст. 110 ТК ТС формами таможенного контроля являются:

1) проверка документов и сведений (ст. 111 ТК ТС);

2) устный опрос (ст. 112 ТК ТС);

3) получение объяснений (ст. 113 ТК ТС);

4) таможенное наблюдение (ст. 114 ТК ТС);

5) таможенный осмотр (ст. 115 ТК ТС);

6) таможенный досмотр (ст. 116 ТК ТС);

7) личный таможенный досмотр (ст. 117 ТК ТС);

8) проверка маркировки товаров специальными марками, наличия на них идентификационных знаков (ст. 118 ТК ТС);

9) таможенный осмотр помещений и территорий (ст. 119 ТК ТС, ст. 175 комментируемого Закона);

10) учет товаров, находящихся под таможенным контролем (ст. 120 ТК ТС, ст. 176 комментируемого Закона);

11) проверка системы учета товаров и отчетности по ним (ст. 121 ТК ТС, ст. 177 комментируемого Закона);

12) таможенная проверка (ст. 122 ТК ТС, глава 19 ТК ТС, ст. ст. 179 - 185 комментируемого Закона).

Перечень форм таможенного контроля исчерпывающий и ориентирован на предупреждение, выявление и пресечение нарушений таможенного законодательства на таможенной территории Таможенного союза.

Каждой форме таможенного контроля в ТК ТС посвящена отдельная статья, в которой раскрывается ее понятие и основной порядок проведения. Комментируемым Законом таким формам таможенного контроля, как таможенный осмотр помещений и территорий, учет товаров, находящихся под таможенный контролем, проверка системы учета товаров и отчетности по ним, таможенная проверка, установлены дополнительные положения к порядку их проведения.

Многие из форм контроля, установленных ТК ТС, предусматривались и в Таможенном кодексе РФ. Произошли изменения в названиях форм таможенного контроля (например, вместо формы таможенного контроля получение пояснения стало получение объяснения, вместо таможенного осмотра товаров и транспортных средств - таможенный осмотр, вместо таможенный досмотр товаров и транспортных средств - таможенный досмотр).

Однако в отличие от Таможенного кодекса РФ в ТК ТС появились две новые формы таможенного контроля: учет товаров, находящихся под таможенным контролем, и проверка системы учета товаров и отчетности по ним. Если говорить о такой форме таможенного контроля, как таможенная ревизия, то можно сказать, что она преобразовалась в таможенную проверку, так как основной принцип (проверка выпуска, проверка достоверности сведений, заявленных в таможенной декларации и иных документах представленных при таможенном декларировании) ее проведения сохранился.

В целом применительно к формам таможенного контроля следует отметить, что серьезных изменений в части порядка проведения каждой из форм таможенного контроля не произошло.

Для некоторых форм таможенного контроля законодательством Таможенного союза и законодательством РФ установлен строго регламентированный срок проведения должностными лицами таможенных органов формы контроля.

Так, срок проведения выездной таможенной проверки в соответствии с п. 1 ст. 132 ТК ТС не должен превышать 2 (двух) месяцев, однако по решению таможенного органа, осуществляющего проверку, срок может быть продлен еще на 1 месяц.

Таможенный осмотр помещений и территорий должен проводиться в минимальный период, необходимый для его проведения, и не может продолжаться более одного рабочего дня (п. 8 ст. 119 ТК ТС). В соответствии с ч. ч. 2, 3 ст. 175 комментируемого Закона в определенных случаях допускается проведение осмотра помещений и территорий до трех рабочих дней.

В отличие от прежнего законодателем более подробно регламентирован порядок проведения таможенной проверки, чему посвящена глава 19 ТК ТС "Порядок проведения таможенной проверки". Это может говорить об особой роли данной формы таможенного контроля в современной политике государства, направленной на осуществление таможенного контроля после выпуска товаров, в целях сокращения издержек участников внешнеэкономической деятельности при таможенном декларировании. Новым в законодательстве является и то, что теперь закреплены права и обязанности проверяемого лица и таможенного органа при проведении таможенной проверки, что не было в Таможенном кодексе РФ.

Статья 175. Таможенный осмотр помещений и территорий

Комментарий к статье 175

Таможенный осмотр помещений и территорий как форма таможенного контроля проводится в целях подтверждения наличия товаров, находящихся под таможенным контролем, в том числе условно выпущенных, в местах временного хранения, таможенных складах, в помещениях магазина беспошлинной торговли и иных местах, где могут находиться товары под таможенным контролем, а также у лиц, у которых должны находиться товары в соответствии с условиями таможенных процедур, предусмотренных Кодексом (п. 1 ст. 119 ТК ТС).

Таможенный осмотр помещений и территорий, не указанных в п. 1 ст. 119 ТК ТС, может проводиться таможенными органами:

1) в местах перемещения товаров через таможенную границу, пограничной зоне;

2) у лиц, осуществляющих оптовую или розничную торговлю товарами, хранящих товары в местах, не являющихся зонами таможенного контроля, при наличии информации о нахождении в помещениях или на территориях этих лиц товаров, ввезенных на таможенную территорию Таможенного союза и (или) находящихся на ней с нарушением порядка, предусмотренного настоящим Кодексом, для проверки такой информации;

3) у лиц, в отношении (у) которых проводится выездная таможенная проверка.

В отличие от Таможенного кодекса РФ законодатель расширил круг лиц, у которых может проводиться таможенный осмотр помещений и территорий. Теперь осмотр помещений и территорий может проводиться у иных лиц, напрямую или косвенно участвовавших в сделках с товарами, помещенными под соответствующую таможенную процедуру; у лица, в отношении которого имеется информация, что в его владении и (или) пользовании находятся (находились) товары с нарушением порядка, предусмотренного ТК ТС, в том числе незаконно перемещенные через таможенную границу. Однако следует отметить, что у данной категории лиц осмотр помещений и территорий может проводиться только в случае, если в отношении их (у них) проводится выездная таможенная проверка.

Порядок проведения таможенного осмотра помещений территорий регламентирован ст. 119 ТК ТС, а также Приказом ФТС России от 16 марта 2011 г. N 578 "Об утверждении Инструкции о действиях должностных лиц таможенных органов при проведении таможенного осмотра помещений и территорий".

Таможенный осмотр помещений и территорий проводится при предъявлении предписания и служебного удостоверения должностного лица таможенного органа. Форма предписания на проведение таможенного осмотра помещений и территорий определена Приказом ФТС России от 31 января 2011 г. N 169 "Об утверждении формы предписания на проведение таможенного осмотра помещений и территорий" (зарегистрирован в Минюсте 23 марта 2011 г. N 20246).

Решение о проведении таможенного осмотра помещений и территорий принимает начальник таможенного органа либо лицо, его замещающее, за исключением случаев проведения таможенного осмотра помещений и территорий при выездной таможенной проверке. При проведении выездной таможенной проверки решение о проведении таможенного осмотра помещений и территорий принимает руководитель комиссии.

Таможенный осмотр помещений и территорий при проведении выездной таможенной проверки проводится на основании решения о проведении выездной таможенной проверки.

Предписание на проведение осмотра помещений и территорий регистрируется и учитывается в Журнале учета актов таможенного осмотра помещений и территорий после его подписания начальником таможенного органа (лицом, его замещающим) в тот же день либо в начале рабочего дня, следующего за днем подписания предписания.

В предписании обязательно указание должности, инициалов и фамилии проверяющих должностных лиц, номера их служебных удостоверений, адрес проверяемого (осматриваемого) помещения (территории), а также дата фактического начала таможенного осмотра помещений и территорий. Предписание оформляется на один объект недвижимости, указание в предписании двух адресов проверяемого (осматриваемого) помещения (территории) не допускается.

Таможенный осмотр помещений и территорий должен проводиться в минимальный период, необходимый для его проведения, и не может продолжаться более одного рабочего дня, если иное не установлено законодательством государств - участников Таможенного союза (п. 8 ст. 119 ТК ТС). Таможенный осмотр помещений территорий не может проводиться в ночное время.

Анализируя п. п. 2 и 3 комментируемой статьи, можно отметить, что законодательством РФ закреплено проведение осмотра помещений и территорий до трех рабочих дней, то есть более одного рабочего дня. Ранее Таможенный кодекс РФ не предусматривал возможность проведения таможенного осмотра помещений и территорий до трех рабочих дней.

Однако следует отметить, что основания проведения осмотра помещений и территорий продолжительностью не более трех рабочих дней строго определены:

1) отказ в доступе в помещение на территории, подлежащее таможенному осмотру, и (или) отказ в добровольном предъявлении товаров к таможенному осмотру.

Должностные лица таможенного органа в случае отказа в доступе на территорию и в помещения вправе входить на территорию и в помещения с пресечением сопротивления и со вскрытием запертых помещений в присутствии двух понятых. Если законодательством РФ предусмотрен специальный порядок доступа должностных лиц государственных органов на отдельные объекты, то такой доступ осуществляется в порядке, установленном этим законодательством.

Решение о вскрытии помещения принимает должностное лицо таможенного органа, проводящее таможенный осмотр помещений и территорий, о чем в акте таможенного осмотра помещений и территорий делается соответствующая запись, в которой указываются:

- дата, место (с указанием точного адреса), время вскрытия;

- инициалы и фамилия, должность лица, производившего вскрытие;

- основания и по каким причинам оно производится (отказ в доступе должностным лицам таможенного органа или отсутствие лица, чьи помещения или территории вскрываются);

- инициалы и фамилии лиц, присутствовавших при вскрытии; в отношении должностных лиц - занимаемая должность, а в отношении понятых - паспортные данные;

- инициалы и фамилии лиц, присутствовавших при вскрытии; в отношении должностных лиц - занимаемая должность, а в отношении понятых - паспортные данные или данные другого документа, удостоверяющего личность; адрес места жительства.

Решение о пресечении сопротивления принимает должностное лицо таможенного органа, проводящее таможенный осмотр помещений и территорий, о чем в акте таможенного осмотра помещений и территорий делается соответствующая запись.

Обо всех случаях вхождения в помещения и на территории с пресечением сопротивления и вскрытием запертых помещений таможенные органы уведомляют прокурора в течение 24 часов.

Факт уведомления прокурора фиксируется в акте таможенного осмотра помещений и территорий в графе "Особые отметки".

Также следует отметить, что лица, препятствующие доступу должностных лиц таможенных органов в помещения на территории, несут ответственность в соответствии с законодательством государств - участников Таможенного союза (п. 6 ст. 119 ТК ТС);

2) когда для проведения идентификации товаров требуется осуществление действий в помещении или территории, подлежащих таможенному осмотру, и эти действия не могут быть завершены в течение одного рабочего дня.

В данном случае, наверное, можно говорить о том, что в ходе таможенного осмотра помещений и территорий должностными лицами таможенных органов может проводиться таможенный досмотр без создания зон таможенного контроля (п. 3 ст. 116 ТК ТС).

Таможенный досмотр при проведении таможенного осмотра помещений и территорий осуществляется в период, установленный для проведения таможенного осмотра помещений и территорий. Таможенный досмотр товаров, выявленных при проведении таможенного осмотра помещений и территорий, проводится уполномоченными должностными лицами таможенных органов согласно установленному порядку организации и проведения таможенного досмотра.

Понятие и порядок идентификации товаров и транспортных средств, помещений и других мест содержится в статье 109 ТК ТС;

3) когда размер площади помещения и территории, подлежащих осмотру, превышает 1000 кв. м.

Статья 176. Учет таможенными органами товаров, находящихся под таможенным контролем

Комментарий к статье 176

Комментируя данную статью, необходимо отметить, что указанная в ней форма таможенного контроля является новой, в Таможенном кодексе РФ данная форма контроля отсутствовала.

Согласно ст. 120 ТК ТС таможенные органы ведут учет товаров, находящихся под таможенным контролем, и совершаемых с ними таможенных операций, в том числе с использованием информационных систем и технологий. Порядок и формы учета товаров, находящихся под таможенным контролем, определяются законодательством государств - членов Таможенного союза.

При ввозе на таможенную территорию Таможенного союза товары находятся под таможенным контролем с момента пересечения таможенной границы. Товары, образовавшиеся и находящиеся на таможенной территории Таможенного союза, которые приобрели статус иностранных товаров в соответствии с вышеуказанным Кодексом, считаются находящимися под таможенным контролем с момента их образования (п. 1 ст. 96 ТК ТС).

Товары, указанные в п. 1 ст. 96 ТК ТС, считаются находящимися под таможенным контролем до:

1) помещения под таможенные процедуры выпуска для внутреннего потребления, за исключением условно выпущенных товаров, или реимпорта;

2) приобретения условно выпущенными товарами статуса товаров Таможенного союза в соответствии со ст. 200 ТК ТС настоящего Кодекса;

3) помещения товаров под таможенные процедуры отказа в пользу государства или уничтожения в соответствии с настоящим Кодексом и (или) законодательством государств - членов Таможенного союза;

4) обращения в собственность государства - члена Таможенного союза в соответствии с законодательством этого государства;

5) фактического вывоза с таможенной территории Таможенного союза;

6) отнесения отходов, образовавшихся в результате операций переработки иностранных товаров на таможенной территории, к непригодным для их дальнейшего коммерческого использования;

7) признания части иностранных товаров, помещенных под таможенные процедуры переработки на таможенной территории или переработки для внутреннего потребления, производственными потерями.

В настоящее время определен Порядок учета таможенными органами условно выпущенных товаров, находящихся под таможенным контролем (Приказ ФТС России от 13 января 2011 г. N 74 "Об утверждении порядка учета таможенными органами условно выпущенных товаров, находящихся под таможенным контролем").

В соответствии со ст. 200 ТК ТС условно выпущенными считаются товары, помещенные под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления, в отношении которых:

1) предоставлены льготы по уплате ввозных таможенных пошлин, налогов, сопряженные с ограничениями по пользованию и (или) распоряжению товарами;

2) ограничения по пользованию и (или) распоряжению связаны с представлением документов, указанных в подп. 1 п. 1 ст. 195 ТК ТС, после выпуска товаров;

3) государством - членом Таможенного союза применяются ставки ввозных таможенных пошлин, размер которых меньше, чем размер ставок ввозных таможенных пошлин, установленных Единым таможенным тарифом.

Условно выпущенные товары имеют статус иностранных товаров и находятся под таможенным контролем.

Должностное лицо таможенного органа, в должностные обязанности которого входит контроль за условно выпущенными товарами, за соблюдением лицами установленных ограничений, требований и условий при условном выпуске товаров, ведет учет товаров в Журнале учета таможенными органами условно выпущенных товаров. Журнал ведется с использованием штатных программных средств.

В случае утраты товарами статуса находящихся под таможенным контролем при завершении действий таможенной процедуры в другом таможенном органе необходимые сведения для заполнения журнала направляются в таможенный орган, в котором товар был помещен под таможенную процедуру, предусматривающую условный выпуск.

Статья 177. Проверка системы учета товаров и отчетности

Комментарий к статье 177

1. Комментируемая статья Закона предусматривает новую для отечественного таможенного законодательства форму таможенного контроля - проверку системы учета товаров и отчетности. Для уяснения ее содержания данная норма отсылает как к комментируемому нормативно-правовому акту, так и к смежному законодательству. Актуальность нововведений в сфере правового регулирования проверки финансово-хозяйственной деятельности связана, наряду с сохранением традиционно эффективных методов контроля, с положениями Международной конвенции от 18 мая 1973 г. "Об упрощении и гармонизации таможенных процедур" (Киотская конвенция), где с таможенным аудитом связано упрощение прохождения таможенных формальностей при перемещении товаров через таможенную границу и перенесение отдельных видов документальной проверки на последующие этапы.

Проверка системы учета товаров и отчетности как форма таможенного контроля проводится в случаях, предусмотренных п. 3 ст. 121 ТК ТС с учетом корреспондирующих положений комментируемой статьи:

1) при применении специальных упрощений;

2) в отношении лиц, осуществляющих деятельность в сфере таможенного дела;

3) в отношении товаров, помещенных под таможенные процедуры, предусматривающие в соответствии с ТК ТС или законодательства государств - членов Таможенного союза ведение учета таких товаров, а именно переработки на таможенной территории, переработки вне таможенной территории, переработки для внутреннего потребления, временного ввоза (допуска), свободной таможенной зоны, свободного склада и выпуска для внутреннего потребления с предоставлением льгот по уплате таможенных пошлин, налогов, сопряженных с ограничениями по пользованию и (или) распоряжению этими товарами.

Полномочия таможенных органов РФ по проведению таможенного контроля вытекают из установленной законом обязанности по представлению в таможенные органы по требованию последних отчетности о хранящихся, перевозимых, реализуемых, перерабатываемых и (или) используемых товарах, а также о совершенных таможенных операциях, которая возложена в соответствии с п. 1 ст. 121 ТК ТС и ч. 4 комментируемой статьи на следующие категории субъектов:

1) лица, осуществляющие деятельность в сфере таможенного дела, - участники внешнеэкономической деятельности, правовое положение которых раскрывается в главе 3 ТК ТС:

- таможенный представитель, которым, согласно ст. ст. 12 - 17 ТК ТС и параграфу 2 гл. 5 комментируемого Закона, является юридическое лицо государства - члена Таможенного союза, включенное в реестр таможенных представителей, совершающее от имени и по поручению декларанта или иных заинтересованных лиц, отношения с которыми строятся на договорной основе, таможенные операции в соответствии с таможенным законодательством Таможенного союза на территории государства - члена Таможенного союза, таможенным органом которого он включен в реестр таможенных представителей;

- таможенный перевозчик - юридическое лицо государства - члена Таможенного союза, включенное в реестр таможенных перевозчиков, осуществляющее перевозку товаров, находящихся под таможенным контролем, по таможенной территории Таможенного союза в соответствии с таможенным законодательством Таможенного союза, правовое положение которого установлено ст. ст. 18 - 22 ТК ТС и параграфом 3 гл. 5 комментируемого Закона;

- владелец склада временного хранения, таковым, в соответствии со ст. ст. 23 - 27 ТК ТС и § 4 гл. 5 комментируемого Закона, является юридическое лицо государства - члена Таможенного союза, включенное в реестр владельцев складов временного хранения, осуществляющее хранение товаров, находящихся под таможенным контролем;

- владелец таможенного склада, согласно ст. ст. 28 - 32 ТК ТС и § 5 гл. 5 комментируемого Закона, - юридическое лицо государства - члена Таможенного союза, включенное в реестр владельцев таможенных складов, осуществляющее хранение товаров, находящихся под таможенным контролем, в случаях и на условиях, которые установлены ТК ТС;

- владелец магазина беспошлинной торговли, которым, согласно ст. ст. 33 - 38 ТК ТС и § 6 гл. 5 комментируемого Закона, является юридическое лицо государства - члена Таможенного союза, включенное в реестр владельцев магазинов беспошлинной торговли, осуществляющее хранение и реализацию в розницу товаров, помещенных под таможенную процедуру беспошлинной торговли, физическим лицам, выезжающим с таможенной территории Таможенного союза, а также иностранным дипломатическим представительствам, приравненным к ним представительствам международных организаций, консульским учреждениям, либо дипломатическим агентам, консульским должностным лицам и членам их семей, которые проживают вместе с ними;

2) лица, пользующиеся специальными упрощениями, к которым, согласно ст. ст. 38 - 41 ТК ТС и гл. 6 комментируемого Закона, относятся уполномоченные экономические операторы - юридические лица, созданные в соответствии с законодательством государства - члена Таможенного союза, на территории которого им присвоен данный статус путем включения в реестр уполномоченных экономических операторов, и которые вправе пользоваться специальными упрощениями, такими как временное хранение товаров в помещениях, на открытых площадках и иных территориях уполномоченного экономического оператора; выпуск товаров до подачи таможенной декларации; проведение таможенных операций, связанных с выпуском товаров, в помещениях, на открытых площадках и иных территориях уполномоченного экономического оператора и иные специальные упрощения, предусмотренные таможенным законодательством Таможенного союза;

3) лица, пользующиеся и (или) владеющие иностранными товарами, то есть товарами, не являющимися товарами Таможенного союза, а также товарами, которые приобрели статус иностранных товаров в соответствии с ТК ТС (см. п. 10 ст. 4), как правило, это ввезенный товар, находящийся под таможенным контролем, не выпущенный для свободного обращения, в отношении которого не выполнены (полностью или частично) все требования, вытекающие из правил осуществления внешнеторговой деятельности, - не уплачены таможенные пошлины, налоги или не соблюдены установленные ограничения, товары, помещенные под таможенные процедуры таможенного склада, магазина беспошлинной торговли, переработки на таможенной территории, переработки вне таможенной территории, переработки для внутреннего потребления, временного ввоза (допуска), свободной таможенной зоны, свободного склада или выпуска для внутреннего потребления с предоставлением льгот по уплате таможенных пошлин, налогов, сопряженных с ограничениями по пользованию и (или) распоряжению этими товарами, или с ограничениями по пользованию и (или) распоряжению, связанными с представлением лицензий, сертификатов, разрешений и иных документов, после выпуска товаров; или лица, хранящие такие товары.

Предметом установленной Законом обязанности по предоставлению отчетности в соответствии с п. 1 ст. 121 ТК ТС выступают следующие сведения:

- о хранящихся товарах;

- о перевозимых товарах;

- о реализуемых товарах;

- о перерабатываемых товарах;

- об используемых товарах;

- о совершенных таможенных операциях.

2. Часть 2 комментируемой статьи устанавливает принцип однократности проверки системы учета за один и тот же период, а также устанавливает вид документа, фиксирующего результаты проверки. Таковым является акт проверки системы учета товаров и отчетности, форма которого утверждена Приказом Федеральной таможенной службы России от 22 декабря 2010 г. N 2522 "Об утверждении формы акта проверки системы учета товаров и отчетности", с внесенными изменениями, утвержденными Приказом Федеральной таможенной службы России от 12 сентября 2011 г. N 1834 "О внесении изменений в Приказ ФТС России от 22 декабря 2010 г. N 2522 "Об утверждении формы акта проверки системы учета товаров и отчетности" и в приложение к нему", вступившим в силу 26 ноября 2011 г.

Проверка системы учета товаров осуществляется путем сверки сведений, содержащихся в представляемой таможенным органам отчетности, со сведениями, имеющимися в распоряжении таможенного органа, например, информацией, содержащейся в базах данных, формируемых при таможенном декларировании товаров. Также проверка системы учета товаров проводится путем сопоставления этих сведений с данными, отраженными на счетах бухгалтерского учета и отчетности и содержащимися в первичных документах, представленных таможенному органу по мотивированному запросу.

Для упрощения и гармонизации таможенных процедур и практики, что является важнейшей целью совета таможенного сотрудничества, провозглашенной упомянутой Киотской конвенцией, в частности, использования на практике принципа применения современных методов аудита и максимальное практическое использование информационных технологий, Закон предусматривает возможность представления отчетности в таможенный орган в электронном виде при наличии электронной цифровой подписи либо в электронном виде без электронной цифровой подписи с обязательным предоставлением информации на бумажном носителе, заверенной подписью руководителя организации, главного бухгалтера либо лица, ими уполномоченного, и печатью. Применение, наряду с прочими, данного принципа упрощения и гармонизации призвано внести значительный вклад в облегчение международной торговли.

Формы и порядок предоставления отчетности, предусмотренной комментируемой статьей, определяются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в сфере таможенного дела отдельно для каждой группы субъектов.

3. Часть 6 комментируемой статьи устанавливает обязанность таможенного представителя ежеквартально до 10-го числа месяца, следующего за отчетным, представлять в таможенный орган отчетность нарастающим итогом о товарах, в отношении которых совершены таможенные операции, и содержит перечень сведений, подлежащих отражению в этой отчетности в отношении каждой из операций. Форма отчетности таможенного представителя утверждена Приказом Федеральной таможенной службы России от 28 декабря 2010 г. N 2636 "Об утверждении порядка представления и форм отчетности лицами, осуществляющими деятельность в сфере таможенного дела", приложением N 6.

В настоящее время в России формируется практика проведения проверок отчетности, и по результатам проводимого Главным управлением федеральных таможенных доходов и тарифного регулирования ФТС России анализа информации, содержащейся в отчетности таможенных представителей за первый квартал 2011 года, доведенным информационным письмом для таможенных представителей по вопросу представления отчетности о совершенных таможенных операциях, установлены многочисленные случаи предоставления недостоверных сведений практически по всем установленным ч. 6 комментируемой статьи группам сведений, подлежащих отражению в отчетности, а около 30% таможенных представителей предоставили отчетность только на бумажном носителе вопреки положениям ч. 5 комментируемой статьи.

4. Часть 7 комментируемой статьи содержит указание на следующие аспекты применения положений о проверки системы учета товаров и отчетности относительно процедуры переработки на таможенной территории:

- периодичность представления отчетность о выполнении требований и условий применения таможенной процедуры переработки на таможенной территории - не реже одного раза в три месяца;

- субъект предоставления отчетности - декларант;

- адресат представления отчетности - таможенный орган, осуществляющий таможенный контроль за применением таможенной процедуры переработки на таможенной территории;

- цель предоставления отчетности - выверка количества изготовленных продуктов переработки, отходов и остатков;

- срок, по состоянию на который должны быть указаны сведения - на день представления отчетности в таможенный орган;

- перечень сведений, отражаемых в отчетности.

5. Часть 8 комментируемой статьи предусматривает вид отчетности, также относящейся к процедуре переработки на таможенной территории - отчетность об окончательной выверке количества продуктов переработки, отходов и остатков, указанного в разрешении на переработку товаров на таможенной территории. Срок представления данного вида отчетности - после завершения таможенной процедуры переработки на таможенной территории, но не позднее 30 дней со дня выпуска последней партии продуктов переработки. При этом для уточнения срока завершения таможенной процедуры законодатель отсылает к п. 1 ст. 249 ТК ТС, из которого следует, что действие таможенной процедуры переработки на таможенной территории завершается до истечения сроков переработки помещением продуктов переработки, иностранных товаров, не подвергшихся операциям по переработке, остатков и отходов, образовавшихся в результате переработки, под таможенную процедуру реэкспорта, либо выпуска для внутреннего потребления или иную таможенную процедуру, за исключением транзита, либо помещением иностранных товаров, не подвергшихся операциям по переработке, остатков и отходов под таможенную процедуру переработки на таможенной территории.

Аналогичным образом в комментируемой статье урегулированы вопросы предоставления отчетности о выполнении требований и условий применения таможенной процедуры переработки вне таможенной территории (ч. 9 ст. 177 Закона) и таможенной процедуры переработки для внутреннего потребления (ч. 11 ст. 177 Закона), а также отчетности об окончательной выверке количества продуктов переработки, указанного в разрешении на переработку товаров (ч. ч. 10 и 12 ст. 177 Закона) с различиями, соответствующими содержанию указанных таможенных процедур.

Формы отчетности, представляемой в таможенный орган при применении таможенной процедуры переработки на таможенной территории, для внутреннего потребления и вне таможенной территории утверждены Приказом Федеральной таможенной службы России от 13 апреля 2011 г. N 778 "Об утверждении форм отчетности, представляемой в таможенный орган при применении таможенных процедур переработки на таможенной территории, для внутреннего потребления и вне таможенной территории".

В отношении лиц, пользующихся и (или) владеющих товарами, помещенными под таможенные процедуры временного ввоза (допуска), свободной таможенной зоны, свободного склада или выпуска для внутреннего потребления с предоставлением льгот по уплате таможенных пошлин, налогов, сопряженных с ограничениями по пользованию и (или) распоряжению этими товарами, или с ограничениями по пользованию и (или) распоряжению, связанными с представлением лицензий, сертификатов, разрешений, иных документов, после выпуска товаров, частью 13 комментируемой статьи установлена обязанность по предоставлению отчетности с соблюдением требований:

- срок предоставления не реже одного раза в шесть месяцев или по требованию таможенного органа;

- с отражением сведений о выполнении требований и условий применения указанных таможенных процедур, а также о соблюдении ограничений по пользованию и (или) распоряжению товарами.

При этом форма отчетности о товарах, помещенных под таможенную процедуру свободной таможенной зоны, и товарах, изготовленных (полученных) из товаров, помещенных под таможенную процедуру свободной таможенной зоны, и порядок представления таможенному органу отчетности о таких товарах утверждены Приказом Федеральной таможенной службы РФ от 23 июня 2011 г. N 1327 "Об утверждении форм отчетности о товарах, помещенных под таможенную процедуру свободной таможенной зоны, и товарах, изготовленных (полученных) из товаров, помещенных под таможенную процедуру свободной таможенной зоны, и порядка представления таможенному органу отчетности о таких товарах".

В отношении лиц, хранящих иностранные товары, за исключением уполномоченных экономических операторов, установлена обязанность представлять отчетность о хранящихся товарах в сроки, установленные федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области таможенного дела.

6. Порядок ведения учета и представления таможенным органам отчетности уполномоченными экономическими операторами определяется ст. 96 комментируемого Закона. Периодичность представления отчетности - ежеквартальная, срок подачи - до 10 числа месяца, следующего за отчетным. Форма отчетности - раздельный учет ввозимых и вывозимых товаров в целях обеспечения формирования полной и достоверной информации о товарах и надлежащего контроля за их наличием и движением в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации по ведению бухгалтерского и налогового учета, нарастающим итогом о товарах, в отношении которых совершены таможенные операции с применением специальных упрощений.

Периодичность предоставления отчетности уполномоченным экономическим оператором может быть изменена уполномоченным таможенным органом на ежегодную, предоставляемую до 1-го числа месяца, следующего за отчетным периодом, при отсутствии в течение одного года, предшествующего принятию такого решения, фактов привлечения уполномоченного экономического оператора к административной ответственности за административные правонарушения в области таможенного дела.

Форма отчетности уполномоченного экономического оператора утверждена Приказом Федеральной таможенной службы России от 30 декабря 2010 г. N 2709 "Об утверждении форм отчетности уполномоченного экономического оператора".

7. Часть 15 комментируемой статьи Федерального закона содержит положения о предоставлении отчетности владельцами складов временного хранения, владельцами таможенных складов, владельцами магазинов беспошлинной торговли, таможенными перевозчиками. Порядок, сроки представления отчетности о хранящихся товарах и формы отчетности и представления таможенным органам отчетности установлены Приказами Федеральной таможенной службы России от 28 декабря 2010 г. N 2636 "Об утверждении порядка представления и форм отчетности лицами, осуществляющими деятельность в сфере таможенного дела" и от 6 апреля 2011 г. N 715 "Об утверждении порядка представления документов и сведений в таможенный орган при помещении товаров на склад временного хранения (иные места временного хранения товаров), помещения (выдачи) товаров на склад временного хранения и иные места временного хранения, представления отчетности о товарах, находящихся на временном хранении, а также порядка и условий выдачи разрешения таможенного органа на временное хранение товаров в иных местах". А именно: владелец склада временного хранения либо лицо, осуществляющее временное хранение товаров в ином месте временного хранения, перечень которых содержится в п. 34 Порядка представления документов и сведений, утвержденного упомянутым Приказом Федеральной таможенной службы России от 6 апреля 2011 г. N 715, обязан вести учет хранимых товаров, находящихся под таможенным контролем, и представлять таможенному посту, в регионе деятельности которого функционирует склад временного хранения (иное место временного хранения товаров), отчетность об их хранении по следующим формам:

- ДО-1 - отчетность, формируемая при принятии товаров на хранение;

- ДО-2 - отчетность, формируемая при выдаче товаров с территории склада временного хранения;

- ДО-3 - отчетность, представляемая по разовому требованию таможенного органа.

Отчетность по форме ДО-1 представляется таможенному посту при принятии товаров на хранение не позднее окончания рабочего дня, следующего за днем получения владельцем склада временного хранения документов, необходимых для помещения товаров на временное хранение (при представлении отчетности в виде электронного документа - в течение трех часов с момента получения им документов, необходимых для помещения товаров на временное хранение).

Отчетность по форме ДО-2, формируемая при выдаче товаров с склада временного хранения, предоставляется его владельцем таможенному посту не позднее следующего рабочего дня после выдачи товаров (при представлении отчетности в виде электронного документа - в течение трех часов после выдачи товаров).

Добавочный лист к отчетности по форме ДО-1, оформленный вследствие выявленных при временном хранении повреждений или порчи товаров, а также несоответствия их наименования и количества, количества грузовых мест, характера и способов упаковки и маркировки, веса брутто (в килограммах) либо объема (в кубических метрах) указанным в транспортных или коммерческих документах, представляется в течение шести часов с момента оформления соответствующих документов, фиксирующих данные обстоятельства.

Результаты проверки, проведенной таможенным органом, оформляются актом проверки системы учета товаров и отчетности, форма которого утверждена Приказом Федеральной таможенной службы России от 22 декабря 2010 г. N 2522 "Об утверждении формы акта проверки системы учета товаров и отчетности", с внесенными изменениями, утвержденными Приказом ФТС России от 12 сентября 2011 г. N 1834 "О внесении изменений в Приказ Федеральной таможенной службы России от 22 декабря 2010 г. N 2522 "Об утверждении формы акта проверки системы учета товаров и отчетности" и в приложение к нему", вступившим в силу 26 ноября 2011 г.

За непредставление и (или) несвоевременное представление в установленный срок в таможенный орган отчетности, предусмотренной комментируемой статьей, а равно за представление отчетности, содержащей недостоверные сведения, лица, на которых законом возложена обязанность по предоставлению отчетности в таможенные органы, несут ответственность в соответствии с законодательством РФ. Наказуемость данного деяния установлена как ч. 16 комментируемой статьи, так и ст. 16.15 КоАП РФ.

Статья 178. Оформление результатов таможенной проверки и принятие решений по ее результатам

Комментарий к статье 178

1. Следует отметить, что в соответствии с ТК ТС таможенные проверки подразделяются на камеральные и выездные, по принципу, аналогичному классификации налоговых проверок. Обе формы проверок являются новыми видами таможенного контроля. Действовавший ранее Таможенный кодекс РФ также предусматривал две формы таможенной ревизии: общую и специальную, однако они не отличались по предмету и порядку их проведения.

Согласно ст. 131 ТК ТС камеральная таможенная проверка проводится таможенными органами по месту нахождения таможенного органа без выезда к проверяемому лицу, а также без оформления предписания (акта о назначении проверки) и осуществляется без ограничений периодичности проведения путем изучения и анализа сведений, содержащихся в таможенных декларациях, коммерческих, транспортных (перевозочных) и иных документах, представленных проверяемым лицом, сведений контролирующих государственных органов государств - членов Таможенного союза, а также других документов и сведений, имеющихся у таможенных органов, о деятельности указанных лиц.

Выездная таможенная проверка, в соответствии со ст. 132 ТК ТС, проводится таможенным органом с выездом в место нахождения юридического лица, место осуществления деятельности индивидуального предпринимателя и (или) в место фактического осуществления их деятельности на основании решения (предписания, акта о назначении проверки) в срок не более двух месяцев с возможностью продления таможенной проверки еще на один месяц по решению таможенного органа, осуществляющего проверку. Плановые выездные таможенные проверки проводятся не чаще одного раза в год в отношении одного и того же проверяемого лица, а в отношении уполномоченных экономических операторов проводятся таможенными органами один раз в три года. Внеплановые выездные таможенные проверки осуществляются без ограничений периодичности их проведения.

Порядок проведения обеих таможенных проверок определен Приказом Федеральной таможенной службы России от 29 апреля 2011 г. N 895 "Об утверждении Инструкции о действиях должностных лиц таможенных органов при проведении таможенного контроля в форме таможенной проверки".

В зависимости от вида проведенной проверки Закон предусматривает две формы документального оформления результатов таможенной проверки:

1) акт камеральной таможенной проверки;

2) акт выездной таможенной проверки, утвержденные Приказом Федеральной таможенной службы России от 30 декабря 2010 г. N 2713 "Об утверждении форм документов, применяемых при проведении таможенных проверок", с внесенными изменениями, утвержденными Приказом Федеральной таможенной службы России от 3 октября 2011 г. N 2011 "О внесении изменений в отдельные приложения к Приказу ФТС России от 30 декабря 2010 г. N 2713", вступившим в силу 3 декабря 2011 г.

2. Акт таможенной проверки составляется в двух экземплярах и подписывается должностными лицами таможенного органа, проводившими таможенную проверку.

Первый экземпляр акта приобщается к материалам таможенной проверки.

Второй экземпляр акта не позднее 5 рабочих дней со дня завершения таможенной проверки вручается проверяемому лицу или направляется в его адрес заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении.

3. Акт таможенной проверки структурно состоит из традиционных для процессуального документа частей: вводной, описательной (мотивировочной) и заключительной (резолютивной).

Акт таможенной проверки должен содержать сведения, указанные в ч. 3 комментируемой статьи:

1) сведения о проверяемом лице: наименование, его реквизиты: ОГРН, ИНН, КПП, либо Ф.И.О, ОГРНИП, ИНН.

Проверяемыми лицами в соответствии с п. 2 ст. 122 ТК ТС могут являться: декларант; таможенный представитель; перевозчик, в том числе таможенный перевозчик; лицо, обладающее полномочиями в отношении товаров после их выпуска, или его представитель; лицо, осуществляющее временное хранение товаров; владельцы магазинов беспошлинной торговли, таможенных и иных складов; уполномоченный экономический оператор; иные лица, напрямую или косвенно участвовавшие в сделках с товарами, помещенными под соответствующую таможенную процедуру; лицо, в отношении которого имеется информация, что в его владении и (или) пользовании находятся (находились) товары с нарушением порядка, предусмотренного ТК ТС, в том числе незаконно перемещенные через таможенную границу;

2) сведения о должностных лицах таможенных органов, проводивших таможенную проверку (должность, фамилия, имя, отчество).

Также для участия в таможенной проверке могут привлекаться должностные лица других контролирующих государственных органов, сведения о которых также будут отражены в акте таможенной проверки;

3) систематизированное описание выявленных фактов (признаков) нарушения таможенного законодательства Таможенного союза и (или) законодательства РФ о таможенном деле со ссылкой на положения нормативных правовых актов, требования которых нарушены, либо сведения об отсутствии выявленных фактов (признаков) нарушений.

При выявлении фактов в ходе таможенной проверки достаточных данных, указывающих на наличие факта административного правонарушения в области таможенного дела, вопрос о наличии состава административного правонарушения должен быть рассмотрен и отражен в акте таможенной проверки;

4) при выявлении решений в области таможенного дела, не соответствующих требованиям таможенного законодательства Таможенного союза и законодательства РФ о таможенном деле, в акте отражаются выводы о выявленных фактах нарушения таможенного законодательства Таможенного союза и законодательства РФ о таможенном деле.

Сделанные выводы должны быть подтверждены соответствующими документами и мероприятиями, полученными и проведенными в период проведения таможенной проверки или подготовительной работы к ней.

Если в акте таможенной проверки изложена информация о том, что в действиях проверяемого лица усматриваются признаки административного правонарушения, в результативной части акта должна содержаться информация о вынесенных определении либо протоколе о возбуждении дела об административном правонарушении по выявленным в ходе проверки правонарушениям.

Кроме сведений, указанных в ч. 3 комментируемой статьи, в акте таможенной проверки отражаются вопрос или несколько вопросов проверки, которые в акте таможенной проверки формулируют, согласно перечню таблицы N 4 Приказа Федеральной таможенной службы России от 30 декабря 2010 г. N 2752 "Об отчетности таможенных органов РФ по основным направлениям деятельности перед ФТС России в 2011 году".

В разделе акта таможенной проверки "проверка проведена на основании следующих документов" должны быть отражены только проверенные документы, включая дополнительно запрошенные.

В акте таможенной проверки не допускаются помарки, подчистки и иные неоговоренные исправления.

4. Датой завершения таможенной проверки считается дата составления акта таможенной проверки. Акт таможенной проверки утверждается начальником (заместителем начальника) таможенного органа, проводившего таможенную проверку.

Акт камеральной таможенной проверки подписывается должностным лицом (лицами) уполномоченного подразделения, проводившим (проводившими) проверку, и утверждается начальником (заместителем начальника) таможенного органа.

Акт выездной таможенной проверки подписывается руководителем и членами комиссии выездной таможенной проверки и утверждается начальником (заместителем начальника) таможенного органа.

5. Часть 5 комментируемой статьи достаточно детально регламентирует действия начальника (заместитель начальника) таможенного органа, проводившего проверку, либо лица, им уполномоченного, в случае выявления неуплаты или неполной уплаты таможенных пошлин, налогов.

6. Порядок взаимодействия таможенных органов при реализации решения (решений) таможенного органа, проводившего таможенную проверку, определяется Приказом Федеральной таможенной службы России от 20 апреля 2011 г. N 823 "Об утверждении Порядка взаимодействия таможенных органов при реализации решения (решений) таможенного органа, проводившего таможенную проверку". По результатам таможенной проверки в случае выявления неуплаты или неполной уплаты таможенных пошлин, налогов на основании акта таможенной проверки начальник (заместитель начальника) таможенного органа, проводившего проверку, либо лицо, им уполномоченное, принимает следующее решение (решения) в сфере таможенного дела:

1) решение о корректировке таможенной стоимости товаров;

2) решение о стране происхождения товаров;

3) решение по классификации товаров;

4) иные решения в сфере таможенного дела, влекущие доначисление и взыскание таможенных платежей, в том числе решение о необходимости внесения изменений и (или) дополнений в декларацию на товары, которые отражаются в акте таможенной проверки, являющемся основанием для совершения действий, предшествующих выставлению требования об уплате таможенных платежей, в том числе по внесению изменений и (или) дополнений в декларацию на товары.

Необходимо отметить, что в отличие от ранее действовавшего таможенного законодательства комментируемые положения в значительно большей степени направлены на соблюдение прав проверяемых субъектов. Это прослеживается и в установлении рамок предоставления проверяемому лицу и (или) плательщику таможенных пошлин, налогов решения в сфере таможенного дела и второго экземпляра акта таможенной проверки - не позднее пяти рабочих дней со дня завершения таможенной проверки.

Приказом Федеральной таможенной службы России от 20 апреля 2011 г. N 823 регулируются также вопросы взаимодействия таможенных органов РФ при несовпадении мест проведения проверки с местом осуществления выпуска товаров.

7. Положения ч. 7 комментируемой статьи корреспондируют вышеуказанному порядку взаимодействия - в случае, если принятие решения (решений) по итогам проверки не входит в компетенцию таможенного органа, проводившего таможенную проверку, копия акта таможенной проверки направляется для принятия такого решения (таких решений) в уполномоченный таможенный орган.

Статья 179. Назначение выездных таможенных проверок

Комментарий к статье 179

Проведению таможенной проверки должна предшествовать подготовительная работа, в процессе которой определяется перечень вопросов, подлежащих проверке, при необходимости разрабатывается программа ее проведения.

Как уже было сказано выше, таможенная проверка может быть двух видов: камеральная (по месту нахождения таможенного органа) и выездная (по месту нахождения проверяемого лица). Следует отметить, что ранее Таможенный кодекс РФ также предусматривал две формы таможенной ревизии: общую и специальную, однако они не отличались по предмету и порядку их проведения. ТК ТС, напротив, разделяет таможенные проверки по способу и характеру проведения.

В комментируемом Законе выездная таможенная проверка, являющаяся по своей сути аналогом таможенной ревизии по Таможенному кодексу РФ, подверглась более подробному рассмотрению по сравнению с камеральной проверкой.

Выездная таможенная проверка проводится с выездом в место нахождения объекта (объектов) проверяемого лица. В соответствии с п. 1 ст. 132 ТК ТС объектами проверяемого лица являются: место нахождения юридического лица, место осуществления деятельности индивидуального предпринимателя и (или) место фактического осуществления их деятельности.

В отличие от камеральной таможенной проверки круг проверяемых лиц в рамках выездной таможенной проверки более узкий. Выездная таможенная проверка может проводиться только в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей. В свою очередь, выездная делится на плановую и внеплановую таможенные проверки. Плановая выездная таможенная проверка осуществляется на основании планов проверок, разрабатываемых уполномоченными подразделениями таможенных органов. Интересным остается тот факт, что ТК ТС не определяет основания для включения в план проверок, отдавая этот вопрос в компетенцию самого таможенного органа. Порядок документального оформления выездной таможенной проверки не претерпел существенных изменений. Выездная таможенная проверка проводится на основании решения (предписания) о проведении таможенной проверки (акта о назначении проверки). В то же время ТК ТС вводит следующее новшество. Согласно п. 9 ст. 132 ТК ТС перед началом проведения плановой выездной таможенной проверки таможенные органы направляют проверяемому лицу уведомление о проведении плановой выездной таможенной проверки заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении или передают такое уведомление иным способом, позволяющим подтвердить факт его получения. При этом плановая выездная таможенная проверка может быть начата не ранее чем через 15 (пятнадцать) календарных дней со дня получения уведомления проверяемым лицом либо со дня поступления в таможенный орган почтового отправления с отметкой о невручении письма адресату. Внеплановая таможенная проверка может быть встречной. Согласно п. 6 ст. 132 ТК ТС встречная выездная таможенная проверка назначается в случаях необходимости подтверждения достоверности сведений, представленных проверяемым лицом. Данная проверка проводится у лиц, связанных с проверяемым лицом по сделкам (операциям) с товарами, и является внеплановой.

Выездная таможенная проверка проводится на основании решения (предписания, акта о назначении проверки), форма которого определяется законодательством государств - членов Таможенного союза. Автор считает, что необходимо согласиться с предложением Евразийского делового совета о том, что корректнее было бы выражение "выездная таможенная проверка проводится на основании решения, форма которого утверждается решением Комиссии Таможенного союза" <62>.

--------------------------------

<62> URL: www.castospb.ru/img/flash/pravki_TK_EURO.doc.

В отличие от плановых проверок ТК ТС перечисляет основания проведения внеплановых выездных таможенных проверок. Согласно п. 4 ст. 132 ТК ТС основаниями для назначения внеплановых выездных таможенных проверок являются:

- во-первых, данные, полученные в результате анализа информации, содержащейся в базах данных таможенных органов и органов государственного контроля (надзора) государств - членов Таможенного союза, свидетельствующие о возможном нарушении таможенного законодательства Таможенного союза и иного законодательства государств - членов Таможенного союза;

- во-вторых, данные, свидетельствующие о возможном нарушении требований таможенного законодательства Таможенного союза и законодательства государств - членов Таможенного союза;

- в-третьих, заявление лица, в том числе осуществляющего деятельность в сфере таможенного дела, на получение статуса уполномоченного экономического оператора;

- в-четвертых, необходимость проведения встречной выездной таможенной проверки;

- в-пятых, обращение (запрос) компетентного органа иностранного государства о проведении проверки лица, совершавшего внешнеэкономические сделки с иностранной организацией.

Отбор проверяемых лиц для плановой выездной таможенной проверки производится с использованием информации, полученной:

1) из информационных ресурсов таможенных органов;

2) по результатам предыдущих проверок, в том числе камеральных проверок;

3) от государственных органов;

4) от банков и организаций, осуществляющих отдельные виды банковских операций;

5) от таможенных или иных контролирующих государственных органов государств - членов Таможенного союза;

6) из средств массовой информации;

7) из других источников официальным путем.

Срок проведения выездной таможенной проверки не должен превышать два месяца. В указанный срок не включается период между датой вручения проверяемому лицу требования о представлении документов и сведений и датой получения таких документов и сведений.

Срок проведения выездной таможенной проверки может быть продлен еще на один месяц по решению таможенного органа, осуществляющего проверку.

Необходимо отметить также, что законодатель определил возможную периодичность проведения плановых выездных таможенных проверок, которые ранее отсутствовали в Таможенном кодексе РФ. Однако данный срок разнится в зависимости от того, кто же все-таки является объектом проверки. Плановые выездные таможенные проверки в отношении одного и того же проверяемого лица проводятся не чаще одного раза в год, а в отношении уполномоченных экономических операторов проводятся таможенными органами один раз в три года. Внеплановые выездные таможенные проверки осуществляются без ограничений периодичности их проведения.

ТК ТС устанавливает ограничения периодичности проведения выездных таможенных проверок, которые отсутствовали в Таможенном кодексе РФ. Так, Таможенный кодекс РФ устанавливал ограничения по объектам и субъектам проверки. Статья 376 Таможенного кодекса РФ запрещала проводить повторные проверки в отношении одних и тех же товаров (по общей ревизии), у одного и того же лица и в отношении одних и тех же товаров (по специальной таможенной ревизии). Таким образом, ограничения были не временные, а по объектам контроля.

При проведении таможенной проверки могут использоваться иные формы таможенного контроля, установленные ст. 110 ТК ТС.

При вручении копии решения (предписания, акта о назначении проверки) руководитель проверяемого лица либо его представитель на оригинале решения (предписания, акта о назначении проверки) делает отметку об ознакомлении, а также о дате и времени получения копии решения (предписания, акта о назначении проверки). В случае отказа от получения копии решения (предписания, акта о назначении проверки) должностное лицо таможенного органа делает об этом соответствующую запись в решении (предписании, акте о назначении проверки). Отказ проверяемого лица от получения копии решения (предписания) о проведении таможенной проверки (акта о назначении проверки), а также возврат уведомления с отметкой, свидетельствующей о невручении письма адресату в связи с отсутствием лица по месту его нахождения, не являются основанием для отмены выездной таможенной проверки. В этом случае датой начала проверки считается дата записи в решении (предписании, акте о назначении проверки) об отказе в получении копии решения (предписания, акта о назначении проверки) либо дата поступления в таможенный орган уведомления с отметкой о невручении письма адресату.

Статья 180. Срок и порядок приостановления проведения выездной таможенной проверки

Комментарий к статье 180

1. Принципиальными новшествами, неизвестными прежнему порядку проведения таможенной ревизии, являются возможность проведения встречной выездной таможенной проверки и приостановления ее проведения. Сроки проведения выездной таможенной проверки определены ст. 132 ТК ТС, согласно которой данный срок не должен превышать два месяца. Однако срок проведения выездной таможенной проверки может быть продлен еще на один месяц по решению таможенного органа, осуществляющего проверку. Таможенный кодекс РФ предусматривал подобные сроки проведения специальной таможенной ревизии. В то же время есть некоторые трансформации.

Ранее согласно п. 5 ст. 376 Таможенного кодекса РФ решение о продлении срока ревизии принимал в исключительных случаях только вышестоящий таможенный орган, тогда как по ТК ТС субъектом продления проверки является таможенный орган, осуществляющий проверку.

По Таможенному кодексу РФ срок проверки отсчитывался со дня принятия решения о проведении таможенной ревизии. Согласно п. 10 ст. 132 ТК ТС датой начала проведения выездной таможенной проверки считается дата вручения проверяемому лицу копии решения (предписания) о проведении таможенной проверки (акта о назначении проверки).

Проведение выездной таможенной проверки может быть приостановлено по решению руководителя (начальника) таможенного органа или уполномоченного им лица в соответствии с законодательством государств - членов Таможенного союза при наличии определенных условий:

- при необходимости проведения исследований или экспертиз;

- при направлении запросов в компетентные органы государств - членов Таможенного союза или иностранных государств;

- при восстановлении проверяемым лицом документов, необходимых для проведения выездной таможенной проверки;

- предоставления дополнительных документов, относящихся к проверяемому периоду, влияющих на выводы по результатам выездной таможенной проверки.

Срок и порядок такого приостановления устанавливаются законодательством государств - членов Таможенного союза, при этом порядок приостановления определяется федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области таможенного дела.

2. Отметим также, что в решение (предписание) о проведении выездной таможенной проверки (акт о назначении проверки) вносятся соответствующие записи, о продлении срока выездной таможенной проверки, а также о приостановлении ее проведения, о чем уведомляется проверяемое лицо.

3. Считаем важным отметить, что данные сроки установлены на уровне законодательства РФ, а в ТК ТС по данному вопросу существует лишь отсылочная норма на законодательство государств - членов Таможенного союза.

Статья 181. Доступ должностных лиц таможенного органа на объект проверяемого лица для проведения выездной таможенной проверки

Комментарий к статье 181

1. При проведении таможенной проверки должностные лица таможенного органа имеют право доступа, а проверяемое лицо обязано обеспечить доступ этих должностных лиц на объекты проверяемого лица с предъявлением решения (предписания) о проведении таможенной проверки (акта о назначении проверки) и служебных удостоверений.

Проверяемое лицо вправе отказать должностным лицам таможенного органа в доступе на объект в случае, если не были предъявлены решение (предписание, акт о назначении проверки) и (или) служебные удостоверения; а также, если в решении (предписании, акте о назначении проверки) не указаны должностные лица таможенных органов. Законодатель налагает запрет на доступ на объект проверяемого лица без специального разрешения, если такое разрешение необходимо в соответствии с законодательством стран - участников ТС. Если законодательством государств - членов Таможенного союза предусмотрен специальный порядок доступа должностных лиц таможенных органов на отдельные объекты, то такой доступ осуществляется в порядке, установленном этими законодательством государств - членов Таможенного союза.

При отказе проверяемого лица в доступе должностных лиц таможенного органа, проводящих выездную таможенную проверку, на объект проверяемого лица составляется акт (протокол) в соответствии с законодательством государства - члена Таможенного союза.

2. В случае необоснованного отказа проверяемого лица обеспечить доступ должностных лиц таможенных органов на объект проверяемого лица они вправе входить на этот объект с пресечением сопротивления и со вскрытием запертых помещений в присутствии двух понятых, за исключением случаев, если законодательством государств - членов Таможенного союза установлен иной порядок доступа должностных лиц государственных органов на отдельные объекты. Обо всех случаях вхождения на объекты проверяемых лиц с пресечением сопротивления и со вскрытием запертых помещений таможенные органы уведомляют прокурора в течение двадцати четырех часов.

Статья 182. Проведение инвентаризации при проведении выездной таможенной проверки

Комментарий к статье 182

Данная статья устанавливает порядок проведения инвентаризации при проведении выездной таможенной проверки и является отсылочной. При проведении выездной таможенной проверки таможенные органы вправе проводить инвентаризацию товаров в порядке, установленном для проведения инвентаризации налоговыми органами в соответствии с Налоговым кодексом РФ <63>; проводить изъятие товаров либо налагать на них арест в соответствии со ст. 183 комментируемого Закона.

--------------------------------

<63> URL: http://brokert.ru/material/tamozhennaya-proverka-reviziya.

Должностные лица таможенных органов в рамках выездной таможенной проверки при необходимости могут проводить инвентаризацию товаров проверяемой организации. Другими словами, должностные лица таможенных органов вправе провести инвентаризацию товаров фирмы или предпринимателя исключительно в рамках выездной таможенной проверки. В любом случае должностные лица таможенных органов решают по своему усмотрению, проводить в таких ситуациях инвентаризацию или нет.

Порядок проведения инвентаризации установлен Приказом Министерства финансов РФ N 20н, МНС РФ N ГБ-3-04/39 от 10 марта 1999 г. "Об утверждении Положения о порядке проведения инвентаризации налогоплательщиков при налоговой проверке". Несмотря на то что данный нормативно-правовой акт несколько устарел, сотрудники налоговых органов руководствуются именно им. Этот документ применяют также сотрудники таможенных органов при инвентаризации товаров в рамках таможенной проверки.

Инвентаризация товаров производится по месту их нахождения. Основными целями инвентаризации являются:

- выявление фактического наличия товаров и неучтенных объектов;

- сопоставление фактического наличия товаров с предоставленными данными;

- проверка полноты отражения обязательств в учете.

Исходя из основных положений вышеуказанного нормативного акта, можно выделить общие правила проведения инвентаризации:

- перечень товаров, проверяемых при выездной таможенной проверке, устанавливается руководителем таможенного органа (его заместителем);

- проверка фактического наличия товаров производится при участии должностных лиц, материально ответственных лиц и других сотрудников проверяемого лица;

- до начала проверки фактического наличия товаров инвентаризационной комиссии надлежит получить последние на момент инвентаризации приходные и расходные документы;

- сведения о фактическом наличии товаров записываются в инвентаризационные описи или акты инвентаризации не менее чем в двух экземплярах;

- инвентаризационная комиссия обеспечивает полноту и точность внесения в описи данных о фактических остатках товаров, правильность и своевременность оформления материалов инвентаризации;

- фактическое наличие имущества при инвентаризации определяют путем обязательного подсчета, взвешивания, обмера. Проверяемое лицо должно создать условия, обеспечивающие полную и точную проверку фактического наличия имущества в установленные сроки (обеспечить рабочей силой для перевешивания и перемещения грузов, технически исправным весовым хозяйством, измерительными и контрольными приборами, мерной тарой);

- инвентаризационные описи могут быть заполнены как с использованием средств вычислительной и другой организационной техники, так и ручным способом. Описи заполняются чернилами или шариковой ручкой четко и ясно, без помарок и подчисток. Наименования инвентаризуемых ценностей и объектов, их количество указывают в описях по номенклатуре и в единицах измерения, принятых в учете. На каждой странице описи указывают прописью число порядковых номеров материальных ценностей и общий итог количества в натуральных показателях, записанных на данной странице, вне зависимости от того, в каких единицах измерения (штуках, килограммах, метрах и т.д.) эти ценности показаны. Исправление ошибок производится во всех экземплярах описей путем зачеркивания неправильных записей и проставления над зачеркнутыми правильных записей. Исправления должны быть оговорены и подписаны всеми членами инвентаризационной комиссии и материально ответственными лицами;

- в описях не допускается оставлять незаполненные строки, на последних страницах незаполненные строки прочеркиваются;

- описи подписывают все члены инвентаризационной комиссии, материально ответственные лица. В конце описи материально ответственные лица дают расписку, подтверждающую проверку комиссией имущества в их присутствии и об отсутствии к членам комиссии каких-либо претензий;

- если инвентаризация имущества проводится в течение нескольких дней, то помещения, где хранятся материальные ценности, при уходе инвентаризационной комиссии должны быть опечатаны.

Товары заносятся в описи по каждому отдельному наименованию с указанием вида, группы, количества и других необходимых данных (артикула, сорта и др.). Инвентаризация товарно-материальных ценностей должна, как правило, проводиться в порядке расположения ценностей в данном помещении. При хранении товарно-материальных ценностей в разных изолированных помещениях у одного материально ответственного лица инвентаризация проводится последовательно по местам хранения. После проверки ценностей вход в помещение не допускается (опечатывается) и комиссия переходит для работы в следующее помещение.

Товарно-материальные ценности, поступающие во время проведения инвентаризации, принимаются материально ответственными лицами в присутствии членов инвентаризационной комиссии и приходуются по реестру или товарному отчету после инвентаризации. Эти товарно-материальные ценности заносятся в отдельную опись под наименованием "Товарно-материальные ценности, поступившие во время инвентаризации". В описи указываются дата поступления, наименование поставщика, дата и номер приходного документа, наименование товара, количество, цена и сумма. Одновременно на приходном документе за подписью председателя инвентаризационной комиссии (или по его поручению члена комиссии) делается отметка "после инвентаризации" со ссылкой на дату описи, в которую записаны эти ценности.

При длительном проведении инвентаризации в исключительных случаях и только с письменного разрешения председателя инвентаризационной комиссии в процессе инвентаризации товарно-материальные ценности могут отпускаться материально ответственными лицами в присутствии членов инвентаризационной комиссии. Эти ценности заносятся в отдельную опись под наименованием "Товарно-материальные ценности, отпущенные во время инвентаризации". Оформляется опись по аналогии с документами на поступившие товарно-материальные ценности во время инвентаризации. В расходных документах делается отметка за подписью председателя инвентаризационной комиссии или по его поручению члена комиссии.

Статья 183. Порядок наложения ареста на товары, изъятия товаров и документов при проведении выездной таможенной проверки

Комментарий к статье 183

1. Комментируемая статья раскрывает право должностного лица таможенного органа при проведении таможенной проверки налагать арест на товары или изымать их в порядке, установленном законодательством государств - членов Таможенного союза, на срок проведения выездной таможенной проверки для пресечения действий, направленных на отчуждение либо распоряжение иным способом товарами, в отношении которых проводится выездная таможенная проверка.

В постановлении о наложении ареста на товары отражаются: дата и место составления; фамилия, инициалы и подпись лица, вынесшего постановление; дата и номер решения о проведении выездной таможенной проверки; фамилия и инициалы проверяемого лица; основания для наложения ареста на товары; наименование товаров, на которые налагается арест, их количество; инициалы и фамилия, паспортные данные и подпись представителя лица, у которого обнаружены товары.

При проведении ареста на товары составляется акт о наложении ареста на товары, в котором указываются: дата и место составления; время начала и окончания ареста товаров; должность, фамилия, инициалы и подпись должностного лица таможенного органа, составившего акт; должность, фамилия и инициалы лица, вынесшего постановление о наложении ареста на товары, и дату данного постановления; место работы, должность, фамилия, имя, отчество и подпись, наименование и номер документа, удостоверяющего личность, лица, у которого обнаружены товары, на которые налагается арест, либо его представителя; фамилия, имя, отчество и подпись двух понятых, наименование и номер документа, удостоверяющего личность, место жительства; фамилия, имя, отчество и подпись иных лиц, наименование и номер документа, удостоверяющего личность, место жительства; место работы, должность, фамилия, инициалы и подпись специалиста, наименование и номер документа, удостоверяющего его личность, место жительства; наименование, количество, индивидуальные признаки товаров, либо указание о приложении к данному акту описи товаров, либо указание о приложении к данному акту описи товаров, сведения о применении фото- и киносъемки, видеозаписи и иных способов фиксации и приложении указанных материалов к акту; средства идентификации; лицо, которому переданы товары, и место их хранения; подпись представителя лица, которому товары переданы на хранение, объявлено о запрете распоряжаться и пользоваться товарами; содержание замечаний лиц, участвовавших в производстве ареста или присутствовавших при его проведении, либо указание на отсутствие замечаний.

2. Часть 2 комментируемой статьи устанавливает основания для наложения ареста на товары при проведении выездной таможенной проверки. Наложение на товары ареста не влечет их автоматического изъятия.

3. Пользование товарами, на которые при проведении таможенного контроля наложен арест, без разрешения таможенного органа влечет наложение административного штрафа в соответствии со ст. 16.20 КоАП РФ.

4. В постановлении об изъятии товаров отражаются: дата и место составления; должность, фамилия, инициалы и подпись лица, вынесшего постановление; дата и номер решения о проведении выездной таможенной проверки; фамилия и инициалы проверяемого лица; основания для изъятия товаров; наименование товаров, подлежащих изъятию, их количество; инициалы и фамилия, паспортные данные и подпись представителя лица, у которого обнаружены товары.

При проведении изъятия товаров составляется акт об изъятии товаров, в котором указываются: дата и место составления; время начала и окончания изъятия товаров; должность, фамилия, инициалы и подпись должностного лица таможенного органа, составившего акт; должность, фамилия и инициалы лица, вынесшего постановление об изъятии товаров, и дата данного постановления; место работы, должность, фамилия, имя, отчество и подпись, наименование и номер документа, удостоверяющего личность, лица, у которого обнаружены изымаемые товары, либо его представителя; фамилия, имя, отчество и подпись двух понятых, наименование и номер документа, удостоверяющего личность, место жительства; фамилия, имя, отчество и подпись иных лиц, наименование и номер документа, удостоверяющего личность, место жительства; место работы, должность, фамилия, инициалы и подпись специалиста, наименование и номер документа, удостоверяющего его личность, место жительства; производится описание изъятых товаров с указанием их наименования, индивидуальных признаков, количества либо делается указание о приложении к данному акту описи либо указание о приложении к данному акту описи товаров, сведения о применении фото- и киносъемки, видеозаписи и иных способов фиксации и приложении указанных материалов к акту; средства идентификации; указывается место хранения; содержание замечаний лиц, участвовавших в производстве изъятия или присутствовавших при его проведении, либо указание на отсутствие замечаний.

5. В постановлении об изъятии документов отражаются: дата и место составления; фамилия, инициалы и подпись лица, вынесшего постановление; дата и номер решения о проведении выездной таможенной проверки; фамилия и инициалы проверяемого лица; основания для изъятия документов; наименование документов, подлежащих изъятию, их количество; инициалы и фамилия, паспортные данные и подпись представителя лица, у которого обнаружены документы.

При проведении изъятия документов составляется акт об изъятии документов, в котором указываются: дата и место составления; время начала и окончания изъятия документов; должность, фамилия, инициалы и подпись должностного лица таможенного органа, составившего акт; должность, фамилия и инициалы лица, вынесшего постановление об изъятии документов, и дата данного постановления; место работы, должность, фамилия, имя, отчество и подпись, наименование и номер документа, удостоверяющего личность, лица, у которого обнаружены изымаемые документы, либо его представителя; фамилия, имя, отчество и подпись двух понятых, наименование и номер документа, удостоверяющего личность, место жительства; фамилия, имя, отчество и подпись иных лиц, наименование и номер документа, удостоверяющего личность, место жительства; место работы, должность, фамилия, инициалы и подпись специалиста, наименование и номер документа, удостоверяющего его личность, место жительства; производится описание изъятых документов с указанием количества листов либо приложения в данному акту описи; содержание замечаний лиц, участвовавших в производстве изъятия документов, присутствовавших при его проведении, либо указание на отсутствие замечаний.

6. В постановлении о снятии наложенного ареста указываются: дата и место составления; должность, фамилия, инициалы и подпись должностного лица таможенного органа, вынесшего постановление; должность, фамилия и инициалы лица, вынесшего постановление о наложении ареста на товары и дату данного постановления; дата и номер решения о проведении выездной таможенной проверки; проверяемое лицо; наименование товаров, на которые налагается арест, их количество; фамилия, имя, отчество и подпись, паспортные данные лица, у которого обнаружены товары, либо его представителя.

12. В ч. 12 комментируемой статьи имеется в виду, что товары и документы не возвращаются в случаях, когда:

- изъятые товары или товары, на которые наложен арест, задерживаются, но не являются предметами административных правонарушений или преступлений, а также задерживаются документы на товары;

- товары или документы изымаются или арестовываются в соответствии с законодательством РФ об административных правонарушениях, уголовно-процессуальным законодательством РФ;

- товары, в отношении которых нарушены условия применения таможенных процедур или ограничения по пользованию и (или) распоряжению товарами изъяты.

Должностным лицам таможенных органов необходимо будет в акте выездной таможенной проверки указать номер документа, на основании которого товары, документы задержаны, изъяты или арестованы. Важным фактом комментируемого пункта необходимо считать то, что изъятие либо арест товаров, документов подобным образом считаются снятыми.

Подводя итоги комментирования данной статьи, авторам представляется важным подчеркнуть, что данная статья подробно регулирует порядок наложения ареста на товары и изъятия их при проверке.

Формы документов, применяемых при проведении таможенных проверок, были утверждены Приказом ФТС России от 30 декабря 2010 г. N 2713, который заменил ранее действовавший Приказ ГТК России от 16 сентября 2003 г. N 1023 "Об утверждении форм документов, используемых при проведении таможенной ревизии и осмотра помещений и территорий, и Инструкции по их заполнению".

Кроме того, комментируемой статьей устанавливается порядок документального оформления процедуры ареста и изъятия товаров, а также порядок возвращения изъятых товаров и снятия наложенного ареста. Следует отметить такие гарантии прав лиц, как обязанность возвратить изъятые товары и снять наложенный арест не позднее дня окончания выездной таможенной проверки, за исключением указанных в ст. 189 случаев, а также отнесение на счет федерального бюджета издержек, связанных с временным хранением товаров, если в ходе проведения проверки не будет установлено, что в отношении таких товаров таможенное законодательство Таможенного союза и (или) законодательство РФ было нарушено.

Статья 184. Права должностных лиц таможенных органов при проведении таможенной проверки

Комментарий к статье 184

Таможенные органы имеют право в целях проверки достоверности сведений затребовать от организаций коммерческую документацию (очевидно, под данным термином подразумеваются договоры и иные документы), бухгалтерские документы, сведения о регистрации проверяемой организации, справки от кредитных организаций и т.п. Таким образом, круг получаемой информации весьма широк. Сама проверка осуществляется путем сравнения информации, полученной из разных источников.

В ходе таможенной проверки подлежат выяснению факт выпуска товаров и достоверность сведений, указанных в таможенной декларации и иных документах, представляемых при таможенном оформлении.

Для подготовки заключения по указанным вопросам должностные лица таможенных органов наделяются правом изучать данные бухгалтерского учета и отчетности, счета, другую информацию проверяемого лица и сопоставлять такие данные со сведениями, приведенными в таможенной декларации и иных документах, представляемых при таможенном оформлении. Кроме того, допускается использовать результаты инвентаризации, проведенной лицом, обладающим полномочиями в отношении товаров или осуществляющим хранение таких товаров, либо контролирующими органами, аудиторские заключения, а также акты и заключения, составленные государственными органами.

При проведении выездной таможенной проверки должностных лиц таможенных органов имеет право потребовать информацию о предъявлении товаров и (или) представлении документов и сведений при выездной таможенной проверке. Данное требование оформляется в письменном виде, в нем указываются: дата и место составления документа; номер и дату решения о проведения таможенной проверки; срок, до которого необходимо представить товары и (или) документы и сведения; наименование товаров, документов и сведений; адрес, должность, инициалы, фамилия и подпись руководителя комиссии по проведению проверки, телефон; должность, подпись, фамилию и инициалы лица, получившего экземпляр требования.

Необходимо также отметить, что в комментируемой статье зафиксированы только дополнительные права должностных лиц при проведении таможенной проверки, а вот основные права и обязанности данных лиц отражены в ТК ТС, в ст. 134.

В ранее действующем Таможенном кодексе РФ оставался открытым для законодателя вопрос регулирования аналогичных полномочий должностных лиц таможенных органов при проведении общей ревизии, которая была недостаточно подробно рассмотрена. На сегодняшний момент данный пробел был устранен с принятием ТК ТС и комментируемого Закона.

Статья 185. Обязанности проверяемого лица при проведении таможенной проверки

Комментарий к статье 185

Основополагающей обязанностью, закрепленной в комментируемом Законе, является обязанность проверяемого лица предоставить необходимую для должностных лиц таможенного органа информацию в процессе проведения таможенной проверки. Информация может касаться не только конкретного временного периода или определенной партии товара, но и частоты перевозок, состава имущества и т.д. Накопленная информация может послужить базой для аналитических исследований.

По мнению авторов, необходимо отметить, что в комментируемой статье зафиксированы только обязанности проверяемого лица при проведении таможенной проверки, а права данных лиц отражены в ТК ТС, в ст. 135. Среди основных прав, по мнению авторов, является право на неразглашение полученной информации сотрудниками таможенных органов.

Подводя итоги комментирования данной статьи, авторам представляется важным подчеркнуть, что основные обязанности проверяемого лица при проведении таможенной проверки в данной статье комментируемого Закона и в ст. 135 ТК ТС изложены достаточно ясно и четко, хотя вполне возможно, что со временем появится необходимость во внесении изменений и дополнений, отвечающих современным реалиям.