logo search
Таможня

5.5. Таможенный склад

Таможенный склад преподносится в ТК ТС двояко ввиду того, что таможенный склад не только таможенная процедура, но и вид деятельности в сфере таможенного дела.

Таможенный склад как таможенная процедура допускает хранение иностранных товаров под таможенным контролем на таможенных складах до трех лет без уплаты таможенных пошлин, налогов и без применения мер нетарифного регулирования (лицензирование, квотирование).

Товары таможенного союза, помещенные под таможенную процедуру экспорта, могут храниться на таможенном складе до шести месяцев (например, при необходимости накопления транспортной партии для отправки товаров морским транспортом).

Таможенный склад регулируется ТК ТС (гл. 33).

Порядок совершения отдельных таможенных операций установлен приказом ГТК России от 25.02.2004 № 236 «Об утверждении порядка совершения отдельных таможенных операций при использовании таможенного режима таможенного склада и обязательных требований к обустройству, оборудованию и месту расположения помещений и (или) открытых площадок, предназначенных для использования в качестве таможенного склада».

Постановлением Правительства РФ от 28.12.2004 № 863 определены размеры таможенных сборов за таможенные операции.

Перечень товаров, не подлежащих помещению под таможенную процедуру таможенного склада, утвержден Решением КТС от 20.09.2010 № 375 «О некоторых вопросах применения таможенных процедур».

При помещении товаров под таможенную процедуру таможенного склада, как правило, не требуется представления таможенным органам документов разрешительного характера, связанных с нетарифными мерами регулирования. Вместе с тем в отношении ввезенной из-за рубежа продукции растительного и животного происхождения фитосанитарный и ветеринарный контроль обязателен.

Согласно и. 1 ст. 230 ТК ТС и решения КТС от 20.09.2010 № 375 «О некоторых вопросах применения таможенных процедур» запрещается помещение на таможенный склад следующих товаров:

– срок годности и (или) реализации которых на день их таможенного декларирования составляет менее 180 календарных дней;

– рогов сайгаков, маралов, пятнистых оленей и изюбров, а также шкур пятнистого оленя;

– наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров;

– ядовитых веществ;

– радиоактивных изотопов во всех видах соединений и изделий, других радиоактивных веществ, а также радио-изотопных изделий, входящих в состав приборов и оборудования (За исключением случаев, когда хранение таких товаров предполагается на таможенных складах закрытого типа, создаваемых эксплуатирующими организациями, осуществляющими деятельность по обращению с указанными товарами);

– взрывчатых веществ и боеприпасов;

– вооружения, военного снаряжения, военной техники, специальных комплектующих изделий для их производства (За исключением случаев, когда хранение таких товаров предполагается на таможенных складах закрытого типа, создаваемых эксплуатирующими организациями, осуществляющими деятельность по обращению с указанными товарами).

Иностранные товары могут помещаться на таможенный склад в следующих целях:

1) с целью хранения и последующего реэкспорта товаров, т.е. вывоза за пределы таможенной территории таможенного союза. Например, товары ввозятся в Российскую Федерацию и размещаются на таможенном складе для последующего вывоза за пределы России с целью продажи покупателям, находящимся за рубежом (за пределами государств – членов таможенного союза);

2) с целью хранения и последующего выпуска на таможенной территории таможенного союза.

Возможен выпуск товаров:

– для внутреннего потребления (например, для собственных нужд, для реализации на внутреннем рынке),

– для переработки на таможенной территории или для продажи в магазине беспошлинной торговли.

От товара, помещенного под таможенную процедуру таможенного склада, можно отказаться в пользу государства или заявить таможенную процедуру уничтожения.

В случае выпуска товаров с таможенного склада для внутреннего потребления применяется таможенная стоимость и (или) количество товаров на день регистрации таможенной декларации, поданной для помещения товаров под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления;

3) с целью приостановления действия таможенной процедуры, в соответствии с которой иностранные товары были выпущены на таможенной территории таможенного союза. Например, приостановления таможенной процедуры:

– временного ввоза (п. 2 ст. 281 ТК ТС),

– переработки на таможенной территории (п. 2 ст. 249 ТК ТС).

Для случаев повторного (неоднократного) помещения товаров под таможенную процедуру таможенного склада п. 4 ст. 231 ТК ТС предусмотрены ограничения но срокам, т.е. общий срок хранения товаров не должен превышать предельно допустимого условиями данной таможенной процедуры – три года (со дня первого помещения товаров под таможенную процедуру таможенного склада).

При помещении на таможенный склад товаров таможенного союза, помещенных под таможенную процедуру экспорта, предоставляются освобождение от уплаты, возмещение или возврат ранее уплаченных сумм внутренних налогов (НДС, акцизов), если такие освобождение, возмещение или возврат предусмотрены при фактическом вывозе указанных товаров из России в соответствии с законодательством РФ о налогах и сборах (В случае неосуществления фактического вывоза товаров в течение шести месяцев со дня их помещения на таможенный склад данные суммы внутренних налогов взимаются с начислением на них процентов по ставкам рефинансирования ЦБ РФ действовавшим в период хранения товаров на таможенном складе. Нечисление и взимание налогов производится в порядке, предусмотренном для взимания налогов при ввозе товаров в Россию). Вместе с тем необходимо учитывать, что в настоящее время законодательство РФ о налогах и сборах не предусматривает возможности предоставления упомянутых выше льгот по освобождению от уплаты или возврату уплаченных внутренних налогов, если товар фактически не вывезен за пределы территории РФ.

Хранение на таможенном складе товаров, освобожденных от уплаты таможенных платежей, дает повод для сравнения такого хранения с отсрочкой уплаты таможенных пошлин, налогов. Тем не менее, предоставляемые возможности не позволяют однозначно утверждать о преимуществе таможенной процедуры таможенного склада перед отсрочкой уплаты таможенных платежей в отношении товаров, выпускаемых для внутреннего потребления. Так, например, преимущества таможенной процедуры таможенного склада заключаются:

– в неуплате таможенных пошлин, налогов в течение всего периода хранения товаров (до трех лет);

– невзимании процентов по ставкам рефинансирования ЦБ РФ за период неуплаты таможенных пошлин, налогов;

– в возможности выпуска товаров па таможенной территории таможенного союза частями.

Преимущества отсрочки уплаты таможенных пошлин, налогов при выпуске товаров для внутреннего потребления заключаются в отсутствии ограничений нрав собственности на товары со стороны таможенного законодательства. То есть в отличие от таможенного склада товаром можно не только владеть и распоряжаться, но и пользоваться. Кроме того, хранение товаров на таможенном складе сопряжено с оплатой стоимости услуг по хранению таких товаров.

В период хранения на таможенном складе товаров последние могут подвергаться следующим операциям:

1) связанным с обеспечением их сохранности:

– чистке,

– проветриванию,

– сушке (в том числе с созданием притока тепла),

– созданию оптимально го температурного режима хранения (охлаждение, подогрев),

– помещению в защитную упаковку,

– нанесению защитной смазки и консервантов,

– окрашиванию для защиты от ржавчины,

– введению предохранительных присадок,

– нанесению антикоррозийного покрытия перед транспортировкой,

– взвешиванию;

2) простым сборочным операциям (в частности, связанным с доукомплектовкой товаров или приведением их в рабочее состояние), а также операциям по отбору проб (образцов) и операциям, необходимым для подготовки товаров к продаже и транспортировке, включая:

– дробление партии,

– формирование отправок,

– сортировку,

– упаковку,

– переупаковку,

– маркировку,

– погрузку,

– выгрузку,

– перегрузку,

– операции, необходимые для улучшения товарных качеств,

– размещение товаров на демонстрационных стендах в пределах таможенного склада,

– тестирование.

Перечисленные операции проводятся с разрешения таможенного органа (начальника таможенного поста) по письменному заявлению лица, обладающего полномочиями в отношении товаров (его представителя).

Заявление подается в произвольной форме и должно содержать сведения:

– о товарах;

– об операциях, совершаемых с товарами;

– о технических средствах и материалах, используемых при проведении таких операций.

Заявление принимается и регистрируется таможенным органом в соответствии с правилами внутреннего делопроизводства.

Разрешение таможенного органа оформляется путем наложения на заявление резолюции «Проведение операции разрешено» или оформляется в виде отдельного документа.

Все перечисленные операции не должны изменять характеристики товаров, связанные с изменением классификационного кода по ТТН ВЭД ТС.

ТК предусмотрена:

а) возможность хранения отдельных товаров в соответствии с таможенной процедурой таможенного склада, но вне мест расположения территорий и помещений, имеющих статус таможенных складов (по причине отсутствия условий для хранения крупногабаритных товаров) (при наличии письменного разрешения таможенного органа и обеспечения уплаты таможенных пошлин, налогов);

б) возможность распоряжения товарами до завершения действия таможенной процедуры таможенного склада (лицо, приобретшее имущественные права на товары, обязано соблюдать требования таможенной процедуры таможенного склада).

Действие таможенной процедуры таможенного склада завершается помещением товаров под иную таможенную процедуру (полностью или частями). Хранящиеся на таможенном складе товары должны быть заявлены к иной таможенной процедуре до истечения сроков их хранения.

В соответствии со ст. 235 ТК ТС товары, пришедшие в негодность (испорченные, поврежденные) вследствие действия непреодолимой силы в период их хранения на таможенном складе, подлежат помещению под избранную декларантом таможенную процедуру, как если бы они были ввезены в негодном, испорченном или поврежденном состоянии.

Вид деятельности в сфере таможенного дела. Владельцем таможенного склада на территории РФ вправе стать российское юридическое лицо, которое должно:

1) иметь в собственности (хозяйственном ведении, оперативном управлении или аренде (Договор аренды должен быть заключен на срок не менее одного года па день подачи заявления о включении в Реестр владельцев таможенных складов)) помещения и (или) открытые площадки, предназначенные для использования в качестве таможенного склада и отвечающие установленным требованиям (Обязательные требования к обустройству, оборудованию и месту расположения помещений и (или) открытых площадок, предназначенных для использования в качестве таможенного склада, перечислены в Приложении 2 к Приказу ГТК России от 25.02.2004 № 236):

2) заключить договор страхования риска своей гражданской ответственности, которая может наступить вследствие причинения вреда товарам лиц, поместивших их на хранение, или нарушения иных условий договоров хранения (Размер страховой суммы определяется из расчета 3500 руб. за 1 кв. м полезной площади, если в качестве таможенного склада используется открытая площадка, или 1000 руб. за 1 куб. м полезного объема, если в качестве таможенного склада используется помещение, но не может быть менее 2 млн. руб.);

3) не иметь на день обращения в таможенный орган неисполненной обязанности по уплате таможенных платежей, пеней;

4) не иметь в течение одного года до дня обращения в таможенный орган фактов привлечения к административной ответственности за правонарушения в области таможенного дела, предусмотренные ч. 1 ст. 16.9, ст. 16.13-16.15 и ч. 2 и 3 ст. 16.23 КоАП;

5) предоставить обеспечение уплаты таможенных пошлин, налогов (Обеспечение уплаты таможенных пошлин, налогов предоставляется из расчета:

а) для владельцев таможенных складов открытого тина – 2,5 млн. руб. и дополнительно 1000 руб. за каждый полный и неполный 1 кв. м полезной площади, если в качестве таможенного склада используется открытая площадка, и (или) 300 руб. за каждый полный и неполный 1 куб. м полезного объема помещения, если в качестве таможенного склада используется помещение;

б) для владельцев таможенных складов закрытого типа – 2,5 млн. руб.).

В соответствии с Административным регламентом, утвержденным приказом ФТС России от 31.10.2007 № 1352, для включения в Реестр владельцев таможенных складов заинтересованное лицо обращается с заявлением в таможню, в регионе деятельности которой располагаются помещения и (или) открытые площадки, планируемые к использованию в качестве таможенного склада.

На каждое территориально обособленное помещение и (или) каждую территориально обособленную открытую площадку предоставляется отдельное заявление.

Таможенные склады могут быть открытого или закрытого типа. Таможенные склады открытого типа предназначены для хранения любых товаров и использования любыми лицами, обладающими полномочиями в отношении товаров. Таможенные склады закрытого типа предназначены для хранения товаров владельца таможенного склада (т.е. владелец таможенного склада одновременно выступает и декларантом товаров). Таможенные склады открытого типа создаются, например, с целью оказания услуг по хранению товаров, помещенных под таможенную процедуру таможенного склада. Таможенные склады закрытого типа могут создаваться, например, для хранения товаров, используемых владельцем таможенного склада в производственном процессе (сырье, материалы, комплектующие). Дальнейший выпуск таких товаров с таможенного склада частями (ч. 2 п. 1 ст. 236 ТК ТС) позволяет уплачивать таможенные платежи в отношении определенного количества товаров, необходимых в текущей производственной деятельности.

Правом создания таможенного склада обладают и таможенные органы (без включения в Реестр владельцев таможенных складов). Таможенные склады таможенных органов являются складами открытого типа и должны отвечать требованиям, предъявляемым к оборудованию, обустройству и месту расположения таможенных складов.

Взаимоотношения таможенного органа (владельца таможенного склада) и лица, поместившего на склад товары, основаны на договоре оказания услуг по хранению товаров. Принятие товаров на хранение таможенным органом удостоверяется выдачей лицу, поместившему товары на таможенный склад, квитанции.