Глава 3. Обжалование решений, действий (бездействия)
ТАМОЖЕННЫХ ОРГАНОВ И ИХ ДОЛЖНОСТНЫХ ЛИЦ
Статья 36. Право на обжалование
Комментарий к статье 36
1. Согласно ч. 1 комментируемой статьи любое лицо вправе обжаловать решение, действие (бездействие) таможенного органа или его должностного лица, если таким решением, действием (бездействием), по мнению этого лица, нарушены его права, свободы или законные интересы, ему созданы препятствия к их реализации либо незаконно возложена на него какая-либо обязанность.
Из правил комментируемой статьи следует, что:
1) правом обжаловать решения, действия (бездействие) таможенных органов наделены: юридические лица государств - участников Таможенного союза и иностранные юридические лица; физические лица государств - участников Таможенного союза и иностранные граждане; лица без гражданства и лица, имеющие двойное гражданство; иные лица, упомянутые в ст. 210 комментируемого Закона;
2) указанные лица вправе также обжаловать решение, действие (бездействие) должностных лиц таможенных органов;
3) жалобу вправе подать лицо, которое полагает, что его права и законные интересы нарушены таможенным органом (должностным лицом), либо ему созданы препятствия к их реализации (например, истребованием непредусмотренных документов, несвоевременным принятием решения и т.п.), либо на него возложена какая-либо обязанность (например, осуществить декларирование товара).
2. В соответствии с ч. 2 комментируемой статьи отказ лица от права на обжалование решения, действия (бездействия) таможенного органа или его должностного лица недействителен.
Согласно положениям ч. 2 комментируемой статьи отказ лица от права на вышеупомянутое обжалование недействителен независимо:
1) от формы такого отказа (письменная, устная, путем совершения конклюдентных действий);
2) от того, добровольно ли оно об этом заявило или по принуждению (в том числе и со стороны таможенных органов и их должностных лиц).
Статья 37. Порядок обжалования
Комментарий к статье 37
1. В ч. 1 комментируемой статьи говорится о том, что порядок подачи, рассмотрения и разрешения жалоб на решения, действия (бездействие) таможенных органов или их должностных лиц в области таможенного дела определен в гл. 3 комментируемого Закона, за исключением случаев обжалования постановлений таможенных органов или их должностных лиц по делам об административных правонарушениях, а также иных решений, действий (бездействия) таможенных органов или их должностных лиц, в отношении которых предусмотрен специальный порядок обжалования. Так, например, обжалование постановлений таможенных органов или их должностных лиц по делам об административных правонарушениях регламентировано гл. 30 КоАП РФ.
2. Из правил комментируемой статьи следует, что лицо вправе обжаловать решения, действия (бездействие) таможенных органов или их должностных лиц как в судебном порядке (в суд общей юрисдикции или в арбитражный суд), так и в вышестоящие таможенные органы (для таможенного поста - таможня, в подчинении которой находится таможенный пост, для таможни, находящейся в подчинении регионального таможенного управления, - соответствующее региональное таможенное управление, для таможни, непосредственно подчиненной ФТС России, - ФТС России, для регионального таможенного управления - ФТС России).
Кроме того, если лицо обжаловало решение, действие, бездействие таможенного органа или его должностного лица в вышестоящий таможенный орган, то это не лишает его права на подачу жалобы в судебном порядке (одновременно с жалобой в вышестоящий орган). В таком случае, если лицо одновременно обратилось с жалобой аналогичного содержания в суд и такая жалоба принята судом к рассмотрению либо по ней вынесено решение, на основании п. 3 ч. 1 ст. 44 комментируемого Закона вышестоящий таможенный орган отказывает в рассмотрении жалобы на решение, действие (бездействие) таможенного органа или его должностного лица по существу. В случае отказа в рассмотрении жалобы в связи с принятием судом к рассмотрению жалобы (заявления) аналогичного содержания либо вынесением по ней судебного решения информация об этих обстоятельствах должна быть подтверждена копиями определения (повестки) судебного органа либо судебного решения, поступившими из таможенного органа, решение, действие (бездействие) которого обжалуется, в официальном порядке, в том числе в случаях, когда заявитель ссылается на указанные обстоятельства в жалобе.
Также лицо имеет право на подачу в суд жалобы, в том числе уже после того, как жалоба аналогичного содержания была рассмотрена вышестоящим таможенным органом по существу и в удовлетворении которой было отказано. В данном случае возможно обжалование в суд как решений, действий (бездействия) таможенных органов или их должностных лиц, которые были признаны правомерными вышестоящим таможенным органом, так и решения вышестоящих таможенных органов, которыми указанные решения, действия (бездействие) таможенных органов или их должностных лиц признаны правомерными и в удовлетворении жалобы лица отказано.
3. Часть 3 комментируемой статьи предписывает руководствоваться нормами действующего ГПК РФ, если жалоба на решение, действие или бездействие таможенного органа или его должностного лица подана в суд общей юрисдикции (например, если жалоба подана физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем и перемещающим товар для личных нужд). В соответствии с главой 25 ГПК РФ нужно учитывать следующие обстоятельства:
1) в соответствии со ст. 254 ГПК РФ гражданин или организация вправе оспорить в суде решение, действие, бездействие таможенного органа или его должностных лиц. При этом заявление с жалобой подается в суд с учетом подсудности, установленной в ст. ст. 24 - 27 ГПК РФ. Заявление может быть подано гражданином либо организацией по месту нахождения таможенного органа (должностного лица), решение, действие (бездействие) которого обжалуется;
2) заявление об оспаривании решений, действий (бездействия), указанных выше, подается: либо лично, либо через представителя (полномочия последнего должны быть оформлены в соответствии со ст. 53 ГПК РФ);
3) рассматривая заявление с жалобой, суд вправе, хотя и не обязан, приостановить оспариваемое решение (п. 4 ст. 254 ГПК РФ);
4) в соответствии со ст. 256 ГПК РФ гражданин вправе обратиться в суд общей юрисдикции в течение трех месяцев со дня, когда ему стало известно о том, что его права и законные интересы нарушены (имеются в виду три календарных месяца, отсчет которых начинается со следующего (после дня, когда гражданину стало известно о нарушенном праве) дня). При этом срок обращения в суд не зависит от того, подал ли заявитель жалобу в суд, минуя вышестоящий таможенный орган, или же воспользовался своим правом на обжалование во внесудебном порядке. Пропуск трехмесячного срока обращения в суд с заявлением не является для суда основанием для отказа в принятии заявления. Если суд придет к выводу, что срок на обращение в суд пропущен по неуважительной причине, он отказывает в удовлетворении просьбы о его восстановлении. В случае пропуска указанного срока по уважительной причине он может быть восстановлен судом по заявлению гражданина, подавшего жалобу (п. 2 ст. 256 ГПК РФ);
5) заявление с жалобой на решения, действие, бездействие таможенного органа (должностного лица) должно быть рассмотрено судом:
а) с учетом правил ст. 257 ГПК РФ о том, что заявление рассматривается:
- не позднее 10 календарных дней с момента его подачи в суд (отсчет начинается со следующего дня после дня подачи жалобы);
- с участием самого лица, подавшего заявление, руководителя или представителя таможенного органа, должностного лица, действия (бездействие), решения которых обжалуются;
б) по общему правилу судьей единолично;
6) суд вправе рассмотреть жалобу и при неявке - по неуважительной причине - как самого заявителя, так и руководителя таможенного органа, должностного лица (чьи действия (бездействие), решения обжалованы) либо их представителей;
7) в соответствии со ст. 258 ГПК РФ:
а) суд, признав заявление обоснованным, принимает решение об обязанности соответствующего таможенного органа, должностного лица устранить в полном объеме допущенное нарушение прав и свобод гражданина или препятствие к осуществлению гражданином его прав и свобод. Это относится к любым таможенным органам.
Решение суда направляется для устранения допущенного нарушения закона руководителю таможенного органа, должностному лицу, решения, действия, бездействие которых были оспорены, либо в вышестоящий в порядке подчиненности таможенный орган, должностному лицу, государственному или муниципальному служащему в течение трех дней со дня вступления решения суда в законную силу;
б) в суд и гражданину должно быть сообщено об исполнении решения суда не позднее чем в течение месяца со дня получения решения. Решение исполняется по правилам, указанным в п. 2 ст. 206 ГПК РФ;
в) суд отказывает в удовлетворении заявления, если установит, что оспариваемое решение или действие принято либо совершено в соответствии с законом в пределах полномочий таможенного органа, должностного лица и права либо свободы гражданина не были нарушены.
Аналогично ч. 3 комментируемой статьи предписывает руководствоваться нормами действующего АПК РФ, если решение, действие (бездействие) таможенного органа и его должностного лица обжалуют юридические и физические лица и это связано с осуществлением ими предпринимательской или иной экономической деятельности. Учитывая, что именно они чаще всего обжалуют решения, действия, бездействие таможенных органов, проанализируем нормы гл. 24 АПК РФ. Этот анализ показывает, что:
1) дела об оспаривании решений, действий, бездействия таможенных органов и их должностных лиц рассматриваются арбитражным судом по правилам искового производства, но с рядом особенностей (ст. ст. 197, 198 АПК РФ);
2) заявление с такой жалобой подается в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня, когда лицу стало известно о нарушении его прав и законных интересов. Оно должно соответствовать требованиям ст. ст. 125 и 199 АПК РФ. В частности, в заявлении должны быть указаны:
- наименование таможенного органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение, совершили оспариваемые действия (бездействие);
- название, номер, дата принятия оспариваемого акта, решения, время совершения действий;
- права и законные интересы, которые, по мнению заявителя, нарушаются оспариваемым актом, решением и действием (бездействием);
- законы и иные нормативные правовые акты, которым, по мнению заявителя, не соответствуют оспариваемый акт, решение и действие (бездействие);
- требование заявителя о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
К заявлению необходимо приложить текст оспариваемого решения. По ходатайству заявителя арбитражный суд вправе приостановить действие оспариваемого решения таможенного органа или должностного лица;
3) дела об оспаривании действий, бездействия, решений таможенных органов, должностных лиц рассматриваются судьей единолично в срок, не превышающий двух месяцев со дня поступления соответствующего заявления в арбитражный суд, включая срок на подготовку дела к судебному разбирательству и принятие решения по делу, если иной срок не установлен федеральным законом (ч. 1 ст. 200 АПК РФ).
Арбитражный суд извещает о времени и месте судебного заседания заявителя, а также таможенный орган или должностное лицо, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), и иных заинтересованных лиц. Неявка указанных лиц, извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, не является препятствием для рассмотрения дела, если суд не признал их явку обязательной (ч. 2 ст. 200 АПК РФ).
Арбитражный суд может признать обязательной явку на судебное заседание представителей государственных органов, органов местного самоуправления, в том числе таможенных органов, должностных лиц, принявших оспариваемый акт, решение или совершивших оспариваемые действия (бездействие), и вызвать их на судебное заседание. Неявка указанных лиц, извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, является основанием для наложения штрафа в порядке и в размерах, которые установлены в АПК РФ (ч. 3 ст. 200 АПК РФ);
4) при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) таможенных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у таможенного органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решения и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности (ч. 4 ст. 200 АПК РФ).
Обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на таможенный орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие) (ч. 5 ст. 200 АПК РФ).
В случае непредставления таможенным органом или лицом, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), доказательств, необходимых для рассмотрения дела и принятия решения, арбитражный суд может истребовать их по своей инициативе (ч. 6 ст. 200 АПК РФ);
5) в соответствии со ст. 201 АПК РФ арбитражный суд, установив, что решение, действие, бездействие таможенных органов, их должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному акту, признает их незаконными своим решением. Если же эти решения, действия, бездействие таможенных органов, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования;
6) в резолютивной части решения арбитражного суда по делу об оспаривании решений таможенных органов и их должностных лиц, в частности, указываются:
- наименование таможенного органа или лица, принявших оспариваемый акт, решение;
- название, номер, дата принятия оспариваемого акта, решения;
- название закона или иного нормативного правового акта, на соответствие которому проверены оспариваемый акт, решение;
- указание на признание оспариваемого акта недействительным или решения незаконным полностью или в части и обязанность устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя либо на отказ в удовлетворении требования заявителя полностью или в части (ч. 4 ст. 201 АПК РФ);
7) в резолютивной части решения по делу об оспаривании действий, бездействия таможенных органов и их должностных лиц указываются:
- наименование таможенного органа или лица, совершивших оспариваемые действия (бездействие) и отказавших в совершении действий, принятии решений; сведения о действиях (бездействии), решениях;
- название закона или иного нормативного правового акта, на соответствие которым проверены оспариваемые действия (бездействие), решения;
- указание на признание оспариваемых действий (бездействия) незаконными и обязанность соответствующих государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц совершить определенные действия, принять решения или иным образом устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя в установленный судом срок либо на отказ в удовлетворении требования заявителя полностью или в части (ч. 5 ст. 201 АПК РФ).
В резолютивной части решения арбитражный суд может указать на необходимость сообщения суду соответствующими таможенным органом или лицом об исполнении решения суда (ч. 6 ст. 201 АПК РФ).
Решения арбитражного суда по делам об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) таможенных органов, должностных лиц подлежат немедленному исполнению, если иные сроки не установлены в решении суда (ч. 7 ст. 201 АПК РФ).
Копия решения арбитражного суда направляется в пятидневный срок со дня его принятия заявителю, в таможенный орган, должностным лицам, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие). Суд может также направить копию решения в вышестоящий в порядке подчиненности таможенный орган или вышестоящему в порядке подчиненности должностному лицу, прокурору, другим заинтересованным лицам (ч. 9 ст. 201 АПК РФ).
Статья 38. Порядок подачи жалобы на решение, действие (бездействие) таможенного органа или его должностного лица
Комментарий к статье 38
1. Часть 1 комментируемой статьи закрепляет положение о том, что жалоба на решение, действие (бездействие) таможенного органа или его должностного лица подается в вышестоящий таможенный орган. При этом вышестоящим таможенным органом для таможенного поста является таможня, в подчинении которой находится таможенный пост, для таможни, находящейся в подчинении регионального таможенного управления, - соответствующее региональное таможенное управление, для таможни, непосредственно подчиненной ФТС России, - ФТС России, для регионального таможенного управления - ФТС России. При этом жалоба может быть подана как непосредственно в вышестоящий таможенный орган, так и через таможенный орган, решения, действия, бездействие которого обжалуются.
2. При поступлении в таможенный орган жалобы, полномочия по рассмотрению которой отнесены к компетенции вышестоящего таможенного органа, таможенный орган, в который подана жалоба, должен направить ее в вышестоящий таможенный орган вместе с аргументированным заключением и подтверждающими материалами не позднее пяти рабочих дней со дня ее поступления.
Если в нижестоящем таможенном органе имеется информация об обращении лица с жалобой аналогичного содержания в суд, копия такой жалобы, а также определения суда о принятии ее к рассмотрению (повестки) или судебного решения прилагаются к жалобе, направляемой по принадлежности в вышестоящий таможенный орган.
Информация о судебном обжаловании, поступившая в таможенный орган после направления жалобы для рассмотрения в вышестоящий таможенный орган с аргументированным заключением и подтверждающими материалами, доводится до сведения таможенного органа, рассматривающего жалобу, незамедлительно, без дополнительного запроса вышестоящего таможенного органа и с направлением копий соответствующих документов.
Жалоба на решение, действие (бездействие) органа, не являющегося таможенным органом, или должностного лица органа, не являющегося таможенным органом, по принадлежности в вышестоящий таможенный орган не направляется. Обращение, содержащее вопросы, решение которых не входит в компетенцию таможенного органа, направляется в соответствии с требованиями ст. 8 Федерального закона от 2 мая 2006 г. N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" (далее - ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации") в течение 7 (семи) дней со дня регистрации в соответствующий орган, в компетенцию которого входит решение поставленных в обращении вопросов. Одновременно, но не позднее срока, установленного ч. 2 ст. 44 комментируемого Закона, лицо, направившее жалобу, уведомляется об отказе в ее рассмотрении по существу и переадресации обращения в соответствующий орган.
Таможенный орган, получивший жалобу на решение, действие (бездействие) таможенного органа иного региона деятельности, обязан направить ее по принадлежности в таможенный орган, правомочный рассмотреть данную жалобу.
Таможенный орган, получивший жалобу на решение, действие (бездействие) таможенных органов двух и более регионов деятельности, обязан направить ее по принадлежности в ФТС России.
Таможня, получившая жалобу на решение, действие (бездействие) двух и более таможенных постов одного региона деятельности, в случае если хотя бы один из них не подчинен данной таможне, обязана направить ее по принадлежности в вышестоящее региональное таможенное управление.
О направлении жалобы по принадлежности в вышестоящий таможенный орган либо в таможенный орган иного региона деятельности лицо, обратившееся с жалобой, уведомляется с указанием причин перенаправления жалобы и адреса таможенного органа, в который направлена жалоба.
3. Жалоба на решения, действия (бездействие) Федеральной таможенной службы России или его должностного лица подается непосредственно в Федеральную таможенную службу России.
Статья 39. Полномочия лиц при обжаловании решений, действий (бездействия) таможенного органа или его должностного лица. Участие представителей при обжаловании решений, действий (бездействия) таможенного органа или его должностного лица
Комментарий к статье 39
1. Анализ положений комментируемой статьи показывает, что в рассматриваемом Законе детально регламентированы требования к подтверждению полномочий лиц при обжаловании решений, действий (бездействия) таможенного органа или его должностного лица и участию представителей при обжаловании решений, действий (бездействия) таможенного органа или его должностного лица. Несоблюдение данного порядка является основанием для отказа в рассмотрении жалобы на решение, действие (бездействие) таможенного органа или его должностного лица по существу.
В соответствии со ст. 53 ГК РФ юридическое лицо приобретает гражданские права и принимает на себя гражданские обязанности через свои органы, действующие в соответствии с законом, иными правовыми актами и учредительными документами. Под органом юридического лица следует понимать лицо или совокупность лиц, уполномоченных в соответствии с законом, иными правовыми актами или учредительными документами осуществлять управление деятельностью юридического лица. Состав, порядок образования органов, а также распределение компетенции между ними зависят от организационно-правовой формы юридического лица и определяются законом и учредительными документами юридического лица. Органы юридического лица не могут рассматриваться как самостоятельные субъекты гражданских правоотношений и являются частью юридического лица.
По общему правилу юридическое лицо имеет как минимум два органа: орган, объединяющий (представляющий) учредителей (участников) юридического лица, а также исполнительный орган. В ГК РФ применительно к хозяйственным обществам и производственным кооперативам эти органы именуются соответственно высшим и исполнительным. Аналогичная классификация существует и в системе некоммерческих организаций (см. ст. ст. 29, 30 Федерального закона от 12 января 1996 г. N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях").
Задача высшего органа управления ограничивается формированием воли юридического лица, отнесенным к компетенции такого органа. Основная функция высшего органа управления некоммерческой организацией состоит в обеспечении соблюдения некоммерческой организацией целей, в интересах которых она была создана.
Исполнительный орган (директор, правление и т.п.) призван осуществлять волю юридического лица, выраженную в решениях учредителей (участников), при ведении текущих дел юридического лица (организации производства, совершении сделок и т.д.).
2. Согласно ч. 1 ст. 52 ГПК РФ права, свободы и законные интересы недееспособных или не обладающих полной дееспособностью граждан защищают их родители, усыновители, опекуны, попечители или иные лица, которым это право предоставлено Федеральным законом от 24 апреля 2008 г. N 48-ФЗ "Об опеке и попечительстве".
В соответствии со ст. 2 ФЗ "Об опеке и попечительстве" недееспособный гражданин - гражданин, признанный судом недееспособным по основаниям, предусмотренным ст. 29 ГК РФ; не полностью дееспособный гражданин - несовершеннолетний гражданин (за исключением лиц, приобретших гражданскую дееспособность в полном объеме до достижения ими совершеннолетия в случаях, установленных ст. ст. 21 и 27 ГК РФ) или гражданин, ограниченный судом в дееспособности по основаниям, предусмотренным ст. 30 ГК РФ. При этом, согласно ст. 21 ГК РФ, способность гражданина своими действиями приобретать и осуществлять гражданские права, создавать для себя гражданские обязанности и исполнять их (гражданская дееспособность) возникает в полном объеме с наступлением совершеннолетия, то есть по достижении восемнадцатилетнего возраста.
3. Полномочия представителя ликвидационной комиссии, выступающего от имени ликвидируемой организации, подтверждаются в соответствии с гражданским законодательством решением учредителей (участников) юридического лица либо органа юридического лица, уполномоченного на это учредительными документами, или суда о ликвидации юридического лица и решением о назначении ликвидационной комиссии.
Исходя из смысла п. 3 ст. 62 ГК РФ в процессе ликвидации ликвидационная комиссия (ликвидатор) выполняет функции соответствующих органов юридического лица по управлению внутренними и внешними делами юридического лица, в том числе выступает от имени ликвидируемого юридического лица в суде. В этот период необходимые юридические действия от имени общества совершаются руководителем ликвидационной комиссии, исходя из решений, принимаемых комиссией в пределах ее компетенции.
4. В интересах физического лица, индивидуального предпринимателя и организаций жалоба может быть подана адвокатом и иным оказывающим юридическую помощь лицом. Полномочия адвоката в соответствии с п. 2 ст. 6 Федерального закона от 31 мая 2002 г. N 63-ФЗ "Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации" удостоверяются ордером, выданным соответствующим адвокатским образованием, или доверенностью, содержащей поручение или право на подачу жалобы на решение, действие (бездействие) в области таможенного дела. Отсутствие в ордере либо доверенности указанных полномочий является основанием для отказа в рассмотрении жалобы по существу.
5. Жалоба, поданная в интересах юридического лица, может быть подписана единоличным исполнительным органом (генеральным директором, директором, президентом компании), то есть лицом, представляющим интересы организации в соответствии с законодательством государства, в котором зарегистрировано юридическое лицо (например, в соответствии со ст. 40 Федерального закона от 8 февраля 1998 г. N 14-ФЗ "Об обществах с ограниченной ответственностью"), либо лицом, полномочия которого подтверждаются надлежащим образом оформленной доверенностью (копия доверенности заверяется выдавшим ее лицом либо нотариусом в соответствии со ст. 185 ГК РФ).
Для подтверждения полномочий руководителя организации, действующего от имени организации, представляются следующие документы:
- документы, удостоверяющие его служебное положение, - приказ о назначении на должность либо решение участников организации (общества) или выписка из ЕГРЮЛ с отметкой налогового органа о ее выдаче со сроком давности не более года;
- учредительные документы - копия устава организации, зарегистрированного в налоговом органе, в качестве иных документов - учредительный договор и др., в том числе выписка из ЕГРЮЛ с отметкой налогового органа о ее выдаче и сроком давности не более года.
Документы, подтверждающие полномочия руководителя или представителя организации, должны быть приложены к жалобе и представлены либо в оригинале, либо надлежащим образом заверенных копиях. Допускается представление выписки из устава, содержащей необходимые для подтверждения полномочий сведения, а также копий выписки из ЕГРЮЛ, заверенных печатью организации.
Полномочия лиц, исполняющих обязанности руководителя организации, подтверждаются вышеуказанными документами, а также приказом об исполнении обязанностей.
6. Доверенность от имени организации должна быть подписана ее руководителем или иным уполномоченным лицом и скреплена печатью организации. При этом также должны быть представлены документы, подтверждающие полномочия лица, ее выдавшего.
Если доверенность заверена нотариально, представление иных документов не требуется, так как полномочия лица, ее выдавшего, проверяются нотариусом.
Доверенность от имени гражданина может быть удостоверена нотариально или в ином установленном федеральным законом порядке.
Доверенность от имени индивидуального предпринимателя должна быть им подписана и скреплена его печатью или может быть удостоверена нотариально или в ином установленном федеральным законом порядке.
Документы, составленные на иностранном языке либо удостоверенные компетентным органом иностранного государства, могут быть приняты в качестве подтверждающих полномочия лица, от имени которого подается жалоба, если они переведены на русский язык и легализованы или удостоверены путем проставления апостиля согласно порядку, установленному законодательством РФ, за исключением случаев, когда такая легализация или удостоверение не требуется. Если вместе с жалобой в качестве подтверждения соответствующих полномочий представляется ксерокопия апостилированной доверенности либо иного документа, она должна быть надлежащим образом заверена, то есть в этом случае заверена нотариусом на территории РФ.
7. Представитель, полномочия которого подтверждены в соответствии с указанной статьей, вправе совершать от имени представляемого им лица все действия, предусмотренные гл. 3 комментируемого Закона, включая подачу и подписание жалобы на решение, действие (бездействие) таможенного органа или его должностного лица, если иное не предусмотрено в доверенности или ином документе.
Принимая во внимание вышеизложенное, при решении вопроса о подтверждении полномочий лица, подающего жалобу на основании доверенности, необходимо изучить ее содержание и установить, предусматривает ли круг полномочий, представленный доверителем, право на обращение с жалобой в таможенные органы на решение, действие (бездействие) в области таможенного дела.
Статья 40. Сроки подачи жалобы на решение, действие (бездействие) таможенного органа или его должностного лица
Комментарий к статье 40
Анализируя положения комментируемой статьи, прежде всего следует отметить, что в соответствии со ст. 191 ГК РФ течение срока, определенного периодом, начинается на следующий день после календарной даты или наступления события, которыми определено его начало. Таким образом, отсчет сроков подачи жалобы начинается со следующего дня после дня, когда:
а) лицу стало известно (или должно было стать известно) о нарушении его прав, законных интересов и свобод или о незаконном возложении на него обязанностей;
б) истек срок, установленный в нормах действующего законодательства как Таможенного союза, так и актов законодательства РФ для принятия таможенным органом решения, совершения определенного действия.
Кроме того, при исчислении сроков подачи жалоб учитывается, что они исчисляются в календарных днях (т.е. при подсчете праздничные и нерабочие дни не исключаются).
Необходимо учитывать, что вышеуказанной нормой установлено только начало течения срока обжалования. Пунктом 5 ст. 5 ТК ТС предусмотрено, что срок, исчисляемый месяцами, истекает в соответствующее число последнего месяца срока. Если окончание срока, исчисляемого месяцами, приходится на такой месяц, в котором нет соответствующего числа, то срок истекает в последний день этого месяца.
Если жалоба подается заявителем непосредственно в таможенный орган нарочным, датой подачи считается дата регистрации жалобы в подразделении документационного обеспечения. Если заявитель направляет жалобу почтой, датой отправки считается дата, указанная на почтовом штемпеле, проставленном на конверте отделением связи. В случае направления жалобы посредством экспресс-перевозчика датой отправки жалобы является дата, указанная на накладной, сопровождающей конверт с жалобой.
В случае если информация о дате получения лицом обжалуемого решения отсутствует, необходимо принять меры для уточнения указанной даты через таможенный орган, направивший данное решение в адрес лица. В случае если необходимая информация в таможенном органе отсутствует, следует исходить из того, что данное решение было получено лицом в течение сроков, установленных для пересылки и доставки письменной корреспонденции в соответствии со ст. 16 Федерального закона от 17 июля 1999 г. N 176-ФЗ "О почтовой связи" и с Нормативами частоты сбора из почтовых ящиков, обмена, перевозки и доставки письменной корреспонденции, а также контрольными сроками пересылки письменной корреспонденции, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 24 марта 2006 г. N 160.
Статья 41. Восстановление срока для обжалования решения, действия (бездействия) таможенного органа или его должностного лица
Комментарий к статье 41
Сроки, указанные в ст. 40 комментируемого Закона, не продлеваются, в нормах Таможенного кодекса такая возможность не предусмотрена. Тем не менее в комментируемом Законе определены условия восстановления пропущенных сроков. В данном случае условием восстановления пропущенных сроков является наличие уважительной причины, по которой срок был пропущен.
Закон оставляет открытым вопрос о том, какая причина может быть признана уважительной. Необходимо учитывать фактические, конкретные обстоятельства дела. При этом следует отметить, что фактические обстоятельства дела, по которым срок был пропущен, могут быть признаны уважительными лишь по письменному заявлению лица, подавшего жалобу. По своей инициативе таможенный орган не вправе этот срок восстановить, и он восстанавливается только таможенным органом, который правомочен эту жалобу рассмотреть (например, вышестоящим таможенным органом, если обжаловано решение начальника таможенного органа).
При решении вопроса о восстановлении пропущенного срока обжалования следует исходить из того, что возможность признания указанной заявителем причины уважительной должна определяться индивидуально в каждом конкретном случае с учетом всех обстоятельств. В качестве оснований для восстановления пропущенного срока могут служить обстоятельства, затруднившие своевременное получение информации об обжалуемом решении, действии (бездействии), либо обстоятельства, ставшие препятствием для обращения с жалобой в установленные сроки.
Заявление о восстановлении срока для подачи жалобы может быть подано как в виде самостоятельного документа, так и содержаться в тексте жалобы.
Восстановление срока для обжалования выражается в фактическом принятии жалобы к рассмотрению и не требует вынесения отдельного решения. Причины отказа в восстановлении срока обжалования отражаются в решении об отказе в рассмотрении жалобы по существу.
Статья 42. Форма и содержание жалобы на решение, действие (бездействие) таможенного органа или его должностного лица
Комментарий к статье 42
Анализ ч. ч. 1 и 2 комментируемой статьи показывает, что жалоба на решения, действия, бездействие должностного лица или таможенного органа должна быть подана исключительно в письменной форме, поскольку устные заявления с жалобой во внимание не принимаются.
Обязательным требованием является наличие собственноручной подписи лица либо его представителя (если это юридическое лицо, то также необходимо, чтобы подпись была скреплена печатью).
Жалоба, поступившая по информационным системам общего пользования (факс, электронная почта), посредством телеграфной связи, а также с использованием для ее подписания аналогов собственноручной подписи (например, факсимиле), считается поданной без соблюдения требования о ее подписании.
Для жалобы лица, чьи права, по его мнению, нарушены, подаваемой представителем, необходимым требованием также является наличие документов, подтверждающих его полномочия (доверенности либо устава (положения) и приказа о назначении).
Кроме того, жалоба должна обязательно содержать те сведения, которые прямо перечислены в ч. 2 комментируемой статьи. Отсутствие хотя бы одного из этих сведений служит основанием для отказа от ее рассмотрения. Тем не менее ч. 2 комментируемой статьи не препятствует тому, чтобы в жалобу были включены иные сведения (т.е. прямо не указанные в комментируемой статье).
По общему правилу лицо, которое подает жалобу, может не прилагать к ней документы, которые подтверждают обоснованность жалобы и содержат доводы в ее пользу. Однако таможенный орган, который рассматривает жалобу, вправе запросить в письменной форме у заявителя такие документы, поскольку они отсутствуют у таможенных органов, рассматривающих жалобу, но необходимы, поскольку они имеют существенное значение для правильного рассмотрения жалобы.
При направлении таможенным органом запроса лицу срок рассмотрения жалобы приостанавливается (до момента представления запрошенных документов). В своем запросе таможенный орган извещает заявителя о приостановлении сроков рассмотрения жалобы. При этом максимальный срок приостановления не может превышать трех календарных месяцев. Таможенным кодексом не предусматривается продление этого срока.
В случае если лицо, у которого документы были запрошены, не представило их в таможенный орган, независимо от причин, по которым лицом не были представлены документы, таможенный орган обязан тем не менее рассмотреть жалобу и вынести решение на основании имеющейся информации, без учета доводов, в подтверждение которых не были представлены запрошенные документы. При таких обстоятельствах решение будет носить скорее формальный, чем объективный, характер.
Статья 43. Последствия подачи жалобы на решение, действие таможенного органа или его должностного лица
Комментарий к статье 43
Положения ч. 1 комментируемой статьи исходят из того, что по общему правилу подача жалобы не влечет приостановление исполнения обжалуемых действий или решений и в том случае, если в жалобе содержится ходатайство о приостановлении.
Тем не менее таможенный орган по своему усмотрению может (хотя и не обязан) приостановить исполнение решения, если сочтет, что исполнение обжалуемого решения или действия не соответствует законодательству, таможенному законодательству Таможенного союза и законодательству РФ о таможенном деле, либо когда неприостановление исполнения решения, действия может иметь необратимый характер (например, товар может быть полностью или частично уничтожен, испорчен, что повлечет значительный ущерб заявителю). При этом таможенный орган вправе полностью или частично приостановить исполнение решения или действия по существу жалобы.
Статья 44. Основания для отказа в рассмотрении жалобы на решение, действие (бездействие) таможенного органа или его должностного лица по существу
Комментарий к статье 44
1. Согласно правилам, установленным ч. 1 ст. 44, таможенный орган обязан отказать в рассмотрении жалобы при наличии хотя бы одного из оснований, указанных в п. п. 1 - 9 ч. 1 комментируемой статьи.
В своем решении об отказе рассмотреть жалобу таможенный орган должен указать конкретное основание такого отказа.
При принятии решения об отказе в рассмотрении жалобы по существу на основании п. 1 ч. 1 комментируемой статьи ввиду пропуска установленных сроков обжалования следует исходить из того, что жалоба считается поданной в срок, если она подана в вышестоящий таможенный орган непосредственно либо через таможенный орган, решение, действие (бездействие) которого обжалуется, либо отправлена по почте до истечения последнего дня срока, установленного ст. 40 комментируемого Закона.
Если из текста жалобы не представляется возможным установить обстоятельства, позволяющие идентифицировать решение, действие (бездействие), с принятием, совершением (допущением) которого заявитель не согласен, такая жалоба не содержит существа обжалуемого решения, действия (бездействия) и в ее рассмотрении должно быть отказано на основании п. 2 ч. 1 комментируемой статьи.
Статьей 39 комментируемого Закона установлены требования к подтверждению полномочий лиц при обжаловании решений, действий (бездействия) таможенного органа или его должностного лица и участию представителей при обжаловании решений, действий (бездействия) таможенного органа или его должностного лица.
В рассмотрении жалобы, поданной лицом, полномочия которого не подтверждены в порядке, установленном вышеуказанной статьей комментируемого Закона, должно быть отказано на основании п. 5 ч. 1 комментируемой статьи. Если из представленных документов невозможно сделать однозначный вывод о наличии у лица, подавшего жалобу, права на представление интересов, принимается решение об отказе в рассмотрении жалобы по существу.
В случае подачи жалобы лицом, права, свободы или законные интересы которого не были затронуты, которому не созданы препятствия к их реализации и на которого не возлагалась какая-либо обязанность вследствие того, что обжалуемое решение, действие (бездействие) принималось, совершалось (допускалось) в отношении иного лица (например, в случае, когда декларирование товаров осуществлялось одним лицом, а жалобу подает лицо, которое приобрело этот товар после его выпуска для свободного обращения на таможенной территории Таможенного союза), в рассмотрении такой жалобы отказывается на основании п. 6 ч. 1 комментируемой статьи.
С учетом положений п. 7 ч. 1 комментируемой статьи не может быть принята к рассмотрению жалоба на решение, действие (бездействие), по своему характеру не нарушающее прав, свобод или законных интересов заявителя, не создающее препятствий к их реализации и не возлагающее на него дополнительные обязанности (например, акт камеральной таможенной проверки, заключение эксперта о качественных характеристиках товаров, письмо информационного характера).
При поступлении в таможенный орган жалобы, аналогичной по содержанию жалобе, рассмотренной по существу этим же таможенным органом в отношении того же заявителя и о том же предмете жалобы, в ее рассмотрении таможенный орган отказывает на основании п. 8 ч. 1 комментируемой статьи.
Если в ходе рассмотрения жалобы принято решение в соответствии с ч. 3 ст. 42 комментируемого Закона о приостановлении срока ее рассмотрения до представления лицом запрошенных таможенным органом документов и сведений, необходимых для подтверждения факта принятия обжалуемого решения, совершения действия (бездействия), и заявителем не представлены данные документы, принимается решение об отказе в рассмотрении жалобы по существу.
2. Решение об отказе в рассмотрении жалобы по существу:
1) должно быть принято в сроки, прямо указанные в ч. 2 комментируемой статьи, т.е. не позднее пяти рабочих дней;
2) может быть обжаловано в вышестоящий таможенный орган (вплоть до ФТС России) или в судебном порядке.
Статья 45. Отзыв жалобы на решение, действие (бездействие) таможенного органа или его должностного лица
Комментарий к статье 45
Предусмотренный комментируемой статьей отзыв жалобы может быть принят таможенным органом, если он оформлен с соблюдением требований, предусмотренных ч. 1 ст. 42 комментируемого Закона для подачи жалобы (письменная форма и наличие собственноручной подписи лица, обратившегося с заявлением об отзыве жалобы).
Лицо, обратившееся с заявлением об отзыве жалобы посредством информационных систем общего пользования (факс, электронная почта), а также посредством телеграфной связи, незамедлительно уведомляется о невозможности его рассмотрения до поступления заявления об отзыве с соблюдением требований к его подписанию независимо от наличия ссылки в тексте заявления об отзыве на последующую его досылку почтой. В этом случае рассмотрение жалобы продолжается до поступления почтовой досылки заявления об отзыве жалобы. Использование аналогов собственноручной подписи для подписания отзыва жалобы не допускается.
В случае если жалоба, поданная заявителем, отзывается другим лицом, таможенный орган, рассматривающий жалобу, обязан удостовериться в наличии полномочий у такого лица. В случае направления отзыва жалобы неуполномоченным лицом в его адрес направляется письмо, в котором со ссылкой на ч. 1 ст. 36 комментируемого Закона и ч. 1 комментируемой статьи разъясняется о невозможности принятия отзыва жалобы. В данном случае об отказе в принятии отзыва уведомляется также лицо, в интересах которого подана жалоба.
О принятии отзыва жалобы и прекращении ее рассмотрения письмом таможенного органа информируется лицо, обратившееся с заявлением, с разъяснением права на подачу повторной жалобы в пределах сроков, установленных ст. 40 комментируемого Закона. Копия письма таможенного органа о принятии отзыва жалобы направляется для сведения в таможенный орган, решение, действие (бездействие) которого обжаловалось.
Заявление об отзыве и копия письма таможенного органа о принятии отзыва жалобы подшиваются в дело по жалобе.
Удовлетворение заявления об отзыве жалобы является обстоятельством, исключающим право таможенного органа, рассматривающего жалобу, на принятие решения по жалобе. Вместе с тем отзыв жалобы не лишает вышестоящий таможенный орган права проверить правомерность принятого решения, совершенного действия (бездействия) в порядке ведомственного контроля.
Статья 46. Таможенный орган, рассматривающий жалобу на решение, действие (бездействие) таможенного органа или его должностного лица
Комментарий к статье 46
Комментируемая статья определяет компетенцию таможенных органов по рассмотрению жалоб на решения, действия (бездействие) в области таможенного дела. Исходя из указанной статьи каждый вышестоящий таможенный орган рассматривает жалобы на решения, действия (бездействие) нижестоящих таможенных органов, а также начальников нижестоящих таможенных органов.
Согласно ч. 1 ст. 10 комментируемого Закона таможенными органами являются ФТС России, региональные таможенные управления, таможни и таможенные посты. ФТС России является федеральным органом исполнительной власти и осуществляет общий контроль за деятельностью всех таможенных органов. В соответствии с установленной структурой каждое региональное таможенное управление контролирует таможни, находящиеся в регионе его деятельности, каждая таможня, в свою очередь, - таможенные посты, расположенные на подведомственной ей территории. Общий порядок не исключает права ФТС России принять к своему производству поданную ему жалобу на решение, действие (бездействие) таможни или таможенного поста, если в связи с особой важностью затронутых в жалобе вопросов либо по иным причинам считает целесообразным самостоятельно принять решение по жалобе. Такими же полномочиями обладает и региональное таможенное управление в отношении жалоб на решения, действия (бездействие) подчиненных таможенных постов.
Положения ч. ч. 1 и 2 комментируемой статьи согласуются с порядком подачи жалобы, закрепленным в ч. 1 ст. 38 комментируемого Закона, согласно которому жалоба на решение, действие (бездействие) таможенного органа или его должностного лица подается в вышестоящий таможенный орган. Жалоба на решение, действие (бездействие) таможенного органа или его должностного лица может быть подана как непосредственно в вышестоящий таможенный орган, так и через таможенный орган, решение, действие (бездействие) которого или должностного лица которого обжалуется.
Однако комментируемая статья не учитывает особенности обжалования решений, действий (бездействия) ФТС России, которые согласно ч. 3 ст. 38 комментируемого Закона обжалуются в этот орган. Учитывая закрепление такого порядка обжалования, отсутствие соответствующей оговорки в комментируемой статье является исключительно техническим упущением и не должно толковаться правоприменительными органами как невозможность рассмотрения жалоб на решения, действия (бездействие) ФТС России.
Часть 2 комментируемой статьи содержит важную норму о недопустимости передачи жалобы для рассмотрения лицу, принявшему обжалуемое решение, совершившему обжалуемое действие (бездействие) или нижестоящему по отношению к нему лицу. Запрет направлять жалобы граждан для разрешения тем органам или должностным лицам, действия которых обжаловались, содержится в п. 6 ст. 8 ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации". В соответствии с функциональными обязанностями проект решения по жалобе подготавливается правовым отделом.
Статья 47. Сроки рассмотрения жалобы на решение, действие (бездействие) таможенного органа или его должностного лица
Комментарий к статье 47
В соответствии с ч. 1 комментируемой статьи жалоба должна быть рассмотрена таможенным органом в течение одного месяца со дня ее поступления в таможенный орган, правомочный рассматривать указанную жалобу. Течение срока рассмотрения жалобы начинается со дня ее поступления в таможенный орган (ее регистрация в установленном порядке - дата регистрации входящего номера проставляется в отделе документационного обеспечения). При необходимости этот срок может быть продлен, но не более, чем еще на один месяц.
Решение о продлении срока рассмотрения жалобы принимается начальником таможенного органа, рассматривающего жалобу, или должностным лицом таможенного органа, им уполномоченным в соответствии с приказом таможенного органа, в виде резолюции на докладной записке (для уполномоченного лица - на ходатайстве о продлении срока рассмотрения жалобы) соответствующего должностного лица.
Докладная записка о продлении срока рассмотрения жалобы либо ходатайство должны содержать:
- наименование заявителя;
- дату поступления жалобы в таможенный орган и входящий номер;
- краткое изложение существа обжалованного решения, действия (бездействия);
- сведения о стадии, в которой находится рассмотрение жалобы;
- правовое основание для продления срока рассмотрения жалобы.
Продление срока рассмотрения жалобы и информирование лица, подавшего жалобу, должно быть совершено до истечения срока рассмотрения жалобы, установленного ч. 1 комментируемой статьи.
Письмо таможенного органа в адрес лица должно содержать причины продления срока рассмотрения жалобы и правовое основание для его продления.
Статья 48. Решение таможенного органа по жалобе на решение, действие (бездействие) таможенного органа или его должностного лица
Комментарий к статье 48
Решение таможенного органа по жалобе состоит из вводной, установочной, мотивировочной и резолютивной частей.
Вводная часть должна содержать реквизиты поступившей жалобы со всеми дополнениями к ней. Обозначаемый в вводной части круг обжалуемых решений, действий (бездействия) должен совпадать с решениями, действиями (бездействием), правомерности которых дается оценка в резолютивной части решения по жалобе.
Установочная часть должна содержать описание существа предмета обжалования, реквизиты обжалуемых решений, краткое содержание доводов заявителя, имеющих правовой характер, доводов и оснований принятого решения, совершенного действия (допущенного бездействия), обстоятельств его принятия, совершения (допущения), описание имеющих юридическое значение событий, предшествовавших принятию решения, совершению действия (допущению бездействия), иных обстоятельств, установленных при рассмотрении жалобы, а также сведения, отражающие процессуальную сторону рассмотрения жалобы (отказ в рассмотрении жалобы в части, продление либо приостановление срока рассмотрения жалобы, если он продлевался либо приостанавливался и др.).
Мотивировочная часть содержит правовую оценку решения, действия (бездействия), которое является предметом обжалования, доводы и основания принятого решения, совершенного действия (допущенного бездействия), аргументированные ссылками на нормы таможенного законодательства Таможенного союза и законодательства Российской Федерации о таможенном деле и иные нормативные правовые акты во взаимосвязи с фактическими обстоятельствами, установленными при рассмотрении жалобы. При этом в обоснование принятого решения не допускаются ссылки на письма разъяснительного характера.
В случае отказа в удовлетворении жалобы в этой части решения должна быть дана оценка также каждому доводу правового характера, изложенному в жалобе.
В мотивировочной части решения по жалобе указываются только те процессуальные нарушения, допущенные таможенным органом, которые служат основанием для принятия решения по жалобе либо на основе которых в решении делаются выводы, имеющие значение для его принятия. На выявленные при рассмотрении жалобы иные нарушения внимание таможенного органа может быть обращено в письме, сопровождающем направление решения.
Резолютивная часть содержит формализованное решение таможенного органа, предусмотренное ч. ч. 3 и 4 комментируемой статьи, с указанием, какие именно решения, действия (бездействие) признаны правомерными (неправомерными) исходя из определенного предмета обжалования.
Если в результате отмены обжалованного решения или признания неправомерным обжалованного действия (бездействия) должно быть принято новое решение или приняты меры в целях устранения допущенных нарушений, в резолютивной части указывается, какое новое решение или какие меры должны быть приняты таможенным органом, рассмотревшим жалобу, если их принятие относится к его компетенции, либо указывается, какое новое решение или какие меры должны быть приняты таможенным органом, решение которого признано неправомерным и отменено, либо действие (бездействие) которого признано неправомерным, и устанавливается срок реализации решения со ссылкой на ч. 5 комментируемой статьи.
Резолютивная часть решения не должна содержать указаний о принятии мер, не связанных с устранением последствий решения, действия (бездействия), признанного неправомерным, рекомендаций общего характера, указаний о применении мер дисциплинарного воздействия.
Устранение в ходе рассмотрения жалобы нарушений, послуживших основанием для обжалования решения, действия (бездействия), не является обстоятельством, исключающим принятие решения по существу жалобы. В этом случае в мотивировочной части указывается, кем и какие меры были приняты, а в резолютивной части - на отсутствие необходимости принятия дополнительных мер в связи с устранением допущенных нарушений.
При указании сведений о порядке обжалования принятого решения указывается:
- для физических лиц - ссылка на ст. 254 ГПК РФ;
- для юридических лиц - ссылка на ст. 198 АПК РФ.
При разъяснении порядка обжалования приводятся положения этих статей, а при наличии возможности - также наименования конкретных судов и их адреса.
При принятии решения по жалобе, поданной несколькими заявителями, либо если предметом обжалования являются решения, действия (бездействие) нескольких таможенных органов, возможно вынесение решений в количестве, равном количеству заявителей либо количеству таможенных органов.
В адрес заявителя копия решения по жалобе направляется с сопроводительным письмом. При необходимости лицу, обратившемуся с жалобой, в письме могут быть даны разъяснения положений таможенного законодательства, связанные с последующей реализацией решения по жалобе либо направленные на устранение предпосылок, способствующих возникновению аналогичных споров.
В таможенный орган, решение, действие (бездействие) которого было предметом обжалования, с сопроводительным письмом направляются:
- в случае удовлетворения жалобы - оригинал решения по жалобе;
- в случае отказа в удовлетворении жалобы - копия решения по жалобе.
В случаях, когда в соответствии с требованиями ч. 4 комментируемой статьи решение по жалобе содержит указание таможенному органу, решение которого признано неправомерным и отменено, принять новое решение в соответствии с таможенным законодательством либо предпринять меры, направленные на устранение допущенных нарушений, в сопроводительном письме о направлении решения устанавливается срок информирования вышестоящего таможенного органа о действиях по реализации решения по жалобе. Таможенный орган, вынесший решение по жалобе, осуществляет контроль за сроками и полнотой реализации решения по жалобе.
Если решение по жалобе предусматривает возложение обязанности на таможенный орган по принятию нового решения в соответствии с законодательством РФ либо определяет меры, которые должны быть приняты в целях устранения допущенных нарушений, таможенный орган в соответствии с ч. 4 комментируемой статьи в течение 10 рабочих дней с момента поступления указанного решения или в иной установленный в решении срок должен принять меры для реализации решения по жалобе.
Об исполнении решения по жалобе докладывается вышестоящему таможенному органу, принявшему решение по жалобе и осуществляющему контроль за реализацией решения по жалобе, с приложением копий документов, подтверждающих принятие соответствующих решений, совершенных действий.
Статья 49. Упрощенный порядок обжалования решения, действия (бездействия) должностного лица таможенного органа
Комментарий к статье 49
Упрощенный порядок обжалования призван облегчить процедуру обжалования в определенных случаях, не требующих долгого разбирательства, и предполагает подачу устной жалобы вышестоящему должностному лицу и ее безотлагательное рассмотрение непосредственно на месте возникновения спорной ситуации.
Упрощенный порядок обжалования может быть применен только при соблюдении следующих условий в совокупности:
- предметом обжалования является решение, действие (бездействие) должностного лица таможенного поста (включая начальника таможенного поста) или таможни. Обжалование решений региональных таможенных управлений, а также ФТС России и их должностных лиц в упрощенном порядке не предусмотрено;
- обжалуемое решение, действие (бездействие) принято в связи с ввозом в Российскую Федерацию и (или) вывозом из Российской Федерации одного транспортного средства и товаров, стоимость которых не превышает 1,5 млн. руб.
Комментируемая статья не содержит ограничений на применение упрощенного порядка обжалования юридическими лицами, однако установленные стоимостные пределы позволяют сделать вывод о том, что основными потенциальными "пользователями" упрощенного порядка все же будут являться физические лица.
Обращение к вышестоящему должностному лицу с устной жалобой на решение, действие (бездействие) его подчиненного является основанием для безотлагательных действий соответствующего лица по рассмотрению этой жалобы (выяснения обстоятельств дела, заслушивания доводов заявителя, проверки обоснованности принятого решения или совершенного действия и непосредственно принятия решения по жалобе). Формулировка "подлежит безотлагательному рассмотрению", примененная в статье, не предполагает возможности продления срока рассмотрения жалобы, предусмотренной процедурой рассмотрения жалобы в рамках общего порядка обжалования. Вместе с тем из такой формулировки не следует и обязанность сиюминутного рассмотрения жалобы. Так, рассмотрение жалобы, поданной в конце рабочего дня, может быть перенесено на следующий день.
Установленная устная форма жалобы в отличие от письменной не подразумевает соблюдение каких-либо конкретных требований относительно ее содержания, кроме тех, которые должны исходить непосредственно из обстановки.
Гарантией того, что устная жалоба не останется без внимания со стороны лица, которому она адресована, служит закрепленное право лица потребовать составления акта о рассмотрении жалобы в упрощенном порядке. Акт о рассмотрении жалобы в упрощенном порядке, подписываемый как должностным лицом таможенного органа, рассматривающим жалобу, так и самим заявителем, служит документом, в котором содержатся все необходимые сведения об обстоятельствах обжалования (с указанием данных о заявителе, существе дела и принятом решении по жалобе). Представляется, что подобная форма документирования процесса и результатов обжалования позволит решить две задачи: упростить документооборот и в то же время должным образом зафиксировать необходимые сведения об обжаловании. В целях реализации указанной нормы форма указанного акта определена ФТС России.
Упрощенный порядок обжалования решений, действий (бездействия) таможенных органов и их должностных лиц является альтернативным по отношению к общему порядку и не исключает его. Согласно ч. 5 ст. 49 комментируемого Закона применение упрощенного порядка обжалования (так же как и его неприменение) не лишает лицо права обратиться с жалобой в таможенные органы в соответствии с общим порядком.
- Раздел I. Общие положения
- Глава 1. Таможенное регулирование и таможенное дело
- Глава 2. Таможенные органы
- § 1. Система таможенных органов
- § 2. Обязанности, права и ответственность таможенных
- § 3. Применение должностными лицами таможенных
- § 4. Обеспечение деятельности таможенных органов
- Глава 3. Обжалование решений, действий (бездействия)
- Глава 4. Информирование и консультирование
- Глава 5. Деятельность в сфере таможенного дела
- § 1. Общие положения
- § 2. Таможенный представитель
- § 3. Таможенный перевозчик
- § 4. Владелец склада временного хранения
- § 5. Владелец таможенного склада
- § 6. Владелец магазина беспошлинной торговли
- Глава 6. Уполномоченный экономический оператор
- Глава 7. Информационные системы и информационные технологии
- Глава 8. Таможенная статистика
- Глава 9. Классификация товаров по товарной номенклатуре
- Глава 10. Страна происхождения товаров
- Глава 11. Таможенная стоимость товаров
- Раздел II. Таможенные платежи
- Глава 12. Общие положения об уплате таможенных платежей
- Глава 13. Авансовые платежи
- Глава 14. Таможенные сборы
- Глава 15. Изменение срока уплаты таможенных пошлин, налогов
- Глава 16. Обеспечение уплаты таможенных пошлин, налогов
- Глава 17. Возврат (зачет) таможенных пошлин, налогов и иных
- Глава 18. Взыскание таможенных платежей
- Раздел III. Таможенный контроль
- Глава 19. Общие положения о таможенном контроле
- Глава 20. Формы и порядок проведения таможенного контроля
- Глава 21. Основания и порядок распоряжения товарами,
- Раздел IV. Ввоз товаров в российскую федерацию и их вывоз
- Глава 22. Основные положения о ввозе товаров в российскую
- Глава 23. Временное хранение товаров
- Раздел V. Таможенные операции, связанные с помещением
- Глава 24. Таможенное декларирование
- Глава 25. Выпуск товаров
- Раздел VI. Таможенные процедуры
- Глава 26. Общие положения о таможенных процедурах
- Глава 27. Таможенная процедура выпуска
- Глава 28. Таможенная процедура экспорта
- Глава 29. Таможенная процедура таможенного транзита
- Глава 30. Таможенная процедура таможенного склада
- Глава 31. Таможенная процедура переработки
- Часть 3 комментируемой статьи также содержит нормы, ограничивающие перечень причин принятия таможенным органом решения об отказе в продлении срока переработки.
- Часть 7 комментируемой статьи определяет случаи отказа таможенного органа в выдаче разрешения на переработку товаров на таможенной территории:
- Глава 32. Таможенная процедура переработки
- Часть 3 комментируемой статьи также содержит нормы, ограничивающие перечень причин принятия таможенным органом решения об отказе в продлении срока переработки.
- Часть 7 комментируемой статьи определяет случаи отказа таможенного органа в выдаче разрешения на переработку товаров вне таможенной территории:
- Глава 33. Таможенная процедура переработки
- Часть 3 комментируемой статьи также содержит нормы, ограничивающие перечень причин принятия таможенным органом решения об отказе в продлении срока переработки.
- Часть 6 комментируемой статьи определяет случаи отказа таможенного органа в выдаче разрешения на переработку товаров для внутреннего потребления:
- Глава 34. Таможенная процедура временного ввоза (допуска)
- Глава 35. Таможенная процедура временного вывоза
- Глава 36. Таможенная процедура реимпорта
- Глава 37. Таможенная процедура реэкспорта
- Глава 38. Таможенная процедура беспошлинной торговли
- Глава 39. Таможенная процедура уничтожения
- Глава 40. Таможенная процедура отказа в пользу государства
- Глава 41. Специальная таможенная процедура
- Раздел VII. Особенности совершения таможенных операций
- Глава 42. Меры по защите прав на объекты
- Глава 43. Особенности перемещения товаров трубопроводным
- Глава 44. Ввоз и вывоз транспортных средств
- Глава 45. Ввоз и вывоз товаров в международных
- Глава 46. Контролируемая поставка товаров
- Раздел VIII. Заключительные и переходные положения
- Глава 47. Заключительные положения