5.4. Таможенный транзит
Таможенный транзит – таможенная процедура, в соответствии с которой товары перевозятся под таможенным контролем по таможенной территории таможенного союза, в том числе через территорию государства, не являющегося членом таможенного союза, от таможенного органа отправления до таможенного органа назначения без уплаты таможенных пошлин, налогов с применением запретов и ограничений, за исключением мер нетарифного (лицензирования) и технического (подтверждение соответствия) регулирования.
Таможенная процедура таможенного транзита регулируется:
– ТК ТС (гл. 32, ст. 182, 186 и другими статьями ТК ТС);
– Соглашением между Правительством РФ, Правительством Республики Беларусь, Правительством Республики Казахстан от 21.05.2010 об особенностях таможенного транзита товаров, перемещаемых железнодорожным транспортом по таможенной территории таможенного союза;
– решением КТС от 20.05.2010 № 260.
Размеры таможенных сборов за таможенные операции определены постановлением Правительства РФ от 28.12.2004 № 863.
Особенности таможенного транзита отдельных видов товаров в части соблюдения разрешительного порядка их перевозки по территории РФ содержатся в актах таможенного союза и в законодательстве РФ. Это, в частности, относится к таможенному транзиту служебного и гражданского оружия, его основных частей и патронов к нему (см. Положение о порядке ввоза на таможенную территорию таможенного союза, вывоза с таможенной территории таможенного союза и транзита по таможенной территории таможенного союза гражданского и служебного оружия, его основных частей и патронов к нему (Единый перечень товаров, к которым применяются запреты или ограничения на ввоз или вывоз государствами – членами таможенного союза в рамках Евразийского экономического сообщества в торговле с третьими странами и Положения о применении ограничений, утвержденный решением Межгосударственного совета ЕврАзЭС от 27.11.2009 № 19, решением КТС от 27.11.2009 № 132)), транзиту живых животных, мясу, рыбе (см. решение КТС от 18.06.2010 № 317) и другим товарам, подлежащим государственному контролю. Кроме того, письмом ФТС России от 30.06.2010 № 01-11/32342 «О перемещении товаров в соответствии с таможенной процедурой таможенного транзита по таможенной территории таможенного союза» как временная мера определены особенности таможенного транзита товаров, следующих через российско-казахстанский участок государственной границы.
В целом таможенная процедура таможенного транзита применяется для перевозки товаров, находящихся под таможенным контролем.
В зависимости от целей перевозки товаров возможны следующие варианты таможенного транзита:
а) таможенный транзит иностранных товаров, отправитель и получатель которых находятся за пределами таможенной территории таможенного союза (транзит товаров от таможенного органа в месте прибытия до таможенного органа в месте убытия товаров за пределы таможенного союза);
б) таможенный транзит иностранных товаров от таможенного органа прибытия товаров на таможенную территорию до таможенного органа, в регионе деятельности которого будет подаваться декларация на товары (перевозка товаров от пограничного таможенного органа до внутреннего таможенного органа);
в) таможенный транзит иностранных товаров от внутреннего таможенного органа до таможенного органа в месте убытия (например, вывоз продуктов переработки иностранных товаров);
г) таможенный транзит иностранных товаров от одного внутреннего таможенного органа до другого внутреннего таможенного органа (например, перевозка иностранных товаров из СВХ на таможенный склад, находящийся по другому адресу, или перевозка продуктов переработки иностранных товаров на таможенный склад с целью приостановления таможенной процедуры переработки на таможенной территории);
д) таможенный транзит товаров таможенного союза от таможенного органа места убытия до таможенного органа места прибытия через территорию государства, не являющегося членом таможенного союза (например, перевозка товаров отдельными видами транспорта с целью минимизации транспортных расходов за счет использования сухопутной территории (морского или воздушного пространства) государства, не являющегося членом таможенного союза).
Процедура таможенного транзита не применяется, если воздушное судно, совершающее международный рейс, прибыло на таможенную территорию с целью промежуточной или вынужденной (технической) посадки без частичной разгрузки товаров.
Применить таможенную процедуру таможенного транзита может:
– декларант товаров (участник ВЭД, физическое лицо);
– перевозчик (лицо, осуществляющее перевозку товаров через таможенную границу);
– таможенный перевозчик (российская транспортная организация, включенная в Реестр таможенных перевозчиков для оказания услуг по перевозке товаров под таможенным контролем) (На территории РФ получить статус таможенного перевозчика вправе российское юридическое лицо при выполнении следующих условий:
– осуществлении (на день обращения в таможенный орган) деятельности по перевозке грузов в течение не менее двух лет:
– предоставлении обеспечения уплаты таможенных пошлин, налогов на сумму, эквивалентную не менее чем 200 тыс. евро (но курсу валют ЦБ РФ, установленному надень предоставления такою обеспечения);
– наличии разрешения (лицензии) на осуществление деятельности по перевозке грузов в соответствии с законодательством РФ (если такой вид деятельности носит разрешительный порядок);
– нахождении в собственности (хозяйственном ведении, оперативном управлении, аренде) транспортных средств, в том числе оборудованных для перевозки товаров под таможенными печатями и пломбами
– отсутствии на день обращения в таможенный орган задолженности по уплате таможенных платежей, пеней;
– отсутствии фактов привлечения (в течение одного гола до дня обращения в таможенный орган) к административной ответственности за правонарушения в области таможенного дела, предусмотренные ст. 16.1-16.3, 16.9, 16.11, 16.15 и ч. 2 и 3 ст. 16.23 КоЛП.
Решение о включении юридического лица в Реестр таможенных перевозчиков подтверждается выдачей свидетельства. Форма такого свидетельства утверждена решением КТС от 20.05.2010 № 260.
КТС на основании Реестров таможенных перевозчиков, поступивших из таможенных органов государства – членов таможенного союза (ФТС России, ГТК РБ, КТК Министерства финансов РК), формирует общий Реестр таможенных перевозчиков и публикует его на официальном сайте КТС по адресу:littp://www.tsouz.ru/db/dta/Pages/perevozchiki.aspx);
– экспедитор (участник хозяйственной деятельности государства – члена таможенного союза).
Для того чтобы получить разрешение на применение таможенной процедуры внутреннего таможенного транзита, необходимо выполнить ряд условий:
1) товары не должны быть запрещены к ввозу на таможенную территорию таможенного союза (вывозу с такой территории). Например, запрещены к перемещению через границу таможенного союза озоноразрушающие вещества, опасные отходы, отдельные виды служебного и гражданского оружия (Подробней см. Единый перечень товаров, к которым применяются запреты или ограничения на ввоз или вывоз государствами – членами таможенного союза в рамках Евразийского экономического сообщества в торговле с третьими странами и Положения о применении ограничений).
В соответствии с Указом Президента РФ от 27.05.2007 № 665 с 14 октября 2006 г. и впредь до особого распоряжения запрещается всем государственным учреждениям, промышленным, торговым, финансовым, транспортным и другим предприятиям, фирмам, банкам, организациям, иным юридическим и физическим лицам, находящимся под юрисдикцией Российской Федерации, транзитное перемещение через территорию РФ (в том числе воздушным транспортом), вывоз из Российской Федерации в Корейскую Народно-Демократическую Республику следующих товаров независимо от страны их происхождения:
– боевых танков, боевых бронированных машин, артиллерийских систем большого калибра, боевых самолетов, боевых вертолетов, военных кораблей, ракет и ракетных пусковых установок, в том числе запасных частей,
– всех предметов, материалов, оборудования, товаров и технологий, определенных Советом Безопасности ООН и Комитетом Совета Безопасности ООН, которые могли бы содействовать осуществлению программ Корейской Народно-Демократической Республики, связанных с ядерным оружием, другими видами оружия массового уничтожения или баллистическими ракетами,
– предметов роскоши (Ювелирные изделия из золота, платины, бриллиантов и драгоценных камней стоимостью свыше 50 тыс. руб., наручные часы стоимостью свыше 50 тыс. руб. за штуку, парфюмерные товары стоимостью свыше 5 тыс. руб., меховые изделия стоимостью свыше 250 тыс. руб., спиртные напитки стоимостью свыше 5 тыс. руб., легковые автомобили стоимостью свыше 3 млн. руб.);
2) для отдельных видов товаров представлены документы, разрешающие перемещение через таможенную границу. Например, в соответствии с постановлением Правительства РФ от 08.04.2000 № 306 транзит вооружения, военной техники и военного имущества через территорию РФ производится при наличии разрешения ФТС России (см. приказ ФТС России от 28.04.2009 № 748 «Об утверждении Административного регламента Федеральной таможенной службы по исполнению государственной функции по выдаче и аннулированию разрешения на транзит вооружения, военной техники и военного имущества»), согласованного с уполномоченными федеральными органами исполнительной власти (Минобороны России, Минтранса России, ФСБ России, МВД России, МИД России).
Разрешение на транзит выдается для вооружения, входящего в классификатор, утвержденный распоряжением Правительства РФ от 14.07.2000 № 973-р «О классификаторе вооружения, военной техники и военного имущества, транзит которых осуществляется через территорию Российской Федерации».
Разрешение может быть:
– разовым (при транзите вооружения одной партией), – генеральным (при транзите вооружения несколькими партиями по одному контракту).
Срок действия генерального разрешения составляет один год с даты его подписания. Срок действия разового разрешения составляет три месяца с даты его подписания.
Участник транзита обязан представить разрешение таможенным постам, в регионе деятельности которых расположены пункты пропуска через государственную границу РФ, через которые будет осуществляться транзит вооружения;
3) в отношении отдельных видов ввозимых товаров осуществлены пограничный контроль и иные виды государственного контроля (например, ветеринарный контроль, карантинный фитосанитарный контроль);
4) представлена транзитная декларация. Транзитная декларация может быть представлена в виде:
– таможенного документа по установленной форме (см. решение КТС от 18.06.2010 № 289 «О форме и порядке заполнения транзитной декларации»),
– транспортных (перевозочных) и коммерческих документов (При условии, что в них содержатся сведения, необходимые для таможенного декларирования транзитных товаров (п. 3 ст. 182 ТК ТС)) (например, при перевозках товаров железнодорожным транспортом в качестве транзитной декларации могут использоваться железнодорожная накладная и коммерческие документы) (ст. 3 Соглашения об особенностях таможенного транзита товаров, перемещаемых железнодорожным транспортом по таможенной территории таможенного союза),
– документов, определенных международными договорами. Например, перевозка товаров автомобильным транспортом на основании Конвенции МДП предусматривает:
а) наличие книжки МДП.
б) наличие гарантии гарантирующего объединения,
в) получение разрешения о допущении транспортных средств для перевозки товаров под таможенными печатями и пломбами.
Книжка МДП выдается гарантийными объединениями государств – участников Конвенции МДП. В Российской Федерации книжки МДП выдаются Ассоциацией международных автомобильных перевозчиков (АСМАП) (В случае нарушения перевозчиком таможенного законодательства (например, недоставка товаров до места назначения) АСМАП несет солидарную ответственность за уплату таможенных платежей. Ответственность АСМАП распространяется как па российских, так и на иностранных перевозчиков при использовании последними процедуры МДП на территории РФ).
Книжка МДП выдается:
– на каждое дорожное транспортное средство (на транспортные средства должны быть прикреплены прямоугольные таблички с надписью«TIR») или контейнер,
– на состав транспортных средств или на несколько контейнеров, погруженных на одно дорожное транспортное средство или на состав транспортных средств.
По каждой книжке МДП АСМАП гарантирует таможенным органам РФ уплату таможенных платежей на сумму 60 тыс. евро;
5) приняты меры обеспечения соблюдения таможенного транзита, к которым относятся:
– обеспечение уплаты таможенных пошлин, налогов (На сумму таможенных пошлин, налогов, подлежащую уплате (без учета льгот и преференций), если бы транзитные товары выпускались на территории РФ в соответствии с таможенной процедурой выпуска для внутреннего потребления),
– таможенное сопровождение (Под таможенным сопровождением понимается сопровождение транспортных средств, перевозящих товары в соответствии с таможенной процедурой таможенного транзита, осуществляемое должностными лицами таможенных органов либо иными организациями в соответствии с законодательством государств – членов таможенного союза в целях обеспечения соблюдения таможенного транзита.
Другими словами, целью таможенного сопровождения является обеспечение сохранности товаров при их перевозке от таможенного органа отправления до таможенного органа назначения),
– установление маршрута перевозки.
Данные обеспечительные меры принимаются избирательно, в зависимости от лица, применяемого таможенный транзит, а также от конкретной меры обеспечения. Например, не требуется обеспечения уплаты таможенных платежей, если транзитные товары перевозятся:
а) таможенным перевозчиком, уполномоченным экономическим оператором, железной дорогой, трубопроводным транспортом (по линиям электропередачи), с применением книжки МДП,
б) под таможенным сопровождением.
Установление маршрутов перевозки применяется редко (на основе системы управления рисками) и только в дополнение к таможенному сопровождению или обеспечению уплаты таможенных платежей;
6) обеспечена идентификация товаров. Идентификация товаров осуществляется путем наложения средств таможенной идентификации (таможенных пломб и печатей) на транспортное средство, контейнер или на съемный кузов.
Возможно использование таможенными органами средств таможенной идентификации иностранных таможенных органов (если не принято решения о проведении таможенного досмотра);
7) транспортное средство международной перевозки оборудовано для перевозки товаров под таможенными печатями и пломбами. Согласно п. 1 ст. 221 ТК ТС под надлежащим оборудованием понимается конструктивное оборудование транспортного средства, позволяющее таможенным органам свободно осматривать товары (при отсутствии препятствий к их доступу и потайных мест для их сокрытия), а также удобно и надежно накладывать пломбы, исключая возможность извлекать (помещать) товары без оставления видимых следов повреждения грузовых помещений транспортных средств и (или) наложенных пломб (печатей).
Решение о допущении автомобильного транспортного средства, прицепа, полуприцепа к перевозке товаров под таможенными пломбами и печатями принимается таможенным органом отправления при предъявлении ему заинтересованным лицом автомобильного транспортного средства, прицепа, полуприцепа к осмотру порожним. Данное решение оформляется путем внесения записи «Разовое допущение» в транзитную декларацию и действует до завершения таможенной процедуры таможенного транзита.
Надлежащее оборудование может быть подтверждено таможенным органом заблаговременно (до совершения таможенных операций по помещению товаров под таможенную процедуру таможенного транзита) путем получения свидетельства о допущении транспортного средства международной перевозки к перевозке товаров под таможенными пломбами и печатями. Свидетельство может быть выдано в индивидуальном порядке (на автомобильное транспортное средство, прицеп, полуприцеп) или по типу конструкции (серии) транспортных средств (Если транспортные средства международной перевозки (автомобильные транспортные средства, прицепы, полуприцепы) одного и того же типа конструкции (серии) изготавливаются серийно, изготовитель представляет в таможенный орган, в зоне (регионе) деятельности которого он находится, заявление о заблаговременном допущении транспортных средств к перевозке товаров под таможенными пломбами и печатями по типу конструкции (серии) и предъявляет одно из таких транспортных средств к осмотру порожним).
Порядок выдачи и использования свидетельства о допущении транспортного средства международной перевозки (автомобильных транспортных средств, прицепов, полуприцепов и контейнеров) для перевозки товаров под таможенными пломбами и печатями утвержден решением КТС от 20.05.2010 № 260.
Возвращаясь к вопросу получения разрешения на таможенный транзит товаров, можно отметить, что для декларанта товаров (участника ВЭД) оформление разовой перевозки потребует выполнения всех вышеперечисленных условий.
Для организаций, осуществляющих перевозки товаров под таможенным контролем, повторного выполнения некоторых условий не требуется. Это относится, в частности, к обеспечению уплаты таможенных пошлин, налогов, надлежащему оборудованию транспортных средств.
Отсюда участнику ВЭД зачастую проще обратиться к услугам специализированной организации (перевозчику, таможенному перевозчику), нежели нести затраты по времени, финансовые расходы (по надлежащему оборудованию транспортных средств, обеспечению уплаты таможенных платежей или таможенному сопровождению), а также ответственность за риск недоставки товаров.
Продолжительность перевозки товаров по процедуре таможенного транзита определяется таможенным органом отправления в каждом конкретном случае. На установление срока перевозки влияют такие факторы, как заявление декларанта (перевозчика), вид транспорта, протяженность маршрута. Однако все перечисленное должно приниматься во внимание только в пределах сроков, обозначенных в и. 2 ст. 219 ТК ТС, а именно: 2 тыс. км за один месяц.
В процессе таможенного транзита возможны перегрузка, выгрузка, погрузка и иные грузовые операции с товарами. Перечисленные операции допускаются с разрешения (Если грузовые операции не приведут к повреждению средств таможенной идентификации (пломб, печатей) либо если такие средства не применялись, то достаточно предварительного уведомления таможенного органа (в письменной и (или) электронной форме)) таможенного органа отправления или таможенного органа (таможенного поста), в регионе деятельности которого осуществляется соответствующая грузовая операция.
Место доставки транзитных товаров определяется таможенным органом отправления на основании сведений о пункте назначения, указанном в транспортных (перевозочных) документах (если для отдельных товаров в России не установлены специальные места доставки).
Местом доставки товаров является место нахождения таможенного органа, имеющее одновременно статус зоны таможенного контроля (например, территории СВХ, на которых располагаются таможенные посты либо их структурные подразделения, осуществляющие прием и проверку таможенных деклараций). Исключения могут составлять случаи:
– доставки товаров в места нахождения склада получателя товаров;
– доставки товаров, перемещаемых железнодорожным транспортом в зону таможенного контроля на станцию назначения (подъездные пути).
Транспортные средства с товарами, прибывшие в место доставки, размещаются в зоне таможенного контроля (круглосуточно). В месте доставки перевозчик обязан представить таможенному органу назначения транзитную декларацию, а также имеющиеся у него иные документы на товары:
– в течение одного часа с момента прибытия товаров автомобильным транспортом (в случае прибытия в нерабочее время – в течение двух часов с начала работы таможенного органа);
– в течение времени, установленного технологическим процессом конкретного порта (морского, речного, воздушного) или железнодорожной станции, при перевозке товаров соответствующими видами транспорта.
Перевозимые товары предъявляются таможенному органу по его требованию. Таможенный орган в течение одного часа с момента представления перевозчиком документов регистрирует их подачу и не позднее 24 часов после регистрации документов завершает таможенную процедуру таможенного транзита (путем проставления отметки на транзитной декларации о завершении таможенной процедуры таможенного транзита).
Перевозчик (декларант или таможенный представитель) в течение трех часов после завершения таможенной процедуры таможенного транзита помещает товар на СВХ или подает таможенную декларацию для помещения товара под избранную таможенную процедуру.
- Таможенное право
- Москва • Юрайт • 2011 Автор:
- Рецензенты:
- Оглавление
- Часть первая. Общая
- Часть вторая. Специальная
- Глава 6. Особенности перемещения через таможенную границу отдельных категорий товаров
- Принятые сокращения
- Предисловие
- Часть первая общая Глава 1 таможенное регулирование в таможенном союзе евразийского экономического сообщества и организация таможенного дела в российской федерации
- 1.1. Таможенное регулирование и таможенное дело
- 1.2. Таможенные органы Российской Федерации
- 1.3. Таможенное право
- 1.4. Таможенно-правовая терминология
- Вопросы для самоконтроля
- Глава 2 таможенные платежи
- 2.1. Общие положения о платежах (уплата, взыскание, возврат)
- 2.2. Таможенно-тарифное регулирование (таможенные пошлины). Таможенная стоимость товаров
- 2.3. Налог на добавленную стоимость, акцизы. Таможенные сборы
- 2.4. Специальные, антидемпинговые и компенсационные пошлины
- Вопросы для самоконтроля
- Глава 3 таможенный контроль
- 3.1. Общие положения таможенного контроля
- 3.2. Формы таможенного контроля
- Часть 2 п. 2 ст. 122 тк тс под такими лицами понимает:
- 3.3. Способы и средства проведения таможенного контроля
- Вопросы для самоконтроля
- Часть вторая специальная Глава 4 таможенные операции
- 4.1. Прибытие и убытие товаров (транспортных средств). Временное хранение
- 4.2. Таможенное декларирование товаров
- 4.3. Выпуск товаров
- Вопросы для самоконтроля
- Глава 5 таможенные процедуры
- 5.1. Виды таможенных процедур и условия их применения
- 5.2. Выпуск для внутреннего потребления
- 5.3. Экспорт
- 5.4. Таможенный транзит
- 5.5. Таможенный склад
- 5.6. Переработка на таможенной территории
- 5.7. Переработка вне таможенной территории
- 5.8. Переработка для внутреннего потребления
- 5.9. Временный ввоз (допуск)
- 5.10. Временный вывоз
- 5.11. Реимпорт
- 5.12. Реэкспорт
- 5.13. Беспошлинная торговля
- 5.14. Уничтожение
- 5.15. Отказ в пользу государства
- 5.16. Свободная таможенная зона
- Часть 20 ст. 37 Федерального закона «Об особых экономических зонах в Российской Федерации» предоставляет декларанту на выбор несколько возможных вариантов исчисления таможенных пошлин:
- 5.17. Свободный склад
- 5.18. Специальная таможенная процедура
- Вопросы для самоконтроля
- Глава 6 особенности перемещения через таможенную границу отдельных категорий товаров
- 6.1. Перемещение товаров в международных почтовых отправлениях
- 6.2. Перемещение товаров отдельными категориями иностранных лиц
- 6.3. Перемещение товаров, содержащих объекты интеллектуальной собственности
- 6.4. Перемещение товаров трубопроводным транспортом и по линиям электропередачи
- 6.5. Перемещение транспортных средств международных перевозок
- Глава 48 тк тс определяет порядок временного ввоза на таможенную территорию таможенного союза и временного вывоза с этой территории:
- 6.6. Перемещение товаров для личного пользования
- 6.7. Перемещение припасов
- Вопросы для самоконтроля
- Покупайте наши книги:
- 140004, Московская обл., г. Люберцы, 1-й Панковский проезд, д. 1, тел. (495) 744-00-12,e-mail: sales@urait.Ru, www.Urait.Ru
- Халипов Сергей Васильевич таможенное право
- Ооо «Издательство Юрайт»
- 140004, Московская обл., г. Люберцы, 1-й Панковский проезд, д. 1. Тел.: (495) 744-00-12.E-mail: izdat@urait.Ru, www.Urait.Ru